Выбери все постоянные признаки выделенного существительного. Морфологические признаки частей речи

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначает объект, отвечает на вопросы кто? что?
Пример слов части речи имя существительное: школа, лето, Россия, Волга, МКАД, ВАЗ, ТехСтройПром, юрфак.

Морфологические признаки

Имя существительное - самостоятельная склоняемая (изменяемая) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

У части речи имя существительное:

  • Рода четыре : мужской (ученик, стол), женский (ученица, парта), средний (солнце, образование) и общий для слов, род которых может быть одновременно мужским и женским (врач, молодчина). Иногда общий род называют неопределённым. Заметим, что не все школьные программы используют определение общего рода и оперируют только тремя родами (мужской, женский, средний). Имена существительные не изменяются по родам. Род существительных во множественном числе не определяется;
  • Числа два : единственное (ученик, книга), множественное (ученики, книги). Есть слова, которые употребляются только во множественном числе (каникулы, сумерки и др.), только в единственном (молодёжь, асфальт и др.);
  • Падежей шесть : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный;
  • Склонений три : 1-е (женский и мужской род, слова оканчиваются на -а, -я), 2-е (мужской и средний род, слова оканчиваются на -о, -е или имеют нулевое окончание), 3-е (женский род, слова на -ь).

Существительные, обозначающие материальный объект, бывают:

  • одушевлённые - отвечают на вопрос кто? (родитель, клоун, орёл);
    неодушевлённые - отвечают на вопрос что? (стол, небо, город);
  • нарицательные - обозначают название объекта и пишутся с маленькой буквы (ученик, книга);
    собственные - называют имя объекта и пишутся с большой буквы (Михаил, Санкт-Петербург, Байкал).

Постоянные морфологические признаки: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, собственное или нарицательное. Непостоянные: число и падеж. Таким образом, существительные изменяются по числам, склоняются по падежам. Начальная форма имён существительных - именительный падеж единственного числа. Иногда начальную форму называют канонической формой.

Примеры существительных

Приведем примеры существительных с разными морфологическими признаками.

Мужской род: снег, петух, Санкт-Петербург, Египет.
Женский род: весна, мечта, кошка, мать, страна, Родина, Москва.
Средний род: метро, кресло, Cолнцево.
Общий род: кенгуру, Чебурашка.

По падежам

По числам

Единственное число: стол, лист, шов, врач.
Множественное число: столы, листья, швы, врачи.

Только в единственном числе: пластик, воздух, детвора.
Только во множественном числе: сутки, ясли, люди.

По склонениям

1-е склонение: весна, аллея, ручка
2-е склонение: лето, парк, пенал
3-е склонение: осень, степь, тетрадь

Синтаксическая роль

В предложении имя существительное может играть разную синтаксическую роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - существительное «книга» выступает подлежащим.
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - существительное с предлогом «в книге» выступает дополнением.
Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - существительное «хранилище» выступает именной частью составного сказуемого.
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - существительное с предлогом «от земли» выступает несогласованным определением.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький) - существительное с предлогом «над равниной» выступает обстоятельством места.
На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра (С. Есенин) - существительное «свечка» выступает приложением.

Имя существительно е - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:


колебаниепо одушевленности

объект не может быть одновременно живым и неживым:
живое, но неодушевленное

1) совокупности живых существ:

(вижу) армии, толпы, народы ;

2) растения, грибы:

(собирать) лисички ;

неживое, но одушевленное

1) игрушки в виде человека:

(вижу) кукол, матрешек, неваляшек ;

2) фигуры некоторых игр:

(разыграть) королей, ферзей ;

3) умершие:

(вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.);

4) вымышленные существа:

(вижу) русалок, леших, домовых.

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду .

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

твой невежа пришел,

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).

Имена существительные изменяются по числам и падежам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город - города, село - села ). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение ), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники ).

Падеж как морфологический признак существительных

Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.

В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:

И. п . это кто? что?

Р. п. нет кого? чего?

Д. п . рад кому? чему?

В. п . вижу кого? что?

Т. п . горжусь кем? чем?

П. п. думаю о ком? чём?

Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.

Склонение существительных

Изменение существительных по падежам называется склонением.

К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:

Падеж Единственное число
Твердый вариант
Мягкий вариант
На - ия
Им.п. Стран- а Земл Армиj
Р.п. Стран- ы
Земл Армиj
Д.п. Стран- е Земл
Армиj
В.п. Стран- у Земл Армиj
Т.п. Стран-ой (-ою )
Земл-ёй (-ёю ) Армиj-ей (-ею )
П.п. Стран Земл Армиj

Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь- .

Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.

В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.

Морфологический разбор существительного

Существительное разбирается по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора существительного

Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

I. Дамы - существительное;

начальная форма - дама .

