Теории развития общества. Немецкая философия XIX в. Как явление мировой философии, ее основные направления и идеи. Общая характеристика цитологических доказательств эволюции организмов

Существуют разные теории общественного эволюционизма. В неоэволюционизме интерес прежде всего смещается от человечества к отдельным народам, странам, цивилизациям. Главное внимание уделяют причинным механизмам и стадиям эволюционного развития данных систем. Неоэволюционизм широко использует достижения биологических наук.

Среди главных причин социальной эволюции по-прежнему выделяется технико-экономическая система, а политическая и духовная рассматриваются в качестве вторичных и зависимых от нее. Правда, в отличие от марксистских концепций, эти две системы не считаются базисными и надстроечными. В качестве главного критерия деления на стадии истории человечества используется технология. Выделяют следующие стадии развития человечества: охота и собирательство (VII тысячелетие до н. э.); выведение плодовых культур (с VII до III тысячелетия до н. э.); развитие сельского хозяйства (с III тысячелетия до н. э. до 1800 г. н. э.); развитие промышленности (с 1800 г. н. э.).

Неоэволюционисты дают свой ответ на вопросы, поставленные , о механизмах социальной эволюции и многочисленных случаях отступления от них в форме разного рода объединений. Во-первых, если классическая теория социальной эволюции рассматривала общество как растущий организм, в котором заложена дифференциация на специализированные органы и функции, то социальный неоэволюционизм использует дарвиновскую идею образования новых видов путем изменении и естественного отбора. Во-вторых, «классики» рассматривали общество как изолированное, а неоэволюционисты — как часть системы обществ, в результате конкуренции с которыми оно и развивается.

Напомним, что биологическая эволюция по Дарвину подчиняется следующим принципам:

  • случайных мутаций;
  • отбора (борьбы за существование);
  • выживаемости наиболее приспособленных, в результате чего воспроизводятся способности выдержавших отбор индивидов.

Как применить эти принципы к социальной эволюции и ответить на вопрос о причинах разнообразия многочисленных обществ-народов? Ряд исследователей выдвигают в качестве основного фактора такого разнообразия стечение случайных обстоятельств — причин, условий, поводов. Другие выделяют целенаправленное проектирование изменений правящей элитой на основе неудовлетворенности прежними тинами обществ. Вероятнее всего, и то, и другое объяснение социальных изменений правильны.

Том Берне и Томас Дитц, развивая эти два подхода, конкретизировали их в виде ряда обстоятельств, ведущих к изменению субъективной составляющей социальной деятельности (идеалов, норм, традиций):

  • передача опыта-знаний в словесной форме ведет к неопределенности формулировок и разному смыслу сказанного;
  • применение общих принципов к конкретной ситуации требует их интерпретации, ведущей к искажению их первоначального смысла;
  • эксперименты человека с прежними правилами и поиск новых;
  • знакомство с новыми правилами (других народов).

Что образует механизм отбора тех или иных идеалов, норм, традиций социального поведения? По мнению тех же авторов, — и стремление выжить, и конкуренция, и стремление к большему комфорту.

Последней универсальной теорией социальной эволюции в XX столетии стала теория модернизации. Маркс сформулировал одно из ее допущений в предисловии к английскому изданию «Капитала»: «Страна, которая промышленно развита более других, показывает менее развитым образ их собственного будущего». Опираясь на Маркса, Вебера, Дюркгейма, теория модернизации утверждает, что вслед за промышленным развитием возникают единообразные демосоциальные, политические и духовные системы общества. Изучая Англию, США и другие индустриально развитые страны, можно открыть обшую закономерность, по которой будут развиваться все остальные.

Теория модернизации не связывается с теорией модернизации общественных формаций (вследствие неразработанности последней), но претендует на универсальность, применимость ко всем странам мира. Согласно ей, все страны мира проходят через одни и те же этапы и типы обществ. Они образуют эволюционный прогресс человечества, ведущий к индустриальному типу общества и соответствующему уровню благосостояния, экономики, политики, духовности. Человечество рассматривают не как систему , а как систему обществ.

Другое ограничение теории модернизации состоит в понимании эволюционного развития как преимущественно прогрессивного. Ее адепты не замечали негативных последствий модернизации. Социальные возмущения 1968 года во Франции, которые в СССР ассоциировались с национально-освободительным движением в странах «третьего мира» и «бархатной революцией» в Чехословакии, подавленной советскими танками, были также протестом против теории и практики модернизации и в ее капиталистической форме, и в советском варианте.

К XXI веку стало очевидно, что противоречие между странами Севера (развитыми) и странами Юга (развивающимися) по уровню развития и качеству жизни населения ведет человечество к катастрофе. Модернизация стран Юга идет медленно, носит частичный характер, сопровождается деградацией прежних типов обществ и медленным созданием современных. Разрыв между Севером и Югом не уменьшается, а увеличивается. Противники теории модернизации обвиняют ее в этноцентризме, западничестве и прочих грехах, т. е. в том, что она возводит уникальный опыт стран Севера в универсальную истину. Такая критика поставила под вопрос само понятие модернизации, допуская возможность стабильного существования других (некапиталистических) типов общественного строя.

Циклические теории

Циклически-волновой подход к пониманию человеческой истории в основных чертах разработал в XVIII столетии Джам- баттиста Вико. Эволюционисты и марксисты отвергли такой подход как противоречащий экономико-формационной идее общественного прогресса. Он был восстановлен в своих правах в «циклах истории» А. Тойнби и получил дальнейшее развитие в трудах многих ученых, в частности, в теории больших циклов мировой конъюнктуры Н. Д. Кондратьева.

Циклический подход к развитию обществ опирается на повторяемость событий: экономических, политических, формационных, цивилизационных. Она похожа на повторяемость природных событий: дня и ночи, времен года, затмений солнца и т. д. Природная цикличность давно определяла жизнь людей, народов. Именно она стала методологической и эмпирической основой возникновения циклически-волнового понимания развития обществ и человечества.

Если речь идет о цикличности в общественном развитии, то имеется в виду повторяемость не буквальная, а сущностная, т. е. воспроизводятся существенные в каком-то отношении черты обществ. Такой подход не отвергает отношение к событиям как к уникальным, но акцентирует внимание на циклическом. Циклический подход к развитию обществ характеризуется следующими чертами: 1) выделением общего, повторяющегося, существенного в развитии; 2) обнаружение циклической связи между историческими событиями на основе некоторого критерия.

Тойнби пришел к выводу, что повторяемость событий в истории обществ определяется не только воздействием известных и неизвестных природных циклов, но прежде всего собственными ритмами. Однако эти ритмы могут быть тесно связаны с природными, накладываясь на них. Тойнби писал: «...напрашивается вывод, что история человечества действительно временами повторяется, в значительной мере даже в сферах человеческой деятельности, где желание и воля человека были ближе всего к овладению ситуацией и менее всего зависели от влияния природных циклов».

Существует множество повторяемых событий в развитии обществ. Выделяют, например, такие циклы (волны) реформ и контрреформ в России (циклы модернизации): реформы Александра I и контрреформы Николая I; реформы Александра II и контрреформы Ааександра III; реформы Витте — Столыпина и контрреформы советской власти; реформы Хрущева — Косыгина и контрреформы Брежнева — Суслова; реформы Горбачева и Ельцина — контрреформы Путина. Эту повторяемость исследовал А. Ахиезер и другие ученые.

Франк Клинберг ввел в качестве критерия выделения циклов американской политики такой показатель, как «историческая перемена настроений» между «экстраверсией» (готовностью использовать прямое дипломатическое, военное или экономическое давление на другие страны ради американских интересов) и «интроверсией» (концентрацией народа на внутренних проблемах страны). Интровертным настроением он определил 1776-1798, 1824-1844, 1871-1891, 1918-1940 годы, а экстравертным — 1798-1824, 1844-1871, 1891-1918, 1940 и последующие годы.

Выше я предложил пульсирующую теорию развития обществ — циклами между азиатским (политическим) и европейским (рыночным) типами общественного строя, через смешанный (конвергентный) тип. Я считаю, что развитие разных общественных формаций шло с разных сторон (плановой, рыночной, теократической) к смешанному, гибридному, конвергентному типу обществ, чтобы в конкретно-исторических условиях вновь расщепляться на составляющие их противоположности, а затем опять конвергировать.

