Оснащение. Требования к кабинету технологии Современный кабинет технологии для мальчиков

Проведение уроков технологии в школе осуществляется в специально оборудованных кабинетах-мастерских. В большинстве ОУ это помещения комбинированного типа. Мальчики получают практические навыки по обработке металла и древесины, девочки – тканей и пищевых продуктов (кулинарии). В каждой школе кабинет технологии оснащается, оформляется и приводится в соответствие с требованиями безопасности, которые обозначены в нормативных актах и типовых инструкциях. Согласно требованиям ФГОС за курс обучения технологии в школе девочка должна приобрести практические навыки, необходимые ей в быту или при выборе профессии.

Современная школа предлагает учащимся овладеть знаниями и умениями по швейному делу и кулинарии, приготовлению, выпечке и заготовке пищи. Поэтому мастерские оснащаются в двух направлениях:
1. Установка оборудования для кройки и шитья.
2. Оснащение бытовыми приборами и техникой для занятий по кулинарии.
Помещения для работы с тканями и пищевыми продуктами могут совмещаться. «Кухонная» зона должна занимать не менее 20-25% от общей площади кабинета. В ней монтируются:
· электроплиты;
· духовой шкаф;
· вытяжное устройство;
· мойка с горячей и холодной водой;
· столы: разделочный и обеденный;
· шкаф для посуды;
· холодильник и мелкая бытовая техника (по возможностям ОУ).
В зоне приготовления пищи должен быть набор посуды: кастрюли, сковороды, чайник и столовые приборы. Для обучения сервировки и оформления стола необходимы салфетки и скатерть.

Оборудование швейной мастерской состоит из индивидуальных рабочих мест - универсальных столов со встроенными или мобильными швейными машинами с ручным или электрическим приводом. В них должны быть ящики для хранения инструментов и планшеты с инструкциями по безопасности.
Мастерская по обработке тканей оснащается швейными машинами по количеству девочек, обучающихся в группе. Для общего пользования устанавливается оверлок, гладильная доска, стол для раскроя текстиля, отводится место для примерочной. Для теоритических занятий должны стоять учебные парты, учительский стол, демонстрационное оборудование (компьютер, мультимедиа проектор).


Существуют общие требования к оформлению мастерских для девочек. В них обязательно должны быть уголки безопасности
· по работе со швейными машинами, инструментами и другим оборудованием, предназначенным для изготовления изделий из тканей;
· по использованию электробытовых приборов, применению колюще-режущих предметов (ножей, ножниц).
В зависимости от функциональной зоны вывешивают тематические таблицы и создают стенды, регламентирующие деятельность учащихся. В мастерской должны быть стеллажи для книг и учебных пособий по кулинарии, швейному делу, вязанию, вышивке, дизайну и домашней экономике. Эстетичность мастерской придёт мебель с современными оригинальными фасадами, яркий оконный текстиль, красивая посуда.


Современная школьная индустрия может предложить готовые стенды, чтобы красиво и оригинально оформить кабинет технологии девочкам и мальчикам в школе. Кроме традиционных плоских настенных изделий, школы приобретают различные по конфигурации, размеру и функциональности информационные конструкции:
1) стенд «Кройка и шитьё» с объёмными карманами для мелких принадлежностей, палншетами для образцов тканей;
2) стенд по Технике безопасности с удобными файлами для инструкций;
3) стенды для демонстрации готовых изделий учащихся со специальными приспособлениями (держателями, шнуровкой), позволяющими быстро и надёжно крепить работы.
Информационно-демонстрационные стенды фабричного производства выглядят современно, эстетично и позволяют экономить время педагогов.
Паспорт кабинета технологии
Кабинет технологии, как и все учебные помещения школы, должен иметь индивидуальный паспорт. В этом документе указывается:
1) общая площадь помещения и размеры выделенных зон;
2) количество рабочих мест для учащихся;
3) число осветительных приборов и их мощность;
4) температурный режим;
5) оборудование и инвентарь;
6) наличие средств пожарной безопасности.
В нём указывается режим работы и график общей занятости кабинета, перечисляются учебно-методические пособия (таблицы, книги), пособия, изготовленные педагогами, инвентарная ведомость, должностные инструкции для учителя, правила и инструктажи для учащихся. В разных школах список документов, требуемых для паспортизации кабинета, может варьироваться.

Паспорт кабинета технологии девочек

Кабинет технологии для девочек по своим паспортным данным отличается тем, что в него включаются подробные данные о производителе и технических характеристиках предметов оснащения: швейных машин, электробытовых приборов. Лицо, ответственное за данное помещение, должно хранить инструкции по эксплуатации оборудования.
Аптечка кабинета технологии
В соответствии с требованиями безопасности, необходимо оснастить набором средств оказания первичной медицинской помощи. В определённом месте в помещении должна лежать аптечка с универсальным составом:
1) резиновый жгут или трубка;
2) пакет с охлаждающим гелем;
3) раствор перекиси водорода, таблетки фурацилина;
4) йод, зелёнка, активированный уголь;
5) перевязочные материалы: бинты, вата, марлевые салфетки, бактерицидный пластырь;
6) резиновые медицинские перчатки.
Лекарственные препараты в аптечку класть не рекомендуется.

Пожарная безопасность кабинета технологии

Кроме общих требований пожарной безопасности, в мастерской для девочек должна содержаться информация, предупреждающая об осторожном обращении с электрическим оборудованием:
· швейными машинами с электроприводом;
· утюгами;
· электрическими плитами и духовками;
· бытовой техникой.
В кабинете на доступном обозрении размещают подробные инструкции и правила работы с данными приборами. Перед каждым занятием учитель проводит инструктаж для девочек и фиксирует запись в специальном журнале по Технике безопасности.
Кабинет технологии в школе – помещение практического назначения, где девочки должны научиться вести домашнее хозяйство.

ТОНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ

Кабинет №1

Зав. КабинетомКорсаков А. Е.

Паспорт учебного кабинета технологии

Техническая характеристика

  • Общая площадь – 83кв. м.
  • Высота- 4 метра
  • Один вход со спортзала
  • Пол деревянный, покрыт масляной краской.
  • Стены побелены и до половины окрашены масляной краской.
  • Рабочие столы имеют цвет светлой древесины.
  • 4 окна
  • Потолок побелен.
  • Освещение. Плафон расположен посреди кабинета.
  • Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 22оС.
  • Относительная влажность воздуха 31%.
  • В кабинете имеется2 рабочих зоны и 1 рабочее место учителя.
  • Расстановка верстака – параллельная.

План работы кабинета технологии на 2015– 2016 учебный год

Виды работ

Срок исполнения

Ответственный

1.

Образцы изделий из древесины:
– доска разделочная;
– скворечник;
– подставка для ручек и карандашей;
– подставка под горячую посуду.

В течение года

Корсаков А. Е.

2.

3.

Приемыобработки изделий из древесины
– графическое изображение изделия;
– разметка заготовок из древесины;
– пиление заготовок из древесины;
– строгание заготовок из древесины;
– сверление отверстий в деталях из древесины;
– соединение деталей из древесины с помощью гвоздей;
– соединение деталей из древесины шурупами;
– соединение деталей из древесины клеем;
– зачистка поверхностей деталей из древесины;

– выпиливание лобзиком;

– отделка изделий из древесины: тонирование, лакирование;

– выжигание по дереву.

Приемы обработки изделий из металла

– правка заготовок из тонколистового металла и проволоки;

Разметка заготовок из тонколистового металла;

Резание заготовок из тонколистового металла и проволоки;

Зачистка заготовок;

Гибка заготовок;

Получение отверстий в металлических заготовках;

Отделка изделий из тонколистового металла: зачистка напильником, обработка шлифовальной шкуркой, окраска.

По расписанию

Корсаков А. Е.

4.

Технологические карты:
Технология обработки древесины:
– дерево и древесина;
– породы древесины, ее структура;
– оборудование рабочего места для ручной обработке;
– виды разметок пиломатериалов;
– соединение деталей из древесины;
– отделка изделий из древесины при помощи напильника и шлифовальной шкурки;
Технология обработки металлов :

Правка, разметка, резание сгибание тонколистового металла;

Способы обработки различных поверхностей напильником;

Отделка изделий из металлов.

В течение года

Корсаков А. Е.

5.

Оформление кабинета:
– обновление техники безопасности при работе с древесиной и тонколистовым металлом.
– оформление выставочных работ учащихся;
– оформление наглядных и методических пособий;

В течение года

Корсаков А. Е.

Перечень

Примерные сроки

Выполнение

Кабинет технологии

Приобретение метл. линеек

2014–2015 гг.

Выполнено

Приобретение ручных лобзиков

2014–2015 гг.

Выполнено

Приобретение электролобзиков

2014–2015 гг..

Выполнено

Приобретение ножовок.

2014–2015 гг..

Выполнено

Приобретение надфилей.

Выполнено

Приобретение рубанков.

Выполнено

Приобретение стамесок.

Выполнено

График влажной уборки и проветривания

Влажная уборка

Время проветривания

Длительность проветривания

в малые перемены

в большие перемены

18.00


5–6 мин

Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки кабинета

(Аптечка находится в учительской)

  1. Жгут – 2шт. (применяется для временной остановки кровотечения).
  2. Раствор водорода перекиси – 1шт.
  3. Аммиак – 1шт.
  4. Зеленка – 1шт.
  5. Йод – 1шт.
  6. Активированный уголь – 2шт.
  7. Кальций глюконат – 1шт.
  8. Вата – 1 уп.
  9. Бинт – 1шт.
  10. Бактерицидный унипласт – 2 шт.
  11. Напальчник – 5 шт.

Перечень методических материалов

1. Методические папки:

  • Паспорт кабинета технологии МБОУ Тонкинской СОШ
  • Тематическое планирование по технологии;
  • Документы по технике безопасности кабинета технологии.

2. Тематические карточки с заданием и раздаточным материалом:

  • Карта «Оборудование рабочего места для ручной обработки» ;
  • Карта«Соединение деталей из древесины»;
  • Карта «Виды разметок рабочего места»;
  • Карта«Пиломатериалы и способ их получения»;
  • Карта«Сверла ручные и сверлильные инструменты»;
  • Карта «Выдалбливание проушин »;
  • Карта«Выпрямление и разрезание проволоки»;
  • Карта«Способы обработки различных поверхностей напильником»;
  • Карта«Отделка изделий из металла»;

Перечень методической и учебной литературы

Наименование литературы

Издательство

Примечание

Методическая литература

Технология. 5 кл. (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко.

Издательство «Учитель» 2007 г.

Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5-7 кл.

Волгоград«Учитель» 2007г

Учебные задания по труду для программированного обучения: 5 кл.

Москва «Просвещение» 1991г

Технология. 7 кл. (мальчики):поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко.

Издательство «Учитель», 2008г

«Методика обучения учащихся технологию) книга для учителя.

Под редакцией В.Д. Симоненко

Технология. 8 класс (юноши): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко.

Технология:поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов» по программе В.Д Симоненко 5-7 кл.

Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г.

Технология:6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д Симоненко.

Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г

Учебная литература

Программа «Технология» 5–11 кл.

Москва.: Просвещение2005 г.

Технологический труд: 5 кл: Учебник для учащихся общ. уч.А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. –М.: Вентана-Граф, 2011.-167с.

Издательский центр «Вентана-Граф»,2010

Технология. Технологический труд: 6 кл: Учебник для учащихся общ. уч. -4-е изд., перераб. Под ред. В. Д. Симоненко. :

Технология. Технический труд: 7 кл. Учебник для общ. уч. – 3-е изд., перера. Под ред. В.Д Симоненко.-

Москва. Издательский центр «Вента-Граф» 2008

Технология: 8 кл.: учебник для учащихся общ. уч. – 2-е изд., перераб. Б. А. Гончаров, Е. В. Елесеева, А А. Электов,; под ред. В. Д. Симоненко.

Москва. Издательский центр «Вента-Граф» 2012

Перечень оборудования кабинета технологии.

№п/п

Наименование оборудования

Модель оборудования

Количество

Столярный верстак.

Электролобзик.

Bosch

Ручной лобзик.

Столярнаяножовка.

Линейка металлическая

Отвертка

Ключ накидной.

Набор стамесок

Молоток столярный

Рубанок столярный

Напильник

Пассатижи

Бокорезы

Штангельциркуль

Ножницы по железу

Набор сверил по железу

Набор сверил по дереву

Защитные очки

Требования к оснащению кабинета технологии (труда)

Предмет «технология» в школьную программу введен для того, чтобы дети наравне с теоретическими знаниями получали общетрудовые и практические навыки в областях кулинарии, кройки и шитья, столярного, токарного дела и других, которые пригодятся им в жизни.

Технология – это уже знакомые старшим поколениям «труды». Однако познавательный и предметно-преобразовательный виды деятельности видоизменены в соответствии с требованиями новой программы образования в РФ. Технология построена на системе проектов «от идеи до реализации». Дети учатся формировать идею (сшить фартук, сделать табурет), планировать работу по этапам, выполнять ее, получать готовый результат и оценивать его качество.

Трудовое обучение проводится отдельно для мальчиков и для девочек. Соответственно, в школе должно быть минимум два класса технологии (труда). Требования к оформлению мастерских и кабинетов перечислены в соответствующих государственных стандартах: ГОСТ, ФГОС, ОСТ, СанПиН.

Кабинет технологии (труда) для девочек

Кабинеты технологии для обучения девочек разделяют на несколько зон, каждая из которых имеет свое оснащение, рассчитанное на пятнадцать учащихся.

Эта часть представляет собой обычный учебный класс с партами, доской и столом учителя. Также здесь устанавливают стеллажи для хранения наглядных пособий. Постепенно школы оснащают классы технологии компьютерами, проекторами, интерактивными досками и др. При наличии такой техники часть учебных материалов хранится в электронном виде, что существенно экономит пространство и расширяет возможности обучения.

В этой части класса организовывают места для первичной обработки продуктов со столами и раковинами, зоны для тепловой обработки и рабочие места для учениц. Кухонный блок оснащают лабораторно-технологическим оборудованием : варочной поверхностью, духовкой, холодильником, микроволновкой, вытяжкой, мелкой бытовой техникой. Наличие кухонной утвари в кабинете обязательно.

  1. Мастерская обработки ткани.

В зоне кройки и шитья устанавливают швейные машины и универсальные рабочие столы по количеству учениц, выделяют зону для примерочной с зеркалом и манекеном. Для сбора обрезков устанавливают специальные емкости. Также необходимы специализированная мебель и системы хранения для выкроек и швейного оборудования, места для влажно-тепловой обработки текстильных изделий.

Кабинет технологии (труда) для мальчиков

Согласно требованиям российской системы образования, кабинеты технологии для мальчиков должны иметь несколько специализированных зон с индивидуальным оснащением на пятнадцать учеников.

  1. Зона для теоретической подготовки.

Требования такие же, как к зоне для теоретической подготовки класса для девочек. При наличии электронных средств обучения используют мультимедийные пособия и слайд-альбомы.

  1. Столярное дело.

В этой части класса устанавливают столярные верстаки. Кабинет оснащают полным комплектом столярного оборудования и инструментов : сверлами, ножовками, выжигателями, измерительными приборами.

  1. Слесарное дело.

Главная часть каждого учебного места – слесарный верстак. Дополнительно в классе можно установить фрезерные, токарные станки, муфельную печь, пресс для штамповки, приспособления для прокатки и гибки металла и проволоки.

  1. Ведение дома.

Для изучения технологии ведения дома нет необходимости в создании отдельной учебной зоны, но нужны инструменты для сантехнических, отделочных и ремонтных работ, бытовые приборы для ухода за домом, обувью и техникой.

Другие требования к оснащению кабинета технологии

Существует отдельная разновидность классов технологии – кабинет технической графики. Такие классы оснащают одноместными ученическими столами для черчения. На передней стене рядом с доской устанавливают чертежный прибор для учителя.

В ряде школ в теплое время года в рамках уроков технологии проводится обучение сельскохозяйственным работам. В таком случае нужно приобрести садовый инвентарь и мебель для организации мест его хранения.

Если вам необходимо оформить класс технологии, центр «Ректор» поможет сделать это в соответствии с требованиями современной программы обучения. Мы подберем полный комплект мебели, оборудования, техники и пособий в соответствии с бюджетом.

Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология"

1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).

В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.

4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.

5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.

8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.

9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.

10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.

11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.

13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.

14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.

15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).

16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.

17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.

18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.

19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.

20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.

21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.

22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).

23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.

25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.

26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.

27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".

28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.

29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.

30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.

31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.

32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.

33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.

34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.

35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок" (ПТЭ).

36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.

37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.

38. Пайка должна осуществляться с применением бескислотных флюсов.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ТЕХНОЛОГИИ.

В общеобразовательной школе создаются комбинированные учебные мастерские:

  • По обработке металла и древесины для мальчиков, учащихся 5-9 классов
  • По обработке тканей и для работ с пищевыми продуктами для девочек.

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда и оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования и рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских и размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов.

Рабочее место учителя в мастерской должно располагаться на возвышении- подиуме. Оно оборудуется:

  • Столом
  • Классной доской с комплектом классных инструментов
  • Устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приёмов выполнения работ.

Каждая учебная мастерская должна осн6ащаться умывальниками с щётками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук либо полотенцами (допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации).

В специально отведённых местах размещаются ёмкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего учебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием кто и когда изготовил экспонаты. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, фартук, косынка). Пользовании спецодеждой должно быть строго индивидуальным.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий даётся ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом.

Учителя технологии обязаны один раз в пять лет пройти курсовую переподготовку по охране труда и аттестации, по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоение квалификационной группы не ниже 3-й.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкций и укладками с инструментами.

Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них швейными машинами.

Рабочими местами коллективного пользования являются оверлоки, гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съёмный щит для раскроя ткани.

Места для влажно - тепловой обработки следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.

К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.