Модель подготовки к семейной жизни. Пути и средства подготовки молодежи к семейной жизни. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Бюджетное учреждение Омской области

"Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)"

Программа

Подготовка молодежи к семейной жизни

Составитель:

Нина Федоровна Карельцева,

заведующая отделением

помощи гражданам,

жизненной ситуации,

Пояснительная записка

В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию и ставит под угрозу воспитание духовной культуры следующих поколений.

Снижение роли семьи в формировании личности - это факт, имеющий место в нашей действительности. В современном обществе усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Современная тенденция такова, что всевозрастающую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей и разведенных женщин. Одной из социальных проблем современного общества является развод. Неутешительна статистика и по Омской области. (За период с 2005 по 2008 год количество расторгнутых браков выросло с 8236 до 10524). Обозначилась тенденция к увеличению количества разводов в молодых семьях и семьях со стажем более 20 лет. В период развода семья практически перестает выполнять свои функции, особенно страдают дети.

Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям.

Для формирования позитивного опыта в этой области отношений усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни , активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги, а также в участии общественности. Подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Поэтому важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально-значимой ценности.

С целью повышения значимости семьи, пропаганды "просемейного" образа жизни, профилактики семейного неблагополучия специалисты бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)" организовали профилактическую работу с поколением будущих супругов по их психологической подготовке к будущей семейной жизни. Учитывая актуальность вышеизложенного, специалисты отделения помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разработали программу "Подготовка молодежи к семейной жизни".

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.

Готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов, на формирование которых направлены мероприятия программы:


  • Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству.

  • Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

  • Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству заключается в соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

  • Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, в чувствованию в эмоциональный мир партнера.

  • Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

  • Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов.
И. В. Дубровина подчеркивает, что, наряду с формированием нравственного мира личности и представлений о семейной жизни, необходимо обеспечить и формирование особой системы представлений молодых людей о себе как человеке определенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта чрезвычайно актуальная необходимость, соответствующая основным задачам полового воспитания, сравнительно недавно стала предметом специального внимания исследователей, выразившегося в изучении формирования представлений о маскулинности-фемининности как одного из условий подготовки к семейной жизни.

Программа служит этапом ознакомления молодых людей с понятием ″семья″, ее особенностями и характеристиками, а также получения достоверной и необходимой информации о взаимоотношениях в семье, о принципах построения благополучной семьи, приобретения и формирования позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Во время занятий участники программы не просто готовятся к будущей взрослой жизни, они проживают волнующие их ситуации уже в аудитории, принимая на себя в ролевых играх те или иные социальные роли. Функции ведущего при этом заключаются в оказании помощи во время проводимых коллизий и в расстановке этических и психологических акцентов.

Для молодежи на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношениях, половом влечении, семейных отношениях (конфликты в семье и способы их разрешения, будни и праздники семейной жизни, отношения поколений с семье, воспитание детей, ранние браки).

Цель программы: воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности.

Задачи:


  • повысить уровень информированности у молодежи по вопросам построения брачно-семейных отношений и психологических особенностях будущей роли в семье;

  • способствовать формированию активной и ответственной позиции по отношению к будущей семейной жизни

  • способствовать формированию навыков позитивного межличностного общения, духовно-нравственному взаимоотношению полов;

  • способствовать формированию у участников более реалистичного представления о семейной жизни, дав информацию о назначении семьи, ее возрастных кризисах и присутствии внутренних правил;

  • расширить знания в области семейных отношений;

  • обучиться умению разрешать конфликт конструктивным способом (без применения насилия);

  • повысить ценность отцовства и материнства у молодых людей ;

  • формировать чувство ответственности за близких;

  • развивать способность у участников программы видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные цели;

  • мотивировать участников на дальнейшую работу по саморазвитию.

  • исследовать сегодняшние представления о семье у молодежи 16-ти 18-ти лет.
Реализация программы предполагает участие всех специалистов отделения: психолога, юрисконсульта, врача-сексолога. Особенностью данной программы является комплексность. Программа имеет практическое применение в условиях работы учреждений социального обслуживания населения.

