Надувное маломерное судно. Современный правовой режим маломерных и прогулочных судов

Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда , суда на подводных крыльях и воздушной подушке .

Водоизмещающие суда (рис. 1) поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.


Глиссирующие суда (рис. 2) в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3-6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.


К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.


Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

К шлюпкам относятся все гребные и , являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют - спасательными, рабочими т. д.

Яхты - это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы - поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами . Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях .

Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда
используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда, суда на подводных крыльях и воздушной подушке.

Водоизмещающие суда поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

Маломерные суда, типы и основные определения

Глиссирующие суда в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3-6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

Характерные линии (обводы) современной глиссирующей мотолодки

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.
Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.

Моторно-парусный бот - Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

К шлюпкам относятся все гребные и моторные маломерные суда, являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют - спасательными, рабочими т. д.

Яхты - это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы
- поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами. Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях.

Данным постановлением понятие «маломерное судно» включилось в Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, которое ранее содержалось только в Кодексе РФ об административных правонарушениях. При этом, понятие «маломерное судно» соотнесено с данным определением в правилах судоходства по внутренним водным путям Европейской экономической комиссии.

Пройдёмся по определениям

В Федеральном законе (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна (N 36-ФЗ от 3 апреля 2012 года):

3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях. В отношении вопроса о габаритах судна письмо Минтранса России №15-19-1592 от 25.05.2012 года приходит на помощь: В отношении порядка определения длины судна, необходимого для отнесения судна к маломерному (прогулочному), следует применять понятие «Габаритные размерения судна», которые в соответствии с ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные термины, определения и буквенные обозначения» означает габаритные размерения судна с учетом постоянно выступающих частей.

  • «Разъяснение управления ГИМС МЧС России в связи с вступлением в силу Федерального закона №36-ФЗ» в пункте 6 говорит:
  • «Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний», в котором в пункте 1.3.2.1 сказано:
  • «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».

В соответствии с указанием Министерства Транспорта РФ №05-04-1654 от 16.05.2012 регистрацию маломерных и прогулочных судов (длиной не более 20 метров), не осуществляющих коммерческую деятельность, в реестре маломерных судов осуществляет ГИМС МЧС России. При этом выдается судовой билет.

Маломерные суда, осуществляющее коммерческую деятельность и прогулочные суда, длиной более 20 метров, проходят классификацию и освидетельствование в РРР и РМРС с выдачей акта классификации и освидетельствования. Государственная регистрация осуществляется капитаном морского порта либо государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства. При этом также выдается судовой билет.

В указании устраняется разночтение в части разграничения районов плавания. Суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов.

Также в соответствии с законом: не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

С одной стороны некоторое послабление в законе - это несомненно плюс. Владельцы стареньких «Казанок» и «Крымов», а также спорт-клубы могут чувствовать себя свободнее.

Хотя, 8 киловатт - это почти 11 л.с. и такой мотор, установленный на лёгкую ПВХ-лодку 3-4 метровой длины или лодку с жестким (глиссирующим) корпусом до 60 кг (с весом рулевого до 100 кг) даст скорость более 33 км/ч. При этом для управлении маломерным судном с мощностью мотора более 5 л. с. требуется удостоверение на право управления маломерным судном (приказ МЧС России от 21.07.2009 № 423). В соответствии с законом: не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно.

К тому же послаблением закона полностью, похоже, проваливается проект-долгострой по созданию единой базы по краденым и угнанным лодкам и моторам. Если нет регистрации, нет номеров, то нет и учета. Причем в большинстве случаев крадут не большие яхты, а катера и лодки с подвесными моторами.

В том же предписании Минтранса России (№15-19-1592) в п.2 сказано:

При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов ГИМС МЧС России или РРР принимать во внимание цель использования маломерного судна - коммерческую или некоммерческую, о чем в письменном виде заявляет судовладелец.

А если для коммерческой деятельности будущий судовладелец закупает лодки той категории, которые регистрации и освидетельствования не требуют, например, для лодочных станций? И если регистрация требуется, то судовладелец пойдет с этими лодками в Речной Регистр?

Вопрос, касающийся спортивных парусных яхт встаёт особо, по упрощённым европейским меркам маломерным спортивным судам надлежит быть длиной до 24 метров, и как раз такие лодки интересуют россиян, которые привозят их из-за границы. Вот и получается, что судно спортивное, проще построено, а освидетельствованием его занимаются наши Регистры, требования которых намного строже и дооборудование лодок до них технически невозможно.

В пояснении по этой части сказано:

Спортивное парусное судно вне зависимости от размерений (за исключением спортивных парусных судов не подлежащих государственной регистрации) - классификация и освидетельствование осуществляется РРР или РМРС с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация осуществляется капитаном морского порта либо ГБУВПиС, выдается судовой билет, при этом суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов.

Без бумажки ты - букашка

О документах, необходимых для регистрации судна, говорит Константин Фёдорович Пашинский, экс-начальник ГИМС Санкт-Петербурга:

«Вот, я частное лицо, купил себе катер длиной 21 метр. Должен его зарегистрировать или в Речном регистре или в морском. А вообще - это мой частный катер. Раньше мы готовили судоводителей в школах, сами выдавали им свидетельства. А теперь какие должны быть документы? Он и по реке ходит, и по морю. До принятия закона у нас были свои судоводительские документы, для непрофессионалов. То есть человек заканчивает курсы месячные/двухмесячные, сдает экзамены, его аттестовывают и дают документы. Теперь я в Речном или Морском регистре и должен иметь профессиональные документы. Что я должен для этого "Макаровку" заканчивать?»

В принятом законе уже более двух лет содержатся противоречия, вступающие в спор как со здравым смыслом, так и с уже существующими, проверенными не одним десятилетием правилами использования маломерных судов. Время идёт, люди работают, ситуация не меняется. Безусловно, советские законы, содержащие нормы, условия тех времён требуют изменений, однако, над ними должны работать, как теоретики, так и люди, непосредственно понимающие практическое их применение. Возможно, для менее болезненного вступления в силу этих законов стоит выносить их на общественное обсуждения до начала действия, а не после этого.