Российская ассоциация художников-маринистов. Геннадий Дрожжин: За пять лет мы можем полностью лишиться народной культуры Дрожжин геннадий александрович

Наши студенты и преподаватели очень часто задают одни и те же вопросы. Как получить звание народного ремесленника? Когда будет принят закон о ремесленной деятельности? Как получить льготы и преференции при занятии ремесленной деятельностью? Как попасть на выставку декоративно-прикладного искусства? С этими и другими вопросами мы обратились к самому компетентному специалисту в Российской Федерации Дрожжину Геннадию Александровичу (Г.Д.) Председателю Правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России", Члену-корреспонденту Российской Академии Художеств, члену Попечительского совета Благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси. Вопросы задает Николай Матвиенко (Н.М.).

Н.М. В какой стадии рассмотрения в профильном комитете Госдумы находится сейчас закон о ремесленной деятельности? Все ремесленники его очень ждут. Этот закон необходим как студентам, так и преподавателям.

Г.Д. Вы, наверно, знаете, что обсуждение закона продолжается 25 лет. Но до сих пор нет понятийного аппарата. Что такое ремесленник? Мы не можем использовать словарь столетней давности и называть ремесленника кустарём-одиночкой, использующим ручной труд для пропитания…рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб. Словарь Даля… Сейчас ремесленники используют станки с ЧПУ, компьютеры, программы и лазеры. Современный ремесленник не хочет себя называть кустарём, самозанятым промысловиком или артельщиком. В послесоветский период было написано около 8 докторских диссертаций и около 12 кандидатских научных работ по теме Ремесленничество в Новой России. Некоторые из них дают понятийный современный словарь ремесленника. Но их научные труды не легли в основу развития отрасли. А отрасль находится в упадке. И только благодаря отдельным лидерам ремесленникам в регионах народные редкие ремесла еще не умерли.
Для того чтобы принять закон о ремесленной деятельности нужно утвердить ОКВЭД. А какими видами экономической деятельности занимается ремесленник? Если он шьет вручную чехол для мобильника и доля машинного шитья составляет 35%. Как его назвать? Дигитальщиком? Или хендмейкером? Или шорник-дигиталь? Или, например, шляпочница. Делает на заказ модные шляпки. Она, муж, дочь и зять. Семейный подряд. Зять копирайтер и маркетолог, дочь и мать дизайнеры и швеи, муж водитель, механик и грузчик в одном лице. Кого назвать ремесленником? Доля машинного пошива всего 25 %. Какой ОКВЭД им присвоить? Сейчас правительство хочет всех их назвать самозанятые. А художника берестоплетельщика? Или бондаря, шорника, таксидермиста, ювелира, позолотчика? Мы составили список и современный перечень профессий ремесленника. Сравнили его с древним списком столетней давности. По количеству профессий и по названию профессий он в два раза больше. Доля ручного труда в современном мире не падает, а увеличивается. Операции усложняются. Сборку геликоптера-дрона делает механик. А варит шасси и раму? Сварщик-аргонщик. Он ремесленник или рабочий? Пропеллеры для винтов льет литейщик. Он рабочий или ремесленник? Мы считаем, что он ремесленник.
Какие сейчас подзаконные акты относятся к ремесленной деятельности? Их три. Первый акт. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 412 "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов". Второй: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2017 г. N 2800-р О плане мероприятий ("дорожной карте") по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 г. И третий акт. (Приложение N 6 к требованиям, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 14.02.2018 N 67). В котором речь идет о народно-художественных промыслах и ремесленничестве.
Вот по этим трём подзаконным актам все ремесленники трудятся. Либо регистрируют ИП. Либо покупают патент. В тени сейчас не модно находится.

Н.М. Вы помните, что раньше лет десять назад в Московском правительстве работала комиссия по присуждению звания «Мастер ремесленник города Москвы». Сейчас есть такие комиссии? Как присваиваются звания народный, заслуженный, мастер ремесленник?

Г.Д. Насколько я знаю, собрать любую комиссию, в которой более пяти человек невозможно, если это бесплатная работа на общественных началах. По-моему, эта комиссия распалась вместе со старым составом Правительства Москвы. А закон остался. В Москве давно назрел вопрос создания художественно-экспертного отдела по народным промыслам и ремеслам. Нечто похожее есть в музее декоративно-прикладного искусства на улице Делегатской. У нас также действует художественно-экспертный совет в Ассоциации народно художественных промыслов России. Но у нас задачи и цели другие: выявить, найти, пригласить, сберечь, выставить, помочь. А вы говорите о совсем другом. Как присваивать звания? Народного художника мы не сможем присвоить? Нет таких прав и полномочий. Надо выработать общие правила прозрачные и понятные всем ремесленникам. Чтоб они понимали, что получить звание не так просто. Надо чтоб местная первичная организация тебя рекомендовала. Ремесленник должен, где то публиковать свои работы. Он должен быть заметным художником в своем регионе. Ремесленник это художник, который всегда удивляет, который, всегда дарит положительные эмоции. А не делающий 25 лет одни и те же матрешки, только в зависимости от конъюнктуры, либо политического лидера Кореи рисует либо футболиста к мундиалю. Мы таких, даже не рассматриваем. К сожалению, таких дельцов ремесленников очень много и с ними не надо бороться. Просто от таких надо отмежеваться. К искусству и к народным промыслам они не имеют никакого отношения. Если Русская Академия Ремёсел как образовательная организация выработает критерии, правила, методику, алгоритм присвоения квалификации, разрядности, категории, мы готовы рассмотреть отраслевой стандарт качества на продукцию, выпускаемую ремесленниками. Правительство РФ сейчас разрешает любому производителю выпускать свой собственный сертификат качества, за который он несет персональную ответственность. Раз ответственность, значит и репутация и авторитет. Никто не хочет терять свою репутацию из-за какого то матрёшечника, которому выдали липовый сертификат.
Вопрос о присвоении звания давно назрел. Его надо решать быстро. Надо утвердить положение о присвоении звания и создать комиссию и экспертный совет. Это станет мощным стимулом для творчества, созидания, повышения благосостояния. Да. Не секрет. Что на местах в отдаленных регионах наши грамоты и дипломы для местных чиновников являются охранной грамотой. Они освобождают местных ремесленников от налогов и дают льготы по аренде. Только на основании грамоты АНХПР. Это нас радует.




Н.М. Ассоциация проводит ежегодно три федеральные выставки декоративно-прикладного искусства в Москве. Это Ладья - весной и зимой, а так же Жар Птица - весной. Какие еще федеральные и региональные мероприятия проводит Ассоциация?

Г.Д. У нас есть свой благотворительный проект Азбука народной культуры. Ведет этот проект мой Заместитель Меньшикова Екатерина Андреевна. За три года существования этого проекта мы добились значительных успехов в популяризации и народном просвещении декоративных прикладных ремесел и народных промыслов. Мы комплектуем детские сады и школы энциклопедиями, учебниками, альбомами о русских традициях ремесла и народного промысла. Это очень значимый проект. Его заметили городские власти, и мы получили небольшую помощь от города на развитие этого проекта. У нас сейчас планируется очень большой проект - комплектация материалами и создание энциклопедии народных промыслов и ремесел в 15 томах. Полноцветная альбомная печать. Сейчас идет сбор материала. Планируем закончить редактирование текста к концу года и к лету 2019 года выпустить первый тираж 5 000 шт. Сейчас идет активный поиск мецената и инвестора под этот проект. Мы обещаем инвестору, что на форзаце будет его адресный блок.
Еще у нас давний проект и мы его развиваем это туристические маршруты по ремесленным слободам Золотого кольца. Мы имеем связи со всеми туроператорами и стараемся поддерживать эти деловые контакты, чтоб изделия наших заслуженных (действительных) ремесленников занимали достойное место на прилавках магазинов, где проходят туристические маршруты. Чтоб гости из Европы с собой увозили не Китайские матрешки, а настоящей ручной работы произведения искусства русских самобытных мастеров.
Еще мы планируем в 2019 году в четвертом квартале провести в Манеже напротив Кремля выставку Народно-художественные промыслы и ремесла. Мой заместитель Гуляева Татьяна Алексеевна сейчас находится в Чебоксарах и вместе со своими помощниками проводит конкурс «Молодые дарования России». Этот конкурс проводится Ассоциацией, начиная с 1990 г. среди молодых мастеров организаций народных художественных промыслов, а также учащихся и студентов специализированных учебных заведений, которые в процессе обучения достигли высоких результатов и принимают активное участие в творческой деятельности образовательного учреждения. В этом году конкурс проводится по 7 номинациям. Для победителей и призеров смотра-конкурса учреждены премии, стипендии и дипломы лауреатов.
Ассоциация активно поддерживает молодые таланты и участвует в чемпионатах и конкурсах Молодые профессионалы WorldSkills, Лучший по профессии» в сфере образования и др. У нас в штате 35 человек. Каждый отвечает за конкретный проект и за конкретное дело. Комаров Алексей Юрьевич Заместитель Председателя Правления он директор Выставок «ЛАДЬЯ» и фестивалей «ЖАР-ПТИЦА», Первый заместитель Председателя Правления Маковский Андрей Брониславович. И другие. Всех не перечислишь. Но все мы преданы своему делу, нас знают не только в России, но за рубежом. С нами советуются, когда обсуждают законы о ремесленничестве, шаги помощи народно-художественным промыслам и так далее.

Н.М. Под занавес вопрос о членстве. Что дает членство в Ассоциации ее членам? И как стать членом?

Г.Д. У нас добровольная творческая организация. Да. Пока не забыл. Вы знаете, что 2019 год объявлен годом народных промыслов и ремесел. Так вот. На нашем сайте есть Устав, Положение, Открытая оферта. Для членов Ассоциации - льготное участие на всех выставках-ярмарках.. Бесплатная печать в каталогах и справочниках. Иногда мы проводим семинары, тренинги и повышение квалификации. Для членов Ассоциации бесплатно, либо символическая плата. Мы пишем письма на местах чиновникам, чтоб они берегли наших членов. Устраиваем для членов чемпионаты и конкурсы и вручаем ценные подарки дипломы. Мы живая организация. И у нас связи на местах по всем федеральным округам со всеми ремесленниками. Членские взносы небольшие. По-моему 1 000 рублей. Посмотрите на сайте.

Биографическая справка. ДРОЖЖИН Геннадий Александрович. Общественный деятель. Родился 1 июня 1947 года в Москве. Живет и работает в Москве. Член-корреспондент Российской Академии Художеств. Председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» (с 1994г.), член Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики (с 2017 г.).

Гость "СОЮЗа" - председатель правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России", член-корреспондент РАХ Геннадий Дрожжин.

Геннадий Александрович, давайте сразу перейдем к проблемам...

Геннадий Дрожжин: Россия на сегодня уже утратила около сорока промыслов. Практически исчезли киришское и вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и корсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка... Тяжелейшая ситуация в Гусь-Хрустальном, где от тысячного коллектива осталось лишь несколько мастеров. Сложная обстановка в Гжели, Богородском, Холуе, Жостово, Федоскино, Ельце. Для поддержки этих старейших и всемирно известных предприятий должна быть выработана единая государственная стратегия. В прошлом году мы внесли ряд важных поправок в закон о народно-художественных промыслах. Главное, что удалось: теперь запрещается перепрофилирование предприятия. Если мастера делали лаковую миниатюру, то новый собственник обязан тоже делать лаковую миниатюру, а, скажем, не гробы. Другая важная поправка касается уменьшения страховых взносов для наших предприятий. Дело в том, что в народных промыслах очень высока доля ручного труда - до 6о процентов. Вкупе с высокими страховыми взносами (они составляют более 30 процентов) это ложится невыносимым бременем на экономику промысла: он просто не выдерживает такой финансовой нагрузки. Мы считаем, что страховой взнос должен быть равен 14 процентам.

Что еще мешает?

Геннадий Дрожжин: Нам говорят: вы относитесь к минпромторгу, пусть оно вами и занимается. Но выставки - это уже прерогатива минкультуры. Как быть? Дальше - больше. Более половины промыслов в регионах находятся в ведении департаментов культуры, промышленности, малого бизнеса, туризма, архивного дела... Получается, как в старой пословице: "У семи нянек дитя без глазу".

Ковровская глиняная игрушка с надеждой смотрит в будещее. Фото: Роман Щербенков / РГ

Другими словами: у промыслов нет единого руководящего центра?

Геннадий Дрожжин: Да, к сожалению, это так. Отрасли нужен единый регулирующий центральный орган. Им мог бы стать, например, созданный при Правительстве Российской Федерации Совет по народным художественным промыслам.

Какие меры надо принимать срочно?

Геннадий Дрожжин: Срочно нужен закон по страховым взносам. Промыслы - это не только особая сфера духовной и культурной жизни народа, но и отрасль материального производства. Вы знаете, какова на промыслах средняя заработная плата? Меньше 10 тысяч рублей. Более чем в два с половиной раза меньше средней зарплаты по России. И это при таком огромном количестве ручного труда!

Без помощи государства не выжить?

Геннадий Дрожжин: Сегодня она мизерна, не больше стоимости одного футболиста, которого покупают за рубежом.

Как скажется на промыслах вступление России в ВТО?

Геннадий Дрожжин: У нас оборудование времен каменного века. Я не говорю про руки, про таланты - они обязательно должны остаться в народных промыслах. Но и печи должны обновляться.

А зачем народным промыслам продвинутые технологии?

Геннадий Дрожжин: Возьмите фарфор: прежде чем мастер что-то изобразит на нем, нужно купить глину, смешать, сделать форму вручную, потом ее надо в печку три раза поставить. А печка наша - 120 метров, ее только нагревать надо неделю. А на Западе печка - 20 метров, электроэнергии в три раза меньше тратится. Импорт нас просто давит по ряду позиций - в фарфоре, изделиях по металлу, керамике. И нам не выжить, если не провести техническое перевооружение.

Почему большинство промыслов не участвуют не только в международных, но и в российских выставках?

Геннадий Дрожжин: Огромное количество малочисленных, низкодоходных производств расположены далеко от центра. Только в прошлом году стали понемногу выезжать за границу. Так вот, в Лондоне за час на улице раскупили все хохломские изделия и павловопосадские платки. В Европе ведь народные промыслы полностью утрачены.

Во всем мире промыслы -это еще и важная составляющая туризма.

Геннадий Дрожжин: О чем и речь! При некоторых предприятиях есть прекрасные музеи, а при них - магазины или лавки. Например, Дулево и Вербилки с фарфором, ростовская финифть, Хохлома... По развитию туризма в районах народных промыслов тоже должна быть разработана специальная программа. Необходимо развитие инфраструктуры рынка сбыта. Сейчас почти половина всей продукции народных промыслов продается в Москве. Эх, если бы мэр Москвы открыл хотя бы десяток магазинов - по 50-100 квадратных метров - по продаже изделий промыслов! Неужели не горько смотреть на развалы сувениров в переходах, на Воробьевых горах? Ну купит иностранец изделие "под Гжель", а завтра у чайника носик отвалится... Вроде пустяк, а по этому "пустяку" будут судить о великой стране.

Дрожжин Геннадий Георгиевич

Капитан 1 ранга

Г.Г. Дрожжин родился 8 июля 1937 года в пос. Мундыбаш Кемеровской области РСФСР.

1954-1956 гг.- ученик матроса, матрос второго класса, кочегар второго класса, затем матрос первого класса на судах Дальневосточного Морского Торгового и Восточного Арктического Морского Пароходств (теплоход «Валерий Чкалов» и пароход «Михаил Урицкий»).

1956-1960 гг.- курсант Штурманского факультета ТОВВМУ им. С.О. Макарова (г. Владивосток).

1960-1968 гг.- штурман подводных лодок разных проектов Тихоокеанского флота (в т.ч. ракетных подводных крейсерах стратегического назначения первого поколения) в 15 эскадре ПЛ Камчатской военной флотилии.

1968-1971 гг. - слушатель факультета радиоэлектроники ВМА им. Н.Г. Кузнецова.

1971-1981 г.г. - старший офицер, затем начальник Отдела космических навигационных систем в одном из управлений Штаба ТОФ.

1981-1987 г.г. - Начальник отдела Центра Дальней радионавигации Главного Управления Навигации и Океанографии Министерства Обороны (г. Ленинград)

С 1987 г. - в запасе.

За кормой тысячи миль в надводном и подводном положении во всех океанах (11 автономных походов, в т.ч. РПКСН на Боевую Службу).

В качестве штурмана и котроллёра №1 участвовал в обеспечении многих пусков баллистических ракет из надводного и подводного положений. В составе государственных комиссий участвовал в приёмке новых атомных подводных лодок разных проектов. Испытывал новые навигационные комплексы, аппаратуру радионавигационных и космических навигационных систем, в частности, КНС «Ураган» (нынешняя ГЛОНАСС), глубоководных подводных гидроакустических маяков для позиций патрулирования РПКСН в океане.

В качестве заместителя начальника экспедиции по навигационному обеспечению участвовал в прокладке единственной в стране подводной кабельной магистрали связи повышенной протяжённости (1000 км) в Охотском море. В качестве начальника экспедиции на гидрографическом судне участвовал в обследовании всех радионавигационных систем и маяков отечественного тихоокеанского побережья от Владивостока до Берингова пролива, в т.ч. на Курильских островах.

За время службы награждён орденом Красной звезды и многими медалями.

После демобилизации по выслуге лет закончил Государственный институт Метрологии и Стандартизации в г. Ленинграде и работал руководителем Госприёмки на НПО «Электроаппарат» (испытания и приёмка мощных и сверхмощных коммутационно-защитных аппаратов для электростанций всех типов, в т.ч. и для атомных). После ликвидации Госприёмки- свободный художник. Член Союза художников РФ с 2005 г., член Союза писателей РФ с 2006 г., Член Ассоциации Флотской прессы с 2000г., член Президиума Объединённого совета ветеранов-подводников с 1987г.

Автор двухтомного исследовательского труда о подводном флоте времён Второй мировой и «Холодной» войн. Публикации: в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Морской флот», «Кронштадтский вестник», «Кронштадт», «Дуэль», «Морская газета», журналах «Морской сборник», «Национальная обороне», «Записки по гидрографии», «Метрология и стандартизация», «Мир сварки», «Капитан-клуб». С 1998 по 2012 гг десять персональных выставок живописи в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Лимассоле (Кипр). Изданы 2 альбома работ: «Природой дышим, чувствуем, живём» (типография «Иван Фёдоров» в Санкт-Петербурге) и «Россия-любовь моя» (Издательство «Интребрук-Сервис» в Москве).

Русский писатель Иван Александрович Родионов оставил след в истории не только как автор литературных произведений, но и как монархист и участник Белого движения. Он был политическим и общественным деятелем русской эмиграции. О жизни и творчестве этого неординарного человека пойдет речь в статье.

Биография

Иван Родионов появился на свет 20.10.1866 в станице Камышевской, которая тогда входила в состав области Войска Донского (сейчас относится к Ростовской области). Его отец был помещиком, выходцем из донских казаков. В 1881-1884 гг. Иван проходил обучение в Елисаветградском кавалерийском училище. Затем, в 1884-1886 гг., воспитывался в Новочеркасском юнкерском казачьем училище. Окончил его по первому разряду и был выпущен хорунжим.

Далее Иван Родионов служил в первом и десятом донских казачьих полках. Как командир казачьей сотни принимал участие в подавлении бунта рабочих в Боровичах. После выхода в отставку стал земским начальником в городе и завязал дружбу с соседом по имению Михаилом Родзянко, епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. Был представлен царской семье.

Иван Александрович являлся убежденным монархистом. Выступал за полное изгнание еврейского народа с территории России. Самым страшным злом для страны считал народное пьянство. Он говорил, что Россия гибнет по двум причинам: из-за евреев и алкоголя.

В годы Первой мировой

Иван Родионов был участником боевых действий в качестве казачьего офицера. С октября 1915-го проходил службу при штабе генерала Брусилова, командующего Юго-Западным фронтом. Участвовал в операции «Брусиловский прорыв», был удостоен четырех боевых орденов. Одновременно с этим занимался публицистикой, до октября 1916 г. являлся редактором «Армейского вестника» - ежедневной газеты Юго-Западного фронта.

В 1917 г. Иван Родионов не стал присягать Временному правительству. В августе принял участие в Корниловском выступлении, за что впоследствии был посажен в тюрьму города Быхов Могилевской области.

Гражданская война 1918-1922 гг.

Когда корниловцев освободили, Родионов вернулся на Дон и стал членом Добровольческой армии, в составе которой участвовал в первом Кубанском походе. В этот же период Иван Александрович издавал в Новочеркасске газеты «Донской край» и «Часовой». В последней в январе 1919 г. он опубликовал документ «Протоколы сионских мудрецов».

В ноябре 1918-го Иван Родионов участвовал в монархическом съезде, который проходил в Ростове-на-Дону. По его итогам мужчину избрали членом Юго-восточного монархического комитета, созданного с целью дальнейшей пропаганды монархических идей и восстановления монархии в России. По просьбе генерала Врангеля в 1920 г. Родионов занимался организацией печатного дела на юге страны.

Завершив Гражданскую войну в звании полковника, Иван Александрович эмигрировал из России.

Литературное творчество

Как писатель Иван Родионов стал известен в 1909 г., после издания повести «Наше преступление», которая в течение 1910 года выдержала пять изданий. Это произведение по инициативе Анатолия Кони даже выдвинули на соискание Пушкинской премии. В 1911 г. Иван Александрович написал сатирическую былину «Москва-матушка», в которой продемонстрировал взгляд казаков на русскую историю. В прессе это произведение получило негативные отзывы.

В 1922 г. Родионов создал повесть о Ледяном походе «Жертвы вечерние». В ней он описал жестокость русского восстания и отозвался о народе как о «злобной скотине», достойной лишь «ежовых рукавиц, кнута и палки».

В 1937 году вышло произведение «Царство Сатаны», в котором Иван Родионов назвал себя антисемитом и высказал восхищение деятельностью Гитлера.

Семья

Писатель был женат два раза. Первая супруга, Нина Владимировна Анзимирова, являлась театральным художником. В браке с ней у Родионова родились два сына: Ярослав в 1903 г. и Владимир в 1905 г. Младший сын впоследствии стал монахом.

Второй женой Ивана Александровича была Анна Алексеевна Кованько. Она родила ему троих детей: сына Святослава 1909 г. р., сына Гермогена 1912 г. р. и дочь Софию 1916 г. р.

В эмиграции

Эмигрировав из России, писатель сначала жил в Югославии, потом перебрался в Германию, в Берлин, где продолжил активную монархическую работу. В 1923 г. Родионов являлся помощником председателя монархического объединения в Берлине. В апреле 1926-го был делегатом Российского зарубежного съезда в Париже. В мае 1938-го организовал в Белграде встречу русских монархистов, на которой произнес речь о «монархичности всего Русского».