Ожидаемые результаты :


  • повышение компетентности участников программы по вопросу семейно-брачных отношений;

  • формирование ответственности, готовности личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям;

  • усвоение участниками программы социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых;

  • формирование ответственной позиции по вопросу создания семьи;

  • развитие умения адекватно реагировать в кризисных ситуациях;

  • мотивация участников занятия к постоянному пополнению своих знаний об особенностях семейной жизни;

  • развитие коммуникативных навыков участников;

  • позиционирование психологической помощи среди населения как способа сохранения гармоничных семейных взаимоотношений.
Критерии эффективности:

  1. Уровень информированности.

  2. Способы поведения в конфликте.

  3. Коммуникативная толерантность.

  4. Формирование мотивации на создание здоровой семьи и личностного развития.
Организация работы по программе:

Группа комплектуется на базе образовательного учреждения, там же проходят основные мероприятия. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю, занятие рассчитано на один академический. Продолжительность программы - полгода. Программа рассчитана на 20 занятий (21 часов). Оптимальное количество участников на занятии - 20 человек.

Целевая группа: Юноши и девушки от 16 до 20 лет.

Основные этапы реализации программы:

1. Организационный.

2. Основной.

3. Итоговый (1 занятие).

1 этап – организационный. Проводится работа по условиям проведения работы на базе образовательного учреждения, подбирается состав группы. Программа имеет комплексный характер и предполагает задействованность многих специалистов, в данном случае специалистов отделения помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (психолог, врач-сексолог, юрисконсульт). Курирует работу заведующая отделением. На первом этапе проводятся необходимых для работы диагностические мероприятия с целью получения информации о личных особенностях участников. С целью исследования оценки юношей и девушек себя как будущих супругов и родителей используются следующие диагностические методики:

- "Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции;

Анкета "Представление о брачно-семейных отношениях". Так как в реализации программы задействованы отдельные специалисты, то диагностические методики могут применяться по их усмотрению, учитывая необходимость и целесообразность.

Основной этап - проведение основных мероприятий программы. Программа содержит комплекс взаимодополняющих мероприятий по двум основным блокам: ″половая социализация и этико-психологическая готовность к браку″ и ″искусство быть семьей″. Включает психологическую подготовку молодежи к семейной жизни, информированность по социально-правовым вопросам, детско-родительским, супружеским отношениям. Занятия проводят психологи, юрисконсульт, врач-сексолог. Каждое занятие имеет определенную тему и цель. Первоначально проводятся занятия, на которых раскрываются такие понятия, как семья, любовь, влюбленность, симпатия, дружба. В программе есть темы, посвященные изучению особенностей личности, общению с окружающими , развитию уверенности в себе, рассматриваются социальные роли и значение лидерства в семье, стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Кроме того, в программу включены занятия с целью предотвращения семейного насилия, применению в семье ненасильственных методов воспитания. Реализация этой программы будет проходить в форме лекционных, семинарских и практических занятий. Занятия проходят в виде тренингов, ролевых игр, бесед, дискуссий, деловых игр.

На итоговом занятии проводится диагностика для определения степени информированности участников программы, сформированности определенных умений.

Тематический план программы


N п/п

Тема

Кол-во занятий

Форма проведения

Ответственный

Раздел I. Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку

Добрачные отношения″



1

Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины

1 (2часа)

Диагностика. Практическое занятие с элементами тренинга ,

Психолог

2

″Ловушки″ влюбленности

1

Информационная беседа

Психолог

3

Семья моими глазами.

1

Семинар-практикум

Психолог

4

Готовность к браку и семейной жизни.

1

Лекция с элементами тренинга, дискуссия

Психолог

5

Особенности мужской и женской психологии.

1

Практическое занятие

Психолог

6

Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей).

1

Лекция-беседа

Врач-сексолог

7

Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки

1

Практические занятия

Психолог, врач-сексолог

8

Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству.

1

Практическое занятие с элементами ролевых игр

Психолог

9

Правовые основы заключения брака

1

ролевые игры

юрисконсульт

10

Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны.

1

Практические занятия, с элементами дискуссии

Юрисконсульт

Раздел II. Искусство быть семьей


11

Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье.

1



Психолог

12

Супружеская совместимость.

1

Практическое занятие

Психолог

13

Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог

14

Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог

15

Развод как социально-психологический феномен.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог, юрисконсульт

16

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

1

Практическое занятие

Психолог

17

Детско-родительские отношения.

1

Практическое занятие

Психолог

18

Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений.

1

Практическое занятие

Психолог

19

Роль семейных традиций

1

Практическое занятие с элементами дискуссии и беседы

Психолог

20

Итоговое занятие.

