О методе психологической работы "расстановка". Что такое расстановки по Берту Хеллингеру

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.

Алина Фаркаш представляет новую рубрику, героини которой анонимно(и потому откровенно) рассказывают, как им удалось решить свои личные проблемы с помощью психологов и психологических техник.

  • ПРОБЛЕМА: ДЕТСКИЕ ОБИДЫ НА МАМУ.
  • МЕТОД: РАССТАНОВКИ ПО ХЕЛЛИНГЕРУ.
  • СКОЛЬКО СЕАНСОВ: ОДИН.
  • СТОИМОСТЬ: 3 500 РУБ.

Знаете, все всегда считали, что у меня идеальная мама… Она красивая, веселая и современная. Мои подружки всегда бегали к ней советоваться и разговаривать« за жизнь». Только я ей не рассказывала ничего и никогда. Я, в общем-то, тихий флегматик, и единственный человек в мире, который может за десять секунд довести меня до истерики и хлопанья дверьми, — это моя мама.

Как у нас не получалось разговора

Моя благополучная мама все детство меня била. Я была домашней девочкой, счастьем жизни которой было забиться в угол с книжкой, хорошо училась, ни разу не ушла никуда без звонка, до сих пор(до 29 лет!) не пробовала ни водки, ни сигарет… За что меня бить?

Мне нужна была причина. Я долбала маму этим« за что?», мама в ответ кричала про мое равнодушие и про то, что я ее никогда не понимала. Я орала, что я не знаю, чем я могла ей помогать в три года, когда она меня впервые…

Маму я, несмотря на все, люблю. И она меня тоже. Но обида была сильнее: вопрос« за что?» выжигал мозг, я не знала, какой ответ хочу получить, и продолжала его задавать с упорством маньяка. Мама с тем же упорством взрывалась. Я ходила к психологам, одни призывали простить, другие — прекратить« разрушающее душу общение с мамой», но никто не отвечал, почему, черт возьми, мама меня била.

Как все обливались слезами

На расстановках по Хеллингеру я оказалась случайно. Начиталась в блогах историй, увидела объявление о том, что на расстановки приглашаются заместители, и решила посмотреть. Все проходило в центре Москвы: небольшая комната с диванами по периметру, десять человек, психолог-ведущая. В центр выходил человек, для которого делали расстановку, рассказывал о своей проблеме. А ведущая предлагала выбрать из присутствующих заместителей участников конфликта. Иногда это были реальные люди, иногда уже в процессе расстановки психолог просила добавить к действию умерших бабушек или нерожденных детей героя. Дальше все было очень странно: свеженазначенные родственники ходили по комнате, ссорились, отказывались общаться, обвиняли друг друга и пытались вновь сблизиться. Ведущая мягко направляла заместителей, задавала им вопросы, просила описать свои чувства. Тот, для кого делали расстановку, сидел и обливался слезами: «Да-да, папа всегда разговаривает со мной так!» Или: «Откуда вы знаете, что бабушкин брат умер в тюрьме?» А потом все стояли обнявшись и хором рыдали. Я смотрела и думала, что все притянуто за уши. Что люди видят то, что хотят видеть. И непонятно, как это может помочь.

Как у мамы появился заместитель

Сама не знаю, почему я во время перерыва подошла к ведущей и попросила провести расстановку для меня. Меня трясло до нервного заикания. Мне было страшно услышать от заместителя то, что я всегда боялась услышать от мамы. Ту, кто мог бы исполнить ее роль, я приметила давно — красивая полная блондинка с ласковым лицом. Удивительное сходство с оригиналом!

Дальше начались чудеса: маленькая брюнетка, которая была мной, бегала по комнате и забивалась в угол(откуда она узнала?), «мама» гонялась за ней и пыталась прижать к себе. «Я знаю, ей нравится быть одной, но ничего не могу с собой поделать, мне так хочется ее обнять!» — объясняла« мама», и я покрывалась потом от того, как все было похоже на мою реальность.

« Вот видите, — сказала ведущая, — она вас действительно очень, даже слишком любит. Да, она нарушает ваши границы, но по-другому она не умеет». То, что она меня любит, я и так знала: «Спросите ее, почему она меня била». «Мама» стала рассказывать, как она устает и как ее никто не любит — в пугающе знакомых выражениях и интонациях. Ведущая попросила девушку, изображавшую меня, сесть, а меня — встать на ее(на свое!) место. Точнее, залезть на стул и посмотреть на «маму» сверху. «Из такого положения вам тоже хочется задавать ей подобные вопросы?» Мне стало неловко: «мама» казалась маленькой и беззащитной. Но желание найти ответ был сильнее неловкости. Меня трясло, я повторяла, как заведенная: «Почему! Ты! Меня! Била!» «Мама» кричала на меня в ответ. «Хотела — и била», — вдруг прервала нашу истерику ведущая. Я захлебнулась на полуслове. А она продолжила: «Скажи ей, что ты ее мама и что тебе лучше знать, как обращаться со своим ребенком. Что у тебя было плохое настроение или ПМС… Это совсем не ее дело». «Мама» мне это послушно повторила. И в этот момент мне вдруг стало легче. Потом, когда я обдумывала все произошедшее, я поняла, что ведущая сняла с меня груз ответственности. Это не я сделала что-то настолько плохое, что любящая и любимая мама была вынуждена бить меня, а у нее был ПМС. Или ей просто так захотелось. Я тут ни при чем. Я была маленькой и никак не могла повлиять на ситуацию.

Но в тот момент я стояла на стуле, ошалело смотрела на «маму» и повторяла: «Ну почему тебе этого хотелось?» Она вдруг сказала: «Я никогда не хотела других детей, только такую, как ты. А ты… Ты никогда не подпускала меня к себе». И шепотом добавила: «Мне и сейчас хочется тебя обнять». И вдруг сложился пазл: мама всегда говорила, что мечтала о невысокой сероглазой брюнетке, как боялась родить« не того» ребенка, как была счастлива, когда я получилась именно такой, как она придумала. Как я мечтала о братике, но она отказывалась рожать кого-нибудь еще: то у нас ремонт, то у дедушки инфаркт, то ей надо защитить диссертацию∂, то мы копим на машину… Я слезла со стула и обняла мамину заместительницу. Мы с чужой блондинкой стояли и рыдали. Я подняла голову: плакали все. Кажется, эта история оказалась актуальна не только для меня.

Как мы сходили на маникюр

Меня попросили два месяца ни с кем ничего не обсуждать. Я и не обсуждала. Но по пути домой я набрала мамин номер, и мы впервые за много лет нормально поговорили. Ее как будто заколдовали — она ни разу не обвинила меня в равнодушии. А я не припоминала ей детских обид. Мы даже договорились вместе сходить на маникюр! И сходили. Я не знаю, правда ли то, что мне сказали на том сеансе, я даже думаю, что со стороны это казалось таким же наигранным и притянутым за уши, как и остальные расстановки. Но я получила ответ на свой вопрос. И мне стало легче. И маме стало легче: мы ведь на самом деле очень любим друг друга.

Психология - это очень сложная наука, которая имеет множество различных подходов к восприятию человека, к его психике, к тому, что происходит у него в голове. Есть те методы, которые принято считать научными, так как их эффективность подтверждена практикой в течение многих лет. Но постоянно появляются новые и новые подходы, и некоторые из них дополняют научную составляющую психологии (естественно, с течением времени, когда они тоже проходят своеобразную проверку_. Однако многие методы так и остаются неофициальными - их не признает научное сообщество, но при этом они остаются актуальными в узких кругах. Одним из наиболее ярких примеров являются системные расстановки - психологический подход, который, несмотря на то что его в течение многих десятилетий так никто и не признал, до сих пор остается актуальным и используется внушительным числом его сторонников. Что же представляет собой этот метод? Как происходят системные расстановки? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

В чем суть метода?

