Как спускают воздух в батареях. Как выпустить воздух из батареи отопления: используем кран Маевского. С алюминиевых батарей

В этой статье я собираюсь рассказать о том, как убрать воздух из системы отопления. Поскольку отопительный контур может иметь различные конфигурации и отвечать за обогрев многоквартирного или частного дома, нам с читателем придется познакомиться с несколькими решениями разной сложности.

Зачем это нужно

Многоквартирный дом

Начну издалека.

Для того, чтобы батареи на всех этажах и во всех квартирах грели, в них должен непрерывно циркулировать .

Как правило, в многоквартирном доме в этой роли выступает обычная вода.

Перепад давлений между нитками теплотрассы (подающей и обратной) в штатном режиме составляет не менее 2 кгс/см2. Однако горячая вода с подачи попадает в отопительный контур не непосредственно из теплотрассы, а после смешивания с водой из обратки. За приготовление смеси отвечает водоструйный элеватор — чугунный или стальной тройник с помещенным внутрь соплом.

Водоструйный элеватор — сердце системы отопления дома.

Рециркуляция части теплоносителя обеспечивает максимальную скорость его движения в контуре и минимальный разброс температур между первыми и последними по ходу движения воды отопительными приборами.

Разница давления между поступающей в батареи смесью и обраткой куда меньше, чем между нитками теплотрассы: она равна всего 0,2 кгс/см2, что соответствует напору водяного столба в два метра. Завоздушенность в системе отопления просто-напросто не даст воде циркулировать: столь небольшой перепад не сможет выдавить воздушную пробку вниз из-за значительной разницы в плотности между воздухом и водой.

Для удаления воздушной пробки гидравлический напор в метрах должен превышать высоту контура (в многоквартирном доме — высоту стояков от розлива).

Автономный контур

У автономной отопительной системы с принудительной циркуляцией теплоносителя картина иная. В большинстве случаев создаваемый циркуляционным насосом напор превышает высоту контура, и тот вполне может работать даже при наличии в трубах воздуха.

Схема отопления двухэтажного дома. Максимальный перепад высоты — около 4 метров.

Однако при движении пузырей воздуха в трубах и радиаторах неизбежно возникнут гидравлические шумы. Едва ли владельца порадует непрерывно исходящие от батареи булькающие звуки.

Кроме того, воздух способствует коррозии стальных элементов контура — труб из черной стали, стальных панельных радиаторов и сердечников биметаллических батарей. В отсутствие кислорода контакт с водой не приводит к появлению ржавчины .

Откуда берется воздух

Вот основные причины образования воздушной пробки:

  • Замена отопительных приборов в квартирах. Она выполняется преимущественно летом, вне отопительного сезона. После опрессовки стояк просто-напросто заполняется водой, а спуск воздуха из него благополучно оставляется на осень;

  • Ревизия запорной арматуры на стояках. Она связана с необходимостью полного осушения отопительного контура;
  • Ревизия запорной арматуры в элеваторном узле. И в этом случае отопительный контур полностью сбрасывается;
  • Утечки воды через резьбовые соединения с нарушенной герметичностью, межсекционные соединения радиаторов, сальники вентилей, свищи в трубах и т.д. При закрытых и исправных задвижках в элеваторе они приводят к постепенному падению давления в контуре. Стоит приоткрыть промывочник или кран Маевского на одном из верхних этажей — и возникшее в верхней части контура разрежение засосет воздух.

Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив

Схема с нижним розливом — наиболее типичное для домов современной постройки решение. И обратный, и подающий трубопровод находятся в подвале. Подключенные к розливам стояки соединяются попарно (подача с обраткой) перемычкой на верхнем этаже или на чердаке.

Решение 1: запуск элеватора на сброс

Удаление воздуха из системы отопления проводится работниками ЖКХ еще на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура.

Для этого он перепускается на сброс:

  1. Одна из домовых задвижек открывается, вторая остается закрытой;
  2. Перед закрытой задвижкой со стороны отопительного контура открывается соединенный с канализацией сбросник.

О выходе большей части воздуха свидетельствует равномерный, без воздушных пузырей, поток воды в сбросе.

Решение 2: воздушники

В верхней точке каждой пары стояков (в радиаторной пробке или на выведенной под потолок перемычке) в системах нижнего розлива всегда монтируется воздушник. Это не обязательно предназначенный специально для стравливания воздуха кран Маевского: его может успешно заменить шаровый кран, винтовой вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.

Сброс воздуха из стояка выглядит так:

  1. Приоткройте кран (не более чем на один оборот). Вы должны услышать шипение выходящего воздуха;
  2. Подставьте под него любую широкую посуду. Таз или ведро избавят вас от необходимости вытирать лужу на полу;
  3. Дождитесь, пока воздух не сменится водой;
  4. Закройте кран. Стояк должен нагреться в течение 5-10 минут. Если этого не произошло, стравите воздух повторно: возможно, что начавшаяся было циркуляция выгнала в верхнюю точку участка контура новые пузыри воздуха.

