Направления приоритетного национального проекта образование. Реализация приоритетного национального проекта "качественное образование"

Итоги реализации национального проекта «Образование»

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

К концу 2010 года были подведены итоги пяти лет реализации нацпроекта «Образование». Достигнуты следующие основные показатели:

  • 1) По направлению поддержки высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы, первый конкурсный отбор вузов прошел в 2006 году, и его победителями стали 17 вузов. На реализацию своих инновационных программ за пять лет они получили из федерального бюджета 20 млрд руб. и вложили 6,37 млрд руб. собственных средств.
  • 2) В конкурсе 2007 года право на государственную поддержку получили уже 40 вузов. На финансирование победителей второго конкурса из федерального бюджета в 2007 году было выделено 10 млрд руб., кроме того, вузы вложили в реализацию своих программ собственные средства в объеме 2,47 млрд руб.
  • 3) Результатом реализации инновационных программ вузов является появление новых учебных программ, а также разработка новых стандартов в соответствии с требованиями современной экономики. Инновационные вузы стали центрами повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава других учреждений высшего профессионального образования.
  • 4) В части нацпроекта по поддержке инновационных школ в 2006-2009 годах по 1 млн руб. на конкурсной основе получили 6 тыс. общеобразовательных учреждений.
  • 5) В 2006-2010 годах государственная поддержка была оказана 10 700 представителям талантливой молодежи страны. Из них 2,5 тыс. талантливых юношей и девушек получили на свои лицевые счета премии в размере 60 тыс. руб., 8,2 тыс. человек - по 30 тыс. руб.
  • 6) За два года государственная поддержка оказана 20 тыс. лучшим учителям России. Каждый педагог - победитель конкурса получил из федерального бюджета по 100 тыс. руб.
  • 7) В 2010 году в национальный проект пошло направление по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Был проведен конкурс и определены 76 учреждений-победителей. Среди них 45 учреждений среднего профессионального образования и 31 учреждение начального профессионального образования, расположенные в 40 регионах России. Из федерального бюджета им было перечислено в общей сложности 5,8 млрд руб.
  • 8) В рамках направления по стимулированию подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств в учреждениях НПО и СПО отрабатывается новый формат отношений бизнеса и образования - модели частно-государственного партнерства. На совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями направлены инновационные образовательные программы всех 76 победителей конкурсного отбора.
  • 9) В 2006-2010 годах было запланировано обеспечить доступ к сети Интернет с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения 52 940 общеобразовательным учреждениям, но в связи с текущей реорганизацией школьной сети общее количество подключаемых образовательных учреждений составило 52 064.
  • 10) В регионы России закуплено и поставлено более 14 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета, 16,25 тыс. комплектов - за счет средств регионов. В сельские школы страны за два года поставлено более 3,1 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3,7 тыс. автобусов - за счет средств субъектов РФ.
  • 11) Дополнительные выплаты за классное руководство.
  • 12) В рамках национального проекта были созданы два крупнейший университета в Сибирском и Южном федеральных округах и заложены основы для двух бизнес-школ мирового уровня - Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге и Московской школы управления «Сколково».
  • 13) В 2007 году федеральные университеты уже осуществили первый набор студентов на первый курс. На свое развитие они получили в 2006 году 1 млрд руб., в 2007-м - 7 млрд.
  • 14) Еще одно новое масштабное направление по модернизации региональных систем образования также появилось в национальном проекте в 2007 году. Федеральный бюджет в 2007 году выделил 21 региону - победителю конкурсного отбора субъектов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, 4,05 млрд руб. На заседании межведомственной рабочей группы сообщили, что, по предварительным прогнозам, большинство регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, освоят средства федеральной поддержки своевременно .

В настоящее время в России ведется активная работа по созданию новой модели образования, получившей название «Российское образование - 2020». Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ, проект современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики и общества, предложен для анализа и доработки экспертным группам всех уровней и разослан в регионы для обсуждения на традиционных августовских педагогических советах.

В разработанной модели «Российское образование - 2020» заложены четыре принципиальных направления развития: доступность качественного образования для любого жителя страны и его непрерывность, то есть обеспечение возможности учиться, повышать свою квалификацию и перепрофилироваться в любом возрасте, ориентация системы образования на инновационное развитие экономики, ее открытость для общества, включающая в себя учет интересов потребителей образовательных услуг, и возможность внешней, общественной оценки уровня учреждений и их образовательных программ.

Согласно проекту, изменения затронут все уровни российской образовательной системы, включая дошкольное образование, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

После доработки направления действий и мероприятий современной модели образования будут отражены в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритетные национальные проекты будут преобразованы в долгосрочные государственные программы и дополнены новыми направлениями, сообщил заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков .

С 2009 года в России реализовывается новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы образования. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки, прошедшем 2 сентября и посвященном основным положениям государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».

Было отмечено, что реализация новой модели образования станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений с другими существующими государственными программами, направленными на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровни образовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект.

