1. Общая характеристика научного стиля.
2. Основные языковые особенности научного стиля речи.
3. Термин и его специфические свойства.
4. Краткая характеристика подстилей.
1. Общая характеристика научного стиля.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с ростом значимости науки в современном обществе допустим научный стиль речи и в устной форме: конференции, симпозиумы, семинары, научные дискуссии, и т.д.
1. Сфера использования |
||
Образование |
Просвещение |
|
2. Тематика |
||
Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения, а также для популяризации знания в целях просвещения людей разного возраста и различного рода деятельности |
||
3. Цели |
||
Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований |
Доступно изложить, объяснить научные факты в целях научения конкретной аудитории (школьной, вузовской и т.д.) |
Доступно изложить, объяснить научные факты в целях популяризации достижений научной области. |
4. Подстили |
||
Собственно научный |
Учебно – научный |
Научно - популярный |
5. Основные жанры |
||
Учебник, учебное пособие, реферат, семинар, словари и др. |
Научно – популярные издания (пособия статья, программы ТВ, радио) |
|
6. Основные языковые черты |
||
Использование терминов, общенаучных понятий; дедуктивный способ изложения |
Ограниченное использование терминов и понятий, поясняемых в тексте; индуктивный способ изложения |
Ограниченное использование терминов и понятий с привлечением средств разговорной речи и публицистического стиля; индуктивный способ изложения |
7. Ведущие стилевые черты |
||
Логичность, конкретность, точность, сжатость, обобщённо – отвлечённый характер информации, объективность |
Логичность, конкретность, точность, образность, эмоциональность |
2. Основные языковые особенности научного стиля речи.
Основные черты научного стиля являются: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения, эти черты реализуются использованием следующих языковых элементов.
Лексика:
Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность : активно используется: специальная лексика, терминологическая лексика, международная терминология (менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер ), общенаучная терминология (функция, процесс, условие, универсальный, причина, констатировать ); научный стиль не обладает свойством общедоступности;
Использование общелитературных фразеологизмов, межстилевых оборотов, выступающие в номинативной функции (магнитная буря, рациональное зерно, глухой согласный );
Специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически, регулярно и т.д.
Речевые клише: представляет собой…, заключается в…, состоит из…
Многозначные стилистически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, видеть в значении «сознавать, понимать»; «Мы видим, что в трактовке этого явления ученые расходятся »;
Стремление к обобщению проявляется в преобладании абстрактной лексики над конкретной : частотными являются существительные с абстрактными значениями типа мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленность и под.;
Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в частности, в меньшем использовании синонимов. В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов;
Отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю меньшей степени свойственна оценочность. Научному стилю речи чужда эмоциональная экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Недопустимы следующее высказывания: «Бесподобный метод интегрирования…»; «Интеграл ведет себя вполне прилично…»; «Решение задачи дрожало на кончике пера…». В некоторых жанрах научного стиля может использоваться экспрессивная лексика, но исключительно для усиления логической аргументации.
Морфология:
Существительные на – НИЕ, - ИЕ, -ОСТЬ, - КА, - ЦИЯ со значением признака действия, состояния, изменения: мышление, газификация, функция ;
Ед. ч. в значении мн.ч.: соли, грязи, масла ;
Формы род. падежа: нормы литературного языка, язык межнационального общения;
Сложных форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных: более сложный, наиболее важный ;
Краткие формы прилагательных, выражающих не временный, а постоянный признак предметов и явлений: язык произведения богат и эмоционален ;
Глаголы в форме настоящего времени: атомы движутся, слова соединяются в словосочетания;
Формы будущего и прошедшего времени для обозначения вневременности: составим уравнение, применим метод статистического анализа, эксперимент проходил;
Местоимение МЫ вместо Я;
Предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…;
Краткие формы причастий, выступающих в роли сказуемых;
Редко употребляются: простая форма превосходной степени прилагательных с суф. – ЕЙШ -, - АЙШ – в силу её эмоционально – экспрессивного оттенка; слова типа сейчас, в настоящее время, в этот момент ; формы 1-го лица ед. числа глаголов и местоимение Я, формы 2-го лица ед. и мн. числа.
Синтаксис:
Максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации, что выражается в использовании обобщенно-личных и безличных конструкций : считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть и т.п.;
Стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливается активное использование сложных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: «Иногда достаточно провести 2 – 3 занятия, чтобы восстановить плавную речь» . Наиболее типичными являются сложноподчиненные предложения с придаточным причины и условия : «Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом ».
Цели подчеркнуто логического изложения мысли служит также употребление вводных слов, с помощью них достигается: последовательность сообщений, степень достоверности информации, источники информации: во-первых, во-вторых, наконец; по-видимому, как утверждают …, согласно теории и т.п.
Характерно использование пассивных конструкций: в «Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи;
Использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых явлений;
Использование связки ЕСТЬ: язык есть важнейшее средство человеческого общения ;
Использование причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций.
Характерны предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именем существительным, может использоваться указательное местоимение ЭТО: язык – это система знаков;
Ограничено употребление номинативных предложений (только в заголовках и в качестве пунктов плана), бессоюзных предложеий.
Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, график и т.п.
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль - это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот стиль обладает большим разнообразием речевых жанров, среди них основными являются научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно - учебная проза (учебники, учебные и методические пособия), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии.