Различные типы циклического развития (по разным основаниям) синхронизированы. «В самом общем виде синхронизацию можно определить как согласование и упорядочение во времени различных событий, процессов и явлений, — пишет В. И. Пан- тин. — Наличие повторяющейся синхронизации процессов в двух по видимости различных системах указывает на то, что они в действительности функционируют в рамках единой, более обширной системы». Я пытался показать определенную синхронизацию между развитием общественных систем, формаций и цивилизаций — в самой общей форме.

Но развитию общественных подсистем, формаций и цивилизаций присуща также несинхронность (рассогласование). Она отчетливо видна в развитии российского общества, где разные общественные системы, формации и субцивилизации созревают не синхронно, соперничают одна с другой. В этой связи следует обратить внимание на важное обстоятельство из жизни биосоциальных организмов — людей: мы созреваем для каких-то потребностей и соответствующей деятельности в определенной последовательности. Когда человек созрел для ходьбы, ему нужно дать возможность сделать первый шаг. Иначе он, как выросший среди животных ребенок, не научиться ходить на двух ногах, а будет передвигаться на четвереньках. И как трагично, когда новая потребность и соответствующее ей умение созрели, а время упущено, мир не востребовал их. И тогда происходит торможение, блокировка, деградация этих потребностей и умений. В такой же последовательности созревают общественные системы, формации, цивилизации: если они оказываются не востребованными правящими элитами, господствующими классами, то деградируют, возможно, навсегда.

Может быть, и в развитии народов (например, российского) тоже возникают такие ситуации: потребность и умение к свободе и нормальной жизни созрели, а правящая элита и государственная власть не идут им навстречу. Русское крестьянство созрело для свободы в петровское время, но его не раскрепостили. Блокировка свободы породила желание и волю, с одной стороны, к безответственному действию, отрицающему интересы прочих слоев, а с другой стороны — к действию ожесточенному, агрессивному, злобному и слепому. Такая воля и проявилась, когда буржуазно-демократическая революция в феврале 1917 г. дала свободу, вылившуюся в озлобленную анархию. Этим воспользовались большевики, которые дали населению выплеснуться в гражданской войне, а затем сковали его индустриально-крепостническими (советскими) формацией и цивилизацией.

Миро-системные теории

В 70-е годы XX века оформился миро-системный анализ. Это своеобразная «социология человечества», наряду с социологией групп, мегаполисов, политических систем и т. д. Концепция миросистемного анализа возникла тогда, когда в результате процессов глобализации произошло в какой-то мерс политическое, экономическое и информационное объединение мира под эгидой капитализма и социализма, каждый из которых претендовал на свою истину, ценность, будущее устройство человечества.

Миро-системный социологический анализ включает в себя, но мнению И. Валлерстайна, следующие элементы. Во-первых, глобальность, подход к человечеству как к миросистеме, а не совокупности отдельных обществ. Развитие каждого общества считается результатом процессов как внутри его, так и вне. Во-вторых, исторический подход, рассматривающий человечество как результат взаимодействия всех основных технологических типов обществ. (Идут споры вокруг выделения таких исторических этапов и их критериев.) В-третьих, отказ рассматривать системы общества в качестве автономных: они образуют метасистемы, где взаимодействуют разные типы обществ. В-четвертых, холистический подход: понимание стран, регионов, городов, деревень как целостных образований с качествами, не сводимыми к качествам формирующих их общественных систем. В-пятых — циклически-волновой подход.

В свете миросистемной парадигмы исследования мы решаем следующие задачи. Во-первых, мы выявили разные типы общественных формаций и цивилизаций. Во-вторых, обнаружили у них свою историю, которая не сводится только к истории Запада. В-третьих, далее мы рассмотрели процессы модернизации, конвергенции, гибридизации разных типов обществ, формаций, цивилизаций, которые опосредуют их взаимодействие. В-четвертых, далее мы увидим, что развитие нынешнего человечества как системы обществ не носит линейного характера, полно неопределенности и опасностей.

