Понятие и сущность социального действия. Теория социального действия

В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным индивидам и их взаимодействиям с другими людьми (основной принцип «понимающей социологии» М. Вебера). «Понимающая социология» стремится понять социальное поведение, исходя из типичных мотивов и типичного их осмысления, которыми руководствуется действующий индивид. Социальное действие – действие, которое соотносится с действиями других людей и направлено на них в соответствии с необходимыми средствами для достижения поставленных целей. Действие становится социальным, если оно соответствует трем критериям: 1) оно является осмысленным, т.е. направленным на достижение осознаваемых индивидом целей; 2) оно сознательно мотивировано и в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся человеку причиной действия 3) оно социально осмыслено и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми. В соответствии с этими критериями М. Вебер выделяет типы социального действия, различающиеся по степени рациональности и мотивациям.

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих социальную активность и определяющих ее направленность. Существенное место в определении действий человека занимает мотив (лат. motiv- повод к действию) – внутренняя причина поведения и поступка человека. В отличие от мотивации мотив не является непосредственно причиной социального действия, поэтому в его отношении следует говорить не о мотиве, а о мотивации. В ходе социального действия совершается передача друг другу социально обусловленных установок и внутренних побуждений. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное действие – поведение, ориентированное на достижение рационально выбранной цели. В нем осмысляется отношение средства к цели и побочным результатам действия, а также осмысляется отношение различных целей друг к другу. Его мотивацией является достижение цели и выявление реакции окружающих людей;

ценностно-рациональное действие – ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, совести, достоинстве, красоте, добре и иных ценностях. Его мотивацией служат социально обусловленные и индивидуально переосмысленные ценности:

традиционное действие – поведение, основанное на привычке и совершаемое индивидами без осмысления. Его мотивацией являются привычки, традиции, обычаи. Их значение не всегда осознается или утрачивается;

аффективное действие – поведение, вызываемое и руководимое неосознаваемыми страстями и чувствами индивида. Мотивацией такого действия являются эмоции, чувства, желания человека.

Два последних типа действия не являются социальными в строгом смысле этого слова: в них отсутствует осознанный смысл. Только целерациональное и ценностно-рациональное действия являются социальными, так как имеют определенное значение в развитии человека и общества.

Социальное действие.

Признаки социального действия

Социальное действие и социальное взаимодействие

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер . В первую очередь, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделœением следующих признаков:

· нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

· волентаричность (ᴛ.ᴇ. связь с волей субъекта͵ обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

· наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие воспринимается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделœением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др.
Размещено на реф.рф
индивидов. Анализ действия как системы: воспринимается как открытая система (ᴛ.ᴇ. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Вы читаете данный текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности чтение связано с определœенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга, определœенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. При этом эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, должна быть рассмотрен социологически?

Прежде всœего, внимание должно привлечь побуждение человека к определœенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определœенных действий вместе с образом желаемого результата͵ целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или послушать музыку... Результаты выбора определœены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целœенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации - как объект приложения ваших усилий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным признакам социального действия . Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

При этом читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определœенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определœенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Вместе с тем, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определœенный набор существующих в обществе ценностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определœенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всœегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия . Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения . Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики .

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целœенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия : во-первых, связанный с целœеполаганием, выработкой целœей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целœеполаганию, ᴛ.ᴇ. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целœей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата . В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта͵ средств - цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на базе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всœеобщая функциональная формула действия": потребности - их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определœенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. При этом для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, крайне важно дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всœего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.

Субъект действия должна быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (к примеру, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта͵ порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всœех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, к примеру, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта͵ определяет его уровень притязаний , ᴛ.ᴇ. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями . Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Οʜᴎ связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса . В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта͵ а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес должна быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, ᴛ.ᴇ. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, ᴛ.ᴇ. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов . Стимулы - дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определœенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации исходя из уровня потребностей.

1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида . Сюда входят, прежде всœего, мотивы обеспечения жизненных благ . В случае если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всœего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания . Οʜᴎ фиксируют стремление человека к определœенному роду занятий. Для человека в данном случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа . Οʜᴎ выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.

2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм . Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира".

3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла . Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, к примеру, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. К примеру, мотивы обучения изменяются исходя из года обучения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, важнейшие характеристики мотивации действий - это множественность и иерархичность мотивов, а также их определœенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас крайне важно сть сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом делœе внимание, личные способности и организаторские таланты. В случае если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, всœе более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. К примеру, вряд ли принœесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?" При этом, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целœеполагания и целœеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально , в случае если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целœей , средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности . Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определœенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целœей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта͵ это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на базе оценки их эффективности для достижения цели. Οʜᴎ инструментально подчинœены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целœерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всœего, целœерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что воспринимается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целœеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Вместе с тем, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целœей средствами, утрату изначальных целœей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

При этом данный вид целœеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целœеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целœей и расчленения целœей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определœенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный, свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целœенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целœенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределœенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целœенаправленность должна быть определœена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. При этом во всœех случаях целœеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всœегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целœей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целœеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, ᴛ.ᴇ. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, в случае если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всœегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее". Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всœех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. Учитывая зависимость отзначений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и должна быть описано бесконечное многообразие социальных действий.

Социальное действие. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальное действие." 2017, 2018.

Социальное действие

Социа́льное де́йствие - "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него" . Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер . Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков: нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) наличие знаковых механизмов регуляции. Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы: субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения. Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели - изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть (по Веберу):

1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели,

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционным; то есть основанным на длительной привычке. 1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени (об этом ниже). В ряде случаев этот тип приближается к типу № 2. 2. Чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому. 3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были. Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них - что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, - можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия. 4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально - тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели - без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» - просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждения. красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже в сущности лишь пограничный случай. 5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или - что встречается значительно чаще - из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.

Примечания

Литература

  • Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  • Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3.
  • Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.
  • Эфендиев "Общая социология"

Смотри также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальное действие" в других словарях:

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д.… … Философская энциклопедия

    См. Действие социальное. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М. Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а социальным поскольку по… … Новейший философский словарь

    Социальное действие - (см. Действие социальное) … Экология человека

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410) … Большая советская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ … Социология: Энциклопедия

    Социальное действие - поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированный на другого человека … Социология: словарь

    Социальное действие - ♦ (ENG social action) корпоративная деятельность в целях социальных перемен. Индивиды и церкви часто вовлекаются в С. д. в попытках сохранения справедливости, мира или чего то еще, что исходит из христианской благой вести … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ - (meaningful social action or meaningful action) см. Действие или деятельность, Интерпретация; Verstehen; Герменевтика; Интерпретативная социология … Большой толковый социологический словарь

    См. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТЕМА ЛЕКЦИИ

«Социология... есть наука, стремящаяся,

истолковывая, понять социальное

действие и тем самым каузально

объяснить его процесс и воздействие».

Макс Вебер

Понятие «социальное действие» является одним из фундаментальных понятий социологии. Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи (М. Вебер, Т. Парсонс) выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни.

Впервые понятие «социальное действие» было научно обосновано Максом Вебером.

По Веберу, социальное действие – это такое действие, которое, во-первых, осознано, имеет мотив и цель, и, во-вторых , ориентировано на поведение других людей (прошедшее, настоящее или будущее). Если действие не отвечает хотя бы одному из этих условий, оно не является социальным.

Таким образом, социальное действие – это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей .

Вебер выделил четыре типа действий:

1) целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определённой цели;

2) ценностнорациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определённую цель, основным мотивом при этом выступает ценность;

3) традиционное – действие, совершаемое в силу привычки, традиции;

4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями.

Вебер считал социальными только два первых типа действия.

Толкотт Парсонс в своей работе «Структура социального действия» (1937) разработал общую теорию действия, считая, что она должна стать универсальной теорией для всех социальных наук.

Социальное действие является элементарной единицей социальной реальности и имеет ряд особенностей:

· наличие другого действующего лица;

· взаимная ориентированность действующих лиц;

· интеграция на основе общих ценностей;

· наличие ситуации, цели, нормативной ориентации.

В упрощённом виде структуру социального действия можно представить так: потребность индивида – формирование мотивации и интереса – социальное действие – достижение цели .

Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Фундаментальной теорией, признанной специалистами во всем мире, является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.4).



Рис. 4. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Потребность соотносится индивидом с условиями внешней среды, актуализируя строго определённые мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведёт к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая приводит к формированию мотивационной установки, означающей готовность к совершению социального действия.

Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:

· субъекты социальной связи (может быть любое количество людей);

· предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

· механизм регуляции социальной связи («правила игры»).

Социальная связь может выступать в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты - это, как привило, внешние, поверхностные, неглубокие связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание социальной жизни.

2. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Социальное действие на практике редко встречается как единичный акт. В действительности мы сталкиваемся с целой серией взаимообусловленных социальных действий, связанных причинно-следственной связью.

Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга.

Все социальные явления, процессы, отношения возникают в результате взаимодействия. В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид определяет свою позицию относительно других людей, своё место в социальной структуре. По мнению П.А. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий . Немалое влияние на понимание сущности социального взаимодействия оказала теория обмена Джорджа Хоманса. Согласно этой теории, каждая из сторон обмена стремиться получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты.

Обмен, по Хомансу, определяется четырьмя основными принципами:

· принцип успеха : чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

· принцип стимула : если стимул привёл к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводится данный тип действия;

· принцип ценности : чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

· принцип «насыщения» : когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимодействие на основе взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.

Одним из научных направлений в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от interaction - взаимодействие). По мнению Джорджа Герберта Мида (1863-1931), во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Другими словами – как это действие воспринимается, какой смысл (символ) ему придаётся. Например, такой незначительный жест (действие) как подмигивание в одной ситуации может рассматриваться как заигрывание или ухаживание, в другой – как поддержка, одобрение и т.п.

Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое воздействие (рукопожатие, передача конспекта лекций); вербальное (словесное); невербальное (жесты, мимика, телодвижения).

На основе выделения сфер общества различают взаимодействие экономическое, политическое, религиозное, семейное и т.п.

Взаимодействие может быть прямым и опосредованным . Первые возникают в ходе межличностного общения; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах.

Различают также три основные формы взаимодействия: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт (столкновение). Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнёрство, политический альянс, торговый союз, движение солидарности и т.д.). Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.

Многообразные связи, которые возникают между людьми в процессе взаимодействия называются общественными (социальными) отношениями.

Социальные отношения – это устойчивая система социальных взаимодействий, предполагающая определённые взаимные обязательства партнёров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Виды социальных отношений: экономические, политические, национальные, классовые, духовные и т.д.

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, организации. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса.

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Некоторые формы группового поведения нельзя назвать организованными с точки зрения существующих норм. Это, прежде всего, касается коллективного поведения – образа мыслей, чувств и действий, складывающегося у большого числа людей, которое остаётся относительно спонтанным и неорганизованным . С древнейших времён люди принимали участие в самых разнообразных формах коллективного поведения, включая общественные беспорядки, бунты, психозы, общие увлечения, панику, массовые бойни, линчевания, религиозные оргии и мятежи. Подобные формы поведения с большей вероятностью проявляются в периоды резких социальных изменений.

Коллективное поведение может выражаться в огромном разнообразии форм. Рассмотрим подробнее некоторые проявления коллективного поведения.

Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация относительно быстро передаваемая людьми друг другу . Слухи выступают заменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получить информацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего не известно.

В современной социальной психологии принято выделять два фундаментальных условия возникновения слуха . Первое – интерес значительной части общества к определённой проблеме. Второе – недостаток достоверной информации. Дополнительным условием, способствующим более быстрому распространению слухов, является состояние эмоционального напряжения, выражающееся в состоянии постоянного тревожного ожидания негативных новостей и требующее какой-либо эмоциональной разрядки.

По типу вызываемой реакции различают слухи:

При передаче слухов мы можем наблюдать действие так называемого «испорченного телефона». Искажение информации происходит в сторону сглаживания или заострения. Оба механизма отражают общую тенденцию, действующую в условиях межличностной коммуникации, - тенденцию к адаптации, т.е. приспособлению содержания слуха к доминирующей в обществе картине мира.

Мода и увлечения. Мода является преимущественно аффективно-малоосмысленной формой регуляции. Мода – это нравы и предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода отражает доминирующие интересы и мотивы, существующие в обществе в данный момент времени. Мода возникает, развивается и распространяется благодаря воздействию на бессознательное.

Распространение моды обычно идёт «сверху вниз». Г. Спенсер ещё на первых порах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий: (1) мотивированные желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом и (2) стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними. Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды, отмечал, что мода удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожими на других. Мода, следовательно, воспитывает и формирует общность, стандарт восприятия и вкуса.

Увлечения – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только у определённой части общества. Увлечения часто наблюдаются в области развлечений, новых игр, популярных мелодий, методов лечения, кумиров киноэкрана и слэнга. Наиболее восприимчивы к новым увлечениям подростки. Увлечения становятся двигателем, с помощью которого молодые люди идентифицируют себя с тем или иным сообществом, а атрибуты одежды и манеры поведения служат им признаками принадлежности к родственной или чуждой группе. Чаще всего увлечения оказывают лишь случайное воздействие на жизнь людей, но иногда они превращаются во всепоглощающую страсть.

Массовая истерия связана с быстрым распространением моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства . Примеры, средневековая «охота на ведьм»; эпидемии «синдрома конвейерной линии» - массовое заболевание психогенного происхождения.

Паника это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы. Паника имеет коллективный характер, потому что социальное взаимодействие повышает чувство страха.

Толпа это временное, относительно неорганизованное скопление людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, одна из наиболее известных форм коллективного поведения.

Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1844-1931). Его главная работа «Психология масс» является наиболее полным исследованием психологических закономерностей массового сознания и поведения. В современной науке наиболее интересные исследования феномена толпы принадлежат французскому учёному Сержу Московичи (работа «Век толп»).

Важнейшими механизмами, способствующими возникновению и развитию поведения толпы, являются:

· механизм внушения;

· механизм эмоционального заражения;

· механизм подражания.

Серж Московичи отмечает, что «люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращённый к чувству».

По характеру поведения и типу доминирующих эмоций толпу можно разделить на несколько типов.

Виды пассивной толпы:

· случайная толпа – это толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием;

· конвенциональная толпа – толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного заранее, движимая одинаковыми интересами и готовая соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций;

· экспрессивная толпа – толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно выражают своё отношение к происходящему.

Виды действующей толпы:

· агрессивная толпа – толпа, движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве;

· паническая толпа - толпа, движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности;

· стяжательская толпа - толпа, движимая желанием обладать теми или иными объектами, участники которой вступают в конфликт между собой.

Общими характеристиками всех толп являются:

· внушаемость;

· деиндивидуализация;

· неуязвимость.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Считается, что термин «общественное мнение» ввёл в политический обиход английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери. Автор аппеллировал к общественному мнению как свидетельству одобрения населением деятельности парламента. Категория «общественное мнение» в её современном значении обосновывается в работе французского социолога Жана Габриэля Тарда (1843-1904) «Общественное мнение и толпа» . В этой работе Тард исследовал возможности влияния массовых ежедневных и еженедельных газет.

Общественное мнение – это коллективное оценочное суждение социального субъекта по поводу объекта, представляющего общественный интерес; состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Формирование общественного мнения характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное мнение, выступающее затем как суждение большинства. В качестве структурных компонентов общественного мнения выступают общественное суждение и общественная воля . Общественное мнение влияет на оценки социальной действительности конкретными индивидами. Оно также влияет и на формирование их социальных качеств, привитие им норм и правил существования в обществе. Общественное мнение способно выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Общественное мнение оказывает формирующее воздействие на социальных субъектов В своей регулятивной функции общественное мнение обеспечивает реализацию определённых (выработанных самостоятельно или привнесённых извне) норм общественных отношений. Не случайно Дж. Стюарт Милль рассматривал господствующее в обществе мнения как “нравственное насилие” над личностью, индивидом.

Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия для возникновения и функционирования общественного мнения:

· общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события) ;

· дискуссионность мнений и оценок ;

· необходимый уровень компетентности (наличие осведомлённости по содержанию обсуждаемой проблеме, теме, вопросу).

Можно согласиться с точкой зрения известной немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Второй источник – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени».

Общественное мнение представляет собой социальный институт, который обладает определённой структурой и выполняет определённые функции в обществе, является определенной общественной силой. Центральным вопросом функционирования общественного мнения является проблема его действенности. Выделяют три основные функции общественного мнения:

· экспрессивная – выражение общественных настроений;

· консультативная – выражение одобряемых обществом способов решения проблем;

· директивная – выступает волеизъявлением народа.

Важное значение общественного мнения как института гражданского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Левада - Центр и др.

Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?

Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.

Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь - все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.

Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину... Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉

Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет...

Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу... — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV??? Жду ответы в комментариях!

В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!

Типы социального действия по Максу Веберу

Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!

Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:

1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.

Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой .

Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять... Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной...

2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?

А может, вы искренне верите , что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!

3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете: «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу...

А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂

4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.

Приготовил соответствующую презентацию для закрепления материала:

Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.

С уважением, Андрей Пучков