Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы. Типы тарифных ставок. Тарифная сетка оплаты труда

Оклад рассчитывается за единицу времени (час, день, месяц). В калькуляции применяется специальный показатель - тарифная ставка, зависящая от уровня профессионализма работника и отрасли деятельности.

Определение

Тарифная ставка — это денежная выплата работнику за выполнение заданий определённой сложности в установленные сроки. Эта сумма фиксируется в трудовом договоре и является минимальной гарантированной оплатой труда, ниже которой сотрудник не может получать при условии выполнения всех обязанностей. На предприятии могут быть разработаны тарифные ставки заработной платы, тарифные сетки и штатное расписание, исходя из которых определяется оклад работника. Правила, по которым осуществляется расчет, представлены в трудовом законодательстве.

Как рассчитать свою зарплату?

Первым делом нужно ознакомиться с тарифно-квалификационным справочником конкретной отрасли, чтобы узнать размер тарифной ставки, количество предусмотренных разрядов, наличие дополнительных выплат. Формула для расчета следующая:

  • Ставка = Ставка 1-го разряда х Повышающий коэффициент.

В расчетах месячные ставки используются, только если фактическая выплата совпадает с нормами, дневные - если количество дней фактической явки на работу в течение недели отличается от 5. Часовая тарифная ставка работника обязательно используется при расчете оплаты:

  • в опасных, тяжелых и вредных условиях;
  • за сверхнормативную выработку;
  • в ночные смены;
  • в выходные дни.

Рассчитывается она делением оклада на количество отработанных часов в месяце (или среднемесячное число рабочих часов за год). Точный алгоритм расчетов прописан в Коллективном договоре.

Схемы оплаты

Система оплаты - это соотношение меры труда и вознаграждения за него. Сюда также входят условия и порядок расчета стимулирующих выплат, премий. Утвержденная система фиксируется в Коллективном договоре.

Повременная система

При повременной системе разрабатываются нормативные задания, устанавливается количество времени, необходимое для их выполнения. Для расчета заработка следует количество отработанного времени умножить на ставку. Она может быть часовой или месячной.

Пример 1

Часовая тарифная ставка рабочего составляет 75 рублей. За месяц он отработал 160 часов при норме 168 часов. Зарплата сотрудника составляет: 75 х 160 = 12 тыс. руб.

Информация для расчетов берется из «Табеля учета времени» и личной карточки сотрудника. Чаще всего часовая ставка используется при расчете оплаты труда работников промышленности, а месячные оклады устанавливаются для специалистов и руководителей.

Пример 2

Бухгалтеру в организации установлен оклад в размере 15 тыс. рублей. За месяц он отработал 17 дней из положенных 20. Его зарплата составляет: 15 000: 20 Х 17 = 12,75 тыс. руб.

Формы оплаты устанавливаются:

  • Простая повременная - предусматривает выплату за количество времени, потраченного на выполнение задания.
  • Повременно-премиальная система - предусматривает доплаты за качество продукции.

Сдельная система оплаты труда

Сумма оклада может зависеть от количества изготовленной продукции. В таком случае расценки определяются умножением ставки на разряд и норму выработки. Рассмотрим детальнее формы оплаты труда.

Прямая сдельная

В данной системе оклад прямо пропорционально зависит от количества изготовленных изделий исходя из установленных расценок. Порядок расчета будет зависеть от вида нормы.

Пример 3

Тарифная ставка слесаря составляет 180 руб/час при норме выработке 3 шт/час. За месяц было изготовлено 480 деталей. Оклад: 180: 3 х 480 = 28,8 тыс. руб.

Пример 4

Тарифная ставка токаря составляет 100 руб./час при норме затрат времени 1 час/шт. За месяц было изготовлено 150 деталей. Оклад: (100: 1) х 150 = 15 тыс. руб.

Аналогичные схемы расчетов можно применять не только в отношении конкретного работника, но и бригады в целом.

Пример 5

Бригада, в которую входит трое рабочих, выполнила заданный объем работ за 360 часов. По условиям договора ей полагается выплата 16 тыс. руб. Тарифные ставки членов бригады и фактические затраты времени представлены в таблице.

1. Расчет тарифных окладов (руб.):

Александров: 60 х 100 = 6000.
Воронов: 45 х 120 = 5400.
Карпов: 45 х 140 = 6300.

Тарифный заработок всей бригады составляет 17,7 тыс. руб.

2. Найдем коэффициент распределения:

16: 17,6 = 0,91.