II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: мн. число, И. п.

III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

I. (к) Лужину - существительное;

начальная форма - Лужин ;

II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

III.
Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

I. Ладонью - существительное;

начальная форма - ладонь ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

III.
Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

I. Пыль - существительное;

начальная форма - пыль ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;

непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

I. Пальто - существительное;

начальная форма - пальто ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;

непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).

Непостоянный признак глагола - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, какие формы имеет данная часть речи, как она склоняется и пр.

Общие сведения

Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Формы глагола

Каждый глагол имеет следующие формы:

  • Начальная. Иногда ее называют инфинитивом или неопределенной формой. Такие глаголы оканчиваются на -ти, -ть или -чь, то есть на формообразующие суффиксы (например: стеречь, цвести, купать и пр.). Неопределенная называет только состояние или действие и не указывает на число, время и лицо. Это так называемая неизменяемая форма. Она обладает лишь постоянными признаками.
  • Спрягаемые формы, то есть не являющиеся инфинитивом. Как правило, они имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
  • Деепричастие.
  • Причастие.

Итак, чтобы правильно составить текст письма, следует знать, что представленная часть речи имеет:

  • непостоянные;
  • постоянные признаки глагола.

Рассмотрим их более подробно.

Непостоянные признаки глагола

К непостоянным формам относятся:

  • число;
  • наклонение;
  • лицо;
  • время.

Следует особо отметить, что каждый из этих признаков имеет свои особенности.

Наклонение

Все глаголы имеют 3 формы наклонений. Данный признак показывает, как говорящий человек оценивает действие. Другими словами, при помощи такой формы можно узнать, считает ли он его желательным, возможным или реальным при каком-либо определенном условии.


Время

Термин «непостоянные признаки глагола» говорит сам за себя. То есть данная часть речи изменяется по временам. Однако это относится лишь к глаголам в

Итак, рассмотрим более подробно, как изменяется такая часть речи по временам:

  • Настоящее время. Формально оно выражается такими как -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ете и пр. (Например: гуляю, думаю, делаю, мечтаешь, несете и т. д.). Следует особо отметить, что настоящее время обозначает процесс, который протекает в данный момент. При этом он сам может и не быть в настоящем, а находиться в прошлом или будущем. Приведем пример: Она бежит впереди меня. Она думала, что бежит впереди меня. Она снова убежит вперед .
  • Будущее время. Как известно, оно обозначает процесс, который очень скоро произойдет. Например: я вечером пойду гулять . Следует также отметить, что будущее время имеется и у глаголов вида совершенного и несовершенного. Хотя в данных случаях оно выражается различно (буду читать - прочитаю, буду петь - спою, буду гулять - погуляю и пр.).
  • Прошедшее время. Такое время обозначает уже прошедшее действие (например: гулял, делал, думал ). Данная форма образуется при помощи добавления суффикса -л-.

Число

Непостоянные признаки глагола - это те признаки, которые при необходимости могут изменять слово в нужное время, лицо и пр. Число также является непостоянным признаком. Оно может быть:

  • Единственным: делаю, ожидаю, шел, пошел, пойду и пр.
  • Множественным: делаем, ожидаем, шли, пошли, пойдем и пр.

Лицо

В формах будущего и настоящего времени все глаголы изменяются по следующим лицам:

  • 1-ое лицо указывает на то, что процесс осуществляет говорящий: я пою, мы поем ;
  • 2-ое лицо указывает на то, что действие производит слушающий: ты молчишь, вы молчите ;
  • 3-е лицо указывает на то, что действие осуществляется лицом, не участвующим в диалоге: оно, он, она идет, они идут .

Следует также отметить, что некоторые глаголы называют какое-либо действие или состояние, которое происходит без участия определенного лица, как бы само по себе. Подобные глаголы называют безличными. Приведем пример: Знобит. Светает. Темнеет .

Род

Какие еще непостоянные признаки глагола существуют? Разумеется, к ним относится и род. Однако данная форма присуща лишь глаголам в единственном числе, условном наклонении и :


Теперь вам известно, какие непостоянные морфологические признаки глагола существуют и как изменяется данная часть речи в соответствии с ними. Однако следует отметить, что, помимо непостоянных, имеются и постоянные формы. Рассмотрим их более подробно.

Признаки глагола постоянные

Если к вам обратятся и попросят: «Назовите непостоянные признаки глагола», то наверняка вы сделаете это не колеблясь. Но что же вы скажете, если от вас захотят услышать перечень и различия постоянных признаков глагола?

Итак, к таким формам относят:

  • переходность;
  • возвратность;
  • спряжение.