А также жанры научно - популярной литературы.
Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации: именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией различных областей научных знаний, многообразных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Так, научные труды Пифагора, Платона и Лукреция отличались особым эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология. Впоследствии она пополнилась за счет латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья.
В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало строго логичное наложение Ньютона.
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века, благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников, формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно язык науки сложился во второй половине XIX в.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике по характеру изложения заметно отличаются от текстов по филологии, философии или истории. Научный стиль имеет свои разновидности (подстили): научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический, учебно-научный.
Стиль научных работ определяется, в конечном счете, их содержанием и целями научного сообщения - по возможности точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т. д. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.
О языке ученых нередко говорят, что он отличается «сухостью», лишен элементов эмоциональности и образности.
Такое мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность. Приведем два примера.
Знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов в одной из научных работ писал:
Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изменяется, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства.
Он, как чужеядное растение, начинает жить за счёт другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили и тщательно оберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание.
В современной работе по радиофизике приводится такое образное сравнение: Мощность отражённого сигнала при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отражённого от Венеры.
Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в частности интернациональными: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе. Приведем два примера грамматических определений из школьных учебников:
- - Именами существительными называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто это? или что это? - в этом определении термином является только словосочетание имена существительные, но его наличие и все построение предложения придают тексту окраску научного стиля;
- - Глагол - это часть речи, которая включает слова, обозначающие действие или состояние предмета - в этом предложении имеется тоже только один термин (глагол), но и это предложение - образец научного стиля.
Своеобразие стиля научных работ состоит в использовании в них абстрактной лексики. Вот пример из статьи академика С.П. Обнорского «Культура русского языка»…
Русский язык - великий язык великого русского народа. Язык входит существенным слагаемым в понятие нации. Он служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, ее творчества, национального самосознания. Именно в языке полнейшим образом - и притом в осмыслении самого народа - отпечатлеваются все этапы истории этого народа от отдалённейших времён, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое народа, интенсивное развитие его культуры - залог богатого и мощного развития самого языка данного народа. Таков именно русский язык. В его силе и богатстве нашли своё выражение длительность пройденного народом исторического процесса и интенсивность культурного развития русской нации во всём течении её истории.
В этом тексте содержится много абстрактных существительных: фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и др. Слова употреблены в прямом (номинативном) значении.
Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины (грудная жаба, солнечное сплетение, щитовидная железа, прямой угол, точка пересечения, наклонная плоскость, точка замерзания, точка кипения, звонкие согласные, причастный оборот, сложноподчинённое предложение и др.), различного рода клише (состоит из …, заключается в …, представляет собой..., применяется для… и т. п.).
Языку науки и техники свойствен и ряд грамматических особенностей. В области морфологии это использование более кратких вариантных форм, что соответствует принципу «экономии» языковых средств. Так, из вариантов клавиша - клавиш («наконечник рычажка в разного рода механизмах»), манжета - манжет («кольцо для скрепления концов труб») в технической литературе предпочитаются вторые, т. е., более краткие, формы мужского рода.
В научных работах часто употребляется форма единственного числа существительных в значении множественного числа:
Волк - хищное животное из рода собак (называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков);
Липа начинает цвести в конце июня (конкретное существительное употреблено в собирательном, обобщающем значении);
Изучается форма уха, носа, глаз (слово форма употреблено вместо формы, так как оно находится в одинаковом отношении к последующим существительным).
Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа:
- - смазочные масла;
- - высококачественные стали;
- - красные и белые глины;
- - большие глубины;
- - низкие температуры;
- - шумы в радиоприёмнике, годовой и квартальный ремонты.
При построении предложений заметно стремление авторов употреблять меньше глаголов и больше существительных: в научной литературе чаще встречаются определения понятий, реже - названия действий. В частности, это сказывается при выборе формы сказуемого: вместо глагола используется глагольно-именная конструкция, состоящая из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное лексическое значение:
- - проводятся испытания нового станка (ср.: испытывается новый станок);
- - находят применение счётно-решающие устройства (ср.: применяются счётно-решающие устройства);
- - дальше следует перечисление признаков (ср.: дальше перечисляются признаки);
- - имеет место повышение температуры (ср.: повышается температура);
- - происходит рост (ср. растёт);
- - происходит увеличение (ср. увеличивается);
- - произвести вычисления (ср. вычислить).
Широко используются в научных работах прилагательные, уточняющие понятия указанием на различные его признаки и тем самым выполняющие терминологическую функцию. Например, А.Е. Ферсман в книге «Занимательная минералогия» указывает на множество оттенков зеленого цвета, в которые окрашены камни: бирюзово-зелёный, бутылочно-зелёный, голубовато-зелёный, золотисто-зелёный, изумрудно-зелёный, оливково-зелёный, травяно-зелёный, яблочно-зелёный, также: бледно-зелёный, грязно-зелёный, густо-зелёный, серовато-зеленый, синевато-зелёный, ярко-зелёный и др.
Из синтаксических особенностей научного стиля следует отметить тенденцию к сложным построениям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними, таких, как родовые понятия и видовые, причина и следствие, доказательства и выводы и т. д.
