Научные основы менеджмента. Предмет и метод. Менеджмент. Основы менеджмента

Менеджмент - это самостоятельная отрасль знаний, которая требует вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная отрасль, которую правильнее назвать "управленческим мнением", сочетающую в себе науку, опыт, "ноу-хау", которые приумножены управленческим искусством. На управленческое мнение влияют достижения многих наук, и эволюция управления как раз и заключается в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, которые производят продукцию и используют самые разнообразные ресурсы.

Под научными основами управления понимают систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Потом была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и росте объёма производства.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это теория научного управления, теория административного управления, теория управления с позиций психологии и человеческих отношений, теория управления с позиции науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США, её основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, которые используются в науке и технике, могут эффективно использоваться в практической деятельности организации для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления была направлена на разработку решения общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определённую иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать её целей.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы при помощи других людей". Исследования, проведённые психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономичные силы, а различные потребности, которые не могут удовлетвориться деньгами.

Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория. Её основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности человеческих ресурсов. Отсюда - исследования различных аспектов социального взаимодействия: мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основная цель этой концепции - это попытка помочь рабочему создать собственные возможности на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Много проблем и спорных вопросов менеджмента можно решить рациональным, логическим, объективным и систематическим способами. Пусть менеджеры пытаются насколько это возможно быть учёными, но они часто должны решать проблемы на основании интуиции, опыта, интеллекта и личной проницательности. Полагаясь на концептуальные, межличностные и коммуникативные навыки, менеджер вынужден выбрать между разными вариантами действий, который имеют одинаково привлекательный вид. Поэтому менеджеры должны соединять элементы интуиции и личную проницательность с подтверждёнными данными и объективными фактами.

Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определённая категория людей - именно менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

Известные всем признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства.

Наука управления ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем воплощается в элементах материального производства.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В результате освоения материалов, изложенных в главе 1, у обучающихся формируются:

Общекультурные компетенции (ОК): ОК-8, ОК-14, ОК-16 Профессиональные компетенции (ПК): ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-20, ПК-29, ПК-34, ПК-39, ПК-40, ПК-48

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

  • ? Изучение и усвоение материалов, излагаемых в главе 1, позволит: знать:
  • ? сущность и содержание системы управления;
  • ? цели, задачи и принципы современного менеджмента;
  • ? содержание функций управления производством;
  • ? существующие подходы к оценке эффективности управления;
  • ? идентифицировать элементы системы управления;
  • ? систематизировать методы и принципы управления;
  • ? организовать осуществление функций управления;
  • ? оценить содержание процессов функционирования системы управления и их эффективность;
  • ? современными методами осуществления процессов управления и анализа состояния системы менеджмента фирмы;
  • ? навыками применения теории информации для целей управления.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

Система знаний об управлении общественным производством называется научными основами управления. Науку управления условно можно разделить на три части: методологические принципы управления, теоретические основы управления и системы конкретных управленческих наук об элементах, функциях и методах управления.

Теория управления общественным производством возникла на стыке общественных и прикладных областей знаний и в отличие от других наук исследует и разрабатывает пути их комплексного воздействия на общественное производство. Если экономические науки, имея своим предметом производственные отношения, рассматривают все явления общественной жизни, исходя из законов общественного воспроизводства, то прикладные науки изучают формы и методы управления производством, его цели и средства, а они определяются уровнем развития экономики. Изучая науку управления производством, следует исходить из сущности управления как функции общественного труда.

В общем случае теория управления изучает общие принципы управления вне зависимости от объекта, общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике.

Теория управления исходит из единой схемы управления, характерной для всех ее форм и видов (рис. 1.1).

Согласно этой схеме, субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, принимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с полученным сигналом. О том, что объект принял и отработал команду (отреагировал на управляющее воздействие), субъект управления узнает по обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает первоначально выданный сигнал удачным.

Особенностью схемы управления в экономике (как и в других областях) является необходимость ее эффективной организации.

Системный подход применительно к описанию системы «управление» оперирует понятиями «вход», «процесс», «выход», «обратная связь». В качестве примера процесс производства представлен в виде такой системной модели управления (рис. 1.2). В ней - две составляющие:

  • производство - как объект управления (ОУ);
  • управление процессом - субъект управления (СУ).

Управляющая подсистема (субъект управления СУ) - совокупность подразделений, образующих в соответствии с иерархией объекта управления управляющие подсистемы, наделенные определенными правами для решения задач и выполнения конкретных функций. Эти подразделения составляют службы планирования, маркетинга, контроля качества, управления материально-производственными запасами и др.

Рис. 1.1.


Рис. 1.2.

Управляемая подсистема (объект управления ОУ): рабочие группы, функциональные подразделения, организации, фирмы, корпорации и т.п.

Связь управляющей подсистемы с управляемой называется прямой связью. Это - входы в систему управления, они представлены в виде вектора входных переменных (совокупность всех видов ресурсов) на каждый момент времени:

Противоположная по направлению действия связь называется обратной - вектор выходных переменных (виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг)

Параметры управляющих воздействий (приказы, распоряжения, технические и экономические условия производственных процессов, нормы, стандарты) описывает вектор:

Параметры характеризуют условия протекания процесса и могут стабилизировать и дестабилизировать процесс.

Управляющая система должна обрабатывать всю информацию, поступающую из внешней среды (через входы и выходы управляемой подсистемы) и объекта управления, и вырабатывать решения в области планирования, маркетинга, контроля качества, управления запасами, управления производительностью и др.

Есть несколько основных особенностей управления организацией. Первая - необходимость достоверной информации о предшествующих и текущих внешних воздействиях, в том числе о наличии всех видов ресурсов, процессах реализации продукции и услуг, состоянии внешней среды. Вторая - наличие определенной структуры, отражающей контуры управления, отделяющей ее от внешней среды, но позволяющей на нее реагировать. Наконец, процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, управление не имеет смысла.

Организационная система может быть представлена как модель общей теории систем (рис. 1.3). Она характеризуется сегментами и связями между ними. Организационная система приобретает затрачиваемые потом факторы (Q "/ - натуральное количество фактора, i - номер фактора) по известным ценам (Pf - цена или стоимость фактора): основные виды (энергия, капитал, информация, материалы и др.) и подвиды (труд рабочих, управленческий труд, нефть, газ, электричество, сталь, дерево, бумага) ресурсов.

«Черный ящик» и «белый ящик» имитируют наличие и достоверность информации в процессе управления, т.е. то, что менеджеры знают и чего они не знают о деятельности своей фирмы. Иными словами, «черный ящик» - объект, который воспринимает входные сигналы и генерирует выходные сигналы, предварительно ассоциируя их с входом по некоторому закону. «Белый ящик» - система, состоящая из известных компонентов, соединенных известным образом и преобразующих сигналы по известным алгоритмам или за-


Рис. 1.3. Схема-модель управления производством на фирме конам. И чем «прозрачнее» механизм хозяйствования, тем эффективнее управление, результативнее деятельность фирмы, выше уровень ее культуры, комфортнее работникам фирмы (см. рис. 1.3).

Особенности снабжения и реализации в разных организациях могут отличаться, но все они выполняют примерно одинаковые функции.

С позиции анализа, измерения, разработки системы управления эффективностью производства необходимо определить контуры системы управления, или границы организационной системы. Границы определяются теми пунктами, где элементы вне системы обмениваются ресурсами с элементами внутри системы. Когда установлены границы, можно установить единицу анализа, или рамки системы измерения (на рис. 1.3 границы обозначены пунктирной линией). Если границы не определены, процесс измерения становится запутанным и неэффективным. Большая часть трудностей в процессе измерения эффективности связана с неудовлетворительным определением единиц измерения.

Рост экономических показателей производства зависит от многих факторов: степени развития, разделения и кооперации труда, использования результатов НТП, экономических ресурсов, форм стимулирования высокопроизводительного труда и т.д., но в первую очередь - от степени интегрирования указанных факторов при их использовании и нацеленной на повышение продуктивности функционирования фирмы. Следует заметить, что применение того или иного фактора вне связи с другими еще не обеспечивает оптимального экономического развития производства.

Указанные функции выполняет функция управления. Управление в строгом смысле слова - организация и воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед фирмой и ее субъектами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний: экономике и политологии, социологии и психологии, инженерных дисциплинах, статистике, а с другой - на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности, т.е. используются результаты эволюционного пути ее развития.

В XXI в. требования к управлению укладываются в следующую последовательность: «Знать - иметь возможность - хотеть - уметь - успевать», где отсутствие хотя бы одного элемента ведет к тому, что система не работает. Дело в том, что в условиях динамично развивающегося рынка конкуренцию выдерживает тот, кто наиболее целесообразно использует ресурсы, кто вовремя улавливает «пульс» развития спроса и предложения, изменяет характер и направление производства.

Задача управления - обеспечить эффективное и прибыльное развитие производства товаров, оказания услуг и их реализации во времени, а это предполагает необходимость создания соответствующей системы управления как внешними факторами, влияющими на бизнес, так и внутренними факторами при производстве продукции. При этом, когда говорится о внешней среде, то в этом случае точнее говорить не об управлении факторами внешней среды, а скорее об управлении действиями, сявзанными с учетом при ведении бизнеса фирмы. Обусловливается это тем, что внешняя среда, во-первых, является источником приобретения факторов производства: рабочей силы, технологий, оборудования, сырья; во-вторых, потребляет товары, производимые фирмой; в-третьих, включает те структуры (институты), которые реализуют и воздействуют на деловую активность фирмы: государство, правительство, законодательные органы, профсоюзы, объединения, фонды, банки и т.д.

Отсюда следует, что управление фирмой должно постоянно отслеживать хозяйственную среду, складывающуюся во вне, так как она непрерывно изменяется. И действительно, деловая среда может изменяться в результате общего спада производства, роста конкуренции (особенно со стороны зарубежных производителей), технологических нововведений, отсутствия продуманного государственного регулирования, неплатежей и т.д. Поэтому нужны новые навыки, разработка стратегии развития фирмы. Кроме того, процесс интеграции экономики страны в международную экономическую систему (присоединение к ВТО) требует новых организационных структур управления, более современных подходов к маркетингу, иной кадровой политики и т.п.

Внутренняя среда - все то, что связано с организацией эффективного производства и реализации продукции. Важно добавить, что к идеям повышения производительности труда - делай так, как надо - прибавилось требование - делай то, что надо.

Ответ на эти потребности требует тесного взаимодействия с внешней средой: с одной стороны, она определяет, что надо обществу (количество и качество продукции и услуг, их ассортимент), т.е. она выдает социальный заказ фирмам и создает правовые и экономические условия их успешного функционирования, а с другой стороны, внутренняя среда фирм влияет на формирование характера развития внешней среды. Балансирование этмх процессов является уделом управления внутренними производственными процессами и организацией производства и труда на фирме. Управление фирмой представляет собой сложную динамически развивающуюся систему, обеспечивающую эффективное взаимодействие этих сред путем учета требований внешней среды и адаптации к ним возможностей фирмы.

Это воздействие обеспечивается соответствующей организацией менеджмента на фирме как предпринимательской структуры, а также с помощью применения соответствующих технологий управления . Оно построено на использовании таких принципов, как нормативное использование ресурсов, экономия времени, управление по целям и результатам, интеграция различных технологий.

  • Технология управления - набор средств и методов для осуществления целенаправленного управленческого воздействия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» (ФиК)

( для 2ФК и ЗФК)

1. Научные основы менеджмента: понятие, сущность, цели и задачи. Искусство менеджмента

Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Функция - вид деятельности по управлению людьми. Менеджмент - это часть знаний, помогающих осуществить данную функцию. Управление - способ организации жизни и деятельности людей, основанный на делегировании полномочий. С точки зрения деятельностного подхода феномен управления рассматривают и как управленческую деятельность, управленческую работу и труд.

Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Управленческая деятельность основана на выделении предмете в объекте управления в совместной деятельности субъекта и объекта управления.

Субъекты: руководитель, менеджер, чиновник, предприниматель, государственные и частные структуры, общественные организации.

Объекты: социальные и технические структуры, процессы, отношения, организации, персонал

Менеджмент - это управление, организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Сущность менеджмента заключается в необходимости квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организаций в соответствии с ее целями и задачами в условиях рынка. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Важной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.

Задачи менеджмента:

Осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач

Выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей

Постоянный поиск и освоение новых рынков

Определение конкретных целей развития организации

Развитие стратегии развития организации и развития

Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения

Стимулирование сотрудников в организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты

Переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией

Организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов

Управление как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей

Объект управления - люди, техника и технологии, предприятие и др.

Субъект управления - личность или кибернетическое устройство

Организация как сфера деятельности менеджера

Планирование, координация, мотивация и контроль - функции менеджера

Стиль управления и др.

Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организации и отношений между работниками. Менеджмент как искусство базируется на положении о том, что кроме знания научных разработок и теоретических достижений управленцу необходим практический талант поведения и хорошие организаторские способности, искусство использования которых в каждом конкретной ситуации определяет в конечном счете успех организации.

Виды специального менеджмента:

1. производственный менеджмент

2. финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Включает: формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных доходов.

3. инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций

2. История возникновения менеджмента. Эволюц ия школ и концепций менеджмента

Выделяют 4 основных школы:

1. научного управления (1885-1920)

2. классическая (1920-1950)

3. человеческих отношений (1930-1950) и поведенческих наук (1950 - по наст.вр)

4. наука управления или количественный подход (1950- по наст.вр)

Школа научного управления:

Наиболее тесно связано с работами Фредерика У. Тейлора, супругов Френка и Лилии Гилберт, Генри Гаитта.

Создатели полагали, что используя наблюдения, замеры, анализ можно усовершить многие трудовые операции, добиваясь их более эффективного выполнения. Основой ее формирования стали эксперименты на промышленных предприятий, имевшие цель предотвратить потери от нерационального использования оборудования, сырья и материалов.

Ф. Тейлор (1856-1915) - создатель 1-ой в мире управленческой концепции. Суть системы Тейлора - организация труда и управленческих отношений. Он предлагал науку гармоний в месте противоречий, сотрудничество в работе, место увеличения производства, развитие каждого рабочего до максимума допустимой его производительности и благосостояния.

Лежат 4 принципа:

Создания научного фундамента, заменяющий старый сугубо старого

Научное исследование каждого отдельного вида деятельности на основе научных критериев, их профессиональный отбор и их профессиональное учение

Сотрудничество администрации с рабочими в целях практического внедрения научной организации труда

Равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами

Классическая или административная школа управления (1920-1950)

Возникновение этой школы связано с Анри Файоля (1825-1925)

Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства. Тейлор - цеховое управление, а Файоль - высшее администрирование. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация достигает успеха

Принципы управления:

1. структурные принципы определяют главные вопросы, требующие решения при создании организованной структуры, формировании целей и задач организации, определении линий власти, а также прав и обязанностей членов организации

Разделение труда

Власть и ответственность

Централизация

Единство руководства

Цель начальника

Единоначалие

2. принцип процесса в значительной мере касаются непосредственно взаимодействия и общения менеджеров со своими подчиненными

Дисциплина, вознаграждения, справедливость, корпоративный дух, подчинение частных интересов общим

3. принцип конечного результата определяет желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная организация должна характеризоваться порядком и стабильностью

Порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициатива

В деятельности организации Файоль выделял следующие стороны: финансовая, коммерческая, техническая, защитная, бухгалтерская, административная.

Школа человеческих отношений (1930-1950) поведенческой науки (1950- по наст.вр)

Связано с именем психолога Гуго Мюкстерберга (1863-1916)

Примерно к 50-ым школа человеческих отношений трансформируется в систему «поведенческих наук и бихевиористскую», главным постулатом которой стало повышение эффективности отдельного работника. Элтон Мейо (1880-1949) выделил особую роль человеческого фактора. Он создал философию (систему человеческих отношений) менеджмента, призывал активизировать характерные для каждого человека духовный стимул, установил человеку стремление к связи. «Искусство общения с людьми должно стать главным критерием отбора администраторов».

Целью поведенческой школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытию творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Наука управления или количественный подход (1950 - по наст вр)

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

3. Процессный, системный и сит уационный подходы в менеджменте

Процессный подход

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов.Все процессы подразделяют на три группы:

Основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

Обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);

Управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

Ситуационный подход к управлению

Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

4. Сущность и характерные черты современного мене джмента, тенденции его развития

Современный американский менеджмент основывается на 3-х исторических предпосылках:

Наличие рынка

Индустриальный способ организации производства

Корпорация, как основная форма предпринимательства

Менеджмент и капитал - это 2 составляющие для экономического развития Америки. Здесь важным считается:

1. отношение менеджера к рабочим

2. организация труда

3. стиль управления

4. трудовые отношения

5. определяемый уровень з/п

Вместе с тем важными задачами американского менеджмента являются:

Максимизация прибыли

Повышение платежеспособного спроса населения

Развитие той социальной среды, в которой бизнесу приходится работать

Современный японский менеджмент

Для японского менеджмента характерны прочные межличностные связи (улья). В отличие от работников других стран японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. Здесь поведение менеджера и принятие решений в целом зависит от ситуации.

Европейская модель менеджмента (Швеция)

1) потребность менеджеров в разработке специфических и прагматических стратегий, адекватных определений ситуациям, а не следование уже универсальным теориям

2) потребность использования управленческого и технического общества и вынесение на этой основе оценок результатов деятельности (социальный капитал включает: стереотипы поведения, умения и знания)

3) необходимость творческого, совместного с коллегами с и х помощью обучения, саморазвития как неотъемлемый процесс профессиональной жизни.

Немецкий менеджмент

Используется концепция социально-рыночного хозяйства, которая включает 2 положения:

1. усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования

2. ведение индикативного планирования вместо директивного планирования

Арабская модель менеджмента

2 постулата:

1) РИБА - запрет ссудного процента

2) ЗАКЯТ - долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих

5. Сравнительный анализ американско й и японской модели менеджмента

1) в США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации, а в Японии менеджер ориентируется на группу и организацию в целом

2) в американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, а в Японии применяются более гибкие структуры управления создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач.

3) главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги), а для японцев более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму)

6. Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государственного регулирования в Западной Европе. Теория партнерства. (представляем себе фин. систему Германии;))

Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда. Индикативное планирование.

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897-- 1977) в 50--60 гг. нашего столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразовавшую социально-экономическую жизнь страны. Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы. По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. Идеология «социального рыночного хозяйства» была использована Эрхардом для обоснования концепции «сформированного общества», целью которого объявлялось преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноценную и полнокровную экономическую реформу, основанную на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. В ходе реформы среди прочих мер был принят закон против произвольного повышения цен, была создана система эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономический основы. Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел термин «социальное государство» в противоположность государству мопетаристского типа. В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа. То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х гг. могла на равных конкурировать с США, в значительной мере объясняется успешным индикативным планированием.

Концепция «социального рыночною хозяйства» Л. Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Гуннара Карла Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма. Подчеркивая регулирующую роль государства Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику.

Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе

После мирового кризиса 1929--1933 гг. отмечается все более активное вмешательство капиталистических государств в развитие экономической жизни. Активизации этого процесса в значительной мере содействовала теория английского ученого Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики, приведенная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 г. Его идеи относительно экономической политики в равной степени использовали правительства всех западных стран.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по следующим двум основным направлениям:

непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики;

регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики. Формы организации государственного сектора, его динамика развития и методы управления им весьма разнообразны. рыночное регулирование экономики на макроуровне -- в разной мере и различными метолами происходит во всех развитых капиталистических странах. Мощным рычагом государственного регулирования экономики является госбюджет.

Теория партнёрства

В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин "государственно-частное партнерство" (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики.

7. Развитие менеджмента в России. Возможности и пути использования зарубежного опыта в российских условиях

С 1965 экономическое развитие характеризуется проведением следующих реформ:

1. реформы системы управления экономикой

2. реформы системы управления (1979)

3. ускорение социально-экономического развития (1986)

4. переход к рыночным отношениям в 1991 году

Все эти реформы характеризуются растянутостью, непоследовательностью, незавершенностью, политическими амбициями руководителей партий, министерств и ведомств.

Прежняя система управления в России характеризовалась:

Закрытостью хозяйственного комплекса страны и организацией на народно-хозяйственную эффективность

Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность и справедливое разделение по результатам труда

Основные концепции формирования российского менеджмента:

Концепция копирования западного менеджмента, когда говорят надо брать западную модель менеджмента в готовом виде и использовать в экономике

Концепция адаптации западной теории менеджмента предполагает не копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям

Концепция создания российской теории менеджмента. Она исходит из полного учета особенности российской ментальности, которой придерживается не копированием и не отрицанием западной и восточной школ менеджмента (интеграция)

8. Менеджер как субъект управления

Основы трудовой деятельности менеджера

Трудовая деятельности менеджеров, занятых в производственной и непроизводственной деятельности. Их труд является административно-управленческим и представляет собой комплекс систематических и целенаправленных действий по организации и координации деятельности подчиненных им сотрудников, решения конкретных задач предприятия различных отраслей экономики.

Объект управленческого труда - это организация или структурное подразделение. Предмет управленческого труда - это информация о состоянии объекта и необходимых изменений функционирования и развития. Цель - создание условий для организации и согласования совместной деятельности работников организации. Продуктом управленческого труда являются управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Структура разделения управленческого труда:

Горизонтальный характер разделения - это расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений

Вертикальный характер (уровни: технический, управленческий, институциональный)

1. руководитель низового звена: организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими

2. руководитель среднего звена: они обеспечивают реализацию политики функционировании организации, разработанную высшим руководством и отвечают за доведение более детальных заданий для подразделения и отделов, а также за их выполнением

Основная задача руководителя управления - это управление и координация внутри организации

3. руководитель высшего звена: занят разработкой долгосрочных и перспективных планов, адаптации организации к различным переменам, управление отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом.

Функцией управления в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

1. общее управление - установление нормативных требований и политики управления, политики информирования, планирования, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность

2. управление структурой предприятия - его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация

3. конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производства, кадры, финансы, основные фонды)

5 этапов управления:

Планирование и прогнозирование

Организация работы

Мотивация

Координация

Контроль, учет и анализ

Личность руководителя:

1. биографические характеристики: возраст, пол, социальный статус, образование

2. способности: некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности

3. личностные качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к успеху, предприимчивость, надежность, независимость, ответственность, общительность

9 . Руководство, вл ияние, лидерство. Баланс власти

Влияние - это любое поведение одного индивида, который вносит изменение в поведение, отношение, ощущение другого индивида

Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и граждан, направляя их усилия на достижение целей организации

Баланс власти

Эта концепция зависимости иллюстрирует также неправоту еще одного распространенного отношения к власти. Многие люди считают, что власть подразумевает способность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способа другого человека. Если бы это было правдой, то менеджеры всегда могли бы влияя на других людей, по крайней мере на своих подчиненных. Но сегодня все признают что влияние и власть зависят также от личности, на которую они направлены, и от ситуации и способностей лидера. Абсолютной власти просто не существует, поскольку никто не способен влиять на всех в любой ситуации.

В организационной среде, например, власть лишь частично определяется иерархией. Степень власти в конкретной ситуации определяется не уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости другого лица. Чем эта зависимость больше, тем больше ваша власть над зависимым от вас человеком. Можно сформулировать это следующим образом:

«Власть руководителя над подчиненными / зависимость подчиненных от руководителя = власть подчиненных над руководителем / зависимость руководителя от подчиненных»

1 0 . Формы власти и влияния. Убеждение и участие

Власть присуща любой более или менее организованной и устойчивой социальной общности людей - это необходимый атрибут руководства в любой организации.

Власть - это возможность влиять на поведение других

Влияние - это любое поведение одного индивида, который вносит изменение в поведение, отношение, ощущение другого индивида

Свойства власти:

Власть - это социальное отношение, а не персональное качество руководителей

Власть - это ассиметричное отношение

Потенциальный характер власти (подчинение чаще всего достигается без явного применения санкций, а только за счет возможности использования ресурсов: деньги, рабочая сила, рабочее время, технологии, материальные средства)

Легитимность власти (признание подчинения власти другому человеку)

Степень централизации

Делегирование полномочий (их передача и распространение нижестоящим уровням)

Ограниченные возможности властной детерминации поведения

Основные формы власти:

1. власть, основанная на принуждении - подчиненный верит, что руководитель имеет возможность его наказать

Слабые стороны: страх, отсутствие доверия, слишком высокие затраты, появляются нежелательные побочные эффекты

2. власть основанная на вознаграждении -влияние через положительное подкрепление (исполнитель верит, что руководитель может удовлетворять его потребности)

Недостатки: масса ограничений в ресурсах и возможностях, трудно определить ценность вознаграждения для конкретной работы

3. законная власть - влияние через традиции (исполнитель уверен, что его долг подчиняться руководству, имеющего право отдавать распоряжения). Традиция учит, что подчинение приводит к удовлетворению потребностей исполнителя.

4. эталонная власть (власть примера) - влияние с помощью харизмы

5. экспертная власть - влияние через разумную веру (строится на вере исполнителя в то, что руководство обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность подчиненных)

Недостатки: разумная вера менее устойчива, нежели слепая, формирование разумной веры требует длительного времени

Основные формы влияния:

1. влияние путем убеждения

Достоинство: работник часто понимает, что от него требуется

2. влияние через участие (привлечение трудящихся в управлении)

Руководство - это работа менеджера с персоналом по решению задач и достижения целей организаций

Основные методы реализации власти:

Информирование подчиненных, передача необходимых сведений

Поставка задач, отдельные поручения

Убеждение, разъяснение подчиненным

Воспитание

Привлечение подчиненных к принятии. Решений

Поощрение, признание заслуг, похвала

Индивидуальная беседа

Обсуждение на совещании

Наказание, поощрение, критика

Личный пример

Осуществление различных форм контроля, оценка деятельности подчиненных

1 1 . Лидерство: подход с позиции личных качеств

Подход с позиций личных качеств является наиболее ранним научным подходом в изучении и объяснении лидерства. Исследователи верили в то, что лидеры имеют какой-то уникальный набор качеств, обладание которым позволит любому человеку стать лидером.

В результате были выделены четыре основные групп лидерских качеств:

физиологические;

психологические (эмоциональные);

интеллектуальные (умственные);

личностные, деловые.

1 2 . Лидерство: поведенческий подход

Вклад поведенческого подхода в теорию лидерства важен тем, что он позволил проанализировать и классифицировать стили лидерства с точки зрения обращения лидера с подчиненными. Стиль лидерства в контексте менеджмента -- это то, как лидер обычно ведет себя с подчиненными, добиваясь выполнения своей воли и побуждая к достижению целей организации. Стиль лидерства определяется степенью в которой менеджер делегирует свои полномочия; типами власти, которые он использует; и тем, на что он прежде всего ориентирован: на человеческие отношения или на решение задачи.

Любая организация -- уникальная комбинация индивидуумов, целей и задач каждый менеджер -- уникальная личность с уникальным набором способностей. Поэтому конкретные стили лидерства не соответствуют четко той или иной представленной нами далее категории, а находятся в определенном континууме. Для определения крайних точек этого континуума применяются две системы. Традиционно система классифицирует стили в диапазоне от автократичного до либерального а вторая система -- от стиля, ориентированного на работу, до стиля ориентир та го на человека. Автократичное и демократичное лидерство

Автократичный лидер-менеджер действует авторитарно. Он обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю последователям и при необходимости делает это, не колеблясь. Он намеренно апеллирует к потребностям более низкою уровня подчиненных, исходя из того, что именно это их уровень. Известный исследователь проблем лидерства Дуглас Мак-Грегор назвал отношение автократичного лидера работникам теорией «X».

1. Люди по своей природе не любят работать и при каждой возможности уклоняются от работы.

2. Люди в основной массе лишены амбиций, стараются избегать ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди стремятся к защищенности.

4. Чтобы заставить людей работать, их надо принуждать, контролировать и угрожать им наказаниями.

Исходя из таких предпосылок, автократ обычно централизует власть, максимально структурирует работу подчиненных и практически не привлекает их к принятию решений. Он жестко контролирует всю работу в сфере своей компетенции и, добиваясь нужного уровня эффективности, может оказывать психологическое давление например угрожать наказанием.

1 3 . Лидерство: ситуационный подход

Ситуационный подход предполагал объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание личность лидера. Главное предположение, что поведение лидера должно быть разным и определяться ситуацией.

Ситуационные факторы

1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия. Это -- объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

1 4 . Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства

Стиль руководства -- способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

* Демократический стиль (коллегиальный);

* Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

Демократический стил ь управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры -- и мужчины, и женщины -- не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

1 5 . Управленческая р ешетка. Теория жизненного цикла

групповое

управление

управление

объединенное управление

подчинение

1.1. страх перед бедностью

1.9. дом отдыха (руководитель сосредоточен на хороших, теплых взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения работы)

5.5. организация (руководитель достигает приемленного качества выполнения задания, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя)

9.9. команда (благодаря усиленному вниманию подчиненных руководство добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации)

Исходит из того, что основным фактором эффективности того или иного стиля руководства является условие внешней среды в сложившейся ситуации потребности, личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, информация, которой располагает руководитель

Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуативную теорию лидерства -- теорию жизненного цикла , согласно которой эффективность стиля лидерства зависит от «зрелости» последователей. Зрелость определяется не возрастом, а способностью индивидуума или группы нести ответственность за свое поведение, стремлением достичь цели, а также образованием и опытом, которые могут помочь им выполнить порученное задание. По Херси и Бланшару концепция зрелости не является постоянным качеством индивидуума или группы, а зависит от конкретной ситуации или от задачи. И лидер должен изменять свое поведение в зависимости от уровня их зрелости, определяя его путем оценки их стремления к достижениям, способности брать на себя ответственность за свои поступки, а также их образования и опыта прошлой работы над подобными заданиями.

Существует четыре стиля лидерства, соответствующих разным уровням зрелости подчиненных: директива, продажа, участие и делегирование. Первый стиль (S1) требует от лидера большой ориентированности на задачу и незначительной -- на человека. Он больше всего подходит для управления подчиненными с низким уровнем зрелости (Ml), поскольку подчиненные либо не хотят, либо не способны взять на себя ответственность за конкретную задачу и нуждаются в четких инструкциях, указаниях и жестком контроле.

Второй стиль (S2), продажа, требует от лидера высокой степени ориентации и на задачу, и на отношения. В данной ситуации подчиненные хотят, но не могут взять на себя ответственность; уровень их зрелости средний (М2). И лидеру надо быть ориентированным на задачу, давая им конкретные инструкции о том, как выполнить задание, и в то же время усиливать в них стремление как можно лучше сделать работу

1 6 . Понятие организации. Общие характеристики организации: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда, структурные подразделения , вертикальное разделение труда

Социальная система - это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующих интегрированные качества, несвойственные составляющим ее компонентам.

Системообразующие факторы:

Общая цель всей совокупности компонентов

Подчинение целей каждого компонента общей цели системы

Осознание каждым компонентом своих функций, вытекающих из поставленных задач

Отношение субординации и координации между компонентами системы

Наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами

Организация - это высший уровень развития систем.

Организация выступает в менеджменте:

1. искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенная для выполнения определенных функций. Организация в этом случае является автономным объектом и выступает как социальный институт, имеющий известный статус: предприятие, орган власти и др.

2. деятельность организации (распределение функций, установление связей, координация и т.д.) - это процесс целенаправленного действия на объект

3. определенная структура, тип связей, строение, представляющее способ соединения частей в целое. Здесь способ соединения является специфическим для каждого объекта

Требования к группе, чтобы она считалась организацией:

Наличие 2-х людей, которые считают себя частью группы

Наличие одной цели (желаемый конечный результат), которую принимают как общую все члены данной группы

Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Цели организации: - преобразование ресурсов (люди, капитал, материалы, технологии и информаций)

Признаки организации:

1. количественная определенность, т.е. необходимость минимизации количество членов организации

2. наличие общих целей (цель придает смысл существования организации и определяет основную направленность деятельности)

3. обособленность (границы, которые отделяют одну организацию от другой, создают целостность)

4. существование связей между элементами организации способствует их взаимной поддержке (экономической, технологической, информационной, социальной, управленческой)

5. саморегулирование (управляющий, руководящий и координирующий) - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внутренний фактор. Данная деятельность реализуется управляющим центром, цель которого является координация усилий и работа людей на достижение целей организаций

6. организация культуры (система ценностей)

Составляющие структуры организации:

- техническая (совокупность материальных элементов организации (зданий, сооружений, оборудования), определяющих профессионально-квалифицированный состав сотрудников, характер и содержание труда)

- социальная (совокупность участников в форменной и неформенной группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния)

- социотехническая (совокупность рабочих мест)

1 7 . Концепц ия жизненного цикла организации

Стадии - это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства. И Адизес в своей модели выделил 10 этапов, разделив их на 2 группы.

1 - выхаживание

2 - младенчество (фаза, когда организация начинает функционировать)

3 - смерть в младенчестве

4 - детство (давай-давай) (фаза, на которой деятельность организации стабилизируется)

5 - ловушка основателя (семейственности)

6 - юность (фаза 2-ого рождения организации, предусматривающую смену лидера) (предприниматель менеджер)

7 - преждевременное старение организации

8 - несостоявшийся предприниматель

9 - расцвет (характерно четкое осознание администратором и персоналом целей, ориентация на цель, наличие четко выраженной стратегии)

10 - стабильность (1-ая фаза старения организации)

11 - аристократизм (фаза, на которой организация не ориентируется на цели и достижения)

12 - ранняя бюрократия (фаза, на которой организацию начинают раздирать конфликты)

13 - бюрократия (фаза, для которой характерно отсутствие у организации жизненных сил и энергии)

14 - гибель организации - смерть (фаза, на которой организация перестает существовать)

1 8 . Возникновение неформальной группы и ее характеристики. Механизм и методы уп равления неформальными группами

Люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него. Группа - это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.

В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:

Формальные;

Неформальные.

Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения. Благодаря формальной структуре люди взаимодействуют друг с другом на протяжении многих лет.

Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп.

Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.

Основные причины вступления в неформальную группу.

1. Принадлежность.

Социальная потребность, потребность в принадлежности к той или иной группе - является одной из самых сильных. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение, самоутверждение. Групповая динамика активизирует существующие потребности человека, создает новые и одновременно является источником (средой) их удовлетворения.

2. Помощь.

Подчиненные с большим желанием обратятся за помощью к коллегам, чем к непосредственному руководителю, даже если трудности возникли при решении производственных задач. Атмосфера доверия и взаимопомощи является основой синергетического эффекта группового взаимодействия.

3. Защита.

Объединение происходит достаточно часто при возникновении какой-либо угрозы, опасности, для совместной защиты личных или групповых интересов. Например, опротестовать вредные условия работы, несправедливую оплату труда и т. п. Конфликт в формальной группе, попытки формального руководителя разрушить сложившиеся неформальные отношения - все это способствует сплочению существующих неформальных групп или приводит к созданию новых.

4. Общение.

В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения и т. п. Именно по этой причине на предприятии может быть столько неформальных групп, сколько общих тем для общения. Так же неформальное общение в группе - это дополнительный неформальный канал поступления важной для человека информации, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее.

5. Симпатии, дружеское общение.

Группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении, избежать одиночества, состояния потерянности, ненужности.

Менеджера не может не интересовать состояние взаимодействия в группе, потому что от этого зависит эффективность управления. Так как зачастую неформальные отношения играют большую роль, чем формальные, менеджер должен знать законы групповой динамики и способы влияния на развитие неформальных взаимодействий. Это влияние должно быть целенаправленным.

Эффективная группа - это группа, в которой взаимодействия характеризуются сплоченностью, взаимоуважением, взаимопониманием

Механизм управления неформальными группами.

Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации. Основными из них являются:

Признать существование неформальной организации.

Изучить факторы, влияющие на эффективность функционирования неформальных групп.

Группа сможет идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов:

а. Размер группы.

б. Состав группы.

в. Групповые нормы.

г. Сплоченность группы.

д. Конфликтность.

е. Статус членов группы.

ж. Функциональная роль членов группы.

Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.

Разработать и применять на практике методы управления неформальными группами с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия.

Методы управления неформальными группами

Руководством организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия. Назовем основные из них:

Консультации с группами.

Обучение и внушение.

Обеспечение лояльности руководящих работников.

Замена руководителя “среднего звена”.

Перевод сотрудников на другое место работы.

Размещение кабинетов.

Признание естественных лидеров.

Обмен информацией в организации.

19 . Внешняя среда организации

Разработка стратегии деятельности любой организации -- коммерческой, общественной, муниципальной -- начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

Внешняя -- это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Среда существования организации делится на две части. Первая часть -- «ближнее» окружение -- непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Подобные документы

    Исходные понятия, раскрывающие сущность эволюции управления. Периоды становления менеджмента, вклад различных школ в его развитие. Научные подходы в управлении: процессный, системный, ситуационный. Сравнение японской и американской моделей менеджмента.

    лекция , добавлен 30.04.2014

    Исследование основных составляющих современного менеджмента. Формирование миссии и целей организации. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. Объекты и субъекты налогового менеджмента. Проблемы менеджмента в России и пути их решения.

    реферат , добавлен 16.10.2016

    Формирование современной науки управления. Процессный подход как концепция. Процессный подход в новых стандартах менеджмента. Концепция управления предприятием на основе системного подхода к информации. Теоретические основы ситуационного подхода.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2014

    Понятие и сущность менеджмента. История формирования и основатели школ научной организации труда, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении; их принципы и позиции. Процессорный, системный и ситуационный подходы к управлению.

    реферат , добавлен 26.01.2011

    Системный, процессный и ситуационный подходы современной школы менеджмента. Анализ принципов управления А. Файоля. Особенности туризма как объекта управления. Организация управления туристским комплексом за рубежом, возможность ее использования в России.

    презентация , добавлен 19.09.2013

    Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте. Рассмотрение управленческого цикла и его этапов. Основные этапы процесса организации и понятие делегирования полномочий. Сущность и содержание функции мотивации: мотивы, стимулы, вознаграждение.

    учебное пособие , добавлен 13.03.2013

    Сущность эволюции теорий менеджмента. Взгляд А. Файола на администрирование и организационное планирование. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Процессный, системный и ситуационный подходы к изучению проблем управления концепциями.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    Возникновение неоклассической школы менеджмента. Человеческий фактор в менеджменте. Бихевиористское направление. Процессный, системный, ситуационный подход. Теории Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга.

    реферат , добавлен 10.01.2003

    Общая теория управления. Различные подходы в определение менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Разделение труда в менеджменте. Методологические основы менеджмента. Школы, подходы и научные течения в менеджменте, должностные инструкции.

Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту. Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

  • цели и задачи управления;
  • объекты и субъекты управления;
  • функции управления;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

  • оценка состояния объекта управления;
  • определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
  • разработка стратегии развития организации;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
  • определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
  • подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
  • установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, они выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

– выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различают общий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и научность в процесс принятия управленческих решений. К общим методам управления относятся:

  • системный анализ – рассмотрение объектов, процессов, явлений как сложных систем, состоящих из подсистем, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии;
  • моделирование управленческих процессов – создание моделей, т.е. представление ситуации, объектов, процессов в другом, несколько упрощенном виде путем придания свойствам и характеристикам объекта количественного значения и экспериментирование, дающее возможность проверить альтернативные варианты решения проблемы (экономико-математическое методы или количественные методы принятия решений);
  • экспертный анализ – оценка управленческих решений экспертами-специалистами в различных областях знаний;
  • генерирование идей («мозговая атака»), основанное на привлечении большого количества людей в процесс принятия решения, позволяющее найти максимальное количество вариантов решения управленческой проблемы.

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципам менеджмента относятся:

  • целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;
  • иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;
  • целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;
  • научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;
  • сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;
  • демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Источник - Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. – с.114

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент - английский термин, означает в дословном переводе управление, заведование, организация. Менеджмент - это система управления производством или коммерцией на основе использования совокупности принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности предприятия и повышения прибыли. Менеджмент - совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного и эффективного использования ресурсов организации.

Основными функциями менеджмента являются:

планирование,

организация,

мотивация (стимулирование),

координация,

контроль.

Сущность менеджмента: управлять всем: производством,финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации к улучшению результатов. Менеджмент связан с реализацией конкретных функций, например, управление запасами, управление товарооборотом, управление кадрами и т.д. В упрощенном виде менеджмент можно представить как систему управления предприятием в условиях свободного предпринимательства.

Эволюция менеджмента как наука. Роль и место научных подходов и школ в развитие менеджмента

менеджмент планирование файоль

Предпосылки возникновения научного управления

Предпосылки развития менеджмента как научной дисциплины были связаны с общим прогрессом науки и техники на рубеже XIX - XX вв. Заметно возросли масштабы и концентрация производства, появились крупные предприятия, на которых были заняты тысячи или даже десятки тысяч рабочих и инженеров. Применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технического прогресса. Для обслуживания таких предприятий уже требовались образованные и грамотные люди, заинтересованно относящиеся к своему труду и его результатам.

В настоящее время исторические процессы менеджмента выделяют по этапам развития управленческой мысли, определяя научные школы, которые следуют друг за другом и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами управления.

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.).

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Фредерик Уинслоу Тейлора (1856-1915, США), Фрэнка и Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс Гантта, Гаррингтон Эмерсона, Генри Форда.

Первый научный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф.Тейлором, который возглавил движения научного управления.Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Гилбреты провели исследования в области трудовых движений, разработали научные принципы организации рабочего места.

Заслуга представителей школы научного управления заключается в утверждении следующих принципов:

  • 1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.
  • 2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение.
  • 3. Обеспечение работников ресурсами.
  • 4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  • 5. Выделение планирования и анализа в отдельный процесс.
  • 6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирования функций менеджмента.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.).

Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик (1891 - 1983), Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоун, Г.Черч.

Файоль разделил весь процесс управления на 5 основных функций. Которые мы до сих пор используем в управлении организации: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

А. Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления.

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.

Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.

Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.

Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок. Место - для всего, и все на своем месте.

Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.

Корпоративный дух. Союз - это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Таким образом, по мнению А. Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.