Чем протестанты отличаются от католиков? Чем отличается католическая вера от протестанской

За всё время своего существования христианская церковь пережила немало потрясений и расколов. В 1054 году единая церковь распалась на две ветви: греческое православие и римский католицизм. Православным иерархам удалось сохранить относительную целостность своей церкви, а католическим предстояло пережить ещё одно крупное потрясение — Реформацию. Реформацией называют идеологическое движение, возникшее в XVI веке в Европе. Основной его задачей было искоренение недостатков католицизма, ограничение власти Папы Римского, а также демократизация общественной и политической жизни. В результате деятельности реформаторов возникла новая ветвь христианства — протестантизм.

Во Франции XVI-XVII веков протестантов называли гугенотами. До сих пор неизвестно точное происхождение этого слова, вполне возможно, что оно восходит к искажённому немецкому — «Eidgenossen» («союзник»). При этом Франция оставалась преимущественно католической страной и одним из главных оплотов Папы Римского в борьбе со стремительно распространяющимся протестантизмом.

Догматические и обрядовые различия гугенотов и католиков

Представители протестантской и католической ветвей христианства по-разному смотрели на религиозные таинства и веру в целом. В частности их различало:

  • Отношение к божественному спасению. Католики относились к спасению прагматично и считали, что достичь его можно только добрыми делами. Гугеноты же полагали, что для бога гораздо важнее помыслы человека и его искренность.
  • Источники христианского вероучения. Гугеноты считали, что Библия содержит всю необходимую для верующего информацию, а католики черпали сведения о сути христианской веры не только из Священного писания, но и из трудов современных авторов.
  • Отношение к самому институту церкви. Гугеноты верили, что человек может спастись вне церкви, что по-настоящему верующий не нуждается в пышных и сложных обрядах. Также они отрицали необходимость почитания святых и не считали Папу Римского посредником между землёй и небом. Католики полагали, что без церкви верующие не могут спастись и что через Папу Римского бог посылает благословение на всех приверженцев католицизма.

Столкновения между гугенотами и католиками

Противоречия между католиками и гугенотами вылились в целую серию религиозных войн в период с 1562 по 1598 год. Кульминацией этих событий стала Варфоломеевская ночь (1572), в течение которой было убито несколько тысяч гугенотов. Конец религиозным войнам положил Нантский эдикт о веротерпимости, изданный Генрихом IV Бурбоном, однако, конфронтация между приверженцами протестантской и католической церквей не прекратилась.

В 1685 году внук Генриха IV — Людовик XIV — отменил Нантский эдикт. Это событие сопровождалось гонениями на гугенотов и разрушением их церквей и школ. Протестанты начали массовое бегство из Франции. Многие из них впоследствии переплыли Атлантику и стали основывать свои поселения на североамериканском континенте.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

Вследствие сложившихся исторических обстоятельств в 1054 году произошло разделение Вселенской Церкви на Западную и Восточную. В XVI-XVII веках от Католической церкви отделилась часть верующих, которые выразили свое несогласие с некоторыми догматами веры и нововведениями Папы. Таких христиан стали называть протестантами.

Определение

Католики христиане, принадлежащие к церкви западного обряда (Католической), которая образовалась в результате разделения Вселенской Церкви на две ветви.

Протестанты христиане, принадлежащие к религиозным христианским течениям, которые в результате Реформации откололись от Католической Церкви.

Сравнение

Внутренняя организация церкви

Католики признают организационное единство церкви, скрепленное безусловным авторитетом Папы Римского. У протестантов лютеранской и англиканской церкви сохраняется централизация, у баптистов преобладает федерализм. Их общины автономны и независимы друг от друга. Безусловный и единственный авторитет для протестантов – Иисус Христос.

Папа Римский Франциск

Католические священники не вступают в брак. Протестантское духовенство не имеет в этом плане отличий от обычных граждан.

У католиков существуют монашеские ордена (одна из форм монашества). У протестантов такой способ организации духовной жизни отсутствует.

Духовенство у католиков составляют исключительно мужчины. Во многих протестантских течениях епископами и священниками становятся также и женщины.

Принятие в церковь новых членов у католиков совершается через крещение. Возраст крещаемого не имеет значения. Протестанты крестятся только в сознательном возрасте.

Вероучение

Католики проповедуют культ Девы Марии как Божией Матери и Заступницы рода человеческого. Протестанты отвергают догматы Католической Церкви о Богородице.

У католиков семь таинств: крещение, Евхаристия, миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвященство. Протестанты принимают только два таинства – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов таинства вообще отсутствуют.

Католики верят, что после смерти над душой человека за содеянные при жизни грехи совершается частный суд, как преддверие Страшного Суда. Об умерших молятся. Протестанты отвергают учения о существовании души до Страшного Суда. О покойных не молятся.

