Индивидуальная личность определение. Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях

  • 5. Специфические особенности психики как формы отражения. Понятие о сознании и бессознательном.
  • 6. Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического в психике человека
  • 9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.
  • 10. Самосознание личности.
  • 12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
  • 13.Понятие об умениях и навыках. Формирование умений и навыков
  • 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.
  • 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
  • 16. Речь: виды, функции, механизмы.
  • 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
  • 18.Социально – перпецептивнная сторона общения.Механизмы и эффекты межличностного восприятия
  • 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.
  • 20.Межличностные отношения в группах. Понятие о психологической совместимости в группе.
  • 21. Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.
  • 22.Понятия об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
  • 23. Восприятие, его виды. Основные свойства перцептивного образа.
  • 24.25.Понятие о мышлении. Мышление и речь. Понятие,суждение и умозаключение как формы мышления.
  • 26. 27 .Основные мыслительные операции, их характеристика. Виды мышления, их характеристика.
  • 28.Воображение,его место в системе психологических процессов. Виды воображения.
  • 29.Память, ее место в системе психический процессов. Виды и процессы памяти.
  • 30.Процессы памяти.
  • 31.Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
  • 32. Волевое поведение человека и его механизмы
  • 33. 34. Эмоциональные психические явления. Виды и формы эмоциональных псхичических явлений.
  • 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.
  • 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.
  • 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
  • 38.Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
  • 39. Задатки и способности. Виды способностей.
  • 40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.
  • 41. Психология в эпоху античности.
  • 42. Учение Аристотеля о душе.
  • 43. Роль р.Декарта в становлении психологической науки.
  • 44. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XII-XIX вв. (б.Спиноза, д.Локк, Гартли).
  • 45. Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм.
  • 46. Становление и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и необихевиоризм.
  • 47. Психоаналитическая концепция з.Фрейда.
  • 48. Неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа.
  • 49. Становление и развитие гуманистического направления в психологии.
  • 50. Когнитивная психология: предпосылки возникновения и краткая характеристика.
  • 51. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки (с.Л.Выготский, с.Л.Рубинштейн, б.Г.Ананьев и др.).
  • 52. Культурно-историческая концепция л.С.Выготского и развитие ее идей в исследованиях а.Н.Леонтьева, д.Б.Эльконина, л.И.Божович и др.
  • 8. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", индивидуальность. Категория личности в современной психологии.

    Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

    Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.

    По определению Р.С. Немова, личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

    Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

    Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"

    с понятием "личность"

    Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

    Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

    Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

    Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

    При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

    В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

    Понятие личность имеет три разных понимания : самое широкое , среднее и узкое понимание. Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, этоиндивидуальность. Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Основные психологические теории личности Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе.

    Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

    Ее устойчивые компоненты составляют понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность" . Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой - часть социально-практического бытия, - наводит на мысль, что по своей структуре понятия "человек", "личность", "индивидуальность" включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных соотношениях. Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

    Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются. В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид - это не просто единичное эмпирическое существо, "вкрапленное" в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

    Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые.


    В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей.

    Социально-деятельностная сущность человека, прежде всего, лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

    Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей - величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

    Теории личности.

    В гуманитарных науках сформировались три основные концепции личности. Наиболее распространенной в социологии является статусно-ролевая концепция личности. Сторонниками этой теории были видные социологи Мэртон, Парсонс, Митт и др. С точки зрения данной теории, личность возникает и формируется только тогда, когда человек включен в социальную группу, входит в различные социальные институты, в которых приобретает статус, связанные с ним роли, усваивает нормы, ценности, установки и т. д. При этом социальная роль рассматривается как способ поведения человека в соответствии со своим статусом. Таким образом, можно рассматривать личность как функцию от множества социальных ролей, а ролевое поведение - как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

    Индивид - носитель различных социальных статусов, и человек может сам определять, какой статус для него является доминирующим, главным. Статусы могут быть предписанными и естественными. Естественные не зависят от выбора человека и даже общества (статус пола, возраста). Предписанный статус навязывается человеку обществом, приобретается человеком в обществе и его собственными усилиями. Системой существующих статусов различных социальных институтов человеку предлагается выбор, который он осуществляет на основе объективных и субъективных условий. Все статусы предписывают определенные роли - совокупность действий, которые должен выполнять человек, чтобы им соответствовать. Человек имеет целый набор статусов и ролей и это может, в некоторых случаях, приводить к ролевым конфликтам - к ситуациям, когда выполнение одних ролевых функций делает невозможным выполнение других. Социальная роль связана с ролевым поведением и ролевым ожиданием. Осуществление ролевых ожиданий во многом определяет возможность ролевых действий. Через ролевые ожидания общество воздействует на личность и в этом смысле автономия (свобода) личности всегда имеет определенный предел.

    Рис. 10. Социальный статус и его основные виды

    Концепция З. Фрейда. Свои рассуждения о личности известный австрийский мыслитель и психиатр строит, исходя из признания доминирования животного начала в человеке как биологическом существе. Как животное человек стремится к удовлетворению потребностей, которые приносят ему чувство удовлетворения. Общество же накладывает на человека систему запретов, направленных на сохранение общества как целостности, на установление определенного социального порядка. В связи с этим в структуре человеческой личности он выделяет три компонента: «оно», или «ид» - бессознательные, импульсивные влечения биологического порядка, эрос как источник активности (либидо - половое влечение); «я» или «эго» - самосознание человека; «сверх - я» или «супер–эго» - нормы, навязанные обществом и принятые человеком.

    Самосознание человека как опосредующее звено между «оно» и «сверх я» ищет компромисс между глубинными влечениями и общественно приемлемыми формами их реализации.

    Рис. 11. Структура личности по Фрейду

    Поведенческая концепция личности возникла и развивалась в рамках психологии бихевиоризма. С этой точки зрения поведение личности складывается из трех типов поведения: безусловно-рефлекторное поведение, которое определяется системой безусловных рефлексов и мало осознается личностью; условно-рефлекторное поведение, которое определяется системой условных рефлексов, сформированных в процессе жизни индивида и заключающих в себе его жизненный опыт (поэтому такое поведение может быть достаточно разнообразным в зависимости от условий жизни, и оно также может быть мало осознаваемым); оперантное поведение, которое представляет собой стихийно выбранные формы поведения, закрепленные в привычках и стереотипах.Оперантное поведение в значительной мере индивидуально и, как привило, имеет определенное рациональное обоснование.

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

    СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)


    Факультет вечернего и заочного обучения


    Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»


    Саяпов Ярослав

    Научный руководитель:

    кандидат исторических наук, доцент Л.И. Скрябина


    Новосибирск 2013


    Введение


    Человек

    Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

    Личность

    Индивидуальность

    Субъект

    Выше были приведены научные определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Эти понятия являются близкими, но не совпадают, их нельзя отождествлять. В своей работе я попытался рассмотреть каждое понятие отдельно и более подробно.

    .Рассмотреть отдельно каждое понятие;

    .Найти соотношение между понятиями.


    . Человек


    Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек - носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека - его самосознание.

    Оттолкнемся от этого определения. Действительно, строение тела младенца, появившегося на свет, имеет возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного и утверждается его принадлежность к человеческому роду. Как уже было выше сказано, человек - это живое биологическое существо, и как все живое, имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с внешним миром, подчиняется биологическим и физиологическим законам.

    Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Он наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности и т.д. Эти свойства не передаются человеку по наследству, а формируются им в течение жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести особые человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

    Человек - носитель сознания, а значит он осознает, так как осознанность - результат включения сознания на происходящее. В свою очередь осознанность как способ жизни - способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

    И наконец самопознание. Самопознание - это изучение человеком собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что, ребенок, родившийся на свет, является человеком, так как имеет все внешние признаки Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет огромный потенциал развития. В нем заложено природой стремление совершенствования и самопознания, которые развиваются по мере его взросления.


    . Индивид


    Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

    Итак, давайте-ка разберёмся, что значит понятие индивид. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Отсюда следует, что каждый человек является индивидом. Но так же говорится и том, что он отличается от других такими особенностями, как рост, цвет кожи, вес, цвет глаз и т. д. Так же идет речь о том, как он проявляет себя где бы то ни было, с учетом своего индивидуального развития. Действительно, людей с одинаковыми внешними данными, не бывает, так же как и людей с одинаковыми характерами. Могут быть какие - то сходства, но идеального совпадения, просто - напросто не бывает. Из вышесказанного можно заключить, что индивид - это единичный (конкретный) представитель вида "homo sapiens". Индивиды отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Другой вопрос, с какого момента человек считается индивидом. Есть мнение, что Человек рождается, а затем уже становится индивидом, но так ли это? Существуют данные, о том, что на втором месяце беременности матери у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отстраниться от света, который направлен непосредственно на живот матери. Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на ласки и слова, пугаться или сердиться. Таким образом, поведение зародыша полностью зависит от настроения беременной матери, в результате чего на данном этапе начинается формирование эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка. Так, индивид развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие индивид формируется при зарождении.


    3. Личность

    личностный индивид психологический

    Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли. Роль - это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

    Переводя на простой язык, можно сказать, что личность - это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Личность тот, кто не равен своим природным влечениями, кто может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо.

    Личность тот, кто способен к сознательному руководству собственным поведением. У послушных детей встречается «стихийная нравственность»: человек, тем более ребенок, может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Так его воспитали, таковы его привычки. Но это действовал не он, а его привычки руководили им.

    Личность тот, у кого есть свое Я. Большое число людей живет механически, следуя влечениям своего тела и бездумно, по шаблонам реагируя на внешние требования. Если тело с хорошими влечениями, внешние требования разумные и социальные привычки адекватные, перед нами будет вполне приличный социализированный человек. Но - не личность. У него нет своего Я.

    Личностью называют того, кто не просто сильный, а внутренне сильный. Не просто человек много знающий, а человек умный. Не просто интересный в общении, а человек с богатым внутренним миром. Не просто одаренный от природы, а "self made" - человек, сделавший себя сам. Не просто удачливый, а умеющий быть успешным.

    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

    Во все времена привлекали внимание люди, которые выделялись из массы за счет своих внутренних качеств. Личность - это всегда человек, который выделяется, хотя не всякий, кто выделяется - личность. При том, что личностные особенности есть у каждого из нас, "личностью" называют не каждого. О человеке говорят с уважением: "Это - личность!" тогда, когда он выделяется среди других людей своими внутренними особенностями, делающими его достойным.

    Подытожим. Из выше сказанного ясно, что Личность - это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

    В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик, т.е. создает человека природа, а формирует его общество. В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

    А самое главное, это то, что Личностью - не рождаются, личностью становятся! Или - не становятся...

    Индивидуальность.

    Индивидуальность - это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность - форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер? основные параметры индивидуальности.

    Индивидуальность, так же как и личность, не проявляется в человеке, буквально, с рождения. Только что родившийся ребенок является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности. Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами. Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами. В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Под индивидуальностью понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку.

    Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии личности и других направлениях психологии. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

    Итак, выходит, что индивидуальность - это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. И она, бесспорно, не вырастает на основе биологических предпосылок или на пустом месте.


    4. Субъект


    Субъект - активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

    Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

    Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.


    Заключение


    Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека на определенном жизненном пути или каких то жизненных ситуациях. Так, например, понятие человек. Ребенок рождается, и он уже является человеком, так как имеет все его внешние признаки. Так же он является индивидуумом. В дальнейшем, при взрослении, человек становится личностью. Индивидуальность - это, можно сказать, описание личностных качеств человека или личности. Субъект - это активно действующий и познающий индивид.


    Литература


    1.Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. ? М.: Изд-во ЦЕНТР, 1997. ? 256 с.

    2.Психология и педагогика: учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 384 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

    Индивидуальность это в психологии совокупность , качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

    Понятие индивидуальность

    Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

    Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой. Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

    Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов. Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

    В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

    Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня .

    Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому . Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

    Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

    Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

    Личность и индивидуальность

    Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые. Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект. Человеку присуща бинарность — он может руководствоваться как , так и социальностью.

    Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность. Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом). Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

    Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного). Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления. Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

    Понятия человек, индивидуальность, взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

    Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

    Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

    Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

    Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

    Личность - человеческая сущность, поступки и которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и . К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены. Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

    Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний. Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно. Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

    Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

    — низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

    — перцептивные особенности;

    — социальный опыт человека;

    — высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

    В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

    Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности. Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути. Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

    Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

    Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

    Индивид, личность, субъект и индивидуальность

    В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.

    Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (например, рост, телесная конституция или цвет глаз), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

    Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) единичное природное существо человек, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.

    Важнейшей характеристикой индивида является его способность преодолевать заложенную биологическую ограниченность и при этом осознанно управлять собственной поведенческой активностью, контролируя все важнейшие психологические процессы.

    К наиболее общим, позволяющим называть человека индивидом характеристикам относятся целостность его психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.

    Понятие «индивид» может употребляться в содержательной связке с понятием «личность».

    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что они представляют собой два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, освоения им родовой, общественной сущности. Становление личности связано также с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей и функций, норм и правил поведения социума и т. п.

    По мнению А. Н. Леонтьева, личность не является генотипически обусловленным целостным образованием, поскольку «…создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».

    Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

    Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта , под которой понимается самоопределение и обособление личности, оформление ее «выделенности», уникальности и неповторимости. Личность, ставшая индивидуальностью, – это своеобразный, неповторимый, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

    Понятие «субъект » имеет несколько толкований.

    Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (С. Ю. Головин).

    «Субъект – это организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. В качестве взаимозаменяемого синонима термину «другие» может применяться понятие «наблюдатель» (использовалось и иногда все еще используется для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании)» (под ред. А. Ребера).

    Вообще понятие «субъект» может применяться для обозначения участника любого исследования. Использование же других терминов ограничено определенным форматом.

    Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

    ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе

    Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

    Индивид и личность. А. Н. Леонтьев В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его

    Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

    54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая

    Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

    1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его

    Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

    ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в

    Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

    Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности,

    Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Социально-политическая психология автора Дилигенский Герман Германович

    Глава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В предыдущих главах книги рассмотрены два блока процессов - познавательные и мотивационные, - образующие в своем постоянном взаимодействии непосредственное содержание социально–политической

    Из книги LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости автора Данилин Александр Геннадиевич

    ЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД» Что же все-таки происходит с нами?Мы спасены виртуальностью или умираем вместе с ее пришествием?Как описать психологию «нового» человека виртуальных времен?Вот материал из статьи «Череп для дьявола», опубликованный в одной из самых популярных

    автора Войтина Юлия Михайловна

    9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г.

    Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

    Раздел 4 Личность как субъект общения Разработка психологических проблем общения невозможна без обращения к личности и ее внутреннему миру. Общение – это процесс, в который вовлекается личность во всей своей целостности – множестве свойств и качеств. Внутренний мир

    Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

    11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и

    Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

    Индивид, личность, субъект и индивидуальность В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от

    Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

    Индивид, личность, субъект, индивидуальность Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями и психологическими свойствами.Индивид (от лат. individuum – неделимое) – это единичное природное

    Из книги автора

    20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда