Инновационные формы подготовки детей к школе. Методика работы по подготовке ребенка к обучению в школе. Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то

Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

1.2 Характер и особенности развития детей в дошкольный период

1.3 Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе

Глава 2. Практическое изучение подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

2.1 Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе

2.2 Особенности работы подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва

2.3 Особенности работы подготовительных групп детского сада Юго-западного административного округа г. Москва

2.4 Статистический анализ о количестве детских садов и групп на базе школ Юго-западного административного округа г. Москва, осуществляющих подготовку детей к школе

Вывод по главе II

Заключение

1.1 Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая

Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

Л.С. Выготский характеризует возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет. Этот возраст считается в психологии переходным, критическим. Центральным психологическим новообразованием этого возраста, по Л.С. Выготскому, является "обобщение переживания" - "интеллектуализация аффекта" . Ребенок, который прошел этот период, приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Если ребенок поступил в школу, не приобретя этого качества в игровой деятельности до школы, необходима коррекционная работа. Коррекцию надо производить, используя игровую деятельность ребенка. Исследования Е.Е. Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при коррекционной работе необходимо выполнять целый ряд условий. В частности, необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, адекватных возрасту ребенка, использование игр с правилами и др.

Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

1.1 Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая

1.2 Характер и особенности развития детей в дошкольный период

1.3 Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе

лава 2. Практическое изучение подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

2.1 Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе

2.2 Особенности работы подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва

2.3 Особенности работы подготовительных групп детского сада Юго-западного административного округа г. Москва

2.4 Статистический анализ о количестве детских садов и групп на базе школ Юго-западного административного округа г. Москва, осуществляющих подготовку детей к школе

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

Введение

Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста в качестве необходимого условия их успешного обучения в начальной школе (и на последующих ступенях обучения) является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В связи с этим разработка организация, содержание и методическое обеспечение подготовки детей к школе как основополагающего, базисного документа, позволяющего систематизировать работу по выравниванию стартовых возможностей детей дошкольного возраста, является на сегодняшний день весьма актуальной, так как в результате развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т.д.) стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе ведется и в домашних условиях родителями или гувернерами, а в семьях риска - социальными работниками, что способствует разносторонней и более эффективной подготовке ребенка в школу.

Реализация стратегических направлений развития школьного образования - гуманизации, демократизации, опережающего характера образования, ориентация на непрерывность - невозможна без существенной модернизации начального образовательного звена. При этом логика совершенствования начальной школы заключается не только в увеличении номенклатуры школьных предметов (например, введение в начальной школе изучение иностранного языка и информационных технологий как обязательных), переходе школ к работе по новым программам, учебникам, апробации инновационных форм обучения, но также в доминировании задач развития ребенка, его ключевых компетенций, что отвечает обновленным культурно-образовательным запросам различных слоев и групп населения.

Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению. К моменту поступления в школу, к завершению дошкольного детства дети должны достичь определенного уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у них необходимо сформировать соответствующие личностные качества. Приоритетной целью на этом возрастном этапе должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе. Отсутствие такой готовности у ребенка отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в классе.

Именно поэтому в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в научной литературе, в выступлениях педагогов, психологов, физиологов и общественных деятелей предшкольная подготовка рассматривается в логике обеспечения непрерывности образования и поступательного развития ребенка. А отсюда понятна необходимость выделения проблем предшкольного воспитания детей в самостоятельное предшкольное образовательное пространство, которое наиболее эффективно сопрягается с образовательным пространством начальной школы.

В самом деле, предварительный анализ позволил выявить, что в настоящее время подготовка детей к обучению в школе осуществляется на основе следующих организационных форм:

дошкольные образовательные учреждения в их традиционных для России формах (детские сады);

новые формы дошкольного образования на базе групп кратковременного пребывания ребенка в детском саду;

педагогические комплексы "Школа - Детский сад";

введение так называемых "нулевых" классов в школе;

семейные формы подготовки ребенка к школе;

другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.

С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи, работающие в учреждениях народного образования, такие как Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др. .

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" .

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок "становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты .

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированность механизмов волевой регуляции действий и т.д." .

Таким образом, можно выделить ряд противоречий, существенно тормозящих развитие системы предшкольной подготовки, адекватно отвечающей тенденциям модернизации образования в РФ:

между объективно обусловленным повышением требований к предшкольной подготовке поступающих в первый класс и катастрофическим ростом числа детей, не готовых к школе;

между ориентацией образования на непрерывность и отсутствием сопряженности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях.

Цель: рассмотреть вариативные формы подготовки к школе

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с родителями при подготовке детей к школе

“Школа для родителей всегда выступает

в качестве новой формы власти над их ребёнком.

А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,

причём наиболее незащищённой частью”.

А.И. Луньков.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком.

Педагогическая практика показала наличие несоответствия ценностно-смысловых установок педагогов и родителей в отношении понимания сущности готовности ребенка к школе. Этот настрой содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению, мешает продуктивному сотрудничеству.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Детский сад воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий.

Новая образовательная парадигма предоставляет педагогу дошкольного учреждения возможность выступать не только как воспитатель детей, но и как партнер родителей по воспитанию детей.

В ряд иностранных исследованиях было рассмотрена проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора подготовки детей к обучению в школе (Т.И.Бабаева, А. Бига, А.В.Бурма, Т.А. Березина). Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь субъектов, положительная цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

Сущность педагогической системы представляется через некоторые ее параметры. Выделены два основных направления взаимодействия с семьей при подготовке детей к школе:

Первое направление – информационно-познавательное. Эго цель повышение уровня компетенции родителей о сущности и видах готовности к школе, о возможности семейного воспитания улучшить подготовку детей к школе.

Второе направление – оперативноно-действенное . Цель - привлечение родителей к работе детского сада и приобретение умений работать с детьми по общепсихологической и специальной готовности к школе.

Основные принципы организации работы с семьей :

· сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей при проявлении

толерантности, общей ответственности, доверия и уважения между субъектами;

· „ день открытых дверей” детского сада для семьи (каждому родителю можно знать и

видеть, как живет и развивается его ребенок);

· координация и командная работа с семьей;

· генерировать идеи и получать обратную связь; принятие чужих мнений;

· стимулирование активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые

игры .

Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т.е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя).Эти умения рефлексируют на специфику технологических аспектов семейного воспитания их детей.

Важное условие при применении инновационных форм является сочетание форм с наглядностью, потому что это способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания .

Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей, работа в команде.

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей.

Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике на развитии ребёнка сказывается единство воздействия семьи и детского сада. Главное требование - это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

К вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни ребенка нужно относиться более чем серьезно. Но не надо стремится напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребёнка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков. Поэтому иными словами родителям нужно:

Развивать в ребёнке способность слушать;

Учить пониманию прочитанного;

Развивать умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление;

Решать с ним простые задачи;

Вместе с ребёнком анализировать, сравнивать слова.

Будущий школьник должен уметь:

Слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

Осознавать необходимость спрашивать, если задание ему непонятно;

Оценивать свою работу;

Владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";

Сравнивать самые простые предметы.

Примерные игровые занятия для подготовки ребенка к школе(для родителей и педагогов):

Игра в "повторения"

Эта игра помогает детям развить внимательность и точность воспроизведения услышанного.

Скажите ребёнку: "Я произнесу вслух одно предложение. Повтори его - это просто. Попробуем?"

Велосипед прижимается троллейбусом к стене.

Тетя, которая живет очень далеко, пришла в гости.

Полочка, которую я тебе купила, очень красивая.

Папа купил рюкзак прежде, чем мы отправились путешествовать.

Это тот мужчина, у которого сын - школьник.

Солнце светит после того, как долгое время шел дождь.

Игра "НУ-КА, ПОВТОРИ!"

Эта игра поможет вам проверить, как ребёнок воспринимает информацию на слух.

Произнесите не спеша десять разноплановых слов: трава, пять, рука, буква, солнце, карандаш, восемь, телефон, нос, дом.

Пусть он повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.

Игра "КАЛЕЙДОСКОП"

Проверьте, как развита зрительная память и внимательность вашего ребёнка. На листе бумаги А4 начертите двенадцать квадратов 3 на 3 см. И в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например: солнышко, цифру, руку,

хлеб, кораблик, букву. Пусть ребёнок внимательно рассматривает рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить рисунки, которые он запомнил.

Нормальный уровень - 8 картинок, больше 8 - высокий, меньше 5 - плохой.

Игра "Мягкие слова"

Проверьте, как ваш ребёнок "чувствует" слово. Скажите ему: "Я буду называть слова, а ты скажешь, какое из них длиннее, а какое короче (или - какое больше, какое меньше). А ты обязательно расскажешь мне почему".

Мяч или мячик. Какое из них меньше?

Хвост или хвостик. Какое из них короче?

Зима и год. Какое слово длиннее?

Кит и кот. Какое слово больше?

Хороший результат - 4 правильных ответа.

Разберите с ребёнком все допущенные им ошибки.

Игра "ОТСЕБЯТИНА"

В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает её произнеся: "Я положил в мешок яблоки". Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок (подключите папу) повторяет всю фразу и тоже добавляет что-то от себя и так до бесконечности.

Игра "КАКОЙ Я?"

Определите самооценку будущего школьника. Ведь это тоже важный фактор успешной учебы. Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребёнок даст положительный или отрицательный ответ.(да, нет, незнаю).

Например:хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.

Эти игровые задания помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.

Главное - помнить, что данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

Составила учитель-дефектолог

МБДОУ №63 г. Нижнекамск

Аппакова А.В.


Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет

План:

    Предшкольное образование, как инновационное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

    Цель и задачи предшкольного образования

    Основные направления подготовительной работы к предшкольному образованию

    Опыт предшкольного образования детей 5-7 лет

    Формы и модели организации предшкольной подготовки детей

5.1.Предшкольная подготовка на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования

5.2.Предшкольная подготовка на базе ДОУ и СОШ

5.3.Предшкольная подготовка на базе дополнительного образования

5.4.Предшкольная подготовка в условиях семьи

5.5.Основные модели предшкольной подготовки детей в Оренбурге и Оренбургской области

    Особенности предшкольной подготовки детей в ДОУ и школах

    Программы предшкольной продготовки детей

7.1.Программы для подготовки детей, постоянно посещающих детский сад

7.2.Программы для групп обучающихся в школе

7.3.Программы для домашней подготовки с родителями, воспитателями-гувернерами

    Технологии предшкольного образованиядетей 5-7 лет

    Требования к организации режима дня и учебных занятий

    Подготовка специалистов для предшкол

    Результаты предшкольного образования детей 5-7 лет

1. Предшкольное образование, как инновационное направление в работе с детьми дошкольного возраста.

