Государство как основной институт политической системы общества: признаки, структура, функции. Государство как институт политической системы общества

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4.Регулирование общественных отношений на основе прав;

5.Координация интересов на основе компромисса;

6.Контроль с целью повышения эффективности управления;

7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу­ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть реализуется посредством установления законов, управления, суда. Ещё в "Политике" Аристотель различал законодательную, исполнительную и судебную деятельность учреждений. Сегодня демократическая политическая система основывается на механизме разделения властей, механизме баланса интересов и политических противовесов.Соединение властей не допустимо. Так, соединение законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона. Если же судьи будут не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь людей окажется жертвой произвола. Соединение трёх властей означает деспотизм.

В нашей стране до недавнего времени трудно было выделить компоненты законодательной, исполнительной и судебной власти. Все они были стянуты в один узел, где наибольшая концентрация приходилась на исполнительную компоненту. Законодательная ветвь власти не имела. Суть законов извращалась подзаконными актами. Суды находились в зависимости от телефонного права, не пользовались авторитетом. Кроме того, все нити государственной власти были стянуты к аппарату партии, а роль законов выполняли совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Сегодняшняя политическая реформа призвана обеспечить разделение властей и создание системы "сдержек и противовесов", гарантирующих от злоупотребления властью. Но сегодня в стране нет твёрдой законности, устойчивого правопорядка. Во многом сохраняется политико-правовая ситуация по Гиляровскому: "В России две напасти: Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти!" .

Другая важнейшая проблема - проблема делегирования власти. Поскольку все властвовать не могут, этим правом обладает только часть людей, социального слоя общества, группы, постольку стоит вопрос о делегировании власти.

Вначале рассмотрим процесс делегирования власти "наверх", когда один субъект власти передаёт часть управления другому субъекту, обладающему большей возможностью к действию, чем он сам. Этот вопрос сегодня актуален в нашей стране в связи с решением проблемы полномочий местных администраций субъектов Российской Федерации. Возникает проблема: есть риск, что делегированная власть может быть обращена против нижнего звена структуры? Опасность такая есть. Возникновение культов, диктатур, тоталитарных режимов тому пример. В своё время М.Бакунин, П.Кропоткин, Р.Михельс, М.Вебер основательно разработали эту проблему. Историческим примером подобного является структура власти, сложившаяся в нашей стране после 1917 года, когда партия большевиков из политической организации фактически переродилась в орган государственной власти, не терпящий оппозиции. У руля управления десятилетиями стояли одни и те же люди, которые проводили политику, отражавшую интересы тех кому делегирована власть, а не тех, кто её делегировал.

Как происходит процесс делегирования власти "вниз"? Субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из своих возможностей к действию "вниз", оставаясь по-прежнему обладателем большей властью. Это выгодно для центральной власти, но есть и риск, так как субъект власти нижнего уровня зачастую стремится выйти из под опёки центра и диктовать свои правила поведения. Обладатель центральной власти в этой ситуации становится зависимым от решений и суждений нижних эшелонов власти и утрачивает постепенно возможность управлять. Какой же выход из положения? Делегирование объёма полномочий "вниз" должно иметь всегда определённую границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти субъектом, но и расстройство всех государственных дел, потеря самостоятельности и единства страны. Государственная власть не есть нечто застывшее, неизменное. С развитием общества она приобретает более развитые формы.

Каким же образом осуществляется власть? В реализации политической власти обычно выделяют два аспекта:

процесс принятия политических решений и б) процесс проведения в жизнь принятых политических решений. Эти два аспекта процесса реализации политической власти взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении политического курса, принятии дополнительных решений. При этом надо иметь ввиду, что претворение в жизнь принятых решений связано с выполнением ряда условий:

политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений. Если закон, указ, постановление приняты, то их необходимо воплотить в жизнь, чтобы не возникло сомнений в твёрдости политической власти;

способность политического руководства к мобилизации необходимых материальных, человеческих ресурсов для реализации принятых решений;

обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать выполнению принятых решений;

способность политического руководства нейтрализовать действия политических сил, которые выступают против принятых решений .

Одним из важнейших средств воздействия на процесс принятия и реализации политических решений являются группы давления - это организованные группы, ставящие своей задачей достижение какой-либо цели, для реализации которой они должны осуществить давление на политические институты (различные экономические объединения, ассоциации, группы представляющие интересы ВПК, группы национальные, религиозные, мафиозные и т.д.). Значительная часть из них активно сотрудничает и контактирует с политическими партиями, различными ведомствами иностранных государств. Цель групп давления - всеми доступными средствами побудить суьбъектов политики к выгодному для них действию, навязывание к исполнению нужного политического им решения. При этом они используют всевозможные средства вплоть до криминогенных. Особое место в политическом процессе занимает такая группа давления как лобби - мощный механизм воздействия на органы государственной власти, неформальный институт политической системы. Основной целью лобби является давление на законодательный процесс посредством давления на депутатов, вынуждая их принимать нужные для себя законопроекты, политические решения.

