Современные направления философии природы. русской общественной и философской мысли, выражавшее. Пётр Яковлевич Чаадаев


Мы часто слышим от других фразу: «Такова моя жизненная философия». Но зачастую за словами не стоит ничего, потому что к философии не имеет никакого отношения. На самом же деле суть жизненной философии в том, что вам часто придется жертвовать приятными вещами ради своих принципов. Ее разработка - увлекательный, но чрезвычайно кропотливый процесс. Необходимо многое понять о себе и своей личности. Для того, чтобы углубиться в саму суть, пройдите наш . Он ответит на многие вопросы и позволит взглянуть на себя другими глазами.

Запаситесь терпением и временем. Этот процесс не быстрый, однако длительная работа над собой в итоге даст хорошие результаты.

Осознайте, что начинаете путешествие

Примите обязательство жить с открытыми глазами и быть гибким. Последнее позволит менять свою точку зрения в зависимости от получаемых данных. Что бы ни говорили, но это не слабость, а признак сильного человека. Но только в том случае, если имеете на руках новые факты.

Вы должны также понимать, что это путешествие длиною в жизнь и никогда не должно прекращаться. Плохо, когда человек что-то для себя решил и не хочет меняться, даже если его опыт подсказывает, что это пора сделать. Способность учиться и меняться - это основа для построения собственной философии. Философы также меняли свое мнение на протяжении жизни, изучали массу материалов и делали разные выводы.

Начните читать и обучаться

Многие люди строят свою философию безосновательно. Они просто решили, что положение дел именно таково и не развиваются.

Чтение и обучение - основа. Мало прочесть лишь то, с чем вы согласны, нужно изучать источники, которые настаивают на другой точке зрения. Примите вы ее или нет, дело второстепенное, но ознакомиться с ней нужно.

Читайте самые разные книги: философию, этику, метафизику, политическую теорию, книги по логике. Знания - это еще не все, с ними нужно научиться обращаться, однако они нужны, чтобы увидеть жизнь во всем ее разнообразии.

Выявите свое философское течение

Существует много философских течений. Выберите несколько и начните их изучать. С чем-то вы будете согласны, с чем-то нет. Это абсолютно нормально.

Но мало только изучать принципы философских течений, нужно выяснить причину их возникновения и все предшествующие обстоятельства. Возможно, вы не сможете стать экспертом во всем, но иметь понимание необходимо. Начните с Платона, Аристотеля и Сократа.

Расширяйте и развивайте свое мышление

Когда вы начнете это делать, то выясните, что существует несколько типов мышления. Они обладают своими преимуществами, сложность состоит только в том, чтобы знать, когда и где применять конкретные из них. Для развития собственной философии основным является критическое мышление.

Если вы хотите развить свое мышление от критического до логического, пройдите , который предлагает обратить внимание на несколько ключевых типов.

Будьте терпеливы и позвольте идеям окрепнуть

Философом за день и даже за месяц стать нельзя. Идеи и принципы должны выкристаллизоваться, измениться и пройти проверку временем.

Начните вести журнал, в который записывайте свои мысли, идеи и концепции. Терпение в данном случае является необходимым, потому что первые страницы будут даваться с трудом, а идеи - казаться бессмысленными, банальными и глупыми. Спустя какое-то время вы увидите, что научились размышлять и доводить свою мысль до логического завершения.

Помимо этого, важно ответить на такие вопросы:

  • Что такое философия и какова ее цель?
  • Я хочу применять свою философию в отдельной сфере жизни или во всех? Почему?
  • Какова роль философии? Чем она принципиально отличается от науки и религии?
  • Как можно объяснить принципы собственной философии другим людям?
  • Возможна ли утопия в нашем мире?
  • Как определенные течения противоречат моей философской позиции?
  • Если я напишу художественную книгу, должна ли она отражать мою философскую позицию или не нужно ее навязывать?

Поговорите с теми, кто разделяет вашу философию

Философы могут заблуждаться. В спорах и дискуссиях можно увидеть слабости своих принципов. Поэтому присоединитесь к философскому кружку, где вы сможете обсуждать важные вопросы и темы. Говорите с профессорами философии и спорьте с ними. Найдите как единомышленников, так и противников вашей точки зрения.

Познавайте мир и приобретайте опыт

Ваша философия может быть противоречивой, особенно для людей, живущих в других странах. Выясните, что они думают и почему. Общайтесь с теми, кто на вас не похож. Будьте готовы адекватно воспринимать критику в свой адрес. Всегда носите с собой блокнот и ручку, чтобы записывать интересные фразы других людей.

Продолжайте читать книги по философии

Введите в гугле «10 важных книг по философии», скачайте и прочитайте их. Скорее всего там окажутся основы основ, которые необходимо знать каждому человеку.

Будьте современным

Даже в нашем безумном мире существуют философы и их идеи весьма интересны. По этой ссылке вы найдете список философов 21 века. Поинтересуйтесь их работами. Почему так важно изучить их? Они ставят все новые вопросы или убеждают нас в том, что старые вопросы не потеряли актуальности.

  • Влияние интернета на личность и смысл жизни;
  • Свобода в современном мире;
  • Больше или меньше сейчас возможностей для того, чтобы ?

Рассматривайте себя как философа

Наличие принципов не делает вас философом. Необходимо немного больше: смотреть на мир философски, задумываться о вечных вопросах, и решать проблемы человечества.

Желаем вам удачи!

Введение

Понятие "природа" - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле... Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Актуальность работы- Проблема взаимоотношений в системе "Человек- Природа" относится к числу вечных философских проблем. Являясь, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой. Катастрофические последствия власти над природой мы в полной мерой пожинаем сегодня. Отношения Человека и Природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной и культурной жизни людей. В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом. Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. В конечном пространстве рост населения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире - одно из важных условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию. Я считаю эту проблему основной, проблемой, от которой зависят остальные глобальные проблемы и дальнейшая жизнь всего человечества.

Цель контрольной работы- раскрыть понятие природы, изучить влияние природы на общество - с одной стороны. Влияние человека на природу - с другой стороны. Рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире как глобальную проблему, и в частности демографическую ситуацию в России.

Природа в философском понимании

Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы

В широком смысле слова природа -- это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле -- объект исследования естествознания. В литературе часто встречается толкование понятия "природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности -"второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой -- закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь. Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000.С. 301

В отличие от природы общество -- это социально организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество -- это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае -- определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.

Природа в силу своей значимости для жизни и развития об¬щества всегда была объектом философского осмысления.

Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой.

Средневековая христианская философия утверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Человек, развиваясь духовно, также стремился возвыситься над природой. В эпоху -Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, а наоборот, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные философы часто выступали с позиций гилозоизма, считая космос живым целым, то философы Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг "Назад к природе". Позже он использовался в политической философии Ж.-Ж. Руссо (а затем -- современными "зелеными", борющимися за сохранение окружающей среды).

Но объектом широкого научного исследования природа становится, и не случайно, лишь в Новое время. В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признается его "мастерской"), масштабы которой по мере развития капитализма растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в цехом в сочетании с социальными установками капитализма на овладение мощными энергетическими источниками тепловой, механической, а затем и электрической энергии привели к хищническому ограблению природы.

