Курсовая работа на тему “Дидактическая игра как ведущий вид развития дошкольников”. Дидактическая игра в педагогике

Когда возникает необходимость обучить ребенка математике и развить его математическое мышление, закрепить сложный для понимания материал на помощь родителям приходит игра.

Она занимает большую часть жизни ребенка, позволяя ему решать важные вопросы и познавать окружающий мир. Задача взрослого в такой ситуации — использовать возможности игровых действий и приучить ребенка к процессу обучения, заложить основы знаний.

Чем полезны дидактические игры

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов.

Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

  1. Закрепляет уже изученный материал;
  2. Оттачивает новые умения;
  3. Развивает познавательные способности;
  4. Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;
  5. Учит сосредотачиваться;
  6. Развивает фантазию и мышление;
  7. Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;
  8. Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса, развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно являются отражением его уровня знаний и общего развития.

Если не заниматься с ребенком, то, возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.

Помогите ребенку найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр.

Что такое дидактическая игра

Когда ребенок играет, он ставит для себя целью непосредственно игру как процесс. Он не акцентирует внимание на том, что ему может дать то или иное игровое поведение. Ребенок просто хочет играть.

Дидактическая игра – способ обучения ребенка, при котором в привычной для него форме преподносится новый или повторяется ранее изученный материал.

Целью взрослых при проведении дидактической игры является непосредственное обучение ребенка конкретному навыку или знанию. Так, например, ребенок будет с интересом доставать из мешочка различные предметы, узнавая их на ощупь. Для него это будет веселое занятие, которое доставляет ему удовольствие, а взрослый через такую игру стремится развить сенсорные способности малыша, его логическое мышление и фантазию.

Важным отличием дидактической игры является наличие правил и определенной цели, которая для ребенка выражается стремлением выиграть, а для взрослого научить.

Именно наличие правил в игре интересует ребенка, так как для него это новый вид игрового поведения. В свободной игре у ребенка нет ограничений, он может действовать тем способом, который ему кажется наиболее интересным.

Для дидактической игры характерно четкое игровое поведение, которое не предусматривает отклонения от заданного направления. Это способствует целенаправленному усвоению знания без неожиданного переключения на другую область.

Постепенно, понимая важность соблюдения установленных правил, малыш учится применять их не только в игре, но и в реальной жизни.

Таким образом, достигается важное умение подчиняться установленным порядкам. Регулярные занятия с дидактическими играми позволяют успешно подготовить ребенка к обучению в школе, где будет необходимо вести себя в рамках правил.

Еще одним положительным моментом является общая увлеченность всех участников дидактической игры и стремление к результату. Азарт и стремление победить или решить задачу дает возможность выработать у ребенка усердие и концентрацию на поставленной задаче.

Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:

  1. С игрушками и бытовыми предметами;
  2. Настольные и напольные игры;
  3. Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.

Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.

Сложность игры должна быть подобрана исходя из возраста и уровня развития ребенка. Одним из вариантов будет начать обучение с одного правила. После того, как ребенок его освоит можно добавлять новые ограничения, которые требуются в условиях. Главным является удовольствие ребенка.

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов правил. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач, решаемых в одном занятии.

Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.

В чем важность использования дидактических игр?

  • Обучают ребенка в легкой и понятной форме;
  • Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;
  • Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;
  • Формируют представления у ребенка о правильном поведении;
  • Вызывают интерес к трудовой деятельности;
  • Способствуют физическому развитию.

Важные аспекты использования дидактических игр

  • Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы. Освободите пространство для занятия, чтобы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;
  • Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно. Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;
  • Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть. (Ознакомление, закрепление, развитие);
  • У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке выполнения в занятии.

Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?

Использование этого вида игр в обучении математике в дошкольном возрасте позволяет понять некоторые сложные математические понятия. Через наглядное и простое объяснение простых вещей ребенок начинает соотносить определенные термины с действиями или предметами.