Появление новой ступени системы общего образования - предшкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности для детей 5-7 лет предусмотрено в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы». (Концепция Федеральной программы развития образования на 2006-2010 г.г. от 03.09.2005 № 1340-р).

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста.

2. Цель и задачи предшкольного образования

Цель данной инновации: обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей путем дальнейшего открытия в районе групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нудно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.

3.Основные направления подготовительной работы к предшкольному образованию

По поводу предшкольного образования развернулись широкие дискуссии в которых участвовали ведущие специалисты педагоги, психологи, физиологи, социологи и представители органов управления образованием, занимающиеся проблемой дошкольного образования, в том числе.

Введение предшкольного образования искусственно делит целостный период развития ребенка от рождения до 7 лет. Большинством педагогов и родителей понимается как обязательное целенаправленное обучение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам. Результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии , к тому же возводя барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь.

Перевод детей 5-6 лет в условия обучения требует серьезной специальной подготовительной работы в следующих направлениях:

    сохранение за детьми 5-6 лет возможности обучаться и воспитываться в детском саду;

    организация подготовительных групп как при детских садах, так и при школах для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

    внедрение единой базисной программы обучения, воспитания и развития детей 5-6 лет для дошкольных образовательных учреждений и школ, предусматривающей наряду с обучением грамоте в значительной степени игру, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность, что способствует, прежде всего, общему развитию ребенка, в том числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обучению в школе;

    использование в работе с детьми 5-6 лет методик дошкольного типа, независимо от того, где эта работа будет проводиться – в детском саду или в школе;

    создание в школе необходимых материальных условий для обучения, отдыха (сна), игры (помещения, мебель, игрушки) и благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом детей (с прогулкой, питанием, дневным сном, развлечениями);

    подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5-6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти, воображения), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.

4. Опыт предшкольного образования детей 5-7 лет

В мире распространен опыт, когда несколько родителей, собрав группу ребят, изъявляют желание, чтобы их детей учили так-то и так-то . И государство, приняв от родителей подобное заявление, обязано профинансировать этот процесс.

В США с 1965 года функционирует национальная программа Head Start, в которой участвуют примерно 1,3 млн. добровольцев и 1400 некоммерческих организаций. В рамках программы предоставляются всесторонние услуги в сфере развития детей от 3 до 5 лет.

С 1959 года на Кубе реализуется национальная система программ образования детей дошкольного и предшкольного возраста в дневных группах «Учи своего ребенка». В рамках программы дети в возрасте 6-7 лет, живущие в сельских районах, один-два раза в неделю посещают начальные школы вместе с членами семей для занятий и бесед.

В 80-х годах в России проходил эксперимент по обучению шестилетних детей, который охватил 50 000 детей, обучающихся в течение одного года и в детском саду, и в школе.

В 90-х годах в России проходил эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. Эксперимент показал реальную возможность увеличения процента охвата детей дошкольным образованием, но не решил проблему единого старта детей, поступающих в первый класс из-за отсутствия программного и методического обеспечения.

5.Формы и модели организации предшкольной подготовки детей

Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным , если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.

Предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста может осуществляться:

    на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

    на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

    образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, привлечение гувернеров и репетиторов).

5.1. Предшкольная подготовка на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования

Используются разные модели организации предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений ДОУ и школы.

На базе ДОУ это могут быть группы кратковременного пребывания детей . В этом случае дети посещают только необходимый минимум за­нятий, обеспечивающий готовность к школе. Количество этих занятий в неделю не должно быть строго регламентировано и может зависеть от результатов вводной психолого-педагогической диагностики. Этими же результатами определяется и набор «предметов», которые необхо­димы конкретному ребенку.

На базе дошкольных образовательных учреждений организуются следующие модели предшкольной подготовки:

подготовительная к школе группа детского сада;

предшкольная группа с 5 до 7 лет в Центре развития ребенка (ЦРР);

группы гибкого режима. В неё принимаются дети на определенное количество часов в день. На это время оговариваются услуги, которые представляет детский сад: занятия с педагогами, оздоровление и питание ребенка и дополнительные услуги психолога, социального педагога, логопеда, музыкального работника, специалиста по изобразительной деятельности.

адаптационные группы. Они отличаются от групп с гибким режимом пребывания тем, что они функционируют в основном в летний период времени и предназначены для детей, которые готовятся поступать в школу или в детский сад.

Коррекционные группы в дошкольных образовательных учреждениях.

Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием. группа «Особый ребенок» . Эта группа принимает детей от 5 до 8 лет со сложными дефектами, дети-инвалиды, которые не подлежат приему в другие специализированные детские сады. Перед педагогом такой группы ставится задача социальной адаптации детей, оказание психолого-педагогической помощи им и их родителям. Предельное пребывание одного ребенка – не более 5 часов в день, при этом на каждого ребенка определен индивидуальный режим посещения. Одновременно в данной группе не могут находиться более 5 детей при общем списочном составе в 20 человек. Перед заключением договора с родителями ребенок проходит адаптационный период в течение месяца. В это время проводится его обследование и составляется индивидуальная карта развития. Отработаны три варианта посещения детьми такой группы: постоянно вместе с родителями; вместе с родителями на период адаптации; без родителей.

