Экономическая география. География как наука. Концепции физической географии

Лекция 1. РУБЕЖИ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ

Географией называется комплекс тесно связанных между собой наук, который делится на четыре блока: физико-географические, социально-экономико-географические науки, картографию, страноведение. Каждый из этих блоков, в свою очередь, подразделяется на системы географических наук.

Блок физико-географических наук состоит из общих физико-географических наук, частных (отраслевых) физико-географических наук, палеогеографии. Общие физико-географические науки делятся на общую физическую географию (общее землеведение) и региональную физическую географию.

Все физико-географические науки объединяет единый объект исследования. Сейчас уже большинство ученых пришли к общему мнению о том, что все физико-географические науки изучают географическую оболочку. По определению Н.И. Михайлова (1985), физическая география – наука о географической оболочке Земли, ее составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации.

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения – географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален – это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология – науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение – закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология – наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Задача палеогеографии – изучение географической оболочки и динамики природных условий в прошлые геологические эпохи. Предметом изучения ландшафтоведения является тонкий, наиболее активный центральный слой ГО – ландшафтная сфера, состоящая из природно-территориальных комплексов разного ранга. Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Географическая оболочка - объем вещества разного состава и состояния, возникшего в земных условиях и сформировавшего специфическую сферу нашей планеты. Географическая оболочка в землеведении исследуется как часть планеты и Космоса, которая находится под властью земных сил и развивается в процессе сложного космическо-планетарного взаимодействия.

В системе фундаментального географического образования землеведение является своеобразным связующим звеном между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Этот курс закладывает основы географического мировоззрения и мышления. Географический мир в землеведении предстает в виде целостности, процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством. «В землеведении с фактов, как таковых, внимание переносится на выяснение всесторонних связей между ними и раскрытие сложной совокупности географических процессов на пространстве всего земного шара», - писал более полувека назад С. В. Калесник.

Землеведение принадлежит к числу фундаментальных естественных наук. В иерархии естественного цикла наук землеведение как частный вариант планетоведения должно находиться в одном ряду с астрономией, космологией, физикой, химией. Следующий ранг создают науки о Земле - геология, география, общая биология, экология и др. В системе географических дисциплин землеведение занимает особую роль. Оно предстает как бы «наднаукой», объединяющей информацию о всех процессах и явлениях, происходящих после формирования планеты из межзвездной туманности. За это время на нашей планете возникли земная кора, воздушная и водная оболочки, в разной степени насыщенные живым веществом. В результате их взаимодействия по периферии планеты сформировался специфический материальный объем - географическая оболочка. Изучение этой оболочки как комплексного образования и является задачей землеведения.

Землеведение служит теоретической базой глобальной экологии - науки, которая оценивает текущее состояние и прогнозирует ближайшие изменения географической оболочки как среды существования живых организмов с целью обеспечения их экологического благополучия. С течением времени состояние географической оболочки менялось и меняется от чисто природной к природно-антропогенной и даже существенно антропогенной. Но она всегда была и будет по отношению к человеку и живым существам окружающей средой. С таких позиций, основная задача землеведения - исследование глобальных изменений, происходящих в географической оболочке, для понимания взаимодействия физических, химических и биологических процессов, которые определяют экосистему Земли.

Землеведение является теоретической основой эволюционной географии - огромного блока дисциплин, исследующих историю возникновения и развития нашей планеты и ее окружения. Оно обеспечивает понимание прошлого и аргументированность причин и следствий современных процессов и явлений в географической оболочке. Исходя из того, что прошлое определяет современность, землеведение существенно помогает расшифровке тенденций развития практически всех глобальных проблем современности. Это своеобразный ключ к познанию мира.

Термин «землеведение» появился в середине XIX в. при переводе трудов немецкого географа К. Риттера русскими переводчиками под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского. Это слово имеет сугубо русское звучание. В настоящее время в иностранных языках понятию «землеведение» отвечают разные термины и его дословный перевод подчас затруднителен. Термин «землеведение» введен русскими исследователями как наиболее полно отражающий сущность переводимых описаний. В связи с этим вряд ли правильно утверждать, что «землеведение» имеет иностранное происхождение и введено К. Риттером. В работах Риттера такого слова нет, он говорил о познании Земли или общей географии, а русскоязычный термин - это плод русских специалистов.

Землеведение как системное учение сложилось главным образом на протяжении XX в. в итоге исследований крупнейших географов и естествоиспытателей, а также обобщений накопленных знаний. Однако его первоначальная направленность заметно трансформировалась, пройдя путь от познания фундаментальных природно-географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы в целях оптимизации окружающей (природной или природно-антропогенной) среды и управления ею на планетарном уровне, имея благородную задачу - сохранение всего биологического многообразия.

Рассматривая землеведение как фундаментальную естественную науку географического профиля, необходимо обратить внимание на главный методический прием исследования географических объектов - пространственно-территориальный, т. е. изучение любого объекта в его пространственном расположении и взаимосвязи с окружающими объектами. Географическая оболочка - понятие объемное, где территория с ее глубиной (недрами и водами) и высотой (воздухом) формируется совместно под действием географических процессов и явлений, постоянно изменяющихся во времени.

Итак, землеведение - фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития географической оболочки в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающая пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) ситуаций и тенденции их возможного преобразования в будущем.

Истоки землеведения были заложены в глубокой древности, когда человек стал интересоваться своим окружением на Земле и в Космосе. Однако древние мыслители не только описывали окрестности. Уже изначально люди систематически наблюдали за изменениями окружающего пространства и природными совпадениями, пытаясь установить причинно-следственные связи. Задолго до религиозных учений и представлений о божественном начале природы и жизни существовали взгляды на окружающий мир. Так постепенно складывались понятия и представления, многие из которых носили, несомненно, землеведческий характер.

Египтяне и вавилоняне прогнозировали время наступления наводнений в зависимости от расположения звезд, греки и римляне измерили Землю и установили ее положение в Космосе, китайцы и предки индусов постигали смысл жизни и взаимоотношения человека с его природным окружением, использовали закономерности движения Земли и положения планет и звезд для своих идеологических воззрений и построений культовых сооружений. Эти достижения характеризуют донаучный период познания и становления географических знаний. Многие открытия, приписанные мыслителям средневекового Возрождения, были известны уже в глубокой древности.

В доантичный период в Древней Индии возникло учение о материальной субстанции, которая представляла собой отдельные неделимые элементы (атомы) или их сочетания. Кроме материи, к неживым субстанциям относились пространство и время, а также условия покоя и движения. Жители Индии первыми провозгласили принцип непричинения вреда живым организмам. В Древнем Китае было создано учение о всеобщем законе мира вещей, согласно которому жизнь природы и людей протекает по определенному естественному пути, составляющему вместе с субстанцией вещей основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в процессе которых все вещи переходят в свою противоположность. Древний Вавилон и Древний Египет дали примеры использования достижений астрономии, космологии и математики в практической жизни народов. Здесь возникли учения о происхождении мира (космогония) и его строении (космология). Вавилоняне установили правильную последовательность планет, сформировали звездное астральное мировоззрение, выделили знаки зодиака, ввели 60-ричную систему исчисления, лежащую в основе градусной меры и шкалы времени, установили периоды повторяемости солнечных и лунных затмений. В эпохи Древнего и Среднего царств в Египте были разработаны основы прогнозирования нильских разливов, создан солнечный календарь, точно определена продолжительность года и выделено 12 месяцев. Финикийцы и карфагеняне применили знания астрономии для навигации и ориентирования по звездам. Древними народами была высказана правильная и основополагающая до настоящего времени мысль об эволюции окружающего мира (от простого к сложному, от беспорядка к порядку), его постоянной изменчивости и обновлении.

В античное время было составлено представление о геоцентричном строении Мира (К.Птолемей, 165 - 87 гг. до н.э.), введены понятия «Вселенная» и «Космос», даны правильные оценки формы и размеров Земли. В это время сложилась система наук о Земле, основными направлениями которой были: описательно-страноведческое (Страбон, Плиний Старший), математико-гео-графическое (пифагорейцы, Гиппарх, Птолемей) и физико-географическое (Эратосфен, Посидоний).

Многое дали развитию географии и ее отдельных направлений эпохи Средневековья и Возрождения - время великих географических открытий (с конца XV в.), когда получили широкое развитие путешествия, принесшие огромный фактический материал о морях и землях, обобщение которого совершенствовало представления о географическом пространстве. Была практически доказана шарообразность Земли, единство вод Мирового океана, впервые создан глобус (в первой половине XV в. до кругосветного плавания Магеллана). Н.Коперник обнародовал свою гелиоцентрическую систему строения Вселенной, а Д.Бруно высказал идею о бесконечности Вселенной и множественности миров. В океанах были обнаружены течения (в частности, Гольфстрим), зоны штилей и муссонов. Г. Меркатор предложил новую проекцию и создал мировую карту, удобную для навигации. С этим периодом связаны появление сравнительно географических описаний, создание теорий научных заключений методами индукции (Ф. Бэкон) и дедукции (Р.Декарт), разработка метода изолиний для составления батиметрических, а затем и гипсографических карт. Конструирование зрительной трубы, термометра и барометра позволило приступить к развитию экспериментальной географии и инструментальным наблюдениям.

На рубеже XVI и XVII вв. начинают оформляться контуры землеведения. Н.Карпентер (1625) попытался свести воедино сведения о природе Земли. Несколько позже (1650) появился труд Б. Варениуса, который можно считать официальным началом землеведения, где он записал, что «всеобщая география называется та, которая рассматривает Землю вообще, изъясняет ее свойства, не вступая в подробное стран описание». В 1664 г. Р. Декарт дал естественно-научное объяснение происхождения Земли. Он считал, что Солнце и все планеты Солнечной системы образовались в результате вихревого движения мельчайших частиц материи, а при формировании Земли произошла дифференциация вещества на огненно-жидкое металлическое ядро, твердую кору, атмосферу и воду. Этот труд породил много представлений (Т. Барнет, Дж. Вудворд, У. Уистон) о происхождении тел окружающего пространства и поведении земных масс. Возникли гипотеза контракции, базирующаяся на взглядах о сокращении объема планеты по мере ее остывания (Э. Бомон), предположения о зависимости крупных форм рельефа от движений земных масс, представления о непрерывной связи внутренних и внешних сил развития Земли (М.Ломоносов). Впервые были предприняты попытки классифицировать живые организмы (Дж.Рей, К.Линней, Ж.Ламарк), а естественную историю Земли стали рассматривать совместно с живыми организмами, включая человека (Ж.Бюффон, Г.Лейбниц).

В середине XVIII в. появились новые научно обоснованные теории и гипотезы. Первой в этом ряду следует назвать теорию мироздания и образования Солнечной системы И.Канта (1755), в которой автор опирался на открытые И.Ньютоном (1686) законы всемирного тяготения и движения материи. Он предложил механическую модель происхождения мира из первоначально рассеянной неоднородной материи путем самопроизвольного усложнения ее структуры. Признавая вечность и бесконечность Вселенной, И. Кант говорил о возможности нахождения в ней жизни. По существу, с И. Канта началось познание истории природы и Земли на строго научной основе.

А.Гумбольдт и К.Риттер являются крупнейшими учеными-географами и путешественниками первой половины XIX в., которые внесли огромный вклад в разработку многих географических понятий и закономерностей. А.Гумбольдт (1769-1859) создал 5-томный труд «Космос» по сравнительному землеведению (физическому миропониманию в оригинальной редакции) и написал о своих путешествиях по Новому Свету в 30 томах. В них он изложил новейшие идеи: ввел понятия «земной магнетизм», «магнитный полюс» и «магнитный экватор», обосновал эволюционные изменения земной поверхности, заложил основы палеогеографии, сравнил фауну Южной Америки и Австралии, установив их связи и различия, исследовал очертания континентов и положения их осей, изучил высоты материков и определил положение центров тяготения континентальных масс. При изучении атмосферы Гумбольдтом были установлены изменения воздушного давления в зависимости от широты и высоты места и времени года, выяснено климатическое распределение теплоты, влажности, воздушного электричества, доказана тесная связь внутриземных и атмосферных процессов, а также взаимозависимость системы атмосфера-океан-суша. Понятие «климат» ученый употреблял в широком географическом понимании как свойство атмосферы, «...сильно зависимое от состояний моря и земли и произрастающей на ней растительности». Он также обосновал зависимость живой природы от климата и заложил основы научной геохимии.

С именем К.Риттера (1779-1859) связано становление современной географии. Он показал интегрирующую роль географии в естествознании и познании окружающего мира, сформулировал вполне материалистичный взгляд на природу как совокупность всех вещей, «существующих вблизи и вдали от нас, соединенных временем и пространством в стройную систему», высказал идею равновесия природных процессов и явлений в постоянных круговоротах и превращениях, доказал взаимодействие суши, моря и воздуха в процессе функционирования. В 1862 г. Риттер создал первый курс землеведения (на русский язык переведен в 1864 г.), основой которого он полагал физическую географию, объясняющую силы (процессы) природы. Оригинальную систему природы Земли ученый рассматривал как своеобразный организованный и постоянно развивающийся единый организм, отличающийся особым строением, законами и механизмами развития. К. Риттер придерживался мнения, что, только опираясь на идею земного организма или целостности Земли, можно представить появление и развитие ее составных частей, понять тайну устройства планеты. Он обосновал понятия «земное пространство» как целостное трехмерное единство и один из объектов физической географии и «ландшафт» в его современном значении, подчеркивая при этом его важную роль как основы органической жизни. Ученым разработано представление о рельефе как о пластике и конфигурации земной поверхности, создана классификация крупных форм рельефа, введены понятия «нагорье», «плоскогорье», «горная страна», «среда», «элемент», а также рассмотрена зависимость различных природных тел и этносов от географического положения.

К. Риттер создал научную школу, в которую входили такие крупные географы, как Э.Реклю, Ф.Ратцель, Ф. Рихтгофен, Э.Ленц, внесшие значительный вклад в понимание географических особенностей отдельных частей Земли и обогатившие содержание теоретического землеведения и физической географии.

Вторая половина XIX в. характеризуется новыми разработками в географических науках, из которых появились самостоятельные дисциплины. Наибольшая роль в это время принадлежит российским исследователям.

А.И.Воейков (1842- 1916) известен как основоположник климатологии. Он установил важнейшие факторы образования климата, обосновал энергетический баланс земного шара, объяснил механизм теплопередачи и климатические процессы в различных географических поясах.

Взаимосвязь природных явлений исследовалась В.В.Докучаевым (1846-1903). Основным результатом его трудов следует считать разработку понятия «природный комплекс» применительно к почве - самостоятельному естественноисторическому телу и продукту взаимодействия климата, живых организмов и материнских горных пород. Исследуя почвы и растительность, он ввел понятия «естественные исторические процессы» и «зоны природы», которые легли в основу открытого им закона мировой зональности. Докучаевым сформулирована программа комплексной и единой парадигмы нового естествознания - науки о соотношениях между живой и неживой природой, между человеком и окружающим его миром.

Г.Н.Высоцкий (1865-1940) внес существенный вклад в понимание процессов функционирования природных комплексов. Он установил водорегулирующую роль верхнего горизонта почвы, выделил типы почв по характеру водного режима. Ему удалось показать значение леса в гидроклиматических особенностях географической оболочки и его роль как одного из факторов развития географической среды. В методическом отношении его исследования обогатили науки о Земле применением пространственно-временных диаграмм для выявления изменений.

Примерно в эти же годы З.Пассарге (1867- 1958) ввел фундаментальное понятие физической географии - «естественный ландшафт» - территорию, где все компоненты природы обнаруживают соответствие. Он выделил факторы ландшафта, составил ландшафтную классификацию на примере Африки.

В России в эти же годы близкими вопросами занимался Л. С. Берг (1876- 1950), который обосновал понятие «ландшафтная зона» как совокупность одних и тех же ландшафтов и разработал обоснованное деление территории Сибири и Туркестана, а затем и всего Советского Союза на географические (ландшафтные) зоны. Он утвердил понятие о ландшафте как о закономерном единстве предметов и явлений, где целое влияет на части, а части - на целое. Им были заложены основы ландшафтно-географического районирования с выделением зон и ландшафтов как реально существующих природных образований с естественными границами. Берг сформулировал идею о смене ландшафтов в ходе развития планеты и доказал необратимость этих смен. Географию он считал наукой о географических ландшафтах, придавая ей тем самым страноведческий характер, а землеведение рассматривал как отрасль физической географии.

А.Н.Краснов (1862- 1914) известен как основоположник конструктивного землеведения, позволившего ему на этой основе разработать и осуществить мероприятия по преобразованию Черноморских субтропиков. Он создал первый курс «Общего землеведения» (1895-1899), задачей которого было нахождение причинной связи между формами и явлениями, обусловливающими несходство различных частей земной поверхности, а также исследование их характера, распространения и влияния на жизнь и культуру человека. Краснов подчеркивал антропоцентричность географии. Ему принадлежат классификации климатов и растительного покрова Земли, районирование земного шара по типам растительности, исходя из зонально-регионального принципа. К пониманию зональности географических процессов и явлений он подошел до открытия В.В.Докучаевым закона мировой зональности и описаний Л. С. Бергом ландшафтных зон. Оценивая научное наследие А. Н. Краснова, необходимо подчеркнуть, что он был первым исследователем землеведения, который практически воплотил часть своих выводов в переустройстве обширной территории. В отличие от предшественников задачей землеведения ученый считал не описание разрозненных явлений природы, а выявление взаимной связи и взаимообусловленности между явлениями природы, полагая, что научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений, а их генезис.

Вслед за учебником А. Н. Краснова было издано «Общее землеведение» А. А. Крубера (1917), где дано понятие «земная оболочка», или «геосфера» (впоследствии разработанное А.А.Григорьевым). Крубер подчеркивал единство всех компонентов географической среды, которые необходимо изучать в целостности. Этот учебник был основным всю первую половину XX в.

Огромное значение для развития землеведения имели работы В. И. Вернадского (1863- 1945), главным образом его учение о биосфере. Введенное им понятие «живое вещество» и доказательство его широчайшего распространения и постоянного участия в природных процессах и явлениях, поставили вопрос о необходимости нового понимания сущности географической оболочки, которую следовало рассматривать как биокосное формирование. Научно-философские рассуждения позволили Вернадскому наряду с другими учеными (Л.Пастером, П.Кюри, И.И.Мечниковым) высказать мнение о космическом происхождении жизни (теория панспермии) и особом характере живого вещества. Биосферу ученый понимал как взаимосвязанную систему живых организмов и среды их обитания. К сожалению, многие взгляды Вернадского, в том числе его учение о ноосфере, долгое время были недостаточно востребованы и практически не учитывались в землеведении.

Новый этап в развитии землеведения совпадает с началом и серединой XX в. и связан с именами А. А. Григорьева (1883- 1968), С.В.Калесника (1901-1977), К.К.Маркова (1905-1980) и других ученых, которые вывели землеведение на современный путь развития. А.А.Григорьев ввел фундаментальные понятия, являющиеся объектом и предметом землеведения - «географическая оболочка» и «единый физико-географический процесс», объединив экологический подход в изучении географии с необходимостью взаимосвязанного рассмотрения всех процессов и явлений на Земле. Он заявил о землеведении как потенциальном разработчике и носителе общепланетарной стратегии выживания человечества в отношениях с природой.

С. В. Калесник обобщил достижения землеведения в своем учебнике (1947 г. и последующие переиздания), включив в него новые суждения о компонентах географической оболочки. Этот учебник и сегодня сохраняет свою ценность и является своеобразным примером для написания учебных материалов.

Продолжающаяся дифференциация географии привела к детальным разработкам ее отдельных частей. Появились специальные исследования ледникового покрова и его палеогеографического значения (К. К. Марков), геофизического механизма дифференциации земной поверхности по географическим зонам и высотной поясности (М. И. Будыко), истории климата на фоне изменений географической оболочки в прошлом (А. С. Монин), энергетического баланса Земли по дистанционным наблюдениям (К.Я. Кондратьев), ландшафтных систем Мира в их единстве и генетических различиях (А. Г. Исаченко), ландшафтной оболочки как части географической оболочки (Ф. Н. Мильков). В эти годы был установлен периодический закон географической зональности Григорьева- Будыко, выявлена огромная роль биоорганического вещества в формировании специфических геологических образований далекого прошлого (А.В.Сидоренко), появились новые направления географии - космическое землеведение, экологическая география, или глобальная экология, практически слились воедино исследования «точного» (физико-математического) и «натурального» (биолого-географического) естествознания в комплексную систему землеведения.

Середина и вторая половина XX в. были особенно наполнены событиями в различных отраслях знаний, которые потребовали качественных изменений во взглядах и суждениях.

Наиболее значимые из них:

    поверхности планет и их спутников сложены горными породами основного и ультраосновного состава и испещрены кратерными неровностями - следами падений метеоритов или других космических тел;

    на объектах Солнечной системы почти повсеместно отмечены вулканические процессы и льдистые образования, часть из которых может быть замерзшей водой; большинство космических тел имеет

    собственную атмосферу со следами кислорода и органических соединений (метан и др.); в космическом пространстве широко распространено органическое вещество, в том числе за пределами Солнечной системы; вокруг Земли существует пылевая сфера - космическая пыль, состоящая из минерального и органического веществ;

    живые организмы на Земле обнаружены во всех сферах и различных обстановках: внутри горных пород на удалении от поверхности на тысячи метров, при температуре окружающей среды в сотни градусов по Цельсию и давлении в тысячи атмосфер, в условиях высоких значений радиоактивного и иного излучения, при низких температурах почти до абсолютного нуля, на дне океанов в условиях вулканических извержений (белые и черные курильщики), в различных рассолах, включая металлоносные, в абсолютной темноте и без присутствия кислорода; фотосинтез может проходить без солнечного света (при свете от подводных извержений), а бактерии могут производить органическое вещество за счет химической энергии (хемосинтез); живые организмы чрезвычайно многообразны и сложны по своему строению, хотя и состоят из ограниченного количества биохимических соединений и генетических кодов;

    дно океанов сформировано главным образом молодыми базальтами с прослоями осадков в течение последних 150 млн лет; расширение рифтогенных образований на дне океанов идет в настоящее время со средними скоростями 4 - 5 см/год; на дне океанов широко развиты процессы дегазации вещества мантии - магмы, вулканических газов, ювенильных (впервые появившиеся) глубинных вод, термальных и металлоносных образований;

    строение коры континентов и дна океанов принципиально различается;

    континенты имеют древние (более 3,0 - 3,5 млрд лет) архейские ядра, что свидетельствует о постоянном местоположении их центральных частей и разрастании площадей современных материков главным образом за счет наращивания по периферии более молодых геологических структур; горные породы материков допалеозойского возраста (более 1 млрд лет) в большинстве случаев метаморфизованы;

    удельный вес кислорода атмосферного воздуха больше удельного веса фотосинтетического кислорода, что указывает на глубинный источник его происхождения при дегазации вещества мантии; исследование дегазируемого вещества в пределах суши показало присутствие в нем (%) диоксида углерода - около 70, оксида углерода - до 20, ацетилена - 9, оксида серы - 3,7, метана - 2,1, доля азота, водорода и этана не превышает 1 %;

    в толщах Мирового океана происходит повсеместное перемешивание вод в виде восходящих и нисходящих потоков, разнообразных многоярусных течений, вихрей и др.;

    взаимодействие океана и атмосферы носит более сложный характер, чем предполагалось ранее (например, Эль-Ниньо и Ла-Нинья);

    природные катастрофы приводят к перемещению огромных масс вещества и энергии, что превышает эффект антропогенного воздействия на окружающую среду.

Физической географией называют науку о строении оболочки Земли. Данная дисциплина является основой наук о естествознании. Какие оболочки Земли изучает физическая география? Изучает она расположение разнообразных географических объектов, оболочку как целое явление природы. Помимо этого, исследуются региональные различия оболочки Земли. Данная наука вмешает целый комплекс других наук, которые изучают географию нашей планеты.

Учитывая, что разнообразия фазового и химического состава достаточно велико и необычайно сложное, все части земной коры постоянно связаны между собой и непрерывно обмениваются разнообразными веществами, а также необходимой энергией. Именно этот процесс позволяет выделить географическую оболочку как специфический материал в системе нашей планеты, совокупность процессов, которые протекают внутри, ученые объясняют, как особый процесс движения материи.

Что за наука - физическая география

Уже долгое время физическая география изучает природу земной поверхности. Единственное направление уже со временем благодаря дифференциации некоторых наук, развития кругозора человека, начали появляться такие вопросы, ответы на которые можно было получить, только расширив научный спектр. Так, геофизика стала изучать неживую природу, а география полностью укладывается в изучение всего живого на планете Земля. Физическая география - это наука, изучающая обе стороны, то есть живую и неживую природу, оболочку Земли, а также ее влияние на жизнедеятельность человека.

История развития науки

На протяжении развития науки, учеными накапливались факты, материалы и всё необходимое для того, чтобы изучение было успешным. Систематизация материалов помогла облегчать работу и делать определённого рода выводы. Именно это сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии физической географии как науки. Что изучает общая физическая география? В середине XIX века был очень активный период развития этого направления. Он заключался в постоянном изучении разнообразных природных процессов, которые протекают в географической оболочке и обусловлены разнообразными географическими явлениями. Изучение этих явлений было обосновано запросами практических знаний, более глубокого изучения и объяснения некоторых закономерностей, которые стали происходить в природе планеты Земля. Таким образом, чтобы узнать природу некоторых явлений, необходимо было изучать определенные компоненты ландшафта. Благодаря этой потребности последовало развитие и других географических наук. Таким образом, появился целый комплекс наук, которые выступали как смежные.

Задачи физической географии

Со временем к физической географии начала относиться и палеография. Некоторые ученые относят к этой системе географию и почвоведение. Эволюция научных познаний, идей и открытий рассматривает целую историю физической географии. Таким образом, прослеживаются свои внутренние и внешние связи, практическое использование закономерностей. Так задачей физической географии стало изучение региональных различий оболочки Земли и специфические факторы проявления общих и местных закономерностей, которые соответствуют определённым теориям. Общие и местные закономерности связаны между собой, тесно сочетается и непрерывно взаимодействуют.

География России

Что изучает физическая география России? Земельные ресурсы, полезные ископаемые, почва, рельефные изменения - все это входит в перечень исследований. Наша страна расположена на трех огромных равнинных пластах. Огромными залежами полезных ископаемых богата Россия. В разных ее уголках можно встретить железную руду, мел, нефть, газ, медь, титан, ртуть. Что изучает физическая география России? Важными темами исследований являются климат страны и водные ресурсы.

Дифференциация науки

Спектр физико-географических наук опирается на определенные материалы и общие закономерности, которые изучаются физической географией. Определённо дифференциация имела позитивное влияние на развитие науки, но при этом проблемы были в специальных физико-географических науках, их разработок было недостаточно, ведь изучались не все природные явления, были чрезмерно употреблены некоторые факты, что затрудняло дальнейшее развитие во взаимообусловленных природных процессах. Последнее время тенденция уравновешивание дифференциации идёт довольно позитивным путем, расследуются комплексные исследования, производится определённое синтез. Общая физическая география использует в своих процессах ряд смежных отраслей естественных наук. При этом возникают и другие науки, которые помогают в дальнейшем раскрывать всё новые знания. В дополнение ко всему этому сохраняются истории наук, со своими знаниями и экспериментами. Благодаря этому продолжает двигаться научный прогресс.

Физическая география и смежные науки

Частные науки в сфере физико-географии, в свою очередь, зависят от общепринятых закономерностей. Они, конечно, имеют прогрессивное значение, однако проблема в том, что имеются определённые границы, которые не дают достичь больших познаний. Именно это затрудняет продолжительный прогресс, для которого необходимо открывать новые науки. Во многих частных физико-географических науках чаще всего применяются химические и биохимические методы, процессы и объекты, это и становится двигающиеся силой. Физическая география связывает эти науки, обогащает их необходимыми материалами и учебными методиками. Это необходимо для решения практических задач, что дает определенные прогнозы изменения природной среды под определенными человеческими действиями. Помимо этого, приведённые науки связывают проблематику в целом, что и порождает еще целый ряд новых исследований. Но что изучает физическая география материков и океанов?

Большая часть земной поверхности покрыта водами. Только 29% - это материки и острова. На Земле имеется шесть материков, всего 6% занимают острова.

Связь с экономической географией

Физическая география имеет довольно тесную связь с экономическими науками и многими их отраслями. Это объясняется тем, что в конкретных природных условиях, экономическая география, так или иначе, влияет на них. Еще одним важным условием производства является использование природных ресурсов, и именно это задевает какие-то экономические аспекты. Развитие экономики и промышленного производства, видоизменяет географию, оболочку земной поверхности, иногда происходит даже и увеличение поверхности, такие стихийные изменения должны быть отражены в исследованиях. Также и подобные изменения воздействуют и на состояние природы, все эти моменты должны быть изучены и объяснены. В свете всего вышесказанного изучение географической оболочки может быть успешным только в случае познания обусловленного способа произведения влияния человеческого социума на природу планеты.

Концепции физической географии

Интересным фактом являются аспекты, изложенные в теоретических основах физической географии, именно они начали формироваться на рубеже 19-20 века. Тогда были сформированы основные концепции данной науки. Первая концепция говорит о том, что географические оболочки всегда были и будут целостными и неразрывными. Все их компоненты содействуют между собой, делится энергией и необходимыми веществами. Вторая концепция говорит о том, что ученые в сфере географии объясняют, момент зональности как важнейшие проявления территориальной дифференциации оболочки планеты. Изучение данной науки в местных закономерностях, а также локальных проявлениях имеет огромное значение для районирования.

Периодический закон зональности

Дифференциация довольно сложная географическая система, частицы связаны между собой, происходят пространственные изменения, величина которых должна не мешать балансу земной поверхности. На это могут повлиять разнообразные факторы, например, годовой объем осадков, отношение между ними и многое-многое другое. Баланс поверхности земного шара тесно связан с границами суши. Если смотреть на разные термические пояса, то условия будут отличаться, зависит это от признаков ландшафта. Такая закономерность получила даже свое название - периодический закон географической зональности. Это то, что изучает физическая география. Концепция данного закона имеет какие-то общие понятия и значения, которые можно применить к большому количеству физико-географических процессов. Эти процессы сводятся к определению рационального баланса, оптимального для растительных покровов.

Если объединить все указанные области, то можно сделать вывод что наука играет очень важную роль как способ анализа природных взаимосвязей и реализации новых знаний. Методика физической географии еще недостаточно усовершенствована. Поэтому в последующие годы наука также будет стремительно развиваться, требуется свежих идей и другого. Возможно, появятся и новые отрасли.

Самое сильное землетрясение произошло в Китае в 1556 г., когда одновременно погибло 830 тыс. человек. В Западной Европе очень крупным было землетрясение 1755 г. в Португалии. При этом полностью была разрушена столица Португалии город Лиссабон и погибло 60 тыс. человек. Часто случаются землетрясения в Сан-Франциско, который стоит на тектоническом разломе. Да и в нашей стране достаточно сейсмически опасных зон. В 1988 г. произошло землетрясение в Армении, при котором погибло свыше 20 тыс. человек и более 500 тыс. остались без крова. А в 1995 г. сильнейшее землетрясение полностью разрушило город Нефтегорск на Сахалине.

Наиболее распространенным экзогенным процессом является выветривание – процесс преобразования горных пород в приповерхностной части земной коры под действием колебаний температуры, химического воздействия воды, газов и органических веществ.

Огромную роль в выветривании играет ветер, выдувающий и разносящий рыхлые частицы горных пород. В результате образуются пески, лёсс, барханы и т.д. Текучие воды, моря и океаны способствуют осадконакоплению, эрозии, приводящим к формированию осадочных пород. Подземные воды растворяют некоторые горные породы, в результате чего образуются провалы на поверхности земли, а также пещеры и другие подземные полости.

Историческая геология

Историческая геология включает в себя стратиграфию, изучающую последовательности отложения слоев горных пород в осадочной оболочке Земли, и палеографию, восстанавливающую физико-географические условия прошлых лет.

Последовательное изучение напластований осадочных горных пород рассматривается как страницы «каменной летописи» Земли. При этом, чем выше лежит геологический пласт, тем он считается моложе. Особое внимание обращается на изучение окаменевших остатков растительных и животных организмов, которые сохраняются в пластах осадочных пород. В результате палеонтологических исследований было установлено, что каждой из эпох в развитии Земли соответствовали определенные растения и животные. Это послужило основой для установления относительного возраста толщ горных пород и позволило подразделить историю последних 600 млн лет жизни Земли на последовательные отрезки времени – периоды, эпохи и века. Таким образом, была составлена стратиграфическая шкала, лежащая в основе более детальной геохронологической шкалы. Этот период был назван фанерозоем и поделен на три эры: палеозой (240 млн лет), мезозой (163 млн лет) и кайнозой (67 млн лет). Эры в свою очередь делятся на более мелкие периоды. Древнейший период в истории Земли был назван докембрийским, или криптозойским. Он составляет 5/6 всей геологической истории Земли и подразделяется на архей (закончился 3,5 млрд лет назад) и протерозой (до 600 млн лет назад).

Таблица 13.1. Геохронологическая шкала фанерозоя

Группа (эра)

Система (период)

Начало, млн лет назад

Продолжительность, млн лет

Кайнозойская (67 млн лет)

Антропогеновая (четвертичный)

Неогеновая

Палеогеновая

Мезозойская (163 млн лет)

Триасовая

Палеозойская (240 млн лет)

Пермская Каменноугольная

Девонская

Силурийская

Ордовикская

Кембрийская

13.3. Становление географии как науки

География система естественных и общественных наук, изучающая природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты.

Такое знание было основой выживания человека в глубокой древности. Поэтому накопление эмпирической информации об окружающей среде началось еще в первобытную эпоху. Но первые попытки научного объяснения географических явлений – смены суши и моря, землетрясений и разливов рек, а также систематическое описание известной части ойкумены, принадлежат древним грекам. Вершиной античной географии стали труды Страбона и Птолемея I–II вв. Страбону принадлежит книга «География», в которой собраны самые полные материалы по страноведению, содержатся топографические, этнографические и политико-исторические данные. В «Руководстве по географии» Птолемея содержится перечень населенных пунктов с указанием их географических координат, а также предложены способы картографирования.

В Средние века географические представления складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки. Даже геоцентрические идеи отвергались большинством мыслителей раннего Средневековья. Так, долгое время важнейшим географическим сочинением считалась «Христианская топография» Космы Индикоплова, написанная в VI в. В ней утверждалось, что Земля представляет собой плоский прямоугольник, омываемый океаном. Солнце ночью скрывалось за горой, четыре крупнейшие реки, известные тогда, брали свое начало в районе горы Арарат (Тигр, Евфрат, Ганг и Нил), а центром Земли был Иерусалим.

Революция в географии началась с эпохой Великих географических открытий. Так принято называть крупнейшие географические открытия, сделанные европейскими путешественниками с середины XV до середины XVII вв. Рост товарного производства в Европе, недостаток ресурсов сопровождались поиском новых земель и новых торговых путей на Восток, откуда везли шелк, пряности и др.

Особую активность в открытии новых земель проявляли португальские мореплаватели, которые уже в XV веке обследовали все западное и южное побережье Африки. Васко да Гама открыл морской путь вокруг Южной Африки в Индию. Колумб открыл Америку, побережье которой активно исследовалось как португальскими, так и испанскими мореплавателями. С начала XVI в. началось активное освоение вновь открытых земель, названных Новым светом, и к середине столетия общее представление о нем было получено. В 1519–1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, на практике доказав шарообразность Земли.

В это же время русские землепроходцы начали активно осваивать Сибирь и Дальний Восток, доказали, что Азия не соединяется с Америкой, открыли Аляску.

В XVII в. в процесс открытия новых земель включились голландские исследователи. Баренц обошел западные берега Новой Земли и Шпицбергена, а Янзон и Тасман открыли Австралию, Тасманию и Новую Зеландию.

В результате данных открытий были установлены очертания обитаемых материков, исследована большая часть земной поверхности. Вслед за путешественниками шли колонисты и торговцы, осваивавшие эти территории, включавшие их в орбиту мировой цивилизации, которая начала складываться с этого времени.

В результате Великих географических открытий человек смог взглянуть на земной шар как на единое целое. Тогда же началось формирование планетарного взгляда на происходящие на Земле процессы. Были выявлены приоритетные направления в географических исследованиях, определившие дальнейшее развитие географии вплоть до XX в. Главной целью ученых стало достижение полноты представлений о Земле. Для этого нужно было заполнить все «белые пятна» на географической карте. Данная задача была выполнена к середине XX в. после появления аэрофотосъемки и получения фотографий со спутников. Кроме того, важно было понять, что представляют собой все земные оболочки, как они связаны между собой, как они обусловливают природные явления. Такой подход позволил превратить географию в строгую науку. В утверждении этих взглядов огромное значение имели работы А. Гумбольдта, который одним из первых понял, что география должна изучать природные явления в их взаимосвязи. При этом он отводил важнейшее место космическим влияниям, так как Считал, что именно они определяют динамику большей части земных процессов.

В своем развитии география прошла ряд этапов. Появление в 1845 г. книги А. Гумбольдта «Космос» ознаменовало завершение этапа накопления эмпирической информации в географии и появление физической географии – одной из фундаментальных естественных наук. В это же время большую роль начинают играть исследования в области экономической географии, систематизировавшей сведения о населении, хозяйстве, административно-политическом устройстве, финансах, торговле, военном потенциале различных стран, что относило географию к области обществознания.

Вторая половина XIX в. проходит под знаком дифференциации и интеграции наук, которая затронула и географию, вызвав появление целого ряда специальных географических дисциплин. Так появилась антропогеография Ф. Ратцеля, биогеография и почвоведение В. Докучаева, сформировались климатология, гидрология, геоморфология, гляциология, мерзлотоведение, палеогеография и др. Также возрастал интерес к комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям.

Поэтому в XX в. была осознана необходимость возрождения единой географии как комплексной науки, занимающейся исследованиями как естественных, так и общественных явлений и процессов. Это в свою очередь привело к появлению многочисленных пограничных дисциплин в этой области знания. Таким образом, в наши дни побеждает второй подход к определению географии.

13.4. Структура географического знания

Можно выделить четыре уровня географического знания*:

    теоретическую географию и историю географии, образующих теоретическое ядро данной науки;

    «стволовые» науки (физическую географию, экономическую географию, картографию и страноведение);

    отраслевые науки, появившиеся в результате дифференциации географии и обладающие поисковыми функциями;

    пограничные, или стыковые науки, возникшие в результате интеграции географии с другими науками.

* Такой подход предлагает один из крупнейших отечественных географов В.П. Максаковский. См.: Максаковский В.П. Географическая культура. – М., 1998.

Идея теоретической географии зародилась на Западе в 60-е годы XX в. Главной целью этой науки стало выявление наиболее общих законов и построений пространственно-временных систем и структур, изучаемых географическими науками. Ее возникновение можно рассматривать как результат развития всей системы географических наук, а также активного применения математических методов.

История географии изучает историю географических знаний, географических открытий, формирования географической мысли.

Физическая география – наука о географической оболочке Земли, её составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации. В ее состав входят: общая физическая география, региональная физическая география и отраслевые физико-географические науки.

Общая физическая география это фундаментальная физико-географическая наука, занимающаяся изучением закономерностей структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки Земли, общие проблемы территориальной дифференциации (зональность, природные районы разных рангов). Также она изучает сложные природные и природно-антропогенные системы – ландшафты как части географической оболочки Земли. К ней же относят и палеогеографию – науку о закономерностях развития этой оболочки, истории взаимодействия природы и человека, ландшафтах геологического прошлого.

Региональная физическая география изучает конкретные локальные территории, особенности их природы, естественных ресурсов, процессы развития и формирования. В качестве объектов выступают территориальные единицы любого ранга – от стран до мелких районов.

Отраслевые физико-географические науки также изучают географическую оболочку Земли, но в качестве объекта изучения берут лишь одну сторону или структурную часть этой оболочки. Выделяют восемь таких наук:

    геоморфология – изучает исторически развивающийся рельеф земной поверхности, исследует внешний облик рельефа суши и морского дна. Также она рассматривает воздействие на рельеф эндогенных и экзогенных процессов, влияние человека на рельеф;

    климатология – наука о климате, его формировании, географическом распространении и изменении во времени. Она собирает данные об атмосферных процессах за длительный период, обобщает результаты измерений параметров погоды. Это дает возможность судить о климатическом режиме;

    гидрология суши – исследует закономерности процессов и явлений, протекающих в природных водах суши, формирование водного баланса, структуру речных потоков, ледовый режим, химический состав вод и т.д. Объектами ее изучения являются реки, озера, болота;

    океанология -- наука о природных процессах в Мировом океане. Она стремится выявить общие закономерности природы океана как единого целого. Есть специалисты по физике, химии, геологии, биологии океана;

    гляциология – наука о природных льдах на поверхности Земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере. Она изучает режим и динамику развития льдов, их взаимодействие с окружающей средой, роль льда в развитии Земли. Также предметом внимания являются снежно-ледниковые ресурсы, движение ледников, снежные лавины, история оледенения;

    геокриология (мерзлотоведение) – наука о мерзлых почвах и горных породах, процессах их образования, развития и условиях существования. Также изучаются Процессы промерзания и оттаивания мерзлых толщ;

    география почв – изучает закономерности формирования и пространственного размещения почв. В сфере ее интересов факторы почвообразования, региональная география почв;

    биогеография – изучает закономерности распространения живых организмов в зависимости от факторов окружающей среды, а также связи организмов со средой.

Социально-экономическая география

Социально-экономическая география представляет общественную область географии. Это комплекс научных дисциплин, изучающих закономерности общественного производства и расселения людей. Иными словами, социально-экономическая география исследует территориальную организацию жизни общества, особенности ее проявления в отдельных странах, районах и местностях. Иногда эту науку также называют общественной географией или географией человека.

Социально-экономическая география также подразделяется на общую, региональную и отраслевые дисциплины.

Общая социально-экономическая география изучает общие вопросы теории и методологии этой науки, закономерности территориальной организации общественного производства, пространственные процессы и формы организации жизни людей.

Региональная социально-экономическая география под тем же углом зрения исследует конкретные районы, страны и регионы.

Отраслевые социально-экономические географические науки изучают частные вопросы и проблемы, отдельные стороны объектов социально-экономической географии. Выделяют шесть таких наук:

    география населения – часть экономической географии, изучающая структуру, размещение и территориальную организацию населения, которое рассматривается в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с природным окружением. Она устанавливает пространственные закономерности, динамику этих черт населения. В свою очередь она подразделяется на географию города, села, миграций, трудовых ресурсов;

    география промышленности – изучает территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и специфические особенности развития промышленности в целом и по группам отраслей;

    география сельского хозяйства – изучает закономерности и особенности территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства, производственные типы сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные земли;

    география транспорта – в центре ее внимания территориальная структура транспорта, закономерности и специфические особенности его размещения, степень транспортной освоенности территорий, транспортные сети и системы транспортных потоков;

    география природных ресурсов – изучает географию отдельных видов природных ресурсов и их сочетаний, пути рационального, использования ресурсов, проблемы их экономической оценки, дает прогноз состояния ресурсной базы;

    рекреационная география – наука о рекреационной деятельности человека, районах отдыха, рекреационных ресурсах, а также вопросах туризма.

Картография

Это область науки, техники и производства.

Она находится на стыке технических, естественных и общественных наук. Долгое время считалось, что составление карт – главная обязанность географии. Самостоятельной наукой картография стала лишь в середине XIX в., чему способствовали успехи математических наук и прогрессивные сдвиги в познании мира.

Картография это наука об отображении и исследовании явлений природы и общества посредством образно-знаковых моделей (картографических изображений). Картография позволяет проследить размещение, свойства и взаимосвязи данных явлений.

Для выполнения поставленных перед ней задач картография создала теорию картографирования, разработала математическую основу карт, их проектирование и составление. Важной частью картографии является создание языка карт и правил их использования (чтения).

Сегодня существует огромное множество видов карт, различающихся по объекту, методу, масштабу. Выделяют также разные отрасли картографирования – научное, научно-справочное, учебное, туристское, навигационное и др. Очень широк спектр тематики карт – геологические, почвенные, геоботанические, ландшафтные, экологические, экономические, политические и др.

Географическая карта это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости.

Показываемые явления отображаются в особых картографических проекциях с помощью особых символов. Карта дает возможность получать правильные данные о положении, размерах и форме изображаемых земных объектов. Использование картографических знаков позволяет изображать земную поверхность с желательным уменьшением (масштабом), показывать рельеф местности, внутренние свойства изображаемых предметов (на карте моря можно показать физические особенности вод и течений), распространенность явлений и т.д.

Четвертый уровень географического знания

К нему относятся так называемые стыковые научные дисциплины. Они возникают в результате интеграции наук, в сфере внимания которых оказываются одни и те же объекты. На стыке географии и политологии в конце XIX – начале XX в. возникла политическая география. Основоположником этой науки считают Ф. Ратцеля, автора «Политической географии» (1887). Предметом ее исследования является территориальная расстановка классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, а также их районов.

Данная наука изучает особенности политического и государственного устройства разных стран, процессы формирования территории государства, делает анализ структуры населения, расстановки политических сил, партий и движений. Рассматриваются радикальные изменения на политической карте мира, новые соотношения политических сил на мировой арене, региональные конфликты и глобальные проблемы современности. В последнее время повышенный интерес вызывают исследования в области электоральной географии, которая занимается анализом предвыборных кампаний и самих выборов на государственном и межгосударственном уровнях.

На стыке географии и истории в конце XVIII в. зародилась историческая география. Она изучает конкретную географию прошлого и ее изменения на разных исторических этапах. В сфере интересов этой науки развитие и изменение географической среды за историческое время; политическая карта и государственный строй прошлых эпох; основные демографические характеристики населения прошлого; социальные и экономические характеристики прошлых обществ, исторические аспекты развития материальной и духовной культуры.

На стыке географии с военной наукой находится военная география. Успех любой военной операции во многом зависит от правильного учета особенностей местности, на которой эта операция проводится. Специалисты в этой области изучают военные блоки и союзы, их внутреннюю и внешнюю политику, очаги политической напряженности, могущие перерасти в военные конфликты, военно-экономический потенциал отдельных стран, изучение потенциальных театров военных действий (составление подробных карт). Также развивается военное страноведение, изучающее с перечисленных позиций различные страны (потенциальных союзников и противников).

Этногеография возникла на стыке этнографии и географии. Она изучает особенности расселения народов мира для определения их этнических границ, динамики и численности населения. С этногеографией достаточно тесно связана география культуры, сформировавшаяся на стыке культурологии и географии, изучающая территориальную дифференциацию культуры и ее отдельных компонентов, элементов материальной и духовной культуры. Ведь специфика культуры каждого этноса во многом определяется особенностями природных, климатических условий, в которых этот этнос живет.

Недавно на стыке между географией и медициной возникла медицинская география, которая изучает те факторы и условия окружающей среды, которые влияют на здоровье населения. Также она исследует закономерности распространения болезней человека.

Еще в начале XX в. на стыке химии и наук о Земле возникла геохимия – наука о химическом составе Земли, закономерностях распространения химических элементов в различных геосферах, законах их поведения, сочетания и миграций. Объектом исследования геохимии является круговорот веществ в природе, ее составляющими – гидрохимия и геохимия ландшафтов.

Большое развитие получила геофизика – наука о внутреннем строении, физических свойствах и процессах, происходящих в геосферах.

На стыке географии, лингвистики и истории возникла топонимика – наука о географических названиях, их происхождении, развитии и современном состоянии, смысловом значении, написании и передаче с одного языка на другой.

  1. Концепции современного естествознания (3)

    Учебное пособие

    Государствен­ным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современно­го естествознания» , входящей в цикл общих математических... с историей науки и важнейшими концепциями современного естествознания помогут читателю объективно сориентироваться в...

  2. «концепции современного естествознания» (2)

    Документ

    ... .– 256 с. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания . – Новосибирск, 1997. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания . – М., 2003. Горелов А.А. Концепции современного естествознания . – М.,2003. Афанасьев...

  3. «концепция современного естествознания»

    Документ

    «Концепция современного естествознания» Содержание понятия «естествознание» . Естествозна́ние - область науки, ... которые столь характерны для современ­ного естествознания . В современном

Вопрос 1. Что такое рельеф?

Рельеф представляет собой совокупность неровностей земной поверхности – холмы, горы, долины, впадины.

Вопрос 2. Что называют Мировым океаном?

Мировой океан – это водная оболочка Земли, океан разделяет сушу на континенты. Мировой океан состоит из Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов.

Вопрос 3. Что такое горные породы?

Горные породы – это минералы, органические вещества из которых состоит земная поверхность. Они могут быть твердыми, мягкими, рыхлыми.

Вопрос 4. На какие два основных раздела делят географию?

В географии выделяют два основных раздела: физическую географию и социально-экономическую географию.

Вопрос 5. Какая наука изучает природу земной поверхности?

Физическая география изучает природу земной поверхности. Для определенных частей природы существуют свои науки, например рельеф изучает геоморфология, климат – климатология, распространение и распределение живых организмов – биогеография.

Вопрос 6. Что изучает экономическая география?

Экономическая география изучает разнообразие мира людей и его хозяйство.

Вопрос 7. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие в грунтах, на которых возводятся сооружения; климаты земного шара; состав и строение земной коры; рельеф земной поверхности; влияние особенностей территории на состояние здоровья населения.

Океанология – наука изучающая процессы, происходящие в Мировом океане. Изучением населения Земли занимается демография. Процессы, происходящие в грунтах, на которых возводятся сооружения – инженерная география. Климаты земного шара – климатология. Состав и строение земной коры – геология. Рельеф земной поверхности – геоморфология. Влияние особенностей территории на состояние здоровья населения – медицинская география.

Вопрос 8. Укажите, какие из географических наук, рассмотренных в параграфе (см. рис. 12), относят к физической географии, а какие - к социально-экономической.

Физическая география включает: геоморфологию, климатологию, биогеографию, геологию, океанографию.

Социально-экономическая география включает: инженерную, медицинскую, военную, историческую, политическую географию, демографию, картографию.

Вопрос 9. Что интересного вы сможете узнать, изучая географию?

Вы узнаете, как землепроходцы и путешественники открывали и изучали новые земли и населяющие их народы, как устроена Вселенная и какое место занимает Земля в Солнечной системе, как изображается земная поверхность на плане местности и географической карте, как возникла и устроена наша планета.

Вопрос 10. Почему количество географических наук постоянно увеличивается?

Потому что происходит процесс дробления крупных наук на более мелкие, специализирующиеся на конкретной деятельности. Это делается с целью более тщательного изучения определенных аспектов.

Вопрос 11. Как современная география связана с другими науками? Приведите примеры.

Современная география связана с очень многими науками. Например с биологией, биогеография изучает распределение живых организмов по планете и благодаря этому биологи узнают где обитает определенный вид животных. С помощью климатологии синоптики могут составлять прогнозы погоды.

Вопрос 12. Приведите примеры географических объектов на территории вашего района, являющихся объектом изучения: а) физической географии; б) социально-экономической географии.

А) Леса, горы, холмы, реки, озера.

Б) Города, поселки, деревни, заводы, распределение плотности населения.

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

Во-первых, это принцип объективности. Объект – нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития.

Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.


Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, – принцип теоретичности. Наука – не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, – это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.

Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.