Демонтаж металлоконструкций, демонтажные работы. Как выполняется демонтаж металлоконструкций Особенности формирования цены на демонтаж металлоконструкций

Этот вид строительного материала востребован практически во всех областях строительства, промышленности, и сельского хозяйства. Сфера применения достаточно высока, но некоторые производители специализируются на конкретных видах металлоконструкций, и ведут свою деятельность только в одном направлении.

Но есть и универсальные производители, которые способны произвести любую конструкцию из металла, и стараются работать со всеми регионами нашей страны, что, несомненно, является огромным плюсом, как для самого предприятия – изготовителя, так и для партеров с ним сотрудничающих.

Что касается использования данного материала, то ограничить его может только фантазия.

Правила демонтажа МК

Для того чтобы правильно произвести демонтаж металлоконструкций , нужны определенные знания. Это сложный процесс. Начнем с того, что все работы должны начинаться только после утверждения проекта на демонтажные работы, и проводится строго с его предписаниями. Проект не только предписывает последовательность демонтажных работ, но и количество рабочих, которые должны производить данные действия.

Как производится демонтаж

Методов демонтажа два – это полный и поэтапный. Применяются они согласно некоторым принципам. Например, если металлоконструкции планируется использовать повторно, то применим только поэтапный метод. Это сложный процесс, который займет достаточно много времени. Что касается полного демонтажа, то конструкция попросту ломается. На это уходит гораздо меньше времени, и применить повторно МК не получится. В этом случае лом металла сдают в пункт приема металлолома . Но бывают ситуации, когда применить можно только второй метод, например это зависит от местоположения данной конструкции.

Какие проблемы возникают при демонтаже

Бывает, что МК находятся на достаточно большой высоте, и для того, чтобы их демонтировать нужно, применять сложную, тяжелую технику, такую как башенные краны. Такую работу могут выполнить только промышленные альпинисты, так как работать на такой высоте, неподготовленному человеку очень опасно.

Если говорить о демонтаже, то к нему относится любое действие, связанное с металлоконструкциями, которые нужно либо разобрать, либо переместить. Например, строительные бытовки являются одним из видов металлоконструкций, а перемещать их приходится часто, с одного объекта на другой.

Есть специальные виды металлоконструкций, которые предусматривают частую разборку и сборку, их демонтировать достаточно просто.

Сложность в демонтаже возникает, если металлоконструкции были скреплены при помощи сварки. Этот метод крепления очень простой, но если приходится демонтировать такие крепления, то собрать вторично качественную металлоконструкцию очень сложно, так как сварочные швы приходится разрезать, а потом сваривать повторно. Этот процесс существенно ослабляет крепление.

Металлоконструкции достаточно быстро завоевали свое место «под солнцем» и используются в различных сферах строительства. Это вполне объяснимо. Множество быстровозводимых зданий и сооружений доставляется на стройплощадку в полной комплектации. А сами металлоконструкции выпускаются в полной заводской готовности и сразу же готовы к монтажу. Плюс еще скорость возведения строений из ЛМК, что тоже происходит за счет использования в строительстве готовых металлоконструкций. Строительство быстровозводимых зданий и сооружений из металлоконструкций исключает применение «мокрых» процессов. Зато у заказчика появляется возможность производить монтаж собственными силами. Это не только удешевляет строительство, но и позволяет экономить время, затраченное на монтажно-строительные работы. Вообще, привлекательная цена это главный козырь любого быстровозводимого строения из ЛМК. Как видите, не обратить внимание на явные преимущества металлоконструкций, просто невозможно. Поэтому-то и увеличиваются объемы строительства каркасных зданий из металлоконструкций. С каждым днем растет и другая проблема, для нового строительства приходится освобождать место, что-то ломать, что-то сносить, что-то крушить, а что-то демонтировать. В данной статье мы решили рассказать вам, что такое демонтаж металлоконструкций и зачем он нужен.

Раньше, по какой-либо объективной причине, ненужное здание или сооружение сносили и на его мест начинали новое строительство. Быстровозводимые здания и сооружения можно просто перебазировать на другую территорию, благодаря металлоконструкциям, которые можно легко демонтировать и заново произвести монтаж. Что такое демонтаж металлоконструкций? Для начала — это разборка строения с сохранением основных составных частей. Демонтаж металлоконструкций позволяет сохранить их в рабочем состоянии, пригодном для повторного использования. Это довольно тонкая работа, требует навыка от специалистов, опыта и знаний. Кроме того не исключается необходимость творческого подхода, с применением современного оборудования, транспорта и упаковочного материала. После демонтажа металлоконструкции необходимо правильно упаковать, чтобы не повредить во время транспортировки. Перевозка тоже требует определенного профессионализма от исполнителя работа. Мы предлагаем качественный демонтаж металлоконструкций:

  • демонтаж быстровозводимых зданий (БВЗ) и сооружений;
  • демонтаж легких металлоконструкций (ЛМК);
  • разборка быстровозводимых каркасных ангаров;
  • демонтаж инженерных коммуникаций;
  • резку металла и металлического лома и т.д.

Демонтаж металлоконструкций начинается с изучения технического задания и проектной документации. Если пакет документов у заказчика отсутствует, необходимо обратиться в БТИ. Подрядчику тоже нужно время на подготовку, чтобы точно оценить и определить объемы работ по демонтажу объекта. Только после проведенного осмотра, соответствующих расчетов можно предоставить заказчику все сведения по способу демонтажа металлоконструкций:

  • ручной
  • механизированный
  • последовательный

После чего приступать к основным работам. Что еще необходимо для демонтажа металлоконструкций? Оборудование и техника. Нельзя провести качественный демонтаж сооружений без станков, пилки и резки металла. Могут также понадобиться: швонарезчики, гидроклинья, гидравлические ножницы, стенорезные, шлифовальные машины и т.д. С их помощью можно производить демонтаж металлоконструкции и высокоточную резку металла. Обязательно потребуются грузоподъемники и краны манипуляторы, вышки, трактора и бульдозеры, грейдеры и специализированный транспорт для перевозки металлоконструкций, для вывоза строительного мусора и металлолома с территории стройплощадки. После демонтажа металлоконструкций площадка должна быть пригодной для дальнейшего использования.

Если вы желаете быстро и качественно произвести демонтаж металлоконструкций, мы предлагаем свои услуги! В нашей компании вы найдете высококлассных специалистов, грамотный персонал, необходимую технику и оборудование. Выполнение демонтажа металлоконструкций подтверждено лицензиями и сертификатами. По всем вопросам обращайтесь по телефону 209-09-40! Ждем ваших звонков!

Сооружения на основе металлоконструкций – надежные, прочные и долговечные, несложные в сборке и в несколько раз дешевле по сравнению с постройками из кирпича и бетона. Неудивительно, что спрос на подобные здания растет, а планировка городского ландшафта с завидной скоростью расширяется новыми современными конструкциями.

В случае истечения срока эксплуатации металлокаркасных зданий или же необходимости перенести сооружение на новое место, требуется демонтаж металлоконструкций.

Когда требуется демонтаж металлических конструкций

Демонтаж металлоконструкций представляет собой процесс разборки сооружения на элементы с целью утилизации или дальнейшего переноса на новую стройплощадку. Разбор или снос может потребоваться в различных ситуациях, например:

  • владелец планирует менять или расширять сферу деятельности;
  • предприятию необходимо сменить планировку помещения;
  • компания хочет сменить оборудование, спецтехнику в связи с запуском новой производственной линии;
  • необходимо снести аварийное вышедшее из строя помещение, ангар, здание;
  • необходимость в реконструкции здания , где осуществляется частичная разборка некоторых элементов – колонн, балок, ферм…;
  • с целью оптимизации логистики склад нужно перенести ближе к месту производства и т.д.

Наконец, если здание из металлоконструкций носит временный характер и заранее возводилось с целью дальнейшего его демонтажа, оно также подлежит разбору.

На самом деле причин демонтажа металлоконструкций зданий намного больше, в зависимости от специфики, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Но для этого потребуется обратиться к профессионалам своего дела, выбор их нелегок.

Кто должен осуществлять демонтаж металлоконструкций


Услуга демонтажа металлоконструкций в Москве и других регионах доступна каждому, при этом разбор и утилизация/перенос на новое место обязательно должны осуществляться специалистами. Отлично, если компания, которая провела монтаж, осуществит и демонтаж металлоконструкций. Сложность и длительность процесса разбора в таком случае уменьшаться в разы.

Помните, что работы по сносу зданий – сложное мероприятие, относящееся к повышенной опасности. Компания, которая выполняет услуги по демонтажу металлоконструкций, должна владеть парком спецтехники и оборудования, иметь команду профессионалов, производственную базу и опыт.

Какая техника необходима для демонтажа:

  • грузовые автомобили для вывоза;
  • автокраны и техника с механическим манипулятором;
  • гидравлические подъемники;
  • оборудование для резки металла.

Среди сотрудников важно, чтобы были:

  • эксперты-оценщики;
  • бригада резчиков;
  • прорабы;
  • стропальщики.

Проконтролируйте, чтобы рабочий персонал имел разрешение и доступ к проведению данного вида работ!

Типы демонтажа металлических конструкций


Существует всего лишь два типа, к ним относят:

  1. Снос металлоконструкций с дальнейшей утилизацией (сдача на металлолом).
  2. Демонтаж и транспортировка на новое место с целью повторного монтажа.

Во втором случае от качества и профессионализма проведенных работ будет зависеть надежность и долговечность постройки при повторном ее возведении.

Для определенных моментов может проводиться частичный демонтаж конструкций, где зачастую используют поэлементную разборку, лебедку и краны.

Как осуществляется демонтаж: основные этапы


Перед специалистами стоит непростая задача – необходимо осторожно снести здание, не задев соседние строения, а в случае с повторным возведением – максимально аккуратно разобрать несущие конструкции и массивные элементы, надежно подготовив их к дальнейшей транспортировке.

Технология демонтажа конструкций обязательно базируется на планировании проведения работ, куда входит экспертная оценка (диагностика) состояния конструкций и составление проекта работ в соответствии с договором. Если рассматривать данное мероприятие поэтапно, то получим следующую схему:

  1. Изучение специалистами места застройки, осмотр сооружения, оценка состояния металлоконструкций. Определяется вид спецтехники и оборудования, которые будут применяться.
  2. Проведение демонтажных работ с соблюдением всех норм и правил безопасности. Демонтаж начинается из разборки ограждающих конструкций – сэндвич-панелей, профлиста, ворот, дверей и т.д. Профнастил и панели аккуратно складываются для дальнейшей транспортировки и сборки. Учитывайте, что сооружения из металлоконструкций не являются конструкторами Лего, разобрать их до последней детали без повреждений невозможно. Несущие элементы каркаса и крупные детали демонтируются в последнюю очередь без повреждений, а вот такие, как кровля или материалы обшивки придется заменить.
  3. Уборка места демонтажа и транспортировка – место бывшей постройки тщательно зачищается от мусора и отходов, металлоконструкции перевозятся для дальнейшей их утилизации или монтажа.

Соблюдение всех этих пунктов гарантирует короткие сроки, качество демонтажа и вывоза металлоконструкций.

Возможные проблемы в процессе разборки


Рассмотрим четыре основных задачи и методы их решения.

Проведение работ в стесненных условиях

Такая проблема – частое явление в густонаселенных районах с плотной застройкой. Здесь поможет тщательное планирование, при котором исключают возможность обрушения на соседние здания.

Демонтаж на высоте

Двухэтажные и выше сооружения, большепролетные габаритные сооружения – услуга демонтажа металлоконструкций, которую компании зачастую выносят в отдельную категорию. Связано это в первую очередь со сложностью проведения работ. Здесь может не только применяться высокотехнологичное оборудование для высотных зданий, но и задействоваться вертолет и промышленные альпинисты.

Распил металлоконструкций

Крупногабаритные элементы, которые планируются под снос, приходится разрезать, что несет в себе опасность и возникновение травм. Здесь важно провести доп. подготовку, использовать крюки и манипуляторы.

Транспортировка конструкций

Во время транспортировки металлические конструкции легко повредить таким образом, что повторное их применение будет уже невозможным – работа провалена. Чтобы избежать такой ситуации, важно грамотно подобрать транспорт, который отвечал бы габаритам и размерам элементов здания.

Особенности формирования цены на демонтаж металлоконструкций

На цену демонтажа металлоконструкций влияет множество факторов:

  • сложность и объемы проводимых работ;
  • габариты сносимого строения;
  • тип металлоконструкций;
  • уровень времязатрат;
  • необходимость в привлечении тяжелой спецтехники и бригадной группы;
  • высотность сооружений;
  • доступность подъезда к конструкции и место расположения;
  • необходимость в утилизации отходов, транспортировки и т.д.

Для точной стоимости демонтажа металлоконструкций необходимо составить смету после предварительного осмотра строительного объекта, который планируется под снос.

довольно часто встречается в практике ремонтно-восстановительных мероприятий. Убрать стальной корпус теплицы, отслуживший свое, либо перенести на некоторое расстояние опоры линий электропередач - работы, которые необходимо правильно планировать и выполнять.

Методы демонтажа конструкций из металла

В зависимости от конкретных целей и задач применяются два способа:

1. Снос металлоконструкции без последующего ее восстановления.
2. Разборка металлоконструкции с целью ее использования на новом месте либо использования части прежних сооружений из металла для возведения новых конструкций.

Первый способ используют для неразъемных конструкций, выполненных сваркой либо клепкой, а второй - для сборных металлоконструкций, части которых соединялись воедино при помощи крепежных элементов - болтов, штифтов, винтов.

Выбор способа демонтажа определяется текущим состоянием элементов прежнего сооружения. Для стальных конструкций, монтаж которых проводился без предварительной антикоррозионной обработки деталей, такая оценка состояния связывается с наличием и интенсивностью процессов необратимого окисления металла кислородом воздуха. Для алюминиевых металлоконструкций в расчет принимается оценка остаточной прочности и фактической деформации элементов под рабочими нагрузками. Часто приходится оценивать совокупный износ, поскольку некоторые элементы металлоконструкции могут быть выполнены из бетона, дерева или камня. В таких случаях оценивается степень повреждения деталей в местах их соединений.

Оценка коррозионного износа элементов металлоконструкции

Фактическая интенсивность износа металла вследствие его коррозии в обычной атмосфере воздуха колеблется в диапазоне 0,05-1,6 мм в год. Таким образом, разброс данных довольно велик. В зависимости от реального состояния металлоконструкции при демонтаже может быть принято решение либо об ее полном уничтожении разрезкой на части, либо демонтаже с целью последующего восстановления. Поэтому качественная оценка состояния металла стальной конструкции определяет не только трудоемкость работ, но и последующие финансовые расходы на изготовление нового элемента, которые могут оказаться весьма существенными.

Коррозионные потери оценивают:

1. замером фактических параметров поперечного сечения металлопроката;
сравнением реальной толщины металлического элемента в наиболее ответственных его местах.
2. Теоретически возможный метод оценки состояния металлического элемента его взвешиванием на практике не применяется, поскольку далеко не для всех деталей имеются первоначальные чертежи с указанием их начального веса.

Для измерения размеров применяются простые и доступные инструменты: штангенциркули, глубиномеры, микрометры, измерительные скобы. В особо ответственных случаях, а также для определения размеров деталей в труднодоступных местах возможно использование методов косвенной оценки, к которым относятся радиоволновые и ультразвуковые толщиномеры. Такие приборы компактны и надежны, отличаются высокой точностью показаний, а потому вполне могут быть арендованы для оценки степени износа.

Для сравнительной оценки износа, полученный размер сравнивают с:

- первоначальным значением, измеренным в неповрежденном месте (например, в таком, которое постоянно пребывало в масляной ванне);
- паспортных значением профиля согласно данных соответствующего ГОСТа.

Степень аварийности коррозионного износа, при котором металлоконструкция подлежит безусловной утилизации, составляет более 25%.

Инструменты для демонтажа неразборных конструкций

Наиболее продуктивно резку металлоконструкций производят при помощи газовых резаков и гидравлических ручных ножниц. Самые крупные элементы разрушаемых при демонтаже металлоконструкций впоследствии разрезают на базах металлопроката с применением скрапных аллигаторных ножниц с механическим или гидравлическим приводом.

Специализированные фирмы, занимающиеся демонтажными работами, имеют в своем составе и специализированное оборудование. К нему относятся:

алмазно-канатные станки, снабженные пилами с алмазным напылением рабочей части - подобными инструментами пользуются при демонтаже пришедших в негодность стальных труб;
переносные болторезные станки - используются при разделении частей демонтируемой стальной конструкции, для соединения элементов которой в свое время использовался крепеж;
угловые шлифмашины, применяемые для разборки деталей, которые находятся в труднодоступных местах стальной конструкции;
Все вышеуказанное оборудование, как правило, имеет не электропривод, а привод от двигателей внутреннего сгорания, что повышает автономность его работы.

При разрушающем демонтаже часто применяется как вспомогательное различное подъемно-транспортное оборудование. Например, при помощи подъемников демонтажные работы можно выполнять на высотах до 18 м включительно. А ряд конструкций кранов и экскаваторов допускает установку на своих стрелах гидравлических ножниц, которыми возможна разрезка достаточно массивных элементов каркаса здания.

При большом объеме демонтажных работ с разрушением металлоконструкции на месте устанавливаются измельчители, которыми обрезки стального проката могут дорезаться и далее компактироваться в более мелкие по объему фрагменты.

Разборный демонтаж металлоконструкций

В отличие от предыдущего метода, здесь значительно возрастает доля ручного труда, так как все элементы должны быть разобраны на части без потери своего функционального назначения. Для удобства такого демонтажа все изделие в сборе опускают на грунт, и последующие работы ведут уже там.

Для того, чтобы удачно открутить болт или другой крепежный элемент, длительное время находившийся под воздействием кислорода воздуха, необходимо:

- Оценить причины, препятствующие откручиванию (ржавчина на деталях крепежа, их смещение от первоначального положения или деформация основания).
- Залить в зазор между стержнем болта и головкой гайки любую жидкость, которая обладает высокой приникающей способностью (можно использовать обычный керосин, хотя есть и более безопасные вещества, например, WD-40). По истечении некоторого времени эти среды проникают в зазор и снижают трение сцепления между крепежными деталями.
- Если ничего из вышеуказанного нет под рукой, можно попробовать открутить болт, направляя короткие и резкие удары зубилом против часовой стрелки по головке изделия. При этом необходимо периодически контролировать состояние головки, чтобы не срезать или деформировать этот элемент болта.
- Для демонтажа крепежных деталей, закрученных заподлицо, приходится применять специальные инструменты - экстрактеры. В результате их использования в головку болта ввинчивают сверло с обратной резьбой, которое создает противоположный по знаку крутящий момент, в результате чего становится возможным неразрушающий демонтаж.

Организационные вопросы демонтажа металлоконструкций

Учитывая сложность производимых работ, необходимо придерживаться правил техники безопасности:

- Не выполнять демонтажные работы на высоте без ограждения.
- Всесторонне оценивать устойчивость металлоконструкции в процессе ее разборки.
- Производить ограждение опасной зоны на земле предупредительными лентами или знаками.

Важным моментом демонтажных работ является организация транспортировки разобранных металлоконструкций. Поэтому в составе бригады обязательно должны находиться специалисты по такелажным работам. На месте где выполняется должно быть обеспечено наличие тросов, цепей, канатов, крюков и прочих приспособлений, облегчающих перенос демонтированных элементов автокранами или подъемниками до кузовов автомобилей и самосвалов. При необходимости и здесь предусматриваются специальные зоны, оборудованные подмостями, грузовыми площадками и ограждающими стойками.

пер. 1-ый Загородный, д.20

Кредитно-финансовые услуги

Банки порой выступают заказчиками строительно-монтажных работ, связанных с реконструкцией основных средств. В этом случае при демонтаже оборудования могут возникнуть непригодные для дальнейшего использования остатки различных металлоконструкций - металлолом. Рассмотрим, кто в ответе за его учет, сдачу на переработку и как его учесть в бухгалтерском и налоговом учете.

Кто собственник металлолома

В отношении своего имущества собственник вправе совершать любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности и др. <1>. В том числе демонтировать имущество силами подрядчика на основании заключенного с ним договора строительного подряда. После демонтажа заказчик остается собственником того, что осталось от его имущества, в том числе остатков металлоконструкций, не пригодных для дальнейшего использования.

От таких остатков нужно отличать строительный мусор, который образуется в процессе выполнения строительно-монтажных работ при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве объектов строительства, не связанных с работами по разборке конструкций, демонтажу, сносу зданий, сооружений. Собственником (производителем) таких отходов является подрядчик <2>.

Остатки металлоконструкций (металлолом), которые образовались после демонтажа, утратили свои потребительские свойства и не могут быть использованы по месту строительства, являются отходами производства <3>.

Обратите внимание!При разработке проектной документации на строительство заказчику нужно предусмотреть комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя, в частности, определение мест временного хранения отходов на строительной площадке, проектные решения по перевозке отходов на объекты по использованию отходов, иные мероприятия <4>.

К лому и отходам металлоконструкций (металлолому) относятся отходы черных и цветных металлов - в частности, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов <5>. Порядок обращения с такими отходами определен <6>.

На заметкуК черным металлам относятся: чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них.К цветным металлам относятся: алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них <7>.

Что делать с металлоломом

Отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у организаций, нужно сдать заготовительной организации Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов - ГО «Белвтормет» (http://www.bvm.by/) или отгрузить по их нарядам <8>.

Наряд нужно получить на перемещение лома и отходов черных и цветных металлов на территории Республики Беларусь и за ее пределы, за исключением сдачи лома и отходов ГО «Белвтормет» <9>.

На заметкуСрок хранения металлолома у заказчика строительно-монтажных работ не должен превышать трех месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии. Такая партия - это специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом и определенного в договоре с заготовительной организацией <10>.

Имеется требование о том, что заказчик - собственник отходов, образующихся в результате разборки конструкций и (или) сноса, обязан обеспечить прием перерабатывающими предприятиями строительных отходов (вторичных материальных ресурсов), образующихся в результате разборки (сноса) зданий (сооружений) на безвозмездной основе <11>.

На заметкуЗа нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, металлолома, несдачу его в установленные сроки установлена административная ответственность <12>.

Может ли подрядчик сдать металлолом

Заказчик имеет право поручить подрядчику сдачу металлолома, который образовался после демонтажа металлоконструкций в процессе производства строительно-монтажных работ.

Оформить это поручение можно, например, одним из способов: заключить гражданско-правовой договор с подрядчиком на перевозку металлолома для сдачи в организации ГО «Белвтормет» или внести соответствующее условие в договор строительного подряда <13>. При этом договор с организацией ГО «Белвтормет» заключается собственником металлолома - заказчиком в строительстве.

Для перевозки металлолома в организацию ГО «Белвтормет» собственник (заказчик в строительстве) оформляет сопроводительный паспорт перевозки отходов производства <14>. В нем указываются, в частности, сведения об организации - перевозчике отходов производства; о транспортном средстве, на котором перевозятся отходы производства. Паспорт оформляется в двух экземплярах, которые подписываются с указанием даты должностным лицом собственника отходов и должностным лицом перевозчика отходов производства. Первый экземпляр остается у собственника отходов, второй передается водителю транспортного средства, предназначенного для перевозки отходов <15>. Рекомендуем передать водителю в том числе заверенные копии документов: договора, заключенного с ГО «Белвтормет»; договора, на основании которого осуществляется перевозка металлолома.

На перемещение металлолома в организации ГО «Белвтормет» наряд получать не требуется <16>.

Банки - собственники отходов черных и цветных металлов (металлолома) должны обеспечить у себя учет в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности. Такой учет включает в себя в том числе правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и отпуску металлолома <17>.

Для своевременного оприходования в бухгалтерском учете металлолома, полученного в результате демонтажных работ на объекте банка-заказчика, банк может применять рекомендованную к применению форму акта оприходования материалов, полученных от разборки (форма С-14) <18>.

На заметкуОперации по оприходованию металлолома в бухгалтерском учете и отчетности осуществляются в том отчетном периоде, в котором произведен демонтаж оборудования <19>.

Образовавшийся металлолом учитывается в составе запасов на балансовом счете 5600 <20> в соответствии с установленным банком порядком ведения аналитического учета.

Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическую себестоимость металлолома можно определить по чистой стоимости реализации, так как металлолом подлежит сдаче ГО «Белвтормет». Чистая стоимость реализации определяется путем вычитания из ожидаемой цены реализации ожидаемых расходов на реализацию <21>. Цены на лом и отходы черных и цветных металлов регулируются Министерством промышленности Республики Беларусь <22>. Прейскуранты цен на лом и отходы цветных и черных металлов размещены на сайте ГО «Белвтормет» (http://www.bvm.by/pricelist/prejskuranti/).

На заметкуБанку следует учесть ожидаемые транспортные расходы по перевозке металлолома в организацию ГО «Белвтормет» при расчете чистой стоимости реализации металлолома.

Стоимость металлолома, полученного в результате демонтажных работ и от реализации которого банк может получить экономические выгоды, уменьшает стоимость строительно-монтажных работ, связанных с реконструкцией основных средств.

Доходы и расходы, связанные с реализацией металлолома, включаются в состав операционных доходов и операционных расходов банка <23> и учитываются на балансовых счетах 8359 «Доходы от выбытия прочего имущества», 9359 «Расходы от выбытия прочего имущества» <24>.

Доходы отражаются в бухгалтерском учете на основании договора, заключенного банком с ГО «Белвтормет» на сдачу металлолома, при одновременном соблюдении следующих условий:

право на получение дохода вытекает из условий договора;

сумма дохода надежно определена путем расчета согласно прейскуранту цен на лом и отходы цветных и черных металлов на сайте ГО «Белвтормет»;

в результате операции по выбытию металлолома ГО «Белвтормет» переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на металлолом.

Понесенный расход в виде металлолома отражается в бухгалтерском учете при выбытии в полной сумме одновременно с отражением дохода <25>.

Что касается иных операционных расходов, связанных с выбытием металлолома (расходы по перевозке и др.), то порядок их признания определяется банками самостоятельно в локальном нормативном правовом акте с учетом требований законодательства <26>.

На заметкуПри определении порядка учета иных операционных расходов, связанных с выбытием металлолома, банки должны руководствоваться принципом соответствия доходов и расходов, который означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы <27>.

Следует отметить, что оборот по сдаче металлолома ГО «Белвтормет» признается у банка объектом обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) <28>.

Налоговая база в данном случае определяется как стоимость лома, исчисленная исходя из применяемых на него цен без включения НДС <29>. Поскольку стоимость сданного лома определяется ГО «Белвтормет» по факту его сдачи, налоговая база для НДС формируется на основании приемо-сдаточного акта. Моментом фактической реализации признается приходящийся на отчетный период день отгрузки лома ГО «Белвтормет» <30>. Налогообложение производится по ставке 20% <31>.

Таблица бухгалтерских записей

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ
Отражена стоимость выполненных работ по реконструкции основных средств, выполненных подрядчиком 5561 6640 Акт выполненных работ,

справка о стоимости выполненных работ (форма С-3А) <1>

Оприходован металлолом, полученный в результате проведения демонтажных работ при реконструкции основных средств 5600 5561 Акт оприходования материалов, полученных от разборки (форма С-14)
Отгружен металлолом в организацию ГО «Белвтормет» с последующим получением оплаты стоимости металлолома 9359 5600 Товарно-транспортная накладная
6531 8359 Договор на сдачу металлолома
поступление денежных средств от ГО «Белвтормет» Текущий (расчетный) счет ГО «Белвтормет» 6531 Приемо-сдаточный акт ГО «Белвтормет»
Отражение в бухгалтерском учете НДС 9337 6603
Отражены расходы по перевозке металлолома в соответствии с заключенным договором

(с подрядчиком или транспортной организацией):