Со временем возникла необходимость организовать такое взаимодействие общества и природы, которое было бы адекватным насущным социальным потребностям человечества. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции ноосферы, авторами которой были французские философы П. Тейяр де Шарден и Е. Ле-Руа, а также русский учений В.И. Вернадский. Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000. С. 303

Человек всегда находился и находится в определенном отношении к природе. Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой:

1. Природа обладает возможностью порождения человека, что доказано естественнонаучным путем. Вселенная же такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

2. Человек возникает "из природы", на это указывают прежде всего эволюция живой материи, а также процесс деторождения.

3. Только на природной основе человека и возможно появление человеческого, общественного бытия, сознательной деятельности.

4. В социальной субстанции человек реализует социальные качества, превращая природные основания в фундамент общественной жизни, социальной деятельности.

Для обеспечения существования и развития люди, общество должны не только знать природу и эволюцию ее составляющих элементов, но и уметь организовать свою жизнь с учетом законов природы и тенденций ее изменения.

Природное начало проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Например, в области политики природное как бы расщепляется на две части: с одной стороны, оно проявляется непосредственно в самих политико-управленческих структурах деятельности; с другой -- характеризуется как определенный объект, цель политики, политических решений. Каждое государство обязательно определяет общие границы территории, на которую распространяется его власть. Предполагаются и принцип деления территории на отдельные регионы, и структурирование механизма управления ими. В этом отношении природные факторы вплетаются в механизм политико-управленческой сферы и представляют ее определенный аспект.

Природное выступает объектом и духовного творчества, духовного "освоения" мира. Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и ее законов, и предмет эстетического освоения. Лукашевич В.К. Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича.-М., Дрофа, 2000. С. 304

В итоге, природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, причем в разных его формах. Человек в процессе своей жизнедеятельности осваивает все многообразие природного не только в его конкретном содержании, но и во всей внутренней противоречивости, во всей гамме превращений материального в идеальное. Элемент природного универсален, он буквально пронизывает общественную жизнь. При этом природное не является инертным качеством, наоборот, оно, подчиняясь естественным законам мира, ни на йоту не отклоняясь от них, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.

Таким образом, общество -- это фрагмент природного бытия, особая форма природы, это бытие части природы, граненной временем и пространством.

Общественно-философская мысль России богата и самобытна. Она представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру. Особенно острым, разделившим мыслителей и исследователей на подчас непримиримые группы был и остается вопрос о самобытности российской цивилизации, об особенностях характера и направленности развития нашего общества.

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XVIII вв.

По мнению многих исследователей, формирование в России философии как самостоятельной, систематизированной области знания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала. Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов. Опираясь на эти произведения, некоторые представители русского духовенства, как отмечает исследователь русской философии Н. О. Лосский, «предпринимали попытки продолжить богословские и философские труды византийцев». К ним можно отнести киевского митрополита Илариона (XI в.). В «Слове о законе и благодати» он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. Русская земля включена Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати».
Древний идеал Святой Руси нашел свое новое развитие в период становления и укрепления Московского царства. Из курса истории вы знаете, что это было связано с падением Византийской империи. В сознании народа сложился взгляд на Московское государство как на наследника исторической роли Византии. Наиболее отчетливо идея «Москвы - Третьего Рима» была выражена в известных словах игумена псковского монастыря Филофея. Обращаясь к великому князю Василию III, Филофей писал: «...внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать».
С конца XVII в. началось постепенное обособление философии от богословия. В нового типа учебных заведениях - Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии в Москве - вводились самостоятельные философские курсы. Первыми преподавателями в Московской академии были братья Лихуды. Они реже, чем это было принято, обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали Аристотеля, Фому Аквинского, проявляли симпатии к католицизму. Это послужило поводом к закрытию философских классов, которые возобновили свою работу лишь через несколько лет и с другим составом преподавателей. Но стремление представить более широкий взгляд на мир, постепенно теснивший средневековую схоластику, сохранилось. Так, в академии учеников знакомили не только с системой мироздания Птолемея, но и с учением Коперника.
Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, включая духовную культуру. Одним из интеллектуальных центров стала «ученая дружина» Петра I. В нее входили такие самобытные мыслители и крупные общественные деятели, как Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Г. Посошков, А. Д. Кантемир.
Ф. Прокопович (1681-1736 гг.) начинал свою деятельность в качестве профессора, затем ректора Киево-Могилянской академии. В 1716 г. Петр I перевел его в Москву, где Прокопович занимал высокие церковные посты, стал руководителем Святейшего синода, создал свои главные философские труды. Его философские воззрения, достаточно противоречивые, содержали новые идеи и подходы. Исследователи считают, что этот мыслитель был одним из первых в России философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие. Познавать природу призваны практические науки, развитие которых, по мнению Прокоповича, надо всячески поощрять.
Имя В. Н. Татищева (1686-1750 гг.) хорошо знакомо всем, кто увлечен изучением отечественной истории. В своем труде «История Российская с самых древнейших времен» он впервые, активно используя летописи и документы, стремился подняться над фактологическим изложением событий, сделать широкие обобщения. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что, как вы знаете, весьма характерно для философов эпохи Просвещения. Бытие народов и культур он рассматривал по аналогии с жизнью отдельного человека: открывает историю человечества «младенческое состояние» общества, на смену которому приходит «юношество» (именно тогда возникла письменность). С принятием христианства человечество вступает в период «мужества». И наконец, наступает полная зрелость, проявлениями которой служат изобретательство, создание «вольных» (не опекаемых верой) наук, распространение «полезных книг».
А. Кантемир (1708-1744 гг.) начинал как сатирик. Его философско-сатирические стихи, притчи, басни получили похвальный отзыв Прокоповича. Среди широкого круга вопросов Кантемира особенно занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», - писал он. Следовательно, человек полностью ответствен за свои поступки. Кантемир не только создал самобытные произведения, но и проявил себя как талантливый переводчик. Он перевел на русский язык фрагменты из трудов многих античных и западноевропейских философов: Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.
В послепетровскую эпоху философская мысль получила дальнейшее развитие в трудах таких выдающихся мыслителей, как М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и А. Н. Радищев (1749-1802 гг.). Об их воззрениях и общественной деятельности вы многое узнали на уроках истории и литературы.
В заключение отметим, что одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, физики, истории, собственно философии. (Подумайте, почему физика и история изучались именно на философском факультете.) Этому факультету отводилась роль начальной двухгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета.



ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX в.

