Золотой лотос китайская традиция. Гиноцид, или китайское бинтование ног. «Ноги-лотосы» портили жизнь людям даже после того, как были объявлены вне закона

Китайские девушки с малых лет точно знали, что обеспечит им безбедную жизнь и блестящий брак. «Лотосовые ножки» - вот пропуск в счастливую жизнь для каждой девушки. Именно поэтому родители с малых лет особым способом бинтовали ножки своим дочерям, добиваясь, чтобы стопа была, как можно меньше. Британскому фотографу удалось запечатлеть женщин, которые на себе испытали все прелести этой древней китайской традиции.

Британский фотограф Джо Фаррелл один из очень немногих, кому удалось запечатлеть на фото, как выглядит «лотосовая ножка» китаянок. Традиция бинтования ног практиковалась в Китае с Х до начала ХХ века. Как правило, маленьким китаянкам начинали бинтовать ноги особым способом с 4-5 лет. После отмачивания в теплой травяном настое и крови животных, пальцы прижимали к подошве и плотно привязывали хлопковыми бинтами.




Считалось, что будет лучше, если бинтовать ступни будут не родители, поскольку те могли из чувства жалости не затягивать бинты с необходимой силой.




К 10-летнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», после чего их учили правильной «взрослой» походке. Ещё года три, и они становились девицами «на выданье».




Размер ноги китаянки был важным условием при заключении брака. Невеста с большой, не изуродованной ногой подвергалась унижению и насмешкам. Они сразу попадали в реестр простолюдинок, которые должны трудиться в поле и поэтому не могу позволить себе бинтовать ноги.




При выборе невесты родители жениха в первую очередь интересовались размером ноги девушки, а уже потом тем, как она выглядит.




Именно «лотосовая ножка» считалась главным достоинством невесты. А во время бинтования ног матери утешали дочерей, рассказывая об ослепительных перспективах брака, которые напрямую зависят от красоты ноги.




Начиная с 1600-годов подобную традицию неоднократно пытались запретить, но она просуществовала до начала 20-го века. Вот что говорили китайские мужчины про обладательниц «лотосовых ножек»:

«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…»

«Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…»

«Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…»

«Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости…»

«Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…»

«Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…»

«При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…»

«Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…»

«Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…»

«Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…»




Фотограф Джо Фаррелл поставил цель найти в Китае женщин с "лотосовой ножкой". В отдаленном селении в провинции Шаньдун ему удалось найти старушку Чжан Юнь Ин, которой с детства бинтовали ноги. И она оказалось не единственной - в селении жили ещё две её подруги, обладательны

Также в селении жили ещё две её подруги, перенесшие в детским возрасте такие процедуры, но они фотографироваться отказались.

Вчера спросила у гугла, почему у японок кривые ноги. Правда же, интересно. Смотришь фильм: красотки-красотки, а у всех, даже у главной героини, ноги колесом. В ответ гугл выдал мне такое...бедные японцы. Обнять и плакать...Делюсь с вами

Ноги у них кривые страшно, и все ходят на огромных каблуках. Не на шпильках, а на массивных таких каблуках. Прям иногда еле перебирая ногами. Жалко на них кривоногих и хромающих таких смотреть=) И их обувь - отдельная тема. Я про то, что максимум там можно найти обувь 39 размера что ли.

"Каваиная" походка у японцев, думаю, по причине массового плоскостопия, и слабости голеностопной связки. Т.е. они не придуриваются, а действительно косолапые. Массивные каблуки, и прочее ремешки - попытка скрыть массивную широкую ступню с высоким подъемом, и массивные щиколотки.
Оборочки и прочее на одежде - это не только из желания придать объем некоторым местам, то и из нежелания носить обтягивающую одежду. Как ни странно, но они этого стесняются. Как стесняются оголять лоб. Лбы обычно низкие, а грудные клетки узкие, в отличии от ширины плеч.

Красивой походкой и хорошими манерами считается держать носки ступней вовнутрь, абсолютно допустимо шаркать подошвой при ходьбе.

И хотя западные эксперты невербального общения, утверждают, что это признак неуверенности в себе, в Японии это правило не работает.