Церковная практика

Для причащения католики используют пресный бездрожжевой хлеб – опресноки. Для протестантов вид хлеба в этом случае не имеет значения.

Исповедь хотя бы раз в год в присутствии священника обязательна для католиков. Протестанты не признают посредников в общении с Богом.

Католики служат Мессу, как главное богослужение церкви. Особой формы богослужения у протестантов нет.

Католики почитают иконы, крест, живописные, а также скульптурные изображения святых и их мощи. Для католиков святые – заступники перед Богом. Протестанты не признают икон и креста (за очень редким исключением) и не почитают святых.

Католическая икона. Иисус

Выводы сайт

  1. В католичестве существует организационное единство верующих, скрепленное авторитетом Папы Римского. У протестантов не существует единства, и нет главы церкви.
  2. Священнослужителями у католиков могут быть только мужчины, у протестантов в числе духовенства встречаются также и женщины.
  3. Католики принимают крещение в любом возрасте, протестанты – только в зрелом.
  4. Протестанты отрицают Священное Предание.
  5. Католики признают культ Девы Марии. Богородица для протестантов – всего лишь совершенная женщина. Нет также культа святых.
  6. У католиков семь таинств церкви, у протестантов – всего два, а в некоторых течениях – ни одного.
  7. У католиков существует понятие о посмертных страданиях души. Протестанты верят только в Страшный Суд.
  8. Католики причащаются на опресноках, для протестантов вид хлеба для причастия неважен.
  9. Католики исповедуются в присутствии священника, протестанты – без посредника перед Богом.
  10. У протестантов нет особой формы богослужения.
  11. Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых, как это принято у католиков.

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний - восьмой - окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же - завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции - церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре - именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) - тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией - революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства - принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего - они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Православие

Католицизм

Протестантизм

Управление

Патриарх, Собор

Всемирный совет церквей, советы епископов

Организация

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Дух Святой

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец - существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Догмат Спасения

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Иногда разрешаются

Запрещены

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Брак священнослужителей

Разрешен

Допускается только в византийском обряде

Разрешен

Вселенские Соборы

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Не используются

Ветхий Завет

Признается как еврейский, так и греческий

Только греческий

Только еврейский канонический

Отпущение грехов

Обряд проводит священник

Не допускается

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Христианский крест: различия

Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма. Таблица показывает и множество других, пусть не слишком значимых, но все же расхождений. Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет.

Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».

Таблица отличий крестов

Изображение Спасителя на используемом в Таинствах распятье - это также то, что можно отнести к теме "отличие православия от католицизма". Крест западный немного не похож на восточный.

Как видите, в отношении креста также существует вполне заметное отличие православия от католицизма. Таблица показывает это наглядно.

Что касается протестантов, то они считают крест символом Папы, а поэтому практически его не используют.

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Монашество

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения - Лютер - даже женился именно на монахине.

Церковные Таинства

Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.

Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.

Крещение

Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.

В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.

Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.

Различия в таинстве Евхаристии

Главные отличия православия от католицизма нами рассмотрены. Это отношение к нисхождению Святого Духа и к непорочности рождения Девы Марии. Такие значительные расхождения появились за века раскола. Конечно же, имеются они и в проведении одного из основных христианских таинств - Евхаристии. Католические священники совершают причащение только хлебом, причем пресным. Называют этот церковный продукт облатками. В православии таинство Евхаристии проводится вином и обычным дрожжевым хлебом.

В протестантизме к причащению допускаются не только члены Церкви, но и любые желающие. Проводят Евхаристию представители этого направления христианства так же, как и православные, - вином и хлебом.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма - это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная - и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.

Конфессиональные особенности католицизма. На протяжении всего I-го тысячелетия у основных христианских конфессий была общая история. Виднейшие богословы той эпохи, именуемые отцами церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним, Аугустин, Лев Великий и др.), проповедовали в Риме, Константинополе и Иерусалиме. Однако примерно в IV в. между христианством Запада и Востока появились серьезные различия, которые со временем привели к разделению церквей.

Слово «католическая» происходит от греч. «katholikos» – «всеобъемлющая», «всеобщая», «вселенская», уже в древности обозначавшего один из важнейших атрибутов церкви Христа. Именно так это слово «katholikos» понимают и переводят католические теологи в Никео-Константинопольском Символе веры (325-381 гг.): «Верую… во всеобщую Церковь». Позже, когда различие между западным и восточным путями христианства было осознано, название «католичество» закрепилось за западной церковью. Католицизм имеет монолитную доктрину, единственную для всех его последователей и изложенную в «Катехизисе Католической Церкви».