Для этой цели часто используются предложения с однородными членами и обобщающим словом: более широкое, родовое понятие раскрывается с помощью более узких, видовых понятий. Например, A.M. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении», строя свою классификацию словосочетаний на основе понятия сказуемости, писал:
По признаку обладания или не обладания этим значением мы разделим все словосочетания на:
- 1) словосочетания, имеющие в своём составе сказуемое, или указывающие своим формальным составом на опущенное сказуемое, или, наконец, состоящие из одного сказуемого, все такие словосочетания мы будем называть предложениями;
- 2) словосочетания, имеющие в своём составе два или несколько сказуемых или два или несколько словосочетаний, указывающих своим формальным составом на опущенные сказуемые или состоящие из одних сказуемых, все такие словосочетания мы будем называть сложными целыми...;
- 3) словосочетания, не имеющие в своём составе сказуемого и не являющиеся сами сказуемыми.
Вполне естественно, что в научной литературе распространены разные типы сложных предложений. Например, в исследовании по вопросам эстетики читаем:
Особое и неповторимое своеобразие музыки среди других видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и всестороннему охвату действительности и её эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обращаясь к духовной содержательности мира человеческих переживаний, которые она с необычайной силой активизирует в своём слушателе.
В сложных предложениях, используемых в научных текстах, часто встречаются составные подчинительные союзы, характерные для книжной речи вообще: благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что, в то время как, между тем как, тогда как и др. Они позволяют более точно, чем простые причинные, уступительные, временные союзы, выявить отношения между частями сложного предложения.
Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и их сочетания, указывающие на эту связь: поэтому, при этом, сначала, затем, в заключение, таким образом, итак, следовательно и др.
Средствами связи частей текста служат также вводные слова и сочетания во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны, с другой стороны и т. п., указывающие на последовательность изложения.
В целом синтаксические структуры в научной прозе сложнее и насыщеннее лексическим материалом, чем в художественной прозе. Например, в произведениях художественной литературы 60-х годов XIX в. (в авторском повествовании в романах И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и Л.Н. Толстого) сложные предложения составляют 50,7 процента всего числа предложений, т. е., половину, а в научных работах того же периода (труды химика A.M. Бутлерова, физиолога И.М. Сеченова, языковеда А.А. Потебни, литературоведа АН. Веселовского, также «Эстетические отношения искусства к действительности».
Н.Г. Чернышевского и историко-философский «Эпилог» «Войны и мира» Л.Н. Толстого) - 73,8 процента, т. е., почти три четверти.
При этом средний размер сложного предложения в художественной прозе - 23,9 слова, а в научной прозе - 33,5 слова (в простых предложениях соответственно - 10,2 и 15,9 слова). Средний размер предложения (независимо от структуры) в авторском повествовании в тех же романах - 17,2 слова, в научных исследованиях - 28,5 слова. В целом предложение научного текста содержит примерно в полтора раза больше слов, чем предложение художественного текста.
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля.
Для этого стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (менеджер, квотирование, риэлтер и т. д.).
Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только в одном. Например, глагол считать, имеющий четыре значения, здесь реализует преимущественно значение: делать какое-нибудь заключение, признавать, полагать.
Употребление в одном, становящемся терминологическим значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например: тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.
Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет повторения одних и тех же. Примером может служить отрывок: «Транспортные межцеховые связи по основным видам сырья и готовой продукции, а также передачи грузов между производственными цехами и объектами складского и транспортного назначения в большинстве своем обеспечиваются непрерывным транспортом (…) Автотранспортом готовая продукция поставляется потребителям, близко расположенным, им же выполняются подсобные погрузочно-разгрузочные работы».
В научном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской. Этому стилю в меньшей мере, чем публицистическому или художественному, свойственна оценочность. Оценки используются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной, доступной, пояснить мысль. Научная речь отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательном представлении и объективностью изложения. В синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора.
Это выражается в использовании вместо 1-ого лица, обобщенно-личных и безличных конструкций: есть основания полагать, считается, известно, предположительно, можно сказать и т. п.
Стремление к логичности изложения материала приводит к активному использованию сложных союзных предложений, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов и проч. Наиболее типичный пример - предложения с придаточными причины и условия, например: «Если плохо работает предприятие или какое-то его подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом».
Практически любой научный текст может содержать графическую информацию, это одна из черт научного стиля речи.
В русском языке используется несколько стилей: официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный, а также научный. Сегодня поговорим о научном стиле. Что такое научный стиль, как его правильно применять в жизни?
Научный стиль - это действующий стиль в речи литературного языка, он имеет несколько особенностей: точность и однозначность высказываний, прямой порядок слов в предложении, использование научной терминологии, характер речи - монологический, нормированность, логичность, ясность.
В научном стиле пишутся учебники, справочники, словари, рефераты, доклады, курсовые, дипломные, контрольные. Научный стиль речи подразделяется на несколько подстилей, таких как научный (научная статья, диплом), учебный (рекомендации, всевозможные справочники), популярный подстиль (статья в научном издании, научный очерк).
Особенности научного стиля в русском языке
Научный стиль речи используется в ряде различных дисциплин и наук. Также ему присущи различные жанры (монография, доклад, статья, научная книга, учебник, дипломная работа).
В научном стиле приветствуется логика и последовательное изложение мыслей автора, четкая и упорядоченная связь между предложениями. Этот стиль не приемлет недоговорок, излишней «воды» в тексте, выражения эмоций. Все должно быть описано точно, лаконично, сжато, при этом содержание должно быть насыщенным. Что такое логичность в научном стиле? Это присутствие смысловых связей между предложениями, абзацами и параграфами в тексте.
