Общий психологический практикум методики готовые. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". Список использованных источников

Предлагаемый учебник написан коллективом сотрудников факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова как руководство для освоения студентами общих методов сбора данных, используемых в психологии: метода наблюдения, метода опроса, метода беседы, метода измерения, метода тестов и метода эксперимента. Эти методы, в соответствии с их названием, широко используются всеми психологами, независимо от их специальности или специализации, для решения основных профессиональных задач: проведения исследования, психодиагностического обследования, оказания психологической помощи людям. В научном исследовании эти методы используются для эмпирического обоснования предлагаемых учеными теоретических объяснений, в психодиагностическом обследовании – для эмпирического обоснования заключений об определенных психологических особенностях индивидов или групп, при оказании психологической помощи – для эмпирического обоснования осуществляемых психологом вмешательств в жизнь людей и оценки эффективности этих вмешательств. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем специальностям и специализациям психологии, по дисциплине «Общий психологический практикум». Рекомендовано к изданию Ученым советом факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2017 году издательством Питер. Книга входит в серию "Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения (Питер)". На нашем сайте можно скачать книгу "Общий психологический практикум" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

1. Общие этические правила и нормы работы психолога

Компетентность.

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

Порядочность.

Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

Профессиональная и научная ответственность.

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы, дифференцировано, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

Уважение к правам человека.

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культурные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

Забота о благополучии других.

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других увлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь не причинением вреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально дает психология, или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

Социальная ответственность.

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследование, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.

Среди общественных профессиональных организаций психологов ведущую позицию занимает Российское психологическое общество, объединяющее психологов Этический кодекс Российского психологического общества был принят в 2003 году на 3-м съезде РПО.

Этический кодекс вводит понятия «заказчика» и «клиента» психологических услуг, описывает этические принципы и правила деятельности психолога.

В частности, понятие «клиент» объясняется как условное обозначение человека, который является объектом исследования, консультирования, специального обучения, тренинга, лечения, проходящего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах науки о человеке.

В этическом кодексе Российского психологического общества представлены главные этические принципы и правила деятельности психолога:

Принцип не нанесения ущерба Клиенту;

Принцип компетентности психолога;

Принцип беспристрастности Психолога;

Принцип конфиденциальности деятельности психолога;

Принцип осведомленного согласия.

Каждый из названных принципов в Этическом кодексе раскрывается и обосновывается определенными правилами. Данные принципы необходимо знать и ими руководствоваться в профессиональной деятельности.

1.Принцип не нанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Данный принцип предусматривает следующие правила.

Правило взаимоуважения психолога и Клиента.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в эксперименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.

Правило безопасности для Клиента применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не предоставляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента.

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получения согласия Клиента.

2. Принцип компетентности психолога. Согласно данному принципу Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

Правило сотрудничества Психолога и Заказчика.

Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить Заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомнению.

Правило профессионального общения Психолога и Клиента.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений.

Правило обоснованности результатов исследования Психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

3. Принцип беспристрастности Психолога.

Принцип беспристрастности Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отношения Заказчика к Клиенту на формулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на основании данных, полученным научными методами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. Данный принцип реализуется следующими правилами.

Правило адекватности методик, применяемых Психологом.

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

Правило научности результатов исследования Психолога.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к Клиентом определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом.

Психолог передает Заказчику Результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчик у, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности Клиента вне тех задач, которые были поставлены перед Психологом. Психолог руководствуется только интересами дела, и не передает Заказчику никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение и состояние Клиента, Заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

4.Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть, таким образом, оформлены, чтобы они не могли скомпрометировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

Правило кодирования сведений психологического характера.

Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества Испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из произвольного набора цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество Клиента, и соответствующий ему код, известный только Психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается Заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим Клиента, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

Правило корректного использования Результатов исследования.

Психолог несет ответственность за предвидимые научные и социальные последствия своей работы, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен достичь соглашения с Заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения Клиенту результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных Психологом.

5.Принцип осведомленного согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

2. Характеристика метода беседы (интервью) в психологии

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.

Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа - самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно бывает:

♦ свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

♦ стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

♦ частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью - это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

Клиническое интервью - это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

♦ прямые («Ты боишься грозы?»);

♦ косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

♦ проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:

♦ психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

♦ он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

♦ своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

♦ психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.

Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т.д.

3. Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии

психолог этический правило беседа

Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Под понятием «документальный источник» понимаются: письма, автобиографии, дневники, фотографии, видеозаписи, творческие результаты в разных видах искусства, материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться, начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах.

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками - умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США - там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа.

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество тематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

4. Характеристика метода наблюдения в психологии

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.
Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.
Общие требования к организации наблюдения.

Наблюдение следует начинать с выбора объекта наблюдения и ситуации, в которой будет проводиться наблюдение за деятельностью, определение единиц наблюдения, определение языка и формы описания наблюдения.

Запись наблюдения должна быть фактологической, включать описание всей ситуации (предметной и социальной). Запись производиться в категоризованной или свободной форме и заносится в сплошной протокол или в дневник наблюдения.

В сплошной протокол записываются факты в виде собственного описания, где фиксируется, что происходило и каким образом. Протокол ведётся во время наблюдения, возможна и стенографическая фиксация.

Дневник наблюдения обычно используется при многоразовых, многодневных наблюдениях. Иногда дневник ведётся месяцы, годы в тетради с пронумерованными листами и большими полями для комментариев. Обязательно учитывается дата, время, место и ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение. Для точной передачи наблюдаемых фактов необходимо соблюдать однозначность в терминологии на протяжении всего периода наблюдения.

Требования, предъявляемые к наблюдению как к научному методу:

1. целенаправленность,

2. избирательность,

3. плановость,

4. системность,

5. организованность,

6. фиксируемость,

8. полнота.

Виды ситуаций наблюдения:

1. естественные или искусственные,

2. управляемые или неуправляемые,

3. спонтанные или организованные,

4. стандартные или необычные,

5. нормальные или экстремальные,

6. игровые, учебные, производственные, военные, противоправные.

7. Непосредственные – опосредованные,

8. Вербальные – неречевые,

9. Кратковременные – длительные.

Целенаправленное научное наблюдение применяется в следующих основных случаях:

1) ориентировка в проблеме (получение материала, способствующего прояснению проблемы, уточнению вопросов, формулировке гипотез); 2) основной сбор данных об объекте и предмете исследования, когда другие методы неприемлемы или их применение затруднено; 3) дополнение, уточнение или контроль результатов, полученных другими методами; 4) иллюстрация предложенных теорий, гипотез, догадок.

Достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественности психических проявлений наблюдаемых.

К недостаткам метода можно отнести:

1) пассивную роль наблюдателя, ожидающего интересующие его события, хотя вероятность их появления не всегда высока;

2) трудность формализации данных, что усложняет их количественный анализ;

3) трудность точного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всех воздействующих факторов;

4) непроизвольную пристрастность наблюдателя, обусловленную некоторыми закономерностями социальной перцепции типа «эффекта ореола», каузальной атрибуции», «контрастных представлений», эффектов «первичности» и «новизны», явлений идентификации, эмпатии, референтности и т.д.

Виды метода наблюдения.

Объективное - наблюдение со стороны, наблюдение внешних по отношениюк наблюдателю объектов.

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение субъекта за самим собой, за актами собственного сознания и поведения.

Полевое (естественное) - наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

Лабораторное (экспериментальное) - наблюдение в искусственно создаваемых условиях.

Индивидуальное - наблюдение, осуществляемое одним наблюдателем.

Коллективное - наблюдение, осуществляемое совместно несколькими наблюдателями.

Случайное - не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств.

Преднамеренное – заранее запланированное наблюдение, входящее в замысел исследователя и преследующее определённые цели.

Систематическое – это преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику.

Несистематическое – это нестрогое наблюдение без определённого плана.

Неполное – наблюдение, при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже на минимальное) число параметров ситуации и поведения наблюдаемых.

Сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва.

Выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению.

Констатирующее – наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению или оцениванию исследователем в ходе наблюдения.

Оценивающее – наблюдение, сопровождаемое вынесением, наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов.

Стандартизированное – наблюдение, осуществляемое по заранее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.

Нестандартизированное – нерегламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме.

Открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования.

Скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.

Включённое – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает её как бы изнутри.

Невключённое - наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Объективное, внешнее наблюдение.

Прямое (непосредственное) - наблюдение, проводимое непосредственно самим наблюдателем.

Косвенное (опосредованное) – наблюдение, проводимое через посредников. Получение данных от свидетелей и участников, интересующих наблюдателя событий.

Спровоцированное - наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки.

Неспровоцированное – наблюдение, процедура которого не предусматривает специального провоцирующего влияния на ход наблюдаемых событий.

5. Методы нольмерного и одномерного шкалирования

Нольмерное шкалирование – это построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевую размерность.

Во многих психологических исследованиях возникает задача определений единственного или специального значения психологической переменной. Такое специальное значение психологической переменной называют порогом. Развитие экспериментальной психологии показало, что порог является универсальной психологической характеристикой, и пороговые измерения получили широкое распространение, особенно в исследованиях познавательных процессов. В терминах теории измерений определение порога есть нахождение одного шкального значения или локализация точки на психологической шкале.

Одномерное шкалирование.

Следующий шаг в развитии психологических измерений ориентирован на разработку методов, позволяющих построить шкалу, содержащую не одну единственную, а все значения интересующей нас психологической переменной. Первый вклад в создание этих процедур был сделан Фехнером (1860), разработавшим первую модель одномерного шкалирования. Но основную детальную проработку процедур одномерного шкалирования осуществил Терстоун (1927, 1929), а затем, Стивене и его сотрудники (1937,1955), разработавшие метод прямой оценки стимуляции. Далее эти методы развивались в работах шведских: психофизиков под сильным влиянием Экмана (1965). Разработанные ими методы построения «сильных» шкал дали возможность психологам быстро продвинуться в решении многих психофизиологических проблем, связанных с различными областями познавательных процессов.

Эти методы стали широко распространяться, и сразу же появились принципиальные ограничения, связанные с установлением соответствия размерности изменения качественных параметров оцениваемого психологического свойства и градации используемой для измерения физической шкалы.

В отличие от операции прямого метрического измерения психологических стимулов, операции установления порядка или эквивалентности значительно проще и стабильнее. Существенным достоинством порядкового шкалирования является возможность его применения для измерений таких стимулов, которые в силу своей сложности не поддаются жёстким, метрическим измерениям. Именно поэтому процедуры построения шкал порядка чрезвычайно распространены в таких разделах психологии, как психодиагностика, исследование эмоций, интеллекта и т.д.


Список литературы

1. Вачков И.В., Гриншпун Г.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2002.

2. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005.

3. Общий психологический практикум. Е.О.Шамшикова, Т.В.Белашина. Новосибирск, 2009. С.-131.

4. Психологическая диагностика, под редакцией М.К.Акимовой. СПБ.: Питер,2005. С.-56.

Психологическая диагностика, под редакцией М.К.Акимовой. СПБ.: Питер,2005. С.-59.

Психологическая диагностика, под редакцией М.К.Акимовой. СПБ.: Питер,2005. С.-60.

Психологическая диагностика, под редакцией М.К.Акимовой. СПБ.: Питер,2005. С.-51.

Общий психологический практикум. Е.О.Шамшикова, Т.В.Белашина. Новосибирск, 2009. С.-131.

Общий психологический практикум. Е.О.Шамшикова, Т.В.Белашина. Новосибирск, 2009. С.-134.

Общий психологический практикум. Е.О.Шамшикова, Т.В.Белашина. Новосибирск, 2009. С.-136-147.

Общий психологический практикум. Е.О.Шамшикова, Т.В.Белашина. Новосибирск, 2009. С.-255.

Общий психологический практикум. Е.О.Шамшикова, Т.В.Белашина. Новосибирск, 2009. С.-256.

Вопросы для обсуждения

    Проблема соотношения предмета и метода психологии. Методологические принципы психологической науки.

    Общая характеристика методов психологии. В чем заключаются достоинства и недостатки каждого метода психологического исследования?

    Метод и методика исследования. Каковы различия этих двух понятий?

    Прочитайте описание эксперимента по подчинению авторитету Стенли Милгрэма. Сформулируйте ряд вопросов, которые вы бы хотели задать исследователю.

    Как вы думаете, могут ли существовать этические ограничения на распространение некоторых данных психологических исследований?

    Какие методы психологии возможно использовать в процессе педагогической деятельности?

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:

    В чем заключаются различия между житейским и научным знанием? Каковы, на ваш взгляд, отличия психологии житейской и психологии научной? Приведите примеры устоявшихся житейских «психологических» убеждений.

    Отрасли современной психологической науки?

    В каких сферах общественной жизни сегодня не обойтись без психологических знаний?

    Какое место психология занимает или может занять в вашей жизни? Опишите те области собственной жизнедеятельности, где могут найти применение получаемые вами психологические знания.

Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998, с. 22-88.

Годфруа, Ж. Что такое психология В 2-х т. – М., 1994, т.1, с.101-126.

Майерс, Д. Социальная психология. – СПб., 1997, с.278-285.

Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Вопросы для обсуждения

    Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии.

    Психология как наука о поведении. Бихевиоризм о предмете психологии.

    Вклад психоанализа в развитие представлений о психике человека.

    Гуманистическая психология.

    Отечественная психология.

1. Составьте таблицу, отражающую вклад каждого из известных вам направлений психологии в науку и практику. Рекомендуется включить в таблицу следующие разделы: название направления, ведущие представители, предмет исследования, методы изучения предмета, основные положения, возможности практического применения.

2. Известный американский психолог Альберт Бандура утверждал, что человек обучается через усвоение социальных моделей, ролевых образцов демонстрируемых человеку обществом. Проанализируйте содержание одной или нескольких телевизионных программ (радиопередач, журнальных статей). Какую ролевую модель она ретранслирует? Чему учит?

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1998. – 3-36 с.

2. Хрестоматия по истории психологии /Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М., МГУ, 1980. – С. 14-44.

3. Хрестоматия по курсу "Введение в психологию": Учебное пособие /Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М., 1999. – Раздел II. – С. 68-296.

Практикум №3. Образ «я» и возможности его изучения

Личностью в психологии называется системное социально-психологическое качество человека, формирующееся и развивающееся у него в процессе жизни в обществе по мере освоения разных видов деятельности и общения. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. Мотивационная функция деятельности и общения реализуется в виде побуждений, влечений, желаний, направленности благодаря таким компонентам личности, как потребности, мотивы, интересы. Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том числе в самом себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется не только в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности.

Вопросы для обсуждения

    Движущие силы психического развития человека и формирование его личности. Роль биологических и социальных компонентов в развитии человека и формировании его личности.

    Образ «Я». Самооценка и уровень притязаний личности.

    Общее представление о Я-концепции.

    Структура Я-концепции и ее свойства.

Исследование самооценки личности

Цель исследования: определить уровень самооценки. Материал и оборудование: список слов или специальный бланк со словами, характеризующими отдельные качества личности, ручка.

Это исследование имеет два существенно различающихся по процедуре варианта определения самооценки личности. В обоих случаях можно работать как с одним испытуемым, так и с группой.

Первый вариант исследования

В основе исследования самооценки в этом варианте методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования. При работе с группой испытуемых важно обеспечить строгую самостоятельность ранжирования.

Первая серия

Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть "Я" идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.

Инструкция испытуемому: "Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их идеальной личности, то есть с точки зрения полезности, социальной значимости и желательности. Для этого проранжируйте их, оценив каждое в баллах от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в бланке, в колонке №1 слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым полезным и желательным для людей.

Оценку 1 – в той же колонке №1 слева от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась дважды".

Вторая серия

Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.

Инструкция испытуемому: "Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их Вам. Проранжируйте их в колонке №2, оценив каждое от 20 до 1. Оценку 20 – поставьте справа от того качества, которое, по Вашему мнению, является присущим Вам в наибольшей степени, оценку 19 – поставьте тому качеству, которое характерно для Вас несколько меньше, чем первое, и так далее. Тогда оценкой 1 у Вас будет обозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите, чтобы оценки-ранги не повторялись дважды".

Бланк со словами, характеризующими качества личности выглядит следующим образом.

Бланк

Качества личности

Уступчивость

Смелость

Вспыльчивость

Нервозность

Терпеливость

Увлекаемость

Пассивность

Холодность

Энтузиазм

Осторожность

Капризность

Медлительность

Нерешительность

Энергичность

Жизнерадостность

Мнительность

Упрямство

Беспечность

Застенчивость

Ответственность

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" – идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

п – число предложенных качеств личности (п=20);

d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d), суммируют и сумму (∑d 2) вносят в формулу.

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего идеального "Я" и "Я" реального.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между "Я" – идеальным и "Я" – реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до-0,89, тенденции к завышению. Но, значения от+0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между "Я"-идеальным" и "Я"-реальным". Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют "положительное" множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют "отрицательное" множество.

Инструкция испытуемому: "Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет".

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств "положительного" и "отрицательного" множества.

Инструкция испытуемому: "Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи".

Список качеств, характеризующих личность

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициентов самооценки по "положительному" (СО+) и "отрицательному" (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (Н). Формулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом

М+ М- СО+ = –– ; СО– = –– ; где Н+ Н-

М+ и М- – количество качеств в "положительном" и "отрицательном" множествах,соответственно, отмеченных испытуемым, как присущие ему; Н+ и Н- – количество эталонных качеств, т.е. количество слов правого и левого столбика соответственно.

Уровень и адекватность самооценки определяют на основании полученных коэффициентов с помощью таблицы.

Уровень самооценки

неадекватная, завышенная

адекватная с тенденцией к завышению

адекватная

адекватная с тенденцией к занижению

неадекватная, заниженная

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать не только величину полученного коэффициента, но и количество качеств, составляющих то или иное множество (Н+ и Н-). Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Кроме того, уровень самооценки по "положительному" и "отрицательному" множеству у некоторых испытуемых может не совпадать. Это требует специального анализа и может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов

В двух предложенных вариантах исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я" идеальным и "Я" реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако, независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер, при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Так, например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, с одной стороны, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки и искаженным представлением об этих оценках или незнанием их, с другой стороны.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Выводы об адекватности и уровне самооценки будут надежными, если результаты совпадают по двум вариантам методики или подтверждаются наблюдением.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я". Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку, даже если идеальный образ не отличается объемом и когнитивной сложностью. Если же человек рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений. Адекватная самооценка способствует достижению внутренней согласованности.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотивацией и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Для гармонизации системы самоотношения существуют методы психологической коррекции и развития, одним из которых является социально-психологический тренинг.

Задания для самостоятельной работы

    Опишите свою "Я-концепцию" и ее роль в регуляции вашего поведения?

    Дайте развернутое определение понятиям: самосознание, самопознание, самоэффективность, самопрезентация.

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и ее свойства. – М., 1986. – С. 30-66.

2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988. –С. 271-294.

3. Майерс, Д. Социальная психология /Перев. с англ. – СПб.: "Питер", 1997. – Гл. 2. – С. 64-79.

Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] Козлов Николай Иванович

Психологический практикум

Психологический практикум

"Трудная жизнь родителей Лены Сидоровой"

Задачки практикума "Трудная жизнь родителей Лены Сидоровой" я более всего люблю давать подросткам и молодежи. Легко возмущаться старшими, пока на их место не встанешь сам. А тут это и предлагается - стать родителями и попробовать свои силы: дети вас будут напрягать, а вы будете осуществлять воспитательный процесс.

Если успеете. Родителям нередко приходится вместо воспитания осуществлять меры быстрого реагирования, чтобы срок возможной катастрофы хотя бы отодвинулся…

Итак, вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Я уверен, что дочь у вас развитая, умная, хорошо учится и занимается музыкой. У вас с ней неплохие отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь … Далее несколько вариантов:

Лена любит одного парня, встречается с ним и занимается с ним петтингом (откровенными ласками).

Ребят она побаивается и считает грубоватыми, а вот со своей подругой занимается любовью с огромным удовольствием. Взаимные нежные ласки, доводят друг друга до оргазма, плюс просто хорошо дружат.

Любит одного парня, встречается с ним и живет с ним половой жизнью.

Встречается и живет половой жизнью с парнем, хотя его и не любит. Он симпатичный, ей приятно, интересно, но о любви и замужестве речи нет.

Играет с ребятами в карты на раздевание. Когда все разденутся, начинаются танцы без одежд. Но, по негласной договоренности, никакого перехода к сексу - нет.

Встречается с несколькими ребятами (у кого когда свободная квартира) и живет с ними половой жизнью.

Встречается вместе с подругами с несколькими ребятами и практикуют групповой секс.

Вместе с подругами зарабатывает деньги (уже неплохие) проституцией. Правда, спит не с каждым, а избирательно: у кого есть хорошие деньги и кто ей нравится. Уже есть постоянные клиенты. Чтобы вы сразу от ужаса не умерли, я облегчаю вам жизнь: параллельно выясняется, что предохраняться (и от беременности, и от СПИДА) она умеет, делает это грамотно и вообще ей такая жизнь нравится…

Правда, уже легче?

Хуже всего то, что никуда вы теперь не денетесь: задачку уже прочитали, из головы она теперь не выйдет, поэтому с дочкой придется заниматься. Как в жизни. Итак, уважаемые родители независимо от вашего возраста, есть ли у вас проблемы по этим обстоятельствам жизни вашей дочери (по каждому из вариантов)? Что вас здесь огорчает, что радует? Вы считаете это нормальным (тем более приветствуете) или считаете это недопустимым и хотели бы запретить? Почему?

На этом я просил бы вас остановиться подробнее: действительно, ПОЧЕМУ? Есть ли у вас аргументы что-либо считать нежелательным, недопустимым и достойным запрещения? Ваша система аргументации должна быть убедительной - не только для вас, но и для вашей дочери. Эмоции, возмущение, плач или ремень (как и другие средства силового давления) аргументами не считаются.

Если вы решите в отношении какого-то варианта, что он не просто огорчителен и нежелателен, но и недопустим, какие средства влияния на дочь вы сочтете допустимыми и эффективными?

Вспоминайте: методы убеждения, воздействие личным примером…

А также какие меры предупреждения нежелательных ситуаций такого плана вы сочли бы разумными (если бы дочку растить еще раз)?

Что-то вспомнилось: один дурак может задать столько вопросов, что сто мудрецов не найдут на них ответов. Но это не про вас, простите.

Спасибо. Надеюсь, ваши ответы вас устраивают. Если, кроме ваших, вам интересны чьи-нибудь другие размышления, могу предложить вам свои.

Предупреждение: межведомственная комиссия при Министерстве образования Российской федерации данные размышления на своих заседаниях не рассматривала и в качестве совершенно правильных не утвердила.

Из книги Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день автора Козлов Николай Иванович

Когда оба виноваты (психологический практикум) Суть ситуации: вам дали КП (например, совет не по делу и – не вовремя, когда вы раздражены), вы кинули ответную резкость, на вас обиделись. Вы отошли и осознали. Что дальше?Чтобы было конкретнее – две похожие ситуации. Однако

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Практикум Кстати, а как учитесь вы?Проверочка. Возьмите ручку и напишите пять пунктов схемы: «У вас проблема, и вы идете к руководству».1.2.3.4.5.Можете себя поздравить?Если чем-то недовольны, продумайте, какие цели перед собой поставите и как и когда намеченное выполните.К

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Психологический практикум "Трудная жизнь родителей Лены Сидоровой"Задачки практикума "Трудная жизнь родителей Лены Сидоровой" я более всего люблю давать подросткам и молодежи. Легко возмущаться старшими, пока на их место не встанешь сам. А тут это и предлагается - стать

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Практикум Проверьте, а вас посещали такие мысли:«А что будет со мной, когда…?»«Я без тебя пропаду…»«А как же я… мы…?»«Я для тебя столько сделала…. а ты…»«Я ради тебя… ты должен…»А если честно?Они посещают всех, разница только в том, что кто-то потакает им и начинает

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Психодиагностика и психологический практикум в тренинге При проведении психологических тренингов с подростками многие специалисты считают целесообразным использовать такие виды работы, как психологическое тестирование и психологический практикум. Они не являются

Из книги Достигатор на халяву автора Курамшина Алиса

Из книги Сколько вы стоите [Технология успешной карьеры] автора Степанов Сергей Сергеевич

Практикум Предлагаем вам проверить усвоение вами выше написанного непростым

Из книги автора

Практикум Сканер желаний.Вам понадобится бумага и ручка, телефон и желание сделать для себя приятное и полезное. Начиная с момента прямо сейчас и в течение ближайших двух дней каждый час записывайте, что вы хотите. Это касается всего времени, пока вы не спите. Проснулись –

Из книги автора

Практикум Захотите прямо сейчас что-нибудь по мелочи (чашку чая, абонемент в бассейн, поход в кино).А теперь оповестите об этом мир всеми доступными вам способами (Интернет, телефонные звонки, личные контакты с людьми) и посмотрите, что из этого выйдет.Change-марафон.Для особо

Из книги автора

Практикум Даже если вы сходу не уяснили первую часть этой книги, но у вас есть хотя бы один знакомый Достигатор, то попробуйте с ним вместе провести хотя бы один день! Наблюдайте – и мотайте на ус. Будьте внимательнее к людям. Особенно к тем, которым многое удаётся. Как они

Из книги автора

Практикум Вспомните своих знакомых Достигаторов и попробуйте прикинуть, кто из них к какому типу ближе. И что вам самому привычнее.Вспомните те случаи, когда вам везло, и определите, по какому типу вам везло – так легче будет определить ваш тип

Из книги автора

Практикум №1 Попробуйте свои визитки обменять на что-то другое, не на другую визитку. Кстати, можете прислать макет своей визитки к нам на почту.Как и в любой ценной бумаге, содержание визитки очень важно. Для этого вы должны знать, что вы можете дать людям, чем вы интересны,

Из книги автора

Практикум №3 Распечатайте себе вэпэ и начните со своих знакомых. Сделайте какое-нибудь хранилище вэпэ, из которого их будет легко достать и пользоваться. У ИлИ, к примеру, есть для этого аквариум.По сию пору мы беседовали о Достигаторстве вообще и «вкусных» путях

Из книги автора

Практикум №1 Здесь мы хотели написать пример из своих консультаций, но решили написать его сразу с вашей помощью.Прямо сейчас выберите любую ситуацию, которая вас не устраивает (т. е. проблему). Запишите её на бумаге одним абзацем максимум. В идеале сформулируйте её в пять

Из книги автора

Практикум №2 Если вы идёте с работы изо дня в день заданным маршрутом – пойдите другим! Семь раз подряд новым маршрутом, всенепременнейше. Подумаешь, там стройка! А там собака? Ну и ладно, ведь собака – друг человека, если относиться к ней с заведомым уважением и не

Из книги автора

Психологический практикум: производственные ситуации Данное задание направлено на оценку четырех типов ориентации руководителя в процессе управления, а именно:Д – ориентация на интересы дела;П – ориентация на отношения с людьми, психологический климат в коллективе;О

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Учебная программа дисциплины

Владивосток

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Институт управления

Кафедра Философии и психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Учебная программа дисциплины

по специпльности

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Учебная программа по дисциплине «Психологический практикум» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм».

Составитель: , ст. преподаватель кафедры философии и психологии

Утверждена на заседании кафедры философии и психологии, протокол № 9 от 01.01.2001

Издательство Владивостокского

Государственного университета

экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Изучая курс «Психология», «Психодиагностика» студент овладевает основными понятиями психологии, узнает особенности функционирования психики, но при этом все эти знания носят теоретический характер, и зачастую студент не представляет, как можно применить полученные знания на практике. «Психологический практикум» позволяет, с одной стороны, решить эту проблему, с другой стороны, данный курс помогает изучить собственные психические особенности, а так же способствует развитию таких психических явлений как память, внимание, мышление и т. д.

Понимание особенностей всех психических явлений и состояний, а также грамотное использование практических навыков и умений в профессиональной деятельности , обеспечит будущим специалистом в области социокультурного сервиса и туризма успешность деятельности.

Причина введения курса «Психологический практикум» заключается в том, чтобы в процессе обучения изучить возможность собственной психики и научиться применять полученные знания в рамках курса «Психология» и курса «Психодиагностики» на практике.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели и задачи учебного курса

Основная цель курса: является научение применять полученные теоретические знания на практике.

Основные задачи курса включают в себя задачи:

1. определить строение психических явлений;

2. выделить особенности их проявления;

3. определить методы их развития.

1.2. Перечень компетенции, приобретаемых при
изучении дисциплины

Дисциплина «Психологический практикум» ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, естественнонаучных дисциплин: «Психология», «Психодиагностика». Набор входящих знаний и умений, состоящих в понимании и применении основных понятий психологии, психодиагностики, требуемый фундамент знаний для изучения дисциплины «Психологический практикум».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Профессиональная этика и этикет»», «Прогнозирование и планирование».

1.3 Основные виды занятий и особенности их
проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Из них 34 часа - аудиторной работы, 38 часов – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 14 часов аудиторных занятий.

Аттестация по курсу – зачет.

В ходе изучения данного курса студент слушает лекции по теоретической части курса, посещает семинарские занятия , на которых обсуждаются доклады студентов и проводятся учебные дискуссии по темам курса. Для подготовки к семинарским занятиям используются учебники и учебные пособия .

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая заключается в чтении и конспектировании учебной и специальной литературы.

Для студентов заочной формы обучения отчетом по самостоятельной работе является выполнение контрольной работы по предложенным в п. 4.1 темам.

1.4 Виды контроля и отчетности

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов», принятым во ВГУЭС.

Изучение курса завершается зачетом, который включает проверку теоретических знаний студента и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения студентом допуска к экзамену является выполнение всех лабораторных работ и наличие необходимого количества баллов по текущим аттестациям в соответствии с действующей системой оценки успеваемости студентов во ВГУЭС. Итоговая оценка определяется в соответствии с требованиями Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов во ВГУЭС.

Обязательным условием допуска к зачету студентов заочной формы обучения является предоставление к очной защите преподавателю контрольной работы, выполненной согласно индивидуальному заданию.

10.Проективные методики как метод психодиагностики.

11. Способности: общие представления о способностях, природные и приобретенные способности. Общие и специальные способности. Понятие одаренности.

12. Задатки: понятие задатков, задатки как природные предпосылки для развития способностей.

13. Мотивация и потребности: соотношение мотивов, потребностей и целей. Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе. Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу. Теория каузальной атрибуции. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Выполнение самостоятельной работы направлено на усвоение студентами очной, заочной и вечерней форм обучения основ дисциплины.

Защита темы самостоятельной работы проходит в виде публичного представления. Студенту необходимо кратко изложить основные положения выполненной работы и ответить на вопросы преподавателя.

Выполнение контрольной работы направлено на усвоение студентами основ сексологии. Тема контрольной работы выбирается самостоятельно. Требования к оформлению текстовой части контрольных работ даны в СТО 1.005-2007 Общие требования к оформлению текстовой части выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам , лабораторным работам.

Этапы написания контрольной работы

1. Ознакомление с темой контрольной работы и составление плана.

2. Изучение литературы по выбранной теме.

3. Написание работы с приведением примеров, составленных самостоятельно. Примеры можно формулировать на основе тех, которые приведены в литературе.

Данный методический материал обеспечивает рациональную организацию самостоятельной работы студентов на основе систематизированной информации по темам учебной дисциплины .

В процессы обучения дисциплины «Психологический практикум», для того чтобы овладеть навыками работы с психодиагностическими методиками, узнать основные вопросы, относящиеся к применению психологических знаний на практике. Данные вопросы можно найти в следующих книгах:

1 , Общая психология и психологический практикум;

М.: ФОРУМ, 2011. В данной книге находятся практически все методики, которые используются в процессе изучения курса. Методики собраны по темам, и в книге предложен весь необходимый стимульный материал, а также содержится информация о том, как обрабатывать полученные результаты.

2 , Психологический практикум;

М.: Академия, 2009.

В данном издании можно найти психодиагностические методы, которые довольно часто используются в практической деятельности психолога . Все методики имеют стимульные материалы, ключи и интерпретации результатов.

3 Духновский, Сергей Викторович. Диагностика межличностных отношений: [психологический практикум] / . - СПб. : Речь, 2010. - 141 с.

В данной книге содержаться не только методики, позволяющие изучать психические особенности человека, но и есть теоретические вводные замечания, позволяющие более точно интерпретировать полученные результаты.

Дополнить свои знания и обогатить их поможет список дополнительной литературы, представленный ниже, в который вошли книги известнейших отечественных и зарубежных авторов, посвятивших себя изучению как теоретической, так и практической стороне психодиагностики.

4.1. Список основной литературы

1. Духновский, Сергей Викторович. Диагностика межличностных отношений: [психологический практикум] / . - СПб. : Речь, 2010. - 141 с.

2. Носс, Игорь Николаевич. Психодиагностика: учебник для бакалавров / . - М. : Юрайт, 2013. - 439 с. - (Бакалавр. Углубленный курс).

3. Рамендик, Дина Михайловна. Общая психология и психологический практикум / . - М. : ФОРУМ, 2011. - 304 с.

4. Рамендик, Дина Михайловна. Психологический практикум: учебное пособие для студентов вузов / , . - 2-е изд.,стер. - М. : Академия, 2009. - 192 с. : ил.

5. Сонин, Валерий Абрамович. Психологический практикум: задачи, этюды, решения: учебно-методическое пособие / ; Рос. академия образования, Моск. психолого-социал. ин-т. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ: Флинта, 2004. - 272 с. : ил.

4.2 Список дополнительная литература

1. Ильин и мотивация. – СПб: Питер, 2002.

2. Ильин и чувства. – СПб: Питер, 2002.

3. Немов психология. – М., 1998.

4. Рамендик практикум: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

5. Реан психодиагностика личности: Учебное пособие – СПб., 2001.

6. Рамендик, Дина Михайловна. Психологический практикум: учебное пособие для студ. вузов / , . - М. : Академия, 2008. - 192 с.

7. Смирнова по общей психологии. – М., 2001.