Походка носками внутрь и немного ковыляя считается очень каваи (симпатично), а походка носками вперед или в стороны - грубой и мужской. Даже уверенные в себе японцы-мужчины ходят носками вовнутрь.

Можете потренироваться

Большая голова - считается в Японии признаком красоты и каваи. Японцы прилагают множество усилий для визуального увеличения и так немаленькой головы.
Огромной популярностью в Японии пользуются объемные вязанные шапки с большими помпонами, которые носят до самого лета, даже в теплую погоду.

И большая голова, и косолапость - напоминают детей. А дети - 100% каваи!

Сами японцы говорят, что их косолапость и кривоногость генетически связана с ношением кимоно, так как это очень узкая одежда, и ходить в ней удобно только особым спосом, ставя носки вовнутрь и выворачивая ноги.

И мужчины, и женщины обычно носят объемные прически, что легко достижимо, ведь волосы японцев от природы густые.

Среди мужчин также популярностью пользуются болезненно худые и бледные, с задумчивым, грустным лицом. Хотя другие японцы, от рождения худые, бывает, ставят целью жизни набрать вес, что не просто сделать при их тонкокостной комплекции.

Японцы никогда не дерутся, хотя все обязаны заниматься восточными единоборствами не меньше 10 лет, по школьной программе. Напьются и спят себе тихонько на тротуаре.))

Японцы запросто могут быть на работе и до одиннадцати, и до утра, и в выходные. Мой знакомый, даже русский, однажды работал до 6 утра, затем начальник ему сказал, поехать домой в душ и к девяти снова быть на работе. С японцами еще жестче.

Суббота, 21 Мая 2016 г. 15:10 + в цитатник

Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так — существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами.
Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки, как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».
Размеры «лотосовой ножки» стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы «лотосовых ножек». В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других — более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек».
Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими «лотосовыми ножками».

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века.
Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду, были «белыми воронами». «Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры.
При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:
Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуко-вый побег, китайский каштан.
Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.
Классификации:
Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.
Дивная (А-2): слабая и утонченная…
Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.
Хотя бинтование ног являлось опасным -неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно- никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.

Даже обладательница «Золотого Лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:
1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом; «не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило»

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.»Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные «лотосовые ножки» были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять.

Этой китайской женщине сегодня 86 лет. Ее ноги искалечены заботливыми родителями, желающими своей дочери успешного замужества. Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), выяснилось, что традиции в Китае устойчивы, как нигде.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.
По преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Живучесть этого странного и специфичного обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.
Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через «бинтование ног» прошло около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук.

Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться лишь при помощи посторонних.

Русский врач В. В. Корсаков вынес такое впечатление об этом обычае: «Идеал женщины-китаянки — это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. Неприятно и досадно видеть этих китаянок даже простых, которые с трудом переходят от дома к дому, широко расставляя ноги в сторону и балансируя руками. Башмачки па ногах всегда цветные и часто из красной материи. Ноги свои китаянки бинтуют всегда и надевают чулок на забинтованную ногу. По размеру своему ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6—8 лет, причем один только большой палец является развитым; вся же плюсневая часть и стопа крайне сдавлены, и на стопе видны вдавленными, совершенно плоскими, как бы белыми пластинками, безжизненные очертания пальчиков».

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10—14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки и это обеспечивало ей внимание женихов.

Женщине фактически приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком.

Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.
Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучи.

Сегодня настоящие «лотосовые туфельки» — уже не обувь, а ценный предмет коллекционирования. Известный на Тайване энтузиаст, врач Го Чжи-шэн, собрал за 35 лет больше 1200 пар туфелек и 3000 аксессуаров для ступней, голеней и прочих достойных украшения участков бинтованных женских ножек.

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах и народе говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра». Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

В 1934 г., пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне при шлось столкнуться с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер се ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.
Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала как отрезала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть». Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину — сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.
За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять по-вязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были оберну-ты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3—4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий.

Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой— когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового раз-мера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног»

На праздниках, где обладательницы крошечных ножек демонстрировали свои достоинства, отбирались наложницы в гарем императора. Женщины сидели рядами на скамьях, вытянув ноги, а судьи и зрители ходили вдоль проходов и комментировали размер, форму и убранство ног и обуви; никто, однако, не имел права дотронуться до «экспонатов». Женщины с нетерпением ждали этих праздников, так как в эти дни им разрешалось покидать дом.
Сексуальная эстетика (буквально «искусство любви») в Китае была чрезвычайно сложна и непосредственно связана с традицией «бинтования ног».

Сексуальность «забинтованной ноги» основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омове-ний колебалась от 1 в неделю до 1 в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанным женщинам полагалось ‘ умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

Забинтованные ноги были важнее всего - личность или таланты не имели значения. Женщина с большими ногами оставалась без мужа, так что мы все прошли через эту пытку». Мать Чжао Цзиин умерла, когда та была маленькой девочкой, а потому она бинтовала свои ноги сама: «Это было ужасно, я могу три дня и три ночи рассказывать, как я страдала. Кости были сломаны, мякоть вокруг них гнила. Но даже тогда я клала сверху кирпич - для надёжности, что ступни будут маленькими. Год я не ходила…». У её дочери тоже забинтованные ноги.

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:
Инструкции:
1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.
2. Возьмите пару детских туфель.
3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведи-те пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.
4. Засуньте ногу в детские туфли,
5. Попробуйте прогуляться.
6. Представьте, что вам пять лет…
7. …И что вам придется ходить таким образом всю жизнь…

Скажите - для чего сегодня женщины уродуют себе ноги добровольно?!!

Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так- существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами.

Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки- как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого они начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье".

Размеры "лотосовой ножки" стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили "лотосовых туфелек".

Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими "лотосовыми ножками".

Хотя бинтование ног являлось опасным -неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно- никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.

Хоть это и трудно представить европейцам, "лотосовая ножка" была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид "лотосовой ножки" мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения."Раздевание" такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять.

Этой китайской женщине сегодня 86 лет. Ее ноги искалечены заботливыми родителями, желающими своей дочери успешного замужества. Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), выяснилось, что традиции в Китае устойчивы, как нигде.

Как утверждают журналисты, которым доводилось беседовать с женщинами- большинство из них по-прежнему гордились своими бинтованными ногами.

"Когда житель Поднебесной империи берет в руки крошечную женскую ножку, он испытывает чувства, сходные с теми, которые у европейца вызывает упругая девичья грудь. Все китайцы, которых я опросил по этому поводу, отвечали чуть ли не слово в слово: "Ах, маленькие ножки! Вы не в состоянии понять, как это изысканно, как сладко, как увлекательно!" ~ Стерлинг Сигрейв, "Династия Сун".

История знает немало примеров, живописующих приношения на алтарь красоты - от хладнокровно накладываемых румян на основе мышьяка или свинца, до невообразимо садистского пирсинга и еще больших крайностей в сфере модификации тела. Один из самых диких - тысячелетний обычай ломать и перевязывать ноги китаянок, чтобы они вмещались в изящные туфельки в форме лилий или лотосов.

КУЛЬТУРНОЕ И СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Примерно тысячу лет в Китае изувеченные, зато миниатюрные стопы считались верхом эротичности, а "лотосовая походка" - девушки вынуждены были передвигаться мелкими "жеманными" шажками и все равно были весьма неустойчивы - не только возбуждала мужчин, но и делала сексуальную анатомию "более сладострастной и чувственной" в их представлении. Во времена династии Цин в ходу было "любовное руководство", подробно описывающее 48 различных способов ласкать лотосовые ножки.

Тем не менее, даже в постели, будучи в остальном совершенно обнаженными, женщины (так и хочется добавить - несчастные) не снимали полотняные бинты и носили специальные тапочки, скрывающие деформированные конечности. Привлекательность нивелировалась тем, что было скрыто от посторонних глаз. Известная цитата Фен Сюаня гласит: "Если вы снимете обувь и полотно, эстетика будет уничтожена навсегда".

Влияние перевязанных ног китаянок простиралось далеко за пределы спальни - хотя практика была, несомненно, орудием мужского доминирования, помогая обеспечить целомудрие жены. Дамы высших сословий, у которых, буквально, были связаны ноги, не могли свободно участвовать в жизни общества - пойти, к примеру, на обычную прогулку. Они постоянно нуждались в физической поддержке и не могли самостоятельно передвигаться на значительные расстояния, что держало их в зависимости от семьи, от воли окружающих людей.

Культура и традиции - основа китайского мировоззрения, поэтому женщины сами стремились к лотосовым ножкам, полагая, что это способствует здоровью и рождаемости, несмотря на сокрушительную и долговременную боль, которую приходилось ради этого переносить. В сущности, биологический недостаток превратился в социальное преимущество, повышая шансы выйти удачно замуж. Девушка, пусть и высшего сословия, при наличии ног нормального размера могла рассчитывать разве что на брак с представителем менее престижного класса, а дама более низкого социального статуса рисковала и вовсе быть проданной в услужение.

"Тысячи ведер слез ждут ту, кто увязывает ноги". ~ Старая поговорка

Девочкам от двух до пяти лет, которым "повезло", предстоял невероятно болезненный процесс достижения идеала "женщины золотого лотоса". Ноги будущих красавиц погружали в теплую смягчающую смесь отваров трав с кровью животных и некоторое время массировали. Далее пальцы с силой подворачивали и туго перебинтовывали стопу, заключая ее в хлопковый бандаж.

Изначально мучительная, процедура продолжалась еще ужаснее: кости, удерживающие свод стопы, ломали и продолжали сдавливать ноги бинтами, добиваясь того, чтобы пальцы плотно прилегали к подошве, а основание большого пальца касалось пятки. Концы повязок плотно сшивались.

Затем бедные маленькие ножки регулярно распеленывали, промывали и мяли, снова и снова раскалывая сросшиеся было кости, сжимая их все плотнее. После перевязки девочка должна была сразу же встать и ходить, чтобы деформация усугублялась. Анестезию при этом не применяли.

Проделывали все это профессиональные "связывальщицы", либо старшие члены семьи, матерям ответственное дело не доверяли - опасались, что жалость помешает им ломать пальцы дочери как следует. Чем строже, тем лучше для достижения цели: размер ноги примерно 7,5 см. Процедуры занимали около двух лет, но ноги оставались связанными на всю жизнь.

Часто случались осложнения - от отеков и заполненных гноем язв на ранней стадии, до паралича и серьезных инфекций, таких, как гангрена. Для профилактики и лечения страдалицы окунали култышки в различные жидкости, начиная от туалетной воды и заканчивая мочой. Возврат к нормальной жизни был невозможен - если ноги оставались незабинтованными в течение длительного времени, боль становилась столь же сильной, как и на начальном этапе.

Предвестником кошмарной на взгляд современного человека практики стала временная тугая бинтовка ног танцовщиц; сегодня для этого балерины надевают пуанты. Примерно в 970 году нашей эры супруга императора Ли Ю династии Тан исполнила танец на пьедестале «золотой лотос», изящно обернув стопы шелком. Правитель и придворные были настолько очарованы красотой перфоманса, что имитация дизайнерской находки стала хорошим тоном.

Отсюда мода распространилась среди высших классов и, в конце концов, достигла всех слоев общества. Во время правления династии Сун (960 - 1276), положение женщин понизилось - у них стало меньше прав в контексте брака и семьи. Им перестали, как раньше, давать образование, лишили прав собственности и стали рассматривать как говорящий предмет обстановки. Искалеченные ноги только упрочили свой статус метода управления и контроля.

Несмотря на повсеместное применение, никогда не было однозначного представления о том, как должна выглядеть лотосовая ножка. Например, крестьяне и другие низшие классы были склонны связывать ноги девочкам постарше и не так сильно - они не должны были утратить мобильность, ведь на полях полно работы. Для женщин высшего общества применялись более экстремальные методики. Таким образом, деформация стоп, неустойчивость, боль и страдания стали нормой жизни китайских женщин на целое тысячелетие.

В 1911 году китайское правительство, наконец, объявило лотосовые ноги вне закона. Давление шло не только со стороны феминисток, но и всех образованных людей, обеспокоенных тем, как внешний мир воспринимает Китай. Даже после этого людям просвещенным пришлось потрудиться, чтобы обесценить веками укоренявшееся мнение о лотосовой ножке, как о прекрасном символе возвышенной эротичности. Конечности продолжали уродовать тайно.