Как уже отмечалось, философия в качестве самостоятельной, систематизированной области знания сложилась в России в XIX в. Как и свойственно философскому знанию, в ней было множество течений, направлений. Не имея возможности даже бегло охарактеризовать все богатство философско-мировоззренческой мысли, коснемся лишь той проблемы, которая волновала все просвещенные русские умы того века, - это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе.
В известной мере у истоков не прекращающихся и по сей день споров о российском пути в мировой истории стоит один из наиболее ярких отечественных мыслителей П . Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) - автор знаменитых «Философических писем». Даже сегодня, по прошествии более полутора сотен лет, сказанное философом не воспринимается академически отстраненно: многое задевает чувства, вызывает восхищение или, напротив, пробуждает активное неприятие, желание спорить и опровергать. А уж бурная реакция современников на сочинения Чаадаева хорошо известна. Преобладали чувства возмущения, негодования, призывы подвергнуть автора общественному остракизму. Какие же идеи вызвали столь бурную реакцию?
Философ полагал, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей, - отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму.
Оценка места и роли России в мировом процессе в творчестве философа с годами менялась. В первом «Философическом письме» Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Событием, нарушившим единую с Европой линию развития, стало, по убеждению философа, принятие православия из рук дряхлеющей Византийской империи: «Провидение исключило нас из своего благодатного воздействия на человеческий разум... всецело предоставив нас самим себе». В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию: «Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».
После опубликования первого «Философического письма» Чаадаев высочайшим повелением был объявлен сумасшедшим.
Многие историки считают, что именно Чаадаев стоял у истоков западничества - одного из ведущих идейно-мировоззренческих направлений XIX в. Его основные установки разделяли А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Не менее известен и круг философов и писателей, развивавших идеи славянофильства: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы .
Из курса истории вы знаете, что славянофилы отстаивали идею самобытности России, ее принципиального отличия от Западной Европы; любые попытки направить ее развитие в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей. Западники, напротив, считали, что Россия, хотя и впитала в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является европейской страной и будущее ее - в развитии по западному пути.
Как просвещенный славянофил начинал свою творческую деятельность выдающийся русский философ В. С. Соловьев (1853-1900 гг.). В дальнейшем его взгляды претерпели глубокую эволюцию. Исходным понятием философского учения Соловьева является категория всеединства: смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом. Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.
Свой взгляд на исторический процесс философ высказал уже в ранних работах. Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир. Символ первой силы - один господин и масса рабов. Выражение второй силы - «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи». Эти силы постоянно противоборствуют (а не последовательно сменяют друг друга). Примирять их крайности, смягчать противоречия помогает третья сила - Россия. В дальнейшем Соловьев пересмотрел свою оценку западной цивилизации. В ней он увидел немало позитивных тенденций и считал, что они вместе с Россией олицетворяют положительную силу.
Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах: университетские курсы, научные трактаты, полемика в периодических изданиях. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения мы находим и в произведениях русской классической литературы. Особенно замечательно в этом отношении творчество Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Вот как писал о творчестве последнего философ Н. А. Бердяев: «Он был настоящим философом, величайшим русским философом... Творчество Достоевского бесконечно важно для философской антропологии, для философии истории, для философии религии, для нравственной философии».

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов. Среди них - Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.). Оформились различные философские течения (многие из них уходили своими корнями в предшествующий период): материалистическая марксистская философия, религиозный экзистенциализм, русский космизм и др.
В центре внимания многих мыслителей по-прежнему оставался вопрос о цивилизационной принадлежности России.
Остановимся более обстоятельно на одном из течений - евразийстве , идеи которого некоторые современные философы считают созвучными нашему времени. Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Язычество рядом сторонников этого направления рассматривалось как потенциально более близкое православию, чем другие христианские исповедания. В антизападных настроениях евразийцев можно увидеть влияние идей славянофильства.
Многие русские философы критически отнеслись к новому течению, отвергая не только философско-исторические, но и политические позиции евразийцев, принимавших идею неограниченной власти одной строго дисциплинированной и идейно монолитной партии. Антизападные настроения сближали евразийцев со славянофилами, однако критики евразийства считали это сходство чисто внешним. Новая идеология расценивалась как шаг назад: церковный и вселенский тип русской идеи подменялся борьбой за преобладание определенного «культурного типа» общества.
Н. А. Бердяев отмечал, что политические взгляды евразийцев привели их к «своеобразной утопии идеальной диктатуры». Сам философ, как и его предшественник В. Соловьев, исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Однако не гармоническое соединение различных начал видел Бердяев в российском обществе. Напротив, Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство проявляется в «поляризации русской души», в культурном расколе общества (традиционная культура низших классов и европейская - высших слоев), в колебаниях внутренней политики (периоды реформ почти всегда сменяются реакцией и застоем), в противоречиях внешней политики (от союза с Западом до противостояния ему). «Историческая судьба русского народа, - писал Бердяев, - была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение типа цивилизации».
В советский период в социальной философии и исторической науке утвердился в достаточно догматическом виде марксистский формационный подход. В учебниках и научных изданиях проводилась мысль о том, что наше общество, как и другие страны и народы, движется по определенным ступеням общественного прогресса, одна формация сменяется другой - более развитой. С этих позиций противопоставление нашей страны какой-либо другой группе стран беспочвенно, поскольку все в конечном счете идут одной исторической дорогой (при этом определенная специфика, присущая стране или региону, не отрицалась). Главное отличие нашего государства, по мнению советских исследователей, состояло в том, что оно уже поднялось на новую, более высокую ступень развития (другим еще только предстояло это восхождение) и своим созидательным трудом прокладывает дорогу в будущее всему человечеству.
Ликвидация на рубеже 80-90-х гг. XX в. марксистского идеологического монополизма в отечественном обществознании, восстановление плюрализма подходов и оценок привели к критике формационной модели общества и усилению внимания к цивилизационному подходу, предполагающему большее внимание к анализу проявлений особенного, прежде всего в культурно-духовной сфере.
Вновь возникли споры о цивилизационной принадлежности России.
Одни исследователи считают, что Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества.
Другие полагают, что Россия представляет собой вариант западной (индустриальной) цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.
Немало и тех, кто отстаивает несводимость российского общества к какому-либо цивилизационному типу развития. Это диктует особый, третий путь дальнейшего развития.
Поэт В. Я. Брюсов писал:

Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?

Прошли многие десятилетия с того момента, когда родились эти строки. Однако мы снова решаем тот же самый вопрос.
Основные понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство.
Термины: деизм, культурный тип.

Проверьте себя

1) Чем характеризовалась русская философская мысль XI-XVIII вв.? 2) Какое место занимала философия в первых учебных заведениях России? 3) Охарактеризуйте философские взгляды П. Чаадаева на роль России в мировом культурно-историческом процессе. Покажите их трансформацию. 4) Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов. 5) Каким видел общественно-исторический процесс В. Соловьев? 6) Что отличало взгляды евразийцев на путь исторического развития России? 7) Как оценивал роль и место России в мировом культурно-историческом развитии Н. Бердяев? 8) Чем характеризуются современные философские взгляды на проблему цивилизационной принадлежности России?

1. А. Кантемир выделял в философии четыре части: словесницу (логику), естественницу (физику), преемственность (метафизику, знание о сверхъестественном), этику (нравственность).
Как в этом подходе отразились представления о философии эпохи раннего Нового времени? Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, что из названного вы бы оставили в составе философии, а что исключили? Почему?
2. Выстраивая свою философскую концепцию природы, М. Ломоносов в качестве первокирпичиков мироздания рассматривал «нечувствительные частицы», существующие в двух формах: элементах - мельчайших неделимых первочастицах и корпускулах - ассоциациях (соединениях) элементарных частиц. При этом ученый подчеркивал, что, хотя элементы и корпускулы недоступны зрению, они существуют реально и вполне познаваемы.
Можно ли эти представления считать предвосхищением открытия в последующие столетия атома и молекулы? Обоснуйте свой вывод, привлекая знания, полученные на уроках физики и химии.
3. Прочитайте два фрагмента, принадлежащие перу известных философов и публицистов XIX в.
«Почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди все были на него похожи... Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и, чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и потому тем менее бывает собой доволен».
«Чрезмерным развитием личной энергии, железною стойкостью лица, его стремлением к свободе, его щепетильным и ревностным охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода похвалиться... В нас аппетиты бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться, с целью удовлетворить их, бороться с препятствиями, отстаивать себя и свою мысль... Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, на всеобщее равнодушие и безучастие ко всякому доброму и полезному делу».
Определите, сторонником какого из направлений - западничества или славянофильства - является каждый из авторов. Обоснуйте свои выводы.
4. Нередко бывало, что философия и занятия ею рассматривались властями как источник излишнего вольнодумства, расшатывающего устои государственности и нравственности. Какие примеры притеснений и гонений на неугодных мыслителей содержатся в этом параграфе? Приведите, опираясь на знания из курса истории, другие примеры из этого ряда.
5. Современный российский философ пишет, что вопрос об этой идее, выдвинутой в 20-е гг. минувшего века, «требует специального рассмотрения, возрождения ее в новом качестве с ясным пониманием тех стабилизирующих возможностей, которые в ней содержатся... Огромная роль должна быть уделена проникновению русской и исламской культур. Заметим, что нам легче находить общий язык с традиционным исламом, чем с «латинским христианством».
О какой идее идет речь? Разделяете ли вы последний тезис автора?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги философа Н. О. Лосского (1870-1965 гг.) «История русской философии».

Предмет философии.

Философия

Предмет философии

По количеству признаваемых первоначал

· Монизм (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.)

· Дуализм (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.)

· Плюрализм (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.)

По качеству признаваемых первоначал

· Материализм (материя первична, дух вторичен)

· Идеализм (дух первичен, материя вторична)

o Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания

o Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я»

По методу познания

  • Эмпиризм (опирается на чувственный опыт – факты, наблюдения, эксперименты)
  • Рационализм (опирается на разум – аксиомы, доказательства, теоремы)
  • Иррационализм (опирается на «сверхразумные» источники познания – интуицию, откровение, озарение)

По пониманию Бога

  • Теизм (Бог как личность)
  • Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания)
  • Пантеизм («Бог во всем»)
  • Атеизм (Бог – фикция)

По характеру философской системы

  • Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности)
  • Диалектика – отыскание истины в столкновении противоположностей (попытка постичь мир в его развитии и противоречивости)

Функции философии.

Разные исследователи выделяют разные функции философии. Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая – заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами философские концепции отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая – состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. Функции философии во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Гуманистическая – проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая – заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая – формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая – относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании

Жизнь и учение Конфуция.

Конфуций жил с 552 по 479 годы до нашей эры. Он родился (скорее всего) в аристократической семье. Это было время, которое получило название «период весны и осени» . Патриархальная власть императора сдавала свои позиции, а на ее место пришло властвование правителей отдельных царств. Отцом Конфуция был 63-летний чиновник Шу Лянхэ, а матерью 17-летняя наложница Янь Чженцзай. Очень скоро отец скончался и мат во избежание гнева законной супруги покинула дом вместе с сыном. Мальчик с детства много работал, жил в бедности и нужде. К нему очень рано пришло осознание того, как важно быть культурным и образованным человеком. Конфуций много времени тратил на самообразование и размышления. В молодые годы он служил министром юстиции в царстве Лу. Эта была эпоха перемен.

Имя мыслителя звучит как Кун Фу-цзы (Мастер Кун). Латинскую форму Конфуциус ввели миссионеры-иезуиты в XVI веке. Это имя со временем преобразовалось в Конфуций, а учение получило название конфуцианство.

Конфуций был основателем философской школы рю (цзю) – «моралисты, ученые». Основой построения совершенного общества, по его мнению, была гуманность (чжэн или рен). Важное место в общественном устройстве занимали концепция ли – выполнение ритуалов и обрядов, и ци – соблюдение нравственных норм в повседневной жизни. В качестве примера и эталона Конфуций приводил истинного джентльмена, высокоморального человека, который всегда поступает так, как считает нужным, независимо от обстоятельств и последствий. В основу конфуцианства легло почитание древней мудрости. Наблюдая за раздором и междоусобицами, которые царили тогда в Китае, философ обратил свой взгляд в глубину веков, когда были мир и гармония. Мечтой Конфуция было восстановить принципы правления, которыми руководствовались императоры Вень и Ву.

Тянь (небеса) Конфуций называл главной духовной целью человека. Основной задачей правителя (тяньцзы – «сын неба») было поддержание порядка. Свое учение он считал небесным, так как человек всегда должен стремиться к гармонии со вселенной. Но самое главное – это осознать свою цель и стремиться к ее достижению.

«Луньюй» - «беседы и суждения» - сборник наставлений и рассуждений на тему нравственности и общества. Это своеобразный кодекс поведения идеального человека. По одной из версий автором этой книги был сам Конфуций, по другой – его последователи. Повествование ведется в виде наставлений Мастера своим ученикам. Термин чжен – «человечный, гуманный».

Конфуций делит людей на три категории:

1. шень-рен – мудрец;

1. цзюнь-цзы – благородный человек, во всем следующий истине;

2. cяо-рен – «маленький человек», живущий не думая о моральных ценностях.

Сократ, его жизнь и учение.

Сократ - (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода (Майевтика).

Цель философии Сократа - самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на досократовскую и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 веков к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 века - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина. В конце жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

§ необходимостью каждому “познать самого себя”

§ “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке - методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, - это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле - знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше - к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Философия Г. В. Ф. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.

Создал систематическую теорию диалектики - науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления - главный системообразующий принцип в философии

Г. В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мира - Абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) - безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания.

Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие диалектики Г. В.Ф. Гегеля - развитие как характеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития заключается в:

1) сверхвременном движении абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие - ничто - становление; качество - количество - мера; сущность - явление - действительность - понятие - объект - идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружении себя в природу - в состояние инобытия и возвращение в себя через воплощение в человеке в формах психической деятельности (в мышлении, в осознании себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальном «объективном духе» (право, мораль и нравственность - семья, гражданское общество, государство) и «абсолютном духе» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие по И. Канту - внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем Г. В.Ф. в новых трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». (Основатель теории противоречия - Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.) Противоречие пронизывает всю философию Г. В.Ф. Гегеля.

Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себп и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История - «прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Осуществление буржуазно-демократических требований Г. В.Ф. Гегель видел в компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии.

Философия Л. Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

большой интерес к социально-политическим вопросам;

убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Предмет философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство

Основные философские направления.

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И СУЩНОСТЬ.

1. Мировоззренческая природа философии.

2. Философия как сфера культуры. Соотношение философии с наукой, религией и искусством.

3. Предмет и структура философии.

1.В глубокой древности в течение примерно 200 лет (между 8 и 6 веками до Р.Х.)в трех регионах нашей планеты -Индии, Китае и Греции - зарождается, по-видимому независимо друг от друга, то,что древние эллины назвали философией - любовью к мудрости. За прошедшие с той поры более чем две с половиной тысячи лет философия стала неотъемлемой частью культуры человека. Как рождалась и развивалась философия, какой вклад в сокровищницу философских свершений внесли представители разных цивилизаций и народов будет рассмотрено в следующей лекции, а сейчас сосредоточим внимание на самой природе философии.

Итак, термин “философия” дословно означает любовь к мудрости, соответственно,философ -это мудрец, если точнее- друг мудрости. Мудрость всегда людьми увязывалась со знаниями. И не просто с многознанием. Как сказал один из первых греческих философов Гераклит Эфесский (540-480 до Р.Х.): “Многознание уму не научает “. Мудрое знание- это особое знание: не внешних явлений, но внутренней сущности вещей. Древние говорили - “природы вещей”, имея в виду не конкретность вещи, а то общее, что присуще всем вещам. Философия начинается с первичной интуиции о всеединстве природы вещей. Тот же Гераклит считает: ” мудрость в том,чтобы знать все как одно”.

Что же собой представляют все вещи в своей всеобщности, целостности? Можно ответить- всю действительность,весь мир, мироздание: древние греки говорили- космос. Выстраивая свое понимание природы мироздания, философия не могла вынести за скобки рассмотрение живущего в этом мире человека, постигающего, оценивающего, изменяющего мир, принимающего или отрицающего этот мир. Не только вопрос о том, что такое мир, откуда и куда он идет,но и вопрос

Об отношении человека к миру становится предметом философских раздумий, как и вопрос о сущности самого человека - опять таки, кто он, откуда и куда идет. Понимание мира также постепенно усложняется, охватывая уже не только мир природы, но и,созданный людьми,мир культуры.

Философское понимание мира отличается обобщенным и целостным характером.Содержательным его ядром будет построение целостной картины мира и определение места человека в мире. Для обозначения этого ядра употребляется термин “мировоззрение “.

Рассмотрим попристальнее это понятие. Живая связь человека с миром, его мироотношение может осуществляться различным образом. Так, имея в виду каналы чувственного контакта человека с миром,можно говорить о мироощущении, миросозерцании, мировосприятии, благодаря которым в человеческом сознании строится чувственно -пространственная картина мира.Но, опираясь только на чувственную наглядность, нельзя проникнуть за пределы видимого, разглядеть внутреннюю, глубинную природу вещей,в конечном счете - сущность мира. Здесь в свои права вступает разум, логическое мышление,на базе которого складывается то,что можно назвать миропониманием. Философская рефлексия,рациональное постижение сущности явлений в эллинско - европейской традиции фактически становится ведущим способом философствования. Но, говоря о мировоззрении, мы имеем дело с более емким и сложным понятием.

Мировоззрение представляет собой синтезирующую форму мироотношения, включающую в себя рациональный и эмоциональный,познавательный и оценочный срезы сознания. Мировоззрение включает в себя определенную картину мира в его целостности. Она может быть логически выстроена, а может базироваться на умозрении, своеобразном сплаве разумности и наглядности,своего рода видении умом. Так древнегреческий мыслитель Демокрит (460-370 до Р.Х.) увидел свои невидимые глазу атомы - неделимые частицы материи, первокирпичики вселенной. Истолкование мира может быть и образно-символическим, метафорическим в мировоззрении,к примеру, мифологическом или художественном. Не менее важна для мировоззрения позиция человека,толкующего мир, его отношение к миру, оценка мира через призму ценностных оппозиций “добро - зло “, “польза - вред “, “красота -безобразие “, “справедливость - несправедливость “ , в соответствии с чем формируются нравственные,прагматические,эстетические, социально- политические компоненты мировоззрения. Особое место в мировоззрении занимают и религиозные представления. Отношение человека к миру несет в себе мощный эмоциональный заряд. Огромную роль в мировоззрении играют такие чувства, как любовь,надежда, вера. Впрочем, мировоззрение может быть окрашено и нигилизмом, отчаянием, ненавистью. Наконец, мировоззрение содержит важнейший смысложизненный аспект, представления о счастье и других целях жизненного пути.

Необходимо учесть, что понятие “ человек “,которым мы оперировали до сих пор,говоря о мировоззрении употреблялось в собирательно смысле и вполне может быть заменено понятием “субъект”. Носителем мировоззрения может выступать как индивидуальный, так и коллективный субъект, т.е. как отдельная личность, так и различные группы людей. Понятие “мир” (“мироздание”) заменимо в свою очередь понятием “объект” .Таким образом, мировоззрение всегда представляет собой встречу субъекта и объекта, где ни одна из сторон не может быть изъята, сколь бы субъективистски или объективистски ни было оно сакцентировано.

Итак, мировоззрение - это система представлений человека (или социальной группы) о действительности (природной, социальной, культурной), о мире сверхъестественного и о самом человеке, их взаимоотношениях, а также связанные с этими представлениями ценностные ориентации, идеалы, убеждения, жизненные позиции, эмоции.

Диапазон мировоззренческих явлений довольно широк. Как уже можно было увидеть, помимо философии к ним относятся и мифология, религия, искусство. Что же отличает собственно философское мировоззрение? Весьма распространено мнение, что философское мировоззрение есть теоретический уровень мировоззрения. В философии видят при этом предельный уровень рационализации всех мировоззренческих аспектов. Такая точка зрения была бы справедлива, и то лишь отчасти, если отождествить философию с западноевропейской ее моделью. Отчасти, потому, что и в истории Европы были фигуры мощного философского звучания весьма далекие от теоретизирования и рационалистичности. Упомянем в этом свете двух великих немцев Якоба Бёме (1575-1624) и Фридриха Ницше(1844-1900). Еще менее эти признаки присущи многим (если не большинству) школам индийской и китайской философии, раннехристианской философии, течению суфизма в мусульманской философии. Отметим, что и своеобычное лицо русской философии тоже прорисовывается отнюдь не теоретико-рационалистической линией. От других мировоззренческих форм философия - во всех своих ипостасях - отличается степенью осознания коренных мировоззренческих проблем.

Мировоззрение начинается, как показал замечательный русский философ Алексей Федорович Лосев (1893-1988), уже на уровне здравого смысла, который делает первые шаги к осознанию вечных для человечества вопросов - смысл жизни и смерти, сущность бытия и небытия, природа мира и человека. Мифологии, религия, искусство предлагают свои варианты интерпретации этих проблем, демонстрируя большую глубину проникновения в них, как и специфический для каждого случая ракурс их освещения. Философия, наконец, характеризуется наивысшей полнотой и глубиной осознания всего спектра мировоззренческих проблем.

Осознание это действительно может осуществляться на пути создания логически строгих и стройных теоретических систем, как например, у великих систематизаторов философии грека Аристотеля (384-322 до Р.Х.) и немца Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), но может идти и иными путями: интуитивного озарения, как у немецкого мистика Майстера Экхарта (1260-1327) и мудрецов дзен (японского варианта буддизма), метафорического заклинания смыслов, как в позднем творчестве упоминавшегося Ницше, раскаленной эмоциональности и вдохновенного простословия нравственной проповеди Льва Николаевича Толстого (1828-1910) и многими другими. Но даже в самых абстрактных, казалось бы предельно затеоретизированных философских творениях, не говоря уже обо всех остальных, отчетливо просвечивает то, что видный американский психолог и философ Уильям Джемс (1842-1910) назвал “интеллектуальным темпераментом ”. Он, в частности, проявляется в духе оптимизма или пессимизма, почти всегда оттеняющего философские истолкования мира и человека; в энергии убежденности в истинности отстаиваемых позиций; наконец, в могучем волевом импульсе, буквально пронизывающем творчество великих мыслителей. Мощная заряженность этим темпераментом явственно ощутима не только в книгах панморалиста Льва Толстого, но и в панлогизме “сумрачного германского гения“ Гегеля, особенно в его произведении “Феноменология духа“ .

И в заключение раздела о наиболее важном! В самом основании философского мировоззрения как такового всегда лежит выбор непроверяемых логикой исходных интуиции. Такие интуиции могут апеллировать, например, к идеальному или материальному в трактовке первоосновы мира, что вызывает к жизни мировоззренческие ориентации идеализма и материализма.

Так или иначе, именно сгущенность, концентрированность,интенсивность разработки всего диапазона мировоззренческих посылок является родовым признаком философии. Отталкиваясь от него, займемся теперь выяснением места философии в ряду сограничных сфер культуры - науки, религии и искусства.

2. В новоевропейской философии, начиная с английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626) и вплоть до наших дней, существует устойчивая тенденция к отождествлению философии с наукой. Основную задачу философии при этом видят в познании законов природы через обобщение данных, полученных опытным путем, так что от других наук она отличается лишь наиболее высокой степенью общности выводов. Обедненность такого подхода по отношению к универсальности исходной сути философии вполне очевидна. Ведь философия не может быть сведена к чистому познанию, какое представляет из себя наука,покуда остается жизнеспособным ее мировоззренческое ядро.

Как и наука, философия нацелена на поиск истины, но научная истина - конкретная и объективная - нечто иное нежели истина, которой вожделеют философы, разгадка тайны мироздания и смысла человеческого существования в их непосредственном целостном единстве, единстве субъекта и объекта. В мировоззренческом плане объект не может быть разделен с субъектом, тогда как при строгом научном подходе, особенно в рамках классической науки, все притязания субъекта должны быть проигнорированы.

Наука по природе своей экстравертна, т.е. обращена во вне субъекта,на постижение внешних объектов. Даже в тех случаях, когда предметом научного исследования становится какая-то грань самого субъекта, скажем, человеческая психика, она с необходимостью рассматривается наукой в объективированном виде. Естественно, наука может вносить свою лепту в формирование мировоззрения в той мере, в какой полученные ею знания об объектах действительности могут быть встроены в целостную, назовем ее философской, картину мира. Но у каждой из них - науки и философии - своя специфика: у первой, тяготеющая к чистой объективности, у второй - субъект -объектной мировоззренческой целостности.

Последовательная попытка создания чисто научной философии с железной необходимостью изгоняет из философии мировоззренческое начало. Такой подход типичен для весьма популярного на Западе позитивизма, прошедшего в своем развитии за последние полтораста лет ряд стадий. Философия, согласно позитивистам, не имеет собственного предмета исследования ни в природе, ни в обществе. Она занимается лишь вопросами научной методологии. Таким образом, на долю философии выпадает чисто служебная, прикладная по отношению к науке роль - она решает задачу методологического обеспечения науки и только.

Другой пример отождествления философии с наукой демонстрирует марксизм, который декларирует научность своего философского мировоззрения, а именно -объективную истинность предлагаемого им решения всех мировоззренческих вопросов. Такой подход в своем последовательном воплощении привел к созданию догматического канона, фактически умертвившего саму свободу мысли, без которой невозможна философия, сделавшего неосуществимым свободный поиск истины.

Превращая философию в часть “общепартийного дела “, забывали о том, что философия -это не просто любовь к истине, но - к истине - процессу, а не упоение обладанием раз и навсегда данной истиной.

Если позитивизм удаляет из философии мировоззрение, то марксизм в пределах своей философской доктрины отождествляет мировоззрение с наукой. В условиях превращения марксизма в государственную идеологию СССР это самым плачевным образом сказывалось и на советской философии, и на советской науке. Для философии безальтернативность развития проявилась в ее замороженном на долгие годы состоянии - она оказалась вырвана из современного контекста мировой философской культуры, лишена возможности свободной циркуляции идей, у ней были обрублены преемственные связи с самыми плодотворными традициями русской философской мысли. Для науки расхождение с мировоззренческими догмами оборачивалось закрытием научных направлений и даже целых областей знания, а равно и прямыми репрессиями против ученых их представлявших. Вспомним историю с объявлением “лженауками” генетики и кибернетики в годы сталинизма. Да и в последующие годы наука продолжала оставаться под идеологическим прессом. Так были подвергнуты официозной обструкции взгляды выдающегося русского ученого Льва Николаевича Гумилева (1912 -1992) ,создателя оригинальной концепции этногенеза, как не соответствующие марксистским представлениям о ходе исторического развития.

Возвращаясь к вопросу о границах между наукой и мировоззрением, наукой и философией,отметим их определенную относительность, их частичную проницаемость. Связано это со сложной структурой самой научной сферы,где имеются науки далеко отстоящие от философии и приближающиеся по кругу интересов к ней, где на ряду с частными науками существуют и науки фундаментальные, на ряду с естествознанием - гуманитарное знание, наконец, науки обществоведческого цикла.

В последних случаях можно нередко встретить использование мировоззренческих обобщений. Порой при знакомстве с научными трудами возникает эффект их яркой философичности.Секрет ее кроется не в особенностях этих наук, а в силе мысли ученых,способных,отталкиваясь от результатов научных изысканий, достичь принципиально нового уровня не просто научных, но уже сверхнаучных обобщений,и тем самым выйти за пределы чисто научного познания в сферу философии.Назовем в этом ряду русского биохимика Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), одного из создателей философской концепции антропокосмизма,и русского литературоведа Михаила Михайловича Бахтина(1895-1975), разработавшего своеобразную концепцию философии культуры. Эти имена принадлежат не только истории науки,но и истории философии.

Обратимся теперь к вопросу о соотношении философии и религии. Сразу же отметим, обозначить границу между ними труднее, чем в предыдущем случае, уже в силу того, что религия по сути своей,как и философия, есть мировоззрение. Довольно часто основное отличие между философией и религией видят в том, что философия -это якобы чисто рационализированное мировоззрение,где все выводы теоретически обосновываются,доказываются, в то время как религия -это иррациональное мировоззрение, базирующееся на слепой вере,не требующей никаких доказательств.Но дело в том,что существует довольно много проявлений философии,в том числе вполне антирелигиозных, последовательно иррациональных как по содержанию,так и по форме. С другой стороны, существует пограничная область,примыкающая и к религиозному, и к философскому сознанию,а именно - теология (богословие) , которая допускает применение логических процедур для выведения своих доктрин.

Что касается феномена веры, то надо признать, что первичные интуиции философии, как впрочем и первичные научные интуиции, например, в математике или физике,имеют весьма схожую с верой природу, так что вполне оправдано употребление в качестве их синонимов понятий -”философская вера “ и “научная вера “ . Все дело заключается в предмете этой веры. Исходные интуиции науки всегда нацелены на объект, философии - на соотношение субъекта и объекта, тогда как религиозная вера обращена к абсолютизированному субъекту - высшему существу - Богу / или божествам/. В религиозной вере человек ощущает свою живую непосредственную связь с этой сверхъестественной силой. В различных религиях эта связь может трактоваться по-разному - от полной зависимости, абсолютного подчинения до свободного слияния в высшем единстве, но в любой религии мы встречаем отношение субъекта к Субъекту. Религия в этом смысле прямо противоположна науке, поскольку полностью отвернута от объекта, т. е. интровертна, обращена вовнутрь субъекта, к его душе.

Видимый мир в религиозном сознании своим основанием имеет мир незримый, действия добрых и злых божеств, в монотеизме - целеполагающую активность Творца. Глубинная природа религиозного сознания, по словам немецкого мыслителя Вильгельма Дильтея (1833-1911), основана « на молитвенном, жертвенном общении с высшими существами, свойства которых определяются из сущности отношения к ним человеческой души ». Всецелая субъективированность религиозного мировоззрения обозначает грань между религией и философией. Последняя, даже на уровне систем религиозной философии, не замыкается на субъекте, но прослеживает многоразличные варианты, мотивы, стороны субъект- объектных отношений. Правда, философия с той же активностью может заняться и осознанием субъект- субъектных отношений, в том числе системы отношений « человек - Бог », но это будет именно осознанием (во всем диапазоне возможностей сознания эмоционально-волевых, интуитивных, мыслительных), в то время как для религии важна только вера - откровение, мистический контакт человеческой души с потусторонними, трансцендентными духовными силами.

Наиболее близкой к философии сферой культуры выступает искусство, ибо помимо философии только искусству доступно обращение к субъекту и объекту в их непосредственном целостном единстве. Но в отличие от философии искусство акцентирует свое внимание не на всеобъемлющей картине мира в субъективных и объективных ее параметрах, а на выписывании живых конкретных деталей этой картины, запечатлении и озвучании всего спектра взаимоотношений человека и мира, где общее просвечивает в единично неповторимом.

Если выше говорилось об ученых-философах, с еще большим основанием можно сказать о философах творцах искусства. Очень часто к примеру, рассуждают о философичности музыки Иоганна Себастьяна Баха. Действительно, в мощном звучании его органных произведений слышится гимн воле Творца и Человеку-творцу, прорисовываются могучие контуры мироздания и титаническая фигура человека равномасштабного этому мирозданию. Пронизано болезненно-острым поиском ответов на коренные смысложизненные вопросы позднее творчество русского художника Николая Николаевича Ге, с его гениальными картинами на евангельские сюжеты: « Что есть истина? », « Распятие », « Голгофа ». Конечно же, последовательнее всего философичность искусства претворяется в литературе, оперирующей тем же средством, что и философия - словом. Реже - в лирике, например, в поэзии Федора Ивановича Тютчева или Николая Алексеевича Заболоцкого, чаще в драматургии и прозе. Именно писатели-мыслители являются, как правило, ключевыми фигурами национальных культур: Уильям Шекспир в Англии, Иоган Вольфганович Гете в Германии, Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой в России. При этом мощные мировоззренческие, по сути дела философские обобщения достигаются средствами чисто художественными, без заметного обращения к собственно философской терминологии и аргументации.

О философичности искусства рассуждал еще Аристотель в своей « Поэтике »: « поэзия философичнее и серьезнее истории - ибо поэзия больше говорит об общем, история - о единичном ». Но если проанализировать самый характер такой философичности, как раз и прояснится черта, разграничивающая философию и искусство. В двуединстве содержания и формы особая значимость в искусстве придается форме, ее эстетической выразительности, вплоть до возможности абсолютизации формотворчества при минимализации содержания. В философии всегда и везде несомненен приоритет содержания. В этом плане философичность, как акцентуация общего, мировоззренческого содержания прямо оппонирует эстетизму формального принципа. Художники-философы - далеко не самые гармоничные фигуры истории искусства. Иван Алексеевич Бунин, в своем рафинированном эстетизме, ужасался вульгарности языка и хаотичности построения романов Достоевского, и многие страницы произведений Льва Толстого, перед которым он преклонялся, готов был переписать заново. Дело в том, что напряженный смысложизненный поиск этих гениев порождает художественно-философское мировоззрение такой духовной силы, которая буквально разрывает узкие рамки формальной красоты. Содержание здесь явно перерастает форму, обобщение доминирует над конкретностью, в результате чего и возникает эффект « философичности искусства», а в Самых высоких образцах - философствования посредством искусства.

Принципиальное сходство философии и искусства можно увидеть и в отчетливо личностном их характере. Философский текст, как и произведение искусства, всегда несет в себе отпечаток личности своего творца. Правда, следует оговориться, что это личностное начало очень ярко представлено в европейской, в том числе русской, и зрелой античной философии, в меньшей степени в китайской, и едва различимо в индийской философии.

Личностный характер философствования находит творческое воплощение в уникальности философского высказывания, философского текста. По интенсивности творческого начала философия вообще сопоставима только с искусством. В отличие от науки, которая развивается поступательно, так что новая теория вбирает в себя старую в виде частного случая или же упраздняет ее, в философии, как и в искусстве, каждое новое свершение ничуть не умаляет предыдущие, но становится рядом с ними в духовной сокровищнице человечества. Облик философии, как и искусства, определяют гении, а не эпигоны. Как и творения гениев искусства, творения гениев философии грека Платона (427-347 до Р.Х.) и римлянина Марка Аврелия (121-180 после Р.Х.), раннехристианского мыслителя святого Августина Блаженного (354-430) и византийца святого Григория Паламы (1296-1359), француза Рене Декарта (1596-1650) и нидерландского еврея Баруха Спинозы (1632-1677), украинца Григория Сковороды (1722-1794) и англичанина Дэвида Юма (1711-1776), датчанина Серена Къеркегора (1813-1855) и русского Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) равнозначимы в благодарном восприятии тех, кто способен их оценить. Аналогично статусу искусства статус философии подразумевает принципиальную плюралистичность, т. е. сосуществование многоразличных мировоззренческих построений в общекультурном контексте, множественность возможных подходов к пониманию основных философских вопросов о смысле жизни и сущности бытия, о свободе воли и соотношении добра и зла, о природе красоты и предназначении человека.

В заключение сопоставления философии с наукой, религией и искусством затронем вопрос о языке философии. У философии, как и у любых наук, есть своя специфическая терминология. Но, если употребление терминов в рамках определенной науки носит, как правило, устойчивый, общезначимый характер, то для крупных философов типичен свой собственный подход к трактовке распространенных философских понятий. Если сравнить истолкование таких ключевых для философии терминов, как « бытие », « субстанция », « свобода », « истина », « опыт » ведущими философами от древности до наших дней, то легко убедиться сколь существенно они разнятся. Именно поэтому никакие учебники по философии и даже философские словари, в принципе, не могут передать реальной многоликости философии (хотя бы и в чисто терминологическом плане), всегда осуществляя более или менее пристрастный отбор и акцентировку материала. Единственный путь постижения философии лежит через приобщение к ее первоисточникам. Учебники же призваны дать ориентиры, направления этому пути.

Если для науки основными являются понятийно-логические языковые формы, а для искусства - язык художественных образов - метафор, аллегорий, символов, то философия вполне успешно пользуется всеми этими языковыми средствами. Добавим к этому, что и язык мистической символики и притчевых парабол характерный для религиозного сознания вполне приемлем и в философии. Наконец, глубочайшие философские идеи порой высказывались на самом обычном, житейском, разговорном языке. Такая языковая гибкость и многомерность ярко представлена в творчестве многих видных философов. Так в произведениях древнегреческого классика Платона органично соседствуют диалектика понятий и образность мифотворчества, а два с лишним тысячелетия спустя нечто подобное мы находим в книгах Фридриха Ницше.

Нельзя не упомянуть и о жанровом многоцветии философии. Наряду с жанрами разработанными в лоне самой философии - сократический диалог, трактат, размышления, эссе (опыт), беседа, афористика, она свободно обращается и к религиозным жанрам - проповедь и медитация, к религиозно-литературным - исповедь и притча, к собственно литературным - роман, новелла, драма. Ряд выдающихся философов блестяще проявили себя в этих несхожих жанрах. К примеру, француз кие мыслители Дени Дидро (1713-1784) и Жан-Поль Сартр (1905-1980) писали не только теоретические трактаты, но и романы, новеллы, драмы, причем в художественных произведениях выражали подчас свои философские идеи ярче и убедительнее (романы Дидро « Жак-фаталист и его хозяин », Сартра « Тошнота », драма последнего « Дьявол и Господь Бог »). Наконец самые распространенные жанры современной науки - монография и статья, выросшие в свою очередь из первичного философского жанра - трактат, также широко применяются в философии, особенно в ее наукообразных формах.

3. В подходах к выделению предмета философии в полной мере сказывается ее многоликость. Выберем в качестве примеров несколько подходов уже упоминавшихся философов. Для Платона предметом философии будет вечное, непреходящее, являющееся первоосновой мироздания (в его понимании это « эйдос » - идея); для святого Августина - « любовь к Богу, который и есть мудрость »; для Френсиса Бэкона - метод научного познания; для Владимира Соловьева - всеединство блага, истины, красоты и Софии, божьей премудрости. Добавим к этому взгляд на предмет философии эллина Эпикура (341-270 до Р.Х.) - путь достижения счастья, и немца Иммануила Канта (1724-1804) - критика познавательных способностей субъекта. Примеры можно множить и множить, но результат будет тот же - разительная несхожесть формулировок.

Возникает вопрос, а что же есть общего у всех этих авторов, что же обязывает нас объединять их всех « по ведомству » философии? Вопрос этот снимается сам собой, если посмотреть на весь круг проблем, интересовавших этих мыслителей, ибо тогда выяснится, что границы этого круга примерно одинаковы для каждого. Различная трактовка предмета философии различными философами является свидетельством того, что в рамках упомянутого круга тот или иной философ выделяет одну из проблем (иногда группу проблем) как главную, отправную, от решения которой зависит решение всех остальных проблем. Конечно же, каждый самобытный философ предлагает свои собственные, оригинальные решения. Но относительная устойчивость ареала компонентов философского интереса позволяет сделать вывод о необходимости осознания предмета философии как общекультурной целостности. В этом случае вопрос о предмете философии оказывается тождественным вопросу о ее структурированности.

Зрелые формы философии вызвали к жизни процесс ее внутренней дифференциации, выделения особых философских дисциплин со своим предметом и способом рассмотрения. К основным структурным компонентам философии относятся: онтология - учение о бытии, о первоосновах всего сущего и наиболее общих сущностях; теология - учение о существовании и сущности Бога; философская антропология - учение о сущности и природе человека, охватывающее реальное существование человека во всей его полноте, определяющее место человека в мире и его отношение к миру. В классической философской традиции, начиная с поздней античности, а особенно в средние века, эти три области философии объединялись понятием « метафизика ». При этом метафизика интерпретировалась как « первофилософия », в которой коренятся все основные философские дисциплины, исследующие все существующее как таковое.

В структуре философии далее вычленяются следующие разделы: гносеология (теория познания) - исследование природы познания и его возможностей; социальная философия (общая социология) - учение о всей совокупности общественных явлений, о функционировании, развитии и взаимодействии социальных общностей различного типа; историософия (философия истории) - философское истолкование и оценка исторического процесса. Неотъемлемыми гранями философской культуры издревле выступают такие дисциплины, как логика - учение о правильном (корректном) мышлении, о способах постижения истины мышлением; этика - учение о морали, нравственности, о правильном (добродетельном) поведении; эстетика - философия красоты и философия искусства, основанных на правильном (способном оценить красоту) восприятии. Философское осмысление конкретных сфер социальной жизни породило в структуре философских знаний специальные образования - философию культуры, философию религии, философию права, политическую философию, философию науки, философию экономики, философию техники.

Наконец, последним по счету, но не по значению назовем методологический срез философского сознания, без которого философии просто не существует. Методология есть учение о философском методе как самом способе философствования, принципах построения и обоснования философских концепций. Наиболее распространенным общефилософским методом в истории философии был диалектический метод. В современных условиях на первый план все чаще выходит феноменологический метод.

Представленная структура философии довольно точно описывает круг проблем, которыми она занимается, тем самым определяя границы предмета философии. Естественно, что личностные инварианты философских построений почти никогда не несут в себе всей, описанной выше, структурной полноты. Такие фигуры, как Гегель, в наследии которого присутствуют едва ли не все перечисленные компоненты философской специализации, скорее исключение, чем правило. Тем не менее, почти все крупнейшие мыслители, по крайней мере европейские, воплощали в своем творчестве мотивы онтологические, антропологические, гносеологические, социологические, этические и эстетические. И, конечно же, каждый философ как-то определялся с методом своего философствования, выстраивая его на базе уже существующих или разрабатывая свой собственный.

Акцентирование тех или иных структурных компонентов философской культуры, по сути дела - сторон предмета философии, имеет и свой исторический аспект. Так в европейской истории сменяющие друг друга эпохи и цивилизации демонстрировали и смену философских приоритетов - онтологического, теологического, антропологического, гносеологического. Но этот вопрос уже находится в компетенции следующей лекции.

В заключение первой лекции - несколько слов о значении философии в жизни человека. Философия - это один из древнейших способов обретения человеком самого себя, т. е. самоопределения в мире, пробуждения самосознания, осознания жизненных целей, своего предназначения, своего местоположения в судьбах мироздания, цивилизации, культуры. Небесполезно при этом почерпнуть некие важные жизненные смыслы из общечеловеческой кладовой мудрых мыслей, но, опираясь на все это, осмыслить и прочувствовать смысл своей собственной жизни придется все же самому. Через освоение всего спектра философских свершений можно прийти к формированию своей самобытной мировоззренческой позиции, выработать собственный взгляд на коренные вопросы бытия, а равно и попытаться найти свои незаемные ответы на эти вопросы.

^ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ.

Аксиология - учение о ценностях.

Антропология философская - раздел философии, рассматривающий человека, его сущность, природу, существование.

Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в каком-либо обосновании, подтверждении, доказательстве.

Вера религиозная - уверенность в существовании Бога, верность Богу и доверие к Богу.

Гносеология /теория познания/ - раздел философии, изучающий природу познания, условия его достоверности и истинности.

Здравый смысл - взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, используемые в повседневной жизни и лежащие в основе нравственных принципов.

Идеализм - воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум /объективный идеализм/ или признающее единственно реальным сознание субъекта /субъективный идеализм/.

Идеальное - относящееся к сфере духа, идеи, идеалы.

Интуиция - непосредственное созерцание истины, понимание, не опосредованное опытом или рефлексией; духовное видение сродни вдохновению, "откровение, развивающееся изнутри человека"/Гёте/.

Иррациональное - то, что не может быть постигнуто разумом, что не подчиняется законам логики и невыразимо в логических понятиях.

Истина - соответствие сознания познающего субъекта действительному положению вещей.

Историософия /философия истории/ - раздел философии, истолковывающий и ориентирующий историю; общая теория исторического процесса, рассуждающая о его целях, смысле и движущих силах.

Культура - совокупность проявлений жизни и творчества народа, группы народов, человечества; системы духовных ценностей различных цивилизаций.

Материализм - воззрение, которое видит основу всего сущего, в том числе духовного и душевного, в материальном.

Материальное - вещное, вещественное, телесное, противоположность идеального, духовного.

Метафизика - первофилософия, рассматривающая то, что находится позади природы /за природой/, изучаемой физикой, т.е. сущность всего сущего - мироздания, Бога, человека; разделяется на онтологию, теологию, философскую антропологию.

Метод - способ достижения определённой цели, совокупность приёмов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Методология философская - учение о философском методе, способе построения и основания системы философского знания.

Мировоззрение - совокупность знаний, оценок, переживаний о мире и человеке в их целостности и единстве, о сущности и соотношении физических, психических и идеальных явлений.

Мироощущение - отношение человека к окружающей реальности, обнаруживающая себя в его настроениях, чувствах, действиях.

Мистика - стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путём ухода от чувственного мира и погружения в глубины собственного бытия, соединение с Богом посредством растворения собственного "я" в Боге.

Мистическое - сверхъестественное, потустороннее, божественное.

Мифология - древнейшие сказания /мифы/ о богах, духах, героях, первопредках и заложенное в этих сказаниях понимание устройства мира как результата действия этих мифических персонажей.