Так, в ее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать дошкольное образование более гибким и многообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход к учащимся, расширить сферу дополнительного образования.

Что касается профессионального образования, то здесь планируется расширить участие работодателей на всех этапах образовательного процесса, активно вовлекать студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования (и в целом уделить повышенное внимание интеграции образования и науки), а также сформировать систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России мог по своему желанию учиться на протяжении всей жизни.

Цели и задачи госпрограммы полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина .

  • · Талантливая молодёжь
  • · Федеральные университеты
  • · Бизнес-школы мирового уровня
  • · Школьное питание
  • · Образование военнослужащих-контрактников
  • Направления, реализованные в рамках приоритет ного национального проекта "Образование"

    • · Мо ниторинг реализации направлений
    • · Символика ПНПО

    5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

    Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

    Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы , способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство : принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

    Государственная поддержка инновационных программ вузов , учреждений начального и среднего профессионального образования , а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

    Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование , а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

    Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

    Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".

    

    Эмблема национального проекта «Образование»

    Национальный проект «Образование» - программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов .

    Основные направления проекта

    • Стимулирование инноваций в сфере образования
    • Подключение школ к интернету
    • Поддержка талантливой молодёжи
    • Организация начального профессионального образования для военнослужащих
    • Организация сети национальных университетов и бизнес-школ
    • Дополнительные выплаты за классное руководство
    • Поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.)
    • Поставка школьных автобусов в сельскую местность
    • Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием

    Итоги реализации в 2006 году

    30 марта 2007 года на коллегии министерства образования и науки были подведены итоги работы в 2006 году . На реализацию проекта было выделено 29 млрд руб.

    Более чем 800 тыс. учителей получали ежемесячные дополнительные выплаты за классное руководство.

    Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования

    Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб.) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). 5350 молодых победителей различных олимпиад и всероссийских имеждународных конкурсов, фестивалей получили премии для поддержки талантливой молодёжи по 60 и 30 тыс. руб.

    Внедрение современных образовательных технологий

    В школы было направлено 5113 комплектов учебного оборудования, к интернету подключено более 18 тыс. школ. В сельскую местность поставлено 1769 школьных автобусов.

    Поддержка инновационных вузов

    Государственная поддержка победителям конкурса предоставлена в форме субсидий в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Субсидии вузам предоставлены для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза.

    Создание новых вузов

    Создано два первых федеральных университета - Южный и Сибирский. На их создание было предусмотрено на год выделение средств из федерального бюджета в объеме 2 млрд рублей.

    • Красноярского государственного университета,
    • Красноярской государственной архитектурно-строительной академии,
    • Красноярского государственного технического университета,
    • Государственного университета цветных металлов и золота.

    Немаловажное значение в контексте конкурентоспособности системы образования имеет вопрос создания бизнес-школ мирового уровня, причём с обязательным участием бизнес-сообщества. Решения о создании таких школ приняты: одна за счёт средств федерального бюджета и привлечённых средств на базе Санкт-Петербургского государственного университета, а другая за счёт средств бизнес-сообщества в Москве.

    На создание бизнес-школы в Санкт-Петербурге в году выделено 500 млн рублей.

    Примечания

    Ссылки

    • Сайт по мониторингу проведения Приоритетного национального проека «Качественное образование»
    • . Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Национальный проект «Жилье»
    • Национальный совет

    Смотреть что такое "Национальный проект «Образование»" в других словарях:

      Приоритетный национальный проект «Образование» - Эмблема национального проекта «Образование» Национальный проект «Образование» программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных… … Википедия

      Приоритетный национальный проект «Образование» - NOTOC Национальный проект «Образование» программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов. Основные направления… … Википедия

      Национальный проект - Приоритетные национальные проекты программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом В. Путиным и реализующаяся с 2006. По сути стали стартовой площадкой для предвыборной гонки Дмитрия Медведева. Содержание 1 Проекты … Википедия

      Национальный проект «Жильё»

      Национальный проект «Доступное и комфортное жилье» - Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

      Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

      Национальный проект «Жилье» - Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

      Жилье (национальный проект) - Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия, В. А. Сухомлин. Конечной целью работ, выполняемых по теме представленного проекта, является создание Виртуального национального университета (ВНУ ИТ), который должен стать востребованной национальной… Купить за 79.9 руб электронная книга


    Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), стартовавший в России в 2005 году, является масштабной программой глубокого реформирования российского образования.

    Необходимость системных изменений по основным направлениям образования назрела уже давно. Российская образовательная система в соответствии с запросами времени должна была стать более открытой, более демократичной, нуждалась в новых эффективных образовательных схемах, требовала более тесной связи с гражданским сообществом, нуждалась в повышении качества образовательного менеджмента. Все эти и многие другие задачи призван решить приоритетный национальный проект «Образование».

    ПНПО реализуется по нескольким основным направлениям – таким, как ведение современных образовательных технологий, создание и поддержка национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, поддержка лучших образцов отечественного образования на конкурсной основе и др. Каждое из этих направлений включает несколько проектов.

    Реализованные проекты

    Создание и поддержка инновационных школ

    В 2006-2008 гг. проводился ежегодный конкурс инновационных программ общеобразовательных учреждений, в ходе которого отбиралось по 3000 лучших общеобразовательных школ. Школам было за что соревноваться – каждая из них после подведения Министерством образования и науки РФ итогов конкурса получила по 1 млн рублей из федерального бюджета на приобретение лабораторного оборудования, компьютеров, методических пособий, модернизацию всей материально-технической базы, а также на повышение квалификации преподавателей. Всего за три года такая финансовая помощь была оказана 9000 школ (по 3000 школ за каждый год) с общим объемом финансирования – 9 млрд рублей.

    В результате реализации проекта победившие школы (в т.ч. сельские) не только смогли улучшить свою материальную оснащенность и повысить качество обучения, но также изменить свои уставы в сторону большей демократизации: например, создать органы школьного самоуправления. Многие из этих школ стали также ресурсными опорными центрами для других школ по внедрению инновационных методик в процесс обучения.

    Поддержка учреждений начального среднего и среднего профессионального образования (НПО и СПО)

    Проект поэтапно реализовывался в 2007-2009 гг. и имел целью поддержку системы подготовки рабочих кадров, квалификация которых полностью бы отвечала потребностям конкурентоспособных предприятий всех отраслей современной российской экономики.
    Для выявления лучших начальных и средних образовательных учреждений также проводились конкурсы на лучшие инновационные программы, а победителям полагались крупные субсидии.
    В целом за эти три года были поддержаны инновационные образовательные программы 320 учреждений НПО и СПО, в которых обучаются свыше 200 тыс. студентов. Общий объем финансирования из федерального бюджета составил 9,48 млрд. рублей, при софинансировании из региональных бюджетов и за счет средств работодателей – в сумме 3,3 млрд. рублей и 5,5 млрд. рублей соответственно.

    Реализация проекта позволила внедрить в образовательных учреждениях современные методы и формы обучения, рассчитанные на освоение новейших производственных технологий, а также привести в соответствие запросы работодателей и квалификацию выпускников НПО и СПО, участвующих в проекте.

    Инновационные программы высших учебных заведений

    Одним из важнейших направлений в рамках ПНПО была задача модернизировать и сделать более эффективным и качественным российское высшее образование с тем, чтобы оно стало конкурентоспособным на мировом рынке и полностью соответствовало требованиям современного рынка труда. Для этого предполагалось расширить насколько это возможно интеграцию образования и науки, модернизировать содержание и методику самих образовательных программ и сформировать новую схему менеджмента в российских вузах.
    На конкурсной основе в течение 2006-2008 гг. были выявлены лучшие вузы, предоставившие на творческий конкурс свои инновационные образовательные программы. В целом были финансово поощрены 57 лучших вузов-победителей – каждый из них получил от 200 млн до 1 млрд рублей на кардинальное обновление материально-технической базы, на внедрение новых образовательных программ с применением информационных технологий и новейших методических пособий.

    В целом проект был профинансирован государством на общую сумму 40 млрд. рублей – 5 млрд. в 2006 г., 15 млрд. – в 2007 г. и 20 млрд. – в 2008 г.

    Успешный опыт проведения этих конкурсов в дальнейшем стал основой для проведения конкурса на лучшие национальные исследовательские университеты в 2009 г.

    Интернетизация образования

    Подключение всех российский школ к сети Интернет являлось насущной необходимостью, поскольку обеспечивало доступ учащихся и преподавателей к мощному современному образовательному ресурсу. Ежедневно в течение 2006-2008 гг. к сети подключалось до 300 российских общеобразовательных учреждений, что обеспечило учащимся и преподавателям доступ к электронным библиотекам, музеям, научно-техническим, гуманитарным и естественнонаучным онлайн-порталам. В настоящее время разрабатывается система т.н. электронных ресурсов нового поколения – то есть интерактивных образовательных программ по всем школьным предметам.

    Школы не только были подключены к сети, но также обеспечивались соответствующей технической поддержкой и фильтрацией неподобающей интернет-информации.
    Общее финансирование проекта составило 3 млрд. рублей.

    Учебное оборудование

    В 2006-2008 гг. в тысячах школ всех регионов России было обновлено учебное и учебно-наглядное оборудование. В целом в эти образовательные учреждения было поставлено 54 800 комплектов, состоящих из современных лабораторий, интерактивных электронных досок, мультимедийных проекторов и другого оборудования. Это позволило во многом усовершенствовать процесс обучения, повысить интерес школьников к изучению предметов - особенно тех, которые подразумевают лабораторные опыты.

    Оснащение школ с общим финансированием в размере 6,9 млрд. рублей весомо улучшило условия обучения около 6 млн. детей в 15 тыс. школ разных регионов России.

    Сельский школьный автобус

    В 2006-2008 гг. была реализована программа по приобретению автобусов для сельских школ. Многокилометровые расстояния до школы являлись серьезным препятствием для получения качественного образования для детей, живущих в сельской местности, поскольку для них посещение занятий было или затруднительно, или вовсе невозможно.

    Малочисленные и неэффективные сельские школы были ликвидированы, а детям была предоставлена возможность посещать дальние базовые школы с помощью специальных школьных автобусов. Таким образом, запуск на маршруты 9800 автобусов, приобретенных на средства Федерального бюджета на общую сумму 3 млрд. рублей, позволил улучшить доступность образования для 136 тыс. учеников, живущих в сельской местности.

    Модернизация региональных систем образования

    Проведенные в течение 2007-2009 гг. конкурсы комплексных проектов модернизации региональных систем образования позволили помочь школам 31 региона – победителям в оснащении их новым учебным оборудованием, а также повысить заработную плату всем учителям в этих регионах.

    Общими достижениями реализации проекта в настоящее время является повышение оснащенности региональных школ с 4 до 24% от потребности, а также повышение зарплаты педагогам не менее чем на 25% (и более чем на 80% – наиболее сильным и эффективным из них) в соответствии с переходом на НСОТ – новую систему оплаты труда.
    Финансирование проекта составило 9,95 млрд рублей из федерального бюджета и 23 млрд рублей – из региональных бюджетов.

    II. Проекты, реализуемые в настоящее время

    Создание сети федеральных университетов

    Развитие системы высшего регионального образования и укрепление региональной науки в соответствии с потребностями эффективного социально-экономического развития регионов потребовало создания сети сильных региональных университетов, которые могли бы обучать высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами региональных рынков труда. Тех, которые благодаря полученному в университете интеллектуальному капиталу, могли бы обеспечить оригинальными инновационными разработками местную экономику.

    Первыми федеральными университетами были:

    Сибирский университет в Красноярске – на базе слияния Красноярского госуниверситета, Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственной академии цветных металлов и золота;

    Южный университет в Ростове-на-Дону – на основе объединения Ростовского госуниверситета с Ростовской государственной академией архитектуры и искусства, Ростовским государственным педагогическим университетом и Таганрогским государственным радиотехническим университетом.

    Указ об их создании был подписан президентом России в 2006 г. Каждый из университетов получил на реализацию своих программ около 6 млрд рублей бюджетных средств, а также средства из региональных бюджетов и регионального бизнеса.

    Следующие шесть федеральных университетов были основаны в 2009 г. в соответствии с президентским Указом:

    Северный (Арктический) в Архангельске;
    - Приволжский в Казани;
    - Уральский в Екатеринбурге;
    - Дальневосточный во Владивостоке;
    - Балтийский им. Иммануила Канта в Калининграде;
    - Северо-Восточный им. М.К. Амосова в Якутске.

    Последним на сегодняшний день федеральным университетом, созданным в 2011 г., стал Северокавказский университет в Ставрополе.

    Все 9 университетов имеют передовые образовательные программы, реализуемые в тесной интеграции с наукой, самое современное оборудование, новейшие образовательные методики и готовят специалистов по широкому спектру специальностей. Также здесь, в тесном сотрудничестве с Российской академией наук, проводятся фундаментальные исследования по важнейшим направлениям современной науки. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 г. – в число 100 лучших университетов мира. На Балтийский и Северокавказский федеральные университеты возлагается также ряд геополитических задач и важная миссия социализации молодежи в этих регионах.

    Бизнес-школы мирового уровня

    Учитывая дефицит топ-менеджмента в российской экономике, прежде всего, руководителей высшего и среднего звена, была чрезвычайно важна реализация проекта по созданию передовых бизнес-школ мирового уровня в Санкт-Петербургском и Московском регионах. Предполагается создание к 2015 г. Высшей школы менеджмента на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (оцениваемая мощность – 1800 студентов, из которых 30% – иностранные студенты) и Московской школы управления «Сколково» (примерная мощность – 1000 студентов).

    Амбициозный проект предусматривает подготовку управленческих кадров, способных осуществить настоящий прорыв в экономике России.

    Выплаты классным руководителям

    Поощрение труда классных руководителей является необходимым условием в организации воспитательного процесса в российских школах. Поэтому статус классного руководителя был нормативно закреплен с одновременным выделением для учителей, исполняющих эти функции, дополнительного фиксированного вознаграждения – до 1000 рублей в зависимости от наполняемости класса и контингента учащихся (слабослышащих, с отклонениями в развитии и пр.). Начиная с 2006 г. выплаты производятся более чем 800 тыс. классных руководителей, на что из федерального бюджета ежегодно выделяется около 11,7 млрд. рублей.

    Лучшие учителя

    Выплата премии лучшим учителям с целью стимулировать их нелегкий труд и развить их творческий потенциал впервые была утверждена в 2006 г. С тех пор ежегодно проводятся конкурсы на звание «Лучший учитель года». С 2006 по 2009 гг. каждому из победивших в конкурсе 10 000 учителей выплачивались денежные поощрения в размере 100 000 рублей, а, начиная с 2010 г. каждому из 1000 лучших учителей выплачиваются премии в размере 200 000 рублей. Финансирование проекта ежегодно составляет 200 млн. рублей.

    Поддержка талантливой молодежи

    Ключевым ресурсом развития страны является интеллектуальный потенциал ее молодых граждан. Государственная поддержка выявлению и поощрению молодых талантов, таким образом, является стратегически важной для дальнейшего развития национальной экономики, науки, политики, культуры.

    В рамках данного проекта при помощи олимпиад предполагается ежегодное определение 5350 юных талантливых людей во всех регионах России. Выплаты 1250-ти ребятам, выбранным из числа победителей российских и международных олимпиад, составляют 60 000 рублей, выплаты 4100 молодым дарованиям, выбранным из числа победителей региональных и из числа призеров российских олимпиад, составляют 30 000 рублей. Причем отбор кандидатов из второй группы осуществляется не только в номинациях научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности, но и, например, в общественной деятельности или любительском спорте.

    Школьное питание

    Задача усовершенствования системы школьного питания для всех детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных российских учреждениях, реализуется в настоящее время в экспериментальном проекте. Он предусматривает повышение качества и доступности школьных завтраков и обедов за счет усовершенствования технологии их производства и доставки в школы, а также расширения сети школьных столовых и комбинатов школьного питания.

    На основании конкурсного отбора были выявлены регионы-победители, которым для реализации проекта только за 2008-2009 гг. было выделено по 500 млн. рублей. Реализуемый до настоящего времени проект уже имеет осязаемые достижения: в школьных учреждениях, участвующих в эксперименте, горячее питание теперь получают не 76% учащихся, как было раньше, а все 100 %.

    Образование военнослужащих-контрактников

    Помощь в организации обучения молодых людей, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в рядах Российской армии, на подготовительных курсах университетов, является одним из важных направлений приоритетного национального проекта «Образование». Принятый в 2007 г. Федеральный закон обеспечил право на льготы при поступлении в вузы бывшим контрактникам, а приказ Министерства образования и науки РФ определил порядок выплаты им стипендий за счет государственного бюджета. Таким образом, бывшие военнослужащие получили льготы как при поступлении на подготовительные курсы ряда российских университетов, так и непосредственно при поступлении на 1 курс вуза. Финансирование реализуемого проекта составляет 500 млн. рублей ежегодно.

    По материалам сайта «Дискуссионный клуб Министерства образования и науки Российской Федерации» (www.mononline.ru)

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

    Кафедра педагогики

    Реферат на тему:

    Национальный проект «Образование» и его реализация

    Выполнил(а):

    студентка ФТиПО о/о ПТ-55(Э)

    К.А. Шабакова

    Проверила:

    канд. пед. наук, доцент

    Р.Г.Чулкова

    Йошкар-Ола 2011

    Введение

    1.1 Основные направления национального проекта «Образование»

    1.2 Три главные проблемы в реализации проекта «Образование»

    Заключение

    Введение

    национальный проект образование

    Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе - когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

    Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

    Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые - долгосрочные - тенденции роста.

    5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации(на тот момент) Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". Почему именно такие приоритеты: образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству?

    Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.

    1. Основные направления национального проекта «Образование»

    5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации(на тот момент) Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению, бывшего главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала". Приоритетный национальный проект "Образование", был призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой стало достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

    Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

    Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников. Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта -модернизацией региональных систем образования- оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием. Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены". Основные направления проекта: стимулирование инноваций в сфере образования; подключение школ к интернету; поддержка талантливой молодёжи; организация начального профессионального образования для военнослужащих; организация сети национальных университетов и бизнес-школ; дополнительные выплаты за классное руководство; поощрение лучших учителей (ежегодно с 2006 по 2009 г. 10 тысяч лучших учителей получали 100 тыс. рублей, а с 2010 года 1 тысяча лучших учителей по 200 тыс. рублей); поставка школьных автобусов в сельскую местность; укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

    1.2 Три главные проблемы в реализации приоритетного национального проекта «Образование»

    Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Но значит ли это, что этот проект не имеет недостатков, которые можно было конструктивно критиковать? Нет, не значит.

    С момента объявления проектов обозначилась три главные проблемы в их реализации.

    Во-первых, Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальных проектах оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.

    Во-вторых, восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%). Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут.

    Например, ускоренная компьютеризация школ - шаг в правильном направлении, если бы сами школы не оказались в бедственном положении. Уже сейчас из 64 тысяч с небольшим российских школ 27 тысяч непригодны для занятий. Спросите, что сейчас важнее для этих школ - отремонтированная крыша или компьютер? Степень износа основных фондов учебных заведений - более 37%. А коэффициент их обновления примерно 1,2% в год. Если двигаться в таком темпе, то буквально через 10 лет мы потеряем вообще всю материально-техническую базу учебных заведений .

    Сказанное означает, что компьютером из Национального проекта крышу не залатаешь. Нужна государственная программа, которая решала бы одну задачу в связке с другой. Кроме того, компьютеризация школ без внедрения системы электронного образования (e - Learning) не эффективна. Но об этом в Приоритетном Национальном проекте нет ни строчки.

    Проекты не стали Национальными, в западном смысле этого слова. В странах, где нация представляет единство общества и государства, государство служит обществу. У нас сложилось наоборот: общество фактически оказалось в тисках играющего мускулами государства. Декоративные учреждения вроде Общественной Палаты суть дела не меняют, а лишь подчёркивают фактически сложившиеся отношения. Подлинный смысл названия «Национальный» предполагает в этих проектах руководящую роль общественных организаций и решающий вклад профессиональных ассоциаций, разумеется, при поддержке государства.

    В данном случае всё наоборот - государство само выдвигает проекты, само руководит ими, и само же распределяет деньги, по своему усмотрению, в отсутствие эффективного общественного контроля. В.А.Медведев, надо признать, в попытках недопущения разворовывания государственных средств, выделенных на реализацию Национальных проектов, за прошедшие два года проявлял принципиальную, последовательную и местами очень жёсткую позицию по отношению к чиновникам. Тем не менее, появились публикации о трёхкратном завышении цен на производимые работы, например, на создание Интернет-портала. В национальных проектах широко использовалось привлечение общественных органов, но под постоянным контролем чиновников.

    Национальные проекты были приняты без научной и общественной экспертизы. И это не первый случай правительственных проектов, принятых волевым образом, сверху. Достаточно указать на бездарный проект т.н. единого государственного экзамена (ЕГЭ), который власть так и не отважилась опубликовать. А потому продолжает действовать вслепую, в непривычной для себя сфере педагогических измерений. И ведёт там себя волюнтаристски, уже много лет. Это и есть одна из причин того, почему проекты сейчас выглядят как Национальные по названию, но правительственные - по существу.

    Основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов - распределение денег на основе не до конца проработанных критериев. Иначе говоря, здесь имеет место бюрократический и монетарный подходы. Однако в тонкой сфере образования, здравоохранения, культуры и науки такие подходы не всегда показывают свою неэффективность. Куда важнее вопросы научного обоснования, интересные идеи, содержательные решения, удовлетворяющие интересы большинства граждан. Но именно этого в Национальных проектах меньше всего. Например, больными вопросами содержания образования и качественных тестов для проверки качества усвоения новых образовательных программ Приоритетный Национальный проект не занимается. Не случайно мы получили плохие учебники и негодные, доморощенные т.н. КИМы ЕГЭ.

    Распределение бюджетных денег проводилось через соответствующие министерства, что удобно для правительства, но неверно по существу Национальных проектов. Потому что такая реализация проектов объективно способствуют усилению бюрократизма и усилению властной вертикали. Ни то, ни другое к подлинным интересам граждан страны не имеет позитивного отношения.

    Существенный недостаток Приоритетного Национального проекта «Образование» - его избирательность. Или, говоря языком чиновников, точечность. Считается, что лучшие помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ начала работать по-новому. Но что делать с остальными? Закрывать их, как и больницы, нельзя. Возить детей плохими дорогами в соседние сёла и в район - тоже не выход, к тому же опасно и дорого. В подлинной образовательной деятельности внимание к слабым и помощь им должны быть больше, чем к сильным учащимся. Следовательно, надо заниматься улучшением работы всех тех образовательных учреждений, которые ещё остались. Здесь был бы полезен опыт интересный опыт Кубы по сохранению сельских малокомплектных школ.

    Избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта - всенародности положительного эффекта. При точечной ориентации финансовой поддержки вряд ли можно надеяться на широкую научно-профессиональную и общественную поддержку этих проектов.

    Полезно задать важный вопрос: - А улучшилось ли образование в России в результате осуществления Приоритетного Национального проекта «Образование»? Вложение огромных сумм в систему образования не привели к заметному улучшению образования в целом по стране. Наоборот, накопилось слишком много фактов, свидетельствующих о реальном ухудшении качества образования во многих, особенно отдалённых регионах. Массовое школьное образование постоянно ухудшается. Знания естественных наук и родного языка массой выпускников школ стало низким, как никогда. Математика примерно половиной школьников не усваивается в необходимом объёме, знание русского языка низкое, как никогда ранее. 80% негодных учебников - это результат многолетнего опыта безответственного бюрократического руководства сферой образования. Не случайно по индексу развития человеческого потенциала Россия уже опустилась до 57-го места, и перспектив на повышение пока нет.

    2. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование»

    Приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Одновременно с институциональными эффектами предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан: возросло число детей, которые учатся в современных школах. Наряду с подключением всех школ к Интернету увеличилось количество в них компьютеров и учителя активно используют их в работе. Через несколько лет все учебные места будут объединены в информационные сети. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы, которые размещены в открытом доступе по всем разделам школьных программ. Одновременно делается все, чтобы школьный Интернет был безопасен для ребят - от качественной контентной фильтрации до продуманной воспитательной работы.

    Основа системных изменений - организационно-финансовые механизмы, устанавливающие четкую "прозрачную" зависимость ресурсного обеспечения от качества образования, которое получает каждый ученик. Именно исходя из числа учеников с учетом места их проживания выделялись ресурсы регионам по всем направлениям национального проекта, от поощрения лучших учителей и поставок учебного оборудования до поддержки региональных комплексных проектов.

    В условиях подушевого финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать и повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей выбирать предметы и уровень сложности обучения. А также вместе с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее. На это же направлены принятые в прошлом году законы об общем образовании для всех и о новой структуре образовательного стандарта.

    В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось, при этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой. В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы.

    При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты, признаются как значимые образовательные результаты, учитываются в их дальнейшем образовании и карьере.

    Государство распространяет механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству услуг на дошкольное и профессиональное образование. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей "работал" на того, кто учится.

    В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых. Как результат, растет спрос учителей на повышение квалификации.

    По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров, в котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки. Можно уверенно сказать, что сегодня система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта.

    Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы. Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью.

    На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

    Поддержка инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них студенты вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, зачастую ранее недоступного. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов разной ведомственной принадлежности, что поддержано принятым в конце прошлого года законом об интеграции науки и образования. Эти изменения социологически значимы прежде всего для молодых людей. В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой.

    С поддержки этих вузов и создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе вокруг этих комплексов будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой.

    Логика поддержки инноваций, отработанная в рамках приоритетного проекта, положена в основу концепции целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры", принципов поддержки научно-исследовательских институтов.

    Таким образом, в рамках национального проекта заложены основы и начато формирование современной модели образования. Образования, интегрированного с наукой и экономикой. Заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития, повышения ее эффективности. Отработаны эффективные механизмы реализации программы социального развития.

    Полученные результаты и наработки позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.

    Заключение

    Президент РФ Д.А. Медведев сказал, что «Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан" .

    На мой взгляд:

    1. Национальные проекты лучше заменить государственными программами сбалансированного развития народного здравоохранения, образования, жилищного строительства и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России.

    2. Надо повысить бюджетное финансирование образования. Достаточно посмотреть на пример Финляндии и Тайваня, имеющих отличные средние школы и не жалеющих средств на их развитие. Сейчас расходы государственного бюджета на душу населения в России в 43 раза меньше, чем в Финляндии . Такого рода скупость правительства в вопросах развития человеческого фактора России не объяснима.

    3. Давно пора подписать принятый ранее Федеральный Закон о противодействии коррупции. Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. В 2006 г. Россия получила 2,5 балла (127-е место), в 2007 году получила 2,3 балла и разделила 143-е место с Гамбией, Индонезией и Того.) . Внутри страны по уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни. Этот отрицательный процесс надо останавливать Законом и системой известных, но не применяемых пока антикоррупционных мер.

    4. В образовательной политике государства надо минимизировать роль чиновников и повысить роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа. Фактически же Приоритетный Национальный проект «Образование» неизмеримо повысил роль чиновников в стране. А это одинаково опасно и для существующей власти, и для граждан.

    В Японии число чиновников Министерства образования в несколько раз меньше, чем в России, и в десять раз меньше числа общественников-советников при министерстве. Там уже созданы гражданские структуры управления образованием, потому что подлинные образовательные реформы без учащихся, родителей, граждан невозможны.

    Снижение давления государства на систему образования позволит освободить вузы, школы и учреждения профтехобразования от излишней чиновной опеки, от негодных минималистских стандартов, от выдачи госдипломов и связанных с этим госаттестации и госаккредитации. Здесь может оказаться полезным очень интересный опыт отсутствия Федерального управления высшим образованием в США . И что, там вузы от этого работают хуже?

    5. Необходимо на деле восстановить автономию учреждений образования, без которой не бывает высокого качества учебной работы. В наши дни предстоит совершить очень важный поворот в образовательной деятельности: от обучения всех - к образованию каждого! Но для этого придётся основательно реформировать существующее министерство образования, кадры и содержание его деятельности. Раньше в России на управленческие должности назначались Попечители образования. Эти люди и создали Великую Россию. В нынешней чехарде министерских назначений трудно разыскать общественно-признанного, действительного Попечителя народного образования.

    7. Настало время наладить независимую от государства общественно-профессиональную экспертизу качества образования. Не может государственный орган, отвечающий за качество образования, сам же объективно проверять результаты своей работы. Это прямой путь к коррупции и к снижению качества образования.

