Профессиональная деятельность обществознание. Основные виды деятельности человека — классификация с определениями

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

"ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ЦЕЛИ:

    Охарактеризовать мотивы осуществления деятельности.

    Познакомиться с основными видами деятельности.

    Выделить различия практической и духовной деятельности.

    Определить различия классификаций видов деятельности.

5. Развить навыки работы с текстом, выделения главного, систематизации, работы со схемами, таблицами, развивать навыки установления причинно-следственных связей

Деятельностью в философии и социальной психологии называют целенаправленную активность, характеризующуюся преобразованием окружающей среды и самого человека.

Таким образом, деятельность обязательно должна предполагать цель. Нецеленаправленные действия деятельностью считать нельзя. Например, во время паники люди предпринимают действия, никак не оправданные с точки зрения разума; можно сказать «панические действия», но нельзя сказать «паническая деятельность». В свою очередь, если цель поставлена, но никакие активные действия не предприняты, деятельностью это также считать нельзя.

Важно отметить, что любая деятельность должна носить преобразовательный характер. Если в результате действий никаких изменений не произошло, это также невозможно считать деятельностью.

Есть и другое, менее распространенное определение: «Деятельность – это совокупность взаимосвязанных действий, побуждаемых потребностями и направленных на достижение цели».

ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите информацию и типологию М. Вебера, составьте таблицу "Мотивы осуществления деятельности"

Виды действий

Мотивы

По соотношению субъекта и объекта можно выделять субъектно-объектную, субъектно-субъектную и обратную деятельность. Общение и коммуникация (наличие и отсутствие обратной связи). Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью односторонней передачи информации.

Во-вторых, в структуре деятельности выделяют цель, средства ее достижения и результаты. Средства обязательно должны соответствовать цели; ни один нормальный человек в обычных условиях не станет забивать гвозди микроскопом. После завершения деятельности ее результаты обязательно сравнивают с поставленной целью; в случае совпадения между ними деятельность признается успешной.

Наконец, в-третьих, в структуре деятельности выделяют отдельные действия. Самую известную типологию социальных действий предложил Макс Вебер.

По мотивам осуществления он выделил целерациональные, ценностно-рациональные, традиционные и аффективные действия. Целерациональные действия характеризуются ясностью осознания цели и средств ее достижения; показателем эффективности действия является достигнутый результат. Ценностно-рациональные действия характеризуются верой в безусловную ценность (моральную, религиозную, политическую) самого действия независимо от возможных результатов и выгоды. Такое действие основывается на определенных «заповедях», в следовании которым человек видит свой долг. Конкретной цели и определенного результата нет, но есть мотив, смысл, ориентация на других.

Традиционные (привычные) действия не имеют осознанного мотива, они совершаются автоматически, в силу привычки. Человек не анализирует эти действия и, даже если условия их осуществления изменились, продолжает действовать привычным способом. Например, машинистке, которая стала работать на компьютере, трудно избавиться от привычки вручную переводить каретку пишущей машинки.

Наконец, аффективные действия вообще не имеют цели и совершаются под влиянием сильного душевного волнения – положительного, такого, как радость, или отрицательного, например, гнева. К примеру, женщина увидела мышь; ее реакция нерациональна, так как мышь не причинит ей вреда, но справиться со своими эмоциями женщине очень трудно. На одном из телешоу участникам было предложено определить содержимое ящика на ощупь.

Фактически только первые два типа действий можно отнести к социальным действиям, так как они по природе своей рациональны. Традиционные и аффективные действия относятся к сфере бессознательного, однако они также играют свою роль в деятельности. Для того, чтобы учиться в школе, нужно в нее сначала прийти, а ходьба у детей старше 4-5 лет уже является традиционным действием.

ЗАДАНИЕ 2 Изучите материал, схему и сделайте вывод о различиях практической и духовной деятельности, составьте схему "Практическая деятельность"

В современной философии выделяется также несколько видов деятельности. По первому основанию ее можно поделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества, а духовная направлена на изменение сознания людей.

Практическая деятельность, в свою очередь, делится на материально-производственную и социально-преобразовательную.

Различают их по объекту деятельности: если в результате изменяются материальные объекты (как природные, так и сделанные руками человека), то это материально-производственная деятельность; если же в результате изменения происходят в обществе, то это деятельность социально-преобразовательная.

Приготовление пищи, изготовление орудий труда, строительство домов относится к материально-производственной деятельности, а реформы, революции, процесс обучения – к социально-преобразовательной.

ЗАДАНИЕ 3 Используя таблицу, составьте схему "Виды деятельности"

ЗАДАНИЕ 4 Используя иллюстрации, составьте схему "Виды деятельности"

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Понятие деятельности употребляется в литературе неоднозначно. По этой причине сначала уточним смысл, который в него вкладывается.

Наиболее общей философской категорией, под которую можно подвести понятие деятельности, является категория движения . Движение - это способ существования материи. Но, различая материю неорганическую и органическую (живую), приходится для отражения специфики последней конкретизировать общее понятие движения. Таким более конкретным понятием, характеризующим особый тип движения, свойственный живым организмам, является понятие ʼʼактивность ʼʼ. Но жизнь делится на растительную и животную. Чтобы обозначить более сложный вид активности, выступающий способом существования животных, используют понятие ʼʼжизнедеятельность ʼʼ (или ʼʼповедение ʼʼ). Наконец, человека отличает от животных специфическая форма движения, активности, поведения, которая и принято называть деятельностью (рис. 2).

Рис. 2

Деятельность - это способ существования человека. При этом нужно иметь в виду, что не всœе действия людей являются собственно человеческой деятельностью. Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческой деятельности свойственны:

Сознательное целœеполагание. На то и дан человеку разум, чтобы руководствоваться им в своих действиях. В отличие от животных, человеческая деятельность имеет сознаваемую цель. Направленностью на какие-то цели обладает и поведение животных, но целœесообразность его обусловлена биологическими закономерностями. Человек же способен выбирать целисвоей деятельности произвольно . В своей деятельности он создает для себя всœе новые и новые цели, выходя при этом далеко за рамки биологических потребностей .

Стремление к совершенству . Человек оценивает свою деятельность по степени совершенства ее исполнения, сравнивая свои действия и их результаты с тем, что ʼʼдолжно бытьʼʼ. Животные же не стремятся к достижению какого-то ʼʼсовершенстваʼʼ, они просто выполняют то, что обусловлено природными механизмами их поведения.

Самоуправление . Жизнедеятельность животного протекает в соответствии с естественными законами. Деятельность человека, кроме этого, подчиняется еще и определœенным правилам и нормам, которые он сам для себя устанавливает. Естественные законы невозможно произвольно нарушать или отменять. А правила и нормы человек может принимать или не принимать, может их соблюдать или отступать от них.

Преобразование, а не приспособление . В случае если животное в своей жизнедея­тельности приспосабливается к окружающей среде, то человек с помощью деятельности преобразует ее. Активно воздействуя на условия своего существования и изменяя их, он творит вокруг себя ʼʼвторую природуʼʼ – искусственную среду, мир культуры.

Природа по своим законам не может произвести то, что по ее законам производит человек . Возникновение естественным путем даже простого колеса, не говоря уже о других, гораздо более грандиозных творениях технического и художественного гения человечества является настолько маловероятным, что было бы настоящим чудом. Можно сказать, что человек, создающий в соответствии с законами природы то, что она без него сама никогда бы не создала, постоянно творит чудеса . Вместе с тем в процессе деятельности человек, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную природу, развивает и совершенствует самого себя. Внутренний, духовный мир человека - самое главное из чудес, рождаемых его деятельностью.

Основные компоненты человеческой деятельности:

1. Субъект деятельности . Им должна быть отдельный индивид, группа людей, общество в целом. В первом случае говорят об индивидуальной, в двух остальных - о коллективной деятельности. Любая индивидуальная деятельность всœегда так или иначе включена в сложную систему коллективной деятельности людей и в конечном счете - всœего человечества.

2. Объект деятельности . Он должна быть как материальным (к примеру, земля, обрабатываемая крестьянином, или гипс в руках скульптора), так и идеальным (образ, понятие, мысль). Объектом своей деятельности человек может сделать и сам себя (к примеру, при самовоспитании).

3. Цель деятельности – идеальная модель того, что должно быть (ʼʼжелаемого будущегоʼʼ).

