Как организовать дистанционное обучение с нуля. Обзор сервисов для корпоративного обучения

Организация любого проекта начинается с четкого понимания цели разработки и определения задач, решение которых обеспечивает достижение цели. Так и в нашем случае — дистанционное обучение не может само по себе являться самоцелью. Действительные цели внедрения дистанционных составляющих в образовательный процесс следует сформулировать в первую очередь. Попробуем на основании опыта сформулировать некоторые из них, считая их объективными, не зависящими от точки зрения администрации отдельно взятого учебного заведения.

1. Индивидуализация обучения. Часто встречаемая в литературе (т. е. теории) цель. Иногда говорят об адаптивном обучении. В конечном счете эта цель сводится к потенциальной возможности улучшить качество обучения за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых по отношению к среднестатистическим. И в качестве инструмента индивидуализации выступают компоненты дистанционных технологий. К особенностям обучаемых относят: уровень начальной подготовки, скорость восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, объем и глубину материала, мотивацию к обучению, предметную область, склонность к групповой работе и ряд других.

2. Персонализация учебного процесса. Наиболее часто встречаемая на практике цель. Суть - обучение не в рамках учебной группы, где процесс обучения так или иначе синхронизирован между учащимися (все работают по единому графику), а обучение студентов по индивидуальному графику. Причем этот график может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.

3. Интенсификация или изменение характера преподавательского ресурса. На сегодня в России, скорее всего, это наиболее реальный мотив внедрения дистанционного обучения. И, действительно, давно не является секретом средний возраст преподавательского состава высшей школы, постоянно снижающаяся квалификация (по различным причинам), увеличивающаяся почасовая нагрузка. Как преподавателю экономить свое время? Как привлечь преподавателей из других вузов, предоставив им льготные условия работы? При такой постановке вопроса дистанционное обучение едва ли не единственный выход из ситуации, к сожалению, наталкивающийся на естественный консерватизм как административного, так и педагогического персонала.

4. Увеличение качества обучения. Первое, что приходит на ум, когда произносятся эти слова, - новые технологии обучения. Пожалуй, эта цель - самая неконкретная и спорная. Множество эмоциональных аргументов - за и множество конкретных - против. Причем самый главный аргумент против - исторический опыт в виде бесчисленной череды конференций на протяжении десятилетий, целая "армия" профессоров, доцентов и программистов, считающих, что их технологии наилучшим образом подходят для этой цели. Но, тем не менее, использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам посредством CD, Интернета и т. п., являясь проявлением технического прогресса, должно, в конечном счете, при правильном использовании приносить свои плоды.

5. Захват новых сегментов рынка образовательных услуг (например, на удаленных территориях). Эта цель, пожалуй, самая прагматичная из всех. Действительно, если рассматривать обучение как один из видов бизнеса (платное обучение), то тогда должны ставиться бизнес-цели. В этом случае дистанционное обучение, как одно из средств, не признающее границ, экономящее время всех сторон и, в силу этого, приносящее, безусловно, больше денег в копилку образовательного процесса, приобретает особое значение. Например, предоставление образовательных услуг в тех сегментах рынка, где ранее доступ к сегменту спроса был затруднен удаленностью, стоимостью, либо неприемлемым режимом предоставления услуг (обучение с отрывом от производства или по фиксированному графику).

6. Сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания. Действительно, уникальные авторские учебные курсы, носителями которых являются преподаватели, исчезают со временем в никуда только потому, что не записываются или не архивируются. Разве это не может служить целью? Может и должно.

7. Удешевление компонентов учебного процесса. Одна из самых прагматично возможных целей. Может достигаться, например, за счет электронной, а не полиграфической публикации учебных материалов. Экономически это оправдано, т. к. зачастую полиграфия не может быть осуществлена по финансовым соображениям, что, в свою очередь, определяется как прямыми затратами и сравнительно малыми тиражами, так и коротким временем "жизни" таких материалов. Эта цель при наличии существующих сервисов типа электронной почты вполне и легко может быть осуществлена.

8. Мобилизация административного ресурса. В наших условиях эту цель можно сформулировать иначе - создание правильного административного ресурса. Зачастую исторически сложившаяся административная система является громоздкой, неудобной либо несоответствующей сегодняшним требованиям. Создавая на основе компьютерных технологий ей альтернативу, вы дополнительно стимулируете повышение эффективности старой администрации, ставя ее перед неизбежностью конкуренции с новыми технологиями.

Задачи дистанционного обучения

Задачи, в отличие от целей, решаются по мере их внедрения. Очередность решения задач определяется целью внедрения, существующей инфраструктурой, оборудованием и бюджетом. Кратко рассмотрим их.

Соответствие традиционным формам обучения, принятым в учебном заведении, иными словами, в какой степени изменения коснутся существующей организации учебного процесса и деятельности преподавателей. Систему дистанционного обучения, например, можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя. В этом случае такие неотъемлемые компоненты учебного процесса, как учебная часть или деканат, окажутся вторичными по отношению к информационным ресурсам, средствам общения и системе тестирования.

Если система дистанционного обучения рассматривается как новая составляющая, альтернативная традиционному обучению, то, безусловно, в требования к создаваемой системе необходимо включить электронный деканат, синхронизацию курсов между собой, сбор статистики по учебному процессу и прочие традиционные функции деканата.

Организация доставки учебного материала обучаемым. Как правильно, оперативно и дешево организовать получение учащимися учебной литературы, требуемых для изучения материалов, тестов и т. п. в условиях удаленности учащихся от преподавателя и, возможно, от учебного заведения? В большой степени решение этой задачи соотносится с различными технологиями доставки информации и сопутствующими носителями информации - Интернет, интранет, ADSL, CD-ROM, видеокассеты, case-технологии, рассылка по почте полиграфической продукции и т. п. и аспектами их применения. На первый взгляд, выбор технических средств не так велик (если не брать экзотические решения, как правило, чрезвычайно дорогие), но, с другой стороны, даже ставший традиционным Интернет интегрирует все больше различных субтехнологий, учет которых необходим для правильного выбора решения. Решая задачу доставки учебных материалов, необходимо обратить внимание на то, какой тип информации преобладает - текстовая, графическая или иная, а также на объем информации, необходимый для адекватного обеспечения учебного процесса.

Сертификация знаний, существующая в традиционном учебном процессе в виде контрольных зачетов и экзаменов, реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом - интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически. Существуют и другие виды организации контроля и сертификации знаний, как-то: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. В этом случае мы говорим об организации обратной доставки материала от обучаемого к преподавателю. Здесь основной критической точкой является не столько организация самой доставки (существует достаточное количество технических средств и отработанных решений в этой области), сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого. Решение данной задачи - основная проблема, с которой сталкиваются при внедрении системы дистанционного обучения. Можно предложить два типовых решения:

специальное выделенное место (учебный класс), обслуживающий персонал которого гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы в момент сертификации и проверки знаний;
личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.
Правильно перераспределяя сертификационную нагрузку между системой самооценки знаний, заочной оценки и очной сертификации, можно построить надежный учебный процесс.

Организация обратной связи с учащимися в ходе обучения. Если предыдущая задача однозначно была связана с проверкой знаний на тот или иной момент времени в процессе обучения, то в этом случае мы говорим о сопровождении (помощи) учащихся в ходе учебного процесса. Суть такого сопровождения - оперативная корректировка учебного процесса и его индивидуализация.

Поэтому важным является постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для решения этой задачи можно использовать и очные встречи, и традиционную телефонную связь, и IP-телефонию, и электронную почту, и доски объявлений, и чаты, и конференции.

Проведение учебного процесса. В этом случае следовало бы говорить о решении задачи гибкости системы дистанционного обучения, как в целом, так и отдельных его компонентов по отношению к участникам (субъектам) учебного процесса - учащимся, преподавателям, администрации. Каждый из них предъявляет к системе дистанционного обучения свои собственные, зачастую противоречивые требования.

Учащиеся могут предъявлять (возможно, неявно) требования к форме представления и характеру материала, к глубине проработки и скорости изучения материала, к частоте и характеру взаимодействия с преподавателем.

Преподаватель желал бы видоизменить отдельные части учебного курса в соответствии со своими, авторскими представлениями о характере материала, его актуальности и пр.

Администрации же требуется наличие актуальной статистики учебного процесса, отслеживания успеваемости, качества преподавания и обучения.

Этим не исчерпываются задачи, возникающие при проведении учебного процесса. Одна из самых сложных задач в налаживании системы дистанционного обучения - управление учебным процессом (деканат), которое включает набор учебных групп, организацию отдельных учебных курсов, учет успеваемости, синхронизацию учебного процесса, распределение нагрузки преподавателей, составление финальной отчетности, выдачу сертификатов, дипломов и пр. По своей сути задача близка к задаче документооборота и может быть успешно реализована с помощью существующих специализированных систем.

Слагаемые дистанционного обучения

Основными слагаемыми при внедрении дистанционного обучения являются:

предмет внедрения;
форма обучения;
режим обучения;
технологические средства;
бюджет.
Как правило, при внедрении системы дистанционного обучения того или иного уровня основываются на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы и традиционной для учебного заведения схемы обучения. Ведь большинство людей интуитивно видит за внедрением новых технологий механический перенос традиционных способов организации учебного процесса на новую технологическую базу. Эту точку зрения нельзя не учитывать при организации дистанционного обучения, поскольку субъектами учебного процесса, как в роли преподавателей, так и администраторов, являются люди, рассматривающие дистанционное обучение как продолжение очного обучения и знающие свой предмет с точки зрения проведения традиционного учебного процесса. Поэтому крайне важно определить, что же является предметом внедрения с точки зрения обучения. Рассмотрим возможные варианты:

отдельно взятый учебный курс;
множество автономных учебных курсов;
взаимосвязанные курсы в рамках образовательной траектории;
вся система дистанционного образования в целом.
От выбора того или иного варианта зависит очень многое.

В случае выбора в качестве предмета внедрения отдельного учебного курса затраты будут минимальными, само внедрение мотивируемся конкретным преподавателем и аспектами его работы со своими учащимися.

В случае развертывания системы дистанционного образования необходимо наладить всю технологическую цепочку обучения, начиная с поддержки отдельного дистанционного курса и заканчивая компонентами, связанными с подготовкой и оптимизацией расписания занятий, учетом различных форм обучения, всех типовых и нетиповых ситуаций, учетом успеваемости, взаимосвязи учебных курсов и пр. В общем, эта задача грандиозная и без воли и материальной поддержки руководства решена быть не может.

Следующим параметром являются формы обучения. Традиционно к ним относятся: очное, вечернее и заочное обучение. При дистанционном обучении существуют свои формы обучения. Учащийся и преподаватель существуют в учебном процессе как параллельно, используя средства коммуникации, и, соответственно, могут одновременно взаимодействовать друг с другом (online), так и последовательно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline). Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы взаимодействия (параллельную и последовательную), либо может быть построена как по одному принципу, так и по другому. Выбор формы будет определяться конкретными видами занятий, объемом курса и ролью преподавателя в нем.

Третий параметр - режимы обучения. К ним следует отнести режимы взаимодействия учащихся между собой как в рамках учебной группы, так и в рамках выполнения работ небольшими группами.

Следует ли объединять учащихся в учебные группы, как это традиционно делается, к примеру, в высшей школе? Либо стоит поддерживать индивидуальный график обучения? И тот и другой режимы не исключаются в компьютерных системах дистанционного обучения. Наиболее распространены режимы, связанные с учебными группами. Однако имеются успешные примеры обучения по индивидуальным графикам. Помимо этого, индивидуальное обучение возможно как в режиме, основанном на жестком графике (расписании), так и на постоянной синхронизации полученных знаний и учебной программы ("до тех пор, пока не выучит").

К технологическим средствам следует отнести те решения, которые затрагивают доставку учебного материала учащимся, организацию обратной связи и сертификации, общение преподавателя и учащихся и управление учебным процессом. Строго говоря, технические средства существуют практически во всех компонентах дистанционного обучения.

Бюджет системы дистанционного обучения условно можно разделить на две части. Первая определяет начальные вложения в развертывание системы дистанционного обучения (включая затраты на техническую часть, программное обеспечение, разработку самих учебных курсов). Вторая - затраты на сопровождение курсов (амортизация оборудования, аренда каналов, зарплата преподавателей и пр.). Естественно, что в зависимости от сложности задачи, которая определяется предметом внедрения, порядковые значения бюджетов для начальных вложений будут существенно различаться.

К важным аспектам, связанным с бюджетом, следует отнести не столько внедрение собственно системы дистанционного обучения, сколько конкретное "наполнение" системы учебными курсами. В этом случае следует рассмотреть вопрос, кто будет авторами курсов - свои преподаватели (тогда следует дополнительно оплачивать работы по созданию качественного содержания учебного курса) или преподаватели со стороны (в этом случае речь идет фактически о покупке курсов).

Другой аспект связан с режимом работы преподавателей, задействованных в обеспечении и сопровождении учебных курсов. Постоянно ли работает преподаватель? Нужен ли он для обеспечения процесса обучения? Нужен один преподаватель для поддержания курса или ему нужны ассистенты? Сколько? Является ли сопровождение дистанционного курса постоянным или осуществляется через определенные кванты времени (в начале-конце семестра)? Это те вопросы, на которые необходимо ответить при рассмотрении конкретного варианта дистанционного обучения.

Типовые проблемы дистанционного обучения

В заключение хотелось бы отметить проблемы, с которыми предстоит столкнуться при внедрении дистанционных курсов либо системы дистанционного обучения. К ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не является очевидным и чрезвычайно болезнен.

Консерватизм преподавательского состава - не менее трудная проблема. Она относится к числу организационных и может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.

Леность технического персонала, в чьи обязанности входит развертывание системы дистанционного обучения. Мы столкнулись с тем, что лица, в чью компетенцию входят технологические вопросы, уделяют неоправданно много времени обсуждению вариантов, вместо того, чтобы занять активную позицию. Поэтому для развертывания системы дистанционного обучения требуется компетентный человек.

Противодействие тех, кому поручено внедрение дистанционного обучения. Если преподаватель внедряет отдельные компоненты дистанционного обучения, то ему могут сказать, что это следует делать в рамках корпоративного стандарта учебного учреждения (а когда появится этот стандарт, никому не известно!), или что это методологически спорно. Если вы решаете проблему в рамках учебного заведения, то наверняка найдутся люди (как правило, толком ничего не делающие, но любящие поговорить), которые заявят о том, что все это ерунда и надо делать по-другому.

Необходимость постоянного сопровождения курса. Бытует мнение, что, после внедрения системы дистанционного обучения, ее сопровождения не потребуется. Это далеко не так. Вам придется убеждать окружающих в необходимости постоянных затрат для того, чтобы поддерживать и развивать направление дистанционного обучения.

