Современные приоритетные национальные проекты здоровье. Основные приоритеты национального проекта «Здоровье

Национальный проект в сфере здравоохранения подразумевает развитие первичной медицинской помощи (в том числе семейной медицины), повышение укомплектованности кадрами первичного звена здравоохранения, переход на новые формы оплаты труда в зависимости от объемов и качества оказываемой медицинской помощи, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.

На основе сетевого графика реализации Федерального Национального проекта «Здоровье» сформирован и утвержден «План реализации национального проекта в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге ». Комитетом по здравоохранению проведены обучающие семинары с руководителями отделов здраво-охранения районов и главными врачами стационаров и АПУ по изучению материалов и разъяснению решений Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития. На его основе в каждом административном районе также сформированы соответствующие планы.

В соответствии с основными приоритетами и задачами Комитетом по здравоохранению созданы рабочие группы по контролю за реализацией каждого направления и подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании Координационного Совета во главе с вице-губернатором Санкт-Петербурга . Подготовлено и подписано Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга и Министерством здравоохранения и социального развития России о порядке реализации Национального проекта «Здоровье».

В основу национального проекта в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга были заложены мероприятия по развитию первичной медико-санитарной помощи, включая:

  • повышение уровня оплаты труда участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер, работающих с ними.
  • дополнительную подготовку врачей по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)». Одно из приоритетных направлений реализации национального проекта состоит в подготовке и переподготовке врачей общей практики, участковых терапев-тов и педиатров. В Санкт-Петербурге сформирован Территориальный реестр врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, медсестер, акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, акушерок и детских медсестер женских консультаций, родильных домов (отделений) и перинатальных центров городских и районных учреждений здравоохранения.
  • проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ряда за-болеваний (ВИЧ-инфекция, гепатит B, краснуха и др.),
  • проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок. Для проведения иммунизации определена численность населения города, подлежащего прививкам по плану национального календаря, а также численность населения, подлежащая дополнительной иммунизации против полиомиелита, краснухи, гепатита В и гриппа.
  • проведение диспансеризации работающего населения по дополнительным программам. Основной задачей диспансеризации является раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы, туберкулеза, онкологических заболеваний, сахарного диабета, дегенеративно-дистрофических заболеваний крупных суставов и патологии позвоночника. В настоящее время внедряется компьютерная программа по мониторингу диспансеризации взрослого населения.
  • дополнительную оплату первичной медикосанитарной помощи, оказываемой работающим гражданам и неработающим пенсионерам. В соответствии с указаниями Росздрава начата подготовка к заключению договоров между главными врачами АПУ и медработниками, участвующими в реализации проекта. Эти дополнительные соглашения будут оформляться на основе методических рекомендаций Министерства. Издано распоряжение Комитета о порядке дополнительных денежных выплат в рамках национального проекта в сфере здравоохранения. Согласно утвержденному Плану Комитет по здравоохранению, совместно с ТФ ОМС, будут осуществлять мониторинг результатов деятельности АПУ в соответствии с установленными показателями объемов, результатов и качества медицинской помощи. Следующий важнейший раздел работы - оснащение АПУ диагностическим оборудованием. Определён порядок оснащения диагностическим оборудованием и автомобилями скорой помощи медучреждений города.

Национальным проектом в сфере здравоохранения для Санкт-Петербурга предусмотрено улучшение обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, включая:

  • модернизацию существующих федеральных специализированных медицинских учреждений (ФСМУ),
  • совершенствование организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи (перевод ФСМУ на государственный заказ, введение «Листа учета», разработка стандартов высокотехнологичной медицинской помощи). Конкретным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной задачи, должно стать усиление профилактической направленности здравоохранения, предотвращение заболеваемости, повышение уровня удовлетворения потребности в высокотехнологичных видах медицинской помощи Для оперативного решения вопросов обеспечения населения высокотехноло-гичной медицинской помощью созданы комиссии Комитета и федеральных учреждений здравоохранения по отбору и направлению пациентов на дорогостоящие виды медицинской помощи.
  • конкретные меры, направленные на реализацию задачи улучшения состояния здоровья детей и матерей в Санкт-Петербурге :
  • внедрение новых организационных ресурсосберегающих, перинатальных и репродуктивных технологий;
  • расширение диспансеризации детей, проведение массовых обследований новорожденных детей на наследственные заболевания; По разделу национального проекта, касающегося выявления врожденной патологии определены контингенты по обследованию новорожденных на галактоземию и адреногенитальный синдром. Ежегодно необходимо обследовать около 92 тыс. новорожденных, с учетом повторных уточняющих исследований. В соответствии с федеральной программой по проведению массового обследования новорожденных для ранней диагностики галактоземии и адреногенитального синдрома планируется обеспечение биохимической лаборатории Медико-генетического центра необходимым дополнительным оборудованием и соответствующими наборами реагентов за счет средств Федерального бюджета.
  • развитие перинатальной помощи и специализированной высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям;
  • введение «Родового сертификата» в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов. Для реализации программы родовых сертификатов подготовлен пофамильный электронный реестр врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, акушерок и детских медсестер, работающих в 49 амбула-торных и 16 стационарных государственных учреждениях родовспоможения.

Основные задачи по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2012 год.

1. Продолжить реализацию всех основных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье».

2. Обеспечить иммунизацию населения Санкт-Петербурга в соответствии с планом в 2012 году, уделяя особое внимание:

  • завершению вакцинации против гепатита В 2011 года и обеспечение выполнения плана вакцинации декретированного контингента на текущий год
  • -иммунизации против кори не менее 60 тыс. человек.

3. Продолжить проведение дополнительной диспансеризации.

4. Проводить мероприятия по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, в том числе у больных туберкулезом, сочетанного с ВИЧ- инфекцией.

5. Продолжить мероприятия, направленные на снижение материнской, младенческой и перинатальной смертности.

6. Реализовать развитие новых направлений по формированию здорового образа жизни у граждан Санкт-Петербурга .

7. Совершенствовать работу региональных сосудистых центров для оказания медицинской помощи на базе стационаров, подведомственных Комитету по здравоохранению, введенных в строй в 2011 году.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Национальный проект Здоровье, Азнаурян И.Э.

    ✪ гимн Международного фестиваля "Ангелы природы"

Субтитры

Цели проекта

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики
  • повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

  • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Федеральные центры высоких медицинских технологий

В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах , из них:

Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд . Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.

Итоги реализации

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами , 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

Критика

Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

На фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.

Генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортует о многочисленных нарушениях, связанных с реализацией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009-2010 годах Счётная палата в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития, возглавляемого в то время Татьяной Голиковой , выявила также нарушения в ходе строительства федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» . Из результатов журналистского расследования, проведенного сотрудниками информагентства Reuters, следует, что 48 млн долларов США из сметы проекта были потрачены на строительство дворца под Геленджиком, который считают собственностью Д.А.Бескаравайной.

Источники

  1. Пересторонин, Александр . Федеральный центр нейрохирургии в Тюмени примет пациентов в 2011 году (рус.) , М. : РИА Новости (18 августа 2010). Проверено 8 февраля 2013.
  2. В Новосибирске принял первых пациентов Федеральный центр нейрохирургии (рус.) , М. : Первый канал (5 декабря 2012). Проверено 10 февраля 2013.
  3. Чухачёва О. Центр нейрохирургии: первая операция состоялась // Тюменские известия: газета. - Тюмень, 27 апреля 2011. - № 70 (5278) .
  4. В Челябинской области медработникам задерживают отпускные выплаты (неопр.) . REGNUM (8 августа 2007). Проверено 14 августа 2010.
(итоги 2015 года)

В 2015 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в здравоохранение области инвестировано средств в размере 1438,6 млн рублей, из них: 1243,7 млн рублей – из федерального бюджета и фонда социального страхования; 194,9 млн рублей – из областного бюджета. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялась в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2020 годы по следующим направлениям:

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

В рамках Национального календаря профилактических прививок привито 2 689 598 человек, по эпидемическим показаниям привито 271 966 человек, что позволило поддержать эпидблагополучие по инфекциям, управляемым посредством вакцинопрофилактики, избежать групповой и вспышечной заболеваемости населения Ростовской области в 2015 году.