4. Акты деятельности – отдельные действия, из которых она складывается.

5. Способ (метод) деятельности . Будучи свободным в выборе способов своей деятельности, человек стремится из всœех возможных способов найти наиболее подходящий, наилучшим образом обеспечивающий достижение цели.

6. Средства деятельности – материальные или идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности. К примеру, в производственной деятельности используются такие материальные средства, как орудия труда или механизмы; в научной деятельности применяются такие идеальные средства, как мысленные модели изучаемых объектов или математические средства их описания и т.д.

7. Результат (продукт) деятельности . Он далеко не всœегда совпадает с целью: часто мы оказываемся не в состоянии полностью и в точности осуществить то, что задумано. Вместе с тем, следует иметь в виду, что наша деятельность всœегда приводит к двоякого рода результатам: во-первых, прямым - тем, которые соответствуют нашей сознательно поставленной цели, и во-вторых, к побочным - тем, которые мы заранее не предвидим и даже не осознаем. Побочные результаты иногда бывают не просто неожиданными, но и нежелательными.

Деятельность людей чрезвычайно разнообразна. Существует великое множество ее форм и видов. Жестко разграничить их невозможно. Всеохватывающей и общепризнанной их классификации нет.

Различают деятельность материальную и духовную; конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную); продуктивную (производящую новые продукты) и репродуктивную (воспроизводящую и тиражирующую ранее созданные образцы). Среди форм деятельности выделяют такие, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественная. В качестве базовых видов часто рассматривают труд, учебу, игру . Эти виды деятельности сопровождают человека всю жизнь, но роль их в различные периоды неодинакова: в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школе – учеба, а затем – труд.

Человеческая деятельность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Человеческая деятельность" 2017, 2018.

Проявления человеческой сущности многообразны. Однако отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деятельность .

Деятельность – присущий только человеку способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Именно человеческая деятельность является основой единства биологического и социального в человеке.

Посредством деятельности человек изменяет условия своего существования, преобразует окружающий мир в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Человеческая деятельность невозможна в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективная, социальная. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры и при этом сама деятельность является феноменом человеческой культуры.

Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми.

С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д.

Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности.

4. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек » – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида. Понятие «личность» обозначает целостность социальных свойств человека, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Личность – это носитель правовых, этических, эстетических и иных социальных норм, это субъект познания и преобразования мира.

Понятия «человек» – «индивид» – «личность» диалектически взаимосвязаны: они соотносятся соответственно как общее единичное особенное .

Понятие «личность» является интегрирующим, объединяющим в единое целое и биологическое, и психическое, и социальное в человеке. Поэтому в структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психический, социальный.

Личность обладает морфологическими отличиями, особенностями своей телесной организации: фигурой, походкой, выражением лица, манерой говорить. Биологический уровень личности подчеркивает также тесную связь человека с окружающей его природной средой. Биологический компонент является необходимым условием обеспечения целостности личности, ее проявления.

Психологическим стержнем личности является ее характер, воля. Характер личности проявляется в достижении социально значимых целей, в соответствии выработанным обществом идеалам. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно общественное самоутверждение индивида как личности.

В то же время человек является личностью не по своей телесной или психической организации, а по социальным качествам. Личность формируется в процессе коллективной деятельности и общения. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Необходимым условием становления личности является формирование мировоззрения – системы взглядов на мир и место человека в нем. Только выработав определенное мировоззрение, личность получает возможность осознать смысл своего бытия в мире, возможность самоопределения в жизни, реализации своей сущности.

Личность включает в себя:

Общие черты, присущие ей как представителю человеческого рода,

Особенные признаки в качестве представителя определенного общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями,

Уникальные индивидуальные особенности, обусловленные наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется (семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.), а также неповторимым индивидуальным опытом.

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека :

  • Сознательный характер : человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер : направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер : человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер : человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.

МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности :

  • по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
  • по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
  • по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
  • по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
  • по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
  • по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
  • по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные формы человеческой деятельности :

  1. Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
  2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
  3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное .
  4. Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:

1) комбинирование уже имеющихся знаний;

2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;

3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;

4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.

Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.