  • Сформировать представление о соотношении цифр и чисел, их количества и написания. Малыш должен четко понимать, какое количество предметов соответствует каждой цифре. Возможность измерить нарисованный символ позволяет легче понять принципы арифметики;
  • Происходит развитие ориентации во времени и пространстве. Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия;
  • В процессе игры через постоянный результат определенных действий ребенок учится делать выводы.
    Позволяет привлечь внимание ребенка к тем предметам, которые не интересуют его в обычной жизни.
  • Развитие мышления и математических способностей дают возможность ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале;
  • Через эмоциональное восприятие прививается интерес к учебе, что является важным фактором при дальнейшем обучении в школе.

Любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру. Нужно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вводить новые термины и понятия, отображая их действием.

Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?

1. На изучение счета;
2. На ориентацию в пространстве;
3. С геометрическими фигурами;
4. Игры на логику и развитие математического мышления.

Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?

Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов через складывание, перебирание и разбор предметов ребенок запоминает формы, размеры, цвета и др. Начинает ассоциировать названные предметы с их изображением.

Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применения имеющихся знаний и стимулирует бурную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от проведенной игры и закрепляет положительное отношение к изученному материалу.

На подсознательном уровне у малыша формируется понимание того, что для решения задачи нужно приложить некоторые усилия.

Необходимость сосредоточиться и обдумывать материал для получения правильного ответа развивает у ребенка внимательность и наблюдательность. Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие.

В процессе игры происходит формирование математических основ в легкой, привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью малыша и быстрее начинают применяться им в обычной жизни.

Игры на изучение геометрических фигур и подсчет формируют базовые представления и позволяют запоминать необходимую информацию. Обучение счету ребенка, который играл с цифрами проходит проще, так как он уже на подсознательном уровне усвоил основы этого знания.

Нужно ли родителям обладать особыми знаниями, чтобы играть с ребенком в дидактические игры?

  • Родители должны помочь ребенку в моделировании простых логических и математических навыков. Предлагать и помогать решать задачи для базового формирования способностей;
  • Пояснять и показывать легкость применения логического мышления в обыденной жизни.

Игры развивают память и мыслительные процессы, а так как дети любознательны и жаждут узнать новое, то необходимо просто удовлетворить их желания.

Задача родителей состоит не только в обучении необходимым знаниям, но и в сохранении, и развитии желания познавать мир.

С того момента, когда ребенок начинает двигаться в пространстве он изучает все окружающее: предметы и связи между действиями. Родители в форме игры показывают и рассказывают ему о формах, величине и др. внешних признаках, которые ребенок уже отметил. Важно пояснить, каким образом нужно пользоваться предметом, какие действия с ним производить.

Для положительного результата от дидактической игры достаточно только желания взрослого поиграть с малышом.

Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?

Организация дидактической игры, как и других видов занятий с ребенком, требует время на подготовку. Взрослые должны придерживаться некоторых правил, которые позволят достичь поставленной в игре цели.

  1. Игры проводятся в определенное время в режиме ребенка, когда он сыт, полон сил и деятелен. Чаще всего это время после завтрака или после обеденного сна.
  2. Предметы и игрушки, использующиеся для дидактической игры, должны быть привлекательными, чтобы возникло желание поиграть с ними.
  3. Занятие должно ориентироваться на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка, побуждать его к действию.

Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые предметы, то нужно спросить ребенка о его желании поиграть. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чего он не хочет. Если он отказывается, то расскажите, какая это интересная игра.

Во время игры вас ничего не должно отвлекать или беспокоить. Следите за ребенком и его действиями. Поддерживайте его стремление что-то сделать. В затруднительной ситуации подскажите правильный выход. Бурно отмечайте успехи малыша.

После завершения игры поговорите с ребенком о ней. Поинтересуйтесь его впечатлениями. Повторите новые знания, которые он получил.

Варианты дидактических игр

В дидактических играх можно использовать любые предметы и игрушки. Можно воспользоваться уже готовым вариантом или поиграть без дополнительного материала. Например, предложите ребенку показать цифру при помощи тела или слепить ее из пластилина.

Важно понять, что дидактическая игра дает целый комплекс новых знаний и умений, опираясь на полученный ранее опыт. Например, изучая цифры, дополнительно можно повторять формы и цвета.
Использование опыта ребенка − прекрасный вариант для развития образного и логического мышления. Формирование ассоциаций и связей между различными предметами благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.

Игры для 1-2 лет

Для детей этого возраста можно предложить игры на развитие мелкой моторики, логическое развитие и первичные математические операции. Например, постройка башенок из кубиков, перекладывание и деление по признакам различных предметов.

Дидактическая игра − один из самых востребованных способов обучения ребенка математическим навыкам в дошкольном возрасте. Возможность использовать варианты таких занятий с самого раннего возраста дают стимул развития во всех областях знаний.

Детям этого возраста можно предложить следующие варианты:

  1. Предложите малышу составить пирамидку из кубиков одного типа, сами же постройте пирамидку другого стиля. Сравните полученный результат. При построении пирамиды оттачивайте понимание множества предметов;
  2. Вкладыши и различные логические домики и кубики;
  3. Занятия с шариками. Их сортировка по цвету, размеру.
  4. Игра «что в мешке». Положите в плотный мешок предметы хорошо знакомые ребенку и предложите угадать, что попалось в руки малыша. С возрастом можно предложить достать что-то определенной формы.

Игры для детей 3-4 лет

  1. На подбор недостающих деталей. Такую игру можно купить, а можно и сделать самостоятельно. Вырежьте из бумаги или картона известный ребенку предмет (домик, паровозик). Сделайте отверстия разной формы и предложите ребенку подобрать недостающие части;
  2. Соберите с ребенком бусы из различных материалов;
  3. Подготовьте большие разноцветные формы предметов. Из такого же цвета подготовьте меньшие копии того же цвета. Предложите ребенку распределить маленькие запчасти на больших;
  4. Научите ребенка играть с мозаикой;
  5. Игры на подбор соответствующих деталей. Можно предложить ребенку подобрать крышки к ряду кастрюль;
  6. Усложните игру «Что в мешке». Пусть малыш сортирует предметы, не доставая их из мешка;
  7. Можно начинать использовать настольные игры;
  8. Собирайте пазлы и разрезные картинки. Для закрепления счета пронумеруйте части разрезной картинки и собирайте их по порядку.
  9. Гуляя на улице, предлагайте ребенку считать предметы и объекты;

Игры для детей 5-6 лет

  1. Разнообразные настольные и напольные игры;
  2. На поиск подходящих частей предметов;
  3. Конструирование из различных материалов и форм;
  4. Создание предметов для игр. Предложите ребенку помочь вам подготовить части для новой игры. Можно вырезать фигуры заданного цвета и размера, рисовать нужные карточки и др.;
  5. Фантазирование новой игры.

Дидактические игры − хороший способ не только развить математические способности, но и закрепить умение считать. Использование такого варианта обучения ребенка используется для обучения и другим предметам.

Преподносить информацию в игровой форме оптимально детям до 7-ми лет. Попробуйте поиграть с вашим ребенком и вы заметите, как быстро он будет обучаться новым навыкам и постигать необходимые знания.

Оксана Сарайкина
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей

Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, воспитания и обучения .

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения , наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Игра , являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития : импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению , ряд педагогов отмечают, что необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно образовательном процессе детского сада.

Как отмечает педагог Е. В. Бондаревская, современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения , который ещё присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей.

Хорошо известно высказывание Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в дидактических играх .

Всем известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Процитируем Л. С. Выготского, который подчёркивал, что через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О. М. Дьяченко, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир (Т. И. Бабаева, М. И. Лисина, В. И. Логинова, Н. Н. Поддъяков) .

Дидактическая игра часто выполняет функцию исследования, в процессе нее обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры . И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.

В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения дидактической игры из жизни детей (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова и др.) . Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях , их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.

Такие педагоги и психологи, как А. К. Бондаренко, Н. И. Соколенко утверждают, что именно дидактическая игра неразрывно связана с дошкольным обучением .

Г. А. Тумакова, Г. С. Швайко, Г. М. Лямина, Л. В. Склярова указывают на необходимость использования дидактической игры в процессе воспитания детей в дошкольном учреждении. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников. По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно.

Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр , которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка /по Т. А. Репиной/.

Практика показывает, что для обучения и воспитания ребенка как личности, педагоги должны целенаправленно над этим работать, но большинство из них не задумываются об эффективности используемых методов и средств . Как правило, это словесные методы, такие как беседа, указание, чтение литературы. К тому же в исследованиях последних лет практически не затрагиваются проблемы использования дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе.

В работах последних лет с сожалением констатируется, что во многих детских садах работа по воспитанию и обучению младших дошкольников через дидактические игры осуществляется изредка, игра не рассматривается как средство воспитания и сплочения детей в группе . Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях обращается внимание на повышенную потребность многих родителей в хорошо воспитанном , дружелюбном, доброжелательном ребенке, игровая деятельность в этом отношении не выступает как воздействие на воспитание дружелюбия , формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие познавательных способностей и речевой активности малышей.

Роль дидактической игры .

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.

Д. Б. Эльконин называл игру кладовой настоящей творческой мысли будущего человека. Предмет этой деятельности составляет взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интел лектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения , моделирования. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей , она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить, на этой почве и возникает игра .

Итак, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Дидактическая игра выступает как один из основных факторов развития ребенка.

Виды дидактических игр .

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию , познавательной деятельности детей , игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей , по роли педагога в них. Перечисленные признаки присущи всем играм , однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Часто дидактические игры соотносят с содержанием обучения : игры по сенсорному восприятию , словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом :

1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии , соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка , настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной работы.

3. Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета . В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. /Л. В. Артемова, Л. А. Абрамян/

Возможна и такая группировка дидактических игр : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

1. Игры-путешествия всегда несколько загадочны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат : решить проблему, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то , что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, речь, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

2. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

3. Игры-предположения. “Что было бы… ?” или “Что бы я сделал?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

4. Игры-загадки используются для проверки знаний, умений, находчивости. Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную и речевую деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

5. Игры-беседы (диалоги) . В их основе лежит общение педагога с детьми и детей между собой . Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей , умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. /А. Д. Саар, К. Д. Сергеева/

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах : игры - занятия и дидактические или автодидактические игры . В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который использует игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним :

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания .

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи. /по С. Л. Новоселовой/

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей , и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка

Структура дидактических игр .

От других видов игр и упражнений дидактическую игру отличает определенная структура.

Как утверждают И. М. Кононова и К. Д. Сергеева, игра , используемая для обучения , должна содержать прежде всего обучающую , дидактическую задачу . Играя , дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются и ее правила.

Рассмотрим подробнее основные компоненты дидактической игры .

1. Дидактическая задача . Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников , так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями, представлениями и умениями. Определяя дидактическую задачу , имеется в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться , закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами игры (честность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, какие стороны речи развить. В каждой дидактической игре своя обучающая задача , что отличает одну игру от другой.

2. Игровые правила. Основная цель правил игры- организовать действия, поведение детей . Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-либо детям в игре, делать игру занимательной и напряженной.

Факт создания мнимой ситуации, с точки зрения развития, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и учебы, труда, с которым сталкиваются в школьном возрасте как с основным фактом.

Используя дидактическую игру в педагогическом процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

3. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными : спрятать, искать, закрывать фишкой картинки, подбирать картинки, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя.

Таким образом, любая игра становится дидактической игрой , если имеются ее основные компоненты : дидактическая задача , игровые правила, игровые действия, которые и являются основными структурными элементами дидактической игры .

Дидактическая игра одновременно является формой обучения , наиболее характерной для маленьких детей . Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части, характерные для игровой деятельности детей : замысел (задача, содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры : "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить . Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия. В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Правила игры определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей , взаимоотношения между ними и воспитателем . С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания , проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих .

Правила игры имеют обучающий , организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать : они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре ; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем , постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие .

Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2) функция формирования психических новообразований;

3) функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.) Карпова Е.В. Дидактические игры Ярославль, «Академия развития», 1997г.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

Необходимость включения педагога в игру. Он

является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.

Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач.

Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычисли-" тельных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Требования к проведению учебно-дидактической игры.

Первое требование к учебно - дидактическим играм проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры отвечающие следующим требованиям:

Способность пробуждать непосредственный интерес у детей;

Обеспечение детям возможности проявить свои способности;

Вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;

Предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

Доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;

Получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.

Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но, в то же время, в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.

Использование дидактических игр как средство подготовки старших дошкольников к обучению в школе определяется рядом причин:

1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте [ "...Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. N 6. С. 62-76 ]

], поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактическая задача;

2)игровые действия;

3)правила игры;

4)результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его

обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с задачами обучающей деятельности закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

В различных дидактических играх решаются задачи познавательного развития. Например, в играх «Кто быстрее соберет блоки?», «Что лишнее?», «Магазин» и другие дети учатся объединять предметы по 2-3 признакам и на основе общих понятий: мебель, одежда, посуда, овощи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение мыслительных определенных операций.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психологических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений, а развитие мышления в дошкольном возрасте является основным фактором формирования готовности к обучению в школе.

В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения, что также способствует психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие рефлексного мышления. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексного мышления. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, чторебенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если созданные условия будут развивать у него уверенность в себе, в своих силах. А наиболее самостоятелен ребенок дошкольного возраста в игре - он сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение.

Заключение

Главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка то есть проводя его в форме специальных учебно - дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам [Усова А.П. Обучение в детском саду 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с].

Наиболее важное значение для развития личности старшего дошкольника, а впоследствии будущего школьника имеет игра. Однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития, поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности – учению.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств познавательной активности. Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение в развитии познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, так как именно игровая деятельность способствует развитию произвольности поведения и таких познавательных процессов как: память, мышление и речь, внимание, воображение, необходимых для успешного обучения в школе.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

Дидактические игры наряду с подвижными, музыкальными создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.

Игры с правилами имеют большое организующее значение для ребенка и детского коллектива. Правила в этих играх предлагают детям определенные нормы действия (умственного и физического), определяют, что надо делать, говорить и чего нельзя, как действовать каждому и всем играющим. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого.

К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра с правилами — основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей — имеет определенную структуру, которая включает ди-дактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности. К таким играм можно отнести прежде всего многие настольные игры, словесные и словесно-подвижные типа народных и т. п.

Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, грибками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и опре-деленные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме).

Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства — цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игро-вых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Еще более важное место занимают словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.), настольно-печатные игры на классификацию предметов, игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей.

«У кого какой дом?»

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

  • - учить детей ориентироваться на рифму по окончанию слова;
  • - развивать умение слушать, побуждать к общению.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Умейка (кукла).

(воспитатель читает отрывки из стихотворений)

(С. Маршак)

Зайка звонко барабанит, Он серьёзным делом... (занят).

(И. Токмакова)

Телефон опять звонит,

От него в ушах... (звенит).

(А. Барто)

Скачут побегайчики - Солнечные зайчики. Где же зайчики? - Ушли. Вы нигде их... (не нашли).

(А. Бродский)

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман... (пришить)

И конфетку... (положить).

(3. Александрова)

Воспитатель: Молодцы ребята! Умейке понравилось, как вы подбирали нужные слова. А теперь вы сами почитайте стихи Умейке.

(Дети читают стихи по желанию).

Дидактическая игра «Мой портрет»

Цель .

Дидактический материал .

  • Картинки с изображением детей разно­го возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры .

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают-большими, маленькими или не очень маленькими. Могут они сказать и пока ­ зать на пальчиках, сколько им лет, или они этого ещё не знают. Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображе Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой. Читает стихотворение:

Если сам ты небольшой,

Но с высокою душой,

Значит, твой реальный рост

Выше самых дальних звёзд.

На следующем занятии педагог предлагает детям рассмотреть у себя и друзей, какие у них глаза, брови, нос, рот, уши, прическа, а затем нарисова ть свой автопортрет.

Творческая игра «Угадай, кто это?».