На базе школы могут быть созданы группы подготовки дошкольни­ков , школы будущего первоклассника и т.п., которые работают, как правило, во второй половине дня или в выходные дни. Чаще всего ро­дителям и детям предлагается определенный педагогом набор обяза­тельных занятий по конкретной программе. Достоинством этой формы предшкольного образования является то, что ребенок-дошкольник с самого начала занимается в рамках той образовательной системы (программы), по которой работает начальная школа. Вместе с тем ве­лик риск того, что учитель будет реализовывать школьные технологии обучения, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности де­тей даже при условии проведения вводной диагностики. Нередко ад­министрация школы требует обязательного посещения этих занятий всеми будущими первоклассниками. Родителям следует иметь в виду, что если их ребенок ходит в детский сад, то школьные занятия для не­го не являются обязательными. Такая «двойная» подготовка может привести к серьезным перегрузкам, срывам и вызвать у ребенка стой­кую неприязнь к обучению.

    группы кратковременного пребывания по подготовке к школе при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами»;

    группы предшкольной подготовки полуинтернатного типа для детей пяти-шести лет при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами»;

5.2. Предшкольная подготовка на базе ДОУ и СОШ

И варианты комбинаций:

    Предшкольное образование на базе ДОУ, как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой).

    Предшкольное образование: на базе школы – (4 часа) + на базе ДОУ как вид группы кратковременного пребывания (для реализации воспитательно-образовательных целей).

    подготовительные к школе группы детского сада, являющегося модулем СОШ-центра образования;

    УВК – начальная школа – детский сад, прогимназии.

группы кратковременного пребывания по подготовке к школе, организованные на базе центров дополнительного образования , психолого-педагогических центров и других образовательных организаций – как государственных, так и негосударственных

5.3. Предшкольная подготовка на базе дополнительного образования

На базе учреждений дополнительного образования содержание предшкольного образования часто находится в прямой зависимости от «заказа» родителей. К сожалению, этот заказ нередко определяется субъективными представлениями родителей о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник. Отсюда стремление обязательно на­учить ребенка читать, считать, говорить по-английски, пользоваться компьютером и пр., тогда как готовность к школе определяется его полноценным личностным развитием (социальным, культурным, по­знавательным). Достоинством же этой формы является возможность привлечения к предшкольному образованию детей самых разных спе­циалистов высокого уровня, владеющих современными дошкольными образовательными технологиями. Кроме того, здесь ребенку также мо­гут предложить необходимый минимум занятий, обеспечивающий его готовность к школе, в ходе которых будет вестись постоянная коррек­тировка его индивидуального развития.

Сегодня многие учреждения дополнительного образования детей в различных регионах России накопили собственный арсенал средств, форм и методов для реализации эффективных моделей предшкольного образования. «Школа раннего развития» (для детей 4-6 лет), «Центр развития дошкольников» (для детей 4-7 лет), «Группы кратковременного пребывания» (для детей 4-6 лет), «Школа будущего первоклассника» (для детей 6-7 лет), «Студия раннего творческого развития» (для детей 4-7 лет), «Семейные занятия для самых маленьких» (для детей 4-6 лет), «Объединение "Интенсив"» (для детей 6-7 лет), «Курсы подготовки к школе» (для детей 6-7 лет), «Студия раннего творческого развития» (для детей 4-7 лет) и др.

Реализуемая сегодня на практике экспериментальная модель предшкольного образования в дополнительном образовании не предполагает воспроизведение общеизвестного предметного принципа школьного преподавания. Особенно опасна «предметная замкнутость» деятельности обучающихся в период дошкольного детства. Предметная деятельность, понимаемая нами в широком социально-психологическом смысле, не должна на предшкольной стадии системы общего образования становиться самодовлеющим фактором.

Таким образом, группы предшкольного образования могут быть созданы на базе не только ДОУ и школ, но добровольных родительских сообществ, библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества.

При предоставлении гувернерских услуг особое внимание уделяется личности гувернера. Это должен быть высококвалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и способностями, умеющий работать индивидуально с каждым ребенком. Гувернерские услуги оказываются малышу как в ДОУ, так и на дому. Они включают индивидуальные занятия, организацию присмотра, прогулок, посещения учреждений культуры, спортивных зрелищных мероприятий, проведение семейных праздников, консультирование родителей, совместные занятия с родителями и детьми. К данному виду услуг прибегают в основном состоятельные родители.

5.4. Предшкольная подготовка в условиях семьи

Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образования. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием.

Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе. Консультативные центры могут функционировать на базе дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений

    Домашнее образование (система гувернерской службы на базе ЦРР).

    Семейное образование по существующие стандарты (под патронатом ДОУ или органов образования, осуществляющих эту деятельность (Школа матерей).

Открытие Лекотек и Центров игровой поддержки ребенка.

Лекотека – это новая форма работы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребёнка с особенностями психофизического развития. Одновременно это способ, обеспечения психолого - педагогического сопровождения детей от 2 до 7 лет с нарушениями в развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей, подбора оптимального образовательного маршрута.