Несколько важных моментов:

  • Никогда не выкручивайте винт в кране Маевского полностью. При давлении в 5-6 атмосфер и хлещущем из отверстия кипятке вкрутить ее обратно у вас нет ни малейших шансов. Последствием необдуманных действий станет затопление вашей квартиры и квартир под вами по горячей и грязной водой;
  • Не выкручивайте сам воздушник под давлением. Даже на половину оборота: вы не знаете, в каком состоянии его резьба. Если спускной клапан на отопление неисправен, перед его ремонтом или заменой необходимо перекрыть оба парных стояка и убедиться в том, что вентиля на них держат воду;

  • Если вы живете на верхнем этаже, еще до начала отопительного сезона убедитесь, что вам есть чем открыть воздушник. Современные краны Маевского открываются своими руками или с помощью отвертки, а вот в домах старой постройки может понадобиться особый ключ;

Его легко сделать, подобрав стальной пруток соответствующего диаметра и сделав на его торце пропил.

Решение 3: перепускание стояка на сброс

Основная проблема воздушников на нижнем розливе именно в том, что они расположены в квартире верхнего этажа. Что делать, если ее жильцов хронически нет дома?

Парные стояки можно попытаться перепустить из подвала.

Для этого:

  1. Обследуем стояки. После вентилей на них могут быть установлены сбросники или заглушки. В первом случае никаких трат не предстоит, во втором — нужно приобрести шаровый кран с резьбами «папа-мама» того же размера, что и у заглушек;

  1. Перекрываем вентиля на обоих стояках;
  2. Откручиваем заглушку на одном из них;

Отвернув ее на один-два оборота, дождитесь падения напора воды, бьющей по резьбе. Так вы убедитесь, что вентиля на стояках исправны.

  1. Вкручиваем вместо заглушки шаровый кран, предварительно подмотав резьбу;
  2. Полностью открываем установленный сбросник;
  3. Открываем вентиль на втором стояке. После того, как напор воды выгонит весь воздух, закрываем сбросник и открываем второй стояк.

Тонкости есть и здесь:

  • Если все радиаторы расположены на подающем стояке, а обратный стояк холостой (без отопительных приборов) — ставьте сбросник именно на обратку. В этом случае весь воздух выйдет гарантированно. При наличии батарей на обоих парных стояках образовавшуюся воздушную пробку удается выгнать далеко не всегда;

  • Если вам не удалось перепустить стояки в одном направлении — переставьте сбросник на второй стояк и перегоните воду противоположную сторону;
  • Если на стояках установлены винтовые вентиля, избегайте тока воды через них в направлении, противоположном указанному стрелкой на корпусе. Попытка открыть вентиль с прижатым давлением к седлу клапаном чревата отрывом клапана от штока. Для устранения проблемы нередко приходится сбрасывать всю систему отопления дома.

Сценарий 2: многоквартирный дом, верхний розлив

Что это такое — дом с верхним розливом?

Вот его признаки:

  • Подающий розлив расположен на техническом чердаке, обратный — в подвале или подполе;
  • Каждый стояк представляет собой перемычку между ними и отключается в двух местах — снизу и сверху;
  • Розлив подачи прокладывается с небольшим уклоном;
  • В верхней точке подающего розлива расположен расширительный бак со сбросником. Нередко сброс выводится через все этажи в подвал, в элеваторный узел или максимально близко к нему.

Где расположены воздушники в системе отопления верхнего розлива?

Функцию воздушников выполняет тот самый сбросник на расширительном баке. Вывод сброса в подвал упрощает запуск отопления в начале сезона, но и без него тот не отличается сложностью.

Решение 4: сбросник на расширительном баке

Вот инструкция по приведению системы верхнего розлива в рабочее состояние:

  1. Медленно (чтобы избежать гидроудара) заполните систему отопления, приоткрыв домовую (между элеваторным узлом и отопительным контуром) задвижку на подаче или обратке;
  2. Когда система отопления заполнится, полностью откройте вторую задвижку;

  1. Через 5-10 минут откройте сбросник на расширительном баке и дождитесь, пока вместо воздуха из него пойдет вода.

Сценарий 3: открытая система отопления одноквартирного дома

Открытая система работает при давлении, соответствующем высоте водяного столба между нижней и верхней точками контура.

Розлив прокладывается с постоянным уклоном, а в его верхней точке монтируется открытый расширительный бачок.

Он совмещает сразу несколько функций:

  • Собственно расширительного бака, компенсирующего увеличение объема теплоносителя при нагреве;
  • Предохранительного клапана, сбрасывающего избыточное давление при закипании теплоносителя в теплообменнике котла;
  • Воздушника. Весь воздух вытесняется в верхнюю часть контура, в расширительный бак и далее в атмосферу.

Очевидно, что такой схеме дополнительные воздушники нужны примерно как рыбе зонтик. Однако ими могут комплектоваться отдельные радиаторы отопления, установленные выше розлива: краны Маевского позволят удалить воздух из радиатора и заставить воду циркулировать через оба его коллектора.

Сценарий 4: закрытая система отопления одноквартирного дома

В контуре с принудительной циркуляцией, работающем при избыточном давлении, обычно монтируется автоматический воздухоотводчик. Он входит в состав группы безопасности котла и устанавливается на выходе из его теплообменника.

Некоторые котлы комплектуются собственной группой безопасности, находящейся внутри корпуса.

На фото — котел, в корпусе которого смонтированы группа безопасности и расширительный бачок.

Все отопительные приборы, расположенные выше розливов, дополнительно комплектуются собственными автоматическими воздушниками или кранами Маевского.

Воздушник абсолютно необходим лишь при боковом или диагональном подключении радиатора. Двухстороннее нижнее подключение допускает работу завоздушенной батареи. Воздух вытесняется в верхний коллектор, вода циркулирует через нижний, секции прогреваются по всей высоте за счет теплопроводности металла.

Особый случай

Наряду с воздушником в закрытых автономных системах применяется еще один прибор — сепаратор воздуха для отопления. Его функция — отвод мелких пузырьков воздуха, насыщающего теплоноситель и способствующего коррозии стальных труб, эрозии крыльчатки циркуляционного насоса и теплообменника котла.

Отвод воздуха из воздушной камеры сепаратора выполняется нашим старым знакомым — автоматическим воздухоотводчиком.

За сбор воздушных пузырьков могут отвечать:

  • Так называемые PALL — кольца;

Цена наиболее доступных сепараторов под диаметр присоединяемого трубопровода 20 мм начинается примерно от 2000 рублей, а приносимая ими польза довольно сомнительна. На мой взгляд, в автономной отопительной системе вполне можно обойтись без этих приборов.

Сепаратор Flamcovent для трубопровода диаметром 1 дюйм. Розничная стоимость — 5550 рублей.

Заключение

Итак, нами благополучно изучены причины возникновения воздушных пробок и способы удаления воздуха из отопительной системы. Как обычно, дополнительную информацию читатель найдет в видео в этой статье. Жду ваших комментариев. Успехов, камрады!

Если система отопления частного дома заполняется водой или антифризом, то в ней по разным причинам могут возникать скопления воздуха. Они появляются в разных местах и препятствуют нормальной циркуляции теплоносителя, что приводит к остыванию как отдельных радиаторов, так и целых стояков. Понятно, что воздух в системе отопления находиться не должен и подлежит удалению тем или иным способом. Цель данной статьи – выявить причины появления воздушных пробок в сети трубопроводов и рассказать о том, как их оттуда «выгнать» в атмосферу.

Почему в системе отопления появляется воздух?

Причин этому явлению достаточно много, мы же перечислим самые основные из них, встречающиеся наиболее часто:

  • ошибки в проектировании или монтаже отопительной системы: это уклоны магистралей, сделанные не в ту сторону, не установленные на всех батареях краны Маевского и прочие огрехи;
  • неправильное заполнение трубопроводов теплоносителем;
  • неисправности автоматических воздухосбрасывающих клапанов;
  • треснувшая мембрана расширительного бака: тогда воздух в закрытой системе отопления появляется, проходя через трещину в мембране;
  • негерметичность системы: это неплотные соединения деталей трубопроводов и оборудования, трещины в некачественных изделиях;
  • выделение растворенного в воде кислорода вследствие ее нагревания.

На практике зафиксированы частные случаи, когда спустить воздух с системы отопления просто невозможно, он появляется там буквально через день. При наличии алюминиевых радиаторов и определенного состава воды внутри отопительных приборов происходит химическая реакция с выделением кислорода и водорода. Эти газы и образуют воздушную пробку, лучший способ этого избежать – организовать автоматический сброс воздуха с помощью клапана, устанавливаемого на радиатор вместо крана Маевского.

Заполнение системы с вытеснением воздуха

Данному вопросу посвящен целый раздел, так как часто во время неправильного выполнения этой операции в сети трубопроводов оказывается воздух. Процедура достаточно проста, если удаление воздуха производится из системы с открытым расширительным баком, находящимся в самой верхней точке. Тут вполне можно справиться в одиночку. Заполнение производится начиная от самой нижней точки, куда в каждой правильно спроектированной системе подсоединен водопровод через отсекающий кран.

Чтобы стравить воздух из системы отопления с открытым баком, надо присоединить к его патрубку перелива длинный шланг, выведенный на улицу. Если котел оборудован группой безопасности, то на время заполнения его лучше отсечь от системы с помощью соответствующей арматуры. Потом надо открыть кран подпитки не более чем на 1/3, чтобы напор из водопровода был небольшой и все элементы системы наполнялись водой постепенно.