    8. Вместо профильного образования пора переходить, где можно, к уровневому образованию, учреждать действительно элитные (не путать с элитарными) учебные заведения, от выпускников которых будет во многом зависеть выживание страны в трудных условиях глобальной конкуренции.

    9. Сельские школы не следует закрывать, ни при каких обстоятельствах, пока в них есть хотя бы один ученик. В этих школах надо ввести хорошо проявившую себя за рубежом систему е- Learning .

    Список использованных источников

    финансовый хозяйственный системный подход

    1. Аванесов В. С. Национальные проекты нужны, но другие. Доклад на VII международной научной конференции: РОССИЯ: Приоритетные национальные проекты и программы развития. Секция: «Качество управления, механизмы социального партнёрства и национальная конкурентноспособность». ИНИОН РАН, 14 декабря 2006 года.

    2. Егорышев С.В. Участие студентов в исследовании прикладных проблем безопасности социальной системы. С.12-15. Сб. «Образование и национальная безопасность России. Проблемы, взаимосвязи, перспективы». Материалы научно-практической конф. Февр.-апрель 2005 г. Ч.1. Уфа, 2005г.

    3. Права человека и образовательное законодательство // Народное образование, №1, 2007г.

    4. Анастасия Малахова. Пора в школу. http://www.expert.ru/articles/2007/04/24/shkola/ 24 апреля 2007.

    5. Смолин О.Н. Права человека и образовательное законодательство// Народное образование, №1, 2007г. С. 19.

    6. Mendro, ROBERT L. Student Achievement and School Teacher Accountability. (За что платить учителям? За фактически выполняемую работу или за знания учащихся? Journal of Personnel Evaluation in Education 12:3 257±267, 1998, Kluwer Academic Publishers, Boston.

    7. Аванесов В.С. «Единый Государственный экзамен, или эта вещь будет посильнее Фауста Гёте» // Учительская Газета, №49, 28 ноября 2000 года. Результаты оказались намного разрушительнее, чем можно было тогда себе представить; http:// testolog . narod . ru

    8. Нелегитимный эксперимент в образовании. Независимая Газета. http://6-03.olo.ru/news/politic/9176.html

    10. Путин В.В. Система ЕГЭ будет совершенствоваться. http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=1043 15.02.08

    11. www.regnum.ru/news/885466.html 14:44 15.09.2007.

    12. С.Миронов, спикер СФ: «ЕГЭ надо отменить!». http://www.ctege.org/page.php?s=&pageid=2924

    13. http:// obrazovanie . viperson . ru / wind . php ? ID =429735

    14. http:// news . mail . ru / incident /1438756/

    15. http://www.gazeta.ru/news/lenta/2008/03/20/n_1195164.shtml

    16. http://old.e-xecutive.ru/print/carnews/piece_14924/

    17. http://obrazovanie.viperson.ru/wind.php?ID=426504

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Принципы государственной политики в области образования. Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта "Образование". Реализация приоритетного национального проекта как путь к совершенствованию общества.

      курсовая работа , добавлен 13.11.2010

      Исследование современного состояния сферы образования в Российской Федерации. Характеристика нормативно-правовой базы совершенствования образования. Анализ результатов реализации национального проекта "Образование" на территории Новосибирской области.

      курсовая работа , добавлен 12.11.2013

      Сущность и структура системы образования. Основные понятия и положения организации и управления системой образования. Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению. Управление реализацией национального проекта "Образование".

      дипломная работа , добавлен 07.01.2011

      Цель комплексной модернизации образования. Причины несоответствия систем образования современным условиям. Повышение квалификации работников системы образования как часть реализации национального проекта в сфера образования в Российской Федерации.

      реферат , добавлен 01.08.2010

      Мониторинг как средство повышения качества образования (на примере г. Южно-Сахалинска). Управление реализацией ПНП "Образование" на территории муниципального образования. Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе.

      курсовая работа , добавлен 12.08.2013

      Цели национальных проектов. Содержание проекта "Образование". Методы стимулирования образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы: оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием, поощрение учителей.

      курсовая работа , добавлен 22.03.2012

      Образование как органическая часть жизнедеятельности личности. Роль и значение информационных технологий в жизни человечества. Основные цели и задачи современного образования, его важнейшие проблемы. Культурно-гуманистические функции образования.

      реферат , добавлен 22.01.2014

      Основополагающие принципы государственной политики в области образования. Приоритетный национальный проект "Образование": цели, проблемы и пути их решения. Федеральные государственные образовательные стандарты Высшего Профессионального Образования.

      курсовая работа , добавлен 13.12.2014

      Проблемы реализации предоставления возможности заключенным получить профессию по месту отбывания наказания. Реализация в Самарском филиале уникального проекта, заключающегося в предоставлении осужденным возможности получить высшее образование, его итоги.

      статья , добавлен 29.06.2013

      Сущность непрерывного образования. Основные принципы и задачи непрерывного образования. Структура непрерывного образования. Непрерывное педагогическое образование. Допрофессионалъная подготовка. Профессиональное и послевузовское образование.