Мостовой леонид аркадьевич. Мэр сочи леонид мостовой: "меня сначала попросили подать в отставку. а потом придумали, за что". Речь идет о замене всех видов услуг деньгами

Очередная сессия Законодательного собрания Краснодарского края ознаменовалась рокировкой в рядах кубанского политического бомонда: по предложению губернатора Ткачева депутаты проголосовали за прекращение полномочий Леонида Мостового, представлявшего краевую исполнительную власть в Совете Федерации.

Новым членом верхней палаты российского парламента - опять же по инициативе главы Кубани - стал Фархад Ахмедов, президент компании "Нортгаз", человек на Кубани не слишком известный.
Сам губернатор заявил, что назначение в Совет Федерации таких людей, как Фархад Ахмедов, отражает новый подход к формированию краевой администрации. "Политиков у нас хватает. Сегодня, когда Кубань вошла в десятку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России, необходимо подтягивать ресурсы Сибири к Краснодарскому краю" , - объяснил свой выбор Александр Николаевич.
За назначение Фархада Ахмедова проголосовало большинство депутатов: 48 голосов было отдано за его кандидатуру, 6 воздержались, 1 против. "Вопросов больше, чем ответов" , - так пояснил свою позицию лидер кубанских коммунистов Николай Осадчий, единственный из депутатов ЗСК не выразивший поддержки губернаторскому выдвиженцу.

"Смена караула" в Совете Федерации не стала сенсацией краевого масштаба. Во-первых, Леонид Мостовой в любом случае должен был уйти - срок его полномочий истек после перевыборов А. Ткачева. Во-вторых, "темная лошадка" на подобном высоком посту - совершенно не уникальное явление.
Республику Адыгею в Совете Федерации в недавнем прошлом представлял Андрей Воробьев, 1970 года рождения, житель Москвы и родной сын генерала Юрия Воробьева, заместителя министра МЧС и, по слухам, личного друга Сергея Шойгу и даже самого ВВП. Людмила Нарусова, например, представляет в верхней палате парламента Республику Тыва, а Рамазан Абдулатипов - Саратовскую область…

Еще летом этого года газета "Русский курьер" сообщала о возможной замене Леонида Мостового на Олега Дерипаску. Вот уж у кого на Кубани серьезные экономические интересы, а не срослось. В итоге представителем Краснодарского края в Совете Федерации стал человек, не связанный ранее напрямую с Кубанью экономическими интересами.
Однако Фархад Ахмедов - частый гость в регионе, его хорошо знают и в администрации края. Говорят, нового сенатора связывают давние дружеские отношения с бывшим генеральным директором ОАО "Красная поляна", а ныне - заместителем главы города Сочи по развитию Александром Удаловым. Известно, что Ахмедов был лично знаком с бывшим главой администрации Краснодарского края Николаем Егоровым, а в середине 90-х сопровождал делегацию представителей кубанской администрации в Новый Уренгой и Сургут. А еще до своего избрания Ф. Ахмедов поддерживал знаменитый кубанский казачий квартет "Кумовья".

Назначению Фархада Ахмедова в Совет Федерации предшествовала целая серия перестановок в краевой администрации.
Когда-то мэр Сочи, попавший в немилость краевых властей, по-хорошему покинул свой пост и пересел в кресло представителя органов исполнительной власти края в Совете Федерации вместо избранного в Государственную Думу по списку КПРФ Николая Кондратенко.

Год назад, в декабре 2003 года, губернатор Александр Ткачев и Законодательное собрание края выразили недоверие городской власти Сочи. Однако Леонид Мостовой не согласился с предложением губернатора добровольной уйти в отставку и призвал горожан встать на его защиту: "В течение месяца все вы были свидетелями беспрецедентного давления в краевых и городских СМИ на меня, как главу города, на администрацию, на всех жителей Сочи. Начиналось все подлогом и ложью, а закончилось неприкрытыми угрозами в мой адрес. Все это напоминает 37 год" . Страсти накалялись, но в какой-то момент для опального мэра все же нашлись весомые аргументы, заставившие его разойтись с краевой властью по-хорошему. Александр Ткачев, получив от Леонида Мостового заявление об уходе, тут же вспомнил о его несомненных достоинствах, которые должны в полной мере раскрыться в Совете Федерации. "Как мне представляется, Леонид Аркадьевич - человек, у которого лучше получается в законотворческой работе, - заявил глава края. -Я думаю, что он много принесет пользы и краю, и Сочи, и курортам Краснодарского края" .