Системные расстановки - это нетрадиционный подход в психологии, который основывается на том, что все проблемы человека происходят из семьи, а точнее из семейной системы. Поэтому суть данного метода - это воспроизведение данной системы на сеансе, чтобы разобраться в ней и отыскать истинную причину проблемы. Это воспроизведение происходит в реальности и называется расстановкой.

Системные расстановки практикуются уже довольно давно, однако до сих пор так и не получили признания научного сообщества. Но люди не всегда обращаются к профессионалам - иногда им ближе то, во что они хотят верить, а в этот метод верят очень многие. Возможно, причина заключается в том, что его создатель является не только психологом, но еще и богословом, духовным учителем.

Основатель движения

Раз уж речь зашла о том, кто именно основал этот метод, то стоит задержаться на данном человеке. Системные семейные расстановки - это дело рук Берта Хеллингера, известного психолога, который родился в 1925 году в Германии. Он долгое время занимался психологией, работал психотерапевтом, однако, как уже было сказано ранее, он также являлся и богословом. И в восьмидесятых годах прошлого века Хеллингер открыл и ввел в обращение метод, о котором идет речь в этой статье. Именно поэтому зачастую его называют «Системные семейные расстановки по Хеллингеру». Такая вариация первична и наиболее востребована.

Корни метода

Метод системных расстановок является оригинальным ответвлением психологии, однако при этом у него также имеются свои корни. Хеллингер создал этот метод, основываясь сразу на нескольких психологических движениях, которые были актуальны в те времена. Однако если выделять самый главный метод, который больше всего повлиял на системные расстановки, - это скрипт-анализ Эрика Берна. Суть этого метода заключается в анализе жизненных ситуаций каждого человека (этот психолог также полагал, что все проблемы идут из семьи). Он считал, что у каждого человека имеется свой жизненный сценарий, по которому он движется. Сценарий формируется в детстве под воздействием родителей и окружающей среды и в будущем может лишь немного корректироваться.

Хеллингер действовал именно в соответствии с данным методом, но в определенный момент понял, что он имеет свои недостатки - в итоге он разработал свой подход. Позже он уже был назван системными расстановками и известен по сегодняшний день именно под таким названием. Системные расстановки Берта Хеллингера имеют довольно большую популярность в узких кругах. Пришло время разобраться, что именно собой представляет этот подход.

Проблемная ситуация

Итак, что же подразумевал Системные расстановки - это не просто психологический термин, расстановки проходят на самом деле, и вот как это происходит. Для начала должна быть какая-либо проблемная ситуация одного из участников психологического сеанса. Собственно говоря, эта ситуация представляет собой элемент определенной системы, чаще всего семейной. Именно с ним и предстоит иметь дело группе, которая участвует в сеансе. Метод системных расстановок Берта Хеллингера предполагает участие всех людей, даже тех, кто не знаком ни с тем человеком, чью проблему рассматривают, ни с кем-либо из его семейной системы.

Как происходит расстановка?

В центре внимания сеанса находится история клиента, его проблемная ситуация. Все участники сеанса образуют большой круг, а проблема представляется в плоскости в пространстве между всеми людьми. Каждый элемент системы сначала представляется в воображении, а затем его место в реальном мире занимает человек, которого называют заместителем. В течение сеанса он представляет собой конкретного члена системы - таким образом, восполняется вся система, и каждый получает свою роль. Именно так и происходит расстановка. При этом делается это все тихо, медленно и сосредоточенно. Каждый участник концентрируется на своих ощущениях, пытаясь проникнуться сущностью того человека, кого он замещает на сеансе.