Текст, который обладает последовательностью изложения мыслей, предполагает выводы, вытекающие из его содержания. Часто научный текст разбит на отдельные блоки для лучшего понимания. Мысль в каждом из них должна четко просматриваться или дедуктивно, или индуктивно. Этот стиль должен быть ясным, понятным и доступным.
Лексика научного стиля речи
Также в научном стиле присутствуют и такие лексические единицы, как термины. Обычно они составляют пятнадцать-двадцать процентов от общего содержания в тексте, написанном в научном стиле. Пример текста в научном стиле с содержанием термина: "Булимия – эти психическое заболевание, вызванное извращенным восприятием своего внешнего вида, присуще большому количеству людей, проживающих в развитых странах". Часто термины – это слова, понятные и на других языках, так как они интернациональные.
Морфология научного стиля
Научный стиль предполагает экономию слов в пользу краткости и точности, поэтому в нем используются определенные грамматические формы. Например, это употребление слов в мужском роде вместо женского: "манжет" (м. р.) вместо "манжета" (ж. р.).
В научном стиле названия понятий преобладают над названиями действий, таким образом используется меньшее количество глаголов.
Каждый школьник мог заметить, что в научном стиле в форме единственного числа подразумевается множественное. Например, это происходит, когда в учебнике пишут определение того или иного понятия: "слово - это...", "лягушка - это...", "атом - это...". Используется понятие в единственном числе, хотя само определение относится не только к одному этому понятию, а ко всем таким же. "Атом - это..." - определение относится не к одному атому, а ко всем атомам в мире. Выходит, что термины в определениях используются в обобщенном виде.
Что касается глаголов в научном стиле, то они используются со слабыми значениями лица, числа и времени: вместо "вычисление производит" - "вычисление производится путем..."; вместо "ответ находят" - "ответ находится с помощью..." и т. д.
Чаще всего для научного стиля берутся глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: "процент составляет", "популяция обитает", "молекула делится" и т. д.
Для научного стиля практически не характерны местоимения вы, ты, формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения "мы" и формы 3-го лица.
Синтаксис и научный стиль
Все мы знаем, что текст, написанный научным стилем, очень сложен для восприятия, перегружен терминами и определениями. Предложения построены сложно и иногда занимают по целому абзацу. Обычно для научного стиля используют предложения с однородными членами предложения и словами-обобщениями для них. Также используются подчинительные союзы, вводные слова и сочетания, слова-клише. Примеры присущих научному стилю единиц в тексте: "Рассмотрим приведенный вариант"; "Стоит сравнить текущее предложение"; "Текст представлен следующим образом"…
Подстили научного стиля
- Научный выявляет и описывает современные факты, новые открытия и закономерности. Им пользуются для написания научных докладов, статей, рецензий.
- Научно-учебный. Обычно в этом стиле пишут учебники и справочники для учащихся в различных учебных заведениях.
- Научно-технический. Этим стилем пользуются для написания различных материалов для специалистов технического направления.
Жанры научного стиля
В этом стиле можно отметить такие жанры, как статья журнальная, монография, учебник, рецензия, учебное пособие, лекция, выступление в устной форме, отчет научный. Все вышеперечисленное - это первичные жанры, так как излагаются автором в первый раз.
Есть и вторичные жанры, такие как реферат (уже переработанная информация), конспект, аннотация и т. п. Жанры стиля учебно-научного – это доклад, лекция, курсовая. Словом, все, что относится к учебному процессу.
В нашей стране впервые услышали об особенностях научного стиля в восемнадцатом веке, когда стала развиваться наука. Тогда стали необходимы и термины, и книги, их содержащие. Стали выходить статьи, написанные в научном стиле. Особую благодарность стоит выразить Ломоносову М. В. за огромный вклад в развитие науки нашей страны.
Сфера общения – научная деятельность.
Функция речи – информативная (сообщение объективных обобщенных знаний).
Специфические черты – логичность, доказательность, бесстрастность, смысловая точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость.
Типичные жанры:
монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы;
диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений;
трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема;
научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности;
словарные и энциклопедические статьи;
рецензия – отзыв на научную работу;
аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения;
тезисы – кратко выраженные положения научного произведения;
дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника;
курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы;
лекция (академическая, учебная, научно-популярная);
научный доклад.
Нормы научного стиля
Лексика
Использование лексики с четким значением (однозначные слова) в целях исключения двусмысленности толкования.
Употребление абстрактной и конкретной лексики для обозначения общих понятий.
Недопустимость использования нелитературной лексики.
Широкое употребление специальных терминов.
Ограниченность использования эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
Минимальное использование лексических синонимов.
Намеренный повтор слов в результате нежелательности использования синонимов и местоимений вместо существительных.
Допустимость повтора слов.
Преобладание именной лексики над глагольной.
Синтаксис
Предпочтительное использование сложных по структуре и семантике предложений.
Активность среди всех видов сложного предложения сложных синтаксических конструкций с причинно-следственными отношениями.
Ограниченное употребление неполных предложений.
Частотность односоставных обобщенно-личных и неопределенно-личных предложений, ограниченное употребление безличных предложений.