Как бы ни были пессимистичны различные высказывания, тем не менее, уже сегодня существует достаточное количество внедренных систем дистанционного обучения. Каким образом удалось внедрить их? Нам думается, что удачным и гармоничным сочетанием потенциала, возможностей и правильного понимания роли и места дистанционного обучения в традиционном учебном процессе. Не на последнем месте здесь находится энтузиазм "первопроходцев", которые, единожды вкусив оригинальность и перспективность современных методик преподавания, будут и дальше развивать эту прогрессивную форму обучения.

Всем нам известно, что обучающий курс должен захватывать своим сюжетом и превращать порой сухую теорию в увлекательный учебный материал. Тонкостями создания эффективного и рационального обучения занимается наука педагогического дизайна, которая направлена на максимальное вовлечение слушателя от начала прохождения курса и до его завершения. Грамотное использование педагогического дизайна поможет замотивировать пользователя на запоминание ключевой информации и применение новых знаний на практике. Далее мы подробно рассмотрим, как создать курс обучения, используя методологию педагогического дизайна.

«У вас никогда не будет второго шанса
произвести первое впечатление!»

Аллан Пиз

Первое впечатление на потенциального студента вы начинаете производить буквально с первых вводных слов, а возможно и с первого изображения на вашей стартовой странице веб-сайта. И от того, каким будет это первое впечатление, зависит - вовлечется ли он в процесс обучения или будет потерян для вас навсегда. Очень часто, с целью максимального вовлечения потенциального слушателя в обучение, предлагается использовать бесплатный тестовый модуль. И от того на сколько грамотно он будет составлен и какая информация будет в нем представлена, будет зависеть, останется слушатель с вами или нет. Но о модульной системе обучения я расскажу немного ниже.

Есть множество моментов, которые следует учитывать при разработке обучающего онлайн курса. Кроме того, что необходимо позаботиться об основном содержании и разработке эффективной стратегии электронного обучения, нужно еще учесть архитектуру курса, которая будет соответствовать тематике обучения и своей аудитории.

В этой публикации я помогу вам обойти подводные камни проектирования и разработки курса онлайн обучения. Итак, предлагаю вам методологию разработки обучающего курса, которая состоит из ПЯТИ рекомендаций, которые необходимо учесть в своей работе.

1. Детально изучите и проанализируйте вашу целевую аудиторию.

Главной целью будет - добиться эмоциональной привязанности от пользователя. Эмоциональные реакции помогают учащимся лучше усваивать новую информацию и навыки. Видео-ролики или изображения, которые могут вызвать эмоциональный отклик, остаются в памяти надолго и заставляют думать о себе даже после окончания обучения.

Здесь, пожалуй, самым мощным и доступным для вас инструментом станет интегрирование в курс обучения примеров из реальной жизни, которые студент может применить в своем отдельном случае. Это продемонстрирует учащимся из первых рук, как приобретенные знания могут быть применены вне учебной среды и тем самым докажут пользу вашего курса обучения.


Очень важно в процессе обучения организовать групповое взаимодействие. Обеспечьте учащихся общением друг с другом. Начните с групповых дискуссий на интернет-форумах и всячески поощряйте их, чтобы решать проблемы коллективно в режиме онлайн.

Очень мощным инструментом, на мой взгляд, являются социальные сети. Рекомендую интегрировать социальные медиа в стратегии электронного обучения. Сотрудничество в группах позволяет включить человеческий фактор в обучающий курс, несмотря на некую ограниченность виртуальной связи. Живое общение даст вашей аудитории возможность учиться друг у друга, и тем самым изучить тему глубже, обмениваясь опытом и своими впечатлениями в специально созданных группах.

Учитывая эти советы, вы сможете успешно создать онлайн курс, даже будучи новичком в мире e-learning. Для более опытных читателей, у которых уже есть некий опыт в организации онлайн-обучения, данные рекомендации позволят выполнить более тонкую настройку итоговых результатов и избежать ошибок.
Со временем вы получите курс, который удовлетворит запросы самых требовательных клиентов и доставит вам истинное удовольствие от e-learning бизнеса, а вашей аудитории подарит качественное обучение в удобном формате!

(eLearning) в компании, как запуск ракеты, требует инвестиций, тщательного проектирования, командной работы и не только.
В этой статье вместе с экспертами из сферы eLearning мы разберем весь цикл запуска дистанционного обучения и по шагам расскажем, как вывести eLearning на «орбиту».

Шаг 1. Определить цели запуска дистанционного обучения

Ракету отправляют в космос по разным причинам: исследовать новую планету, вывести на орбиту спутник или, к примеру, доставить космонавтам полезный груз. Всегда есть цель. Так же и с дистанционным обучением - нет смысла внедрять его просто потому, что это модно.

Если вы открыли эту статью, значит, уже представляете, для чего вашей компании нужно онлайн-обучение. Если нет, небольшой совет: цель проще нащупать, оттолкнувшись от «болевой точки». Какую задачу вы надеетесь решить с помощью eLearning?

Так, например, в компании Skyeng возникла потребность: быстро обучить 120 новых сотрудников преподавать английский в онлайн-формате и работать на платформе Vimbox. Теперь с помощью eLearning компания подготавливает в месяц по 200 профи.

В «Пермэнергосбыт» хотели развивать персонал без отрыва от производства и оперативно проводить тестирование. При помощи eLearning компания за полгода автоматизировала систему аттестации и взяла под контроль знания в 74 филиалах Пермского края.

Чего хотите добиться вы? Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще попасть в яблочко.

Компания MW-LIGHT производит и продает декоративные светильники по всему миру. В ассортименте 300 коллекций, в каждой - от 10 до 100 моделей. При этом за год ассортимент обновляется на 35%. Продавцам было сложно запомнить особенности каждой модели. Иногда продажа срывалась просто потому, что сотрудник не мог грамотно рассказать о новинке.

В MW-LIGHT поставили цель: за полгода повысить лояльность клиентов, обучив продавцов продуктам компании. Теперь по каждой коллекции есть электронные курсы для сотрудников. Результат: число благодарных покупателей выросло вдвое, как и количество успешных сделок.

Видеофрагмент курса по ассортименту компании MW-LIGHT

Руководитель проекта дистанционного обучения MW-LIGHT

«Заранее продумайте, как замерить успех eLearning. Количество обученных сотрудников и число пройденных тестов - лишь основа общей картины эффективности. Вы можете «прокачать» сотни и тысячи - толку мало. Смотреть нужно на бизнес-результат.

Например: сотрудники моментально узнают о продуктовых новинках, после обучения менеджеров вдвое выросли дополнительные продажи, вполовину сократились затраты на обучение персонала в регионах (больше не нужно платить командировочные тренеру, оплачивать билеты на самолет и номер в гостинице) и так далее».

Итог шага 1: вы знаете цель дистанционного обучения и ключевые показатели, по которым будете замерять успех проекта.

Шаг 2. Выбрать инструменты для дистанционного обучения

Как устроены космические корабли? Опытные ракетостроители ответят приблизительно так: «У каждой ракеты разная конструкция. Все зависит от задачи». К примеру, в состав американского «Шаттла» входят стартовые ускорители, бак с топливом и орбитальный корабль. Этого достаточно, чтобы достичь низкой околоземной орбиты. Но до Марса не доберешься - потребуются другие комплектующие.

Арсенал eLearning тоже напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения компании используют один из трех видов инструментов или весь набор сразу:

  1. вебинары;
  2. система дистанционного обучения;
  3. редактор электронных курсов.

Давайте подробно разберем каждый из них.