Цель Лекотек – предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встречи с профессионалами, возможностей сотрудничества. Лекотека использует семейно – центрированную игру как ключ к облегчению включения детей с инвалидностью и проблемами развития в полный спектр семейной и общественной жизни.

5.5. Основные модели предшкольной подготовки детей в Оренбурге и Оренбургской области

В настоящее время на территории нашей области сформировалось несколько моделей предшкольной подготовки как промежуточной ступени между детским садом и начальной школой.

Первая. Предшкольная группа организована в детском саду для детей , не посещающих по разным причинам детский сад, как дополнительная образовательная услуга. С детьми работает воспитатель детского сада, реализуя одну из программ дошкольного воспитания.

Вторая. Предшкольная группа создана в учреждении дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад . С детьми работает педагог дополнительного образования, также выполняя программу дошкольного образования.

Третья. В небольших селах организована работа предшкольной группы, работает в ней учитель, на занятия к которому в школу приходят дети, не посещающие детский сад, а также взрослые на время занятий приводят детей из малочисленной разновозрастной группы детского сада. Задача учителя – компенсировать для детей, не посещающих дошкольное учреждение, содержание подготовительной группы детского сада.

Четвертая. Подготовительная группа детского сада является одновременно предшкольной. Занятия ведет учитель, который затем продолжит работу с этими детьми в первом классе.

Пятая. В селе, где нет детского сада, для детей организована предшкольная группа с реализацией программы детского сада . Работает с детьми воспитатель группы кратковременного пребывания, работник школы.

Подобное разнообразие организационных форм, казалось бы, должно являться хорошим показателем реализации принципа вариативности предшкольного образования. Однако в данном случае оно рождает конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в образовательной политике предшкольной подготовки.

6. Особенности предшкольной подготовки детей в ДОУ и школах

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку. В этом же видят преимущество предшкольной подготовки и сами школы. Однако в реальности ни первая, ни вторая модель не существуют в чистом виде и развиваются параллельно друг другу.

В результате дети вынуждены совмещать посещение занятий в группах предшкольной подготовки с посещением детского сада, в котором они нуждаются не только как в форме ухода и присмотра за ребенком, но и как в площадке для игр со сверстниками под руководством педагога или психолога и как в «школе» социализации. Негативным последствием такого совмещения является дублирование занятий, ведущее к перегрузке детей.

Для детей, одновременно посещающих детский сад и группы предшкольной подготовки за его пределами, должны создаваться скользящие графики посещений, позволяющие, с одной стороны, более оптимально использовать место в дошкольном учреждении, с другой стороны, избежать перегрузки ребенка за счет слишком большого количества занятий.

В свою очередь, детский сад должен учитывать ситуацию, в которой школьное обучение начинается с шести лет, и предлагать родителям разные варианты групп предшкольной подготовки, программы для которых составлены с учетом возрастных особенностей и с учетом дальнейших перспектив ребенка.

«Сегодня родители, думающие о своих детях, выбирают по возможности «школу полного дня» во второй половине дня принадлежит системе дополнительного образования. Это означает, что основная линия развития модели предшкольного образования должна быть связана, с одной стороны, с развитием вариативности форм и предоставления выбора формы семье. Если родители решают, что ребенок пойдет в школу с шести лет, они должны иметь возможность найти для него соответствующие курсы подготовки, учитывающие особенности пятилеток и специфику будущего обучения детей шестилетнего возраста.

При этом, независимо от того, оказывается ли лидирующей в системе предшкольной подготовки школа, детский сад или другая образовательная структура, сама система должна ориентироваться на дошкольные методы работы с детьми седьмого года жизни и препятствовать трансляции школьных методов.

7. Программы предшкольной продготовки детей

7.1. Программы для подготовки детей, постоянно посещающих детский сад

Согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, программа для подготовки детей, постоянно посещающих детский сад должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка. Например, развитие мелкой моторики. Ведь недостаток этого навыка влечет за собой не только большие проблемы с письмом, но и в формировании устной речи – физиологами давно доказано, что развитие мелкой моторики связано с речевым центром. Другие, не менее важные способности, которые необходимо выработать у дошколенка, – умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовать свою деятельность.

В работе с детьми 5-6 - и лет можно использовать следующие программы:

Программа "Преемственность" ( Н.А.Федосова, Т.С.Комарова и др.), которая создает условия для обеспечения единого старта обучения для детей, поступающих в школу из детского сада и семьи.

Оздоровительно - развивающая программа "Здравствуй" (М.Л.Лазарев), основная цель которой - помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья.

Программа эстетического воспитания детей "Красота. Радость. Творчество" . (Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина). Художественно - экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений и учебно - воспитательных комплексов. Содержание программы направлено на приобщение дошкольников к искусству.

"Природа и художник". (Т.А.Копцева). Данная программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме, на приобщение детей к миру искусств.

Программа непрерывного образования "Детский сад - школа "Художественный труд". (Н.А.Малышева). Обучение детей направлено на развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа "Радость творчества". (О.А.Соломенникова). Данная программа направлена на развитие художественно - творческих способностей детей 5 - 7 лет средствами народного декоративно - прикладного искусства.

Программа "Синтез искусств в эстетическом воспитании". (О.А.Куревина). Программа направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества детей.

Программа "Какого цвета мир?". (С.А.Золочевский) Программа направлена на развитие у ребенка способности смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру путем эстетического развития.

Программа по изобразительной деятельности в детском саду. (Г.С.Швайко). Даная программа направлена на развитие художественно - творческих способностей детей средствами изодеятельности и другие.

7.2. Программы для групп обучающихся в школе

«Преемственность»- комплект создан в соответствии с концепцией непрерывного образования, позволяет создать единую систему дошкольного и начального обучения. Содержание учебных пособий комплекта учитывает возрастные особенности детей и помогает бережно подготовить ребенка к обучению в школе. Все пособия созданы авторами школьных учебников, что исключает дублирование программ начального образования.

Пособия могут использоваться для занятий в семье, образовательных учреждениях типа «детский сад», «детский сад - начальная школа», «дошкольная гимназия», что поможет снизить разноуровневость подготовки детей к школе.

Образовательная программа «Школа 2100» (Под научной редакцией А.А. Леонтьева).

7.3. Программы для домашней подготовки с родителями, воспитателями-гувернерами

«Скоро в школу» программа для домашней подготовки, где дети знакомятся с буквами и цифрами, с географией и историей России.

Программа «Подготовка детей к школе», разработанная на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» и Л. Управителевой «Скоро в школу»:

    фундамента ключевых компетенций, развитие которых должно происходить поэтапно и постепенно на протяжении всего периода школьного образования; начальные ключевые компетентности (Гогоберидзе А.Г. доктор пед.наук, профессор кафедры ДО РГПУ им.А.И.Герцена):

Начальная здоровьесберегающая;

Начальная личностно-социальная компетентность;

Начальная учебно-познавательная компетентность.

Начальные специальные (допредметные) компетентности:

Начальную речевую компетентность;

Начальную литературную компетентность;

Начальную математическую компетентность;

Начальную экологическую компетентность;

Начальную художественную компетентность.

    основ духовно-нравственного облика личности, определения личных и усвоения общечеловеческих ценностей;

    положительного отношения к школе, желания учиться, стремления к познанию и освоению нового, т.е. основ активной жизненной позиции;

    интереса к своей личности и окружающему миру; стремления к продуктивному общению со взрослыми и сверстниками;

    позитивной самооценки и уверенности в себе;

    индивидуальных способностей и дарований, развитие которых будет осуществляться на последующих этапах образовательной системы.

    основ культуры здоровья и навыков самостоятельной организации здорового образа жизни.

    информация из разных областей действительности, которая в результате присвоения ребенком становится знанием;

    способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов: продуктивной, игровой, двигательной, познавательной, речевой;

    способы общения, адекватного поведения в разных ситуациях,

    набор определенные личностные качеств (быть активным, инициативным, самостоятельным, толерантным, уметь сопереживать и радоваться, следить за своим внешним видом и др.);

    родной язык и русский как второй (требования современной ситуации).

8 . Технологии предшкольного образования

Под технологиями мы понимаем конкретные приемы и средства, используемые в образовательном процессе. Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку... осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное -развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

Технологии предшкольного образования строится на основе интегративного подхода и включает игру, развивающее обучение (Л.И. Венгер, Л.В.Занков), индивидуализации обучения (индивидуальная траектория развития ребенка), сказкотерапию, проектную деятельность.

Организация образовательного процесса в предшкольных группах, учреждениях регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий в строгом соответствии с требованиями СанПиН для детей от 5 до 7 лет;

Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда.

Комната для учебных занятий должна быть укомплектована необходимым набором мебели в соответствии с ростом и возрастом детей. Игровую комнату необходимо укомплектовать набором мягких модулей, играми, игрушками в соответствии с психическими и физиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. В помещении необходимо создать физкультурный уголок с мини - спорт- комплексом и тренажёрами. На пришкольном участке должны быть созданы спортивные площадки с ориентировкой на возраст детей от 5 до 7 лет.

9. Требования к организации режима дня и учебных занятий детей 5-7 лет

Требования к организации режима дня и учебных занятий (п. 2.12):

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей от 5 лет 6 месяцев до 6 лет составляет 15 занятий (+ 2 занятия плаванием при наличии бассейна), продолжительность 1 занятия - 25 мин., перерывы между занятиями - не менее 10 мин. (но не более 3 занятий в первую половину дня);

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей от 6 до 7 лет составляет 17 занятий в неделю (+ 2 занятия - плавание при наличии бассейна), продолжительность одного занятия - 30 мин., перерыв между занятиями - не менее 10 мин. (не более 3 занятий в первую половину дня).

По мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо учитывать психологические особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.

2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками- особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

При организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками учитывается следующая специфика:

- учебная деятельность в дошкольном учреждении не является ведущим видом деятельности, как в школе;

- обучение не носит предметный характер;

- обучение, воспитание и развитие осуществляются в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду (на обучающих занятиях, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности);

- уровень усвоения знаний, умений, навыков не оценивается отметками, нет жестких требований к срокам их освоения;

- подбор содержания знаний определяется интересами ребенка, его возрастными и психофизиологическими возможностями.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока: учебный; совместной деятельности взрослого с детьми; самостоятельной деятельности детей. При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей. Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ.

Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений.

Вместе с тем целесообразно использовать возможности, заложенные в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является у нас в крае слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами).

10. Подготовка специалистов для предшкол

«Ключевая роль в школе принадлежит учителю, – заявил президент страны Дмитрий Медведев, выступая 5 ноября с ежегодным Посланием Федеральному собранию РФ. – И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но, что еще более важно, – для пополнения школ новым поколением учителей. Причем вовсе не обязательно – только с педагогическим образованием».

В качестве одной из ключевых проблем организации предшкольной подготовки является дефицит квалифицированных педагогов – как в системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Дошкольные педагоги значительно лучше, чем учителя начальных классов понимают особенности развития детей пятилетнего возраста и представляют более благоприятную профессиональную группу для повышения квалификации в работе с детьми 5-6 лет. Переход к предшкольному образованию затрагивает очень многие структуры - от педучилищ до педвузов и ИПКРО.

В проект программы обучения студентов для присвоения дополнительной квалификации включаются 9 обязательных предметов, в их числе "психолого-педагогические основы дошкольной зрелости", "технологии интеллектуально-творческого и социального развития детей 5-7 лет", "диагностика школьной зрелости", "технология работы с семьей по подготовке детей к школе", "педагогическая коррекция интеллектуального и личностного развития детей" и другое.

В «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» и в «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должности работников учреждения образования», утвержденных приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31.08.95 г. № 463/1268 дополнительно вводится должность «учитель предшкольного образования».

Показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования являются следующие:

      Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

      Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

      Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.

11.Результаты предшкольного образования детей 5-7 лет

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Параметры готовности к школе включают в себя:

    Умения действовать в различных социальных ситуациях;

    Умения оперировать различными материалами, умение доводить свои изделия до авторского продукта.

    Разнообразный опыт действия с источниками информации (взрослые, книги, телевизор, другие дети);

    Опыт самообучения и самоорганизации;

    Развитие физиологических структур в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;

    Развитие интеллекта в границах возрастных (либо индивидуальных) норм;

    Навыки элементарной грамотности (поиск адекватных средств решения ситуаций с использованием навыка счета, чтения, письма и др.);

    Коммуникативные способности, в т.ч. умение общаться с разными людьми в разных ситуациях, быть адекватным в разных ситуациях общения; умение слышать другого, принимать учебное задание, комментировать свои действия, сочинять тексты в соответствии с ситуациями, организовывать совместную деятельность и др.

Успешное решение задач по формированию у обучающихся социально-личностной зрелости, а также эффективное развитие этого феномена в процессе предшкольного образования могут быть объективно оценены по индикаторам наличия у обучающихся определенных умений, среди которых важнейшими являются следующие: сохранение устойчивого внимания в условиях интересной учебно-творческой деятельности, умение воспринимать обращение к группе как обращение к себе, речевые монологические умения, умение адекватно реагировать на обращение или вопрос, умение успешно взаимодействовать в группе сверстников.

Вопросы для обсуждения:

    Какие проблемы возникают в связи с введением предшкольной подготовки детей?

    В чем заключается цель и задачи предшкольного образования детей?

    Каковы основные модели организации предшкольной подготовки детей?

    Назовите особенности предшкольной подготовки детей на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (на базе ДОУ и СОШ, на базе дополнительного образования, в условиях семьи) ?

    Программы предшкольной продготовки детей?

    В чем заключаются особенности технологии предшкольного образованиядетей 5-7 лет?

    Каковы требования к организации предшкольной подготоки детей 5-7 лет?

Список литературы

    Баранова Э. Поговорим о пятилетках...: готовы ли они к систематическому обучению? / Э. Баранова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 65-68.

    Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

    Буре Р.С., Беркович А.Т. Абдалова Н.Л. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№1.-С.7-9.

    Денякина Л.М. Вариативность форм предшкольного образования // Современный детский сад: [методика и практика]. - 2007. - N 3. - C. 31-38.

    Денякина Л.М. Некоторые размышления о предшкольном образовании // Нач. шк. плюс до и после. - 2007. - № 5. - C. 3-7.

    Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

    Кудрявцев В.Т. Имеет ли право современный ребенок на полноценное детство?:[о перспективе введения в России «предшкольного образования»] /В.Т.Кудрявцев//Дошкольное воспитание.-2005.-№9.-С.3-9.

    Программа «Предшкольная пора» закладывает прочную основу для дальнейшего образования дошкольников//Обруч.-2007.-№5.-С.39.

    Продолжаем разговор о предшкольном образовании (Из портфеля главного редактора)//Начальное образование.-2007.-№1.-С.3-6.

    Чаловка С.В.Создание оптимальных условий для развития детей при реализации программ предшкольного образования//Начальное образование.-2007.-№3.-С.18-20.

    Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Материал представлен Зебзеевой В.А.,

кандидатом педагогических наук, доцентом

кафедры ПДиНО ОГПУ

Практика реализации инноваций по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования

Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, в детских садах и раньше ей уделялось огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы. Но на практике вопросы подготовки детей к школе рассматривались довольно узко и сводились к усвоению знаний обязательного базового компонента - элементарных математических представлений и обучению грамоте.

В современном мире школы очень различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Поэтому вопрос о готовности и подготовке ребенка к школе стоит особенно остро. Дошкольное образование - основа всей образовательной системы, в процессе которого закладывается личность ребенка, определяющая дальнейшее его развитие.

