Необходимость разделения рабочего дня на части

— мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:


Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части , т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части , необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Скачать приказ о разделении рабочего дня

Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

Закрепляет право работодателя на установление режима разделения рабочего дня на части, которое реализуется при следующих условиях:

Особый характер труда в организациях (например, осуществление педагогической работы в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников; в животноводстве - это доение, кормление животных, уход за больными животными и другие схожие работы);

Производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, в организациях транспорта).

2. Применение режима разделения рабочего дня на части возможно при соблюдении требования - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

3. Предоставив право работодателю на установление режима разделения рабочего дня на части, все остальные вопросы регулирования такого режима законодатель отнес к сфере локального регулирования.

4. Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части принимается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Полагаем, что вопросы применения режима разделения рабочего дня на части могут рассматриваться как самостоятельным локальным нормативным актом, так и правилами внутреннего трудового распорядка.

5. На уровне организации определяется:

На какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы;

Должности работников с режимом разделения рабочего дня на части;

Величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

Срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др.

6. На практике работникам с режимом разделения рабочего дня на части устанавливаются доплаты компенсационного характера.

7. В отношении некоторых категорий работников регулирование режима разделения рабочего дня на части получает закрепление в подзаконных нормативных правовых актах министерств.

Перечень профессий и должностей работников, по которым можно выплачивать указанные доплаты, утвержден соответствующими республиканскими органами государственного управления (приложение 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»). Руководителям организаций системы Минжилкомхоза рекомендовано для работников, у которых в связи с производственной необходимостью рабочий день предусмотрен с разделением его на части, устанавливать доплаты в размере до 50 % (включительно) тарифной ставки (п. 6 Рекомендаций о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Минжилкомхоза РБ от 12.08.2011 № 19).

Шаблон положения о разделении рабочего дня на части

YGб»╛oЛxЬDл╖╗█▓ш╛[цКеN4╫DGe?Щu$grАp╩z╨мaФ║яef┴╟4√{yRхЬlTolR╔nDЩfU$lVЯ|│VRАрС∙╒Щн┬█╗eВузеV╜╡ХКЭФ)╔їл+╔j’▀OеАКGo(7Ь╒ф3SiьY7еO~rM!З═╡td]╪ыЮM:╥Рк│Їеь╠└хy$╒pё $HЛ»╕Bx8╔bг│ЛНзи`░WКD1▒ є╗╜X╢ E┤#б|╟»иP$М =x└е┤$x╪ ╟ О┤хbС░r╘S!r╚WЎщ0ЙбЪBОДuв─НмI s╨Ъ|N╙+Vt╚┼6,(╙┴я@t9$╛ЖЪЕЩW Ь`vеF▀УВщIЙ% иR;у╜»Т^@p╠8╧j╩vHF┬ ╞1Ъ√|yА8ыК°ч─┌╜ўО oKнўPЕ<=жъtЁ└╫[^{Иbi╢FvЭмwgВ ┤АMЖ│тиЛч√FЧ У╦дKcУЧЭ╩mIUUH;╖8щ═{▄┌к╪█╔ЎЖXbs;68юyь=k─g┐М:W╞_КW7:Л№A~▒XН║L┌y╡▒┌kO Т5w├ ьxzэ5Е╖┴▀=═їЦЫnЎRF╫3+<<вгR┤_2}5√П╓- └▌z╧C╢Ё7Л-fЫP╒нд╕ЬИoчydxсСЗa╩n ЄсqМWл■═Ц╓╛°9вн╛И|2.

Разделение рабочего дня на части

Возникает вопрос: относится ли этот максимум к первому исключению? Исходя из смысла части первой ст. 127 ТК положительный ответ дать нельзя. Следовательно, один перерыв может быть больше 4 ч. Это отвечает специфике работы, например, городского транспорта, организаций сельского хозяйства, театра. При разделении рабочего дня на части должны соблюдаться следующие требования: – время перерывов в течение рабочего дня, включая обеденный, в рабочее время не включается (часть вторая ст.
127 ТК); – общая продолжительность рабочего времени каждой части рабочего дня не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). При этом установленной считается продолжительность, закрепленная графиком работ (сменности) в соответствии со ст. 112–117 ТК и локальными нормативными актами.
Для водителей автомобилей может быть введен рабочий день с разделением его на части. Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включают. Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля. Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Образец положения о режиме рабочего времени разделение дня на части

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части. Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего организации.

Вариант II Может применяться в случаях, когда водитель автомобиля в течение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работы: например, осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. В этом случае график работ (сменности) водителя автомобиля также может быть составлен с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч.

Важно

Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения. ЭТО ВАЖНО! Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором.

Положение о разделении рабочего дня на части образец

Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель на основании локального нормативного правового акта с учетом мнения профсоюза. Пример 1 Работнику организации установлен рабочий день с 8:00 до 22:00 и перерыв, включая перерыв для отдыха и питания, с 14:00 до 18:00. Перерыв продолжительностью 4 ч используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст.


127 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Таким образом, при установленном рабочем дне с 8:00 до 22:00 рабочее время, подлежащее оплате, рассчитываем без учета перерыва продолжительностью 4 ч (с 14:00 до 18:00). Продолжительность оплачиваемого рабочего времени составит 10 ч.
Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21–23 журнала. Часто работники кадровых служб сталкиваются с нестандартными случаями оформления рабочего времени. Одним из таких случаев является оформление разделения рабочего дня на части.
В данном материале особое внимание уделено порядку такого учета рабочего времени водителям организации. По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Законодательство допускает 2 исключения из этого правила: 1) рабочий день разделяется на 2 части, между которыми предусмотрен один перерыв, превышающий 2 ч, в который входит перерыв на обед и отдых; 2) перерывов 2 и более, включая перерывдля отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.
Справочно: в указанный перечень вошли: – заведующий организацией из числа работников, не освобожденных от основной работы по обслуживанию населения; – контролер-кассир (контролер); – продавец-консультант, продавец; – кассир (старший кассир); – буфетчик; – официант; – приемщик товаров; – администратор торгового зала; – гардеробщик; – грузчик; – машинист моечных машин; – мойщик посуды; – уборщик помещений (производственных) – при условии выполнения работ непосредственно в торговом зале (зале); – электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (приложение 2 к Рекомендациям № 41). Перерыв в работе свыше 2 ч с разделением смены на части устанавливают с учетом потоков покупателей (потребителей) в целях улучшения их обслуживания и экономного использования трудовых ресурсов.

Есть 2 условия, наличие которых дает право нанимателю разделять рабочий день на части (часть первая ст. 127 ТК): 1) особый характер труда; 2) интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова. Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня. Более конкретно сформулировано в ТК второе условие разделения рабочего дня на части: невозможность обеспечить равномерную загруженность работников на протяжении рабочего дня (смены), вызванную, к примеру, разным потоком покупателей, заказчиков, пассажиров на протяжении суток.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них - естественное решение проблемы.

  • Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.
  • При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания.

    Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Пример 2 Рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть третья ст. 317 ТК). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы. Компенсации за разделение рабочего дня на части Как правило, режим рабочего времени с разделением рабочего дня на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч считается неудобным для работников, поэтому если он вводится по инициативе нанимателя, то за работу в таком режиме работникам устанавливается доплата.
Размер доплат, которые могут быть установлены работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, предусмотрен подп. 2.6 п.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Возможно, ли разделение рабочего дня на части водителя автобуса, который не работает на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах? В Приказе Минтранса № 299 прописан порядок разделения рабочего дня на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. Если разделение все-таки возможно, то необходимо ли в данном случае руководствоваться приказом № 299?

Ответ

Да, разделение возможно. Руководствоваться надо ст. 105 ТК РФ.

Статьей 105 ТК РФ установлено, что на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.

При этом надо соблюдать следующие правила:

Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы;

Для разделения рабочего дня на части надо принять специальный локальный нормативный акт с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Трудовое законодательство не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

Статья: «Порционная» работа, или Делим рабочий день на части

«Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени* (ч. 1 ст. 100, ст. 105 Трудового кодекса РФ) .

Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины*.

Составляющие разделенного рабочего дня отдельных категорий работников определены отраслевыми нормативными правовыми актами. Работодателю нужно учесть их положения при разработке локального документа.

Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей сотрудников, рабочий день которых разрешено делить на части, не исключает возможности применения этого режима к иным работникам.

В статье 105 ТК РФ указано, что рабочий день разделяется на части работодателем на основании локального нормативного акта (далее – ЛНА) , принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если в компании есть профсоюз). А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.

Основания для разделения рабочего дня на части

Выполнение работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
осуществление работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)*

Как видно из определения обсуждаемого режима, при разделении рабочего дня на части действуют некоторые ограничения. Так, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. При этом работодатель должен вести строгий учет отработанного времени в табеле учета рабочего времени. В нем проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы.

К примеру, если рабочий день (смена) составляет 8 часов, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 8 часов.

При этом в верхней строке графы «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» напротив фамилии работника проставляется код «Я» или «01», а в нижней строке указывается продолжительность работы в таком режиме.

Неоплачиваемые перерывы

Обратите внимание

Работа при разделении рабочего дня на части не относится к сменной (ст. 103 ТК РФ) . Это разные режимы рабочего времени, регулируемые различными нормами ТК РФ.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.

Разделение рабочего дня на части создает неудобства сотрудникам, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Поэтому несмотря на неоплачиваемость перерывов такие издержки работодателю все-таки придется возместить.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в т. ч. режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ) . Они относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (определение Верховного Суда Республики Коми от 13.01.2011 № 33–8/2011) .

ПРИМЕР

Женщинам (независимо от места их проживания), работающим в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе») .

Руководителям структурных подразделений железных дорог при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, протокол № 8) .

Неустановление доплаты или установление ее в меньшем размере, чем это предусмотрено нормативными актами На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что законом не определен ее размер для всех категорий работников.
Работодатель не вправе установить и меньший размер доплаты, чем предусмотрен отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.

Работнику, у которого рабочий день разделен на части, нужно предоставить перерыв для отдыха и питания

Норма о предоставлении перерыва обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т. д.(определение Верховного Суда Республики Коми от 25.06.2012 № 33-2603АП/2012) .

Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, его также можно присоединить к одному из перерывов между частями. Главное, чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более двух часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ) .

Процедура оформления

Введение режима разделения рабочего дня на части предполагает следующий алгоритм действий.

ЭТАП 1. Разрабатываем проект ЛНА

Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный ЛНА, устанавливающий порядок и условия разделения рабочего дня на части, например Положение о режимах рабочего времени (приложение 2) .

В таком документе нужно указать следующую информацию:

 количество частей рабочего дня;

 продолжительность, время начала и окончания каждой части;

 количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;

 продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;

 дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;

 период, в течение которого действует данный режим (при установлении определенного срока);

 размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;

 иные условия (при необходимости).

ЭТАП 2. Получаем мотивированное мнение профкома (при его наличии)

Если в компании создан профком, то ЛНА принимается с учетом его мнения (ст. 105, 372 ТК РФ) . Соответственно, если профсоюза в организации нет, этот этап исключается.

Шаг 1. Направляем ЛНА в профком

Документ прилагается к сопроводительному письму (приложение 1) . В содержательной части письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться к профкому с просьбой об оформлении мотивированного мнения.

Важно зафиксировать факт получения профкомом такого письма (например, отметкой о получении на копии), так как с этой даты начнется отсчет срока, в течение которого профком обязан направить мотивированное мнение.

Шаг 2. Получаем мотивированное мнение профкома

Профком должен направить работодателю письменное мотивированное мнение по проекту ЛНА не позднее пяти рабочих дней со дня его получения. Если этого не произошло или профком представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить ЛНА в первоначальном виде.

Обратите внимание

Учет мнения профкома не означает согласования с ним ЛНА. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить ЛНА в том виде, в каком считает целесообразным.

Шаг 3. Учитываем мотивированное мнение профкома

Если профком согласен на утверждение ЛНА в представленном виде, то после получения его письменного мотивированного мнения на ЛНА делается отметка: «Мнение профкома учтено (протокол от “____” _________ 20 ___ г. № ______)». Такая отметка может быть проставлена под подписью составителя документа или визами согласования.

Если же профком не согласился на утверждение ЛНА в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, ЛНА направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с той же пометкой об учете мнения представительного органа работников.

Если работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение трех дней после получения мнения он должен:

1. Известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций.

2. Провести дополнительные консультации.

3. Оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
(или) достигнутые договоренности по ЛНА;
(или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.

После оформления протокола работодатель утверждает ЛНА и делает отметку об учете мнения профкома.

ЭТАП 3. Утверждаем ЛНА

ЛНА, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части (приложение 2) , должен быть утвержден руководителем организации путем:

 проставления в верхнем правом углу на титульном листе ЛНА грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф. И. О. и даты утверждения;

 или издания приказа по основной деятельности, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения ЛНА).

ЭТАП 4. Знакомим работников с ЛНА

Работодатель должен ознакомить работников, для которых введен режим разделения рабочего дня на части, с соответствующим ЛНА под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в том случае, когда трудовой договор с ними уже заключен.

ЭТАП 5. Заключаем дополнительные соглашения к трудовым договорам

Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу условий, обязательных для включения в трудовой договор (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) .

В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным ЛНА признается изменением обязательных условий трудового договора. Оно может быть произведено только с согласия работника, т. е. после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ) .

В дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.

В отношении вновь принимаемых на работу сотрудников, чей рабочий день разделен на части, все перечисленные условия будут прописаны в тексте трудового договора (приложение 3) .

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ) .

Приложение 2. Пример оформления Положения о режимах рабочего времени (фрагмент)

Приложение 3. Пример оформления трудового договора с условием о разделении рабочего дня на части (фрагмент)