Со сколькими странами граничит. Границы России на карте: морские и сухопутные. Открытые на текущий момент

Россия - самая большое государство мира. Ясное дело, когда я на карте рассматриваю территорию родины, так и тянет глянуть, а кто же соседи, какие страны нас окружают. И, подчас, вопрос этот не праздный, а куда более злободневный. Ну, просто обязаны мы знать, я считаю, что за люди, что за соседи живут за пределами страны.

Какие страны соседствуют с Россией

Самое большое число государств соседствует с нашей родиной с юго-восточной и южной стороны. Из них назвать можно самые крупные:

  • Китай;
  • Корея;
  • Монголия;
  • Казахстан;
  • Япония.

Конечно же, на нас сильно влияют народы этих удивительных стран. Влияют как положительно, так и отрицательно. Бесспорно, очень хорошо, что возможен столь обширный культурный и религиозный обмен. Но, вспомните и про проникновение к нам оружия и наркотиков!

Самые близкие соседи

Безусловно, нельзя не вспомнить о бывших республиках СССР. Армения, Казахстан и Грузия, Украина и Беларусь, Прибалтийские республики. Люди в России чувствуют тяготение и особую привязанность к жителям этих стран.


А ещё, нужно отметить, что такие страны как Украина и Беларусь имеют много общего с жителями Центральной России. Это люди той же европеоидной расы, с очень похожими на наш языками. Одинаковая у нас, к примеру, религия, культурные особенности и исторические истоки.

На западе - европейские державы

С запада нашими соседями являются европейские страны. Это - большая и исторически очень сильно развитая территория. Европа является важной частью нашего материка, включает в себя огромное число стран. Конечно, государства эти намного меньше России, но каждое имеет свою изюминку и привлекательность для туристов.


А самыми близкими к нашей границе сейчас являются страны, расположившиеся на побережье Балтийского моря. Потому и называется этот регион - Прибалтика. С какими государствами граничит Россия на западе? Это Литва, Латвия и Эстония. Все столицы прибалтийских республик - города очень красивые, со своей изюминкой. Есть что посмотреть в Вильнюсе и в Риге, равно как и в Талине. Очень красивые обзоры!

Протяженность границ

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.

Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.

Россия граничит с 16-ю государствами

  • Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра,
  • с Финляндией- 1325,8 километра,
  • с Эстонией- 466,8километра,
  • с Латвией - 270,5 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 288,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью)- 236,3 километра,
  • с Белоруссией - 1239километров,
  • с Украиной - 2245,8километра,
  • с Грузией - 897,9 километра,
  • с Азербайджаном- 350 километров,
  • с Казахстаном - 7 598,6 километра,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 39,4километра,
  • с Японией - 194,3 километра,
  • с США - 49 километров.

Сухопутные границы России

На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых - бывшие союзные республики.

Длина сухопутной границы России

  • с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра - граница, проходящая по рекам и озерам),
  • с Финляндией - 1271,8 километра (180,1 километра),
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 204,1 километра (0,8 километра),
  • с Монголией - 3 485 километров,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 17 километров по рекам и озерам,
  • с Эстонией - 324,8 километра (235,3 километра),
  • с Латвией - 270,5 километра (133,3 километра),
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 266 километров (236,1 километра),
  • с Белоруссией- 1239 километров,
  • с Украиной - 1925,8 километра (425,6 километра),
  • с Грузией - 875,9 километра (56,1 километра),
  • с Азербайджаном - 327,6 километра (55,2 километра),
  • с Казахстаном - 7 512,8 километра (1 576,7 километра).

Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

Самая протяженная сухопутная граница - с Казахстаном - проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

Вторая по протяженности - граница с Китаем - проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали - Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.

Морские границы России

По морю Россия граничит с 12-ю государствами.

Длина морской границы России

  • с Норвегией составляет 23,3 километра,
  • с Финляндией - 54 километра,
  • с Эстонией - 142 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 22,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 32,2 километра,
  • с Украиной - 320 километров,
  • с Грузией- 22,4 километра,
  • с Азербайджаном - 22,4километра,
  • с Казахстаном- 85,8 километра,
  • с КНДР - 22,1километра.

Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией - 194,3 километра, с США - 49 километров.

Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты - Владивосток и Находка.

Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны - Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья - Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты - Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.

Приграничное население и сотрудничество

В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов - 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).

Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.

В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.

Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.
Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества

Проблемы сотрудничества в граничных районах

Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.

Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.

Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.

Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.

Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).

В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования - к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.

Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.

Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение - о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края - Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией - освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.

На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».

Бывшие жители островов и члены их семей - японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.

Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.

Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления - «старые» приграничные регионы.

Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе

Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия - участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.

В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС - мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.

Цель проекта - создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача - снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.

В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.

Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.

В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».

Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.

В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис - Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».

На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.

Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.

В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.

1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее - на одну тысячу).

Среди перспективных проектов - развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества - развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.

На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.

Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.

Из истории взаимоотношений приграничного населения

Российско-китайский и российско-корейский участки границы.

Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:

  • Айгуньский договор - разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
  • Пекинский договор - разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
  • «Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
  • Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.

К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.

Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская - один миллион рублей, Приморская - 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская - не более 0,1 миллиона рублей.

Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кроме золота) равняласьприблизительно 1,5–2 миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в 1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.

В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.

Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества - наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.

Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.

Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.

Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.

Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Северное ожерелье. По рекам и озерам северо-запада России

Список государств, граничащих с Россией, состоит из 18 стран. Соседями на западе являются скандинавские государства в лице Норвегии и Финляндии. Чуть южнее проходит граница с балтийскими государствами, в которые входят Литва, Латвия, Эстония, там же расположилась Беларусь, Украина и Польша. На юге – азиатские республики, Азербайджан и Грузия. В восточной части это Япония и США. Север страны – побережье, которое омывает океан. Еще Россия соседствует с Южной Осетией и Абхазией, которые признаны лишь частично. Безопасность границ регулируется специальной погранслужбой РФ, а также ПВО и ВМФ. Их закрытие обусловлено соответствующими требованиями. Контроль осуществляется пограничниками. Крайне актуальным является расположение таможенных пунктов.

Общая протяженность границы России

Российская Федерация является крупнейшей страной, занимающей практически наполовину материк (Европу и Азию). Граница России определяет пределы государства. Ее общая протяженность составляет 60932 километра, что превышает длину линии экватора примерно в полтора раза. На карте можно увидеть, что граница России проходит по Северно-Ледовитому океану. Восточный рубеж представлен Тихим океаном. Юг –бесчисленными лесами и степями, а запад – Восточно-Европейской равниной.

Сухопутные границы РФ

Длина сухопутных границ составляет свыше 22000 километров. 7615 км простираются по рекам и озерам. Страны, граничащие с Россией по суше, представлены 16 государствами за исключением Японии и США. После Казахстана (7512 км) самой длинной границей является Китай с протяженностью 4209 километров, большую часть которой занимает река Амур, далее идет Монголия (3484 км), Украина (2093 км), Белоруссия (1240 км). Наиболее короткий соседний промежуток у РФ с КНДР: его длина составляет всего 17 километров.

Карта мира показывает, что российско-казахстанская граница является самой протяженной. Она простирается непосредственно по суше почти на 6000 километров, а также по рекам и озерам еще на 1600 км.

Россия граничит с Китаем по большей части через Амур. Чуть менее протяженная межгосударственная линия у РФ с Монголией. Длина границы с кавказскими государствами составляет примерно 1000 километров. Среди соседей полностью признанными являются Азербайджан и Грузия. Западная граница России весьма обширна. Самый длинный рубеж здесь с Финляндией.

Морские границы РФ

Морские границы России растянулись более чем на 38800 километров, что превышает сухопутную линию между 16 государствами. Водный (морской) рубеж проходит между РФ и США с Японией. Россию и Японию отделяют многочисленные проливы по разным сторонам от Курил до азиатского острова Хоккайдо. С США Чукотский автономный округ соединяет Берингов пролив.

Территориальные споры

За многие годы своего существования граница территорий России неоднократно претерпевала значительные изменения. История знает как ряд урегулированных споров на данный момент, так и открытых до сих пор.

Урегулированные

Довольно длинной является история линии между РФ и КНР. В начале прошлого века граница России и Китая была намного более протяженная, так как в состав последнего входила Монголия. В 50-х годах ХХ века Советский союз отправил КНР карты с собственным видением линии между странами, на что не получил замечаний с китайской стороны. Однако в середине 50-х стали появляться территориальные споры, вылившиеся в конфликт на КВЖД, который закончился разгромом войск КНР, а также в конфликт на острове Даманском, завершившийся передачей территории Китаю. Полная демаркация границ между РФ и КНР свершилась только в 2005 году. По решению обеих сторон примерно 337 квадратных километров территории было передано Китаю.

Юг России долгое время вызывал множество вопросов. Граница с Азербайджаном простирается на 327 километров. Она была окончательно установлена после подписания совместного договора в 2010 году, когда стороны обменялись ратификационными грамотами. Но ранее между государствами возникали разнообразные споры, которые долгое время не могли быть урегулированы. В начале 1950-х годов столица поручила начать строительство гидроузла для Азербайджана на территории Дагестана. После распада Советского Союза территория была отдана южному соседу, хотя располагалась в пределах России. В начале 90-х вновь остро встал вопрос об определении четких границ. Местоположение нынешних границ не оспаривается.

Российско-эстонская граница является далеко не самой протяженной, однако и она в свое время вызвала немало споров. Так, например, Эстония хотела заполучить один из районов приграничной Псковской области и правый берег Нарвы. В середине «нулевых» государства подтвердили ранее установленную границу времен СССР. Также планировалось передать Эстонии небольшой участок взамен на получение иных территорий, но стороны так и не определились с требованиями. На протяжении нескольких лет вопрос об определении границ висел в воздухе, и лишь в 2014 году стороны подписали договор об отсутствии взаимных претензий.

На некоторые территории России после распада СССР претендовала и другая балтийская республика – Латвия. Руководство страны желало заполучить Пыталовский район, расположенный в Псковской области. Впрочем, требование балтийского государства не было принято, и после подписания в 2007 году соглашения, определяющего границы между странами, данный конфликт был исчерпан.

Открытые на текущий момент

Конфликт между Россией и Украиной не утихает до сих пор, оттого все еще актуальным остается вопрос границы между двумя государствами. В 2014 году Россией был сделан важный политический шаг в виде присоединения полуострова Крым. Украинская сторона считает данную территорию оккупированной РФ, однако Российская Федерация определила границы своего государства в рамках полуострова. Протяженный отрезок имеет длину примерно 735 километров. После вхождения региона в состав Российской Федерации, Украина, не признающая его принадлежность России, ввела специфический закон, создающий особую экономическую зону на территории полуострова. Контурный отрезок границы все еще является спорным, перспектива выглядит туманной, а на территории континентальной Украины находится пограничный пункт.

Разногласия России и Японии относительно владения Курильскими островами идут не один год. Одним из итогов Второй мировой войны стало присоединение Курил к Советскому Союзу. Тем не менее, Япония оспаривает принадлежность трех крупнейших островов (Итуруп, Шикотан, Кунашир), так как считает, что их присоединение не имело юридических оснований. В свою очередь Россия настаивает на правомерном владении южными Курилами. На данный момент вопрос остается открытым, что препятствует подписанию мирного договора между государствами. Сейчас сложно предположить, когда напряженный период начнет проходить.

Границы исключительных экономических зон

Положение в виде Федерального закона указывает, что исключительная экономическая зона – это район моря и прилегающие объекты, которые расположены за границами территориальных вод страны. К такому району применяется особый правовой режим. Кроме того, к ИЭЗ закон относит ряд островов государства, не подходящих для проживания на них людей. Закон подчеркивает, что граница ИЭЗ составляет чуть более 370 километров от линий, являющихся началом отсчета ширины территориальных вод.

В пределах исключительных экономических зон осуществляется разведка, уход за природой и использование соответствующих ресурсов. Также на такой территории допускается создание исследовательских центров и лабораторий. Государство тщательно контролирует, сколько, например, вылавливается рыбы. Таким образом, в случае угрозы исчезновения того или иного вида местный закон позволяет ввести запрет на поимку и реализацию подобных природных ресурсов.