Вебинары

Это очный семинар в онлайн-формате: вы читаете лекцию сотрудникам сразу из нескольких филиалов, только при этом сидите за компьютером в центральном офисе компании, в кафе или дома в удобном кресле и мягких тапочках.

Вебинар похож на беседу по Skype: можно говорить в микрофон, писать в чат, показывать рабочий стол на ПК или презентацию. Лекцию тут же можно записать на видео и отправить сотрудникам, чтобы позже освежили знания.

Вебинары в бизнесе обычно используют, когда хотят сократить расходы и количество очных тренингов. К примеру, в страховой компании «Сентрас Иншуранс» через вебинары регулярно тренируют руководителей отделов продаж и продавцов из 17 филиалов Казахстана. Для первой группы разработана программа по подбору и адаптации персонала, для второй - курс по техникам продаж. Компания сэкономила на проезде, номерах в гостиницах и командировочных расходах тренеров, которые раньше ездили по регионам. При этом качество обучения не пострадало.

Начальник отдела развития персонала АО «Страховая компания «Сентрас Иншуранс»

«Выбирая платформу для вебинара, выясните, насколько часто бывают технические сбои. Нет ничего хуже, чем связь, оборвавшаяся в ключевой момент лекции.

Желательно, чтобы платформа поддерживала тестирование, опросы и интерактив: возможность «поднять руку», смайлики для обозначения настроения и т.д. Все это хорошо вовлекает в обучение. У слушателей нет искушения переключить вкладку браузера и проверить соцсети.

Важный момент: перед арендой платформы убедитесь, что в филиалах хорошее интернет-соединение. Иначе вы зря потратите деньги - никто из сотрудников не сможет выйти с вами на связь».

Система дистанционного обучения (СДО)

СДО - это виртуальная школа, где можно учить персонал из любой точки мира: назначать курсы, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.

В системе дистанционного обучения можно:

  1. Создать базу знаний. Хранить электронные курсы, тесты, видео и другой учебный контент в одном месте, а не на сотне компакт-дисков и флешек. В любое удобное время сотрудники могут зайти на портал и повторить пройденный материал.
  2. Прокачивать персонал на расстоянии. В несколько кликов назначить курс конкретному сотруднику, отделу компании или филиалу.
  3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно собрать детальную статистику. Вы всегда будете знать, как усвоен материал и пройдены тесты, и сможете оценить прогресс сотрудников.
  4. Держать связь с учениками. Внутренний чат или форум - место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким ещё темам пригодятся электронные курсы.

«При выборе системы дистанционного обучения определитесь с типом: СДО с установкой на сервер компании или облачное решение.

В первом случае вы фактически вслепую внедряете в сервер компании систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, обслуживать «стационарную» СДО сложно - нужна помощь ИТ-специалистов. Срок запуска: 3-4 месяца.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они не требуют установки на сервер, нужен лишь доступ в интернет. Начать обучение можно сразу после регистрации. При этом система зачастую не уступают по функционалу «стационарной» СДО, а управлять ей может один человек - HR-специалист или сотрудник отдела обучения. IT-навыки не обязательны. Срок запуска: 1-2 дня».
Протестировать демо-версию облачной СДО →

Редактор курсов

Кроме системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для создания электронных курсов, тестов и диалоговых тренажеров.
В редакторе можно создать слайды с текстом и графикой, добавить анимацию, дикторскую начитку, записать видео. В зависимости от инструмента, возможности могут быть самые разные.

Чтобы создать онлайн-курс, не обязательно быть программистом или дизайнером - достаточно знать PowerPoint. К примеру, вот этот курс сделан из простой презентации:

Курс создали в программе iSpring Suite. Как она работает: после того, как вы установите Suite на компьютер, в PowerPoint появится отдельная вкладка.

Заходите, добавляете в презентацию картинки, анимацию, аудио, видео, тесты - курс готов. Теперь его можно загрузить в СДО и назначить персоналу.

Сотрудники смогут изучить материал в любое время и с любого устройства: компьютера, планшета, смартфона.

Специалист по обучению Inventive Retail Group

«С iSpring наша компания выпускает по три курса в неделю для магазинов re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike, Street Beat, Rookie, UNOde50 и kid rocks.

Сверстать электронный тренинг в iSpring так же просто, как собрать презентацию. Большой плюс: библиотека контента. Не нужно составлять ТЗ для дизайнера или рыться в фотостоках. iSpring предлагает сотни готовых шаблонов, фонов, персонажей, картинок. Ты просто выбираешь из готовых материалов контент, дорабатываешь под задачи компании и верстаешь электронный тренинг.

Всего за полгода наша компания разработала более ста онлайн-курсов».

Итог шага 2: вы определили, какие инструменты eLearning больше подходят для компании, проанализировали рынок дистанционного обучения, выбрали подходящие предложения.

Шаг 3. Просчитать бюджет и составить план действий

Сколько стоит ракета? Чтобы корабль долетел до МКС, потребуется 2,589 миллиарда рублей, до Марса - 10 миллиардов долларов. Цена напрямую зависит от целей и ресурсов, которые вы используете.

Когда цель определена и выбраны инструменты, становится проще прикинуть чек - во сколько обойдется дистанционное обучение.

В бюджет следует заложить не только стоимость инструментов eLearning. Внесите в список зарплату для команды дистанционного обучения, деньги на разработку электронных курсов, покупку компьютеров для сотрудников - всего того, без чего eLearning не взлетит.

Владимир Раджапов,
управляющий менеджер по развитию бизнеса компании eQueo

«Когда определена цель, выбраны инструменты и подсчитан бюджет, составьте рабочий план. В нем нужно подробно расписать всю последовательность действий. Прикиньте точные сроки по каждому пункту.

Пример: поставщик пообещал настроить СДО за 2 дня, 5 дней уйдет на разработку курса, 5 - на пилотный запуск и донастройку СДО. Всего проект потребует 12 дней.

Следующий шаг - презентовать план руководству. Информация должна быть краткой и аргументированной. Что нужно показать:

  • Цели проекта с точки зрения бизнеса. Пример: снизить долю очного обучения на 40%, повысить скорость адаптации нового сотрудника в компании (например, с 30 рабочих дней до 20) и так далее.
  • Выгода компании - сколько она сэкономит или заработает. Пример: компания «Сладкая жизнь» выводит на рынок новый батончик «Сластун». Рассказать об особенности продукта нужно 3 000 торговым представителям. На очное обучение понадобится 2 месяца и ххх рублей. На дистанционное - 5 дней и на ххх рублей меньше.
  • Какие ресурсы понадобятся: СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров, компьютеры для сотрудников в филиалах, разработчик электронных курсов.
  • Бюджет проекта: на проект понадобится N рублей.
  • Когда ожидать результат: проект будет запущен через ххх дней.

Также презентуйте проект топ-менеджерам и руководителям ключевых подразделений. Если они не в курсе, что такое eLearning, то могут мешать работе».

Итог шага 3: вы знаете ценник eLearning, руководство утвердило бюджет, готов план действий, известны сроки запуска проекта. Можно покупать инструменты для дистанционного обучения и начинать работу.

Шаг 4. Подготовить обучающий контент

СДО установлена. Теперь нужно наполнить ее контентом. Пустая система дистанционного обучения - как ракета, в которую не погрузили инструменты и припасы, не залили топливо - на такой рано в космос.

Загрузите в СДО презентации, книги, инструкции, видеоролики, электронные курсы - все, что нужно изучить сотрудникам.

В идеале на этом этапе у вас должен быть план развития eLearning на год-два вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить один электронный курс, чтобы провести пилотный запуск и «обкатать» систему.

Если вы планируете разрабатывать курсы в компании регулярно, то понадобятся два специалиста:

  1. Методолог - собирает информацию, пишет сценарий к электронному курсу, придумывает практические задания, верстает черновой вариант курса. Часто в российских компаниях эту задачу выполняет специалист HR-отдела или бизнес-тренер, который раньше проводил очные занятия.
  2. Дизайнер - подбирает иллюстрации, персонажей, оформляет курс в корпоративном стиле.

Консультант по организации дистанционного обучения

«Если компании редко нужны новые курсы или вы не хотите держать в штате eLearning-специалистов, есть два варианта: купить готовые электронные курсы на рынке или заказать у опытных разработчиков.

Готовые курсы. Это шаблонные тренинги по общим темам: тайм-менеджмент, управление персоналом, работа с Outlook. Каждый выглядит, как простая PowerPoint-презентация: текст, картинка, видео. Такие курсы через интернет может скачать любая компания.

Преимущества:

  • Дешево. На рынке такие курсы стоят от 40 000 рублей и больше. Ценник зависит от тематики, сложности, интерактивности курса.
  • Бесплатный тест-драйв. Как правило, продавцы разрешают изучить курс перед покупкой.
  • Экономия времени. Не нужно самостоятельно разрабатывать контент. Оптимальное решение для быстрого старта eLearning.

Курсы на заказ. Опытные разработчики «затачивают» курс под вашу компанию, учитывая задачи и особенности бизнеса, корпоративный стиль и т.д. Такие курсы становятся визитной карточкой учебного портала, о них говорят, их рекомендуют, они охватывают большую целевую аудиторию учащихся. Стоимость: от 120 000 до 5 000 000 рублей. Срок разработки: от недели до двух месяцев.

Преимущества:

  • Командная работа. Курс верстает команда профессионалов: педагогические дизайнеры, художники-иллюстраторы, разработчики и тестировщики, эксперты и методисты.
  • Методология. Тренинг собирают по канонам педагогического дизайна, делая его максимально интересным и полезным для сотрудников.
  • Индивидуальный подход. Курс разрабатывают конкретно под вашу компанию, учитывая специфику работы и особенности бизнеса».

Итоги шага 4: вы загрузили в СДО один-два электронных курса для пилотного запуска.

Шаг 5. Провести пробный запуск дистанционного обучения

Прежде чем отправлять ракету к звездам, инженеры проводят «сухой старт» - пускают корабль по баллистической траектории, без вывода на орбиту. Это своего рода генеральный прогон, который помогает отработать ошибки перед настоящим полетом.

Для дистанционного обучения «сухой старт» тоже важен. Вместо того, чтобы сразу «ковать» профи по новым стандартам, сперва обкатайте eLearning на тестовой группе. Ее задача - выявить сложности в работе с СДО.

Сооснователь Corporate
e-Learning Club

«Для пилотного запуска стоит выбрать потенциально лояльных сотрудников. Людей в команду тестеров лучше всего отбирать вместе с руководителями подразделений, для которых готовится eLearning.

Фокус-группа не должна быть большой. Все зависит от размера компании. Если в ней работают 150 человек, то для пробного запуска хватит и 10.

Первый курс должен обязательно заканчиваться анкетированием: просто ли использовать СДО? быстро ли открылся курс? какие сложности возникли?

Вместо анкеты можно собрать опрос и поставить его в конце курса. Люди протестируют первый курс и напишут о своих впечатлениях, трудностях, о замеченных ошибках, расскажут, чему научились».

Собрав эту информацию, вы внесете нужные изменения в систему и сделаете ее «дружелюбнее» для сотрудников.

Итоги шага 5: провели пилотный запуск дистанционного обучения, получили список замечаний от фокус-группы, исправили ошибки. Можно запускать обучение.

Шаг 6. Провести внутренний PR дистанционного обучения

Как любому новому проекту, eLearning нужна рекламная поддержка. Если сотрудники заходят на учебный портал лишь по приказу свыше, значит, внедрение провалилось. Как повысить авторитет дистанционного обучения?

Александр Лопарь,
eLearning-эксперт

«Сперва подключите к дистанционному обучению руководство. Высшие эшелоны компании должны пройти пару курсов и твердо заявить: «eLearning - это круто!». Если идея электронного обучения приживется среди руководителей, то за ними автоматически последуют и члены команды. В конце концов именно руководитель стимулирует своих сотрудников учиться.

Чтобы проект приносил больше пользы, свяжите eLearning с критически важным для компании проектом: нужно в сжатый срок обучить торговых представителей из 10 филиалов новой линейке продуктов или за месяц «натаскать» менеджеров в работе с недавно установленной CRM.

Не забывайте про внутренний PR: новости, анонсы, трейлеры курсов, видеоприветствия, награды, рейтинги, поздравления.

Собирайте отзывы коллег о пройденных курсах, записывайте интервью - транслируйте, каких высот добились те, кто закончил обучение. Так вы подчеркнете преимущества нового формата обучения.

Отдельное внимание уделите мотивации «студентов». Вовлечь в обучение помогут:

  • Акцент на пользе. Объясните работникам, в чем польза курса именно для них. Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальную выгоду от электронных курсов, а также использовать полученные знания в «бою».
  • Сертификаты. Выдавайте грамоты за пройденные курсы: «Жгун месяца - прошел все курсы в СДО», «Золотой мозг компании - набрал 100 баллов в тесте». Исследования показывают, что статус на работе столь же важен для сотрудников, как финансовое вознаграждение. Людям важно чувствовать, что руководство видит их достижения.
  • Виртуальная доска почета. Составьте рейтинг отличников. Благодаря общественному признанию и одобрению лидеры рейтинга стремятся держать планку, а остальные получают стимул учиться лучше.
  • Обратная связь. Реагируйте на замечания и пожелания сотрудников: вносите изменения в курсы, создавайте новый контент по заявкам, исправляйте ошибки в СДО».

Итоги шага 6: все в компании произносят «eLearning» с уважением, сотрудники активно используют СДО, внутренний чат разрывается от количества дополнительных заказов на контент.

Шаг 7. Оцените эффективность дистанционного обучения

Итак, корабль под названием eLearning покинул атмосферу. Вы за штурвалом. Теперь главное - придерживаться курса.

Как понять, что вы «летите» в правильном направлении:

  • собирайте отзывы сотрудников;
  • сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно;
  • регулярно проводите срезы знаний;
  • отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы: количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.

eLearning достиг «орбиты», если решил реальные задачи бизнеса, помог сотрудникам быстрее получить новые навыки или сократил затраты на обучение.

Тогда можно выбрать другой маршрут и лететь к новым звездам.

Запомнить

  1. Перед тем, как запускать дистанционное обучение, определитесь с направлением: куда и зачем летите.
  2. СДО, редактор курсов, платформа для вебинаров - комплектация eLearning-ракеты зависит от целей и задач звездной кампании.
  3. Подробный план действий поможет «продать» идею руководству и получить бюджет на полет.
  4. «Сухой старт» поможет найти ошибки и отладить eLearning-ракету.
  5. Чтобы космическая экспедиция принесла пользу, она должна решить реальную задачу бизнеса.
  6. Чаще сверяйтесь с курсом: собирайте отзывы сотрудников, проводите срезы знаний, сравнивайте результаты обучения с бизнес-показателями.

Система дистанционного обучения (СДО, LMS) является важным инструментом в работе специалистов электронного обучения. СДО может оказаться главной статьей расходов, если вы ищите надежную, универсальную систему дистанционного обучения, которая удовлетворит все ваши потребности в области развития электронного обучения персонала.

Ознакомиться с Топ-20 систем управления обучением (LMS) на основе отзывов пользователей систем можно .

К счастью, существует достаточно СДО с открытым исходным кодом, то есть распространяемых бесплатно. Вы сможете выбрать динамичную, гибкую систему, которая будет отвечать всем вашим требованиям, в рамках выделенного бюджета.

Следующие 11 систем дистанционного обучения распространяются бесплатно и могут показаться вам интересными.

ТОП 11 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения

1. Moodle

На сегодняшний день Moodle несомненно одна из самых популярных СДО с открытым исходным кодом. пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс студентов и поддержку мультимедиа. Система дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны, и довольно дружелюбно относится к интеграции дополнений от сторонних разработчиков.

Для тех, кто хочет заработать на своих курсах, Moodle имеет интеграцию с платежной системой PayPal, которая делает простым и понятным процесс оформления заказов и оплаты. Еще одним важным преимуществом Moodle является сообщество пользователей. В отличие от многих других бесплатных СДО, здесь вы можете практически моментально получить ответы на большинство, интересующих вас вопросов, обратившись к онлайн базе технической поддержки.

Кроме того, сервис предлагает ряд готовых шаблонов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы сэкономить время и не создавать курс с нуля. Возможно, по началу Moodle покажется вам сложным и непонятным, но, если вы ищете программу, дающую пользователю максимальное количество свобод, то не поленитесь и потратьте немного времени на изучение интерфейса Moodle.

2. Ё-СТАДИ — Электронная образовательная cреда

Онлайн-платформа для организации дистанционного обучения Ё-СТАДИ — бесплатная российская разработка команды единомышленников по развитию дистанционного образования.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться на сайте и создать «рабочую область» - персональное пространство вашей компании, в котором будут размещаться учебные материалы и задания для ваших обучающихся.

Отличие от классических LMS состоит в том, что функционал ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и тестирования.

Ё-Стади содержит достаточное количество инструментов для организации обучения и тестирования:

«Рабочая область»
В рабочей области публикуются учебные материалы по курсу, объявления и задания (кейсы). Рабочая область создается преподавателем/тьютором/менеджером по обучению и может объединять несколько групп или курсов. Слушатели получают доступ к рабочей области по заявкам.

«Тест»
Ё-Стади обладает мощным функционалом для проведения тестирования, тест можно создавать на сайте или импортировать из *.docx предварительно оформив в соответствии с специальными правилами. Доступен подробный отчет об ответах каждого тестируемого. Есть возможность ограничить сроки, время, количество попыток, возможность переключаться между окнами браузера.

«Файл»
Загрузка файлов/документов, который преподаватель затем может оценить и прокомментировать.Журнал успеваемости генерируется в рабочей области автоматически, на базе созданных заданий и позволяет генерировать Excel-файл.

«Журнал»
Журнал формируется системой на основе созданных преподавателем заданий. Оценки попадают в журнал автоматически при прохождении тестирования, это значительно облегчает труд преподавателя, а студенты всегда имеют доступ к последней информации.

«Форум»
При создании «форума» в качестве задания появляется возможность проставлять оценки напротив ответа.

«Лента событий»
События собраны на соответствующей странице организованной в виде новостной ленты, уведомления о них вы можете получать на email.

Резюме

Ё-Стади это новая бесплатная электронная образовательная среда, ориентированная для организации обучения персонала.

Преимущества:

Не требует установки / настройки;
система бесплатна;
проста в использовании;
мощный функционал для тестирования и оценки;
не требует предварительной разработки курсов;
есть английская версия.

Недостатки:

Невозможность самостоятельной доработки;
отсутствие поддержки SCORM;
ограниченный, но достаточный функционал;

В целом Ё-Стади заслуживает отличной оценки и является хорошим решением для небольших компаний, желающих организовать обучение персонала без каких-либо затрат на приобретение СДО.

3. ATutor

Эта система дистанционного обучения имеет множество полезных функций: от email-уведомлений до файлового хранилища. Одним из наиболее ярких преимуществ ATutor является ее клиентоориентированность и легкий и понятный интерфейс, что делает данную систему идеальным инструментом для тех, кто только начинает осваивать мир электронного обучения.

Также Atutor предлагает пользователю ряд предустановленных тем, позволяющих ускорить процесс создания курса. И нельзя не отметить различные инструменты оценки, резервное копирование файлов, ведение статистики и возможность интеграции опросов.

4. Eliademy

Для преподавателей и кураторов обучения данная система является полностью бесплатной, небольшая плата берется с пользователей, если те захотят воспользоваться преимуществами премиум аккаунта.

Eliademy предлагает каталоги курсов электронного обучения, инструменты оценки и даже мобильное приложение для Андроида для тех преподавателей, которые стремятся развивать мобильные курсы и нацелены на людей, предпочитающих учиться «на бегу». Координаторы электронного обучения могут легко и просто загружать курсы и рассылать приглашения для учеников на их адреса электронной почты.

5. Forma LMS

От анализа общего уровня знаний до детально статистики и отчётности — Forma LMS может похвастаться довольно объемным набором доступных функций. Сервис также имеет различные сертификаты, компетентную поддержку руководства, а также широкий спектр инструментов для управления виртуальной классной комнатой, включая различные календари и менеджеры событий.

Эта система идеально подходит для корпоративных программ обучения и предлагает доступ в активное онлайн сообщество, где вы сможете найти множество полезных советов о том, как получить максимальную отдачу от данного сервиса.

6. Dokeos

Если вы ищете систему дистанционного обучения с уже готовыми элементами курсов, то Dokeos, предоставляющийся бесплатно для групп до пяти пользователей, для вас. Эта система предлагает множество готовых шаблонов и курсов электронного обучения и конечно же авторские инструменты, с помощью которых вы можете максимально сократить время, затраченное на создание своего курса.

На своем веб-сайте разработчики предлагают пользователю массу полезной информации, в том числе и пошаговые видео инструкции по созданию собственных курсов. Интуитивно понятный интерфейс делает Dokeos отличным вариантом для новичков в сфере электронного обучения и для тех, кто не хочет тратить время на долгое изучение инструкций

7. ILIAS

Эту систему дистанционного обучения можно назвать первой открытой системой, соответствующей таким стандартам систем дистанционного обучения, как SCORM 1.2 и SCORM 2004. Эта гибкая универсальная система отвечает всем основным требованиям, необходимым для успешных продаж авторских курсов.

Следует отметить, что ILIAS одна из немногих систем дистанционного обучения, которую можно использовать, как полноценную платформу для электронного обучения, благодаря возможности общения внутри команды и передачи и хранения всех документов. Система абсолютно бесплатна для всех организаций, занимающихся электронным обучением, вне зависимости от количества пользователей.

Если у вас обучаются сотни, а то и тысячи, людей, эта система поможет вам значительно сократить статьи расходов, так как многие другие СДО назначают плату в зависимости от количества пользователей.

8. Opigno

Возможности, предоставляемые системой Opigno не могут не радовать. Сертификаты, расписание занятий, форумы, авторские инструменты электронного обучения, система оценок и видео галереи – это лишь немногое из внушительного списка функций, доступных пользователю.

Эта система дистанционного обучения написана на Drupal – популярной системе управления контентом. Это дает вам возможность управлять учебными программами, отслеживать успехи учащихся и интегрировать электронную коммерцию, используя всего один инструмент.

Также Opigno предлагает пользователю онлайн-опросы, возможность пересылки мгновенных сообщений и чат, что дает возможность для быстрого предоставления и получения обратной связи и эффективного сотрудничества.

9. OLAT

Инструменты оценки для электронного обучения, социальная интеграция и домашняя страница обучающегося – лишь несколько из многих преимуществ OLAT. В этой системе вы также найдете расписание, email-уведомления, возможность добавления закладок, файловое хранилище и сертификаты.

С помощью OLAT можно легко и быстро добавить новых пользователей в систему, а также разрабатывать комплексные курсы электронного обучения. Еще одна интересная функция – это возможность проверки совместимости с браузерами. Нажатием всего нескольких кнопок вы сможете убедиться, что учебный материал корректно отображается во всех браузерах. OLAT идеально подходит для мультиплатформенных курсов электронного обучения , предназначенных для различных устройств.

Платформу для онлайн обучения iSpring Online используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть. используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть.

Это интернет-сервис, а значит не нужно скачивать программу, устанавливать на сервер, настраивать. Чтобы начать работу, достаточно зарегистрироваться на сайте, загрузить учебные материалы и назначить сотрудникам. Управлять СДО может один человек.

Особенности iSpring Online:

Безлимитное хранилище. В СДО можно загрузить неограниченное количество учебных материалов: курсов, видеороликов, книг, презентаций.

Редактор курсов в PowerPoint. У компании есть редактор, в котором можно сделать электронный курс из PowerPoint-презентации с видео, тестами, интерактивными играми.
Мобильное обучение. Курсы можно открыть на компьютере, планшете, смартфоне даже офлайн, например, в поезде или самолете.

Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает контролировать успеваемость сотрудников. Отчеты показывают какие курсы пользователь завершил, какой проходной балл набрал, сколько допустил ошибок в тесте.

Вебинары. Можно демонстрировать рабочий стол, презентацию или видео, писать в общий и личный чат. Система автоматически отправляет участникам напоминание о ближайшей онлайн-встрече и сообщает об изменении в расписании - писать каждому лично не придётся. Записи вебинаров сохраняются.

Недостатки:

У iSpring Online есть бесплатная 14-дневная пробная версия, но в целом система платная. Однако на бесплатную СДО вряд ли уйдет меньше денег: придется потратиться на свою техподдержку, нанять программистов для ее администрирования.

В случае с платной платформой вы получаете полный сервис: вам помогут развернуть и настроить учебной портал, загрузить материалы и начать обучение сотрудников. Любой вопрос сотрудники техподдержки решат по телефону.

Системы дистанционного обучения с открытым исходным кодом дают вам возможность создавать и эффективно развивать курсы электронного обучения, особенно если вы готовы потратить некоторое время на доскональное изучение всех возможных функций системы. В некоторых случаях, использование подобных систем может сказаться на кривой обучаемости, но экономия средств и свобода в выборе внешнего вида и наполненности курса, в конце концов, покрывает все возможные трудности.

Если у системы дистанционного обучения есть свое онлайн сообщество, не стесняйтесь ознакомиться с ним, прежде чем вы примете окончательное решение об использовании того или иного продукта.

11. Teachbase.

Российская разработка системы дистанционного обучения Teachbase получила признание не одного десятка компаний. Сервис идеально подходит для решения задач корпоративного обучения, но вполне применим и частными тренерами. Teachbase – система с удаленным доступом, а это значит, что не нужно устанавливать ее на компьютер, обслуживать и настраивать. Для создания курса (или его прохождения) потребуется доступ в интернет и компьютер или мобильное устройство.

Ключевая особенность – простота. Все интуитивно понятно, благодаря наглядному интерфейсу. Создать и запустить курс самостоятельно займет даже у новичка не больше часа. Возникшие вопросы оперативно решаются сотрудниками «Интернет Школы» (создатели сервиса). Бесплатная техподдержка доступна по удобному для клиента каналу связи.

При всей простоте работы, в Teachbase широкий функционал. Доступные возможности :

— Личный кабинет – для каждого из участников. При входе в сервис, сразу видны назначенные для ознакомления материалы.

— Тестирование после прохождения материала с настройками параметров проверки.

— Статистические отчеты для организатора курса, для анализа и совершенствования курса.

— База пользователей с возможностью фильтрации.

— Редакторы – учебные материалы можно обрабатывать прямо в системе. Кстати, автору предоставляется свободное место на сервере, для удаленного хранения материалов.

— Коммуникация между пользователями – при помощи вебинаров, и других инструментов.

Для начала работы в Teachbase достаточно зарегистрироваться. Приступить к запуску учебного курса можно сразу же. Первые 14 дней с момента регистрации бесплатны – можно в полной мере оценить преимущества сервиса и изучить его. В дальнейшем тариф будет зависеть от количества участников. Что немаловажно – плата только за активных пользователей.

Есть и бесплатный вариант использования Teachbase в дальнейшем. Что важно – без каких-либо ограничений функциональности. Пользуйтесь сервисом бесплатно, если количество активных слушателей не более 5 человек в месяц. Мало? Возможно для кого-то да, но для малых компаний, зачастую, вполне достаточно.

Российские компании давно признали, что дистанционное обучение дает ощутимые результаты и экономит ресурсы. Сейчас руководителей и специалистов, занятых обучением и развитием персонала, больше всего интересует, как внедрить систему eLearning с минимальными затратами и в максимально короткие сроки. Профессиональными рекомендациями делится Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring.

Российскому бизнесу уже не надо доказывать преимущества eLearning: удаленный образовательный формат позволяет компаниям эффективно решать многие бизнес-задачи:

  • Охватить обучением неограниченное число сотрудников даже из географически удаленных районов.
  • Поддерживать актуальные знания о продуктах и услугах компании.
  • Экономить средства на организацию обучения и поездки в филиалы.
  • Обеспечить непрерывное обучение сотрудников.
  • Оперативно проводить срезы знаний.

Для сотрудников дистанционное обучение имеет свои плюсы:

  • Возможность учиться в любое время.
  • Возможность учиться в любом месте: курсы и тесты можно проходить со своих мобильных устройств.
  • Выбор индивидуального темпа обучения.
  • Возможность саморазвития, расширения кругозора.
  • Это интересно, современно и увлекательно.

Неважно, крупная у вас компания или небольшая, - вы сможете быстро внедрить дистанционное обучение, если ответите на три вопроса:

1) какие инструменты выбрать?

2) какие ресурсы компании нужно задействовать?

3) как измерить эффективность?

Выбор инструмента обучения

Запуск eLearning в любой компании прежде всего связан с выбором системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальная комната, где можно проводить обучение и проверку знаний сотрудников, независимо от того, где они находятся.

При выборе системы дистанционного обучения определите: это будет готовый продукт «в коробке» (необходима установка на сервер компании) или облачное решение (позволяет развернуть СДО на удаленном сервисе).

В чем основное отличие?

Покупая «коробочную» программу, вы фактически вслепую внедряете у себя систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, для «стационарной» СДО требуются существенные технические возможности, а для ее обслуживания необходима помощь ИТ-специалистов.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они экономят время и бюджет и не требуют привлечения технических специалистов для развертывания и управления. На российском рынке немало достойных облачных СДО: iSpring Online, Competentum, WebTutor, Mirapolis и другие.

Как правило, у таких систем есть пробный период и гибкая система оплаты. Вы сможете протестировать СДО на группе сотрудников, а затем распространить этот опыт на другие подразделения.

Что должна уметь любая СДО?

Обеспечивать полноценный процесс обучения по аналогии с очным. Все как в школе, только дистанционно.