Широкое использование вводных слов, вводных предложений для большей логичности, точности, достоверности речи.
Распространенность причастных и деепричастных оборотов, страдательных конструкций.
Недопустимость избыточных языковых средств и разговорных конструкций.
Использование клишированных синтаксических конструкций.
Преобладание последовательной (цепной) связи частей текста за счет использования личных и указательных местоимений, наречий, вводных слов, повтора существительных.
Преобладание повествовательных по цели высказывания предложений.
Монологическая форма подачи научного текста.
Использование «интеллектуальной экспрессивности» (точного и логичного употребления языковых средств для придания тексту убедительности, эмоциональной оценочности) как специфического для научной речи средства образности.
Ограниченное употребление образных языковых средств.
Способ изложения
Объективность изложения, некоторая сухость и строгость, не исключающая, однако, своеобразной экспрессивности, которая достигается точностью и лаконичностью изложения, его аргументированностью.
Бесстрастность, убедительность изложения.
Обобщенно отвлеченный характер изложения за счет использования форм глаголов и личных местоимений с ослабленным грамматическим значением лица.
Пример текста научного стиля:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ – явление в мировой политике, связанное с распространением насилия в форме террористических актов, ставящих под угрозу нормальный ход международных отношений. Это понятие носит скорее публицистический, чем юридический характер с точки зрения возможности разработать универсальное определение международного терроризма, а следовательно, и определить политико-юридические рамки ответственности за совершение террористических актов.
Необходимость в международном сотрудничестве возникает тогда, когда: попытка, организация или участие в совершении террористического акта, а также форма и метод его осуществления запрещены по международному праву или преследуются в силу обычая, который приобрел значение "jus obtio" в международных отношениях, или должны быть запрещены вследствие их противоречия основным нормам и принципам международного права; объекту насильственных действий предоставляется защита по международному праву; акт применения силы или угрозы ее применения совершены субъектом международного права и, таким образом, подлежат рассмотрению в рамках этой системы, или же совершены физическим или юридическим лицом, но ситуация, в которой осуществлены эти действия, предопределяет международные последствия в силу опасности подобных действий для международного мира и безопасности или наличия международного элемента в составе этого деликта.
(Политология. Энциклопедический словарь)
Официально-деловой стиль
Сфера общения – официальная (законодательство, делопроизводство).
Функция речи – информативная.
Специфические черты – официальность, точность, однозначность, безличность изложения, стандартизованность.
Типичные жанры:
конституция;
законы (кодексы);
послание Президента;
устав;
приказ;
протокол;
повестка в суд;
кассационная жалоба;
различные виды делового письма (письмо-заказ, сопроводительное письмо и др.);
договор;
накладная;
устные деловые переговоры;
дипломатическое письмо;
декларация о намерениях;
соглашение.
Нормы официально-делового стиля речи
Лексика
Обусловленность выбора лексики необходимостью выражения императивности и регламентированности (использование инфинитивов, глаголов со значением долженствования, наречий, кратких прилагательных, усилительных частиц, специфических форм времени глагола и т. д.).
Использование нейтральной лексики с четким значением, лишенной эмоционально-экспрессивной окрашенности.
Употребление устойчивых оборотов деловой речи с невыраженной эмоциональностью и экспрессивностью.
Ограниченное использование лексических синонимов.
Намеренный повтор слов.
Наибольшая, по сравнению со всеми остальными функциональными стилями, частотность использования именной лексики (отглагольных существительных, отыменных предлогов и союзов, кратких прилагательных).
Синтаксис
Наибольшая активность сложных синтаксических конструкций и простых осложненных предложений.
Использование простых предложений увеличенных размеров за счет включения средств «детализации», уточнения информативного содержания предложения: однородных и обособленных членов, вводных слов, цепочек инфинитивов и существительных в род. п. и т.д.
Широкое использование односоставных (чаще инфинитивных и безличных) предложений.
Распространенность предложений с пассивными конструкциями.
Использование клишированных синтаксических построений.
Употребление сложноподчиненных предложений.
Среди придаточных предложений наибольшая активность условных, наименьшая – причины.
Преобладание союзной связи над бессоюзной.
Прямой порядок слов в предложении.
Использование образных средств
Отсутствие образных средств языка
Способ изложения
Особый предписующе-констатирующий характер речи.
Безличность изложения, исключающая использование форм 1-го и 2-го лица и соответствующих личных местоимений.
Официальность, сухость и строгость изложения.
Безэмоциональность.
Построение текста по определенному клише.
Пример текста официально-делового стиля:
РЕЗЮМЕ
Ф.И.О.: Орлов Игорь Иванович
АДРЕС: 127322, г. Москва, ул. Лескова, д. 7, кв.11
ТЕЛЕФОН: 2103318
ГРАЖДАНСТВО: Российская Федерация
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Женат
ОБРАЗОВАНИЕ: 1977 – 1982 – Московский институт стали и сплавов по специальности ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ с присвоением квалификации ИНЖЕНЕР-СИСТЕМОТЕХНИК. 1967 – 1977– средняя школа №27 (г. Москва). По окончании школы получил свидетельство о присвоении квалификации ПРОГРАММИСТ.
ОПЫТ РАБОТЫ : С 1992 г. по настоящее время – начальник отдела информатики в финансовой компании "ФИН-ТРАСТ" (обеспечивал программную поддержку деятельности компании и функционирование вычислительной техники).