Миро-системные теории общества (теории Универсальной Истории) рассматривают человечество как становящийся суперорганизм, в котором действуют механизмы, тенденции и законы, общие для всех стран. Но это совсем не гак, если брать цивилизационную сторону. «Использование марксовой концепции «Истории» для оправдания террора в Советском Союзе, Китае и других коммунистических странах придало этому слову весьма зловещую коннотацию в глаза многих. Идея, что история имеет направление, смысл, что она движется поступательно или хотя бы что она всеобъемлюща, очень чужда многим направлениям мысли нашего времени», — пишет Ф. Фукуяма. В этой связи его же утверждение, что история Запада в виде либерально-демократического общества достигла своего конца, выглядит сомнительным, если брать не формационный, а цивилизационный аспект анализа.

Для понимания неопределенности развития человечества нужно уточнить понятие «современность». Сторонники прогрессивности западного, христианского общества (цивилизации и цивилизаторского подхода) но сравнению с другими незападными, нехристианскими обществами по умолчанию считают себя победителями и «современными», а остальных — проигравшими историческое соревнование и «несовременными». Понимание современного как западного пока узурпировано победившим меньшинством, но преобладающую часть человечества составляют традиционные, коллективистские общества, принципом мировоззрения, ментальности, мотивации которых является не потребительская раскрепощенность и атеизм, а аскетизм и вера в Бога. Нынешний мир — совокупность аграрных (традиционных) и постиндустриальных, информационных обществ, которые одинаково являются современными, существуют «здесь и теперь». В этой связи проблема поиска истины и стремление к справедливому обществу остаются по-прежнему актуальными.

Циклическое понимание развития обществ при миро-системном подходе включает в себя синхронизацию социальных и природных циклов. В частности, А.Л.Чижевский показал зависимость общественных событий от космических процессов. Он исходил из того, что солнечный импульс воздействует на нервно-психические процессы человека, вызывая возбуждение и отклонения от нормального поведения в массах людей. «...Вопрос этот, — писал он, — не стоит в противоречии с тем энергетическим пониманием мирового процесса, частью которого является процесс всемирно-исторический или социальный». Например, в 1917 г. произошло около семи мощных выбросов энергии Солнцем. Можно синхронизировать космические, биологические, психические, социальные процессы и события, как это сделал А. В. Чижевский в своих работах, и тогда миро-системный анализ развития человечества станет в полном смысле слова космо-миросоциальным.

3. Рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Основоположником немецкой классической философии являлся Эммануил Кант (1724-1804)- профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Он был одним из величайших умов человечества, основоположником, который возродил идеи диалектики. Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И.Г. Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний дал топкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию (особенно через славянофилов и Чаадаева, с которым немецкий философ был лично знаком и состоял в переписке).

Немецкая философия XIX в. Как явление мировой философии, ее основные направления и идеи

1. Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

Глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

Совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления - от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

Открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

Немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

Материализм (середина и вторая половина XIX в.);

Иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "филосо­фия жизни".

3. получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени:

Иммануила Канта (1724 - 1804);

Иоганна Фихте (1762 - 1814);

Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

Георга Гегеля (1770 - 1831);

Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

Субъективный идеализм (Фихте);

Материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

Повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове­ческой сущности;

Особое внимание уделила проблеме развития;

Значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;

Взглянула на историю как целостный процесс.

4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 - 1804).

Иммануил Кант:

Дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу есте­ственных причин на основе законов Ньютона - из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

Выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ­ности человека и невозможности познать внутреннюю сущ­ность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

Сформулировал моральный закон ("категорический императив");

Выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 - 1831) отождествил бытие и мышление,

выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми­ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разра­ботка диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоганн Фихте (1762 -.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, полу­чивший широкое распространение во второй половине XIX в.

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

Философией Людвига Фейербаха;

Марксистской философией;

Творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и зало-

жила основы немецкого материализма XIX в., явилась водораз­делом между ними.

6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

Марксистская философия;

Политэкономия (экономическое учение);

Научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и филосо­фы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

Марксистская философия:

Выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

Показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

Осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

Рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (исторический материализм);

Дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

Выступала с атеистических позиций.

7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль­гарный материализм. Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

Механически переносили законы природы (поведение, орга­низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар­винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

Рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень - желчь").

8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860).