В целом ряде морей Россия имеет границы ИЭЗ. Они проходят между РФ и Норвегией, Турцией, Японией, США, Украиной и другими странами. Представители соседствующих государств должны учитывать приоритетное право России на совершение тех или иных действий на территории исключительной экономической зоны.

Приграничное население и сотрудничество

Все приграничные территории Российской Федерации выполняют особые функции. На них проживает свыше 50 различных национальностей. В общей сложности почти 76% территории России находится в приграничных субъектах, в которых проживает треть населения страны. Население районов, расположенных на границе, составляет свыше 100 тысяч человек. Многие из них являются важными составляющими в осуществлении приграничного сотрудничества.

Государственный интерес в таком виде сотрудничества проявляется в целом ряде сфер:

  • торговля;
  • переработка сырья;
  • формирование совместных предприятий;
  • улучшение транспортного сообщения;
  • рациональное использование ресурсов природы;
  • строительство;
  • образование;
  • и т.д.

То, с какими странами граничит Россия, обуславливает успешность взаимоотношений между государствами. Приграничное сотрудничество призвано улучшить состояние этих территорий, а также укрепить взаимоотношения между соседствующими государствами. Пересечение общих потребностей сотрудничества во многом определяется схожими характеристиками стран в плане правовой системы, уровня социально-экономического положения и общей близости народов. Соответственно, несоблюдение этих условий грозит стать серьезным барьером во взаимоотношениях между государствами. В этом плане России действительно важно, с кем граничить.

Помимо неоспоримых плюсов приграничного сотрудничества, следует выделить определенные риски, возникающие при неправильной работе выделенных сфер. К ним относят:

  • переход людей с приграничных территорий;
  • угроза возникновения радикального национализма;
  • террористическая опасность;
  • нелегальная миграция.

Все это может произойти, если поверхностно подходить к вопросу приграничного сотрудничества и халатно осуществлять контроль над ним. К сожалению, сейчас многие приграничные территории России находятся не в самом лучшем состоянии. Об этом свидетельствуют показатели развития выделенных территорий, которые на 70-90% уступают средним цифрам по стране. Серьезно уступает количество инвестиций, доходы населения, есть убыточные предприятия. Поэтому России следует внимательным образом изучать международный зарубежный опыт (в частности, обратить внимание на Запад) в сфере приграничного сотрудничества, так как именно он способен вывести отстающие регионы из сложившейся ситуации.

На данный момент в РФ приграничное сотрудничество осуществляется посредством создания особых экономических зон. Они привлекают финансовые ресурсы в соответствующие регионы, так как имеют особый юридический статус. После принятия закона об ОЭЗ в 2005 году было создано шесть таких зон (город Зеленоград и др.), сконцентрированных в центральной и северо-западной части страны. Позже особые экономические зоны появились в Сибири и на Юге. То, с кем и где граничит Россия, определяет направленность подобных зон. С каждым годом их количество растет, что, безусловно, положительно влияет на развитие приграничного сотрудничества и позволяет иметь больше перспектив в экономической сфере.

Наша страна занимает огромную площадь, поэтому неудивительно, что ее граница такая протяженная – 60 932 км. Большая половина этого расстояния приходится на морскую – 38 807 км. Чтобы узнать, с какими государствами граничит , нужно посмотреть на политическую карту Евразии. Список наших соседей насчитывает 18 стран, причем с двумя из них Россия не имеет общих сухопутных границ.

Страны, граничащие с Россией по суше

В этот список входят 6 стран. Рубежи между ними и Россией проходят не только по суше, но и по озерам и рекам.

  • Самая северная граница нашей страны проходит между Норвегией (столица – город Осло) и Мурманской областью. Общая протяженность составляет 195,8 км, из которых на морскую часть приходится 23,3 км. В течение нескольких десятилетий между Россией и Норвегией шли территориальные споры о границе на шельфе, но они были урегулированы в 2010 году.
  • (столица – город Хельсинки) граничит с тремя субъектами РФ – Мурманской и Ленинградской областями, а также Республикой Карелия. Длина сухопутной части границы – 1 271,8 км, морской – 54 км.

  • (столица – город Таллин) граничит всего с двумя областями – Ленинградской и Псковской. По суше длина границы - 324,8 км, по морю примерно в два раза меньше – 142 км. Примечательно, что основную часть сухопутной границы составляют речной (по реке Нарва – 87,5 км) и озерный (Чудское озеро – 147,8 км) рубежи.
  • Между Литвой (столица – город Вильнюс) и Калининградской областью также очень мало собственно сухопутных границ. На их долю приходится всего 29,9 км. В основном, разграничение идет по озерам (30,1 км) и рекам (206 км). Кроме того, между странами есть и морские границы – их протяженность составляет 22,4 км.
  • (столица – город Варшава) также граничит с Калининградской областью. Длина сухопутной границы - 204,1 км (из которых на озерную часть приходится всего 0,8 км), а морской – 32,2 км.

  • Как известно, с Украиной (столица – город Киев) у нашей страны в данный момент непростые отношения. В частности, до сих пор правительством Украины не признаны права России на Крымский полуостров. Но так как этот участок с 2014 года признан субъектом Российской Федерации, границы между этими странами следующие: сухопутные – 2 093,6 км, морские – 567 км.

  • (столица – город Сухум) – это еще одна республика, которая отделилась от Грузии. Она граничит с Краснодарским краем и Карачаево-Черкесской Республикой. По суше граница имеет протяженность в 233 км (из них 55,9 км приходится на речную часть), а по морю – 22,4 км.
  • (столица – город Баку) граничит лишь с одной республикой РФ – Дагестан. Именно на этом рубеже расположена самая южная точка нашей страны. Протяженность сухопутной границы здесь составляет 327,6 км (в том числе по рекам – 55,2 км), морской – 22,4 км.

  • Граница между(столица – город Астана) и Россией по своей протяженности занимает лидирующую позицию. Она разделяет Казахстан и целый ряд субъектов нашей страны – 9 областей (от Астраханской до Новосибирской), Алтайский край и Республику Алтай. Длина сухопутной границы составляет 7 512,8 км, морской - 85,8 км.

  • С (столица – город Пхеньян) у нашей страны самая короткая граница. Она пролегает по реке Туманная (17,3 км) и отделяет КНДР от Приморского края. Морская граница составляет 22,1 км.

Есть всего 2 страны, которые имеют с Россией только морские границы.

С какими государствами граничит Россия – это вопрос, который приходится периодически пересматривать. Историческое прошлое нашей страны богато событиями. Границы России менялись в результате распада империй и различных военных конфликтов. Поэтому можно смело предположить, что данный список, скорее всего, будет видоизменен в будущем.

Российская Федерация является крупнейшим государством мира по территории, она также имеет самую большую протяженность государственных границ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Они соединяют РФ с 18 другими странами по морю, рекам, озерам и суше. Именно государственные границы определяют предел действия суверенитета РФ. Иногда их расположение вызывает довольно много разногласий.

Важные нюансы

Занимая первое место в мире по площади, Россия имеет и наибольшее число стран-соседей.

Границы РФ также отличаются огромной протяженностью. Их общая длина с учетом территории Крыма составляет порядка 61,5 тысяч километров, порядка 38 тысяч км составляют морские границы, а еще 7,6 тысяч км приходится на речные и озерные.

Россия является рекордсменом по числу стран, имеющих с ней общую границу. Вся Федерация имеет государственную границу с 18 странами.

Но 2 из них — это частично признанные республики Абхазия и Южная Осетия. Российская Федерация признает их независимость, но большинство стран мира по-прежнему считает их частью Грузии.

По суше

Сухопутные границы Россия имеет с большинством своих соседей. На западе с Польшей и Литвой она имеется только у Калининградской области, которая является российским полуэксклавом и с основной частью страны не связана по суше.

Наиболее продолжительная сухопутная граница между Россией и Казахстаном. Исключительно по суше РФ граничит только с Грузией после отделения Абхазии и Южной-Осетии.

Все сухопутные границы можно пересекать лишь через специальные пункты пропуска и с обязательным прохождением паспортного контроля. Исключение составляет российско-белорусская государственная граница.

Только на морских просторах

Исключительно морские границы Россия имеет с Соединенными Штатами Америки и Японией.

С рядом других государств имеются как сухопутные, так и морские. Определяется морская граница на расстоянии 22,2 км от суши или внутренних морских вод.

Проходит граница с США через Берингов пролив, а ее длина составляет всего 49 км.

Российско-японская граница проходит между Сахалином, а также Курильскими островами и островом Хоккайдо (Япония) через несколько узких проливов.

По воде и по земле

Россия граничит, на текущий момент, как по суше, так и по земле с различными государствами. Многие из них появились лишь после распада Советского Союза.

Наиболее протяженная по рекам — российско-китайская. Из 4 209,3 км ее протяженности на реки и озера приходится более 3 500 км.

Рассмотрим, с какими странами Россия имеет границу по воде и по земле:

  • Норвегия;
  • Эстония;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Финляндия;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Польша;
  • Грузия;
  • Абхазия;
  • Южная-Осетия;
  • Монголия;
  • Казахстан;
  • Азербайджан;
  • КНДР.

Самой короткой границей является российско-северокорейская. Непосредственно по суши она не проходит, 17,3 км ее приходится на реку Туманная, а еще 22,1 км на Японское море.

Особенности государств на Кавказе

После распада СССР во многих новых государствах начались внутренние конфликты, которые часто не урегулированы и до настоящего времени.

Причем в некоторых случаях ситуация стала и вовсе неоднозначной. Касается это, прежде всего, частично признанных государств.

Россия признает следующие республики, являвшиеся в прошлом частью Грузии:

  1. Абхазия.
  2. Южная Осетия.

После признания Россией независимости этих республик, с ними были установлены дипломатические отношения и гражданам РФ на их территорию предоставлена возможность безвизового въезда, в т. ч. по «внутренним» российским паспортам.

Большинство других государств мира эти новые страны не признает. Грузия же считает их временно оккупированной территорией.

При наличии в загранпаспорте человека, желающего въехать в Грузию, отметок о визитах в Южную Осетию или Абхазию возникают серьезные проблемы. Его могут оштрафовать, не пустить в Грузию или даже арестовать.

Видео: существующие виды

Спорные территории

Большинство вопросов относительно спорных территорий, которых возникло не мало после распада Советского Союза были все же урегулированы в ходе переговоров.

В некоторых случаях РФ пошла на уступки, а часть стран отказалось от своих притязаний.

Рассмотрим, какие вопросы были урегулированы относительно спорных территорий:

Азербайджан Вопрос стоял относительно границы на реке Самур. Он был урегулирован в 2010 году за счет определенных уступок России. Граница сместилась с азербайджанского берега на середину Самурского гидроузла, а разделение водных ресурсов стало производиться в равных долях
Эстония Территориальный спор с Эстонией, относительно Печорского р-на Псковской области, удалось урегулировать лишь со второй попытки в 2014 году. Страны просто отказались от всех территориальных претензий друг к другу
Латвия В 2007 году при подписании договора Латвия отказалась от территориальных притязаний на Пыталовский р-н Псковской области
КНР Споры с Китаем относительно границы шли еще со времен существования Советского Союза. Вопросы по ним были закрыты в 2005 году за счет уступок Российской Федерации. Площадь КНР в результате увеличилась на 337 квадратных километров

В тоже время, до сих пор существует территориальный спор с Японией. Она настаивает на передаче 4 Южно-Курильских островов, считая их своей Северной территорией. Российская Федерация притязания японской стороны не признает.

Спор идет с момента окончания Второй Мировой Войны и препятствует заключению мирного договора между странами.

Еще один открытый спор касается республики Крым, расположенной на юго-западе РФ. В 2014 году после общекрымского референдума она вошла в состав России, которая с этого момента считает ее своим субъектом федерации.

Украина отделение Крыма не признает и считает его «временно оккупированной территорией».

На текущий момент со стороны России установлена в одностороннем порядке между Крымом и Украиной государственная граница, а со стороны Украины – административная граница между Херсонской областью и свободной экономической зоной Крым.

Из-за сложностей в политических взаимоотношениях двух стран решение этого территориального спора в настоящий момент стало фактически невозможным.