С 1982 по 1992 г. – инженер НИИ приборостроения, с 1985 г. – начальник сектора (разрабатывал вычислительные комплексы).
С 1980 по 1982 г. – старший техник в Московском статистическом управлении (разрабатывал алгоритмы АРМ).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ: Имею опыт работы с электронными таблицами, текстовыми и графическими редакторами в средах DOS и WINDOWS, а также владею системами программирования на языках PASKAL, С и СУБД, таких как DBASE, FOX PRO и др.
Имею ряд публикаций в специальном журнале "Домашний компьютер". Владею английским языком (читаю и перевожу со словарем). По требованию могу представить необходимые рекомендации. Подпись И.И.Орлов
Публицистический стиль
Сфера общения: 1) в широком смысле – массовая коммуникация: газета, радио, телевидение, кино и т. д.;
2) в узком смысле – многообразные жанры газетной речи.
Функции речи – информативная, воздействующая, популяризаторская.
Специфические черты – информативность, доказательность, точность, открытая оценочность речи, стандартизованность, экспрессивность.
Типичные жанры:
очерк – жанр изложения и анализа различных фактов и явлений социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором;
статья – короткое повествование в газете или журнале, раскрывающее ту или иную тему;
заметка – краткое сообщение в газете на актуальную тему;
эссе – общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, показывая свою индивидуальную позицию;
памфлет – произведение со злободневным социально-политическим обличением с элементами сатиры;
прокламация – печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки;
манифест – воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности;
программа – изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, правительства;
фельетон – сатирическое или юмористическое изображение какого-либо явления или лица;
интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале;
репортаж – оперативное сообщение о каком-либо событии;
адрес (приветственный адрес) – письменное поздравление по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании;
резолюция митинга (собрания) – краткое изложение итогового решения митинга (собрания);
выступление по радио, телевидению политолога.
Нормы публицистического стиля речи
Лексика
Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной.
Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д.
Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением.
Широкое использование неологизмов, окказионализмов.
Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики.
Использование крылатых слов, пословиц и поговорок.
Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущественно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной).
Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии.
Широкое использование собственных наименований, аббревиатур. Общий именной характер газетной лексики.
Синтаксис
Допустимость простых и сложных предложений только с четкой структурой.
Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных предложений и простых, осложненных обособленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.).
Недопустимость использования однообразных синтаксических структур.
Широкое применение побудительных и вопросительных предложений.
Активность пассивных синтаксических конструкций.
Использование прямой речи, диалога.
Употребление простого глагольного сказуемого, выраженного устойчивыми глагольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия.
Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, градация.
Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков.
Распространенность номинативных предложений (использование цепочек номинативных предложений в начале и в середине текста).
Предпочтительное использование сложноподчиненного предложения среди других видов сложного предложения.
Малоупотребительность сложного предложения с разными видами связи.
Использование образных средств
Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональной оценочностью.
Использование средств словесной образности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифоры и т. д.).
Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности.
Способ изложения
Использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении;
Обобщенность и понятийность изложения;
Обобщенность и открытая оценочность изложения.
Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения.
Аргументированность изложения.
Фактологичность изложения.
Пример текста публицистического стиля:
Единята – дружные ребята
Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают,
кто такой Шойгу
В саратовском областном центре «Единство» – большой праздник. В Петровском районе ряды «медведей» пополнились сразу тремя тысячами школьников. Делу партии Шойгу присягнули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнадцати лет.
Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием большой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную организацию, самую крупную в районе. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколение почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первоначально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели.
– В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и решили все школьные организации объединить.
Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Единством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дальновидно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию.
В организацию вступили почти все подростки до 14 лет, а в целом половина школьников района. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что чада хоть как-то пристроены <…>
(Н.Андреева Единята – дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001 )
Художественный стиль
Сфера общения – эстетическая (художественная литература).
Функция речи – эстетическая (создание художественного образа).
Специфические черты – образность, эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность.
Типичные жанры – роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.
Нормы художественного стиля
Лексика
Неоднородность лексического состава (сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектизмами, жаргонизмами и т. д.).
Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.
Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.
Минимальное использование родовых понятий.
Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
Общий глагольный характер художественной речи и в связи с этим широкое использование личных глаголов и личных местоимений.
Синтаксис
Возможность использования всех типов простого и сложного предложения.
Уместность синтаксических конструкций с избыточными языковыми средствами, инверсией; разговорных конструкций.
Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной.
Активность парцеллированных структур.
Немотивированное использование клишированных синтаксических конструкций.
Недопустимость синтаксически монотонной речи.
Использование средств поэтического синтаксиса.
Использование образных средств
Самое широкое, по сравнению с другими функциональными стилями, употребление средств словесной образности: тропов и фигур.
Достижение образности за счет намеренного столкновения разностильных языковых средств.
Использование всех средств языка, в том числе и нейтральных, для создания системы образов.
Способ изложения
Полисубъектность художественной речи: сочетание речи автора (автора-повествователя, автора-создателя) с речью персонажей.
Пример текста художественного стиля:
Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам… Скрипя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, проходишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные сени...
(И. Бунин. Жизнь Арсеньева)
Разговорный стиль
Сфера общения – межличностные отношения (бытовая сфера).
Функция речи – установление межличностных отношений.
Специфические черты – непринужденность, неподготовленность, зависимость от ситуации.
Жанры – диалог при покупке, разговор по телефону и т.п.
Языковые черты разговорного стиля
Лексика
Использование бытовой, разговорной лексики (сынок, окошко, телек ).
Эмоциональная лексика (ручища, дощечка, крохотный и т.п.).
Использование эмоционально окрашенных фразеологизмов (ни кожи ни рожи, через пень колоду и т.п.).
Синтаксис
Неполные предложения (Ты домой? Вы на трамвае? Я скоро ).
Преобладание конструкций с бессоюзной связью.
Специфический порядок слов (В школу ее отдали английскую. Малину, я знаю, ты не любишь ).
Использование вопросительных и побудительных предложений.
Междометные сказуемые (Блузка не ах ).
Пример текста разговорного стиля:
Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны!
(Из разговорной речи)
Вопросы для самоконтроля
Что такое функциональный стиль речи?
Охарактеризуйте систему функциональных стилей современного русского языка.
Чем отличаются книжные стили речи от разговорного?
Русский язык и культура речи: курс лекций Трофимова Галина Константиновна
Лекция 1 Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности
Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности
1. Научный стиль речи и его под стили.
2. Термин.
3. Языковые особенности научного стиля.
4. Способы и методы создания научного текста.
Одной из сфер человеческой деятельности является научно-профессиональная сфера. Ее обслуживает научный стиль.
Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Его также называют научно-профессиональным стилем, подчеркивая тем самым сферу его распространения. Язык научного общения появился в России в XVIII в., когда научные знания стали оформляться в законченные системы, когда стали появляться учебные пособия и справочники.
Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.
Научный стиль речи подразделяется на подстили: собственно-научный (его жанры – монография, статья, доклад), научно-информативный (жанры – реферат, аннотация, патентное описание), научно-справочный (жанры – словарь, справочник, каталог), учебно-научный жанры – учебник, методическое пособие, лекция), научно-популярный (очерк и др.).
Отличительная черта собственно-научного стиля – академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.
Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.
Научно-информативный подстиль должен точно передать научную информацию с описанием научных фактов.
Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.
Научный стиль отличает ряд общих черт, обусловленных особенностями научного мышления. Главная особенность научного стиля – точное и однозначное выражение мыслей. Задача науки – показать закономерности. Поэтому его чертами являются: отвлеченная обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, ясность, аргументированность, однозначность выражения мыслей.
Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология.
Терминология воплощает точность научной речи. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.)
Термин входит в язык и действует в рамках конкретной терминологической системы (терминологии).
К специфическим особенностям термина относятся: системность, наличие дефиниции (определения), однозначность, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии, простота. Одно из требований к термину – его современность, т. е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.).
Терминология делится на 3 группы: общенаучную (анализ, тезис, проблема, процесс и др.), межнаучную (экономика, стоимость, рабочая сила и др.), узкоспециальную (только для определенной области знания). Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях, совместимость законодательных и нормативных документов.
В своей основе научная речь – это письменная речь, связанная нормами. Отвлеченно-обобщенный характер научной речи подчеркивается включением большого количества понятий, использованием специальных лексических единиц (обычно, всегда), пассивных конструкций (металлы легко режутся). Широкое применение находят глаголы, имеющие отвлеченно-обобщенные значения, существительные, обозначающие отвлеченные понятия (скорость, время). Используются конструкции, подчеркивающие соотношение межу частями высказывания: вводные слова (наконец, итак), такие конструкции, как далее отметим, перейдем к следующей части, большое количество предлогов, выражающих различные отношения и действия (благодаря, в связи, вследствие и др.).
Лексический состав научного стиля характеризуется однородностью, отсутствуют лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие. Много абстрактной лексики – система, период, случай. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не только языковую информацию, но и графическую, формулы, символы.
В синтаксисе используются сложные предложения с причастиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа что есть что (водород есть газ), безличные предложения. Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные – с целью привлечь внимание к проблеме.
Особенностью научной речи является активность родительного падежа. Это вызвано необходимостью последовательных действий при описании и характеристиках, пояснении. Однако излишнее употребление таких конструкций затрудняет восприятие смысла текста.
Следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).
Научный стиль создал строгую систему жанров и строгие правила текстовой композиции. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели и прежде всего – композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст. Его красота – это изящество аргументации, простота и логичность построения.
Композиционно научное произведение содержит 2 части – описательную (обзорную) и основную. В описательной части отражается ход научного исследования, формируется предмет и метод исследования, излагается история вопроса и ожидаемый результат. В основной части освещается методика и техника исследования, достигнутый результат.
Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.
Научный текст имеет:
– тему, т. е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается в определенном аспекте;
– кроме того, подтему, т. е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;
– также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста.
Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легко вычленить, определив суть абзаца.
Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод. Ключевые слова находятся в абзацной фразе.
Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова, определенные речевые клише (автор рассматривает, необходимо отметить, это доказывает и др.).
Основными способами построения научного текста являются описание, рассуждение, повествование. Научный текст представляет собой тип текста жесткого построения.
Описание – это словесное изображение явления действительности путем перечисления его признаков.
Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. При этом соблюдается определенный порядок слов в предложении: подлежащее – сказуемое.
Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.
Научное описание имеет цель – раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Всем известны, например, описания в химии свойств различных веществ (Титан – металл серого цвета. Он имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»)).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
Самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цель рассуждения – в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение – способ изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание как результат в форме логического вывода. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Так, в рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
Задача научного повествования – зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т. е. временные рамки. То есть научное повествование представляет краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса во временных рамках его протекания. Повествование – это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями. («Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.).
Доказательство близко рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Оно, как и рассуждение, содержит тезис + аргументы + демонстрации + выводы.
Тексты гибкого построения основываются на логико-смысловом сцеплении смысловых частей текста. Они, как правило, имеют определенные, часто употребляющиеся элементы языка, такие, как гипотеза, преимущества, условия, причины, цели и др.
Структура такого текста представляет собой следующую конструкцию:
Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.
Логическая схема текста с использованием дедукции: тезис, гипотеза? развитие тезиса, аргументация? выводы. Логическая схема текста с использованием индукции: цель исследования? накопление фактов, анализ, обобщение? выводы.
Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным. (При слове дедукция вспоминаются слова знаменитого Шерлока Холмса: «Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление».) Метод дедукции состоит из трех этапов.
1 этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение).
2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения.
3 этап – выводы и предложения. Этот метод часто применяется на семинарах в вузах.
Индуктивный метод (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Композиция следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе.
Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса.
Метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях.
Он используется при построении текстов учебников, в ходе научной исследовательской работы студентов.
Итак, к особенностям научного стиля относятся точность, логичность, использование терминов. Кроме того, необходимо помнить о способах построения научного текста и о методах логического изложения материала в нем.
1. Научный стиль и его особенности.
2. Приведите примеры использования в вашей практике описания, рассуждения и повествования.
3. Язык научного текста.
Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд АланЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ Многие ученые полагают, что язык был отправным моментом большого скачка человечества вперед, так как только речь дает нам возможность общаться между собой и передавать опыт от одного поколения другому. До последнего времени этот скачок вперед
Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен2.4. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры Структурный метод является общенаучным и может быть использован для исследований любой конкретной наукой, в том числе и культурологией. Но это не значит, что он может быть применен спонтанно,
Из книги Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского автора Фрейлих Семён ИзраилевичРаздел IV. СТИЛЬ Глава 1 СТИЛЬ КАК КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Эстетика выработала некие универсальные подходы к изучению стиля. Однако мы совершили бы ошибку, если бы, касаясь в данном случае кино, прямо перенесли сюда суждения, сложившиеся, например, в теории
Из книги Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки автора Арнонкур НиколаусСтиль итальянский и стиль французский В XVII и XVIII веках музыка еще не была тем международным, общепонятным искусством, каким - благодаря железным дорогам, самолетам, радио и телевидению - пожелала и смогла стать сегодня. В разных регионах формировались абсолютно
Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К ЕЛекция 15. Особенности древних культур 1. Первобытная культураПериод культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:1) древнекаменный век (палеолит): 40–12 тыс. лет до н. э.;2) среднекаменный
Из книги Украинка против Украины автора Бобров Глеб Леонидович Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич3. Понятия человеческой коммуникации, речи и их функций. Типы речи 3.1. Понятие человеческой коммуникации (речевого общения) и ее функций Человеческая коммуникация – это процесс взаимодействия и взаимосвязи людей, при котором они взаимно адаптируются друг к другу в своем
Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна6. Системно-структурные особенности языка Язык представляет собой сложное и целостное образование и, как любое сложное и целостное образование, объединенное общей функций, является системно-структурным. Под системно-структурным образованием понимается любое
Из книги Дагестанские святыни. Книга вторая автора Шихсаидов Амри РзаевичЛекция 3 Особенности устной и письменной речи. Речевой этикет План1. Особенности устной речи. Построение устной речи.2. Особенности письменной речи.3. Этикет и его функции. Этика устной и письменной речи. Особенности русского речевого этикета.4. Формулы речевого
Из книги автораЛекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные
Из книги автораЛекция 2 Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи План1. Понятие нормы языка.2. Варианты норм.3. Нормы орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Я вот на днях
Из книги автораЛекция 3 Особенности курсовой работы. Библиографическое описание План1. Особенности курсовой работы.2. Рубрикация текста, библиографическое описание.В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты,
Из книги автораЛекция 1 Особенности официально-делового стиля. Речь делового человека План1. Особенности официально-делового стиля.2. Культура делового общения.3. Условия успешной деловой коммуникации.4. Национальные особенности делового общения.Всем известна сказка о двух
Из книги автораЛекция 3 Особенности письменной речи в деловом общении. Виды документов, их оформление, язык и стиль План1. Нормы документа (текстовые и языковые).2. Речевой этикет документа.3. Язык и стиль частных документов.4. Язык и стиль служебной документации.В настоящее время
Из книги автораЛекция 2 Подготовка публичной речи. Оратор и аудитория План1. Подготовительный этап выступления.2. Создание речи.3. Композиция публичной речи.4. Оратор и аудитория.Классическая риторика состоит из следующих частей:– инвенция (лат. изобретение) – создание
Из книги автораНаучный раздел Этот раздел был наиболее интересным для читателей. Здесь печатались статьи научно-просветительского характера. Газета в этом плане являлась своеобразным учебным пособием и источником, откуда читатели могли черпать информацию научного характера по самым