Важное значение в технологии политической власти имеет дискреция - наделение конкретного исполнителя правомочиями толковать, интерпретировать законы и применять их в этом толковании, выдавая за живое творчество масс.

Основными критериями принадлежности человека к той или иной социальной группе являются его место в системе отношений владения-распоряжения и, соответственно, уровень доходов и качество жизни в целом. Критерии эти относительны, поскольку, к примеру, "новый средний класс" в России может быть соотносим лишь с некими "верхним" и "низшим" для данного общества и в данных условиях социальными слоями.

В советском обществе, как обществе административном, ключевым критерием стратификации был уровень выполняемых представителями различных социальных групп административно-распорядительных функций. В современной России к этому критерию добавился также показатель "размер собственности". На смену системе доходов, основанной на распределении, пришла система "абсолютного дохода", предполагающая получение в обмен на денежные ресурсы любых товаров и продуктов по реальной рыночной стоимости, а не из государственных закромов - по "блату", по должности или по сниженным привилегированным ценам. Уровень дохода и уровень жизни людей становятся, таким образом, ключевыми критериями их социального самочувствия и принадлежности к той или иной социальной группе.

Во всей совокупности старых и новых социальных групп можно выделить две основные "макрогруппы", связанные с распоряжением или владением двумя основными типами ресурсов - административно-политическими и собственно материальными, экономическими.

Динамика развития этих двух групп в России на протяжении последних 10 лет такова, что административно-политические группы постепенно слабеют, поскольку распорядительные функции становятся все менее значимыми, "старый политический класс" (администраторы) 2 частью размывается и сходит на нет, частью преобразуется и перетекает в "новый политический класс", а административные методы управления экономикой и обществом в целом постепенно уступают место рыночным, прежде всего - финансово-фискальным методам управления.

Соответственно, роль экономических групп и, особенно, групп новой экономики в настоящее время, наоборот, возрастает. Более того: развитие новых экономических структур опережает становление новых политических корпораций. Тезис основан на известной закономерности: люди сначала осознают свои материальные, экономические интересы, и только по мере развития общества дорастают до перевода этих интересов на политический язык.

Основным фактором развития политического процесса в современной России (в период с 1991-го по примерно 2010-2015 гг.) является складывающийся в стране РЫНОК: приватизация, развитие кредитного и фондового рынков, борьба за влияние и установление тех или иных правил на рынках ценных бумаг, недвижимости, земли и природных ресурсов. Учитывая это, а также сформулированную нами выше закономерность "опережающего развития новых экономических структур в сравнении с развитием новых политических корпораций", мы можем утверждать, что на обозначенном выше временнбм отрезке доминантными в совокупности "групп интересов", а

значит, и в политической системе в целом и будут группы, обладающие наибольшими материальными ресурсами. Разумеется, это пока еще не чисто экономические, а скорее, административно-экономические группы. Так, составной частью "групп интересов" топливно-энергетического комплекса страны являются соответствующие ведомства федерального правительства и департаменты местных администраций;

новые финансовые группы интегрированы в Минфин и Центробанк РФ, в комитеты и департаменты по управлению государственным имуществом и финансами всех уровней; а ведущие московские "группы интересов" не могли бы развивать финансовый, строительный и иные сектора столичной экономики, не составляй они единого целого с правительством Москвы.

Итак, говоря о группах, обладающих или распоряжающихся материальными ресурсами, мы можем выделить две основные подгруппы:
а) "новые экономические группы" - прежде всего финансовые, финансово-торговые и финансово-промышленные группы;

б) "старые экономические группы" - в первую очередь, отраслевые группировки, группы руководителей постсоветских монополий (включая "естественные") и крупнейших не только государственных, но также приватизируемых или уже приватизированных промышленных концернов и компаний .

Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики.

Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.

Основные признаки государства можно определить следующим образом-

1. Власть отделена от гражданского общества, существует профессиональный слой управленцев - бюрократия.

2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории.

3. Государство обладает монополией на применение силы во всех формах.

4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории

Государство выполняет разнообразные функции, касающиеся в настоящее время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник и экономический регулятор, действующий посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении так называемого «социального государства»

Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых его функций, появившихся в последние десятилетия, стала функция обеспечения экологической безопасности. Она реализуется через систему экологического законодательства.

Государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир.

Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным элементом механизма государства выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной политологии выделяют четыре разновидности государственных органов:

1) органы законодательной власти;

2)органы исполнительной власти;

3) судебные органы;

4) контрольно-надзорные органы.

ГОСУДАРСТВО – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Отличие государства от других политических институтов
- Наивысшая концентрация власти
- суверенитет в определенных территориальных границах
- возможность осуществлять принуждение
- монополия на правотворчество
- монополия на сбор налогов
- главный управляющий центр политической системы
Функции государства
внешние
Оборона страны
Сотрудничество с другими
странами
внутренние
1.Защита конституционного строя
2.Выработка и проведение общей
для страны политики в
экономической, социальной, духовной
и иных областях жизни общества

Показывает особенности устроения и
функционирования государства.

Характеризует состав высших органов государственной
власти, порядок их образования, организацию и порядок
взаимодействия между собой и населением.
1.верховная власть
принадлежит
одному лицу,
1. источник власти - народ
2. верховная власть
осуществляется
представительными
органами, избранными на
определенный
срок народом.

Признаки:
1.Во главе Монарх.
2.Власть передается по наследству.
3.Не несет ответственности за свои действия.
4.Отсутствует разделение властей.
5.Единолично представляет свое государство.
6.Пользуется Титулом.
7.Получает значительное содержание из казны.

Монарх пользуется всей
полнотой власти, не зависит от других органов
власти.
Монарх правит посредством, или
при обязательном содействии органов, или властей существующих
независимо от монарха.

-Единство законодательной
Глава государства-глава праи исполнительной властей
вительства, назначаемого с
(назначается и контролиру- согласия парламента, может его
ется парламентом.
распускать.
-С потерей парламентского
Президент-символ нации.
большинства правительство
уходит в отставку.
Недостатки:
Недостатки:
-неустойчивость правительства, -конфликты между ветвями
власти.
-угроза тирании большинства

Полное политическое единство.
Составные части государства не
имеют собственного законодательства, обладают равными
правами
Союз ряда государств.Они сохраняют высшие органы власти,
свое законодательство, налоговую систему и т.д.
Государственно-правовые объединения суверенных государств.
Имеют свои Конституции, бюджет самостоятельно выступают
на международной арене.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Совокупность способов, форм и методов
осуществления политической власти

10.

Выполните задание
Выпишите из текста черты тоталитарного политического режима
Тоталитарный режим означает полный контроль государства над
всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Для него
характерна официальная государственная идеология,
обязательная для всех граждан и не допускающая существования
других идеологий. Единственная массовая политическая партия
обладает монополией на власть. Лидер партии наделяется
сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя.
Силовые структуры осуществляют тотальный полицейский
контроль за всем обществом. Правящая партия контролирует
средства массовой информации, осуществляет жесткую цензуру.
Экономика, как правило централизована. Вот как описывает
отличительные особенности тоталитарного режима И.А.Ильин
«Обычное правосознание исходит из предпосылки: все
незапрещенное –позволено. Тоталитарный режим внушает совсем
иное: все непредписанное- запрещено. Обычное государство
говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен.
Тоталитарное государство заявляет: есть только государственный
интерес и ты им связан.»

11.

ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Официальная государственная идеология, обязательная для
всех граждан и не допускающая существования других
идеологий.
2.Единственная массовая политическая партия обладает
монополией на власть.
3. Культ личности вождя
4. Тотальный полицейский контроль за всем обществом.
5.Правящая партия контролирует средства массовой
информации, осуществляет жесткую цензуру.
6.Экономика централизована.

12.

Выполните задание
Выпишите из текста черты авторитарного политического режима
Авторитарный политический режим характерен для
политической системы, власть в которой имеет признаки
диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т.д.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью
законов, которые принимает по своему усмотрению.
Главное – опора на силу. Однако, как правило,
авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая
черта авторитарного режима – монополизация политики
при отсутствии тотального контроля над обществом. Это
означает, что политическая оппозиция не допускается,
однако, экономика, культура, религия могут развиваться без
вмешательства государства. Таким образом, сохраняется
определенная свобода деятельности в различных сферах,
но политика является исключительной функцией власти.

13.

АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Диктатуры одного человека или группы лиц
(олигархической группы, военной хунты и т.д.).
2.Власть неподконтрольна гражданам.
3.Опирается на силу, но не прибегает к террору.
4.Монополизация политики при отсутствии
тотального контроля над обществом.
5. Сохраняется определенная свобода деятельности в
различных сферах

14.