1) предоставлять доступ в виртуальный класс для ученика и преподавателя;

2) объединять учащихся в группы по общим признакам (например, сотрудники отдела продаж, сотрудники отдела разработки);

3) приглашать пользователей к обучению, назначать учебные курсы и тесты сотруднику или группе сотрудников;

4) загружать материалы любого формата (лекции, презентации, видео, документы, графику);

5) поддерживать стандарты дистанционного обучения, в которых вы разрабатываете курсы (AICC, SCORM, xAPI, BlackBoard);

6) обеспечивать регулярный мониторинг процесса обучения с помощью отчетов;

7) проводить тестирования с закрытыми и открытыми вопросами.

Но это лишь верхний пласт задач, которые решает СДО. Современные системы предоставляют гораздо больше возможностей, главное правильно обозначить критерии выбора:

  • Позволит ли система организовать мобильное обучение на планшетах, смартфонах?
  • Будут ли доступны курсы при отсутствии интернет-соединения?
  • Можно ли настроить индивидуальную траекторию обучения для сотрудника или группы?
  • Содержит ли СДО необходимые типы отчетов?
  • Позволяет ли проводить вебинары?

Лучше всего составить лист пожеланий и проверять, соответствует ли ему СДО. Включайте в свой чек-лист только тот функционал, который действительно нужен для решения ваших задач по обучению.

Пример чек-листа

Необходимое количество пользователей

  • от 100 до 150 человек

Необходимость обслуживания техническими специалистами

  • не требуется

Разграничение ролей пользователей

  • администраторы, преподаватели, студенты

Возможность делить пользователей на группы

Доступ в личный кабинет студента

  • онлайн

Поддерживаемые форматы материалов

  • DOC, PDF, MP3, MP4, XLS, SCORM 2004

Возможность проходить курсы с мобильных устройств

Возможность проходить обучение при отсутствии интернета

Возможность проведения вебинаров

Возможность настроить индивидуальную программу для каждого студента

Возможность обратной связи с преподавателем

  • онлайн и офлайн

Отчеты

  • о прогрессе обучения каждого студента/группы студентов
  • о просмотренных студентом курсах о пройденных тестах
  • о прослушанных вебинарах

Возможность выгрузки отчета в формате excel, pdf

Наличие сертификата по завершении обучения

Наличие технической поддержки от поставщика

Помните: если накрутить список сотней пунктов, вы скорее всего не найдете подходящего поставщика СДО. А если и найдете, то лишь зря потратите деньги компании, потому что вряд ли станете пользоваться всем функционалом. Например, некоторые компании просят большое количество отчетов, которые потом ни разу не открывают.

Что еще?

Кроме самой системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для разработки электронных лекций, тестов и других обучающих материалов.

Универсальных инструментов нет, а точнее, нет универсальных правил обучения, на которые можно было бы ориентироваться. У каждого бизнеса свои особенности, поэтому успешные компании обычно применяют два-три инструмента для разработки курсов.

На отечественном рынке не так много поставщиков таких решений (наиболее известны iSpring Suite и CourseLab). Среди зарубежных аналогов иногда выбирают Articulate, но он подходит для компаний, где бюджет не ограничен. Кроме того, техническая поддержка Articulate находится за рубежом и на русском языке не предоставляется. Это существенно осложняет оперативное решение возникающих вопросов.

Если стоит задача - внедрить дистанционное обучение быстро и с минимальными затратами, выбирайте простые инструменты за разумные деньги. Они не потребуют привлечения технических экспертов, у них интуитивно понятный интерфейс, и ваши HR-специалисты смогут самостоятельно создавать электронные курсы.

Еще проще, когда набор модулей интегрирован с популярными приложениями, которые знает каждый сотрудник, например, пакет Microsoft Office.

Бывает, что в компании уже наработано большое количество образовательных материалов^ их нужно просто «перевести» в электронный формат и предоставить сотрудникам доступ.

Большой плюс - возможность бесплатно протестировать функционал перед покупкой. Тогда вы будете точно знать, что приобретаете качественный инструмент, который соответствует вашим ожиданиям.

Дополнительно стоит узнать, предоставляется ли обучение от разработчика, инструкция или видеоуроки для быстрого знакомства с программным продуктом.

Как оценить трудозатраты

Оценка трудозатрат зависит от целей обучения и напрямую связана с выбором инструментов внедрения, о которых шла речь выше. Если продукт сложный, то и для работы с ним потребуется больше времени и ресурсов.

Вы должны четко представлять результат дистанционного обучения, которого хотите достичь. Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще будет к ней идти. Например : к 1 сентября 80 сотрудников производственного отдела в 3 филиалах должны пройти курс по охране труда .

Для измерения трудозатрат важно понять, кто будет создавать и поддерживать учебные материалы в актуальном состоянии, а также оценить количество курсов, которые вы планируете создать. Если вы выбрали простой вариант - с этим справятся ваши сотрудники, а значит, компания сэкономит время и средства.

Быстрый сценарий (задействованы сотрудники компании)

1) HR-специалисты продумывают содержание курса, форму подачи (презентация, видеолекция, игра, диалоговый тренажер и т.д.), подбирают материалы (текст, аудио, видео, изображения).

2) Разработчик (это может быть тот же HR-специалист) оформляет контент в электронный курс.

3) Администратор системы загружает курс в СДО, назначает курсы, а затем собирает статистику по обучению.

Плюсы этого сценария:

Ваши сотрудники смогут передавать друг другу опыт работы с инструментом,

Запуск eLearning не зависит от внешних подрядчиков.

Долгий сценарий (с привлечением команды внешних разработчиков).

1) Постановка задачи внешнему разработчику, погружение его в контекст ситуации.

2) Согласование сроков и заключение договоров.

3) Сбор и передача материалов, обсуждение формы подачи, структуры курса.

4) Разработка курса.

5) Согласование, правки.

В этом случае процесс запуска eLearning может растянуться на год и больше.

Если в штате компании нет профильных IT-специалистов, для обновления курсов придется всякий раз обращаться к внешним разработчикам, а значит - снова тратить время и средства.

Как измерить эффективность системы eLearning

Еще до запуска дистанционного обучения ответьте на вопрос, насколько доступным и полезным получился электронный курс?

Дело в том, что у дистанционного обучения своя специфика. Сотрудники могут проходить курсы в любое удобное время и в любом месте. В этот момент преподаватель может не быть на связи, уточнить детали не получится. Поэтому учебный материал должен быть понятным, структурированным, наглядным и главное – приближенным к практике.

Давайте сотрудникам прикладные знания: как вести себя в ситуации с недовольным клиентом, что нужно знать, чтобы грамотно ответить на вопрос покупателя и т.д.

Как показывает практика, для мониторинга обучения нужно знать всего две вещи: как учится каждый конкретный сотрудник, какие курсы (темы) вызывают наибольший и наименьший интерес.

После обучения оценивайте эффективность комплексно:

  • Собирайте отзывы сотрудников.
  • Сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно.
  • Регулярно проводите срезы знаний.
  • Оценивайте долю успешно завершивших обучение относительно общего числа прошедших курс.
  • Отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы (количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.).

На самом деле формула успеха проста: удобные и качественные инструменты разработки, адекватная оценка целей и результатов обучения, наличие минимального бюджета и ресурсов для старта. Конкуренция возрастает и выиграет та компания, чей персонал владеет актуальными знаниями и постоянно развивается. Начните внедрение eLearning-системы и вскоре вы сможете оценить первые плоды дистанционного обучения.

Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring