Овчаренко лариса кандидат психологических наук институт психологии. Правда ли, что всыпать ремня - самый доходчивый способ коммуникации для детей. А где грань? Шлепок, подзатыльник - это что? Избиение

Причина любого страха - поступающая извне информация: поэтому дети боятся героев бабушкиных сказок-страшилок, а взрослые - того, о чем услышали в новостях... Согласно последним данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2016 году самые распространенные страхи россиян связаны с экономической ситуацией в стране. Увольнение с работы или сокращение зарплаты, колебание курса валют, исчезновение привычных товаров с прилавков магазинов - это пугает более прагматичных граждан; впечатлительные же боятся войны, пожаров или авто- и авиакатастроф (особенно после сообщений о несчастьях).

Однако список того, чем можно напугать какого-нибудь - не среднестатистического, а живого! - москвича, на этом только начинается.

Страх с первого взгляда

Ведущие стилисты ежегодно составляют рейтинг самых пугающих черт женской внешности с точки зрения мужчин. Так под категорию «модно, аж жуть!» угодили ногти, покрытые матовым лаком (особенно заостренной формы), а также темная, почти черная матовая губная помада - по словам мужчин, все это напоминает им макияж покойников или сюжет из фильма ужасов.

«Я считаю, что женщины вообще не должны уродовать свое лицо. Все, что слишком искусственно, чрезмерно, - все это пугающе. Например, излишне темный, яркий макияж», - рассказал модельер Вячеслав Зайцев.

Многие детали туалета, призванные повысить привлекательность хозяйки, на самом деле заставляют от нее шарахаться, уверены эксперты.

«Могу выделить несколько сюжетов, которые выглядят пугающе в глазах современного мужчины, - говорит стилист Влад Лисовец. - Во-первых, те самые колготки в черную сетку, которые должны быть нарочито сексуальными. Если нет контрастов, если весь образ сохраняется провокативно-женственным, с каблуками и короткими платьями, - это пугает. Во-вторых, агрессивные туфли с шипами, особенно на высоких каблуках и со скрытой платформой. В-третьих, почти все мужчины сходятся в том, что их пугают трикотажные штаны с низкой мотней на женщинах - это выглядит невероятно отталкивающе. От себя же я могу добавить, что пугающе выглядит нарочито умное и высокомерное выражение лица, которое некоторые наши дамы словно захватили с собой из 1990-х годов. Сейчас в моде естественность, дружелюбие, улыбка и простота. А суровое лицо пугает».

Люди, которые по долгу службы ежедневно общаются с огромным количеством клиентов, иногда составляют собственные рейтинги самого страшного и поражающего. Как ни странно, острые ногти не первые в этом списке.

«У меня два раза были пугающие клиентки. Однажды пришла женщина, совсем еще молодая, не старше тридцати, - у нее была очень явная морщина между бровями, на переносице. Как будто она постоянно недовольна, постоянно хмурится. Мне действительно стало страшно: как же так?.. А вот другой случай - у девушки были бритые виски и вся шея, с обеих сторон, в татуировках. Как-то не по-человечески выглядит», - рассказала Елена, работающая в рядовой парикмахерской на юге Москвы.

Страхи, связанные с внешним обликом, могут касаться и более серьезных вещей. Так, известная фобия, которую специалисты-психологи отмечают уже несколько лет, касается мигрантов, которых все чаще можно встретить на улицах Москвы.

«Умом я понимаю, что грабителем или насильником может оказаться хоть истинный ариец, хоть темнокожий, хоть кто угодно... Но при виде мужчин южного типа всегда паникую. Когда я училась в университете, мы занимались физкультурой на проспекте Мира, возле Соборной мечети. Из-за этого я прогуливала - страшно было ходить рядом», - рассказала Надежда, выпускница РГГУ.

«Здесь мы имеем дело с классическим стереотипным страхом, - прокомментировала историю Лариса Овчаренко, кандидат психологических наук, доцент МГПУ. - Современная жизнь, к сожалению, подвела нас к тому, что любые моменты, имеющие отношение к радикальному исламу, вызывают страх у многих москвичей. Если мы видим в метро женщину в парандже, с закрытым лицом, наверняка возникнет мысль о риске теракта».

По словам специалиста, нередко страх неизвестности смешивается с распространенными в XXI веке социальными страхами - и в итоге многие молодые люди боятся, например, подойти к человеку, которому стало плохо на улице: вдруг он наркоман, алкоголик или вообще преступник, столь искусно заманивающий жертву?

Информационный вакуум

Терроризм - фобия XXI века; а страх неизвестности неразрывно связан с другим, не менее ярким маркером начавшегося столетия - публичностью и возможностью круглосуточно быть на связи. Уже несколько лет подряд среди жителей крупных городов распространена боязнь остаться без телефона и без выхода в Интернет, выпасть из постоянно обновляющегося информационного поля. Однако, как отмечают психологи, проблемы людей, которые ни на минуту не могут выпустить из рук электронную игрушку, глубже, чем просто тоска по социальным сетям.

«Боязнь остаться без любимого гаджета - номофобия - проявляется сразу в нескольких аспектах. Ничуть не меньше люди боятся неотвеченных вызовов и сообщений - ведь если близкий человек молчит, есть риск, что с ним случилась беда. Особенно в большом городе, где опасности могут быть на каждом шагу», - объяснила Лариса Овчаренко.

Действительно, старый анекдот «Если вы не берете трубку, у вашей мамы только два варианта: либо вы умерли, либо вы умираете» в современной жизни обретает новые краски. Привычка всегда быть на связи неизбежно откликается в людях необоснованной паникой: если в течение получаса абонент не отвечает ни в одном из мессенджеров, значит, с ним что-то случилось. Ведь мало кто в такой ситуации думает о простейшем варианте - например, о забытом дома смартфоне?


Впрочем, эта примета XXI века отзывается в каждом по-разному.

«А я боюсь социальных сетей. Не пользуюсь ничем, кроме почтового ящика. Не из-за каких-то дурацких разговоров про слежку, просто меня действительно пугает эта жуткая открытость. Все про всех все знают, все постоянно что-то обновляют... Я и реальных-то людей опасаюсь, когда их много, толпа, а тут виртуальные. Даже числа ведь жуткие: 500 друзей - ну разве может быть такое у нормального человека?» - признался Александр, опытный врач-терапевт.

Клоуны и куклы - для взрослых и детей

В рейтинге, который составили зарубежные специалисты, среди самых пугающих профессий упоминаются таксидермисты и работники похоронных бюро - это можно понять. Но наряду с ними в список угодили работники секс-шопов, хотя сложно сразу осознать, чем пугают продавцы безобидных, казалось бы, взрослых игрушек. Спросить об этом пришлось их самих.

«Бывает, вижу испуганные глаза, когда девушки приходят за чем-то почти невинным - за презервативами или кружевным бельем, например, и обращают внимание на БДСМ-атрибутику. Шарахаются... Но мне, признаюсь, первое время тоже жутковато было на эти плетки и наручники смотреть. Все-таки мне кажется, что нормальный человек не будет этим заниматься», - рассказала Арина, работающая в одном из магазинов для взрослых на окраине города.

Ее коллега Вадим, впрочем, настроен более цинично.

«Чего бояться, если это не изнасилование, если все полюбовно? Не понимаю. Хотя сам, честно говоря, перестал рассказывать друзьям, где работаю, - коротко говорю, что «в магазине». Иначе смотрят как на ненормального. Но это беда нашего общества - не понимают, что к чему, сразу в извращенцы записывают», - пояснил молодой человек.


Почему зарубежные клоуны страшные, а российские - нет? Просто за границей покрывают гримом все лицо, а у нас - некоторые его участки.

Однако рядовые жители не всегда склонны соглашаться с тем, что доказали ученые - не важно, пресловутые ли британские или родные, отечественные. Корреспондент «МК» спросил нескольких москвичей о том, какие страхи больше всего мешают им жить.

«Каждый раз, когда нужно заполнить какую-то официальную бумагу - заявление, анкету или что-то еще, - ужасно боюсь ошибиться, перепутать цифру в номере паспорта и из-за этого получить кучу проблем», - поделилась Анастасия, психолог по образованию.

«Боюсь звонить по телефону. Кому угодно. Каждый раз у меня паническая атака. Если есть возможность - предпочитаю написать в мессенджер. Иногда даже специально ездила на другой конец города, лишь бы не набирать номер. А еще боюсь кукол: у них глаза мертвецов», - рассказала Екатерина, школьный преподаватель истории.

Впрочем, куклы - не самая распространенная фобия. В последнее время по всему миру набирает обороты тенденция появления «жутких клоунов», которые пугают публику вместо того, чтобы смешить. Как рассказал «МК» народный артист России Евгений Майхровский, причина тому - закрытые лица, которых у настоящих клоунов быть не должно.

«Ни разу не было, чтоб меня кто-то испугался. И никто об этом не рассказывал - а у меня вся семья клоуны, делимся впечатлениями. Те, о которых сейчас все говорят, - это ведь не цирковые клоуны, не настоящие. А у настоящего должно быть открытое лицо, как и открытая душа. На арене сразу видно, злой клоун или добрый. А под плотной маской всегда прятались злодеи, поэтому сложно осуждать людей за такую реакцию», - объяснил клоун со стажем.

Из-за чего ожидаемый смех иногда оборачивается страхом - угадать сложно. Особенно если речь идет о вариантах, которые вызывают улыбку у всех, кроме самого обладателя необычной фобии.

«Я боюсь, что меня собьет снегоуборочный трактор. Ненавижу их! Быстро ездят по улицам, по тротуарам, с ними никак не разминешься. Скоро зима - опять начнется... А почему именно их - не знаю», - разводит руками 19-летняя Алина.

«С детства боюсь яблочных огрызков. Однажды надо мной решила подшутить старшая сестра, подкинула в кровать - с тех пор меня трясет, когда их вижу... Особенно те, которые уже потемнели!» - призналась Наталья, зрелая мать семейства.

«Специфические страхи связаны с личной предрасположенностью. Многое идет из детства, вряд ли человек боится чего-либо просто так. А в мегаполисе много провоцирующих факторов - лифтов, например, турникетов или эскалаторов. К тому же на фоне стресса, который есть почти у всех в мегаполисе, любой раздражитель может быть усилен. Этим объясняется появление фобий», - объяснила Мария Падун, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН.

Сему очень ждали.

И дождались.

Когда уже потеряли надежду. Девять лет ожидания - и вдруг беременность!

Сема был закормлен любовью родителей. Даже слегка перекормлен. Забалован.

Мама Семы - Лиля - детдомовская девочка. Видела много жесткости и мало любви. Лиля любила Семочку за себя и за него.

Папа Гриша - ребенок из многодетной семьи.

Гришу очень любили, но рос он как перекати-поле, потому что родители отчаянно зарабатывали на жизнь многодетной семьи.

Гриша с братьями рос практически во дворе. Двор научил Гришу многому, показал его место в социуме. Не вожак, но и не прислуга. Крепкий, уверенный, себе-на-уме.

Гришины родители ждали Семочку не менее страстно. Еще бы! Первый внук!

Они плакали под окнами роддома над синим кульком в окне, который Лиля показывала со второго этажа.

Сейчас Семе уже пять. Пол шестого.

Сема получился толковым, но избалованным ребенком. А как иначе при такой концентрации любви на одного малыша?

Эти выходные Семочка провел у бабушки и дедушки.

Лиля и Гриша ездили на дачу отмывать дом к летнему сезону

Семочку привез домой брат Гриши, в воскресенье. Сдал племянника с шутками и прибаутками.

Сёма был веселый, обычный, рот перемазан шоколадом.

Вечером Лиля раздела сына для купания и заметила... На попе две красные полосы. Следы от ремня.

У Лили похолодели руки.

Семен... - Лилю не слушался язык.

Что случилось у дедушки и бабушки?

А что случилось? - не понял Сема.

Тебя били?

А, да. Я баловался, прыгал со спинки дивана. Деда сказал раз. Два. Потом диван сломался. Чуть не придавил Мурзика. И на третий раз деда меня бил. В субботу.

Лиля заплакала. Прямо со всем отчаянием, на какое была способна.

Сема тоже. Посмотрел на маму и заплакал. От жалости к себе.

Почему ты мне сразу не рассказал?

Я забыл.

Лиля поняла, что Сема, в силу возраста, не придал этому событию особого значения. Ему было обидно больше, чем больно.

А Лиле было больно. Очень больно. Болело сердце. Кололо.

Лиля выскочила в кухню, где Гриша доедал ужин.

Сема больше не поедет к твоим родителям, - отрезала она.

На этой неделе?

Вообще. Никогда.

Почему? - Гриша поперхнулся.

Твой отец избил моего сына.

Дал ремня.

А за что?

В каком смысле "за что"? Какая разница "за что"? Это так важно? За что? Гриша, он его бил!!! Ремнем! - Лиля сорвалась на крик, почти истерику.

Лиля, меня все детство лупили как сидорову козу и ничего. Не умер. Я тебе больше скажу: я даже рад этому. И благодарен отцу. Нас всех лупили. Мы поколение поротых жоп, но это не смертельно!

То есть ты за насилие в семье? Я правильно понимаю? - уточнила Лиля стальным голосом.

Я за то, чтобы ты не делала из этого трагедию. Чуть меньше мхата . Я позвоню отцу, все выясню, скажу, чтобы больше Семку не наказывал. Объясню, что мы против. Успокойся.

Так мы против или это не смертельно? - Лиля не могла успокоиться.

Ремень - самый доходчивый способ коммуникации, Лиля. Самый быстрый и эффективный. Именно ремень объяснил мне опасность для моего здоровья курения за гаражами, драки в школе, воровства яблок с чужих огородов. Именно ремнем мне объяснили, что нельзя жечь костры на торфяных болотах.

А словами??? Словами до тебя не дошло бы??? Или никто не пробовал?

Словами объясняют и все остальное. Например, что нельзя есть конфету до супа. Но если я съем, никто не умрет. А если подожгу торф, буду курить и воровать - это преступление. Поэтому ремень - он как восклицательный знак. Не просто "нельзя". А НЕЛЬЗЯ!!!

К черту такие знаки препинания!

Лиля, в наше время не было ювенальной юстиции, и когда меня пороли, я не думал о мести отцу. Я думал о том, что больше не буду делать то, за что меня наказывают. Воспитание отца - это час перед сном. Он пришел с работы, поужинал, выпорол за проступки и тут же пришел целовать перед сном. Знаешь, я обожал отца. Боготворил. Любил больше мамы, которая была добрая и заступалась.

Гриша, ты слышишь себя? Ты говоришь, что бить детей - это норма. Говоришь это, просто другими словами.

Это сейчас каждый сам себе психолог. Псехолог-пидагог. И все расскажут тебе в журнале "Щисливые радители" о том, какую психическую травму наносит ребенку удар по попе. А я, как носитель этой попы, официально заявляю: никакой. Никакой, Лиль, травмы. Даже наоборот. Чем дольше синяки болят, тем дольше помнятся уроки. Поэтому сбавь обороты. Сема поедет к любимому дедушке и бабушке.

После того, как я с ними переговорю.

Лиля сидела сгорбившись, смотрела в одну точку.

Я поняла. Ты не против насилия в семье.

Я против насилия. Но есть исключения.

То есть, если случатся исключения, то ты ударишь Сему.

Именно так. Я и тебя ударю. Если случатся исключения.

На кухне повисло тяжелое молчание. Его можно было резать на порции, такое тугое и осязаемое оно было.

Какие исключения? - тихо спросила Лиля.

Разные. Если застану тебя с любовником, например. Или приду домой, а ты, ну не знаю, пьяная спишь, а ребенок брошен. Понятный пример? И Сема огребет. Если, например, будет шастать на железнодорожную станцию один и без спроса, если однажды придет домой с расширенными зрачками, если...не знаю...убьет животное...

Какое животное?

Любое животное, Лиля. Помнишь, как он в два года наступил сандаликом на ящерицу? И убил. Играл в неё и убил потом. Он был маленький совсем. Не понимал ничего. А если он в восемь лет сделает также, я его отхожу ремнем.

Гриша, нельзя бить детей. Женщин. Нельзя, понимаешь?

Кто это сказал? Кто? Что за эксперт? Ремень - самый доступный и короткий способ коммуникации. Нас пороли, всех, понимаешь? И никто от этого не умер, а выросли и стали хорошими людьми. И это аргумент. А общество, загнанное в тиски выдуманными гротескными правилами, когда ребенок может подать в суд на родителей, это нонсенс. Просыпайся, Лиля, мы в России . До Финляндии далеко.

Лиля молчала. Гриша придвинул к себе тарелку с ужином.

Надеюсь, ты поняла меня правильно.

Надейся.

Лиля молча вышла с кухни, пошла в комнату к Семе.

Он мирно играл в конструктор.

У Семы были разные игрушки, даже куклы, а солдатиков не было. Лиля ненавидела насилие и не хотела видеть его даже в игрушках.

Солдатик - это воин. Воин - это драка. Драка - это боль и насилие.

Гриша хочет сказать, что иногда драка - это защита. Лиля хочет сказать, что в цивилизованном обществе достаточно словесных баталий. Это две полярные точки зрения, не совместимые в рамках одной семьи.

Мы пойдем купаться? - спросил Сема.

Вода уже остыла, сейчас я горячей подбавлю...

Мам, а когда первое число?

Первое число? Хм...Ну, сегодня двадцать третье... Через неделю первое. А что?

Деда сказал, что если я буду один ходить на балкон, где открыто окно, то он опять всыпет мне по первое число...

Лиля тяжело вздохнула.

Деда больше никогда тебе не всыпет. Никогда не ударит. Если это произойдет - обещай! - ты сразу расскажешь мне. Сразу!

Лиля подошла к сыну, присела, строго посмотрела ему в глаза:

Сема, никогда! Слышишь? Никогда не ходи один на балкон, где открыто окно. Это опасно! Можно упасть вниз. И умереть навсегда. Ты понял?

Я понял, мама.

Что ты понял?

Что нельзя ходить на балкон.

Правильно! - Лиля улыбнулась, довольная, что смогла донести до сына важный урок. - А почему нельзя?

Потому что деда всыпет мне ремня...

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Подзатыльник, шлепок, удар...

Специалисты до сих пор не определились, где грань, после которой серьезный разговор перерастает в рукоприкладство

Любой здравомыслящий человек, любой психолог вам скажет: детей бить нельзя, - считает Лариса Овчаренко, завкафедрой психологии Московского городского педагогического университета, кандидат медицинских наук . - Если взрослый бьет ребенка, то расписывается в своей несостоятельности, признается, что больше он никак не может повлиять.

- А где грань? Шлепок, подзатыльник - это что? Избиение?

Если говорить о насилии - физическом, психологическом, то грань есть. Считать ли подзатыльник насилием? Это вечный вопрос. Я бы определила это так: неприятное действие, которое остается у ребенка в памяти. Кто-то, и получив ремнем, через день все забывает. А есть дети, которые и легкий шлепок запоминают на всю жизнь, и он может стать причиной серьезных комплексов уже во взрослой жизни.

- Как же быть? У нас родители, бабушки-дедушки не имеют научной степени по психологии.

Родители часто действуют по наитию, находят свои системы. Любое наказание, порицание - это система неких знаков. Вот для меня самым тяжелым наказанием было, когда мама переставала со мной разговаривать. Я понимала, что маму обидела.

- А если случай запущенный? Если уже ничего, кроме рукоприкладства, не помогает?

Если надо помочь трудному ребенку, то прежде всего надо помочь его трудному родителю. Если родитель не справляется, то сначала нужно бы ему самому сходить к психологу, разобраться, почему его собственный ребенок вызывает у него такую агрессию. Если ситуация не настолько запущена, нужно проводить семейную терапию, идти к специалисту всей семьей, вместе с ребенком.

Но многие считают, что порка, воспитание ремнем - это семейная традиция. Вот меня папа бил, я вырос нормальным человеком. Значит, и я так буду поступать...

В психологии это называется семейной травмой. Я не хочу сказать, что многие семьи травмированы и это такая колоссальная проблема. Но на самом деле проблема есть. Мое мнение: от физического наказания нужно отказываться. Хотя я знаю, что мои коллеги придерживаются иной точки зрения. Бывают ситуации, особенно у мальчишек в подростковом возрасте, когда их надо встряхнуть, показать физическую силу. Бывают сложные ситуации, которые нужно переломить, и физическое воздействие иногда этому способствует.

- Что может произойти с маленьким человеком, которого систематически наказывают ремнем?

Разные сценарии могут быть. Он может вырасти и будет точно так же воспитывать своих детей. А может сформироваться другое отношение - он скажет: я никогда не буду так наказывать детей, потому что помню, как мне было больно и обидно. В физических наказаниях ведь страшна не физическая боль, а психологическая обида, которая остается на всю жизнь.

Александр МИЛКУС.

А вы как считаете, стоит ли наказывать детей ремнем или послушания можно добиться только словами? Давайте обсудим!

Стоит ли наказывать детей ремнем или послушания можно добиться только словами? Давайте обсудим: http://www.kp.ru/daily/26611/3631821/. Стоит ли наказывать детей ремнем или послушания можно добиться только словами? Давайте обсудим: http://www.kp.ru/daily/26611/3631821/


«Системная психология и социология»

«Systems Psychology and Sociology» authors,

201 5 , № 1 (1 3 )

РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ, заведующий кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГБОУ ВО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor. Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR MCTTU. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian FederationEducation Awardin 1998, Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009. Honorary Professor of MCTTU, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation.

E-mail: [email protected]

АБУШКИН Борис Михайлович - кандидат психологических наук, доцент. Заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ по науке.

ABUSHKIN Boris Mikhailovich - PhD (Psychology), Docent. Deputy director for Science of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

E - mail : bma 1947@ mail . ru

БОКУТЬ Елена Леонидовна - кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры общей и практической психологии

BOKUT Elena Leonidovna - PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of General and Practical Psychology the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

E - mail : bokut @ list . ru

ГУБИНА Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

GUBINA Elena Vladimirovna - PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

E-mail : [email protected]

ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

VAlYAVKO Svetlana Mikhailovna — PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: [email protected]

КОГАН Борис Михайлович - доктор биологических наук, профессор. Заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

KOGAN Boris Mikhailovich - Doctor of Biology, Full professor. Head of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E - mail : boriskogan @ mail . ru

ВИКТОРОВА Ольга Александровна - аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

VIKTOROVA Olga Alexandrovna - Post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

ОВЧАРЕНКО Лариса Юрьевна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ. Заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ по учебной работе.

OVCHARENKO Larisa Yurevna — PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of Psycho-Social Technologies of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Deputy Director for Studies work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

E-mail: [email protected]

СУББОТИНА Светлана Владимировна - руководитель структурного подразделения №2 дошкольного отделения ГБОУ СОШ №920.

SUBBOTINA Svetlana Vladimirovna - Head of the Preschool Branch №2 of the secondary school № 920.

ШАГИДАЕВА Аза Батрудиновна — помощник начальника Департамента культуры мэрии г. Грозного по социальным вопросам.

SHAGIDAEVA Aza Batrudinovna — Assistant on social issues to Head of the Department of culture of the mayoralty of Grozny.

УНРУ Ольга Викторовна — аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

UNRUH Olga Viktorovna —post-graduate student of the Department ofDevelopmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Е- mail : ounru @mail .ru

ИВАНОВ Денис Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент Иркутского государственного агрономического университета им. А . А . Ежевского .

IVANOV Denis Vasilievich - PhD (Pedagogycal), Docent of the FGBOU VO «Irkutsk State University Agronomy A.A. Ezevcky».

E - mail : ivanovdirkutsk @ yandex . ru

АНАНИШНЕВ Владимир Максимович — доктор социологических наук, профессор. Академик Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

ANANISHNEV Vladimir Maksimovich — Doctor of Sociology, Full professor. А cademician of Russian Academy of Natural Sciences. Head of the Department of General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E - mail : ananishnevv @ yandex . ru

ЗАВЬЯЛОВ Андрей Евгеньевич - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

ZAVYALOV Andrey Evgenyevich - PhD (Sociology), senior teacher of the Department ofGeneral and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher TrainingUniversity».

E - mail : zavyalov 88@ inbox . ru

СЕНКЕВИЧ Людмила Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической и коррекционной психологии ГКА им. Маймонида.


SENKEVICH Ludmila Viktorovna - PhD (Psychology), Docent. Professor of the Department of Clinical and Remedial Psychology of the State Classical Academy by Maimonides

E - mail : lvsenkevich @ mail . ru

ТКАЧЕНКО Александр Владимирович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВО МГПУ.

TKACHENKO Alexandr Vladimirovich — PhD (History), Docent. Docent of the Department ofGeneral and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

Е -mail: [email protected]

ВАСИЛЬЕВ Игорь Аркадьевич — кандидат философских наук, доцент по специальности «Социология управления», главный научный сотрудник Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО)ГБОУ ВО МГПУ.

VASILJEV Igor Arkadjevich — PhD (Phylosophy). Docent on specialty« Management sociology», the chief researcher of the Research Institute of Capital Education (RICE) of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».

Говорят, случайных встреч не бывает… Вот и я не так давно познакомилась с женщиной, о которой могу теперь говорить часами. Общение с Ларисой Николаевной Овчаренко (Медведевой) стало для меня настоящей школой жизни, энциклопедией выживания и борьбы за светлое будущее, фильмом о любви и преданности, о страшном детстве в блокадном Ленинграде, историей о необыкновенно красивой женщине с твердым характером и глубокой ранимой душой…

Даже и не знаю, смогу ли подобрать слова, чтобы рассказать вам, дорогие читатели, о жизни этого удивительного человека. Во всяком случае, я попробую. Для этого мы с вами перенесемся в далекий, страшный 41-й год…

…В небольшой ленинградской квартире на улице Восстания светло и очень уютно. Белые ажурные подушки на светлом диване. Стол с белоснежной скатертью. Аккуратные белые шторы, как одежки на окошке. В комнате чисто, тихо и тепло. Маленькая Лара стоит у двери с пирожным в руках, откусывает кусочек, оглядывается - куда бы его положить, ведь кругом все кристально белое, как бы не испачкать…

Эти картинки в памяти 8-летней девочки Ларисы Медведевой очень скоро сменятся на совсем другие - наполненные страхом, болью, холодом, голодом и смертью. В один миг огромный город интеллигенции, традиций и истории превратится в словосочетание, которое сегодня понятно без лишних слов - блокадный Ленинград!

Из своего детства Лариса Николаевна помнит не много, но зато так четко, словно это было вчера.

«Я часто оставалась дома одна, - рассказывает она, - мама и папа уходили на работу совсем рано, а возвращались поздно, уставшие и голодные. Я ждала их, было страшно и скучно, казалось, время остановилось. Больше всего я боялась, что они не вернутся. В войну дети быстро взрослеют. Вот и я в свои восемь лет была вполне самостоятельной. Ходила за хлебом по карточкам, стояла в очередях и забирала домой долгожданные кусочки.

Однажды, возвращаясь домой с пайком, я услышала, как в темноте меня кто-то окликнул. Это была знакомая тетя Элла. Она попросила посмотреть мою карточку, объяснив, что якобы меня обманули, и сказала, что пойдет в магазин разбираться. Больше я тетю Эллу не видела. По этой карточке мы могли получать хлеб еще целых четыре дня.

Помню, как мы с мамой ходили на Неву за водой. Мама держала меня за ноги, я подползала к полынье по льду и потихонечку черпала воду. Мама сжимала мне ноги очень крепко, было больно, я терпела, понимая, как она волнуется за меня, пока я болтаюсь над водой.

А от смерти меня спас случай. Я была дома одна, в комнату быстро вошла мама и сказала, что мы должны собираться и идти занимать очередь за керосином. Мы выбежали на улицу, перешли дорогу, как вдруг раздался страшный гул. Вой сирен, грохот от взрывов, стоны и плач людей… Мы спрятались в бомбоубежище, а когда все стихло, стало понятно, что дома у нас больше нет. Снаряд попал прямо в угол и полностью разрушил нашу квартиру. Тогда мама очень долго громко плакала, крепко-крепко прижимая меня к груди.

В то время вопрос с переселением решался в считанные секунды. Многие квартиры стояли пустые, кто-то умер, кто-то эвакуировался… Мы переехали на улицу Жуковского, это было недалеко от прежнего места жительства. Из всего нашего имущества уцелели только бочки с рубленой хряпой. Это было великое богатство. Папа как-то привез капустную хряпу, нарубил ее и засолил. Мама варила из нее что-то напоминающее щи, этим мы спасались от голода.

Когда стало совсем тяжело, меня, как и многих детей блокадного Ленинграда, должны были эвакуировать из города в специальные лагеря. Мама разрывалась между домом, работой, мной и папой, который вернулся из боя с перебитыми ногами и был прикован к постели. Всю ночь родители решали, что делать. Мама все время плакала и никак не могла смириться с решением расстаться со мной, ради моего же спасения. До самого утра она вышивала на моих вещах яркие буквы Л.М. и аккуратно складывала в сумку.

Мы шли по улице молча, я обеими руками уцепилась за худенькую ладонь мамы. На углу дома нам встретилась мамина знакомая. Узнав, что меня эвакуируют, женщина стала убеждать маму, что этого делать не нужно, что нужно вернуться домой, немного потерпеть, скоро все наладится и будет хорошо.

Мы долго стояли. Взрослые общались, я ничего не понимала. Потом мама схватила меня на руки, обняла, и мы вернулись домой. Позже ходили слухи, что при переправе через Ладогу немцы разбомбили эшелон, который перевозил детей. Погибли все.

Помню как по весне мы все выходили убирать снег. Старики долбили глыбы льда, еле-еле держа лом в руках. Дети носили снежные комья, расчищая дороги. Сугробы были настолько велики, что закрывали окна первых этажей домов. Казалось, справиться с заснеженными улицами просто невозможно, нет сил совсем. Но люди работали, не сдавались. Первые весенние лучи солнца слепили глаза, отвыкшие от яркого света. Окна домов были затянуты черными тряпками или бумагой наглухо, чтобы снаружи свет огня или свечи ни в коем случае не был виден. Если враг замечал светящееся окно, тут же начинались страшные бомбежки.

На улицах Ленинграда было страшно и безлюдно. Все прятались от голода, холода и смерти. Только, когда спустя почти 900 дней, объявили снятие блокады, народ, обезумевший от счастья, высыпал во дворы. Впервые на черных от ужаса и страданий лицах ленинградцев была радость, бесконечная и долгожданная… Ребятишки взбирались на высоченные сугробы, махали руками, визжали и прыгали. Мы видели красивый салют и не верили до конца, что выстояли, справились, смогли!»

Жизнь понемногу стала налаживаться. Лара пошла в школу. Потом окончила педагогическое училище и Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Стала школьной вожатой и отличным классным руководителем. Дети обожали неугомонную наставницу. Лариса Николаевна легко могла организовать ребят, вела их за собой всегда только к победе и успеху.

Как-то молодая пионервожатая вместе со своими подопечными помогали на стройке разбирать кирпичи. В четко-слаженной работе дело спорилось. Однако «под самый занавес» подуставший школьник нечаянно задел кирпичом Ларису Николаевну и на ее лице засиял огромный синяк. Все бы ничего, но вечером нужно выступать на торжественном концерте. Как всегда элегантная и нарядная, Лариса Николаевна, припудрив синяк, провела мероприятие на ура!. Уставшая и довольная, она присела на скамейку в зале и любовалась, как в свете вечерних огней кружатся в вальсе пары. Она что-то напевала, легонько покачивая ножкой в ярко-красной туфельке. Мимо проходили курсанты артиллерийского училища. Один из них вдруг остановился, обернулся и подошел к прекрасной незнакомке в сказочных туфелях.

Лариса Николаевна смущенно прятала лицо и все время хотела убежать от настойчивого кавалера - уж очень не хотелось демонстрировать ему свой синяк. Но от судьбы не уйдешь! Она кружилась с молодым курсантом в танце, даже не подозревая, что он совсем скоро станет ее мужем. Началась жизнь, как в хорошем кино или в сказке, в которой по сюжету, кстати, тоже все завязалось с туфельки, правда с хрустальной… Позже Георгий увез Лару в Москву, где у них родилась дочка Танечка.

Новый город, дом, новая работа, нужно было как-то вливаться в это новое русло и приспосабливаться… Ларису Николаевну зачислили в штат Главного управления ГАИ МВД СССР. Масштабы работы и степень ответственности сильно пугали. Справиться помогли ее практика пионервожатой и двухлетний опыт работы в ГАИ УВД Ленгороблисполкомов, ну и, конечно, ее напористость, желание творить, безудержная хватка и стремление добиваться своих целей.

«25 лет пролетели как один миг, - признается моя собеседница. - А ведь когда-то предложение перейти работать в Госавтоинспекцию я восприняла несерьезно. Мне нравилась моя пионервожатская работа, я была ею увлечена. В Главк я пришла начинать совсем новое дело. Не было ни традиций, ни наработок, ни связей. Всё с нуля! Так появилось детское движение ЮИД, которому уже 40 лет. По всей стране стали строить автогородки, родилась мощная армия ответственных за детский травматизм пропагандистов. Всесоюзные слеты, соревнования, конкурсы, спектакли, совещания… Жизнь била ключом. Это было удивительное время, я по нему так часто скучаю».

В глазах блеснула слезинка, Лариса Николаевна смахнула ее, переворачивая листок альбома…

«А вот смотрите, штука какая интересная, - она протягивает мне пожелтевший потрепанный кусок газеты, - видите, написано - Юрий Мучкин. Это мой друг Юрочка. С ним связана необыкновенная история. Мы вместе голосовали за Сталина в 1951 году, так и познакомились. Он всю жизнь меня любил, ждал, писал мне письма. А лет 8 назад приехал ко мне в гости и привез пачку писем, моих писем ему, которые он хранил всю жизнь. Вскоре он умер, а я порой перечитываю старые письма, вспоминая его, моего Юрочку».

Ларисе Николаевне сейчас 82 года. Она бодра и весела, всегда красива и притягательна. Обязательно с прической и алой помадой. Как и в молодости обожает шляпки и сумочки, носит их с удовольствием. И при этом она подполковник милиции в отставке, ветеран службы МВД, ветеран ВОВ, родоначальница ЮИД - «Всесоюзная мать», альпинистка, активистка и бурлящий вулкан энергии. Количество орденов и медалей Ларисы Николаевны трудно сразу перечесть - «За отличие в службе ГИБДД», медаль «За службу России», но некоторые мне особенно запомнились: «Жителю блокадного Ленинграда» и орден «За благородство помыслов и дел». Энергетику, которой она обладает, не выразить никакими словами. От общения с этой женщиной заряжаешься невероятным оптимизмом, верой и желанием жить. Жить, а не проживать! Откуда у нее это уникальное умение наслаждаться жизнью? Спрашиваю себя и понимаю, ответ прост - человек, видевший лишения, голод и смерть, просто не может по-другому, он счастлив и благодарен судьбе за то, что живет, что может жить…