Подготовка детей к школе в настоящее время осуществляется не только в детских садах, сейчас существует много дошкольных учреждений, ведущих подготовку детей к школе.

В условиях модернизации современной системы образования возникает потребность в обновлении содержания дошкольного образования.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих развитию различных направлений в учреждениях дополнительного образования. Инновационная деятельность-процесс, который позволяет перейти на более качественную ступень в образовании при использовании новых методов, программ, технологий. Общая цель внедрения инноваций- достижение высоких результатов в дошкольном образовании, воспитании и развитии личности. В настоящее время вся система образования включена в инновационный процесс.

С 2009 года в МОУ ДОД ЦДТ реализуется интегрированная образовательная программа студии предшкольной подготовки «АБВГДейка», специализирующейся на подготовке детей к школе.

Целью обучения данной студии является развитие разносторонней творческой личности, создание у ребенка целостного представления об окружающем мире. Интеграция же в обучении как цель должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны (Ю.М. Колягин).

Так, направлениями деятельности студии предшкольной подготовки, помимо обучения основным предметам, таким как основы письма и математики, стали: ознакомление с основами безопасности жизни, использование здоровьесберегающих технологий, экологическое образование дошкольников, интеграция учебного процесса, большое внимание уделяется совместной работе с родителями.

Для активизации позиции семьи в воспитании ребенка вводятся новые формы работы с родителями. По мнению психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина “развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей”. Поэтому, работа с семьей – важная задача образовательной системы в целом и дошкольного и дополнительного образования в частности.

В МОУ ДОД Центр детского творчества г. Балашова при работе с родителями проводятся как общепринятые мероприятия, такие как собрания, диагностико-аналитическое анкетирование при поступлении ребенка в студию предшкольной подготовки, беседы с родителями, в том числе посещение семьи с целью познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для ребенка обстановке, консультации, так и инновационные, одним из которых является творческая гостиная «Мама, папа, я – творческая семья». В творческом процессе таких мероприятий происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности, происходит спокойное, доверительное общение, а родители выступают не как зрители, а как активные участники. Все это способствует заинтересованности родителей в дошкольном образовании детей, проявлению интереса к содержанию занятий, побуждению родителей к анализу тех или иных способов воспитания, повышения их заинтересованности в обсуждении вопросов и решении тех или иных педагогических ситуаций и задач.

Еще одно инновационное направление студии предшкольной подготовки - обучение воспитанников основам безопасности жизни. Современные условия жизни доказывают необходимость введения данного предмета уже детям дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей личной безопасности и безопасности жизнедеятельности осуществляются как правило не только на специально организованных занятиях, но и в ходе прогулок, экскурсий, режимных моментов, занятий по другим предметам. Воспитанники студии предшкольной подготовки являются активными участниками и зрителями районного конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо», который проходит ежегодно. Воспитанники узнают правила личной безопасности на интегрированных занятиях. Примером таких интегрированных занятий могут стать занятия на уроках «Занимательный английский», по темам «Мой дом», где дети повторяют названия предметов домашнего обихода, изучают их названия на английском языке, рисуют рисунки по теме «Мой дом», а на физкультминутках изучают и закрепляют правила поведения в доме, или по теме «Транспорт», где воспитанники изучают название видов транспорта на английском языке, составляют рассказ «Мое путешествие» выполняют аппликацию, а так же изучают правила безопасности на транспорте.

Занятия, построенные на интеграции, дают возможность эффективнее и качественнее подготовить воспитанника к школе и достичь целей программы студии предшкольной подготовки. На таких занятиях воспитанники обучаются не по принципу «меня учат», а по принципу «мы учимся вместе».

Большое внимание уделяется изучению окружающего мираи экологическому воспитанию и образованию. В программу входит раздел «Познаем мир», который направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, о природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы, развиваются познавательные интересы будущего школьника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе, что опять говорит об интегрированности занятий.

Одной из задач учреждений дополнительного образования является охрана жизни и здоровья воспитанников. Из-за плохой экологии ежегодно ухудшается состояние здоровья подрастающего поколения, растет заболеваемость воспитанников зрительными заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Поэтому возникла необходимость внедрения в процесс физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий. Помимо общепринятых физкультминуток, некоторые занятия проходят в форме игры или в форме совмещенного урока и физкультуры. Так, например, при изучении цветов на уроке английского языка используется игры «Цветик-семицветик» и «Веселый кубик», задачами которых являются не только изучение цветов и оттенков на английском языке, но и общее укрепление организма, мышц спины, сводов стоп. Воспитанники, используя цветные ленты, кубики не только изучают цвета в процессе игры, но и выполняют физические упражнения. Такие занятия формируют привычку к сохранению правильного положения тела во время занятий, помогают сохранить здоровье воспитанников, способствуют гармоничному развитию дошкольников. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится воспитанникам, это способствует благоприятному эмоциональному настрою и повышает интерес к занятиям.

Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на новую, более качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки дошкольников в студии предшкольной подготовки позволяют выполнить цели программы в более полном объеме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому весь педагогический коллектив должен находиться в постоянном поиске новых форм работы с воспитанниками и родителями.

Использованная литература:

    Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. - М., 1992.

    Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону,1999.

    Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

    Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2

    Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987.

    Лисина Н.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3.

    Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.

    Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.