Увы, времени на "принесение пользы" краю вообще и курортам в частности у Леонида Мостового оставалось совсем мало - по закону срок его полномочий истекал 14 марта этого года, в день досрочных губернаторских выборов.
В результате сенаторское кресло занял 48-летний уроженец Баку Фархад Ахмедов, газовый магнат с личным состоянием в 330 млн. долларов, один из лидеров азербайджанской диаспоры в России.

Кто же он, наш новый мистер сенатор и что привело его на Кубань?
"Новая газета Кубани" привела краткую биографическую справку, из коей следует, что в 1983-1994 гг. Ахмедов был менеджером английской компании, занимающейся технологиями разработки нефтяных и газовых месторождений; затем - президентом компании Tansley Trading. В 1994-2001 являлся членом совета директоров ЗАО "Нортгаз", созданного для разработки газовых месторождений. В 2002 г. стал президентом компании "Нортгаз", а в ноябре 2002 года назначен председателем совета директоров этой компании. ООО "Нортгаз Лимитед" было основано в 1993 году для разработки залежей Северо-Уренгойского месторождения, суммарные запасы которого составляют 332,7 млрд. кубометров газа и 74 млн. тонн газового конденсата и нефти. Учредителями компании были "Уренгойгазпром" (51 % акций) и две иностранные компании. Позднее доля акций "Уренгойгазпрома" сократилась, а потом и вовсе престала существовать. Сейчас "Газпром", пытаясь вернуть месторождение, ведет судебные тяжбы по возврату контроля над "Нортгазом", но без особого успеха.
Кроме того, Фархад Ахмедов - кандидат экономических наук, автор статей и монографий по проблемам нефтегазового комплекса России и стран СНГ, с 1997 года - член-корреспондент Международной Академии технологических наук.
Еще наш новый сенатор - обладатель почетного звания "Лидер российской экономики" по результатам Всероссийского конкурса предпринимателей и экономистов 2004 г. В 2004 г. награжден орденами "Звезда созидания" - "за активную поддержку и развитие лучших традиций российского предпринимательства"; "Меценат" - "за бескорыстную щедрость и выдающийся вклад в дело возрождения мира"; "Слава России" - за достижения в производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности".

Теперь некоторую часть своих личных средств сенатор намерен выделить и на благую цель улучшения условий жизни кубанцев. На сессии ЗСК губернатор края сообщил, что Фархад Ахмедов готов вкладывать ежегодно до 50 млн. рублей в газификацию населенных пунктов Краснодарского края. Плюс 30 млн. долларов, которые "Нортгаз" пообещал дать на развитие горнолыжного курорта "Красная Поляна".

Учитывая тот факт, что в числе основных инвесторов проекта значится "Газпром", вложивший более 900 млн. рублей только в развитие инфраструктуры будущего курорта, можно задать вопрос - не является ли новое назначение проявлением конкурентной борьбы между двумя газовыми компаниями? В ОАО "Красная Поляна", правда, эту версию отвергают. Роман Накашидзе, менеджер компании по связям с общественностью, так прокомментировал ситуацию: "Проект настолько крупный, что в нем хватит места для каждого инвестора, были бы средства и желание их вкладывать" .

Получается, что Фархад Ахмедов намерен вкладывать деньги в экономику края исключительно из филантропических соображений, не имея в виду никаких долгосрочных интересов в бизнесе. А что, разве такого не бывает?