Заместительское восприятие

Как уже было сказано ранее, заместители могут не знать ни клиента, ни его родственников, в том числе и того человека, кого они замещают в системе. И клиент ничего не рассказывает о них группе, поэтому людям приходится сосредотачиваться и пытаться самостоятельно осознать, какую именно принадлежность они имеют. Это называется заместительским восприятием - люди должны без посторонней помощи стать тем человеком, которого они замещают. Таким образом, нехватка информации компенсируется именно этим феноменом заместительского восприятия, без которого процесс был бы попросту невозможен. Вполне вероятно, именно это и отталкивает профессиональных психологов и психиатров от данного метода - в нем очень много неопределенности, которую никак невозможно компенсировать научно, чтобы позволить называть метод системных расстановок профессиональным.

Источник информации

Главным источником, из которого участники получают информацию о проблеме, о клиенте и о системе в целом, является так называемое «поле». Именно поэтому людям приходится концентрироваться и работать в тишине - так они пытаются наладить связь с полем, чтобы получить необходимую информацию о том, кого они замещают в системе, а также о том, какие именно «динамики» имеются у их персонажа с остальными участниками системы. Именно таким образом и происходит системная расстановка - каждый участник превращается в заместителя, вживается в свой образ, черпая информацию из поля, а затем все участники пытаются воспроизвести проблему и решить ее. Психотерапевт, который называется расстановщиком, руководит всем этим процессом, дает людям наиболее подходящие для них роли, а также пытается помочь им решить проблему в процессе расстановки.

Главной целью всего этого процесса является точное воспроизведение ситуации, чтобы клиент мог ее увидеть вживую, понять ее и принять свою проблему. Только когда ему удается это сделать, сеанс считается успешным. Тогда считается, что ему больше не нужно воспроизводить конкретную проблему в условиях расстановки, так как он смог ее осознать и теперь может заняться ее решением.

Выводы

Как сообщают люди, которые практикуют данный метод, он действительно помогает - участники могут взглянуть на свою ситуацию с другой стороны, попробовать оценить происходящее беспристрастно, не ассоциируя все действия со своими родными и близкими людьми, что не дает мыслить рационально. И когда человек видит ситуацию, исполняемую в реальной жизни незнакомыми людьми, он может понять, что это действительно его проблема - и тогда он может начать искать ее решение. Зачастую клиент самостоятельно не способен не только решить свою проблему, но даже ее увидеть - именно для этого и используется расстановка. Клиент смотрит на ситуацию посторонним взглядом и получает шанс увидеть в ней проблему вообще, а затем распознать в ней свою собственную.

За всеми нами одинаковое число поколений, происхожденье всякого лежит за пределами памяти Сенека

Каждый человек – личность, а его судьба уникальна и неповторима. В то же время индивидуум является частью , одним из звеньев цепочки, соединяющей предков и потомков. Он, как губка, впитывает бессознательные реакции и сигналы людей, которые его растят и воспитывают. Это влияет на поведение человека, и он может повторять судьбу предков, их ошибки. Системные расстановки по Хеллингеру помогают развязать эти узлы семейных переплетений.

Уникальность метода семейных расстановок по Хеллингеру

Взаимосвязи между членами семьи проще всего понять на примере. Если мать плохо относится к собственной матери, ее дочь бессознательно переймет эту модель поведения. Даже при полном отсутствии объективных причин для неприязни, дочь будет испытывать подсознательную антипатию к матери.

Стыд и вина в этом случае могут только усугубить ситуацию, а разрешить ее можно с помощью семейных расстановок по Хеллингеру.

Приведенный пример самый простой. Бывают гораздо более сложные взаимодействия, ведь каждый человек живет в родовом поле, которые влияет на него точно так же, как гравитационное или электромагнитное.

Это поле подчиняется своим законам:

1 Закон принадлежности. Все люди являются частями каких-то систем (семей, коллективов и т.д.). Чем важнее для индивидуума система, к которой он принадлежит, тем сильнее он подвергается ее влиянию. помогают разобраться в мотивах поведения, обусловленных родом. 2 Закон иерархии. Уважение к старшим – самое яркое проявление закона иерархии. Все, кто раньше попал в систему, имеют больший вес, чем те, кто позже. Это влияние может вынудить человека повторять ошибки предков, и такую проблему можно разрешить только на 3 Закон получения-отдачи. Принимая какие-либо блага, люди легче отдают их. Благодаря этому жизнь становится ярче, насыщеннее событиями. Но иногда в систему вкрадывается ошибка, и человек отдает долги предков. Он не понимает причину появления проблем и нуждается в квалифицированной психологической помощи.

Психотерапевт и теолог Берт Хеллингер был уверен, что нарушение этих законов кем-то из предков может сказаться на судьбе потомков, которые бессознательно пытаются компенсировать нанесенный ущерб. Это может приводить к повторению одного и того же трагического события, одинаковым проблемам в личностном росте или к «родовым» болезням, которые обусловлены не генетически, а психологически.

Кому помогает метод Хеллингера?

На расстановки в Москве под руководством опытного психолога приходят люди, которым нужен качественный личностный тренинг. Благодаря групповым занятиям они решают самые разные проблемы:

  • Конфликты между поколениями, отношения с родителями и детьми. Системные расстановки Хеллингера идеально подходят для разрешения подобных проблем. Нередко тяжелые детские болезни, депрессии и страхи напрямую связаны с родовым полем.
  • Поиск партнера, . Бывает, что для трудностей в личной жизни нет никаких объективных причин. Они являются отголосками нерешенных проблем предков. В этом случае расстановки по Берту Хеллингеру оказываются чрезвычайно действенным методом.
  • Целеполагание. Люди часто не различают свои истинные и навязанные цели. Многие клиенты говорят, что после расстановки испытали инсайт – озарение, которое разом разрешило трудности.
  • Неурядицы на работе. Даже у высокопрофессиональных работников могут быть серьезные трудности. Они возникают не из-за низкой квалификации, а из-за особенностей отношений между членами коллектива. Групповой психологический тренинг помогает снять напряжение и изменить ситуацию к лучшему.
  • Проблемы со здоровьем. Доказано, что 80% заболеваний в той или иной мере связаны с психологическими проблемами, особенно это касается сахарного диабета, аллергий, бесплодия и т.д. Семейные расстановки помогают облегчить состояние, если болезнь имеет в основе психосоматику.

Онлайн-запись на системные расстановки по Хеллингеру в Москве открыта постоянно. Воспользуйтесь возможностями, которые открывает уникальный метод, и ваши проблемы разрешатся наилучшим образом.

Расстановки по Хеллингеру - своеобразная психотерапевтическая методика групповой или индивидуальной направленности. Она обозначает человека частью системы, источник проблем которого определяется жизнью и поступками представителей его рода. Изучение ​информации о расстановках ​по​ ​Хеллингеру​ ​и​ об ​​их​​ ​самостоятельном проведении, поможет осознать процессы подсознания и взглянуть на различные ситуации по-новому.

Что​ ​такое​ ​системные​ ​расстановки

Создателем системы расстановок является немецкий психотерапевт Берт Хеллингер, в своей методике обозначивший наличие внутрисемейных закономерностей, приводящих к негативным, разрушающим последствиям. Это психологическое направление получило распространение и популярность, несмотря на молодость.

Суть расстановок Берта Хеллингера заключается в поиске причины и решения возникшей проблемы в родословной человека. Считается, что нерешенные жизненные задачи, непрожитые сценарии, ошибки прошлого находят отражение в настоящем клиента.

Согласно психологии расстановок, происходит «семейное переплетение», когда потомки прорабатывают ситуации, которые не завершили предки. Определить такой ход событий возможно, если случившимся в жизни передрягам нет разумного объяснения (человек много работает, а денег не прибавляется, соблюдает здоровый образ жизни, но часто болеет, страдает ревностью при отсутствии измены и прочее).

Прибегая к методу расстановок, клиент осуществляет контакт с представителем рода и разрешает его конфликт, помогая при этом себе. Работа психолога с человеком происходит системно, устраняются источники негатива и проблем не только в настоящем, но и в предыдущих поколениях.

Расстановщик с помощью чужих для клиента людей («заместителей» его родственников) создает образ ситуации, которая подлежит детальному изучению и прорабатыванию. Применяется проведение индивидуальных расстановок, при использовании фигурок вместо представителей рода или проигрывая сценарии в собственном воображении. В этих случаях возможно самостоятельное применение метода, освоив необходимые навыки.

Согласно исследованиям Хеллингера, в системах родовых расстановок присутствуют ключевые порядки (законы), несоблюдение которых приводит к негативным последствиям:

  • Баланс «брать-давать» . Заключается в поддержке равновесия, каждый элемент системы что-то приносит и забирает в отношениях (любовь, заботу, деньги, подарки и прочее). Дисбаланс вызывает семейное переплетение (например, его жертвой становится ребенок при нарушении равновесия у родителей).
  • Закон иерархии . Определяется порядком вхождения в систему: первые поколения обладают большим преимуществом, чем последующие. Нарушение иерархии приводит к негативным последствиям. Например, если ребенок исполняет функцию родителя, это приводит к его перегрузке: он плохо учится, болеет, в дальнейшем несчастлив в браке.
  • Принадлежность системе . Каждый член семьи имеет право на место в ней. В системе не учитывается, является человек преступником или святым, жив он или умер. При нарушении порядка возникают семейные переплетения (живых с умершими, с родственниками с тяжелой судьбой и прочее). Человек при этом с трудом контролирует свои действия, желания, проживает чужую жизнь. Исправить ситуацию возможно, восстановив порядок принадлежности исключенных из системы.

В​ ​чем​ ​опасность​ ​метода

Распространено мнение, что расстановки по Хеллингеру опасны. Это обусловлено отсутствием научного обоснования метода, его мистической направленностью, наличием противоречивых отзывов о проведенных сеансах.

Выделяют следующие опасности при использовании расстановок:

  • Отсутствие научной базы и однозначной определенности. Этим обусловлены недостоверность получаемой информации, невозможность объективно оценить пользу и вред проводимых мероприятий.
  • Временная «одержимость». В данном случае речь идет о заместителях, примеряющих на себя чужие личности. Принцип действия этого феномена не подлежит объяснению со стороны расстановщиков. Заместители не имитируют, не играют роли, они действительно проживают сценарии чужих людей, чувствуя их переживания, заботы, связи и прочее. При этом не применяется гипноз, личность не теряет осознания себя. Опасностью считается затруднение при выходе из роли, риск последующей связи замещаемого с заместителем. По это причине не рекомендуется замещать умерших, людей с тяжелой судьбой, серьезными заболеваниями и прочее. При проведении методики применяются способы выхода из роли, при затруднениях надо обратиться за помощью к расстановщику.
  • Собственные домыслы заместителей. Выводы отдельных личностей не должны учитываться, результат определяется при оценке системы в целом. Заместителю не следует озвучивать собственное мнение, информация о замещаемом объекте должна поступать без искажений.
  • Непрофессионализм. Неправильно проведенные расстановки, неверная передача информации способны нанести вред клиенту.
  • Изменения в эмоциональной сфере, проявление скрытых, подавленных чувств. Человеку открываются новые стороны себя и окружающего мира, ощущения, приходится взглянуть в глаза страху, пережить некоторые ситуации заново, в том числе психотравмирующие. Иногда это вызывает сильный эмоциональный всплеск, поскольку вхождение в сценарий происходит резко, без подготовки.
  • Негативные последствия при частом проведении расстановок. Запущенные после сеанса изменения продолжаются на протяжении некоторого периода времени (от суток до нескольких месяцев, года), исходя из сложности проблемы. В случае скорого применения следующей расстановки предыдущий процесс прерывается, оставаясь незавершенным. Частота для каждого человека определяется индивидуально.

