«Комфортная городская среда»: всё, что нужно знать о программе. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды Реализация федеральной программы формирование комфортной городской среды

Новосибирская область вошла в практическую плоскость реализации проекта «Формирование комфортной городской среды»: рассмотрение идей в сфере благоустройства с участием представителей муниципальных образований ведется в областном министерстве еженедельно в формате заседания рабочих групп. Планируется, что в 2017 году в регионе в рамках приоритетного проекта будет благоустроено более 200 объектов.

Цель проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного в ноябре 2016 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, – создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации. Проект подразумевает реализацию в стране к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству и предусматривает финансовое участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий благоустройства, с участием общественного обсуждения объектов благоустройства.

Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень отметил, что проект по формированию комфортной городской среды был назван приоритетным президентом страны Владимиром Путиным, а слова о благоустройстве и развитии общественных пространств впервые прозвучали с такой высокой трибуны.

«Выполнение этой задачи мы начнем с наведения элементарного порядка в наших городах и селах – речь идет обо всех муниципалитетах нашей страны с населением более 1 тыс. человек. Таких в нашей стране сегодня 12 145», – отметил Михаил Мень.

В целом проблемы у всех муниципалитетов одни и те же: заброшенные общественные зоны, вандализм, плохое содержание уличной инфраструктуры – тротуаров, освещения, зеленых насаждений, уличной мебели, неухоженные дворы, среда, агрессивная к маломобильным группам, и т.д. Михаил Мень особенно подчеркнул необходимость вовлечения населения в программу благоустройства российских городов: согласно экспертным исследованиям, до 80 % жителей даже не задумываются об участии в жизни города. Первые же шаги в этом направлении дали результат. В отдельных регионах граждане сами выходят с инициативой благоустроить двор собственными силами, а местные власти с удовольствием поддерживают эти инициативы и оказывают финансовую помощь.

«Мы видим, что благоустроенные в рамках данных инициатив дворы не подвергаются вандализму, становятся для жителей местом проведения досуга, настоящим предметом гордости», – отметил Михаил Мень.

Важно, что дворовые территории будут включаться в проект не административным путем, а с согласия и по инициативе собственников жилья. Выбор благоустраиваемых общественных пространств, определение их дизайн-макета и контроль реализации проекта также остается за гражданами.

«Мы понимаем, что за год навести порядок во всем городе и благоустроить все нуждающиеся в этом территории невозможно, поэтому, основываясь на опыте практической работы, в 2017 году регионы и муниципалитеты до 1 сентября и 1 декабря соответственно должны разработать пятилетние программы формирования комфортной городской среды, в которых зафиксируют погодовой план благоустройства. В них должны быть включены все территории, нуждающиеся в благоустройстве, – от парков и скверов до пустырей и территорий, принадлежащих частным собственникам», – подытожил глава Минстроя России.

Поскольку в реализации проекта значительная роль отводится жителям городов, особое внимание будет уделено информационному сопровождению приоритетного проекта.

«Изменение среды способно повлиять на самочувствие и настроение людей, а также экономику города и его привлекательность для жителей и туристов. Этот эффект сложно измерить, разработка индекса качества городов и их влияния на качество жизни людей – это отдельная наша задача, которую мы будем решать в рамках реализации проекта. Пока мы оперируем такими показателями, как доля приезжающих и уезжающих людей, изменение налоговых отчислений в благоустроенных районах. Так, порядка 70 % людей перед тем как искать новую работу, выбирают город для жизни», – прокомментировал замминистра Андрей Чибис.

В Новосибирской области общий объем финансирования мероприятий приоритетного проекта составит более 700 млн руб. за счет средств федерального и областного бюджетов. Из федерального будет выделено более 470 млн руб., из областного – около 258 млн руб. Проект коснется муниципальных образований численностью населения свыше 1 тыс. человек, в том числе города Новосибирска.

Муниципальные программы благоустройства в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» должны быть представлены на общественное обсуждение.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка обратил внимание на важность четкого соблюдения сроков в реализации приоритетного проекта. «Срок общественного обсуждения проектов должен составлять не менее 30 дней. Важно, чтобы все муниципальные органы власти отнеслись к этому самым ответственным образом», – подчеркнул Сергей Сёмка, напомнив, что до 25 мая данные программы должны быть утверждены с адресным перечнем благоустраиваемых в 2017 году дворов и общественных пространств. Также вице-губернатор обратил внимание на важность применения в Новосибирской области лучших практик благоустройства на основе современного опыта – для этого в процессе разработки дизайн-проектов должны участвовать профессиональные специалисты в сфере архитектуры, ландшафтного дизайна и пр.

На реализацию проектов благоустройства в областном центре в 2017 году будет направлено 340 млн руб., в том числе, из бюджета Новосибирской области 140 млн руб., из федерального бюджета – 200 млн руб.

Как сообщила выступившая на мероприятии начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Анна Терешкова, общественной территорией, на которой в Новосибирске в 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» будет проводиться благоустройство, с учетом голосования граждан определена территория Михайловской набережной. В рамках благоустройства планируются работы по устройству зоны променада, мощению дорожно-тропиночной сети, наполнению садово-парковой мебелью, озеленению, ландшафтные работы.

Также в Новосибирске по направлению благоустройства общественных пространств планируется провести работы на 131 объекте, которые позволят привести в надлежащее состояние территории 187 многоквартирных домов.

Михаил Мень отметил, что Минстрой разработал новый термин – «экология глаза»: очень важно, что будут видеть сегодняшние молодые люди, дети – следующие поколения россиян – в окружающем мире, в пространстве, где они будут воспитываться, играть, взрослеть. По мнению министра, это очень важно, поскольку с детства окруженный прекрасным не способен на нарушения закона, противоправные действия. «Поэтому задача перед нами стоит не техническая, а во многом психологическая и воспитательная», – резюмировал Михаил Мень.

Минстрой России предложил региональным властям синхронизировать работу по подготовке к Чемпионату мира по футболу, развитию моногородов и приоритетному проекту формирования комфортной городской среды. Муниципалитетам рекомендовано рассмотреть в числе знаковых объектов, предлагаемых к благоустройству в 2017 году, концепции общественных пространств в 40 городах к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Концепции выполняются по заказу АИЖК в рамках разработки стандартов комплексного развития территорий. Кроме того, в региональные программы формирования комфортной городской среды в обязательном порядке должны быть включены столицы субъектов и моногорода. Об этом сообщил в рамках селекторного совещания заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

Синхронизация всех проектов благоустройства - один из основных принципов проекта формирования комфортной городской среды, реализуемого Минстроем России. Согласно программе проекта, работы по благоустройству должны быть скоординированы с краткосрочными программами капитального ремонта, планами муниципалитета по замене инженерных сетей и прочими ремонтными работами. Кроме того, принято решение об использовании разработок дизайн-проектов общественных пространств в городах, принимающих участие в проведении Чемпионата Мира по футболу – это 40 муниципалитетов, в которых будут проводиться игры, тренировки, а также будут размещаться команды-участницы соревнований.

«Выбор общественных пространств, которые в 2017 году будут благоустраиваться в рамках приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» будет производиться только с учетом общественного мнения. Сами горожане должны решить, что им в городе нужно больше всего. В свою очередь, мы предлагаем рассмотреть, как один из вариантов знакового объекта, и уже разработанные проекты - обсуждать проработанные макеты значительно проще, чем придумывать их «с нуля»,- прокомментировал замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

Особое внимание уделяется моногородам, которые покидает молодое поколение в связи с нехваткой рабочих мест. В том числе, предлагается программа улучшения среды 319 моногородов. Процесс совершенствования среды моногородов будет проводиться на основе концепции «Пять шагов благоустройства повседневности», разработанной сотрудниками «КБ Стрелка» по заказу АИЖК. Стоит отметить, что в процесс преобразований будут вовлечены жители. Запущена краудсорсинговая платформа по сбору идей и мнений горожан. На этом ресурсе жители смогут оставить пожелания по выбору объектов, которые, по их мнению, важно развивать или благоустраивать.

Федерация выделит в 2017 году 20 миллиардов рублей на повышение качества городской среды в рамках нацпроекта «ЖКХ и городская среда». Проект предусматривает меры по благоустройству во всех населенных пунктах с численностью населения более 1 тысячи человек с учетом требований доступности для инвалидов. Примерно 2/3 из федеральной поддержки будут направлены на благоустройство дворовых территорий, а еще треть и весь объем финансирования региона – на обустройство знаковых объектов.

Протокол Минстроя России от 14 марта 2018 г. № 153-ПРМ-АЧ "Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А. В. Чибиса" Скачать (5.76 МБ)

Протокол от 18 декабря 2017 г. № 932-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, и вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с приказом Минстроя России от 1 октября 2015 г. № 709/пр «О создании комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (5.69 МБ)

Протокол от 5 сентября 2017 г. № 677-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по вопросам привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (5.4 МБ)

Протокол от 31 августа 2017 г. № 602-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации A.B. Чибиса Скачать (3.2 МБ)

Cеминар в г. Краснодаре 25 июля 2017 года

Протокол от 30 июня 2017 г. № 526-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов к "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по вопросам привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (4.12 МБ)

Всероссийское селекторное совещание

Протокол от 3 июля 2017 г. № 478-ПРМ-АЧ всероссийского селекторного совещания по вопросу реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», проектов государственно-частного партнерства, и реализации 40 субъектами Российской Федерации дизайн-проектов по благоустройству общественных пространств в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (1.24 МБ)

Протокол от 21 июня 2017 г. № 484-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации Скачать (3.73 МБ)

Протокол от 13 июня 2017 г. № 410-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (9.77 МБ)

Протокол от 10 апреля 2017 г. № 240-ПРМ-АЧ селекторного совещания под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса по вопросам реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" и порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирном доме"

Муниципальная программа

«Формирование современной городской среды»

срок реализации 2018-2022 годы

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Формирование современной городской среды »

Паспорт муниципальной программы

Наименование программы

Муниципальная программа «Формирование современной городской среды» (далее – Программа)

Заказчик программы

Цели программы

Улучшение качества жизни жителей, создание комфортных условий для проживания населения Большесосновского сельского поселения

Приведение и поддержание в нормативном состоянии объектов благоустройства Большесосновского сельского поселения

Повышение уровня благоустройства муниципальной территории

Задачи программы

1. Благоустройство дворовых территорий МКД

2. Благоустройство наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования

3. Обустройство мест массового отдыха населения

4. Вовлечение заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий

Ответственный исполнитель программы

Администрация Большесосновского сельского поселения

Участники программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края

Администрация Большесосновского сельского поселения

Подпрограммы муниципальной программы

Подпрограмма 1 «Благоустройство дворовых территорий»

Подпрограмма 2 «Благоустройство наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования»

Подпрограмма 3 «Обустройство мест массового отдыха населения»

Ожидаемые результаты реализации программы

Улучшение качества жизни населения

Повышение культурно-эстетического развития и активности населения в мероприятиях благоустройства территорий

Этапы и сроки реализации программы

Муниципальная программа реализуется в 2018-2022 годы. Реализация муниципальной программы по этапам не предусмотрена

Целевые показатели программы

Наименование показателя

на начало реализации программы

Подпрограмма «Благоустройство дворовых территорий»

Количество благоустроенных дворовых территорий

Доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий

Охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонд с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования)

Подпрограмма «Благоустройство наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования»

Количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования

Площадь благоустроенных муниципальных территорий общего пользования

Доля площади благоустроенных муниципальных территорий общего пользования

Подпрограмма «Обустройство мест массового отдыха населения»

Количество отремонтированных дорожек (тротуаров)

Количество объектов созданного (восстановленного, реконструированного) централизованного питьевого сельских населенных пунктов

Объемы и программы

Источники финансирования

Расходы (тыс. руб.)

Всего, в том числе:

краевой бюджет

федеральный бюджет

бюджет ОМСУ

внебюджетные источники

Организация контроля за реализацией программы

Контроль за исполнением программы и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется администрацией Большесосновского сельского поселения

I . Характеристика текущего состояния проблемы, основные показатели, анализ социальных и финансово-экономических рисков реализации муниципальной программы

Стратегия Большесосновского сельского поселения определяет повышение качества жизни населения как приоритетное направление, одним из показателей которого является создание комфортных условий проживания для населения.

В последнее время на территории поселения появляются новые детские площадки, устанавливаются элементы благоустройства (скамейки, урны), обустраиваются парки. Но несмотря на это, большинство объектов внешнего благоустройства поселения, таких как пешеходные зоны, зоны отдыха, внутриквартальные дороги, инженерные коммуникации и иные объекты благоустройства, до настоящего времени не обеспечивают комфортных условий для жизни и деятельности населения и нуждаются в благоустройстве.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов и сохранения их эстетического вида требуется проведение ряда мероприятий, связанных с благоустройством объектов.

В целях улучшения внешнего облика территорий поселения необходимо продолжать восстановление и новое устройство детских игровых площадок, установку малых архитектурных форм и т. д.

Одним из вариантов решения вопросов благоустройства территорий является привлечение жителей поселения к участию в реализации муниципальных программ.

Реализация данной муниципальной программы позволит повысить уровень благоустройства территорий, комфортного проживания жителей, более рационально использовать бюджетные средства и привлечь финансовые ресурсы из других источников.

При реализации муниципальной программы на достижение ее целей и задач могут повлиять риски, обусловленные:

изменением действующего законодательства;

изменением активности и культуры поведения населения;

невыполнением или неполным выполнением исполнителями обязательств по договорам в части срыва сроков реализации проектов;

недостаточностью финансирования из бюджетных источников.

II . Приоритеты, описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы

Цели и задачи муниципальной программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Большесосновского сельского поселения.

Для достижения целей муниципальной программы предлагается решить следующие задачи:

а) восстановить и поддерживать объекты благоустройства дворовых территорий в нормативном состоянии;

б) обустроить места наиболее посещаемые муниципальной территории общего пользования;

в) создать условия и обустроить места для массового отдыха граждан (сквер);

Выполнение задач муниципальной программы позволит создать благоприятные условия для проживания, улучшить экологическое состояние территории поселения, улучшить эстетический облик населенных пунктов, повысить эффективность использования бюджетных средств округа.

Достижение поставленных целей требует формирования комплексного подхода в управлении, реализации скоординированных по ресурсам, срокам, исполнителям и результатам мероприятий, которые сформированы в рамках муниципальной программы в виде подпрограмм.

III . Прогноз конечных результатов муниципальной программы

В связи с масштабностью и функциональной неоднородностью поставленных задач муниципальная программа структурирована и состоит из трех подпрограмм.

Каждая подпрограмма включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели. Перечень мероприятий по каждой подпрограмме с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов указан в приложении к муниципальной программе и в кратких характеристиках подпрограмм.

В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.

Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.

Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.

В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.

Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.

Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.

Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:

  • Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
  • Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
  • Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
  • Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.

Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.

В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.