В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистиче­ским духом, неверием в возможности человека влиять на окру­жающий мир и собственную жизнь.

Близкой к иррационализму является "философия жизни", ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 - 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" - экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуально­сти Бога ("Бог умер").

В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений - прагматизма и экзи­стенциализма.

Философия Иммануила Канта

1. Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

Докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

Критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

"Критика чистого разума";

"Критика практического разума";

"Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.

Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

Природа находится в постоянном изменении и развитии;

Движение и покой относительны;

Все живое на земле, в том числе и человек, - результат есте­ственной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

Механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

Данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действи­тельности.

Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности - бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность - объект, а субъект познавательной деятельности - чело­век, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре,

Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых. .

В мире нет ничего простого.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

Апостериорное знание;

Априорное знание;

"вещь в себе".

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание - доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

Внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на органы чувств человека;

Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;

Целостная картина окружающего мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

Собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия - антиномии;

Внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых "вещей в себе" - окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

Формы чувственности;

Формы рассудка;

Формы разума.

Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувствен­ности - пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в "системе координат" про­странства и времени. (Примеры категорий - количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

Количество;

Качество;

Отношение;

Модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)

Количества - единство, множество, цельность;

Качества - реальность, отрицание, ограничение;

Отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

Модальность - возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

первые две категории каждого из четырех классов - противопо­ложные характеристики свойства класса, третьи - их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

7. Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "прак­тический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума":

Какой должна быть мораль?

Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

выводам:

чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;

Между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие;

Мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

Человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

8. В своей третьей книге критического периода - "Критика спо­собности суждения" - Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

Целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

Целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

Целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта:

Философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

Видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

Был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

Осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;

Считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

Дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);

Выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, "вещи в себе");

Выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

Выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

Осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия Гегеля

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

Теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является абсолютная идея - Мировой дух);

Диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

"Феноменология духа";

"Наука логики";

"Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

Единственно существующая подлинная реальность;

Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде:

Окружающего мира;

Природы;

Человека;

А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружаю­щий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

Творение материи из воздуха;

Сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

Искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

Проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

Целенаправленно и закономерно движется - действия, по­ступки человека, ход истории;

Познает себя через познавательную деятельность человека;

Творит - в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

Все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

Единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

Данному тезису всегда находится антитезис - его противопо­ложность;

В результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис - "небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

Философию природы;

Философию духа;

Философию истории;

А значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Субъективный дух;

Объективный дух;

Абсолютный дух.

Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

Искусство;

Религия;

Философия.

Искусство - непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолют­ная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия - абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - фило­софами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

Философию природы;

Антропологию;

Психологию;

Философию государства;

Философию гражданского общества;

Философию права;

Философию истории;

Диалектику - как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного

духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

Восточную;

Антично-средневековую;

Германскую.

Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.

Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

Государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

Право - наличное бытие (воплощение) свободы;

Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

Противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;

Противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

"вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и

сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.

Философия субъективного идеализма

1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма бы­ли убеждены в том, что:

Во-первых, единственной реальностью является идея;

Во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли (1685 - 1753) - английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

Само понятие материи ложно;

Существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет;

Материализм - тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

Наоборот, первичность идеи легко доказуема - перед изготов­лением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

Единственная очевидная реальность есть сознание человека;

Со смертью человека и его сознания исчезает все;

Идеи - это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

Высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело зависит от него.

3. Дэвид Юм (1711 - 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист - придерживался следующих взглядов:

Проблема отношения бытия и духа неразрешима;

Человеческое сознание склонно к идеям;

Сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы - опыта, знаний, чувств);

Без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;

Человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" - приобретенные знания и опыт; "впечат­ления внутреннего опыта" - аффекты, страсти;

Аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) - представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни - ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции" Повод к ее выдвижению - про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником кото­рого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира ("вещей в себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление.

Отвергает саму идею "вещей в себе" - непознаваемой разу­мом внешней реальности;

Единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в объект);

Считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я";

Вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей дейст­вительности нет;

Само "Я" - не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила, вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией - Богом в философии Декарта и Спинозы).

"Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме "тезис - антитезис - синтез", а именно:

Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я);

"Я" полагает (образует) "не-Я" - внешнюю окружающую действительность (антитезис);

"Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности) взаимодействует с "не-Я" (пассивным нача­лом - окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции).

Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" - окружаю­щим миром внутри "Абсолютного Я" - субъективного духа мо­жет быть:

Практическим (от "Я" - к "не-Я"; "Я" - творит, определяет "не-Я", основной вид взаимодействия);

Теоретическим (от "не-Я" к "Я" - второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" - окружающего мира - в "Я" (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы. По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимо­сти. Вся человеческая история - процесс распространения сво­боды, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы - наделе­ние всех частной собственностью.

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма - начал признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го сознания, объективную реальность - воплощение духа.

Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция" осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.

Философия Шеллинга

1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) был вид­ным представителем объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:

Натурфилософию;

Практическую философию;

Иррационализм.

2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть филосо­фии природы Шеллинга в следующем:

Прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом слу­чае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);

природа есть "абсолютное" - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;

Природа есть единство субъективного и объективного, веч­ный разум;

Материя и дух едины и являются свойствами природы, раз­личными состояниями абсолютного разума;

природа есть целостный организм, обладающий одушевленно­стью (едины живая и неживая природа, материя, поле, элек­тричество, свет);

Движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (на­пример, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы соци­ально-политического характера, хода истории.

Главной проблемой человечества в целом и главным предме­том философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" - правовой строй. В дальнейшем правовой строй дол­жен распространяться от государства к государству, и человече­ство должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свобо­ды) практической философии Шеллинга является проблема от­чуждения. Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противо­положную реальность - насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).

Философ приходит к следующим выводам:

Ход истории случаен, в истории царит произвол;

И случайные события истории, и целенаправленная деятель­ность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;

Теория (замыслы человека) и история (реальная действитель­ность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;

В истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отри­цанию какой-либо логики закономерности в истории и воспри­ятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

ТЕОРИИ1) Эволюционная теорияЭволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае, от "залетного гуманоида", чем то, что твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи.… Но вернемся к теориям…2) Теория творения (креационизм)Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.3) Теория внешнего вмешательстваСогласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.Более сложные варианты ТВВ предполагают:а) скрещивание иномирян с предками людей;б) порождение человека разумного методами генной инженерии;в) создание первых людей гомункулярным способом;г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.4) Теория пространственных аномалийПоследователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя-Энергия-Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез - процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.


101. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Кант впервые выдвинул:

а. теорию подлунного неба

б. небулярную теорию

в. теорию предустановленной гармонии

г. теорию множественности миров

102. Какое утверждение справедливо для гносеологии И. Канта?

а. все наше познание начинается с чувственного опыта

б. познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом

в. познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств

г. познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта

103. Что означает понятие «вещь в себе» у И. Канта:

а. закрытую для других личность

б. скрытый смысл вещи

г. сущность

104. Закончите формулировку категорического императива И. Канта:

«Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:

а. привычной формой твоего поведения

б. принципом инстинкта самосохранения

в. общим «естественным» законом

г. примером для подражания других

105. По И. Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а. соответствует действующему закону

б. доставляет личное удовлетворение

в. подчинен абстрактному чувству долга

г. связан с гуманными или дружескими чувствами

106. В критической философии И. Канта последовательно различаются такие подходы к миру:

а. практический – «незаинтересованный» - синтетический

б. созерцательный – эстетический – практический

в. созерцательный – практический – эстетический

г. незаинтересованный – созерцательный – синтетический

107. По мнению Г.В.Ф. Гегеля, развитое общество – это:

а. нравственная реальность

б. общество всеобщего благоденствия

в. царство божие

г. правовое государство

108. В «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегель рассматривает различные религии как формы:

а. поклонения человека божеству

б. самосознание абсолюта

В. возвышения человека до уровня божества

г. абсолютного подчинения человека природе

109. Что такое «истинная бесконечность» в концепции Г.В.Ф. Гегеля?

а. бесконечность бесконечного прогресса

б. ряд естественных чисел

в. выражение определенной структуры целого

г. бесконечный прогресс количества, не содержащий качества

110. Какой тезис обосновывает Г.В.Ф. Гегель?