Противопоказания

  • при беременности;
  • детям;
  • при заболеваниях в острой стадии (телесных и душевных);
  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • при мистических запросах на расстановку.

Методы​ ​расстановок

По мере развития системных расстановок стали применяться не только классические семейные, но и другие их виды. Представлены методы, направленные на урегулирование проблем человека в различных сферах жизни.

Расстановки используются для распутывания семейных переплетений, составления прогнозов, для определения отношений в рабочем коллективе, их налаживания, с целью личностного развития, стабилизации эмоционального фона, физического самочувствия и прочее.

Семейные

Классическая родственная расстановка проводит работу с проблемами в семье, внутри личностными конфликтами, негативными семейными установками. Чаще сеанс проводится в группе. В основе психологического метода лежит воспроизведение части системы человека с помощью заместителей его родственников, которые при этом чувствуют и переживают эмоции, характерные для реальных людей. Становятся видны внутрисемейные взаимосвязи, отношения, влияния, что важно для устранения «переплетения» и решения проблемы.

Обязательным считается соблюдение правильного функционирования системы, где каждый элемент занимает определенное место и выполняет наложенную на него роль. Нарушение порядков становится причиной негативных последствий.

Структурные

Расстановки такого вида предназначены для исследования целостных структур, состоящих из абстрактных составляющих. В основу метода обычно положены структуры из иных техник: 5 элементов китайской традиции, карты Таро, астрология и прочее. Принцип действия такой расстановки задействует одновременно 2 инструмента.

Метод решает проблемы в таких структурах, как страхи, здоровье, работа, благосостояние и прочее. Сюда же относятся симптомные расстановки, работающие с физическим состоянием организма.

Организационные

Расстановки предназначены для разрешения конфликтных ситуаций, оценки профессиональных отношений, решения проблем в организациях, трудовых коллективах. Метод может помочь разобраться клиенту с его положением, ролью в системе, в которой он трудится или которой управляет.

Бизнес-расстановки позволяют принимать правильные, эффективные решения, основываясь на множестве факторов: прошлом опыте, состоянии, структуре отношений и прочее. Идеально подходит метод для работы с семейными предприятиями.

Клиентские

Метод считается частью организационных расстановок. Предназначен для лиц определенного вида профессий, оказывающих различного характера помощь людям (врачей, социальных работников, учителей, психологов и прочее).

Расстановка выявляет отношения помогающей стороны и принимающей помощь, оценивает ее эффективность, потребность в ней, корректирует, устанавливает цели и другое.

Духовные

Основой расстановки выступает осознание, что судьбой клиента и его семейной системы движет Дух. Гармония, внутреннее равновесие приходят к человеку через согласие с ним, проблемы - через неприятие себя в Духе. Метод не использует отрицания, стремления решить проблему, избавиться от неудач. Однако соединение с Духом способно проявиться именно такими положительными эффектами.

Цель расстановщика - создать пространство, чтобы клиент определил движение Духа в своей жизни. При ведении расстановки применяются короткий запрос человека (или вообще не используется), свободное движение заместителей, иногда без озвучивания ролей, без поиска «хорошего решения».

Способы​ ​проведения

Практикуется несколько способов проведения расстановок. Выбор производится, исходя из предпочтений клиента, его желания и умения раскрыться перед другими людьми, наличия группы и прочее. При этом основные принципы проведения системных расстановок разными способами идентичны.

В группе

В наиболее распространенном варианте метод расстановок проводят в группе. Ведущий (расстановщик) опрашивает клиента: выясняет проблему, просит назвать значимых для него людей из разных поколений, важные родовые события в их жизни. При этом психотерапевт выдвигает теории о семейных отношениях, опираясь на озвученные факты и эмоции человека.