Католическая, или Римско-католическая церковь, по вере ее последователей, – это церковь, основанная и возглавляемая Иисусом Христом, которую он предназначил всему человечеству для его спасения и в которой присутствует вся полнота средств спасения (правильное и полное исповедание веры, совершение всех церковных таинств, священническое служение по рукоположению согласно апостольскому преемству). Как считают католики, Иисус Христос управляет церковью через Папу Римского и епископов, и обеспечивает безошибочность (непогрешимость) Папе. Католики признают, что Папа Римский тоже человек, и поэтому может грешить, и даже признают, что некоторые Папы вели себя недостойно. Католический догмат о непогрешимости заключается в том, что благодаря помощи Божьей Папа Римский не ошибается, но лишь тогда, когда окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности.

Католическая церковь возводит начало своей истории к общине апостолов (12 ближайших учеников Христа). Преемниками апостолов считаются епископы. Католическая церковь учит, что апостолу Петру Иисус Христос доверил особую роль – быть основанием и пастырем всей церкви. Сам Иисус сказал Петру: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Святой Петр проповедовал в Риме и претерпел там мученическую смерть в 67 г. во время преследования христиан императором Нероном. Епископы Рима (Римские Папы) считаются продолжателями дела апостола Петра. После церковного раскола 1054 г. Папа остался верховным иерархом католической церкви.

Центр католической церкви находится в Риме. В черте города Рима расположен Ватикан – самое маленькое государство в мире, где размещена резиденция Папы Римского. В настоящее время Католическая церковь является крупнейшей по численности христианской конфессией. Количество католиков превысило миллиард, что составляет более половины всех христиан. Численность католических приходов в мире превысила 200 тысяч.

Распространенная по всему миру, Католическая церковь представляет собой единый всемирный организм, объединяющий граждан различных государств. Одним из принципов католической морали является лояльность и уважение к государственной власти в своей стране, соблюдение ее законов, если они не противоречат моральным нормам, забота о благополучии и развитии своего народа и своей страны. Католическая церковь всегда отстаивала высочайшее достоинство человека независимо от его экономического и социального положения, национальности, цвета кожи, религии, пола: все люди сотворены по образу и подобию Божьему; за каждого из них Христос отдал свою жизнь.

Католическая церковь считает аборты убийством и категорически их осуждает, осуждает самоубийство и эвтаназию, отвергает клонирование человека как недопустимое манипулирование человеческой жизнью. Также отвергается гомосексуализм и защищаются традиционные семейные ценности.

Иерархия Католической церкви. Иерархия Католической церкви восходит к апостольским временам древней церкви. Можно выделить три ступени священства: епископы, священники и диаконы. Вступление в церковную иерархию происходит в результате таинства священства. Однако особая роль в управлении принадлежит епископу Рима, Папе Римскому. Официальный титул Папы таков: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, первосвященник (или верховный понтифик) Вселенской церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. Главным в его служении является проповедь слова Божьего. Папа обращается к верующим во время воскресных богослужений, зарубежных поездок, и каждую среду – к паломникам, пребывающим в Рим.

В 1978 г. понтификом был избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II. Он внес значительный вклад в укрепление мира и расширение диалога между религиями и цивилизациями. После смерти Иоанна Павла II в 2005 г. на пост главы католической был избран немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, взявший имя Бенедикт XVI.

Католическая церковь состоит из поместных церквей, представляющих собой епархии, границы которых, как правило, совпадают с границами стран или административных единиц внутри государств. Несколько епархий составляют митрополию (церковную провинцию), во главе ее стоит епископ, имеющий ранг митрополита. Также существует конференция епископов, которая уполномочена решать многие вопросы, касающиеся католической церкви в данной стране. Основу поместной церкви составляет приход, о котором заботится священник – приходской настоятель, который подчиняется епископу. Чаще всего приход собирает верующих одной местности. Диаконы помогают епископам и священникам, их деятельность особенно важна там, где не хватает священников. Члены церковной иерархии составляют клир (духовенство), простые же верующие называются мирянами.

Большинство католиков принадлежат к латинскому обряду. Кроме того, в католическую церковь входят восточные католические церкви, имеющие статус sui iuris (самоуправления).

Особенности обрядов в Католической церкви. Церковь совершает богослужебные действия, важнейшими из которых являются таинства – видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Католическая церковь, как и православная, признает семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние (исповедь), елеосвящение, священство и брак.

Согласно католическому вероучению, таинство совершается не кем иным, как Иисусом Христом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя ¬епископа или священника.

Христианское богослужение возникло в первые века христианства из необходимости совместной молитвы. Главным богослужением в Католической церкви является месса. Слово «месса» представляет собой несколько видоизмененное латинское слово missa, первоначально обозначавшее последний момент службы, когда священник отпускает народ с миром. Важнейшим событием в деле обновления церковной жизни стал II Ватиканский собор (1962-1965 гг.). Наряду с различными проблемами церковной жизни обсуждался и вопрос о богослужении. Было принято решение, что месса может служиться не только на латыни, но и на родном языке верующих. Текст службы стал понятен каждому прихожанину. Возросла роль Священного писания.