За счет средств федерального бюджета в область поставлено вакцин на сумму 286 998,4 тыс. рублей, что на 38,6 млн рублей больше, чем в 2014 году, из средств областного бюджета на эти цели было предусмотрено 44 647,1 тыс. руб., профинансировано 34 647,1 тыс. рублей. Невыполнение плана связано с расторжением контракта на сумму 10,0 млн рублей по причине срыва поставщиком сроков поставки из-за отсутствия сертификатов.

Реализуемый в области комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий позволяет своевременно выявлять инфицированных вирусами иммунодефицита, гепатитов В и С и оказывать необходимую медицинскую помощь. В 2015 году обследовано 652 076 человек, что на 8,4% больше, чем в 2014 году. 2 269 больных ВИЧ получили бесплатную дорогостоящую антиретровирусную терапию. В 2015 году применены инновационные методы профилактики ВИЧ-инфекции с использованием теле- и радиоканалов с общим охватом более 95% населения Ростовской области.

Из средств федерального бюджета закуплено тест-систем и антиретровирусных препаратов на сумму 230 771,9 тыс. рублей, израсходовано на мероприятия по профилактике 10 690,5 тыс. рублей. На цели борьбы с ВИЧ-инфекциями из областного бюджета выделено 31 091,1 тыс. рублей.

Мероприятия, направленные на выявление туберкулеза, лечение больных туберкулезом

Благодаря системному подходу, включающему мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза, его своевременной диагностике и лечению удается ежегодно снижать заболеваемость и смертность от туберкулеза. В 2015 году по оперативным данным заболеваемость туберкулезом – 39,6 случаев на 100 тыс. населения, смертность от туберкулеза – 15,1 случаев на 100 тыс. населения (2014 год – 16,8).

Число лиц, осмотренных на туберкулез методом флюорографии в 2015 году, составило 1 823 062 человек, что на 78 201 человек больше, чем в 2014 году.

На финансовое обеспечение переоборудования лечебных учреждений данного профиля и закупок антибактериальных противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) в 2015 году из федерального бюджета выделено 206 167,0 тыс. рублей, из областного бюджета – 6 636,0 тыс. рублей.

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Начиная с 2014 года, расширены возможности финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. В 2015 году высокотехнологичную помощь в рамках финансирования нацпроекта «Здоровье» получили 7 190 человек (за счет всех источников финансирования – 16 304 человек, в 2014 году – 13 119 человек). Повысилась доступность специализированной медицинской помощи детям области. Пролечено 2 468 детей (2014 год – 1 955 чел.).

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи осуществлялось в 17 медицинских учреждениях федерального, областного, муниципального подчинения, частных форм собственности. Основное развитие в области за эти годы получили те направления, которые напрямую влияют на медицинскую составляющую демографических показателей. Это – кардиохирургия, акушерство и гинекология, онкология и травматология-ортопедия.

Таблица. Прирост отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи

Стентирование

Эндопротезирование

В 2015 году на территории Ростовской области введены новые профили высокотехнологичной медицинской помощи: трансплантология, ревматология, эндокринология, детская офтальмология, детская травматология и ортопедия, детская оториноларингология.

На эти цели за счет средств федерального бюджета инвестировано 36 060,5 тыс. рублей, из консолидированного бюджета области – 122 540,4 тыс. рублей.

Совершенствование медицинской помощи женщинам и детям

В 2015 году на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, из средств фонда социального страхования запланировано финансирование в сумме 522 731,0 тыс. рублей, на 01.01.2016 оплачено талонов на сумму 473 033,0 тыс. рублей.

Продолжались мероприятия по пренатальной, неонатальной диагностике и аудиологическому скринингу.

Проведена пренатальная диагностика 33 001 беременным, вставшим на учет до 12 недель. Охват скринингом I триместра составил 85,6%, что на 11,2% больше, чем в 2014 году.

Обследовано на галактоземию 50 000 новорожденных, выявленных случаев – 6, на муковисцидоз – 50 591, выявленных случаев – 5; адреногенитальный синдром – 50 694 ребенка, выявленных случаев – 8; первичный гипотиреоз – 51 069 новорожденных, выявленных случаев – 9; фенилкетонурию – 50 650 ребенка, выявленных случаев – 10. Количество детей, прошедших аудиологический скрининг, составляет 50 016, выявлено детей с нарушением слуха – 9.

В результате реализованного комплекса мероприятий удалось улучшить годовые целевые значения показателей младенческой смертности. Младенческая смертность снизилась на 16,5% по сравнению с 2014 годом и составила по оперативным данным 6,6 случаев на 1000 родившихся живыми.

Многие ранее включенные в нацпроект «Здоровье» мероприятия реализовались в 2015 году в рамках Госпрограммы развития здравоохранения до 2020 года. По основным значимым направлениям были заключены отдельные соглашения софинансирования расходных обязательств субъекта из федерального бюджета. Часть мероприятий финансировалась за счет средств обязательного медицинского страхования.

Формирование здорового образа жизни

В 55 территориях области проведено более 648 акций движения за здоровый образ жизни «Тихий Дон – здоровье в каждый дом!»; 11 выездных мероприятий в рамках проекта «Твое здоровье в твоих руках – Просветись!»; 7 специализированных мероприятий в рамках проекта «Сохраним здоровье на рабочих местах»; 55 мероприятий в рамках проектов «Доноры Дона», «Танцуй ради жизни», «Всё, что тебя касается», волонтерские акции «Здоровое начало» и «Молодежь против наркотиков».

Всего за 2015 год организовано 721 мероприятие, направленных на формирование здорового образа жизни.

В области продолжают работать 14 взрослых и 6 детских центров здоровья.

За 2015 год обследовано 81 478 человек, из них признаны здоровыми 32 440 человек (39,8%).

В результате проведенной работы в области отмечено по оперативным данным снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 6,9%, снижение доли курящих на 23,5%, снижение доли больных синдромом зависимости от наркотиков, состоящих под наблюдением, находящихся в ремиссии от 6 месяцев и более на 23,2%.

Проведение диспансеризации граждан и детей

В 2015 году продолжилась диспансеризация населения за счет средств обязательного медицинского страхования.

Планировалось обследовать 400 тыс. человек, застрахованных по ОМС, старше 18 лет, на 01.01.2016 осмотрено 405 235 человек (101,3%).

На 01.01.2016 из 7 510 подлежащих диспансеризации детей-сирот, находящихся в казенных учреждениях, осмотрено 7 611 детей. Из 7 390 детей-сирот, находящихся под опекой, усыновленных, удочеренных осмотрено 7 390 детей.

Проведение диспансеризации, медицинских осмотров населения, в том числе сельских жителей, детей, способствует раннему выявлению заболеваний, патологических состояний, факторов риска их развития.

Мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями

Оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями осуществляется в региональном сосудистом центре на базе ГБУ РО РОКБ и в 3-х первичных сосудистых отделениях на базе муниципальных лечебно-профилактических учреждений (БСМП № 2 г. Ростов-на-Дону, ГБСМП г. Таганрог, ГБСМП г. Каменск-Шахтинский).

В 2015 голу проведен ряд целенаправленных мероприятий по раннему выявлению пациентов с факторами риска сердечнососудистых заболеваний, начальными стадиями болезней органов кровообращения, своевременной постановки их на «Д» - учет и проведению обучения жителей области здоровому образу жизни.

Организовано обучение специалистов доврачебного и первичного медико-санитарного уровней современным методикам распознавания и оказания экстренной помощи пациентам с острой коронарной патологией и нарушением мозгового кровообращения.

На уровне муниципальных медицинских организаций разработаны, согласованы с министерством здравоохранения Ростовской области и утверждены главами муниципальных образований планы маршрутизации с острыми сосудистыми катастрофами в учреждениях межмуниципального и областного уровней с применением в необходимых случаях тромболитической терапии как на догоспитальном, так и на госпитальном этапах. Это позволило значительно снизить смертность от острого инфаркта миокарда и острых нарушений мозгового кровообращения, в том числе за счет своевременного использования высоких технологий коронарного стентирования, аорто-коронарного шунтирования и нейрохирургических вмешательств при геморрагических инсультах.

Создание областного регистра пациентов с острой сердечно-сосудистой патологией позволило значительно увеличить число случаев отсроченных оперативных вмешательств, направленных на вторичную профилактику повторных сердечно-сосудистых катастроф.

В результате по оперативным данным достигнуто снижение показателя «Смертность от болезней системы кровообращения» – 617,3 случая при плане 753,4 случая на 100 тыс. населения, что существенно ниже среднероссийского уровня – 631,8.

Мероприятия по совершенствованию организации онкологической помощи населению

В 2015 году завершено переоснащение медицинским оборудованием пяти областных онкологических центров (гг. Ростов-на-Дону, Шахты, Новочеркасск, Таганрог, Волгодонск). Профинансировано лекарственное обеспечение, проведение профилактических мероприятий, организация подготовки и переподготовки медицинских кадров, выделение в медицинских организациях помещений, необходимых для оказания лечебной помощи больным, и проведение их ремонта.

В результате реализации вышеизложенных мероприятий за 2015 год по оперативным данным снизилось число умерших от злокачественных новообразований до 164,9 случаев на 100 тыс. населения (2014 год - 174,4), увеличилось количество людей, проживших 5 и более лет с момента установления клинического диагноза, число пациентов, с диагнозом, установленным в 1-ой и 2-ой стадии заболевания.

Мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Благодаря отработанному механизму взаимодействия всех служб при оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях наблюдается тенденция к сокращению числа умерших на различных этапах оказания медицинской помощи. Стабильно отсутствуют пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях на трассе М4-Дон, умершие во время транспортировки бригадами скорой медицинской помощи. При установленном целевом показателе «дорожной карты» «смертность от дорожно-транспортных происшествий» - 10,3 умерших на 100 тыс. населения, за 2015 год по оперативным данным достигнут показатель – 7,3 (2014 год – 9,3).

Планы и задачи на 2016 год

В 2016 году в рамках нацпроекта «Здоровье» будет продолжено оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. Из средств ФСС запланировано финансирование в размере 488,1 млн рублей. Все основные мероприятия ПНП «Здоровье» включены в госпрограмму развития здравоохранения до 2020 года.

Нацпроект «Здоровье» является одним из 4-х приоритетов социально-экономической политики государства, объявленным в 2005 г. Провозглашение приоритетов, которыми признаны здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство, свидетельствует о том, что человек, качество и условия его жизни определяют сегодня цель и содержание государственной деятельности. С точки зрения развития экономики это свидетельствует о том, что решение таких задач на данном этапе и необходимо и возможно. С точки зрения экономтеории приоритетные национальные проекты демонстрируют реализацию принципа выборности в экономике .

Нацпроект «Здоровье» выделяет из общеотраслевых задач и проблем такие, которые во-первых, невозможно решить без господдержки; во-вторых - требуют координации межотраслевых связей; в-третьих, несут новизну и эффект масштаба общесоциального, общенационального значения.

К целям нацпроекта «Здоровье» отнесены следующие:

Укрепление здоровья населения;

Повышение доступности и качества медицинской помощи;

Укрепление первичного звена системы здравоохранения;

Усиление значимости и действенности профилактических мер как в структуре факторов здоровья, так и в оценке результативности труда врача;

Обеспечение отрасли высокотехнологичными средствами оказания медицинской помощи;

Осуществление нацпроекта «Здоровье» ориентировано на 20 лет (до 2025 г.), поэтапно, через целевые программы и подпрограммы. С 2007 г. такие целевые программы должны составляться на срок от 3-х до 6-и лет. Все нацпроекты начали реализовываться с января 2006 г.

На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов (7 декабря 2005 г.), В.В. Путиным было отмечено, что проекты не подменяют плановые работы и в гораздо больших масштабах, чем заявлено в проектах. На все проекты запланировано порядка 800 млр. руб., а на их реализацию около 180 млр.руб. Эти суммы также только дополняют плановое финансирование отраслей. В последующем, в кризисный для экономики период, в 2009 году на правительственном уровне было объявлено, что сокращение бюджета не затронет финансирования нацпроекта «Здоровье».