Разгоревшийся в декабре конфликт между губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым и мэром Сочи Леонидом Мостовым (глава края потребовал, чтобы градоначальник ушел в отставку, но тот отказался) разрешился к взаимному удовлетворению сторон. Губернатор назначил господина Мостового представителем в Совете федерации, а и. о. главы города стал бывший мэр Армавира Виктор Колодяжный.
Мэр Сочи Леонид Мостовой, который перестал устраивать краснодарского губернатора Александра Ткачева, ушел без скандала — по собственному желанию и на должность, предложенную губернатором. Перед сессией краевого парламента он сложил с себя полномочия мэра и написал заявление с просьбой утвердить его в должности представителя кубанского губернатора в Совете федерации. 29 декабря 2003 года законодательное собрание Краснодарского края утвердило господина Мостового представителем губернатора Кубани в СФ. А 6 января на экстренной сессии законодательного собрания Сочи депутаты единогласно приняли отставку Леонида Мостового.
Вице-губернатор края Мурат Ахеджак так прокомментировал ситуацию: "Я считаю это нормальным разрешением ситуации с кризисом власти в Сочи, который в последние два месяца обострился. Руководство Кубани готово все объяснить сочинцам".
Напомним, что к объяснениям оно приступило еще в конце прошлого года, когда губернатор Ткачев обрушился на мэра Мостового с резкой критикой, извинился перед сочинцами за то, что в свое время сам призывал их избрать мэром Леонида Мостового, и заявил, что тому "в ближайшее время надо уйти". К этому времени на Кубани завершилось социологическое исследование рейтинга глав городов и районов Кубани, проведенное по заданию губернатора. Рейтинг Леонида Мостового оказался катастрофически низким. Пять депутатов городского собрания через газету "Вольная Кубань" призвали мэра Сочи уйти в отставку, обвинив его в игнорировании обращений депутатов по поводу кризиса жилищно-коммунального хозяйства курорта и неспособности решить проблемы в этой сфере. В ответ Леонид Мостовой обвинил краевые власти в стремлении "убрать неугодного и поставить послушного мэра". Тогда представители краевой администрации пригрозили, что будут добиваться отставки мэра по решению суда на основании якобы допущенных им нарушений.
Однако потом конфликтующие стороны пошли на мировую. Экс-глава края, до последнего времени представлявший губернатора в СФ, прошел в Госдуму по спискам КПРФ и сложил с себя полномочия члена СФ. Эту должность губернатор Ткачев и предложил мэру Мостовому. А исполняющим обязанности главы Сочи городское собрание с подачи краевой администрации избрало бывшего мэра Армавира Виктора Колодяжного. Правда, согласно уставу города Сочи, в случае отставки градоначальника исполняющим его обязанности мог стать только первый вице-мэр, а этот пост занимал Николай Никеров. Поэтому пришлось проделать следующее: сначала господин Никеров назначил Виктора Колодяжного своим первым заместителем, затем депутаты утвердили эту кандидатуру и только после этого назначили господина Колодяжного и. о. главы города.
Присутствовавший на сессии Александр Ткачев объяснил, что Виктор Колодяжный зарекомендовал себя решительным и деловым мэром, и пообещал новому градоначальнику "всяческую поддержку", а сочинцам — то, что "перемены будут позитивными и радикальными". Губернатор заявил, что будет разработана программа развития Сочи — с тем чтобы "вернуть былую славу курорту".
Повышение Леонида Мостового глава края объяснил так: "У него лучше получается законотворческая работа, и он принесет пользу Кубани и Сочи в Совете федерации". По словам Александра Ткачева, выборы мэра Сочи пройдут в мае 2004 года.
НИНА Ъ-СЕМЕНЕНКО, Сочи

Беседу вел Александр Полянский, фотоочерк Александра Данилюшина

Леонид Аркадьевич Мостовой, в недавнем прошлом мэр Сочи, сейчас представляет Краснодарский край в Совете Федерации и как зампред Комитета по бюджету курирует, пожалуй, самую сложную тему - межбюджетные отношения.

Леонид Аркадьевич, несколько недель назад в вашем родном Сочи прошел семинар по проблемам межбюджетных отношений. Что обсуждалось на этом семинаре, на котором собрались руководители финансовых органов регионов?

Участники семинара говорили о том, что ключевой проблемой по-прежнему является несбалансированность расходных и доходных обязательств - так называемые нефинансируемые мандаты. Более того, ситуация обостряется. Федеральное правительство сокращает количество общероссийских льгот, передает соответствующие полномочия на региональный уровень, но далеко не всегда обеспечивает их источниками доходов.

Именно решением проблемы рационального распределения полномочий во многом поглощен сейчас Бюджетный комитет Совета Федерации - орган, более, чем другие, способный сочетать интересы федеральной власти, власти региональной и местного самоуправления. Предстоит пересмотреть 153 федеральных закона, чтобы подкрепить предстоящий финансовый год законодательно. Потому что, как вы знаете, с 1 января 2005 года и с 1 января 2006 года вступают в силу основные положения новой редакции Закона об общих принципах организации местного самоуправления, а по нему, в частности, запрещается передача нефинансируемых мандатов. При отсутствии финансирования выполнение соответствующих полномочий органов власти приостанавливается в безусловном порядке, безо всякого судебного решения.

Сейчас же, как показали семинар в Сочи и заседание Госсовета по проблеме льгот, бухгалтерской точности в этом процессе нет и близко. И полномочия, которые пока предполагается передать на уровень субъектов Федерации в 2005 году, не обеспечены в полной мере доходами. Но, надеюсь, это противоречие удастся снять.

Бюджет-2005 готовится уже с учетом нового законодательства. В нынешнем году перед нами стоит задача классифицировать полномочия, просчитать 88 субъектов Федерации. В следующем году необходимо просчитать тысячи муниципалитетов, многие из которых еще не созданы, а только будут сформированы по новому закону. Это колоссальная работа, и ее нужно провести уже сейчас.

Речь идет прежде всего о льготах? О том, какой уровень власти за них отвечает и в каком виде - в денежном или в качестве услуг - они предоставляются?

Льготы - самый трудный пакет. Сейчас идут ожесточенные споры о замене бесплатных услуг денежными выплатами, но как-то забывается, что на самом деле услуги эти отнюдь не бесплатны - для государства - и имеют смысл на федеральном уровне только тогда, когда у казны есть возможность финансировать их для всех граждан, которым они положены по закону.

Знаете, наша финансовая система эволюционировала от полной неразберихи к пунктуальнейшему исполнению обязательств. В 1994-1995 годах федеральная власть совершала массу популистских действий. Помню, было объявлено, что, если гражданин не хочет ждать своей очереди на квартиру, он может получить в муниципалитете деньги. У сочинской мэрии собралась огромная толпа, и мне пришлось успокаивать людей, объяснять, что средств на выполнение этого заявления никто не выделил, да и не собирался выделять.

Затем наступил период планового недофинансирования льгот, когда к каждому ежегодному федеральному закону о бюджете делалось приложение со списком статей законов, предоставляющих льготы, действие которых на соответствующий год приостанавливалось в связи с отсутствием средств. А субъекты Федерации и муниципалитеты решали, какие федеральные и местные льготы и в каком объеме им выплачивать - в зависимости от своего финансового состояния.

Ведь в Ханты-Мансийском автономном округе объем бюджетных средств на одного жителя составляет 53 тыс. руб., в Москве - 35 тыс. руб., в Сочи - примерно 9 тыс., а есть немало регионов и муниципалитетов, где едва-едва набирается 1,5 тыс. руб. В результате социальная поддержка, как и весь объем льгот, фактически предоставляются по усмотрению того или иного губернатора или мэра. Кто-то стремится остаться на второй срок и потому всячески старается увеличить социальные расходы. А перед кем-то задача сохранить пост уже не стоит, и он решает другие проблемы.

Сочи - курортный город, к нам летом приезжают люди со всей России. Общаясь друг с другом, они с удивлением узнают, что той или иной федеральной льготы в их субъекте Федерации нет и в помине. Только сейчас, говорят, нам стало известно, что в нашей области этого нет, а в области N есть.

Но если я гражданин Российской Федерации, я имею полное право получать одну и ту же услугу, одинаковую по качеству, вне зависимости от места проживания. Я не виноват, что живу не в ХМАО или Москве, а в Рязанской области или на Сахалине. Я гражданин Российской Федерации, и, если по федеральным законам мне что-то положено - не только в деньгах, но и в услугах, в их количестве, качестве, - я имею конституционное право это получить.

Теперь нефинансирование льгот будет просто исключено - запрещено новым законодательством. И льготы по оплате электроэнергии, коммунальных услуг, проезда в транспорте, разного рода пособия обязаны выплачиваться в полном объеме всем без исключения жителям страны, имеющим на них право.

Следовательно, нужно проанализировать весь массив законодательства, устанавливающего льготы, и выделить те из них, которые должны гарантироваться всем гражданам России определенной категории (пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные и т. д.), и те, которые должны предоставляться территориями. А также внести изменения в соответствующие законы. Это сложнейшая работа, и проводить ее надо немедленно, поскольку уже начинается активный этап рассмотрения законопроекта о бюджете на 2005 год.

Сейчас требуется четко выделить три зоны финансовой ответственности: федеральную, региональную и муниципальную. И не допустить при этом ни масштабного перекрестного финансирования, ни «белых пятен», то есть зон безответственности.

Вообще, сегодня происходит укрупнение прежде всего полномочий субъектов Федерации. Передача большей части расходных полномочий на региональный уровень абсолютно оправданна - при определении необходимых источников финансирования и при выравнивании региональных бюджетов. На федеральном уровне действительно должны быть только ключевые расходные полномочия.

Но для этого придется принять такие весьма непопулярные меры, как прекращение действия некоторых федеральных законов, замена целого ряда льгот, предоставляемых в виде услуг, денежными выплатами.

- Речь идет о замене всех видов услуг деньгами?

Это было бы глубоко ошибочное решение. К примеру, немыслимо заменять льготу по выдаче инсулина инсулинозависимым больным деньгами, так как и цена лекарства, и возможность его приобретения в разных регионах различна. А вот транспортные льготы, с моей точки зрения, надо предоставлять исключительно в денежном виде. Чтобы сам пенсионер решал, потратить ему деньги на поездки в транспорте или использовать на какие-то другие нужды.

Ведь сейчас транспортные льготы, да и льготы на ЖКХ, тоже являются источником финансирования соответствующих муниципальных предприятий, причем, как правило, по весьма высоким нормативам. Эти средства позволяют муниципальным предприятиям держать низкие цены на проезд и коммунальные услуги.

Сложность задачи состоит в том, что, если полностью убрать такой источник финансирования, муниципальный транспорт на многих маршрутах просто остановится, а малообеспеченные слои населения не смогут платить за услуги ЖКХ. Впрочем, это уже должно быть заботой муниципалитета, обеспеченного средствами для решения подобных задач.

Повышение цены данных услуг стоило кресла не одному мэру. Поэтому руководители муниципалитетов так и стремятся сохранить транспортные и коммунальные льготы в прежнем виде.

- То есть за счет этих средств содержались не люди, а транспорт и ЖКХ?

Нет, просто люди получали сами услуги, а не деньги для их покупки. Однако стоимость этих бесплатных услуг обходилась бюджету слишком дорого.

Подавляющее большинство льгот должно выплачиваться по факту, а не по расчетам, как сейчас. Уже многократно говорено было, что человек, живущий в сельской местности, не получает значительной части предназначенных для него льгот, потому что финансирование за них предоставляется районным и городским предприятиям. Они могут быть использованы только жителями райцентров и городов.

Льготы - острейшая тема, и на заседании Госсовета, о котором я упоминал, было бурное обсуждение. В официальном сообщении утверждалось, что пришли к единому мнению, но все же понимают, что не пришли.

- Да и премьер Фрадков говорил, что мнения министров его правительства разделились.

Вот именно. Причем аргументация за сохранение бесплатных для граждан льгот и за их перевод в денежный эквивалент одинаково весома, оба подхода имеют примерно равное число сторонников и противников. Нужно продолжать искать золотую середину.

И еще одна проблема. По ней губернаторы были уже едины - полномочия, которые планируют передать на региональный уровень, роскошные, но их будет очень трудно профинансировать. А проиграет от этого россиянин.

Причем нельзя выравнивать механически - все, что выше среднего уровня бюджетной обеспеченности, забрать. Потому что тогда исчезнет стимул для развития. Методики эффективного выравнивания уже разработаны, они вполне реалистичны и удобны для всех сторон, поскольку сохраняют стимулирование наращивания бюджета, предусматривают условие двукратного превышения необходимого уровня финансирования для начала выравнивающих отчислений и т. д.

При новой системе межбюджетных отношений все окажутся застрахованы от пересмотра доли налогов, которая остается в бюджетах разных уровней. Раньше она каждый раз заново определялась законом о федеральном бюджете на соответствующий год, теперь же будет устанавливаться не менее чем на три года. Благодаря этому и муниципалитеты, и губернии смогут гарантированно получить доходы по тому или иному виду налогов, осуществлять программы стимулирования налогооблагаемой базы. Три года вполне достаточно, чтобы разработать комплекс мероприятий, получить средства и использовать их.

Однако ежегодно нужно будет защищать свой бюджет на вышестоящем уровне. Это очень важная процедура, которая даст мощный стимул для экономического анализа.

Сейчас соответствующие рычаги вырабатываются, они вступают в действие с 1 января 2005 года и с 1 января 2006 года.

- То есть в 2005 году бюджетную реформу в полном объеме провести не удастся?

Удастся. Это необходимо сделать, поскольку предусмотрено федеральными законами. С 1 января 2005 года мы начинаем жить по-новому в части взаимоотношений федерального и региональных бюджетов. Но вместе с тем продолжится колоссальнейшая работа по приведению муниципальных бюджетов к планируемым условиям.

Сегодня любому руководителю муниципального образования нужно просчитать, как он будет выглядеть в новых условиях. Очень многие, увы, не начали эту работу: мол, придет время, нам все скажут. Когда придет время, будет уже поздно - все решения окажутся приняты. В процессе надо участвовать сегодня, когда происходит создание концепций, механизмов, проработка деталей. В данном случае справедлива известная пословица «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

С 1 января 2006 года все расходные полномочия, властные функции будут исполняться в новом режиме. И люди станут обращаться именно к главе муниципалитета: почему вчера у меня такая-то льгота была, а сегодня ее нет?

Необходимо заранее спрогнозировать последствия, проанализировать варианты решения. Тем более что успех такого большого дела зависит от того, насколько его исполнители и все население сопричастны ему. От того, понимают ли они, что государство выходит на прозрачный бюджет, что мы уходим от того беспредела, который был в середине 90-х годов, когда дотации, субвенции, федеральные целевые программы просто не финансировались. Они обеспечивались на 3-5% от положенного годового финансирования по соответствующим программам! Законы принимались, подписывались президентом Ельциным - и не исполнялись: денег, мол, нет.

Сейчас мы уже забыли об этом. Сегодня, если в бюджете записана строка с определенной суммой, никто не звонит в Минфин, не выстаивает в очереди бюджетополучателей. Положенная сумма точно в срок поступает на счет.

Если будут также понятны, прозрачны и состоятельны бюджеты субъектов Федерации, то тогда и напряжение в обществе уменьшится, и доверие к власти возрастет. То есть все будет происходить как бы само собой. Власть вообще должна быть незаметной. Но для этого она должна быть понятной, прозрачной и отвечать за свои слова, причем иметь возможность отвечать за них.

- Улучшение состояния федерального бюджета связано с увеличением финансовых ресурсов?

Мы очень болезненно шли через дефицитные бюджеты, и совершенно правильной оказалась позиция правительства, что нужны бездефицитные бюджеты. Первое время это было даже непривычно слышать, слово «профицит» мы выучили значительно позднее.

Причем профицитность бюджета не означает, что все функции государства выполнены и все потребности удовлетворены. Просто на каком-то этапе стало понятно, что лучше затянуть ремешок потуже, но приучить себя к безусловному исполнению обязательств.

Сегодня необходимо отказаться от неэффективных расходных полномочий. Задача ведь не в том, чтобы запланировать в бюджете больше средств на социальные выплаты, а в том, чтобы каждый получатель льгот почувствовал, что он имеет от государства реальную помощь. Мое глубокое убеждение - переход на адресную систему доплат позволит человеку получать больше.

Сейчас выстраивается гораздо более реальная экономика. В виртуальной мы уже пожили, это в прошлом. Но от виртуальной экономики нам осталась одна крупная проблема - виртуальные льготы. Если судить по нашим законам, Россия - суперсоциальное государство, шведам впору завидовать…

Сейчас много говорят о том, что нужно более рационально использовать бюджетные «заначки» - профицит, стабилизационный фонд. В бюджете 2005 года произойдут какие-то изменения в этом отношении?

До тех пор пока мы столь сильно зависим от внешней конъюнктуры цен на сырье, размораживать стабилизационный фонд было бы большой ошибкой. Динамика цен на нефть и нефтепродукты представляет собой синусоиду, поднимающуюся вверх с небольшим уклоном. Период от подъема до спада - около шести лет. Спад совершенно неизбежен.

Сейчас мы находимся в периоде затянувшегося подъема, который в значительной степени связан с политическими причинами - событиями в Ираке и др. Но не надо строить иллюзий, что цена на нефть не упадет с нынешних $40 за баррель до $12-15.

Так вот, правительство, когда планирует бюджет, учитывает возможность падения цен. И сейчас, например, проект бюджета будет рассчитан, скорее всего, исходя из стоимости нефти $22-23 за баррель. Все, что получим сверх того, уйдет в стабилизационный фонд.

Если прогноз окажется слишком оптимистичным и цена барреля опустится до $19, то бюджет сможет выполнить все свои расходные обязательства с помощью стабилизационного фонда. Альтернативой этому является секвестирование, которое мы уже проходили, недофинансирование многих статей и т. д.

А профицит нам сейчас нужен? Президент в своем послании говорил, что бюджет не самоценен - он важен как инструмент для реализации тех или иных задач экономической политики…

Для меня как экономиста идеальный бюджет - сбалансированный, в котором доходы соответствуют расходам, без дефицита и профицита.

Знаете, при бюджетном планировании одинаково плохо получить как неожиданно негативный, так и неожиданно позитивный результат, поскольку это говорит о том, что ты неверно оценил возможности либо просто не умеешь планировать. Если бы ты спланировал более жесткий бюджет, ты бы планово эти деньги запустил в экономику, профинансировал социальные программы.

Как бывший руководитель муниципалитета могу сказать, что интереснее принимать немножко дефицитный бюджет, потому что он позволяет привлекать кредиты под развивающуюся экономику, что абсолютно правильно и нормально. Да и расслабляться фискальным службам такой бюджет не позволяет.

Кстати, я считаю, что в бюджетном законодательстве нужно определить больше степеней свободы распорядителям бюджетных средств, потому что в течение года ситуация может меняться, а механизмы корректировки структуры бюджета слишком сложны. Но при этом, безусловно, защитить главные статьи, касающиеся систем жизнеобеспечения и исполнения собственных расходных обязательств.

- В какой мере бюджет-2005 будет инструментом ускорения экономического роста?

Надеюсь, что этот бюджет окажется более стимулирующим, чем предыдущий. Хотя бы потому, что экономика у нас растет, доходов планируется получить больше, чем в 2004 году, и совершенно логично направить больше средств на ее структурную перестройку.

- Какую роль в бюджетном процессе играет Комитет Совета Федерации по бюджету?

В бюджетном процессе участвуют две стороны: правительство, которое представляют Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли, и парламент, представленный бюджетными комитетами Думы и Совета Федерации.

Состав нашего комитета достаточно интересен: в нем, в частности, работают два бывших заместителя министра финансов. И в бюджетном комитете Госдумы тоже работает экс-замминистра финансов. Так что мы хорошо понимаем правительство.

Но при этом у нас как представителей регионов позиции с Минфином периодически расходятся, о чем мы с вами только что говорили. Мы будем сближать позиции насколько это возможно, но к полному согласию вряд ли придем.

- И что тогда?

На этот случай существует трехсторонняя комиссия, в которую входят представители обеих палат российского парламента и правительства, будем обсуждать проблему на ней.

- Почему вы выбрали для работы в верхней палате парламента именно Комитет по бюджету?

Моя специализация в комитете связана с тем, что я знаю бюджет, начиная с муниципального уровня. Причем я руководил муниципалитетом, у которого была строка в федеральном бюджете, то есть также знаю отношения с Минфином РФ и как притираются взаимные интересы. И поскольку работал на самом нижнем уровне бюджетной иерархии, убеждать приходилось исключительно на языке доказательств.

Муниципальный уровень - это уровень, на котором все проблемы обнажаются. Чиновников федерального правительства могут покритиковать газеты или телеканалы, муниципальным же руководителям приходится непосредственно общаться с людьми, сталкиваться с их недовольством, посещать сходы и митинги.

Позиция Совета Федерации по бюджетной проблематике мне достаточно симпатична - не потому, что я здесь работаю, а по объективным причинам. Она взвешенна, направлена на учет интересов регионов, реальные, компромиссные решения проблем. В верхней палате работают весьма подготовленные люди, хорошо знающие Россию. Их опыт и квалификация должны быть использованы в максимальной степени.

Г-н Мостовой, которому перекрыли доступ к местным СМИ, прорвал информационную блокаду через «Российскую газету». Позавчера на ее страницах опальный глава высказал все, что он думает о действиях команды губернатора Краснодарского края.

Ответ оппонентов не заставил себя ждать. Общенациональные каналы телевидения показали сюжеты о «кризисе власти» во всероссийской здравнице. Журналисты Первого канала поведали россиянам об уже общеизвестных фактах: неосвоенные сочинской администрацией 359 миллионов рублей, грязный город, разбазаривание земельных участков...

А НТВ наконец-то использовало «секретное оружие». В передаче, которую крутили на телеэкране два дня подряд, депутат горсобрания Сочи Евгений Ковалев вменил в вину г-ну Мостовому особняк в центре курорта.

Правда, у меня нет официальных документов, которые подтв ерждают этот факт, - корреспонденту «КП » - Кубань » Евгений Алексеевич пояснил свое высказывание по ТВ уже более уклончиво. - Я основываюсь на мнении моих знакомых и вообще сочинцев. Да и сам Мостовой никогда не скрывал того, что этот особняк принадлежит ему...

Нет никакого особняка, - сказал нам по телефону Леонид Мостовой. - Это ложь. Интересно, какую еще грязь на меня выльют?

По мнению журналистов НТВ, этот мэрский коттедж дополняет картину курорта как города контрастов, где роскошные буржуазные гостиницы соседствуют с сочинским «гетто» - люди живут там в общежитиях без канализации, воды, света и газа .

Общежития показали, а вот особняк мэра в кадр не попал. На самом же деле дом существует, и об этом в Сочи знают все. Он находится в бывшей парковой зоне санатория «Красмашевский».

В начале 90-х эту парковую зону отделили от территории лечебницы по просьбе местных депутатов «для решения городских проблем». Как утверждают злые языки, рядом с особняком мэра построено с десяток коттеджей «лучших людей города и края».

А в городе, как рассказывают позвонившие нам сочинцы, неизвестные активисты по ночам забивают почтовые ящики листовками в пользу мэра. Так называемая группа СС - группа Сочинского Сопротивления - призывает горожан поддержать г-на Мостового в нелегкое для него время.

Сам Леонид Аркадьевич о своем сегодняшнем положении высказался уклончиво:

Мне кажется, что до Нового года ситуация должна как-то разрешиться. Мне трудно что-либо сейчас говорить. Одно знаю точно: в отставку по результатам проверяющих комиссий не пойду!

Интересно, какое еще «оружие массового поражения» готовит на этот раз вице-губернатор по идеологии Мурат Ахеджак, ответственный за снятие мэра Мостового?

Елена ИВАНЕНКО .

Предположительно, Мостовой Леонид Аркадьевич является руководителем компаний, список которых вы видите ниже. Возможно и то, что данные компании управляются разными людьми со схожими именами и фамилиями. Данная информация получена на основе анализа ЕГРЮЛ, может являться устаревшей и не нарушает 152-ФЗ "О персональных данных" согласно ст. 6 129-ФЗ "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

ООО «САКУРА АЙЛЕНД»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "САКУРА АЙЛЕНД"

Регион: Краснодарский край

Адрес: 354002, КРАСНОДАРСКИЙ край, г. СОЧИ, шоссе НОВОРОССИЙСКОЕ, д. 7А

Виды деятельности:

МРИ ФНС России №8 по КРАСНОДАРСКОМУ краю

ООО «ВАРИАНТ»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВАРИАНТ"

Регион: Москва

Адрес: 129323, г. МОСКВА, пр. 2-й БОТАНИЧЕСКИЙ, д. 6

ООО «ФИОРИНО ЛЮКС»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФИОРИНО ЛЮКС"

Регион: Москва

Адрес: 105005, г. МОСКВА, ул. ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА, д. 6, стр. 2

НП МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО СОДЕЙСТВИЮ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ "МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ"

Регион: Москва

Адрес: 109012, г. МОСКВА, пер. ХРУСТАЛЬНЫЙ, д. 1