3. Фактическая зарплата рабочих отражена в следующей таблице.

Сдельно-премиальная система

Данная схема предусматривает премирование за выработку сверх установленной нормы. Такие доплаты считаются частью фактического заработка и устанавливаются в соотношении к окладу.

Пример 6

Рабочий выполнил норму на 110%. Его оклад по сдельным оценкам составляет 6 тыс. руб. Положение о премировании предусматривает за выработку сверх нормы вознаграждение в размере 10% оклада. Расчет будет таков:

6000 х 0,1 = 600 руб. - премия.
6000 + 600 = 6600 руб. - начисленная зарплата.

Оклад сотрудников, обслуживающих оборудование, рассчитывается по косвенно-сдельным расценкам и зависит от количества изготовленной продукции.

Аккордная система

В данном случае оцениваются сроки выполнения комплекса работ. Размер оклада зависит от калькуляции каждого вида работ и общего размера выплат. Системой предусмотрено премирование за досрочное выполнение задания. Она используется для расчета зарплат сотрудников, участвующих в ликвидации последствий аварий и прочих срочных заданий.

Пример 7

Рабочий выполнил норму на 110 %. Его оклад по сдельным оценкам составляет 6 тыс. руб. Согласно «Положению о премировании», за выработку сверх нормы предусмотрено вознаграждение в размере 150 % оклада. Расчет:

(6 х (1,1-1) : 1) х 1,5 = 0,9 тыс. руб. - премия.
6 + 0,9 = 6,9 тыс. руб. - начисленная зарплата.

Комбинированные системы

Рассмотренные системы оплаты труда зависят от количества изготовленной продукции. Но по требованиям трудового законодательства оклад должен также зависеть от качества проведенных работ. Поэтому на практике рассмотренные системы оплаты труда дифференцируются в зависимости от качества изготовленной продукции, то есть используются комбинированные системы. Например, тарифная ставка рассчитывается по прямой сдельной системе, а при выполнении работ сверх нормы выплачиваются премии. Для расчета окладов по дифференцированным системам используются:

  • Тарифные справочники профессий.
  • Квалификационные характеристики.
  • Акт оценки рабочего места.
  • Тарифная ставка.
  • Тарифная сетка.
  • Коэффициенты выплаты надбавок.

«Единый квалификационный справочник должностей и окладов»

Тарифная ставка оплаты труда в госучреждениях зависит от результатов аттестации тарифов из «Единого справочника должностей» (ЕКС). В нем представлены характеристики должностей и требования к уровню квалификации. Он используется для тарификации работ и присвоения разрядов рабочим.

В справочнике представлены тарифные ставки за единицу времени в зависимости от разряда рабочего.

Ставка 1-го разряда представляет собой оплату труда низшей квалификации. Ее размер не может быть ниже МРОТ, а увеличивающий коэффициент составляет «1». Расчет тарифной ставки 2-го разряда осуществляется путем умножения ставки 1-го разряда на соответствующий коэффициент и т. д. Все эти показатели, дополненные районными коэффициентами доплат и надбавок, группируются в тарифную сетку.

Стимулирующие выплаты

Доплата - это денежная компенсация за нестандартный режим работы, условия труда и интенсивность труда. Надбавка - это выплата, стимулирующая работника повышать квалификацию и уровень мастерства. Законодательством предусмотрены такие виды стимулирующих выплат:

  • за труд в выходной день;
  • сверхурочную и работу в ночное время;
  • многосменный режим;
  • совмещение должностей;
  • увеличение объема работ и т. д.

Для расчета каждого вида доплат должен быть разработан алгоритм определения отклонений фактических условий труда от стандартных. То есть необходимо в трудовом договоре прописать режим работы в ночное время, инструкции каждого сотрудника и т. д. Затем путем сравнения фактических условий труда с нормативными рассчитывать размер надбавки и производить выплаты.

Тарифный коэффициент показывает, что оплата труда двух работников, выполняющих работу по одной и той же специальности (профессии) на одном и том же предприятии, может значительно различаться. И причина этого — в разном уровне квалификации работников и сложности выполняемой ими работы. В зависимости от квалификации и сложности работникам присваиваются разряды и устанавливаются тарифные коэффициенты (далее в статье — ТК).

Приведем некоторые примеры.

    1-й, наиболее низкий, присваивается таким рабочим, как протирщик часовых стекол, рабочий по обслуживанию бани, истопник, няня и другие;

    до 8-го «дотягиваются» наладчики различного оборудования (технологического, полиграфического, испытательного и т.д.).

Список всех профессий и разрядов дан в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих. Кроме того, начиная с 1 июля 2016 года при определении квалификации обращаются к . В них используется понятие «уровень квалификации» (от 1-го до 8-го).

Как рассчитать тарифный коэффициент разряда

В Советском Союзе действовала единая тарифная сетка, в которой были установлены минимальные ставки (самого низкого квалификационного разряда для конкретной профессии) и ТК. Чем выше квалификация рабочего, трудоемкость работы, тем больше ТК, на который умножается минимальная ставка.

Сегодня государство регулирует и ТК лишь в отношении бюджетников (базовый документ — так называемая Новая система оплаты труда, а также отраслевые соглашения). Остальные предприятия могут создавать сетки и рассчитывать ТК самостоятельно. Для этого нужно определить:

    сколько разрядов одной профессии (специальности) вы введете;

    какой планируется разрыв между низшим и высшим уровнями квалификации;

    как будет увеличиваться ТК — равномерно (1; 1,2; 1,4; 1,6…) или прогрессивно (1; 1,2; 1,5; 1,9…).

Для расчета коэффициента с равномерным увеличением воспользуемся формулой:

(макс. коэф. - мин. коэф.) / (кол-во разрядов - 1)

Решено для токарей ввести 5 разрядов: с 2-го по 6-й. Разрыв в ТК — 2 (низший — коэф. 1, высший — коэф. 2).

Решение: (2 - 1) / (5 - 1) = 0,25.

Значит, ТК для разрядов будут:

Средний ТК

Иногда в организациях существует такая система оплаты труда, когда труд рабочих одного цеха или бригады оплачивается по . В таком случае потребуется высчитать средний тарифный коэффициент, формула довольно трудна, но попробуем разобраться без пугающих математических символов. Расчет нужно строить таким образом:

    Умножить количество работников, имеющих минимальный разряд, на минимальный ТК.

    Повторить операцию для каждого последующего уровня квалификации.

    Сложить полученные значения.

    Разделить сумму на количество работников.

Еще проще все будет выглядеть на примере.

Пример расчета среднего тарифного коэффициента

Для решения потребуется установить, сколько рабочих работает по какому уровню квалификации.

Допустим (для упрощения расчетов), что по 2-му разр. работает 2 человека, по 3-му — 3, по 4-му — 4, по 5-му — 5, по 6-му — 6 (всего в бригаде — 20 рабочих).

    2 человека (2-й разр.) * 1 (ТК 2-го разр.) = 2

    3 * 1,25 = 3,75; 4 * 1,5 = 6; 5 * 1,75 = 8,75; 5 * 2 = 12.

    2 + 3,75 + 6 + 8,75 + 12 = 32,5.

    32,5 / 20 (количество работников) = 1,63. Мы получили средний ТК бригады.

Тарифная сетка представляет собой таблицу с соотношением разрядов и ставок заработной платы . Данную систему применяют в коммерческих, государственных и бюджетных организациях. С ее помощью дифференцируют ставки и оклады, используя тарифные коэффициенты.

Определение, значение, разновидности

Тарифная сетка основывается на сравнении сложности рабочих целей разных категорий и групп сотрудников, их обязанностей, образования и других обстоятельств. Совместно данные обстоятельства полностью обеспечивают свойство оценки деятельности персонала и определяют реальность использования общих позиций дифференциации оплаты их деятельности.

Таким образом видно, что тарифная сетка наглядно показывает, как зарплата работников зависит от их разрядов . Ее в процессе корректировки можно растягивать и сжимать. Данная таблица расценок бывает:

  1. Равномерной , с одинаковой межокладной разницей между коэффициентами.
  2. Возрастающей или прогрессивной , при которой межразрядная разница равномерно увеличивается.
  3. Затухающей или регрессивной , когда разница уменьшается.
  4. Возрастающе-затухающей , при которой разница сначала увеличивается, а потом спадает.

Тарифный коэффициент состоит из мотивационного и воспроизводящего элементов. Он указывает на то, во сколько раз основная зарплата по конкретной квалификации выше заработка первого разряда.

Тарификационная таблица по зарплате с наименьшим количеством разрядов и маленьким диапазоном коэффициентов не в состоянии объективно оценить вклад и потенциал персонала.

Из-за этого она отрицательно действует на стимулирование деятельности и плохо обеспечивает сотрудников нормальными отношениями внутри коллектива. Вот почему так важно уметь грамотно и верно составлять тарифные сетки по формированию трудовой оплаты.

Нормальная тарифная сетка должна состоять из достаточного количества квалификационных групп с диапазоном, не меньшим, чем 1 к 10 . Приемлемыми диапазонами считаются 1:15 и выше с числом разрядов, приближающимся к 20.

Классификация простых рабочих и работников руководящего звена

В учреждениях с тарифной сеткой для сотрудников используются должностные оклады . Для их дифференциации существуют следующие квалификации рабочих, которые более подробно расписаны в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС):

  • специалист (начальная стадия);
  • специалист третьей категории;
  • специалист второй категории;
  • специалист первой категории;
  • ведущий специалист.

Молодые специалисты после университета без опыта или рабочие, имеющие средне-специальное образование и опыт, относятся к начальной стадии квалификации. Работники с определенным стажем и выполняющие среднесложную деятельность, имеют вторую или третью категорию. Первую же категорию присваивают специалистам с пятилетним стажем, которые выполняют максимально сложные работы.

Тарифно-квалификационный справочник освещает характеристики главных разновидностей деятельности, их сложность и соответствие тарифным разрядам, а также стандарты и примеры определенных работ.

Справочник содержит разделы, описывающие сферы конкретных работ. Характеристика разновидностей деятельности поделена на рабочую характеристику и раздел под названием «должен знать».

Административно-управленческое звено состоит из:

  • руководителей учреждений;
  • руководителей подразделений и служб;
  • заместителей вышеперечисленных;
  • специалистов, выполняющих экономические и инженерно-технические работы;
  • специалистов лесовосстановительных, рыбоводных, зоотехнических, сельскохозяйственных отраслей;
  • специалистов по искусству и культуре, науке, народному образованию, медицинскому обслуживанию;
  • специалистов в международных связях;
  • специалистов-юристов;
  • техисполнитетелей, выполняющих контроль и учет;
  • техисполнитетелей по подготовке и оформлению документов;
  • техисполнитетелей по хозяйственному обслуживанию.

Но есть еще и более новая редакция классификации руководящих работников, которая их делит на заведующих, мастеров, начальников, главных специалистов и, собственно, самого руководителя организации.

К категории технических исполнителей теперь принадлежат статистики, стенографисты и секретари, инкассаторы, грузовые экспедиторы, машинистки, кассиры, чертежники, счетоводы, делопроизводители, агенты, учетчики, табельщики, нарядчики, копировщики и дежурные.

Каждая должность содержит такие квалификационные характеристики , как:

  • служебные обязательства , где перечислены главные рабочие функции;
  • должен знать – здесь раскрыты требования к специальным знаниям, нормативам и стандартам;
  • предписания к квалификации , куда включены требования к рабочему стажу и профподготовке.

Более исчерпывающая информация по руководящим должностям находится в едином квалификационном справочнике (ЕКС) .

Алгоритм присвоения нового разряда

Порядок повышения разряда в организациях следующий :

  1. Сотрудник после разрешения руководства составляет заявление и обосновывает свое решение. После чего на этом документе проставляется виза советом бригады производства.
  2. Далее собирается комиссия из рабочих с высшей квалификацией, мастеров, специалистов, административных и профсоюзных представителей предприятия.
  3. Проводится контроль знаний сотрудника, желающего получить повышение, в основе которого стоит тарифно-квалификационный справочник.
  4. По результатам проверки разряд повышают и подтверждают это приказом и протоколом. Также обязательно в трудовую книжку работника заносится соответствующая запись.

Как рассчитать

Расценку труда работников производят по уже составленной тарифной сетке. Так, берут оклад первого разряда, который должен быть равен или больше МРОТ, и умножают его на коэффициент необходимого разряда.

Следует учитывать и регионные коэффициенты, которые разнятся в зависимости от положения предприятия на географической карте. Так, в европейской России этот краевой показатель равен 1, на Урале – от 1,15 до 1,4, на Дальнем Востоке – 1,4-1,6, на Севере – 1,6-1,8, а на Крайнем Севере – 1,8-2.

Преимущества и недостатки

Тарифная система начисления зарплаты мотивирует работников на постоянное повышение своей квалификации, учитывает ответственность и сложность их деятельности, снабжает любое предприятие кадрами и побуждает их к профессиональному росту.

Но есть у тарифной системы и минусы , к которым относятся слабые оценка качества деятельности и ориентация на достойные рабочие условия. На практике эти недостатки устраняют тем, что разрабатывают и внедряют доплаты и надбавки.

Использование в организациях в 2018 году

По нормам Трудового кодекса РФ руководитель предприятия расписывает тарифную сетку для начисления зарплаты своим подчиненным. Все должности в организации имеют свои разряды, начиная с наименее квалифицированного, первого. Для следующих за ним разрядов устанавливают тарифные коэффициенты, чтобы, наконец, сформировать саму тарифную сетку.

Для создания тарификационных таблиц руководители могут воспользоваться их образцами из отраслевых соглашений. Эти документы составлялись профильными объединениями управленческого звена и согласовывались соответствующими профсоюзами. МРОТ на 2018 составляет 9489 рублей . Таким же должен быть оклад работника первого разряда.

Актуальные коэффициенты для разрядов сотрудников на 2018 год:

Особенности для бюджетных организаций, МВД, ИП и др.

Бюджетные учреждения для подсчета зарплаты своим работникам применяют единую тарифную сетку (ЕТС) . Эта поразрядная шкала состоит из 18 квалификаций . Восемь из них относятся к тарификации обыкновенных работников, следующие четыре – к расцениванию высококвалифицированных. Состав же руководителей, специалистов и служащих тарифицируется со 2 по 18 разряд.

Ставку и оклад в бюджетной сфере теперь устанавливает руководитель организации, учитывая сложность исполняемой деятельности и квалификационный уровень сотрудника. А зарплаты обыкновенных рабочих взаимосвязаны с заработками руководства. При этом фонд оплаты труда распределяется верно между всеми сотрудниками.

Заработная плата бюджетников должна состоять из оклада, стажевых, ранговых или классификационных надбавок, премий и компенсаций . Тарифная сетка закрепляется коллективным договором, положением о зарплате и премировании и другими соглашениями. Сотрудники организации могут легко узнать все о своей зарплате именно из этих документов и штатного расписания.

ИП составляет таблицу тарификации своих работников сам. Он не должен строго действовать установленным нормам от государства и может назначать столько разрядов, сколько ему необходимо. При этом реально оценивается рабочая специфика компании и выдвигаются оправданные требования к деятельности сотрудников.

Разрабатывая действующую тарифную систему, руководителю фирмы придется не только составить тарифную сетку, но еще и зафиксировать тарификационные правила. Важно, чтобы зарплаты работников не были меньшими, чем актуальный МРОТ.

При тарификации не должно происходить дискриминации по отношению к подчиненным. Начальник фирмы имеет право устанавливать оклады своим работникам по своему желанию. Сотрудникам, занятым подобной деятельностью, необходимо начислять одинаковый коэффициент.

Тарифная сетка разрабатывается следующим образом :

  • вначале определяют все должности и специальности по отделам компании;
  • затем функции делят на разряды;
  • устанавливают квалификационные коэффициенты;
  • закрепляют получившуюся систему локальным нормативным актом.

Заработки фирмы обосновываются указанием в штатном расписании надбавок и размеров окладов.

Для оплаты труда сотрудников МВД тоже применяется единая тарифная сетка, утвержденная госорганами, но каждому званию еще доплачиваются свои компенсации и надбавки в определенном процентном соотношении. Кроме того, муниципальные органы намерены ежегодно поднимать зарплаты категориям таких служащих на конкретное количество процентов. На данный момент это 4%.

С тарифной сеткой оценочные критерии работ становятся прозрачными, а зарплата увеличивается по мере повышения как должности, так и квалификации. Если администратор правильно создаст благополучные условия на своем предприятии, то оно постоянно будет достигать всех поставленных целей и планов.

Различия между тарифной сеткой и системой грейдов представлены в данном семинаре.

Единая тарифная сетка

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

Таблица 1 - Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.

Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда

Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.

Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

В основе концепции оплаты труда лежит тарифная сетка. Тарифная система необходима для формирования размеров зарплаты и используется для распределения работ по сложности, а работников - согласно их квалификации. Она состоит из тарифных сеток, ставок, квалификационных характеристик и схем окладов согласно должностям.

Работника, имеющего первый разряд, должна быть выше величины минимальной зарплаты, установленной законодательством. Тарифная сетка - это система, позволяющая дифференцировать оплату труда в зависимости от того, насколько сложные выполняются работы, и какая квалификация у работников.

Работодатель совместно с контролирующим органом или представителем присваивает работникам определенные разряды на основании тарифно-квалификационного справочника. Также они определяют, к какому тарифному разряду относится конкретный тип работ. Тарифная сетка включает в себя квалификационные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты, которые определяют величину ставок.

Алгоритм присвоения нового разряда

Работник имеет право претендовать на повышение квалификационного разряда в том случае, если уровень его знаний соответствует заявленным требованиям, а обязанности он выполняет добросовестно и ответственно. Повысить разряд могут и те работники, которые на протяжении трех месяцев успешно выполняли работы более высокого разряда и сдали экзамен. За нарушения обязанностей, которые повлекли за собой сбой в производстве или наличие брака, квалификационный разряд может быть снижен. Восстановить его работник сможет в общеустановленном порядке не раньше, чем через три месяца.

Повышение разряда имеет общий порядок на всех предприятиях:

  • Работник с разрешения непосредственного руководителя должен написать заявление и обосновать свое мнение. Совет производственной бригады ставит на нем визу.
  • Следующий шаг - сбор комиссии. В нее входят представители администрации фирмы и профсоюзной организации, специалисты, мастера и рабочие с высшей категорией.
  • Проверка знаний работника, претендующего на повышение, осуществляется на основании тарифно-квалификационного справочника.
  • После экзамена присваивается разряд, что подтверждается протоколом комиссии и приказом по предприятию. В обязательном порядке делается запись в трудовую книжку.

Тарифно-квалифицированный справочник имеет по каждой профессии три группы:

  • «Характеристика работы». Здесь указывается сложность работ, условия производства, технологический уровень и необходимая степень самостоятельности при выполнении трудовых обязанностей.
  • «Должен знать». В этом разделе присутствует перечень необходимых знаний, умений и навыков.
  • «Примеры работ». В качестве наглядного пособия могут быть указаны типичные задания и работы для конкретного разряда.

Назначение тарифной сетки

Тарифная система - это нормы, которые обеспечивают дифференцированную оплату и требования могут быть установлены как централизованно, так и в локальном порядке.

Тарифная сетка характеризуется следующими показателями:

  • Соотношением тарифных коэффициентов, которые присвоены крайним разрядам.
  • Количеством разрядов.
  • Характером увеличения коэффициентов.

Тарифный коэффициент является показателем относительного уровня оплаты. Его величина может меняться от разряда к разряду.

Виды тарифных сеток

Тарифные сетки различаются в зависимости от характера возрастания коэффициентов:

  • Равномерные.
  • Регрессивные.
  • Прогрессивные.
  • Комбинированные.

Единые тарифные сетки

Чаще всего на предприятиях применяется сетка из шести разрядов. Самые простые требования и обязанности соответствуют первому разряду и низшей заработной плате. Шестой разряд требует высокой квалификации и компетентности работника.

Тарифные сетки используются не только для установления зарплаты для рабочих специальностей, но и для других сфер, например, бюджетной. Единая тарифная сетка включает в себя 18 рангов. Коэффициент первого ранга составляет 4,5.

В одной организации может действовать несколько тарифных сеток: для нормальных рабочих условий и тяжелых. Сетка определяет те правила, по которым осуществляется оплата труда в пределах конкретной квалификационной группы.

Значение тарифной сетки

Тарифная сетка, значение которой сложно переоценить как в социальной, так и в экономической сфере, широко применятся на многих предприятиях. Она позволяет соблюсти единство меры труда и оплаты, реализовать принцип дифференцированной заработной платы и позволить платить людям оплату в зависимости от качества труда.

Тарифная сетка играет мотивационную роль для работников: чем выше квалификация, тем больше размер зарплаты.

Типы тарифных ставок

Тарифная ставка различается по типам:

  • Месячные.
  • Дневные.
  • Часовые.

Они лежат в основе определения размера зарплаты труда для работников-повременщиков или сдельщиков. Он устанавливается с учетом минимальной оплаты на предприятии, квалификации и различных разрывов в оплате. Тарифная ставка позволяет осуществить межотраслевое и внутриотраслевое дифференцирование заработной платы. Работники отрасли, которые обслуживают современное и высокопроизводительное оборудование, имеют повышенную заработную плату. Межотраслевое регулирование происходит следующим образом: в более востребованных и ведущих сферах устанавливается высокая тарифная ставка.

Чтобы установить тарифные ставки на предприятии, необходимо оценить сложность труда, условия работы, значимость деятельности и требуемую квалификацию работников.