  • Игра развивает у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

Ход игры. Педагог выбирает одного из детей рассказчиком. Остальные дети сидят на стульчиках в кружок. Рассказчик должен всем рассказать о ком-нибудь из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер и т. д. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первый угадает, подходит к узнанному по описанию ребёнку, выводит его на середину круга к рассказчику, и они втроём, взявшись за руки, шагают под пение всех детей:

Станьте, дети, станьте в круг,

Станьте в круг, станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Добрый, добрый друг.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова "Ля-ля-ля, ля-ля-ля" все дети хлопают в ладоши, а находящи­еся в круге трое кружатся. Затем ведущим становится угадавший.

Дидактическая игра " Грязи-нет! И пыли-нет!"

Цель.

  • Игра приучает детей помогать своим родным в работе по дому, учит совместной деятельности и общению.

Дидактический материал.

  • Различные домашние вещи и предметы для уборки: посуда, швабра, ведро, тряпки и т. д.

Ход игры. Педагог вместе с детьми распределяет домашние обязанности. Каждый получает необходимые для уборки предметы и занимает своё рабочее место. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.

На столе - посуда горкой.

Под столом - с водою таз.

Генеральная уборка начинается у нас!

Генеральная! Аврал! Наша мама - генерал!

Я ужасно храбрый, я хожу со шваброй!

Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.

И от дяди много толку - он помыл на кухне полку.

Дедушка с бабушкой вышли во двор –

Все мы грязи не выносим,

Из квартиры сор выносим,

Полотенцем, пылесосом

Под сервантом и столом –

Так, что пыль стоит столбом!

Педагог благодарит своих маленьких помощников. Можно спросить, кто из детей помогает своим родным дома так, как это делает "помощница" из стихотворения А. Барто?

У Танюши дел немало, Вот у Тани сколько дела:

У Танюши много дел: Таня ела, чай пила,

Утром брату помогала - Села, с мамой посидела,

Он с утра конфеты ел. Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Педагог. Хорошо ли Таня поступает? (Высказывания детей.)

Дидактическая игра "Мои день"

Цель. Игра развивает у детей умение видеть и понимать себя,

свой внешний и внутренний мир.

Дидактический материал. Картинки с изображением поведения

детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

Ход игры. Педагог предлагает детям послушать стихотворение "Мой день":

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днём я прогулялся сам

Дома поиграл я сам,

Спать улёгся в тишине...

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и всё.

Спасибо мне!

Педагог. Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотво­рении? Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворе­нии и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.

Затем педагог предлагает детям нарисовать, как они ведут себя дома.

Цель.

  • Игра развивает в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.

Ход игры. Педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: "У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один".

Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так?

Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.

Педагог рассказывает, что случилось с Катей: "Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?"- спрашивает Катя свою бабушку. А бабушка отвечает ей: "А потому, милая внучка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше дела­ла, больше ходила, меньше болтала и нос свой куда не надо не совала". Дети, а вы как думаете? Правильно бабушка ответила Кате?

Дидактическая игра «Как поступить?»

Цель .

  • Учить детей быть внимательными, заботли выми по отношению друг к другу, по - разному выражать добрые чувства.

Игровое задание . Оказать необходимую помощь.

Правили игры . Уметь объяснить свой выбор картинки. По достоинству оценить помощь сверстника.

Материал . Сюжетные картинки (для каждого ребенка), такие, как: ребенок рисует дерево и яблоки на нем синим карандашом; все сажают овощи, цветы. Деревья, а один ребенок стоит без дела; дети собира ют урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; двое едят что - ни будь вкусное, а третий- нет; дети играют, но у одн ог о ребенка нет игрушек; ребенок плачет; ребенок пытается перейти улицу на красный свет. Предметные картинки: зеленый, красный, коричневый карандаши: лопата, ведро, корзинка, игрушки, фрукты, лакомства. Изображение ребенка в предупреждающей позе.

Игр а : Сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их немного больше, чем сюжетных. Начните игру стихами, загадкой, пословицей по теме игры; например:

Одному не под силу - зови товарищей.

Все силы отдай, а друга в беде выручай.

Поставьте перед детьми задачу - помочь тем, кто в этом нуждается, подобрав к сюжетным картинкам подходящие предметы. Дети, выбрав к сюжетным картинкам подходящие предметные. Дети, выбрав сюжетную картинку, ищут нужную им среди предметных. Ког д а картинки подобраны, дети, сидящие за одним столом, проверяют дру г у др уг а правильность выполнения задания, обсуждают, почему они выбрали именно эту картинку. Затем они меняются местами (пересаживаются за другие столы). Игра повторяется.

Желательно иметь несколько наборов предметных картинок, что заставит детей по- разному поступать при выполнении задания по одной сюжетной картинке.

Игра на развитие общения со сверстниками и взрослыми «У кого какой дом?»

  • Побуждать вступать в диалог с взрослыми и сверстниками, высказываться на темы из личного опыта (внеситуативное общение);
  • учить составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем;
  • подбирать пары слов с противоположным значением (антонимы), развивать речевое внимание, фонематический слух.

Ход игры:

(Воспитатель указывает на панно, где выставлены картинки на тему «Дом»).

Воспитатель: Правда, красивые дома на этих картинках? В каком из этих домов вам хотелось бы жить? 11очему? (Ответы детей) Воспитатель: Я вижу, что вам понравились большие, кирпичные дома, с балконами, с магазинами на первом этаже. В таких домах живут многие. Кто из вас, ребятки, расскажет, в каком доме он живет? (Ответы 2-3 детей)

Воспитатель: Молодцы, какие хорошие рассказы у вас получились. Все вы живете в разных домах, в них вы отдыхаете, принимаете гостей, это ваш кров, очаг. Но вот, что интересно: свои дома имеют и животные. Я вам буду читать загадки, а вы - отгадывайте.

Теремок ползет,

На себе дом везет,

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая.

Это... Правильно, улитка. А как называется ее домик?

Дети: Ракушка, (ребенок ищет картинку с изображением ракушки и выставляет ее на мольберт).

Воспитатель: Пришли мужики без топоров,

Срубили избу без углов.

Это... Правильно, муравьи. А как называется их домик?

Дети: Муравейник (ребенок ищет картинку с изображением муравейника, выставляет ее на мольберт)

Воспитатель: Без рук, без топоренка,

Построена избенка

Это... Гнездо. И кто живет в гнездах? Правильно, птицы. Тогда еще одна загадка:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его....

Как вы думаете, как его зовут? Молодцы, скворец. А домик для скворца называется скворечник. Иди, Коля, выбери картинку, с изображением скворечника, (ребенок выбирает, ставит Воспитатель предлагает словесную игру «Кто где живет?)

Воспитатель: Итак, у скворца - (дети хором) скворечник,

У курицы - курятник,

У коровы - коровник,

У собаки - конура,

У птицы - гнездо,

У муравья - муравейник,

У белки - дупла,

У медведя - берлога,

У лисицы - нора.

У пчелы - улей.

Воспитатель: Сейчас вы все будете пчелками. Встаньте парами, кто с кем хочет. Один из вас будет взрослой пчелой, а другой - маленькой пчелкой. Взрослая пчела издает такой громкий звук: «33333», а малыши - пчелки жужжат мягко, потише: «3333333». Полетели, зажужжали. Прилетели к улью, поменялись ролями.

Воспитатель: А сейчас, наши пчелки хотят поиграть в игру «Скажи наоборот», кому брошу мяч - тот отвечает и возвращает мяч мне назад, например:

  • дом высокий, а избушка.... (низкая)
  • Лето теплое, а зима... (холодная)
  • На солнце песок сухой - а после дождя... (мокрый)
  • Дедушка старый, а ребенок... (молодой)
  • Возле печки горячо, а в холодильнике... (холодно)
  • Петушок встает рано, а луна всходит... (поздно)
  • Когда весело ты смеешься, а когда грустно...(плачешь)

Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. А сейчас пчелки хотят послушать стихотворение Марины Бородицкой «Разговор с пчелой»

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А ты как мог,

сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Кто больше всего в нем понравился? Кто прав, а кто виноват в случившемся?