Подвесные лодочные моторы для рыбалки: Сравнение двухтактных и четырехтактных моторов

Подвесные лодочные моторы мощностью 9.9 л.с. уже можно выделять в отдельный класс, так как их соотношение «мощность - вес», особенности действующего российского законодательства и некоторые конструктивные нюансы делают их уникальным предложением для отечественных водномоторников. Начнём, пожалуй, с особенностей действующего законодательства РФ, согласно которому удостоверение на право управления маломерным судном требуется, если мощность двигателя превышает 5 л.с. Однако существует ещё один пункт, который гласит, что удостоверение на право управления маломерным судном необходимо, если судно подлежит регистрации в ГИМС. По действующему ГОСТ Р ИСО 8666-2012 регистрации подлежат маломерные суда, масса которых с двигателем МАКСИМАЛЬНОЙ мощности, рекомендованной производителем превышает 200 кг. а так же если мощность двигателя превышает 8 киловатт (10.88 л.с. прим. автора). Таким образом, большинство надувных лодок длиной от 320 до 380 см. не попадают под требования к обязательной регистрации и, если использовать их с двигателем мощностью до 8 киловатт (а это как раз ПЛМ 9.9 л.с.), то не регистрировать, не получать удостоверение на право управления маломерным судном не нужно. Второй немаловажный момент – это соотношение «вес-мощность» ПЛМ мощностью 9.9 л.с.

На практике это выражается в том, что вес современных ПЛМ мощностью 9.9 л.с. в зависимости от производителя и модели колеблется в пределах от 33 до 41 кг. а это значит – что такой мотор вполне под силу поднять, перенести и установить на транец надувной моторной лодки одному человеку средней комплекции. Ну и последний момент касается конструкции этих двигателей. Дело в том, что большинство из них сделаны унифицированными с ПЛМ мощностью 15 л.с. и зная об этой особенности многие владельцы идут на небольшую хитрость, увеличивая их мощность до максимальной путём небольшой модернизации.


  1. На логотипе этого производителя красуется знак «три камертона», так как изначально японская фирма «Yamaha» специализировалась на производстве… роялей. Кстати, одно из подразделений этого концерна до сих пор производит музыкальные инструменты. Во времена Второй мировой войны производство было перепрофилировано под военные нужды и это событие можно считать началом моторостроительного направления деятельности Yamaha. На сегодняшний день подвесные лодочные моторы Yamaha очень хорошо известны российским водномоторникам, а мотор Yamaha 9.9 до недавнего времени был одним из самых популярных двигателей. Почему до недавнего? Потому что в связи с падением курса рубля этот двигатель стал самым дорогим в своём сегменте и на сегодняшний день (октябрь 2015 года) стоит 121 200 руб. Технические характеристики этого двигателя по сравнению с другими можно назвать усреднёнными: сухой вес 36 кг. Объём двигателя 246 см. куб. Обороты 4500-5500 об. мин. Так же этот двигатель можно модернизировать и увеличить базовую мощность до 15 л.с.

  2. Отличительная особенность этого двигателя – запатентованная система управления. Все действия, связанные с переключением передач переднего и заднего хода, набор скорости и кнопка «стоп» сосредоточены на румпеле. Это очень удобная система управления сделала этот мотор Mercury популярным не только у простых водномоторников, но и в спортивной среде. Из эксплуатационных характеристик этого двигателя можно отметить самую высокую динамику (диапазон оборотов 5000-6000 об. мин.) и неплохой объём камеры сгорания в 262 см. куб. но расплачиваться за удобство и динамику приходится более высоким расходом топлива по сравнению с аналогами. Благодаря соотношению высоких оборотов и объёма двигателя двухтактный Mercury 9.9 способен устойчиво работать длительное время на малом ходу, что важно при ловле на дорожку. Так же очень долгое время ПЛМ Mercury 9.9 M и его брат-близнец Mercury 15 M оставались самыми лёгкими в своём классе (сухой вес 35 кг.) Стоимость Mercury 9.9 M на сегодняшний день составляет 92 200 руб., однако просто так приобрести его в основном можно только под заказ, так как в основном в Россию завозится 15-ти сильная версия этого мотора, которая стоит не намного дороже (95 500 руб.).
  3. Suzuki DT 9.9 AS
    Серийное производство этого двигателя началось только в 2013 году, поэтому как таковой статистики пользования по нему очень мало. В погоне за снижением веса по сравнению со старой моделью Suzuki был облегчён маховик, уменьшен диаметр коленвала а некоторые детали корпуса, например поддон двигателя заменены с металлических на пластиковые. В итоге вес мотора снизился с 38 кг. до 33 кг. при сохранении самого большого объема камеры сгорания в 284 см. куб. среди одноклассников. Насколько эффективными оказались эти манипуляции – покажет только время, но пользователи отмечают повышенную вибрацию этого двигателя на средних и малых оборотах, что вносит некоторое неудобство при ловле на дорожку. Рекомендованная стоимость этого двигателя в Санкт-Петербурге составляет на сегодняшний день 95 500 руб.
  4. Tohatsu M 9.9 D2
    Долгое время к ПЛМ Tohatsu относились у нас с некоторым подозрением, так как этот бренд пришёл к нам после таких раскрученных имён как Yamaha, Mercury, Suzuki и Honda. Но с течением времени ситуация изменилась и у нас в стране появились даже поклонники этой марки а некоторые модели, например двухтактные Tohatsu 9.8 и Tohatsu 18 и вовсе стали бестселлерами. Однако нас интересует двигатель мощностью 9.9 л.с. Так вот – его рекомендованная розничная цена сейчас составляет 99 300 руб., однако в наличие этого двигателя нет и пока официальных его поставок не предвидится. Поэтому и детально описывать его не имеет никакого смысла.

  5. И снова Mercury! На этот раз мы рассматриваем новинку 2015 года - Mercury 9.9 MH TMC, который своим появлением летом этого года буквально взорвал рынок Санкт-Петербурга. Этот двигатель обладает несколькими интересными особенностями. Вес этого двигателя составляет 41 кг. (точно такой же и у Tohatsu M 9.9 D2), диапазон оборотов 4500-5300 а объём камеры сгорания – 247 см. куб. Однако в конструкции камеры сгорания применена петлевая продувка, что обеспечивает более ровную работу и меньший по сравнению с аналогами расход топлива при сохранении отличной динамики. «Лодки-Питер» провели свои независимые тесты этой новинки, и теперь именно этими двигателями оснащаются лодки, участвующие в наших спортивных соревнованиях. У Mercury 9.9 MH TMC так же можно увеличить мощность до 15 л.с. – наш сервисный центр предоставляет подобную услугу. Стоимость Mercury 9.9 MH TMC в сети магазинов «Лодки-Питер» составляет на сегодняшний день 89 900 руб., что делает его самым выгодным предложением среди всех остальных ПЛМ мощностью 9.9 л.с.

Какие технические характеристики лодочных моторов должны анализироваться покупателем прежде всего? Ниже мы рассмотрим наиболее важные. А сейчас хотелось бы отметить, что многие люди совершают ошибку, ориентируясь исключительно на стоимость агрегата.

Данный параметр, безусловно, важен, но не всегда дает возможность выбрать мотор, который будет справляться с запланированным для него фронтом работ. Любой силовой агрегат - чрезвычайно тонкий механизм. Поэтому, намереваясь приобрести его, неплохо бы разобраться с техническими показателями, характеризующими его работу. С какими именно, давайте разбираться.

Важнейшие моменты выбора ПЛМ

Здесь мы расскажем о главных технических характеристиках лодочных моторов, а также поясним, на что они влияют.

Количество тактов ПЛМ. У покупателя есть всего лишь два варианта - двухтактный или четырехтактный движок. Сказать, что первый в разы лучше второго или наоборот нельзя. У "двоек" есть свои преимущества и слабые места, а у "четверок" свои. Скажем так: рядовому пользователю больше подходит двухтактный мотор, потому что он легче в управлении и эксплуатации.

Мощность. Важно минимальное ее значение и максимальное. В первом случае мощности должно быть достаточно для выхода на глиссирование (движение практически над поверхностью воды против течения). Во втором - значение должно быть меньше или равно тому, что указано на бирке транца. Если превысить рекомендованное значение, можно не только потерять контроль над судном, но и само судно.

Расход топлива. Здесь важно то, какой тип ПЛМ был выбран при покупке - 2-ухтактный или 4-рехтаткный. Практика показывает, что второй более выгоден. Как известно, в процессе эксплуатации "двойки" необходимо самому готовить топливную смесь (бензин + масло). С "четверками" этого делать не надо, так как горючее и масло заливаются в отдельные емкости. Хотим обратить ваше внимание на следующий факт: максимальный расход, указанный в паспорте, может различаться в зависимости от лодки, на которую установлен движок. Проще говоря, в каждом конкретном случае расход будет свой. Если ваша цель - покрытие больших расстояний, берите четырехтактный двигатель. Однако приготовьтесь отдать за него много денег. Оправдать свои траты можно будет лет через пять (в лучшем случае), поэтому подумайте хорошенько.

Уровень производимого шума. Говоря об этом параметре, мы невольно возвращаемся к сравниванию ПЛМ на два и четыре такта. Не вдаваясь в подробности с количеством децибел на уровне "отлично" и "почти хорошо", отметим: для движения на средних и малых оборотах больше подходит "четверка", потому что она тише "двойки" и создает, скажем так, правильный шум. Это значит, что четырехтактный движок создает низкий шум. Ухо человека лучше переносит его, чем звонкий, более характерный для двухтактных моторов.

Система управления. Может быть дистанционной или румпельной. Первая более удобна (и, кстати, безопасна). Но ДУ целесообразно устанавливать на судне только в том случае, если его [судна] длина превышает 3 500 миллиметров. Для рыбацкой лодки больше подходит румпельное.

Система запуска. Бывает электронной и ручной. Электронная - более современная. Она дает возможность запустить ПЛМ легким движением ключа. Встречаются разновидности, которые могут управлять процессом его прогрева в автоматическом режиме. Кроме того, преимуществом электронной системы является ее способность поддерживать дистанционное управление судном. В случае с ручной придется довольствоваться исключительно румпелем.

Лодочные моторы - это устройства, применяемые для быстрого и маневренного передвижения по территории водоёмов. Они незаменимы в том случае, когда акватория велика, а ход на вёслах является практически непосильной задачей. Ими можно оснастить любое судно - от стандартной резиновой лодки, неприхотливой к мощностям и скорости передвижения, до неплохого прогулочного катера, жалующего модели помощнее и поманёвреннее.

На сегодняшний день сегмент рынка лодочных моторов представлен тысячами различных образцов. Каждый из них можно условно отнести к отдельной категории, будь то разбивка по цене, мощности двигателя или другим важным характеристикам. Увы, среди отличных моделей, достойных пристального внимания со стороны потенциальных покупателей, размещаются откровенно плохие и некачественные образцы.

Предлагаем Вашему вниманию обзор лучших лодочных моторов для отдыха (рыбной ловли). При выборе той или иной модели мы учитывали следующие факторы:

  1. Технические характеристики. В обзор попали одни из лучших моторов по показателям тяги, экономичности и массе.
  2. Отзывы пользователей. Насколько качественно ведет себя аппарат в реальных условиях, насколько он неприхотлив и надежен и что об этом говорят реальные пользователи.
  3. Цена. Мы учитывали не только качественные показатели, но и стоимость. Не каждый любитель-рыболов готов выложить большие деньги за дорогой товар. Поэтому в обзоре вы увидите и одни из самых дешевых вариантов в своем классе.

Лучшие лодочные моторы до 5 л. с.

3 HDX T 5 BMS

Лучшая цена
Страна: Китай
Средняя цена: 45 900 руб.
Рейтинг (2017): 4.0

В номинации "лучшая цена" одним из лидеров можно считать китайский мотор HDX T 5 BMS. Данная модель сделана по аналогу лодочного мотора Yamaha 5 и очень популярна среди рыболовов-любителей. Приобрести что-то подобное в 2016 году, за сумму до 50 тыс. руб. практически не представляется возможным (если не считать конкурента от SEA PRO). Что можно выделить из характеристик и возможностей HDX T 5 BMS:

  • Есть возможность регулировки наклона румпеля
  • Минимальный расход топлива - всего 2,6 л. в час
  • Конструкция выполнена из алюминиевого сплава высшей марки, что обеспечивает прекрасную защиту от коррозии
  • Очень прост в управлении и обслуживании
  • Есть безопасный аварийный выключатель
  • Алюминиевый гребной винт
  • Можно подключить выносной бак и увеличить дальность заплыва
  • Относительно легкий вес - всего 20 кг

По отзывам пользователей мотор свободно выходит на глиссер, с одним чеовеком на борту.

Конечно, HDX T 5 BMS не лишен недостатков. Это и логично, потому как все дешевые моторы "грешат" одними и теми же проблема, а именно:

  • Течет крышка бака, при чем даже после незначительного пробега - решается заменой этой самой крышки (некоторые спиливают пять миллиметров с заливной горловины)
  • Обкатка может проходить с незначительными подергиваниями мотора

2 Suzuki DF5S

Лучшая тяга
Страна: Япония
Средняя цена: 85 000 руб.
Рейтинг (2017): 4.5

В номинации самый тяговытый мотор до 5 л. с. выигрывает Suzuki DF5S. По многочисленным отзывам DF5S хвалят именно за показатели отменной тяги.

Данный четырехтактный мотор оборудован автоматическим подсосом и электронным зажиганием CDI. Расход топлива при полном газе составляет не более 1,75 л/ч.

Топливный бак вмешает 1,5 литра горючего. Загруженную лодку с двумя взрослыми пассажирами Сузуки способен «тащить» при скорости 22 км/ч. Пользователи отмечают и такое хорошее качество как низкий шум. Один из лучших вариантов для любителей активной рыбной ловли на спокойной воде. Рекомендуем!

  • Извечный вопрос, какой лодочный мотор выбрать: двухтактный или четырехтактный? Двухтактный обладает более простой конструкцией, легким весом (относительно 4-х тактного) доступнее в цене и дешевле обходится в обслуживании. Но главные недостатки двухтактного мотора: повышенный шум, необходимость использовать смесь бензина и смазочного масла и едкий выхлоп. 4-х тактный же вариант лишен данных недостатков, отличается тихой и плавной работой. Но его стоимость несколько выше, как выше вес и габариты.
  • Перед покупкой лодочного мотора обязательно проверьте уровень масла в редукторе - его должно хватить на обкатку.
  • Как продлить жизнь мотору? Заправляйте только качественно масло и вовремя его меняйте (тоже самое касается и редуктора).

1 Yamaha F5AMHS

Самый экономичный мотор в своем классе
Страна: Япония
Средняя цена: 77 372 руб.
Рейтинг (2017): 4.5

Yamaha F5AMHS - один из самых экономичных и при этом достаточно тяговитых лодочных моторов в своем классе. Этот четырехтактный аппарат имеет рабочий объем 139 куб. см. и расходует всего 1,7 литра горючего в час. Мотор способен вывести в глиссер небольшую ПВХ-лодку и двух взрослых пассажиров. Что еще нужно любителям рыбной ловли?

Реальные пользователи отмечают такие хорошие качества, как неприхотливость (заводится в любую погоду) и хорошую мощность. На спокойной воде может перевозить загруженную резиновую лодку с 4-мя людьми.

Цена - единственное, за что можно «поругаться». За новенький Ямаха F5AMHS придется выложить не менее 80 000 р. Опционально на мотор можно прицепить генератор, индикатор давления масла, набор инструментов и защиту стартера. Опять же за дополнительную плату.

Лучшие 2-х тактные лодочные моторы до 9.9 л. с.

3 Mikatsu M9.9FS

Лучший в соотношении цена-качество
Страна: Корея
Средняя цена: 83 900 руб.
Рейтинг (2017): 4.5

Весьма качественный аппарат для активного перемещения по воде предлагает корейская компания Mikatsu. Mikatsu M9.9FS один из самых продаваемых в 2016 году лодочных моторов мощностью 9.9 л.с. Данный двухцилиндровый аппарат обладает рабочим объемом 246 см3, вмешает 24 литра горючего, способен двигаться по мелководью за счет уменьшения глубины погружения. Есть также возможность регулировки угла наклона и наклона румпеля.

В отличие от целого ряда других лодочных моторов известных брендов, Mikatsu M9.9FS не настолько требователен к топливу и в него можно свободно заливать АИ-92.

Данный аппарат, как и многие другие моторы на 9.9 л.с. можно раздушить до 15 л.с. Делается это относительно просто. Необходимо поменять винт на 11, заменить лепестковый клапан и провести настройки зажигания уже на воде.

2 SEA-PRO T 9.9S

Лучшая цена!
Страна: Китай
Средняя цена: 65 000 руб.
Рейтинг (2017): 5.0

Если вы не скептически относитесь к китайским производителям, то возможно вам будет интересен мотор SEA-PRO T 9.9S, известного китайского производителя бюджетных лодочных двигателей. По некоторым данным, моторы SEA-PRO это точная копия Yamaha. Однако стоят они на 40 - 50% дешевле.

Так, наша модель T 9.9S с рабочим объемом 202 куб. см. будет стоить примерно 65 000 р. В то время как мотор Yamaha при тех же параметрах обойдется минимум в 110 000 р. Разница, как говориться на лицо. Лодочный мотор SEA-PRO T 9.9S - это самый дешевый вариант среди моторов мощностью 9.8 - 9.9 л. с.

1 Tohatsu M 9.8B S

Самый легкий и надежный!
Страна: Япония
Средняя цена: 102 400 руб.
Рейтинг (2017): 4.5

Популярность и авторитет бренда Tohatsu не подлежит сомнению. Техника Tohatsu ценится, прежде всего, за счет своей сверх надежности и неприхотливости. Да, цены на моторы Тохатсу далеко не самые низкие, но цена в данном случае оправдывает качество на все 100%.

Конкретно модель Tohatsu M 9.8B S популярна в виду хороших технических характеристик, экономичности и легком весе. Мотор способен вывести в глиссер лодку 3,6 метра с тремя взрослыми людьми на борту. Вес мотора составляет всего 26 кг, что позволит перевозить и устанавливать его в одиночку.

Лучшие 4-х тактные лодочные моторы до 15 л. с.

Четырёхтактные лодочные моторы отличаются от двухтактных не только высокой ценой и большей массой. Их преимущество заключается в сложном устройстве, благодаря которому повышается плавность и уменьшается шумность работы. Кроме того, резко сокращается количество вредных выбросов, в связи с чем их можно использовать на водоёмах без особых ограничений.

3 Mercury ME F 15 M

Лучшая цена
Страна: Италия (произведено в Японии)
Средняя цена: 152 000 руб.
Рейтинг (2017): 4.5

Mercury ME F 15 M - это лодочный мотор с истинно итальянским характером, произведённый в японском подразделении компании. Его отличительной особенностью является наличие не только румпельного (ручного), но и дистанционного управления, притом очень неплохого. 350-кубовый движок имеет хороший рабочий ресурс, но требует периодического контроля за функционированием. Дело в том, что при долгом времени эксплуатации наблюдается (не всегда) появление дефекта перерасхода масла, ведущего к медленной, но верной поломке силового агрегата. Характерным проявлением этого дефекта является повышение дымности выхлопа. В остальном же серьёзных претензий к мотору не имеется.

Достоинства:

  • неплохая цена;
  • комплект, включающий в себя набор инструментов и запасные свечи;
  • наличие индикатора низкого давления масла;
  • наличие аварийного выключателя двигателя.

Недостатки:

  • при долгом сроке эксплуатации наблюдается проблема с перерасходом масла.

2 Yamaha F15CEHS

Лучшие эксплуатационные способности
Страна: Япония
Средняя цена: 172 000 руб.
Рейтинг (2017): 4.8

Японский бренд всегда радует потребителей хорошим, качественным товаром, и бензиновый лодочный мотор Yamaha F15CEHS не стал исключением. В меру мощная и увесистая модель выдаёт 15 л.с. при объёме движка в 362 кубических сантиметра. Как и в случае других движков от Yamaha, пользователи отмечают длительный срок эксплуатации без сколь угодно мелких поломок, что, безусловно, добавляет престижа в копилку производителя. Тем не менее, при выходе на мировой рынок наметилась следующая тенденция - официальные дилеры, перекупщики и прочие торговые лица по своему усмотрению играют с ценой на мотор. Иногда наценка достигает до 40-50%, что вносит дисбаланс в соотношение цена/качество и отпугивает потенциальных покупателей.

Достоинства:

  • высокая долговечность;
  • хорошие эксплуатационные качества;
  • наличие регулировочной системы наклона мотора и румпеля;
  • оборудован аварийной системой выключения двигателя.

Недостатки:

  • значительный разброс цен.

1 Honda BF-15

Лучшая экономичность и устойчивость к нагрузкам
Страна: Япония
Средняя цена: 212 890 руб.
Рейтинг (2017): 5.0

Если для вас крайне важен такой показатель, как расход топлива, то рекомендуем обратить внимание на Honda BF-15 - это самый экономичный вариант среди 15-сильных лодочных моторов. Одного литра топлива хватает на 7,3 км пробега. Это очень хороший показатель, если принять во внимания тот факт, что ближайший конкурент, Suzuki DF-15, может проплыть на одном литре лишь 6 км.

Из приятных опций у Хонды присутствует генератор на 6 А. Из не очень приятных моментов можно выделить вес, который составляет 46 кг. Ну и цена, которая приближается к отметке в 200 000 р.

Лучшие китайские лодочные моторы

Основной мотив при покупке китайского мотора - безусловно, цена. Разница в стоимости между «китайцем» и известным брендом получается весьма внушительной. Например, мотор мощностью 9.9 лошадиных сил бренда Tohatsu или Yamaha будет стоить минимум 110 тыс. р., в то время как китайский аналог при схожих характеристиках можно найти за 70 - 75 тыс. р. На разницу в цене можно приобрести лодку. Но оправдана ли такая экономия? Большой вопрос.

Если вы решили сэкономить на покупке лодочного мотора известного бренда и обратили свой взор на китайскую технику, то будьте готовы к следующим возможным проблемам:

  • Слабые технические характеристики. Даже если в документации указано, что мотор способен выдавать 15 л. с., далеко не факт, что лодка поплывет на заявленную мощность.
  • Сложность с запчастями. Нормальных сервисов и представительств китайских брендов в нашей стране, увы, нет. Поэтому, если с мотором что-нибудь случиться, запчасти придется ждать очень долго.
  • Малый срок службы. Большинство китайских моделей работают «без проблем» около 12 месяцев. Об этом свидетельствует множество отзывов на форумах.

Чаще всего покупаются не мощные китайские моторы, от 2.5 до 5 л.с в ценовом диапазоне от 10 до 20 тыс. р. Такого аппарата будет достаточно для перемещения по спокойной воде по не глубоким озерам и заливам на 1 - 2 сезона активной работы. Многие понимают, что нет смысла приобретать мощные китайские моторы, потому как цена получается весьма существенной и лучше потратиться на более известные и надежные модели.

3 Golfstream T15ВМS

Лучшая цена за моторы мощностью 15 л. с.
Страна: Китай
Средняя цена: 83 070 руб.
Рейтинг (2017): 4.0

Среди более мощных китайских моторов отдельное внимание заслуживает модель Golfstream T15ВМS бренда Parsun. Этот двухтактный, двухцилиндровый мотор способен выдавать 15 л. с. при массе всего-то в 36 кг. Самое интересно, что цена Golfstream T15ВМS начинается от 88 000 р.

Стоит сказать, что бренд «Parsun» достаточно популярен в США и Канаде. Логично предположить, что вечно требовательные к качеству американцы не стали бы покупать откровенное «барахло».

2 SEA-PRO T 2.5S

Хорошее соотношение цены и функционала
Страна: Китай
Средняя цена: 17 750 руб.
Рейтинг (2017): 4.5

SEA-PRO T 2.5S - один из самых популярных китайских лодочных моторов в бюджетном ценовом сегменте.
Что хотелось бы отметить в данной модели. Во-первых, вес аппарата. Он составляет всего 10 кг. Во-вторых, есть функция наклона румпеля (рычага для поворота мотора). Управление плавательным средством будет не таким «топорным». В третьих, цена! Всего 15 - 20 тыс. р. за вполне добротный моторчик.

Выбор лодочного мотора зависит от условий его эксплуатации, а они могут быть неодинаковыми. Двигатель может устанавливаться на рыбацкой лодке,на небольшом катере для водных перемещений или даже на яхте. Соответственно, моторы для разных плавучих средств понадобятся с различными техническими характеристиками.

Как выбрать лодочный мотор

В первую очередь лодочный мотор выбирается по мощности. Подбирают его, руководствуясь параметрами лодки или катера. Мощность устанавливаемого двигателя должна быть чуть меньше максимально допустимого показателя, обозначенного в технических условиях плавучего средства – слишком слабый двигатель не справится с управлением судна, превышение нормы приведет к перегрузке.

Моторы различаются по управлению. По запуску могут быть с ручным запуском (ручной стартер) и электрическим, по управлению движением плавучего средства – с румпелем или дистанционным приводом.

При выборе двигателя также обращают внимание:

  • на количество цилиндров;
  • тип (двухтактный или четырехтактный);
  • по длине дейдвуда («ноги» мотора);
  • на тип зажигания (контактное или электронное).

Производитель

Большое значение имеет выбор производителя. Среди них есть такие известные фирмы, как Сузуки, Ямаха, Тохатцу (Ниссан), Меркурий, Хонда. В последнее время появилось много различных двигателей китайского производства.

Среди отечественных лодочных моторов следует отметить модели:

  • «Ветерок» ульяновского завода;
  • самарский «Вихрь»;
  • моторы «Салют» и «Нептун» московского завода.

Пожалуй, Хонда занимает лидирующие позиции в производстве лодочных моторов. Качество и надежность продукции этой марки находится на очень высоком уровне.

Отечественные двигатели привлекают довольно низкой ценой. К сожалению, других преимуществ у них практически нет. Надежность самих агрегатов и запасных частей к ним оставляет желать лучшего.

Мощность

Приблизительно моторы по лодочные мощности можно классифицировать следующим образом:

  • от 2 до 6 лошадиных сил – для небольших лодок, движущихся на небольшой скорости;
  • от 8 до 15 л.с. – хорошо подходят на лодки длиной 3–3,5 м, можно передвигаться на значительные расстояния;
  • свыше 20 л.с. – позволяют быстро передвигаться по водоему,рассчитаны на перевозку большого груза.

2-6 л.с.

Такие двигатели развивают скорость судна от 5 до 10 км/час. Они рассчитаны на плавание по небольшим озерам или спокойным рекам. Следует отметить, что эксплуатация мотора слишком малой мощности в некоторых случаях небезопасно – увесистую лодку под действием ветра может сносить.

Как правило, моторы имеют следующие характерные отличия:

  • количество цилиндров – 1;
  • тип – двухтактный и четырехтактный (но чаще двухтактный);
  • встроенный;
  • защита шпоночного типа;
  • небольшой вес.

С маломощным двигателем (от 2 до 6 л.с.) лодка вряд ли сможет выйти в режим (глиссирование – это способность лодки при движении подниматься над водой, и лодка движется почти параллельно поверхности водного пространства). Длительная работа на полном газу способствует быстрому износу маломощного агрегата, а холостые обороты очень нестабильны из-за того, что работает один цилиндр.

Плюсом моторов до 5 л.с. является то, что на плавучих средствах можно передвигаться, не имея удостоверения на право управления.

8-15 л.с.

С такими моторами лодка уже может выходить на глиссирование. Потребление топлива может доходить до 6 литров в час на больших нагрузках, в режиме троллинга (метод рыбной ловли) расход существенно меньше.

Такие двигатели характеризуются:

  • наличием двух цилиндров;
  • ручным управлением газа;
  • весом от 25 до 55 кг;
  • довольно высокой стоимостью относительно самых слабосильных агрегатов;
  • обеспечивают скорость движения лодки или катера от 3 до 30 км/ч (одновременно есть возможность троллингаи глиссирования);
  • управляются с помощью румпеля.

Более 20 л.с.

Такие двигатели не пользуются слишком большой популярностью у рыбаков в силу их низкой экономичности, но для катеров и яхт такие агрегаты будут в самый раз. С мощным мотором трудно осуществить троллинг, зато можно обеспечить катание на водных лыжах.

Моторы нередко имеют:

  • электрическую систему запуска;
  • четырехтактный тип двигателя;
  • два цилиндра.

Вес самого легкого 20-сильного мотора не менее 45 кг, но обычно они еще тяжелее. Цена импортного двигателя начинается от 80 000 рублей.

Двухтактный или четырехтактный мотор

У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Но для мощных двигателей четырехтактный вариант более предпочтителен.

Двухтактный мотор

  • потребляет больше топлива (где-то процентов на 20 по сравнению с 4-тактным);
  • для его работы требуется смешивание топлива и бензина;
  • на так ровно работает, как 4-тактный;
  • более шумный.

Четырехтактный мотор

  • обладает лучшим ресурсом и реже нуждается в ремонте;
  • резвее набирает обороты;
  • стабильнее работает на холостых оборотах;
  • не очень требователен к качеству топлива.

Несмотря на ряд преимуществ 4-тактного двигателя, 2-тактный более интересен при передвижениях на небольшие расстояния. Затем, двухтактные моторы имеют более низкую стоимость и относительно небольшой вес.

Фиксация двигателя

От установки мотора на транец лодки зависит, как он будет вести себя в различных условиях. При слишком высокой посадке двигатель может захватывать лопастями воздух, при слишком низком расположении возрастает сопротивление движению лодки.

Установку производят на транец струбцинами, но при этом все равно есть свободный ход – мотор можно опускать и поднимать. Жесткая фиксация приводит к тому, что при наезде на препятствие двигатель можно повредить. Поэтому установку производят так, чтобы при наезде на препятствие двигатель мог опрокидываться.

Уровни наклона двигателя

Мотор должен крепиться на транце обязательно по центру, а зажимы при этом завернуты до упора. Важно правильно выбрать угол наклона мотора, его неправильная установка повышает сопротивление движению и снижает мощность.

Угол наклона проверяют на скорости, соответствующей среднему значению. При этом учитывается дифферент лодки (наклон относительно поверхности воды). Правильным считается дифферент, если в состоянии неподвижности плавучего средства нос будет поднят на 3–5 градусов. Высоко задранный нос может привести к опрокидыванию лодки,низкий угол повышает нагрузку на мотор, теряется управляемость.

Рейтинг популярных лодочных моторов с ценами

Среди всех производителей лодочных моторов лучше всех себя зарекомендовали марки:

  • Honda;
  • Suzuki;
  • Yamaha;
  • Mercury;
  • Tohatsu.

При сравнении 15-сильных двигателей лучшие показатели по всем параметрам показала Хонда,немногим ей уступают двигатели Suzuki и Mercury. Но среди всех моделей Honda BF-15 оказалась и самой дорогой (около 150 000 рублей).

Средние цены на другие марки 15 сильных двигателей:

  • Suzuki DF-15 – около 130 тыс.руб.;
  • Tohatsu M15D2 S –95 тыс. руб.;
  • Mercury 15m – 95 тыс.руб.;
  • Yamaha 15FMHS– 100 тыс.руб.

Ямаха

Компания YAMAHA MOTOR является крупнейшим мировым производителем моторов для лодок. Она выпускает двигатели разной мощности начиная с 2 л.с. и заканчивая 250 л.с. Компания дает гарантию 2 года на всю выпускаемую продукцию.

Сузуки

Лодочные моторы фирмы Suzuki отличаются великолепными эксплуатационными характеристиками и надежным качеством. Компания пользуется самыми современными технологиями в разработке своей продукции. Наиболее популярными стали модели лодочных моторов мощностью от 9,9 и до 40 л.с.

Тохатсу

Фирма Tohatsu на рынке бензиновых двигателей существует с 1922 года, первый лодочный мотор корпорация выпустила в 1956 году. Продукция компании отличается безупречным качеством. Моторы Tohatsu по праву считаются одними из самых экологически чистых в мире.


Меркурий

Американская корпорация MercuryMarine удерживает ведущие позиции в области производства лодочных моторов. Двигатели Mercury бесшумны, экономичны и легки в управлении. Продукция компании соответствует всем требованиям мировых стандартов.

Какой лодочный мотор выбрать из китайских

Среди китайской продукции выбор не так прост, тем более, что лодочные моторы китайского производства отличаются должным качеством. При выборе двигателя следует руководствоваться наличием сервиса по ремонту и обслуживанию моторов. В частности, у компании SIA-PRO в России такой сервис имеется. Также следует отметить неплохое качество продукции фирм Parsun,Trollи Hondex (HDX).

Для того чтобы не возникало проблем при эксплуатации лодочного мотора, стоит придерживаться ряда правил:

  • Не стоит проверять работоспособность мотора на постоянном полном газу тем более по густой траве и камням на мелководье. Такие поездки могут закончиться повреждением гребного вала или выходом из строя редуктора.
  • Смесь бензина с маслом должна быть в нужной пропорции. Нарушение пропорции приводит к выходу из строя деталей топливной системы.
  • Нужно во время менять свечи, руководствуясь заводскими нормами. В запасе неплохо всегда иметь пару свечей.
  • Необходимо регулярно проверять наличие струи в контрольном отверстии охлаждающей системы во избежание перегрева мотора.
  • Необходимо иметь с собой запасные шпонки. При обрыве шпонки ее можно будет заменить в пути и двигаться дальше.

Следует не забывать, что на воде обстоятельства складываются несколько по иному, чем на автомобильной дороге. Может так получиться, что рядом никого не окажется и помочь будет некому.

В данном тесте вы найдете сравнительные характеристики лодочных моторов Honda, Mercury, Parsun, Sail, Suzuki, Tohatsu, Yamaha мощностью 10 л.с.

Раньше все было лучше. Так ли это? Те, кто при взгляде на таблицу с техническими характеристиками по-прежнему грустит о «старых добрых временах», вероятно, забыли, что оплакиваемые двухтактники мощностью 10 л.с., которые, как минимум в воспоминаниях, можно было без малейших усилий нести по мосткам или по пляжу и, опять же судя по воспоминаниям, просто вешать на транец, не рискуя спровоцировать выпадение межпозвонкового диска, уже 25 лет назад весили никак не менее 30 кг. Так и во время последних эталонных испытаний в этом классе (BOOTE 9/04) только Tohatsu M 9.8 удалось сохранить свой вес ниже отметки 30 кг. Его «правнук» весом 39 кг, четырехтактник, как и все моторы, представленные в этом классе, вместе с мотором Parsun вошел в категорию самых легких тестируемых моторов, однако оказался тяжелее «дедушки» на 12 кг или, иными словами, почти на 40 %. Понятно, что четырехтактный мотор, оснащенный механизмом клапанного распределения и циркуляционной смазочной системой, состоит из большего количества подвижных конструктивных элементов и намного тяжелее, чем двухтактник, не нуждающийся ни в первом, ни во втором.
При выборе мотора Sail, представителя пары китайских моторов-участников этого соревнования, который при помощи своего дросселированного пятнадцатисильного брата-близнеца смог добраться до старта, невзирая на действительно тяжелый вес (53 кг), ставка делается целиком и полностью на его убеждающую стоимость. Выиграть в этой категории мотору Parsun удается только у конкурента из своей собственной страны. Прочно закрепившиеся на рынке производители, цены которых почти на 70 % превышают стоимость мотора Parsun, не могут, да и не хотят идти наравне с другими.
Концепцию китайских производителей можно охарактеризовать как угодно, но только не как прогрессивную.

ТЕСТ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ
Технические характеристики

Honda Mercury Parsun Sail Suzuki Tohatsu Yamaha
Модель BF 10 SHU F 9.9M F 9.8BMS F 9.9 DF 9.9AS MFS 9.9 A3 F 9.9FMH
Кол-во цилиндров 2 2 2 2 2 2 2
Размеры поршня, мм 58х42 55х44 55х44 59х59 51х51 55х44 56х43
Рабочий объем, см 3 222 209 209 323 208 209 212
Макс кол-во обротов 5000-6000 5000-6000 5000-6000 5000-6000 5000-6000 5000-6000 5000-6000
Вес по каталогу/ вес подготовленного мотора с винтом и маслом, кг 42/45,5 38/41 38/39 45/53 39,5/42 37/39 39,9/42
Топливо бензин бензин бензин бензин бензин бензин бензин
Топливная система карбюратор карбюратор карбюратор карбюратор карбюратор карбюратор карбюратор
Топливный бак 12 л 12 л 12 л 12 л 12 л 12 л 12 л
Запуск электро электро электро электро электро электро электро
Охлаждение водяное водяное водяное водяное водяное водяное водяное
Генератор 12 В / 6 А - - 12 В / 6,5 А 12 В / 6 А 12 В / 6 А 12 В / 6 А
Высота транца, мм 433 381 381 381 381 381 381
Передаточное число 2,33:1 2,08:1 2,08:1 2,08:1 2,08:1 2,08:1 2,08:1
Переключение передач вперед-назад-нейтраль вперед-назад-нейтраль вперед-назад-нейтраль вперед-назад-нейтраль вперед-назад-нейтраль вперед-назад-нейтраль вперед-назад-нейтраль
Винт алюминиевый4 х 9 1/4″х 9″ алюминиевый3 х 10 3/8″х 8 1/2″ алюминиевый3 х 8 9/10″х 8 3/10″ алюминиевый3 х 9 1/4″х 16″ алюминиевый3 х 9 1/4″х 7″ алюминиевый3 х 8 9/10″х 8 1/2″ алюминиевый3 х 8 1/2″х 8 1/2″
Гарантия 3 года 5 лет 2 года 2 года 3 года 3 года 2 года


На этих испытаниях мотор Honda BF 10 задает тон в категориях «Комфортность работы мотора» и «Потребление топлива». Mercury F 9.9 такой же быстрый, однако, если речь идет об удобстве эксплуатации и соотношении цена – качество, то ему следовало бы предложить нечто большее, чем предлагает конкурент из Японии.

Приобретаются конструкционные планы устаревших моторов и, по возможности, одновременно необходимая оснастка для производства. Что касается качества материала и обработки, то оно значительно снижается. Сеть торговых посредников перестает быть необходимой. В результате появляются совершенно новые, прямо с завода и одновременно уже давно устаревшие моторы, поступающие на испытания без пробного пуска, которые при определенных обстоятельствах покрываются ржавчиной уже в картонной упаковке. Открытым текстом: на моторе F 9.9 производства компании Sail на присоединительных винтах для крепления транца уже до начала контрольных испытаний была выявлена коррозия. Кроме того, было обнаружено множество необработанных кромок, корпус фильтра для топлива был «отремонтирован» суперклеем «Момент» (кто это сделал?), но несмотря на это распался на части, а вал винта был с радиальным люфтом, с уплотнительной прокладки которого через час после контрольного заезда начало капать масло. «Слабинка» — стандартный гребной винт, т.е. винт, который абсолютно не подходил для тестовой лодки, проявилась и у Parsun F9.8.

Хотя обработка этого мотора оказалась более качественной по сравнению с мотором Sail, но вел он себя на лодке, как и его соотечественник, подобно грубому подмастерью. Шумы, возникающие во время движения, варьировали в зависимости от числа оборотов от царапанья и трения до свиста, но независимо от звучания не вызывали доверия. В какой степени сказывается влияние неверно подобранных гребных винтов, для которых на момент проведения контрольных испытаний ни один из двух импортеров из Китая не предложил альтернативу, четко показывают результаты измерений. Остается лишь надеяться, что только винты «были распроданы без остатка» и что приобретение других запчастей осуществляется проще и, прежде всего, быстрее. Как все должно быть, демонстрирует «Большая пятерка», а именно Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu и Yamaha, прибывшие на контрольные испытания с большим выбором гребных винтов.

Неотъемлемая часть каждого мотора – короткая нога, ручной старт, румпельное управление и обязательный выносной топливный бак. Оборудованные таким образом десятки обеспечили себе рабочее место преимущественно на открытых четырехметровых спортивных надувных лодках и как вспомагательные моторы на больших лодках. Необходимость в помощи при транспортировке зависит, главным образом, от «соотношения сил». Скругленными ручками для ношения снабжены все моторы. Важным в этом классе моторов является также упаковочный размер, который все производители уменьшают за счет складного румпеля. При этом компании Mercury и Yamaha смогли предложить наилучшее решение, внедрив угол складывания 180 градусов.


Suzuki DF 9.9 получает большее количество баллов в первую очередь за образцовый комфорт обслуживания, а Tohatsu скорее за то, что во время контрольных испытаний не проявил ни одной слабинки. Yamaha предлагает с мотором F9.9 известное всем хорошее качество по достойной цене. В отношении цены Sail и Parsun не знают себе равных, однако качество обработки, комфортность работы мотора и послепродажное обслуживание требуют серьезной доработки.


ВЕС И РАЗМЕР – ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ

Вопрос о наличии водительских прав в Германии, стране, в которой при мощности в 3,68 кВт (5 л.с.) уже необходимо разрешение на вождение, играет среди аргументов в пользу продажи – если вообще о нем зайдет речь – второстепенную роль.

Во Франции дело обстоит иначе. У наших соседей «справка» нужна лишь при приобретении средства мощностью от 10 л.с. Производители моторов уже на протяжении многих лет реагируют на это распоряжение «коллективным приступом слабости» и аттестуют свои четырехтактники лишь в 9,8, максимум в 9,9 л.с.
И наконец, унифицировались требования в отношении безопасности. Система Quick Stop для моментальной остановки c тросовым аварийным включателем, блокировка пуска двигателя, не позволяющая запускать мотор с включенной передачей, и трос – стандартная комплектация.


Так, в конце был приведен комментарий, что хотя в поставку Parsun и входят трос, ключ, при помощи которого в случае необходимости можно выполнить демонтаж кожуха маховика, однако, вероятно, об этом поставщик забыл. На тот факт, что никакая система аварийной остановки Quick Stop еще никого не научила плавать, реагирует только Honda. Комплект инструмента к мотору этого производителя включает в себя запасной чип (микросхему на монокристалле). Mercury, Sail и Tohatsu дополняют комплект запасными свечами зажигания.

Описание использования инструментов и аварийного троса и то, как следует управлять мотором в обычных ситуациях, приводится во всех случаях в хорошо иллюстрированных инструкциях по эксплуатации, которые производители Mercury, Parsun, Sail и Tohatsu предлагают отчасти только на английском языке. «Приз журнала BOOTE за литературу» поделили между собой Honda, Suzuki и Yamaha, предлагающие всю информацию на многих языках (среди них также и на немецком).

Дроссельную заслонку и расположенный, за исключением Mercury и Suzuki, сбоку или впереди на картере рычаг коробки передач в случае сомнения можно найти и без помощи инструкции по эксплуатации, а вот объяснение того, что передачи переключаются также при скорости вращения через холостой ход – что и для человека, и для коробки передач может стать достаточно неприятным ощущением, вряд ли. Mercury и Suzuki включают передачи через вращающуюся рукоятку на румпеле всегда на холостом ходу. И хотя к выполнению этой операции в первый момент нужно привыкнуть, но потом осознается ее удобство и безопасность. Остается только констатировать тот факт, что во время проведения контрольных испытаний все передачи в любой ситуации переключались точно и с легким ходом.


Насколько легким должен быть ход румпеля и вращающейся рукоятки управления дросселем карбюратора, решает водитель моторной лодки, индивидуально выбирая момент затяжки регулировочного винта и руководствуясь только своими чувствами. Безопасность и комфорт обеспечивает также система тримма Mercury. В то время, пока участники соревнования пытаются при помощи тримм-болта, который при приподнятом моторе устанавливается в различные положения, установить лодку в оптимальное положение на плаву, американские производители предлагают своим клиентам вместо этого систему «полуавтомат». Теперь по-немецки: при нажатии на румпель мотор поднимается и устанавливается по линии подъема автоматически в разные позиции. Конечно же и другие производители позаботились о том, чтобы предусмотреть для своих моторов для плаванья в неглубоких водах так называемое положение для мелководья, только для этого после разблокировки заднего хода (Honda, Sail, Suzuki, Yamaha) необходимо поднять мотор за прочно прикрепленный кожух. Твердо устоявшимся также является тот факт, что моторы оснащены системой контроля давления масла.


При снижении давления масла подается оптический сигнал и автоматически включается электронный ограничитель частоты вращения. Тесные рамки предумотрены производителями Mercury, Parsun, Suzuki, Tohatsu и Yamaha для топливных мини-фильтров. На моторе Honda размер топливного фильтра зависит от характеристик мотора, а вот для мотора Sail важен не только размер, но и тип (сетчатый фильтрующий элемент, который можно вымывать изнутри). Тот, кто хочет быть уверенным на сто процентов, должен захватить с собой на борт запасной фильтр.

РАСПАКОВАЛ, ПОДВЕСИЛ И ПОЕХАЛ

Замена осуществляется очень просто. Ворам при краже моторов приходится нелегко, когда болты для крепления транца застопорены при помощи висячего замка. Такая защита предусмотрена на всех моторах. Если же речь идет о затратах на техническое обслуживание, то ни у одного из тестируемых кандидатов нет веских преимуществ. Замена моторного и трансмиссионного масла (а на моторах Honda и Sail также масляного фильтра) осуществляется раз в год (главным образом перед зимней консервацией).

Свечи зажигания и анодные протекторы, защищающие мотор от повреждений гальванической коррозией, проверяются весной вместе с зазором в клапанном приводе и заменяются в случае необходимости.
Практические тестовые испытания все кандидаты выполняли на надувной лодке Zodiac MK I Classic, длиной 3,50 см с вставным днищем, которая вместе с экипажем испытателей, измерительными приборами и топливным баком весит ни много ни мало 250 кг.

Распаковал, подвесил, поехал: все без исключения тестируемые кандидаты убедительно продемонстрировали отличные стартовые характеристики. При температуре воздуха 25ºС оснащенные расположенным сверху распределительным кулачковым валом двухцилиндровики заводятся сразу без дросселя и газа, после первых оборотов едут по кругу и набирают газ не захлебываясь.

То, что мотор мотору рознь, становится заметным уже на старте. При этом Sail из-за значительно большего рабочего объема должен прикладывать на старте больше энергии, чем его конкуренты по контрольным испытаниям.

А вот уже в эксплуатации обходиться меньшим и средним количеством оборотов (до 3000/мин.). В то время как конкуренты выполнили опору двигателя настолько эластичной, что вибрация не передается на румпель, Sail в каждой фазе не позволяет забывать водителю моторной лодки, что от недорогого двухцилиндровика, made in China (сделано в Китае), не следует ожидать чуда в отношении комфортности работы мотора. Parsun подтверждает эту оценку не поддающимися определению шумами, о которых мы уже упоминали ранее. Если для определения комфортности работы мотора за главный критерий принимать только измеренный уровень шума двигателя, то победителем в этой номинации будет Honda. Mercury и Suzuki удается добиться подобных показаний только в низком диапазоне частоты вращения, а Tohatsu – показаний «чемпиона» при глиссировании. Роль «правильного» гребного винта подтвердилась уже во время соревнований на предельной скорости и при ускорении. В обоих случаях Sail был мерилом. Тежеловес с рабочим объемом 323 см3 смог набрать скорость всего лишь за 5,2 с от 0 до 25 км/ч.

И все это с гребным винтом, который как минимум на один размер меньше необходимого и, как следствие этого, при полном открытии дроссельной заслонки заставляет мотор вращаться с частотой большей, чем рекомендованные 5500/мин. Если бы не опытная рука испытателя и не электронный ограничитель частоты вращения, мотор быстро бы испустил дух. Возникает вопрос, насколько силен был бы Sail с правильно подобранным гребным винтом и не перенял ли испытуемый F 9.9 не только габаритные размеры, но и внешний вид у своего пятнадцатисильного брата-близнеца. В отличие от Sail мотор Parsun промучался со слишком большим гребным винтом. Результат: хотя мотор с количеством оборотов 5400/мин. при полной нагрузке работает все еще в «зеленом секторе» (рекомендованные 5000 – 6000 / мин.), показатель ускорения в 34 с находится по ту сторону добра и зла, а полученная максимальная скорость (27,1 км/ч) намного ниже, чем показывают конкурирующие модели на этот момент времени.

Suzuki с правильно подобранным винтом смог набрать скорость 32,6 км/ч и ускорение за 8,2 с 0 до 25 км/ч. Таким образом, мотор Suzuki, за которым по пятам следует Tohatsu, в комбинации скорость и ускорение занимает второе место. И хотя Yamaha оказалась чуть быстрее Tohatsu, ускорение дается мотору намного труднее. Наилучшее ускорение позволяет Honda прибыть к цели раньше, чем Mercury, хотя скорость обоих моторов одинакова.


БЕЗ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННОГО ВИНТА ДЕЛО НЕ ПОЙДЕТ

Самая отдаленная цель – это для мотора Honda, который при экономном глиссировании со скоростью 25 км/ч расходует ровно 0,10 л/км и, таким образом, опорожняет принятый для этого класса топливный банк объемом 12 л лишь через 120 км. Parsun при равных условиях успевает сделать это через 80 км. Если кто-то спешит, то дальше всего он доберется при помощи Mercury, потребляющем при полном открытии дроссельной заслонки 0,11 л бензина для умеренно форсированных двигателей и расходующий при скорости почти 32 км/ч полный бак на 109 км. Наибольшим потреблением характеризуется Sail, что отнюдь не умаляет подозрение испытателей, что в этом моторе больше «10 лошадей тянут воз».

Вывод: Если для приобретения мотора последнее слово остается только за кошельком, то первыми претендентами в этом случае являются «китайцы», и в особенности Parsun. Оправдывает ли их цена присущие обоим серьезные недостатки, которые у одного связаны с некачественным изготовлением, у второго с пресловутым «послепродажным обслуживанием», т.е. с дилерской сетью, приобретением запчастей, проведением гарантийного ремонта, каждый в конце концов должен решить для себя сам. Моторы Mercury и Suzuki, в первую очередь, характеризуются соотношением «цена – качество» и первоклассным удобством эксплуатации. Yamaha отстает только во втором пункте. Honda убеждает комфортностью работы мотора и умеренными показателями потребления топлива, пытаясь таким образом компенсировать такие недостатки, как вес и цена. «Любимец испытателей» — Tohatsu. Хотя ни в одной из категорий он не вырвался по настоящему вперед, но он легкий, тихий, быстрый, экономный и предлагается по умеренной цене.