Важно. Если проводить операцию под большим водопроводным давлением, то в теплоносителе появится много растворенного кислорода, впоследствии удалить воздух из системы будет гораздо труднее.

Подпиточный кран перекрывается, когда из шланга перелива потечет вода. Затем, взяв инструмент, надо пройти все радиаторы, выпуская из них воздух с помощью кранов Маевского. После чего медленно открывают краны, отсекающие котел. По мере его заполнения автоматический клапан для сброса воздуха, вмонтированный в группу безопасности, будет издавать шипящий звук. В конце следует добавить в систему воды, чтобы уровень в баке составил 2/3 его объема.

Когда спуск воздуха окончен, надо разжечь или включить котел и убедиться, что все радиаторы прогреваются равномерно. Те из них, что остались холодными, должны пройти процедуру развоздушивания повторно. За работой системы и уровнем воды в баке надо наблюдать в течение недели после запуска.

Чтобы правильно спускать воздух из системы закрытого типа, желательно воспользоваться услугами помощника. Процедура отличается от предыдущей тем, что один человек заполняет трубопроводы и следит за показаниями манометра, а второй сбрасывает воздух из батарей, как только давление достигнет 2 Бар. В этот момент подпитка отключается, и пока помощник работает с кранами Маевского, первый человек периодически пополняет систему из водопровода, когда давление в ней падает.

Для справки. В закрытой отопительной системе убрать воздух помогает мембрана расширительного бака, находящаяся под давлением. Когда воздушная пробка уходит в атмосферу, ее место занимает теплоноситель, выдавливаемый мембраной.

Как избавиться от воздуха во время эксплуатации?

В данной ситуации сначала надо определить, откуда берется воздух в трубах. Этому способствует 2 признака:

  • появление холодных участков труб и радиаторов;
  • журчащие шумы в магистрали.

Когда приблизительное местонахождение пробки обнаружено, идем по трубе вверх, до ближайшего автоматического или ручного клапана. Затем, немного приоткрыв кран подпитки, стравливаем воздух через это устройство. Удаление из батареи происходит таким же образом.

К сожалению, этот стандартный способ действует не всегда. В крайнем случае можно попытаться выдавить воздух из неудобного места, увеличив температуру и давление в системе до значений, близких к максимальным. Дальше действовать по стандартной схеме, зачастую пробка двигается с места и все же попадает в сбросной клапан. Но если и это не помогло, придется стравливать воздух через ближайшее разъемное соединение. Это надо делать крайне аккуратно, чтобы не обжечься и не затопить весь дом.

Совет. Когда разъемных стыков на трубопроводах нет, как в сетях из полипропилена, проще опорожнить всю систему или ее часть и правильно заполнить вновь. В процессе не помешает отыскать причину возникновения пробки.

Заключение

На самом деле причин, из-за чего система завоздушивается, очень много. Например, из-за низкого качества теплоносителя может выйти из строя любой клапан для сброса воздуха из системы отопления частного дома, а сразу вы этого не заметите. Отсюда вывод: трубопроводы и батареи необходимо периодически промывать, а клапаны проверять. Иначе придется решать проблему во время отопительного сезона, когда на дворе мороз.

Воздушные пробки частая причина нарушения работы системы отопления. Они могут появляться в системах центрального отопления и индивидуального. Холодные стояки или радиаторы отопления, шум в трубах все это вызвано воздухом в системе отопления. О причинах появления и о том, как удалить воздух из системы отопления пойдет речь в этом материале.

Причины завоздушивания системы

Воздух в системе отопления — это довольно частое явление в начале отопительного сезона. Даже в хорошо спроектированной и грамотно смонтированной системе могут возникать воздушные пробки. Причин появления воздуха в системе отопления может быть несколько.

  • При проведении ремонта системы отопления необходимо слить воду, что и делают. В этот момент система заполняется воздухом. По окончании ремонта системы заполняют в новь, но воздух в ней остается.
  • При замене отопительных приборов, как и при ремонте сливают часть воды. При этом в систему попадает воздух.
  • После ремонта или замены радиаторов необходимо правильно запустить систему отопления и удалить весь воздух. Работа эта длительная. Часто торопятся и нарушают технологию. После запуска благодаря остаткам воздуха нарушается работа системы отопления.
  • Часто причиной появления воздуха становятся алюминиевые радиаторы отопления. Этот тип радиаторов склонен к газообразованию. Газы, образовавшиеся при коррозии радиатора, создают воздушную пробку.
  • Коррозия труб системы отопления — это неизбежный процесс. При коррозии в теплоноситель выделяются различные газы, которые могут стать причиной воздушных пробок.
  • В холодной воде содержится большое количество воздуха, который при нагревании высвобождается и образует воздушные пробки.
  • Причиной завоздушивания системы отопления могут быть неправильно работающие клапаны автоматического сброса воздуха. Загрязненность теплоносителя может вызвать закупорку клапанов. В результате чего нарушится их работа и воздух не сможет выйти из системы.

Определение мест образования воздушной пробки

Важной частью удаления воздуха из системы является правильное определение места образования воздушной пробки. В зависимости от места расположения воздуха применяются разные способы его удаления.

В системе отопления любого типа воздушные пробки могут образовываться в двух местах: в трубах и радиаторах. В трубах воздушная пробка образуется, как правило, в крайних стояках, в них разница давления подачи и обратки минимальна. В радиаторах воздух скапливается в верхнем углу расположенном напротив подключения подачи.

Первое с чего следует начать это убедиться в том, что все краны на стояках и радиаторах отопления открыты.

Если на стояке рядом с радиатором отопления имеется перемычка (байпас) соединяющая подачу и обратку в обход радиатора, то сначала проверяем ее. Если она горячая, а радиатор холодный, то воздушная пробка в радиаторе. Если холодная это означает, что не работает весь стояк.



Рис.1.

Если перемычки нет, то сравниваем температуру подачи и обратки. Если обе трубы имеют одинаковую температуру, то проблема может быть, как в стояке, так и в радиаторе. В этом случае сначала делаем попытку сбросить воздух из радиатора. Если подача теплее обратки, то воздушная пробка в радиаторе. Из-за нее не работает весь стояк.

Удаление воздушной пробки из радиатора отопления

Радиаторы отопления подвержены завоздушиванию больше, чем остальные элементы системы. В большинстве случаев достаточно спустить воздух из радиатора, и система отопления начинает функционировать исправно.

Удалить воздух из радиатора можно двумя способами:

  • через воздухоотводчик или клапан;
  • перезапустить систему отопления.

Если радиатор отопления оборудован клапаном (кран маевского), то удалить воздух из радиатора можно своими руками. Воздухоотводчиком или клапаном оснащаются все современные радиаторы отопления. Воздухоотводчик установлен на верхней пробке радиатора со стороны противоположной трубе подачи.



Рис.2.

Чтобы спустить воздух необходимо специальным ключом, продается вместе с клапаном, открыть ниппель. Если в радиаторе был воздух, то услышите шипение. Перед открытием клапана следует под него подставить тару для приема воды. Воды будет не много, поэтому достаточно будет литровой банки.

Как шипение закончится это говорит о том, что воздух вышел. Далее следует дождаться появления воды из ниппеля. Как только напор воды из ниппеля станет постоянным, его можно закрывать. Воздуха в радиаторе больше нет.

Если воздухоотводчик отсутствует, то необходимо перезапустить систему отопления. В случае городской центральной системе отопления, перезапустить ее самостоятельно сложно и следует вызвать специалистов. Индивидуальную систему отопления перезапустить можно своими руками.

Запуск / перезапуск системы отопления

Запуск системы отопления это простой, но длительный и ответственный процесс. Его главная задача заполнить систему и одновременно удалить из нее весь воздух. Порядок запуска системы следующий.

Начинают с подготовительных работ. У каждой системы отопления есть воздухоотводчик. Ручной или автоматический. Он находится в самой верхней точки системы, и должен быть исправен. В случае ручного воздухоотводчика открыт.

Далее перекрывают трубу подачи. Систему заполняют через обратку. Под действием воды воздух стремиться подняться в самую верхнюю точку системы, туда, где расположен вооздухоотводчик. Если не спешить, то весь воздух выйдет с первого раза.

Если речь идет о перезапуске системы, то поступают точно также. Перекрывают подачу, открывают воздухоотводчик и открывают обратку. Вода, поднимаясь по трубам вверх, выдавливает воздух из системы через воздухоотводчик. Определить остался воздух или весь вышел можно по равномерности напора воды из воздухоотводчика. Если напор равномерный, то воздух удален. Воздухоотводчик можно перекрыть, и включить систему на циркуляцию.

Обычно ручной воздухоотводчик представляет собой кран. Через этот кран вместе с воздухом будет вытекать и вода. Для системы городской центральной системы отопления потери нескольких сот литров воды не является проблемой. Для частного дома, где вместо воды используется антифриз — это недопустимо. Поэтому в индивидуальной системе отопления устанавливают автоматические воздухоотводчики. Они пропускают воздух, но не пропускают антифриз.


Рис.3.

Как не допустить завоздушивания системы?

Как говорилось ранее завоздушивание системы это неизбежность. Не допустить попадание воздуха в систему можно только правильно выполнив ее пуск. Однако остальных факторов, описанных в начале статьи, достаточно, чтобы в системе появились воздушные пробки. Поэтому целесообразнее дать несколько советов, как облегчить устранения воздушных пробок.

На каждом радиаторе отопления необходимо предусмотреть воздухоотводчик. Тоже относится к водяным теплым полам.

На каждом стояке необходимо предусматривать краны для его отключения от системы.

В самой верхней и нижней части стояка следует устанавливать отводы с кранами. Это позволит слить стояк или выпустить из него воздух не нарушая работу всей системы.

Следует выбирать трубы и радиаторы отопления не склонные к газообразованию. Газ появляется в результате процессов коррозии металлов. Если коррозии нет, то и газообразование будет сведено к минимуму, а, следовательно, и завоздушивание.

Некоторые жильцы время от времени задаются вопросами: как спустить воздух из батареи и зачем это делать?

Следует знать, что если на некоторых участках радиатор холодный, то это значит, что в отопительном приборе скопился воздух, который мешает его исправной работе.

Но перед началом работ надо узнать, действительно ли в радиаторе появилась воздушная пробка, которую нужно стравливать?

Шаг первый: диагностика

Однако и полностью холодная может указывать не только на скопление воздуха, но и на ряд других проблем:

  • на поломку водонагревателя могут указать чересчур горячие или слишком холодные батареи в помещении;
  • нестабильная температура указывает на засор некачественным теплоносителем – водой;
  • выяснить, есть ли в отопительной системе утечка, поможет тщательный осмотр поверхности пола под радиатором: если под ним скопилась вода, то необходимо срочно вызывать профессионалов либо попробовать решить проблему самостоятельно (отключить нагрев и затянуть гайку на выпускном клапане);
  • поговорите с соседями – возможно, общедомовой отопительной системе не хватает мощности. Это легко выяснить: если радиаторы жителей верхних этажей холодные, а соседи с первого жалуются на кипяток в трубах, то это говорит о явной нехватке напора в отопительной системе.

Если выяснилось, что в батарее отопления скопился воздух, то стоит прояснить, каким путем он туда попал:

  • некачественное соединение элементов трубопровода;
  • во время монтажа системы отопления допущены ошибки – например, кран Маевского стоит не на каждом радиаторе;
  • изначально отопительные приборы были неправильно заполнены теплоносителем;
  • воздухосбрасывающий клапан неисправен;
  • элементы деталей трубопровода негерметично соединены либо покрыты трещинами.

Как выгнать воздух из отопительного прибора? Решить проблему поможет сантехник из местного ЖЭКа или «муж на час».

Однако на практике встречаются и более запущенные случаи, когда вопрос о том, как нужно правильно стравить лишний воздух из батарей, встает особенно остро и требует немедленного решения.

Например, если в помещении есть несколько алюминиевых батарей. Благодаря взаимодействию материала и некачественного теплоносителя происходит химическая реакция, во время которой выделяются кислород или водород.

Именно эти газы способны образовать воздушную пробку. Обнаружить ее можно и при ручном осмотре, прочувствовав холодный полый участок.

После нахождения примерного расположения пробки необходимо немного открыть ближайший кран. Главное, чтобы выпустить воздух, нужно действовать осторожно.

Спасаем радиаторы в квартире

Как убрать воздух? Для начала следует позаботиться о правильном подборе инструментов.

Итак, для работы вам потребуется радиаторный ключ, с помощью которого можно открыть клапан радиатора, расположенный на внешней стороне отопительного прибора, отрегулировать его и поможет радиаторный ключ.

Продается этот инструмент в каждом строительном магазине. Главное – подобрать правильный размер. Впрочем, в некоторых домах установлены радиаторы, чей клапан легко открывается обычной отверткой, которая есть в каждом доме.

Итак, у вас дома должны быть радиаторный и гаечный ключи и отвертка, чтобы открыть клапан.

Если в радиаторе стал скапливаться воздух, то выгонять его придется достаточно долгое время, поэтому необходимо обезопасить себя от травм – например, ожогов.

Для этого важно отключить систему центрального отопления – сделать это можно по заявке в ЖЭК либо самостоятельно.

В противном случае в работающей отопительной системе скопится еще больше воздуха. Итак, как правильно стравить накопившийся воздух из домашней батареи?

После отключения системы отопления дождитесь, пока радиатор полностью остынет.

Необходимо убедиться в полном открытии впускного и выпускного клапанов: для этого нужно вставить в клапан радиаторный ключ или отвертку и аккуратно провернуть его несколько раз против часовой стрелки.

Безошибочно на выход воздуха укажет тихий шипящий звук, который вы и должны услышать.

Постепенно батареи будут заполняться теплоносителем, который поступает через трубы системы отопления, а воздух – вытесняться.

Обратите внимание на капли, стекающие с клапана, – когда их станет больше, а из батареи польется вода под сильным напором, это значит, что вы стравили весь лишний воздух.

Теперь нужно закрыть клапан поворотом по часовой стрелке и убедиться, что не осталось протечек. Уберите лужи, образовавшиеся под батареей, и повторите аналогичную процедуру для всех радиаторов.

Помните, что главное – профилактика. Поэтому даже если проблемы только с одной батареей, то проверить следует все.

Да и в целом, стравливать воздух нужно несколько раз в год, особенно если в квартире установлены чугунные приборы отопления – эта процедура поможет увеличить срок их службы.

Не забудьте после работы проверить давление в бойлере, расположенном в подвале: после того как был выпущен воздух из радиатора в одной квартире, снижается общий показатель давления отопительной системы во всем доме.

Если цифры слишком низкие, то тепло может не попасть в квартиры соседей, проживающих на верхних этажах, – системе просто не хватит мощности. Восстановить баланс поможет просто добавление воды в бойлер.

Универсальные способы для частного дома

Спускать воздух из радиатора отопления квартиры и проводить аналогичную операцию за городом – задача не из простых. Но что делать – придется попотеть!

Для сброса воздуха нужно заполнить трубы теплоносителем вручную, таким образом, вытеснив лишнее.

Для работы потребуются проточная вода, которая попадет в дом с помощью уличного шланга, и немного времени.

Постоянно скапливается воздух в трубах? Чтобы удалить все лишнее, откройте кран подпитки и не злоупотребляйте сильным напором.

Следите за равномерным наполнением труб.

Помните о том, что сильный водопроводный напор приведет к образованию в воде повышенного количества растворенного кислорода, который впоследствии стравить будет гораздо сложнее.

Есть ли еще способы, как выпустить воздух из батареи?

  • перекройте подпиточный кран;
  • воспользуйтесь специальным инструментом – краном Маевского, чтобы открыть каждый клапан, отсекающий котел;
  • во время заполнения котла клапан для сброса воздуха будет немного шипеть;
  • после сброса воздуха необходимо увеличить уровень воды в баке до отметки в две трети;
  • когда удаление закончено, включите котел, чтобы убедиться что отопительный прибор работает стабильно, а радиаторы равномерно прогреваются;
  • если какие-то участки радиатора остаются холодными, то их необходимо повторно подвергнуть процедуре развоздушивания;
  • за работой системы, после того как был выпущен воздух, нужно следить около недели.

Спустить воздух из батареи отопления, установленной в системе закрытого типа, одному невозможно.

Для такой работы потребуется помощник: один будет следить за тем, как заполняется трубопровод и показаниями уровня давления, а другой – выпускать воздух в момент, когда показания манометра достигнут необходимой отметки.

Когда на экране установится отметка в 2 Бара, подпитку необходимо отключить: помощнику нужно в этот момент открыть краны Маевского, а другому человеку – продолжить заполнение системы теплоносителем.

Кроме того, убирать воздух из отопительных систем закрытого типа помогает и установка специальной мембраны расширительного бака, которая находится под стабильным давлением.

Когда происходит выпуск воздушной пробки, то ее место постепенно занимает теплоноситель, который проталкивает мембрана.

Впрочем, такой стандартный способ работает далеко не всегда. Сложность стравливания в том, что воздух может попасть в самое неудобное место – например, колено радиатора.

В такой ситуации его придется буквально «выдавливать», увеличивая температуру в отопительной системе и регулируя давление практически до максимальных значений.

Если такая процедура не принесла результата, то выгонять стравливающий воздух придется через разъемное отделение. Соблюдайте технику безопасности, в противном случае можно легко обжечься или затопить весь дом.

Если отопительная система выполнена из полипропиленовых материалов, то проще полностью слить теплоноситель, а затем правильно заполнить радиаторы.

Подводим итоги

Причин, почему в системе отопления происходит завоздушивание, достаточно много. Так, радиаторы могут выйти из строя из-за некачественного теплоносителя, в составе которого есть примеси и взвесь – клапаны просто засорятся, а заметить это сразу нелегко.

Поэтому особенно важно периодически промывать приборы отопления и проверять исправность клапанов. В противном случае остыть батареи могут в самый неподходящий момент – например, зимой.

Впрочем, и завоздушенность сама по себе не так безобидна, как может показаться. Оказывается, остывшая комната и холодные батареи – не самое страшное.

Намного хуже то, что из-за наличия воздуха внутри радиатора он легко подвергается коррозии, что приводит к сокращению срока службы.

Если вы проживаете в частном доме и отопительная система автономная, то котел вынужден работать «вхолостую», гоняя по отопительной системе воздух, а не теплоноситель, в результате чего увеличивается износ подшипников, и насос выходит из строя.

Проще, конечно же, предотвратить возникновение воздушных пробок – для этого батареям следует уделить пристальное внимание во время ремонта.

Нужно использовать только качественные радиаторы от проверенных производителей или установить на каждый радиатор кран Маевского, чтобы в любой момент легко стравить воздух из конкретного отопительного прибора.

Можно использовать автоматический воздухоотводчик, который сможет контролировать работу всей отопительной системы в автономном режиме.

Кроме того, установите дополнительные вентили, выпускающие лишний воздух на извилистых участках отопительного прибора – в местах загибов и поворотов, ведь именно здесь чаще всего образовываются пробки.

Если статья не помогла ответить на вопрос о том, как быстро стравить воздух из батареи правильно, просмотрите видео по теме.

Трудно уберечься от проблем при запуске отопительной системы, даже в тех случаях, когда работа выполнена специалистами в этом деле. Одной из наиболее частых и от того не менее неприятной из них является воздушная пробка. Чем же она так неприятна для нас и наших и батарей, как и с помощью чего с ней бороться? Поговорим об этом в нашей новой статье — воздушная пробка или как спустить воздух из радиатора отопления.

Если батарея не греется как следует и из нее доносятся бульканье и шипение, скорее всего в систему попал кислород. Опасность воздушной пробки заключается в том, что она приводит к коррозии и через какой-то время может повредить всю систему отопления. Попадает воздух в систему по разным причинам, это может быть ошибка при монтаже или заполнении водой всей системы, а может быть и плохая вода, в которой содержится кислород в виде примеси или пузырьков.

К чему может привести завоздушенность системы отопления

Результатом такой воздушной пробки становится снижение срока службы радиатора, а если используется автономная система отопления – ломаются подшипники вала, а за ними и насос, поскольку котлу приходится перегонять воздух вместо воды.

Как правильно спустить воздух из батареи

Чтобы выпустить весь накопившийся в трубах и батареях газ вам понадобится радиаторный ключ, с помощью него происходит регулировка воздушного клапана, такие ключи продаются во всех хозяйственных магазинах и бывают разных размеров для разных батарей. В конструкциях новых батарей клапан можно открыть плоской отверткой. Если в вашем доме не одна батарея, удостоверьтесь, что вы сможете открыть клапан на каждой, спускать воздух надо из всех радиаторов, установленных в доме.

Подобную операцию надо совершить со всеми батареями в доме, даже если с ними нет никаких проблем. Для профилактики все газы обычно спускают раз в год и после ремонта или каких-либо других изменений в отоплении.

Порядок действий:

  • Найдите тазик или любую другую тару для слива воды , затем найдите на вашем радиаторе впускной и выпускной клапан и убедитесь, что они открыты.
  • С помощью ключа поворачиваем клапан против часовой стрелки. При этом должен раздаться характерный шипящий звук, это значит, что воздух благополучно выходит и заменяется на жидкость.
  • Вот тут-то и понадобится емкость, вместе с воздухом выйдет немного капель воды и как только из клапана польется устойчивая струйка, затягивайте его обратно .

Виды воздухоотводчиков и мест их установки

  • Ручной кран Маевского.

Также имеет название игольчатый радиаторный клапан отличается своей простотой и долговечностью, изготавливается из латуни. Конструкция предполагает корпус и винт конической формы. Все детали герметично прилегают друг к другу и надежно удерживают воду в батарее. При открытии воздух выпускается из маленького отверстия сбоку. Кран Маевского бывает разных конструкций и в зависимости от этого может открываться по-разному.

Установка такого крана не требует особого профессионализма. Главное выбрать кран правильного размера. Перед установкой нужно слить воду из вашей батареи, а затем выкрутить заглушку в пробке радиатора. Для большей надежности можно намотать на резьбу ФУМ-ленту.

Изделие можно купить по цене от 30 рублей.

  • Автоматический воздухоотводчик.

Это устройство автоматически выводит все газы, скопившиеся в трубопроводе, и тем самым несомненно удобнее крана Маевского. Изготавливается из бронзы и нержавеющей стали. Может устанавливаться с отсекающим клапаном, который нужен для того, чтобы беспроблемно заменять воздухоотводчик.

Автоматический воздухоотводчик устанавливается в самых высоких местах отопительной системы, поскольку газ легче жидкости и поднимается наверх. Специалисты рекомендуют ставить отводчик за котлом, на коллекторах и на самых высоких точках, где проходят трубы.

Цены на такое оборудование начинаются с 300 рублей.

  • Сепаратор воздуха.

Принцип действия этого устройства основана на отделении газа от жидкости и удаляет из системы все микропузырьки и растворенный в воде кислород. В конструкции применяются специальные PALL-кольца, и все микроскопические пузырьки воздуха отлавливаются их поверхностью. Помимо улавливания пузырьков, сепараторы так же ловят грязь, циркулирующую в системе.

Устанавливается сепаратор сразу после котла, так как большинство кислорода высвобождается из воды при нагреве и их лучше всего удалять сразу.

Такое оборудование можно назвать продвинутым и цены на него, соответственно, выше – от 10 тысяч рублей.

  • Многоступенчатая система.

Считается самым эффективным методом удаления воздуха, скопившегося в трубах и радиаторах. Заключается он в том, что комбинируется несколько видов устройств в одной схеме. Обычно выглядит следующим образом:

  1. Кран Маевского на батареях.
  2. Автоматический воздухоотвод рядом с котлом.
  3. Воздухоотводы на коллекторах.
  4. Сепаратор после котла.

Самый лучший вариант обычно обходится большей ценой, чем остальные и наш случай не исключение. Точная цена формируется из конкретной схемы.