а. все, что существует – разумно

б. все, что существует – действительно

в. разумное тождественно действительному

г. все, что разумно – действительно

111. Как рассматривал Г.В.Ф. Гегель историю в работе «Философия истории»?

а. как становление свободного человека

б. как самоцельное становление свободы

в. как развитие мирового духа во времени

г. как развитие мирового духа в пространстве

112. Чем отличается человек от животного по мнению И. Фихте?

а. тем, что удовлетворяет инстинктивное влечение с необходимостью

б. тем, что осознает инстинктивное влечение ка инстинктивное

в. тем, что противопоставляет одному инстинктивному влечению другое

г. тем, что удовлетворяет инстинктивное влечение или не удовлетворяет его по собственной воле

113. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

а. величие

г. бессмертие

114. Как Л.Фейербах называл способ иллюзорного удовлетворения человеком своих потребностей?

а. политикой

б. философией

в. наукой

г. религией

а. мышление

б. любовь

в. самосознание нации

VIII. Западно-европейская философия XIX – XX вв.

116. Кто из философов не был представителем направления «философия жизни»?

а. Л. Витгенштейн

б. Ф. Ницше

в. А. Бергсон

г. В. Дильтей

117. На какой проблеме сосредоточено направление «философия жизни»?

а. создание научных теорий и систем

б. формулирование основных нравственных законов

в. полнота переживаний в духовной внутренней жизни человека

г. созерцание бесконечных изменений в природе и обществе

118. Гравитация, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по А. Шопенгауэру, есть проявление…

а. природы

в. воли

г. разума

119. А. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:

а. совокупность удовольствий

б. цепь тревог, разочарований и мучений

в. подобие маятника – от безмятежного счастья к горю и страданиям и наоборот

г. серая и безликая жизнь «насекомых»

120. Чем является человеческая история, по мнению А. Шопенгауэра?

а. прогрессивным движением к обществу всеобщего благоденствия

б. неизбежным приближением Страшного Суда

в. бессмысленным сплетением событий

г. непредсказуемой игрой случайностей, отражающей внутреннюю закономерность

121. Какое понятие является основным в философии Ф. Ницше?

а. воля к жизни

б. безосновная воля

в. воля к власти

г. воля как «жизненный порыв»

122. Укажите девиз провозглашенной Ф. Ницше «переоценки ценностей»:

а. «Человек – это звучит гордо!»

б. «Горе слабому»!

в. «Человек человеку – бог»

г. «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи»

123. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ф. Ницше характеризовал:

а. человека

б. сверхчеловека

в. богочеловека

г. человекобога

124. Центром мировоззрения К. Маркса является:

а. материалистическое понимание истории

в. диалектика абсолютного духа

г. правовые взаимоотношения

125. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а. сознания

б. производительных сил

в. мирового исторического процесса

г. взаимодействия бога и природы

126. Какие стадии проходит в своем развитии человеческое общество согласно учению О.Конта?

а. мифологическую – философскую – позитивную

б. теологическую – метафизическую – позитивную

в. религиозную – позитивную – натуралистическую

г. философскую – позитивную – религиозную

127. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться к замене слова «почему» словом…

в. сколько

г. как

128. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а. стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты

б. уменьшении чувства вины человека

в. снижении тревожности индивида

г. сублимации первичных комплексов

129. Какого инстинкта нет в психоанализе среди скрытых основ души человека7

а. агрессии

б. смерти

в. либидо

г. социальности

130. Какое понятие является базовым в философии прагматизма?

а. убежденность

б. полезность

в. сомнение

г. рассудочность

131. Чем определяется сущность человека согласно экзистенциализму?

а. совокупность производственных отношений

б. божественным предопределением

в. собственным выбором своей цели

г. непостижимой судьбой

132. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали:

а. трансцендентность

б. положения «бог умер»

в. конечность жизни

г. возможность жить без бога

133. По мнению Ж.-П. Сартра, свобода для человека – это:

а. завоевание цивилизации

б. великое счастье

в. неизбежное тяжкое бремя

г. утопичная идея

134. Какое понятие во многом определило философию С. Кьеркегора?

а. любовь

б. страх

в. зависть

а. М. Хайдеггер

б. Ж.-П. Сартр

в. М. Фуко

г. Г.Г. Гадамер

136. Кто является основателем феноменологии?

а. Г. Гегель

б. Ф. Ницше

в. К. Ясперс

г. Э. Гуссерль

137. Укажите одно из основных понятий феноменологии и дайте его определение:

а. мимесис_______________________________________________________

(греческое mimesis подражание), термин древнегреческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества как подражание (музыка гармонии небесных сфер; искусство реальности)

б. субстанция_____________________________________________________

(лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое .

в. интенциональность_ (от лат. intentio - стремление) - в феноменологии - первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений,существенное свойство всех актов сознания, направленность, сознания на объект, находящийся вне самого сознания ;

г. либидо________________________________________________________

(лат. libido - похоть, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.

138. С каким мифологическим персонажем связано происхождение термина «герменевтика»?

а. шумеро-вавилонским Энки

б. греческим Гермесом(египетским Тотом)

в. индийским Ганешей

г. древнееврейским Хокма

139. Основным содержанием герменевтики является:

а. разработка методологии познания

б. толкование и осмысление текстов

в. анализ тенденций общественного развития

г. изучение человека

140. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

а. предрассудок

б. познание

в. понимание

Грегори Матлофф, астрофизик из университета Нью-Йорка, опубликовал работу, в которой предполагает, что Вселенная являет собой гигантский организм, обладающий сознанием.

Работа Матлоффа является развитием идей панпсихизма . Этим термином обозначают комплекс теорий о всеобщей одушевленности природы. - пишет nv.ua

Ученые утверждали, что природу сознания невозможно объяснить на уровне классической механики. Для того, чтобы понять, как возникает сознание и что такое разум, необходимо привлечь такие понятия как квантовая запутанность и суперпозиция.

В частности, Пенроуз и Хамерофф выдвинули тезис о том, что сознание возникает в результате квантовых вибраций внутри микротрубочек – белковых внутриклеточных структур, входящих в состав цитоскелета (“каркаса” живых клеток).

Спустя десятилетия после появления работы Пенроуза и Хамероффа эту теорию по-своему развил Мэтью Фишер, американский физик из университета Санта-Барбары.

Пройдя успешный курс лечения депрессии в качестве пациента, Фишер заинтересовался механизмами работы антидепрессантов. Его увлекла идея возможности квантовых процессов в головном мозге.

Ему попались на глаза данные, полученные медиками из Корнеллского университета в ходе исследования 1986 года. Согласно этим данным, поведение лабораторных крыс, получавших изотопы лития-6 и лития-7 в корне отличались.

У этих изотопов идентичные химические свойства и мало отличающиеся атомные массы. Зато у атома лития-6 меньший спин. Теоретически это может означать, что он может дольше оставаться “запутанным”, чем литий-7.

Следовательно, предположил Фишер, данные эксперимента свидетельствуют о том, что квантовые явления оказывают влияние на когнитивные процессы.

Фишер посвятил долгие годы поискам доказательств этой теории. В 2015 году он опубликовал в авторитетном журнале Annals of Physics , в которой утверждает, что нашел хранилище квантовой информации в головном мозге.

Фишер считает, что эту роль выполняют атомы фосфора и ионы кальция, которые в связке образуют стабильные кубиты (так называются квантовые разряды – наименьшие элементы хранения информации в квантовых компьютерах). Ученый также утверждал, что обнаружил молекулу, которая умеет сохранять кубиты в стабильном состоянии длительное время. Таким образом, констатировал Фишер, головной мозг представляет собой квантовый компьютер.

Немецкий физик Бернард Хайш в 2006 году предложил теорию, которая связывает между собой теории о квантовой природе сознания с процессами вселенского масштаба.

Он предположил, что сознание проистекает из квантового вакуума тогда, когда возникает достаточно сложная система, через которую проходит энергия.

По мнению нейробиолога Крифа Коха, другого видного теоретика панпсихизма, существует некое информационное поле Вселенной, которое предполагает, что сознание просто не может быть уникальной особенностью только лишь биологических организмов.