Выполните задание
Выпишите из текста черты демократического политического режима
Демократический политический режим опирается на систему принципов
и ценностей, среди которых первое место занимает принцип
народовластия. Народовластие реализуется прежде всего через принцип
большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли
большинства, главным среди них –выборы и референдумы. Однако
политический режим не является демократическим, если наряду с
принципом большинства не реализуется другой принцип: право
меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества,
которая не поддерживает власть, может создавать свои организации,
иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать
альтернативный вариант политического курса. Народ имеет право и
возможность влиять на выработку политических решений через участие
в избирательных компаниях, обращения в государственные органы,
участие в митингах, демонстрациях, пикетах. Еще одна неотъемлимая
черта демократии –парламентаризм. Это означает государственную
власть, в которой существенная роль принадлежит народному
представительству (парламенту). Для демократии характерен
политический плюрализм, который предполагает многообразие и
свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей,
взглядов, программ, политических организаций, СМИ.

15.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.Народовластие, которое реализуется через принцип
большинства.
2.Право меньшинства на оппозицию.
3.Парламентаризм.
4. Политический плюрализм
5.Гласность
6.Преобладание в сознании большинства граждан демократических
ценностей
7.Наличие правового государства

16.

Понятия:
А) консервативные партии
Б) левые партии
В) оппозиционные партии
г) правые партии
Д) реакционные партии
е) революционные партии
Ж) реформистские партии
з) центристские партии
В зависимости от степени участия в осуществлении политической
власти партии делятся на правящие и …(1). По характеру целей и
отношению к существующему общественно-политическому строю
партии делятся на несколько видов. Те партии, которые выступают за
коренное и насильственное преобразование существующего
общественного строя называются……(2). За постепенные изменения
существующих порядков выступают ….(3). Партии, выступающие за
сохранение основ прежней системы или за такие преобразования,
которые приспосабливают систему к изменяющимся реалиям без
особых потрясений, называются …(4). Партии, выступающие за
восстановление старых, отживших общественных структур
называются…(5). Коммунистические, социалистические, социалдемократические и другие партии, которые выступают за интересы
трудящихся, социализацию производства, создание основ
социалистического общества называются …(6). Партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы
буржуазного порядка, сильную государственную власть называются…
(7). Партии, пытающиеся примирить крайние интересы в политике, это …..(8) партии.

A)* государство

89. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей A)* либерализма

91. Образцом конституций считается A)* конституция США

По форме власти конституционной монархией является

A)* Великобритания

93 .Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти является конституционной монархией

А)* у монарха

Конституционная монархия впервые была установлена в результате

А)* английской буржуазной революции

95. Признаком правового государства является разделение власти на 3 вет

96. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только А)* государство

Характерной чертой тоталитарных государств является

A)* однопартийность

Основоположниками теории тоталитарного государства являются

A)* Платон, Аристотель

99. Действующая Конституция РК была принята A)* в 1995 г.

100. По форме правления Республика Казахстан A)* президентская респ

Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает

А)* институт гражданства или подданство

102. Для унитарного государства характерно A)* наличие единственного субъекта власти

Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является

A)* количество субъектов власти

104. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы A)* конфедерация

105. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан A)* государство

106. Найдите соответствие Верный ответ: 1 D, 2 А, 3 F, 4 E, 5 В, 6 С

Найдите соответствие

Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C

Политический институт, выполняющий исполнительские функции

A)* правительство

109. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если форма государства A)* конфедерация

A)* делегирование полномочий обществом государству

Централизованный контроль за экономикой характерен для

A)* тоталитарного режима

Парламент Республики Казахстан

A)* является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции



В парламентской модели главные функции парламента состоят

А)* в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске

Наиболее распространенным видом политическо-территориальной организации или формой государственного устройства, является

А)* унитарное государство

Внутренние границы федерации могут быть изменены

А)* только с согласия ее субъектов

116. Внешнеполитические функции в федеративном государстве осуществляют А)* союзные государственные органы

117. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются А)* партии

Политические партии в современном понимании возникли

А)* во второй половине ХIХ века

119. Партия – это A)* политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти

120. Массовые политические партии возникают А) с введением всеобщего избирательного права

122. Политические партии непосредственно выполняют функцию реализации власти А)* в тоталитарных системах

A)* электорат

Однопартийные системы характерны для

Многопартийность является характерной чертой

A) демократического режима

126. 2-х партийная система исторически сложилась A)* в США

По участию в политической власти партии делятся на

A)* правящие и оппозиционные

Многопартийность - характерная черта

A)* демократического политического режима

129. Идеология – это A)* более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества либо его части

Политический институт, призванный обобщать, обосновывать и защищать интересы определенных социальных групп



A)* политическая партия