На роли родственников клиент или расстановщик выбирают заместителей из числа участников группы. После этого их расставляют, исходя из положения в системе. Так обозначается рассматриваемое поле, заместители погружаются в роли. Происходит трансляция процессов семейной системы. Заместители ощущают чувства замещаемых: мама - любовь к ребенку, враждующие элементы - агрессию друг к другу, сестра - тоску по умершему брату и прочее. Возможно добавление в процессе расстановок новых ролей и их заместителей, при этом отслеживаются произошедшие изменения в системе.

Ведущий опрашивает родственников об их состоянии, чувствах, по расположению и отношениям между элементами устанавливаются нарушения, связанные с проблемой клиента. Далее осуществляется поиск правильного решения посредством изменения местонахождения заместителей, их перестановки, проговаривания разрешающих фраз (помогающих приблизить клиента к разрешению ситуации). В результате семейное поле изменяется, исчезают причины возникших негативных последствий.

В процессе расстановок обычно клиент является сторонним наблюдателем и входит в поле для совершения ключевых действий, прорабатывания и закрепления решения.

На фигурках

Метод проводится без участия группы. Расстановки выполняются индивидуально, в них участвуют расстановщик и клиент. При освоении навыков возможно самостоятельное проведение метода.

Суть расстановки заключается в использовании вместо живых заместителей фигурок, предметов, символизирующих представителей рода. Могут применяться чашки, канцтовары, столы, стулья и прочее. В продаже имеются специальные наборы с фигурками для расстановок. Принцип действия метода идентичен классическому. Выявляются отношения, связи, эмоции, определяется решение проблемы путем взаимодействия элементов системы.

Однако расстановка отличается способами считывания информации. В классической схеме она передается живыми участниками, что не представляется возможным при данном варианте. По этой причине используются особенные методы считывания. Наиболее распространено получение информации через место заместителя. Расстановщик или клиент поочередно занимает положение вещи, транслирующей процессы в системе, и передает необходимые сведения. Возможно получение информации через прикосновение к фигуркам, через ауру поля и прочее.

Работа в группе отличается большей глубиной и информативностью процесса расстановок, однако некоторым клиентам в силу особенностей личности или характера проблемы методика с фигурками становится предпочтительнее.

В воображении

Данный вид расстановок проводится в воображении клиента, при этом в процессе участвуют человек, решающий свою проблему, и расстановщик. Достоинствами метода считаются отсутствие дополнительных человеческих ресурсов, уменьшение времени расстановок. Проведение сеанса возможно на индивидуальных личных встречах, удаленно (по скайпу) или самостоятельно (после освоения техники).

Расстановка производится перед внутренним взором клиента. Сначала устанавливается родственник, через которого проблема воздействует на жизнь. Затем клиент в собственном воображении создает различные образы вербального взаимодействия с членом семьи, пока один из них не позволит с ним контактировать. Это проявляется резким эмоциональным всплеском, катарсисом. Дальнейшее общение должно подвести клиента к разрешению проблемы, обозначению ее сути, к осознанию причин, нарушений, ошибок, спровоцировавших негативные последствия.

Результат

В интернете достаточно много противоречивых отзывов о расстановках по Хеллингеру. В некоторых случаях метод воспринимается людьми исключительно театрализованным представлением, безрезультатным опытом решения проблемы, в иных - мощным психотерапевтическим средством, путем разрешения серьезных ситуаций.

Считается, что в результате установок психотерапевт устраняет нарушение и позволяет человеку избавиться от «переплетения». Клиент закрепляет образ «хорошего решения» и постепенно оно претворяется в его жизнь. Происходит перестройка системы, возможны существенные изменения на жизненном пути: разрыв старых отношений, обретение новых, положительные и отрицательные преобразования, требующие прорабатывания (обретение самостоятельности, ответственности, выздоровление, примирение враждующих, оплата по «старым долгам» и прочее).

После расстановок люди часто чувствуют внутреннее неосознанное изменение, ощущают необычайную важность произошедшего. Рекомендуется после сеанса не обсуждать, не анализировать случившееся, стараться не выходить из процесса, не подавлять его, а принять и усвоить.