1

Беседа, практическое занятие, диагностика

Психолог

Всего: 20 занятий, 21 часов

План проведения занятий по программе

1 блок

Занятие 1. Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни ″Добрачные отношения″. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины

1.Знакомство с группой. Сообщение цели и актуальности занятий в этом направлении.

2. Диагностика ("Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции, анкета "Представление о брачно-семейных отношениях").

3. Вступительная беседа на тему " Что такое семья? "

4. Практическое задание: групповое создание коллажа на тему " Как я представляю свою будущую семейную жизнь".

5. Информационное сообщение" Особенности предбрачного периода".

6. Упражнение " Неожиданное знакомство".

7. Практическое задание: составление перечня качеств " настоящего " мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов. Опрос по теме "Качества, необходимые человеку в семье".

8. Мини-лекция по теме "Модели выбора спутника жизни″.

9. Подведение итогов "Как достичь семейного счастья?"


Занятие 2 . ″Ловушки″ влюбленности

1. Информационный блок. Влюбленность. Любовь. Культура их проявления.

2. Практическое задание. Составьте список личностных качеств будущего спутника жизни.

3. ″Мозговой штурм″. Определить основные мотивы, причины ранних браков.

4. Подведение итогов.
Занятие 3. Семья моими глазами.

1. Сообщение цели занятия.

2. ″Семья - как я ее понимаю ″. Заполнение бланка, обсуждение в группе.

3. ″Столкновение правил″. Разыгрывание ситуации.

4. ″Семейные правила″. Мини-лекция.

4.Подведения итогов.


Занятие 4. Готовность к браку и семейной жизни

1. Игра на знакомство.

2. Промежуточная диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета " Представление о брачно-семейных отношениях".

3. Беседа на тему " Поговорим о семье...."

4. Групповая работа: поиск и анализ факторов, необходимых для создания здоровой семьи.

5. Практическое задание по составлению перечня обязанностей по дому, как для мужа, так и для жены. Обсуждение полученных результатов.

6. Подведение итогов.
Занятие 5. Особенности мужской и женской психологии .

1. Информационный блок ″Мужественность и женственность″.

2.Упражнение "Два мира".

3. Практическое задание: Юношам и девушкам необходимо создать коллаж на тему ″Мужчина и женщина″.

4. Дискуссия ″В чём заключаются сходства и различия между мужчиной и женщиной и как при этом им быть вместе″.

5. Подведение итогов, рефлексия.


Занятие 6. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте .

1. Ритуал приветствия.

2. Информация по теме ″Профилактика рискованного поведения у молодежи″

3. Практическое задание.

4. Информационный блок ″Последствия сексуального раскрепощения″.

5. Подведение итогов. Советы специалиста.


Занятие 7. Ответственное отношение к репродуктивного здоровью.

1. Информационный сообщение по теме.

2. Групповая дискуссия

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, в современной Беларуси остро стоит вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, в педагогической теории возникает настоятельная необходимость искать пути решения проблемы формирования готовности молодежи к созданию семьи, которые было бы возможно применять в педагогической практике.



Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. В педагогической литературе отмечается, что готовность, в отличие от установки, характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта педагогической деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие готовности с педагогических позиций, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающую личностные и процессуальные аспекты». Готовность личности к браку складывается из биологической, социальной и психологической зрелости человека.

В частности, социально-психологическая, эмоциональная зрелость супругов включает в себя относительную материальную независимость от родительской семьи, свободу от родительского контроля, способность брать на себя семейные и супружеские роли и ответственность за сохранение семьи, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за последствия принимаемых решений, умение адаптироваться к супругу, умение говорить о значимых эмоциях и чувствах с супругом и контролировать их и т.п.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1) Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2) Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3) Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4) Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.

5) Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6) Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов. Выделяют также составляющие готовности к семенной жизни (Схема 1.2).

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную.

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное сознание юношей и девушек – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20-22 года, для мужчины – 23-28 лет, т.к. организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобретается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность. С демографической точки зрения важно увеличить время для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка. Что касается психологической точки зрения, то именно в данный период у человека происходит расцвет всех психологических проявлений (памяти, мышления и др.), наблюдается большая пластичность процессов, происходящих в психике человека, изменяемость их, чем в более зрелом возрасте. Молодые люди лучше привыкают друг к другу, чем люди старшего возраста, у которых взгляды по многим вопросам семейной жизни обладают значительной стойкостью и неподатливостью. Врачи считают важным моментом, обеспечивающим сексуальную адаптацию супругов, соотношение их возраста. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если, например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине – около 30 и т.д. Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12 лет. .

По данным нашего анкетирования среди опрошенных 91% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (около 6%) считают от 30 и старше. Положительно и то, что почти никто не ответил в возрасте от 16-18 лет (менее 2%), значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем. 64% респондентов с уверенностью ответили, что брак во время учебы в ВУЗе, будет мешать и негативно сказываться на учебе, 13% рассматривают возможным такой брак и 23% считают его нормальным. 47% опрошенных положительно относятся к браку с представителями разных национальностей, 19% ответили отрицательно, а остальные опрошенные (а именно 34%) затруднились ответить. Причина, как я считаю, в том, что многие студенты еще не определились по данной позиции, или просто не разговаривали с родителями на эту тему. 72% опрошенных студентов отметили основополагающим мотивом при создании семьи - любовь, а также дружбу и общие интересы; 24% - материальный достаток, 4% - независимость и самостоятельность от родителей. Показательно, что, несмотря на возрастающую роль денег в жизни белорусов, большей частью молодежи ценятся взаимные чувства и общие интересы при создании семьи, а не материальный достаток.

Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований современные невесты, прежде всего, ищут в будущем спутнике... интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота. Юноши ищут в своих избранницах, прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем.

Для большинства опрошенных юношей, по данным нашего исследования, социальное положение девушки не интересует, так ответили 63%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-другому, социальное положение не интересует всего лишь 12% из числа опрошенных девушек; 26% девушек ответили, что не знают, а вот 61% девушек ответили, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 20%. Эти цифры подтверждают факт сформировавшихся иждивенческих установок у представительниц слабого пола. Представляет интерес тот факт, что 46% - респондентов отметили, что для уверенности в «завтрашнем дне», счастья, спокойствия им нужна хорошая заработная плата, материальная поддержка, деньги, в то же время, 39% - выбрали семью, родственников, родителей, как «гарант» стабильности и благополучия; 15% - получение образования, специальности, а также, общественную деятельность, свободу личности, значимость.

Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Приобретенная в процессе жизни и деятельности стройность, легкость осанки и движений имеет важное значение в общении с противоположным полом, в будущей семейной жизни. На основе развитых физических качеств человеку легче развивать и нравственные: благородство, сдержанность, великодушие и т.п. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных, дружеских отношений с окружающими людьми. Человек при этом легче преодолевает психоэмоциональные трудности, стрессовые ситуации, которые порой встречаются в семейной жизни. Молодые люди, создавая семью, конечно думают и о материальной стороне: решение проблемы жилья, стабильный заработок. По данным многочисленных исследований, факторы материальной и жилищной обеспеченности прямо на стабильность семьи не влияют. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Молодым людям, собирающимся создать семью, но не имеющим прочного фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений. Они вполне оправданы и справедливы. Однако создание семьи в данном случае имеет гораздо больше оснований, чем это представляется тем, кто выступает за хорошую материальную обеспеченность будущей семьи как обязательное условие. Ведь длительное откладывание брака «до лучших времен» - не всегда самый мудрый выход из положения, а достигшие благоприятного возраста для вступления в брак не всегда могут приобрести экономическую самостоятельность.

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, ответственность за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания Т.А.Флоренская выделяет три различных толкования этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как способность любить. Она приводит их описания.

1) Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Т.А.Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т.к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности.

2) Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая односторонняя потребность быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая по сути потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленном желании привлечь внимание к себе, обидчивости и т.п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующем реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.

3) Способность любить. Уровни способности любить различны – от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности – такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которого подобно смерти.

Готовность к самостоятельности включает в себя умение вести семейный бюджет, наладить быт; ухаживать за детьми, наличие определенной материальной независимости от родителей, желание решать другие жизненно важные вопросы. Чувство ответственности за создаваемую семью предполагает продуманность решения, согласованность позиций жениха и невесты по многим вопросам, в том числе материальном и жилищном. Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей – неполноценная.

Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности. Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно, владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым. Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода. Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию. Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает наличие необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, серьезного взгляда на отношения полов, знаний о том, как беречь свою любовь, культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.

По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

Готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

Понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

Стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

Умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

Нами было проведено мини-исследование (Приложение 3), целью которого является определение уровня нравственной готовности студентов к браку. В исследовании приняли участие 20 студентов факультета социальной педагогики и практической психологии Витебского государственного университета им. П.М. Машерова.

По результат (Приложение 4) исследования была определена средняя (больше 50% – 80%) готовность, среди студентов, к семейной жизни. Это говорит о некоторой сформированности готовности к семейно брачным отношениям среди молодежи, а также наличие у студентов определенных умений и навыков: коммуникативных, организаторских, прикладных и гностических.

В.С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих. Это способность:

1) заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.

2) сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3) к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4) высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. .

Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

В.С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судьба брака зависят от многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелым в социально-психологическом отношении личностями. Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т.е. прав и обязанностей) и желание выполнять их. Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье. Реально в большинстве обычных семей основной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей. Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку молодежи. Совокупность необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Современные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов. Важным элементом отношений в семье являются эмоционально-оценочные связи, которые включают мнения, представления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, поступках друг друга. С течением времени субъективные оценки типа «нравится» - «не нравится» подвергаются коррекции. В.С.Торохтий говорит в таком случае о психологической зрелости личности, к которой он относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив – наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях. Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, и, следовательно, входящих в подготовку молодежи к семейной жизни, включает также коммуникативные умения, владение психотехникой общения и саморегуляции, психологическую поддержку, добродушие и отходчивость в ссоре, терпимость к недостаткам другого, умение преодолевать конфликтные ситуации, наличие детей и совместную заботу о развитии, воспитании и обучении их, социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел. Добавим сюда еще и умение прощать. Б.С.Круглов заключает, что система подготовки молодежи к семейной жизни наряду с половым просвещением и половым воспитанием, наряду с формированием навыков межличностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и формирование определенного уровня гражданско-правового сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка.

Что касается рассматриваемого нами аспекта понятия «готовность», то отечественная педагогика накопила в данном отношении значительный опыт. Советской педагогической школой были разработаны специальные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. В советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

Ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этическими вопросами брачно-семейных отношений;

Половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе врачей, родителей и общественности, формирование нетерпимости к пьянству и половой распущенности;

Развитие и укрепление у школьников чувств товарищества, дружбы, коллективизма, дисциплинированности в деятельности пионерской и комсомольской организаций;

Формирование уважительного, заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

Практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства и воспитанию детей в родительском доме.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Характеризуя этапы развития личности будущего семьянина, необходимо выявить детерминанты, благоприятствующие воспитанию будущего семьянина, сензитивность учащихся к определенным средствам воспитания на каждом этапе. Представление об этапах воспитания будущего семьянина, подготовки его к семейной деятельности, об учебно-воспитательных задачах и средствах их решения на каждом этапе вырабатываются на основе обобщения выводов физиологических, психологических, дидактических исследований, эмпирического опыта воспитания будущего семьянина в разном возрасте. Обобщение этих материалов позволяет содержательно охарактеризовать тенденции воспитания будущего семьянина. Среди таковых тенденций выделяются: развитие устойчивой направленности личности на семейный образ жизни через осознание возможности удовлетворения потребностей личности путем выполнения роли семьянина; познавательных интересов, связанных с научной основой функционирования и сохранения семьи; активизация самовоспитания ценностно-значимых для роли семьянина личностных качеств и пр.

Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д. Следует усилить и антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи. С точки зрения целей и задач демографической политики и полноценного воспитания будущих поколений необходимо ориентировать молодежь на рождение в семье не одного, а двоих-троих детей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20-25лет.

Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д. Подготовка к браку означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний - важнейший показатель подготовленности человека к браку. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм. Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом. С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Признавая большое значение подготовки молодежи к жизни, педагоги, родители, психологи основное внимание уделяют формированию мировоззрения юношей и девушек, выбору ими будущей профессии, специальности. Вопросы «куда пойти учиться?», «как стать хорошим специалистом?» и пр. - центральные в разработке проблемы самоопределения и подготовки молодежи к жизни.

Но есть еще одна очень важная сторона жизни человека - жизнь семейная. Современная семья - самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Семья является сложнейшим социальным объединением, с которым так или иначе связана жизнь каждого из людей. Поэтому один из важнейших аспектов самоопределения взрослеющего человека - формирование его готовности к созданию в будущем собственной семьи. Самоопределение в этой сфере жизни, как и во всех других, - сложный и длительный процесс. Он предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, выбора своего пути и в этом направлении.

Неверно предполагать, что каждый человек, достигший определенного возраста, готов к созданию семьи. Ранний брак для двух молодых людей может оказаться не просто воплощением романтической мечты быть вместе и в радости, и в горе, но может стать настоящим испытанием на прочность чувств и характера. У молодых людей могут возникнуть психологические трудности. Юноша и девушка как бы переходят из одного мира отношений в другой. До брака их отношения были больше похожи на дружеские. Дружеские же отношения с начала и до конца остаются неофициальными, формально необязательными. Они существуют только потому, что есть потребность в их сохранении. Отношения мужчины и женщины тоже возникают сначала как дружеские, а потом, после заключения брака, становятся и официальными. Супружеские отношения по содержанию остаются неофициальными, а по форме становятся официальными. Молодые люди берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за семью, за детей. По словам К. Маркса, «никто не принуждает к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» .

Супружество предъявляет определенные требования к поведению и поступкам молодоженов, оно в той или иной степени ограничивает индивидуальную свободу, приносит ежедневные хлопоты. И вот этот переход от некоторой необязательности к ответственности не для всех юношей и девушек совершается сразу и безболезненно.

Поэтому один из важных аспектов самоопределения взрослеющего человека - формирование его психологической готовности к созданию своей семьи. Психологическая готовность прежде всего включает в себя осознание юношей и девушкой того, что регистрация брака есть не завершение, а лишь начальный этап на пути создания семьи; понимание того, что счастье семьи во многом зависит от глубины осознания молодыми людьми правовой и нравственной основы брака; и конечно, то, насколько у них развита способность быть по-настоящему любящим, т.е. любить человека ради него самого.

Любовь проявляется в отношении одного человека к другому, предполагает искреннюю заинтересованность в его жизни, заботу, готовность к самопожертвованию. Любовь переживается как особое единение с другим человеком, слияние духовного и телесного.

Такое единение является единственно возможным способом наиболее полного и глубокого познания и понимания другого человека.

Уместно вспомнить предупреждение В. А. Сухомлинского: «Труднейшая страница человеческой мудрости - это постичь умом и сердцем, что значит любить так, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь, чтобы счастливым приходил в мир тот, кого порождает любовь. От того, как будут овладевать молодые поколения этой великой мудростью, зависит не только личное счастье. От этого зависит нравственная чистота и счастье всего общества» .

Создание семьи - личный выбор каждого человека. Но этот выбор требует достаточной личностной зрелости, способности принять на себя ответственность за него. В плане психологической подготовки школьников к семейной жизни, безусловно, полезны и специальные лекции, беседы, и реализация программ по проблемам полового просвещения, воспитания, семьеведения и пр. Но главное - такая подготовка должна заключаться в развитии их личности, повышении уровня их нравственного развития.

Воспитательная работа со старшеклассниками в пору романтических увлечений ранней юности приобретает форму социально-психологической поддержки процесса полового и семейного самоопределения . На что следует в связи с этим обратить внимание родителей и учителей?

Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операцио­нальная подготовка. Коммуникативные умения, владение психотехни­кой общения и саморегуляцией. Нравственно-ценностная подготовка.

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей се­мейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении опреде­ленного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Одна­ко многочисленные социологические и педагогические иссле­дования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готов­ность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых се­мей, Н. В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, опре­деляющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку - интеграль­ная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплек­са - готовность личности принять на себя новую сис­тему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотруд­ничеству. Семья является малой группой, для нормаль­ного ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к парт­неру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внут­ренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важ­ность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утон­ченности человека как личности. В связи с этим возрас­тает роль психотерапевтической функции брака, успеш­ной реализации которой способствует развитие способ­ности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональ­ный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова считает, что умение конст­руктивно решать межличностные конфликты, исполь­зование их для развития межличностных отношений суп­ругов играет решающую роль в процессе взаимного при­способления молодоженов*.


* Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружес­кой жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83-89.

Среди многих аспектов проблемы формирования психоло­гической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них ус­тановок, ориентации на вступление в брак.

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зре­лые, взрослые люди, но довольно часто - молодые. В то же вре­мя понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутрен­нее содержание. Для ребенка это его мать, отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди и тети, другие родственники, участву­ющие в его воспитании. Для молодого человека после вступле­ния в брак представляется, что семья - это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности раз­ный смысл.

Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиоло­гический комфорт, выполняет функции «эмоционального убе­жища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалась на вол­не ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповтори­мость, свою «нужность» в полном объеме.

Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смер­ти. Современный человек живет с ощущением временности сво­его пребывания.



В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств есть две стороны: 1) страх потеряться, остать­ся незамеченным, «ненужным»; 2) желание преодолеть одиноче­ство, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым. Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной ду­шевных расстройств и заболеваний является «блокирование пси­хической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от труд­ностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в се­мье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья пре­доставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Кроме потребности быть любимым, каждый человек сам стремится любить. В юности намерение вступить в брак вызвано прежде всего стремлением молодых людей быть постоянно с объектом своей влюбленности, мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак и в пер­вые годы совместной жизни. С течением времени рано или по­здно у супругов появляется потребность иметь детей, стремле­ние быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, то есть обя­занности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в со­вместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.

Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную поло­вую жизнь с постоянным и надежным партнером, что немало­важно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.

Итак, для чего нужна семья:

□ чтобы было на кого опереться;

□ чтобы было с кем посоветоваться;

□ чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;

□ чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;

□ чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;

□ чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценно­сти;

□ чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;

□ чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;

□ чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;

□ чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;

□ чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным обра­зом;

□ чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабо­сти.

Все вышеперечисленное и составляет в совокупности об­раз семьи как надежного убежища в мире бушующих политичес­ких, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни.

Брак как психологическое отношение между полами вклю­чает в качестве обязательного условия как саму по себе нрав­ственность, так и избирательность индивидуальной половой любви. Только такая любовь делает брак нравственным, а следо­вательно, социальным по своей природе, способным стать основой репродуктивной функции семьи. Супружеский и роди­тельский долг, ответственность определяют характер взаимоот­ношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом - матерью - ребенком.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатам одного из социологических опросов*, возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38% рос­сийских студенток, и только 24% молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью - главное призва­ние женщины».

* Здравомыслова О. Две трети российских студенток хотят мужа кор­мильца.//Я сама. 1997. №4. С. 40.

Таким образом, еще один непременный элемент в подго­товке молодежи к семейной жизни включает установку, ориен­тацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

Что дают дети?

□ Делают супругов родственниками. Посредством ребенка супруги, т. е. «родственники по выбору» - муж и жена - становятся родителями - отцом и матерью, т. е. биоло­гическими родственниками.

□ Ребенок дает родителям возможность открыто проявлять чувство любви и эмоционального самовыражения (род­ного малыша можно погладить, «потискать», поцело­вать куда угодно, обнять, с ним можно попищать, «по­возиться» и т. д.).

□ Ребенок заставляет родителей повышать свой культурно-образовательный уровень. Уже возраст «почемучек» обна­руживает, что взрослые многого не знают: мама отсылает к папе, а папа обещает посмотреть в словаре. Обучение детей в школе, в той самой, где «задавать все больше нам стали почему-то» и где «нынче первый класс вроде ин­ститута», вообще заставляет родителей «заново учиться» и, как ни странно, многому учиться у своих детей.

□ Ребенок выступает неким этическим регулятором, он заставляет взрослых сдерживать свои негативные эмоции, контролировать свою речь, следить за манерами и поведением. Интересно, что такой «контролер» в семье иногда очень полезно и благотворно влияет на родителей и раз­вивает их самоконтроль.

□ Ребенок непроизвольным образом позволяет взрослым вернуться в их собственное детство, как бы вторично его пережить.

□ Ребенок в семье обеспечивает партнерство - сначала по играм, затем, возможно, по каким-то более серьезным досуговым занятиям, далее - по ведению хозяйства и иногда разделяет и продолжает профессиональные увле­чения родителей.

□ Наконец, ребенок представляет потенциальную опору и поддержку в старости.

Анализ действия существующих брачно-семейных отноше­ний показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий прежде всего ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного поло­жения совершенно очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определя­ет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений.

Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова К. Вяземского, и «жить торопятся, и чувство­вать спешат».

Из письма: «Все началось, когда мне было лет 13-14 и, как многим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на ули­цах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные компании, дис­котеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь...»

В наше время ведущим мотивом вступления в брак являет­ся «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива бра­ка, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово раз­ные содержания. Т. А. Флоренская* выделяет три различных толкования этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как способность любить. Она приводит их описания.

* Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

1. Доминирование полового влечения. Гипертрофия полово­го влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, зах­ватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиоло­гией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Прин­ципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потреб­ности остается таким же, как в случае гипертрофии потребнос­ти в алкоголе. Т. А. Флореиская пишет, что такие люди не спо­собны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

2. Потребность быть любимым. Эта потребность свойствен­на каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключитель­но на себя. Такая односторонняя потребность быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих кор­нями в раннее детство.

Эта эгоцентрическая, невротическая по сути потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, рев­ности, мнительности, усиленном желании привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть люби­мым и признанным выражается в болезненных реакциях на не­успех, повышенном уровне притязаний, не соответствующем реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в люб­ви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.

3. Способность любить. Уровни способности любить различ­ны - от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности - такой че­ловек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не на­сыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъедине­ние которого подобно смерти.

В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои на­мерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заклю­чению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психо­логов, нравственно-психологическая подготовленность личнос­ти к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся*:

* Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

□ готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

□ понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

□ стремление к повседневному общению и сотрудниче­ству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предпола­гает высокую нравственную культуру;

□ умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. В. С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагаю­щее несколько составляющих.

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотвер­женно ему служить, активно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуще­ствлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предпо­лагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять соб­ственный эгоизм.

Все эти способности являются показателями умения челове­ка быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющи­мися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и пред­сказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

В. С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовлен­ности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судь­ба брака зависят от многих факторов. Ведь объединяются в се­мью две личности с их сложными психологическими и физио­логическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отно­шении личностями.

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов.

В качестве первого фактора выделяется потребность в пси­хологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включа­ет определенные ожидания, которые предъявляются к ее испол­нителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает чет­кое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности, важнейшими состав­ляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес мораль­ную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределе­нием обязанностей в семье.

Реально в большинстве обычных российских семей основ­ной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая согласованность в струк­туре взаимодействия супругов предполагает добрачную образова­тельно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходи­мые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний вклю­чает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физи­ологически и социально-психологически (на уровне межличност­ных отношений) готовыми к браку, тем не менее не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня объема зна­ний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Совре­менные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедли­вости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не го­товыми к выполнению социальных функций супругов.

Важным элементом отношений в семье являются эмоцио­нально-оценочные связи, которые включают мнения, представ­ления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, по­ступках друг друга. Эти оценки располагаются преимущественно по условной оси «нравится» - «не нравится». С течением време­ни эти субъективные оценки подвергаются коррекции. Те же са­мые свойства характера, привычки, манеры супруга или супру­ги вызывают иные, порой прямо противоположные эмоциональ­ные реакции. В таком случае, по мнению В. С. Торохтия, говорят о психологической зрелости личности. К психологической зре­лости он относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивнос­ти и напротив - наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обя­зательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни, включает также коммуникативные умения, владение психотехникой общения и саморегуляции, психологическую поддержку, добродушие и отходчивость в ссоре, терпимость к недостаткам друго­го, умение преодолевать конфликтные ситуации, наличие детей и совместную заботу о развитии, воспитании и обучении их, соци­альную активность членов семьи и их умение не замыкаться в уз­ком кругу семейных дел. Добавим сюда еще умение прощать.

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирова­ние установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.

Б. С. Круглов* заключает, что система подготовки молоде­жи к семейной жизни наряду с половым просвещением и поло­вым воспитанием, наряду с формированием навыков межлич­ностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступка­ми другого индивида, должна включать и формирование опре­деленного уровня гражданско-правового сознания, соединяю­щего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка.

* Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подго­товки молодежи к семейной жизни.// Вопросы психологии. №4. 1986. С. 63-68.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Раскройте сущность и основные направления формиро­вания семьянина.

2. Проанализируйте значение репродуктивных установок на развитие семьи в целом.

Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.

Зацепин В. И. О жизни супружеской. М., 1986.

Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.

КуприянчикЛ. Л. Психология любви. Донецк, 1998.

Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. Л., 1985.

Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.

Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

Трухин И. А. Будущему семьянину. Киев, 1987.

Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

Цельмер З. Искусство быть вместе. М., 1994.

Шапиро Б. Ю. От знакомства к браку. М., 1990.

ПРОЦЕССЫ РАСПАДА И ДЕСТАБИ­ЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, раз­рушающие брачно-семейные отношения. Фазы распада и дестабилиза­ции эмоциональных отношений. Стадии развода. Постразводная ситуа­ция.