Вид

Абсолютно все глаголы являются несовершенного или совершенного вида. Данный признак показывает, как именно протекает действие. Как известно, все глаголы вида совершенного отвечают на следующий вопрос: «что сделать?». Кроме того, они указывают на результат действия, его завершенность, начало или конец (например, что сделать? - встать ).

Могут изменяться в прошедшем (что сделали? - встали ) и будущем простом времени (что сделают? - встанут) . Формы настоящего времени у такого признака нет.

Несовершенного отвечают на следующий вопрос: «что делать?». Кроме того, при обозначении какого-либо действия они не указывают на его результат, завершенность, начало или конец: вставать . Такие глаголы имеют прошедшее (что делали? - вставали ), настоящее (что делают? - встают ) и будущее сложное время (что будешь делать? - буду вставать ). Также у несовершенного вида существует и неопределенная форма глагола (что будет делать? - будет вставать, будет танцевать и пр.).

Следует особо отметить, что в русском языке присуствует небольшое количество двувидовых глаголов. Такие слова, в зависимости от контекста, могут становиться то совершенного вида, то несовершенного (велеть, жениться, исследовать, казнить, арестовать, женить, атаковать, обследовать и пр.).

Приведем пример:

  • По городу распространились слухи, что король сам казнит своих врагов. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что делает?» и имеет несовершенный вид.
  • По городу распространились слухи, что король сам казнит нескольких мятежников. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что сделает?» и имеет совершенный вид.

Возвратность

К постоянным признакам относится и такая форма, как возвратность. Таким образом, глаголы, имеющие постфикс -ся или же -сь, именуются возвратными. Например: биться, ругаться и пр. Остальные же являются невозвратными. Например: бить, ругать, думать и пр.

Переходность

Все глаголы делятся на непереходные и переходные. Последние обозначают какой-либо процесс, который переходит на другой предмет. Его название может быть выражено:


Все остальные глаголы считаются непереходными (играть в лесу, верить в справедливость и пр.).

Спряжение

О том, какой непостоянный признак глагола можно использовать для написания красивого стилистического письма, вам известно. Однако для составления грамотного текста этого мало. Ведь очень важно знать, как пишутся глаголы в том или ином спряжении.

Как известно, при такой форме изменяются окончания глаголов. В свою очередь, спряжения зависят от лица и числа того или иного слова.

Итак, для составления грамотного письма необходимо запомнить, что:

  • Глаголы 1-ого спряжения имеют окончания: -ешь (-ёшь), -у (-ю), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём) и -ут (-ют). Приведем пример: работаешь, хочешь, воет, поем, бегут и пр.
  • Глаголы 2-ого спряжения имеют окончания: -ишь, -у (-ю), им, -ит, -ат (-ят) или -ите. Приведем пример: растите, кормит, любишь, проходит, погубим и пр.

Постоянные признаки имен существительного - это...непостоянные признаки - это... .., непостоянные признаки - это...


  1. Непостоянные - число, падеж


  2. 3 род;
    4 склонение;


    2 падеж.

  3. Постоянные признаки - род, склонение, одушевленность/неодушевленность
    Непостоянные - число, падеж
  4. Постоянные признаки имени существительного-это род, склонение
  5. Постоянные признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам ед. /мн) ;
    2 падеж.

  6. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  7. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  8. постоянные признаки это род, склонение, одушевлнные и не одушевлнные! непстояные признаки это число, падеж
  9. Постоянные признаки - род, склонение, одушевленность/неодушевленность
    Непостоянные - число, падеж
  10. собственное или нарицателье одушевлное или неодушевлное склонение род падеж
  11. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  12. Вы лишены прав)
  13. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  14. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  15. Постоянные признаки имени существительного-это род, склонение, и одушевлнный или неодушевлнный.
    Непостоянные признаки имени существительного-это число и падеж.
  16. род число одушевлнные или не одуш. соб. или нариц. склонение.
  17. Постоянные признаки им. существительного - собственное или нарицательное; 2 одушевлнное или неодушевлнное; 3род; 4 склонение; 5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа).

    Непостоянные признаки им. существительного - число (если слово изменяется по числам); 2. падеж.

    У прилагательных пост. признак - разряд (качественный, относительный, притяжательный)

    Непост. признаки - степень сравнения (если есть), полная или краткая форма (только к качественным прилагательным), число, род, падеж.

    Пост. признаки глагола - вид (совершенный или несовершенный) , спряжение, переходный или непереходный, возвратный или невозвратный

    Непостоянные: наклонение (изъявительное, повелительное, условное), время (в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени), число.

  18. это род

Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».

Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (имя существительное)

« Имя существительное

это хлеб языка »

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Объясните значение слова "язык".

Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

Ваше мнение?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика

Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

Докажите что это существительные.

Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

Вывод:

Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша , желание, горе, олово.

Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

Как определить склонение?

Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.