Для создания экономических условий реализации приоритетов нацпроекта «Здоровье» с 2007 года правительством обозначен переход на одноканальное финансирование. Такое финансирование предполагает использование в бюджетных отчислениях подушевого принципа, экономически позволяющего строить оплату труда в медицине за качество, за результат, включая профилактику, связь больницы и поликлиники.

На этапе обсуждения нацпроекта «Здоровье» в 2005 г. поставлены вопросы о правовом обеспечении реформ в здравоохранении, и необходимости законов «Об обязательном медицинском страховании» и «О государственных гарантиях медицинской помощи в Российской Федерации».


План общего социально-экономического развития на 2008 г. до текущего 2010 г., выделил 5 целей Правительства РФ, имеющих отношение к реализации приоритетов здравоохранения:

1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная цель требует создания благоприятных условий для рождаемости и воспитания детей. Здесь уже работают положения о материнском капитале , о помощи учреждениям родовспомогательной деятельности.

2. Повышение благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения. В данном направлении (в 2006 г.) отработан «пилотный» проект по повышению заработной платы врачам (на 10 тыс.руб.) и медсестрам (на 5 тыс.руб.). Результатом ожидалось привлечение специалистов в первичное звено (и это состоялось) и увеличение их численности с 0,2% от числа выпусков примерно до 10% уже в 2006 г.

3. Повышение качества и доступности медпомощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

В реализации 3-й цели — повышение качества и доступности медпомощи — основной рычаг экономического свойства, это повышение эффективности функционирования системы здравоохранения .

В соответствии с решениями Президента и Правительства РФ в этом направлении предусматривается:

Завершение на основе стандартизации отработки финансирования, в 1-ю очередь стационарных медучреждений с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;

Определение источников и порядка финансирования такого перехода в пилотных территориях;

Отработка механизма взаимодействия всей линейки исполнительной власти в управлении здравоохранением.

4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в 1-ю очередь — пожилых граждан и инвалидов.

5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Подводя итог, можно сказать, что в экономическом плане приоритетными в осуществлении нацпроекта «Здоровье» на период до 2010 г. выступали меры повышения качества медуслуг и касаются следующего:

Ориентации на конечный результат медпомощи, обеспеченный поэтапным переходом медучреждений на одноканальное финансирование в системе ОМС;

Финансирование стационарной помощи на основе стандартов по качеству оказанной помощи;

Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи по подушевому принципу;

Реформирование оплаты труда по конечному результату, для чего необходимо обеспечить учет объемов медпомощи и оценка ее качества.

Все вышеуказанное касается основных социально-экономических вопросов реформирования отрасли, выделенных в нацпроекте «Здоровье».

Есть и еще группа вопросов, возникших в связи с реализацией такого проекта и касающихся отсутствия сегодня в РФ системы первичной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в области правового, организационного обеспечения охраны здоровья населения и реализации комплексных социально-экономических программ, проектов и реформ.

Это обстоятельство с новых позиций доказывает необходимость экономической составляющей в подготовке специалистов-медиков для профессионального решения ими вопросов рационального использования ресурсов отрасли, заинтересованности в потребительском и экономическом результате своего труда.

Цели проекта

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики
  • повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

  • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007-2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд . Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по "северной надбавке". Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами , 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

Критика

Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

На фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.

Источники

Ссылки

  • Национальный проект «Здоровье». Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  • Лента новостей по национальному проекту «Здоровье» на ИА REGNUM

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Национальный проект «Здоровье»" в других словарях:

    Национальный проект «Здоровье» программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх национальных проектов. Цели… … Википедия

    Приоритетные национальные проекты программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом В. Путиным и реализующаяся с 2006. По сути стали стартовой площадкой для предвыборной гонки Дмитрия Медведева. Содержание 1 Проекты … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    Официальный логотип Национального проекта Жильё Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром… … Википедия

    - (ННИИ (INRS)) Оригинальное название Institut national de la recherche scientifique (INRS) Девиз Наука в действии для мира в эволюции … Википедия

    Логотип проекта Проект по расшифровке генома человека (англ. The Human Genome Project, HGP) международный научно исследовательский проект, главной целью которого было опр … Википедия