В ходе богослужений обычно звучит орган, сопровождающий пение хористов и прихожан. В отличие от православия, католическая месса служится не только в воскресные и праздничные дни, но и в будни. Для католиков считается обязательным участие в мессе в воскресенье – день Господень и во время торжественных служб в честь Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других праздничных дат.

В католической церкви богослужение может совершаться и вне храма. В случае необходимости любые богослужения проводятся в обычном доме, в качестве алтаря используется любой стол. Подобная практика широко распространена в тех местах, где мало храмов. Сегодня во многих странах нередки и богослужения под открытым небом, особенно во время паломничества или если храм не может вместить всех молящихся.

Духовность в католицизме. В католической церкви существует монашество. Но, как правило, это название применяется к жизни не только отдельных лиц, но и к общине. Монашество зародилось в Египте в III в., а его основателем считается святой Антоний Великий. Первоначальной формой монашества было отшельничество. Монашество стало важным фактором христианской жизни и нашло многочисленных последователей на Западе и на Востоке.

Сейчас монашествующие, приносящие обеты целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания, играют особую роль в христианской жизни. Монахи объединены в ордены или конгрегации, которые руководствуются собственными уставами. Наибольшую известность получили следующие монашеские ордена: бенедиктинцев (основан в V в. святым Бенедиктом), францисканцев (основан в XIII в. святым Франциском Ассизским), доминиканцев (или Орден проповедников, основан в XIII в. святым Домиником), иезуитов (или Общество Иисуса, основан в XVI в. святым Игнатием Лойолой). Все вышеперечисленные ордены до сих пор сохранились в Католической церкви. Существуют как мужские, так и женские монастыри.

Католической церковью принят догмат об успении и непорочном зачатии Девы Марии. Католики почитают изображения Иисуса Христа, креста и святых. При этом допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Приняты молитвы об умерших, также существует вера в суд над умершими (предваряющий последний, Страшный суд) и в чистилище, где умершие очищаются от содеянных грехов.

Главными праздниками являются Пасха (дата меняется ежегодно, и редко совпадает с православной Пасхой, так как католики пользуются григорианским календарем) и Рождество (25 декабря).

Почитаются святые и блаженные, им молятся как заступникам перед Богом. К наиболее почитаемым святым и блаженным, кроме Девы Марии, относятся Иосиф, Петр и Павел, Лука, Игнатий Антиохийский, Агния, Агата, Луция, Франциск Ассизский, Моника, Августин, Фома Аквинский, Тереза Авильская, Екатерина Сиенская, Иоанн Боско, Тереза Малая, а также падре Пио, мать Тереза из Калькутты и другие.

Начиная с IV в. распространенными формами христианской духовности стали паломничества, почитание священных изображений (иконопочитание), мощей (останков святых) и реликвий (предметов, связанных с жизнью Иисуса Христа или святых). Одна из самых драгоценных и наиболее почитаемых по сей день реликвий Католической церкви – это туринская плащаница, в которую было обернуто тело умершего Иисуса перед тем, как его положили в гроб. Верующие совершают паломничества в святые места, например, в Иерусалим, Рим, Лурд (Франция), Фатиму (Португалия), Сантьяго де Компостелла (Испания) и др.

Во все времена Католическая церковь стремилась не только передавать учение Христа, но и применять его к живым вопросам современности. В XIX-XX вв. было разработано социальное учение Католической церкви, то есть официальное учение по вопросам социальной жизни. Основные принципы этого учения – уважение к человеческому достоинству и стремление к общему благу. Труд играет огромную роль в жизни человека, но человек не должен быть порабощен своим трудом: он должен иметь время на отдых, семью, культурную, общественную и религиозную жизнь.

Особое значение в деятельности Католической церкви получила забота о бедных, включая больных, странников и заключенных. В наше время благотворительность активно развивается в деятельности международной организации «Каритас». Среди современных подвижников католической благотворительности всемирно известная мать Тереза из Калькутты, ставшая лауреатом Нобелевской премии мира.

Предпосылки реформы протестантской церкви. Третьей крупной разновидностью христианства наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантскими называют церкви, возникшие в ходе широкого религиозного и общественного движения XVI-XVII вв., известного как Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление).

Реформация положила начало формированию десятков протестантских направлений, действующих в разных странах и регионах. В наши дни протестантизм является наиболее влиятельной религией в США, Германии, Великобритании, Швейцарии, Канаде, Австралии и многих других странах.

Причиной зарождения протестантизма стали внутренние процессы, происходившие в Католической церкви. Реформация началась как процесс исправления вероучения и возвращения к первоначальным идеалам христианства. Лидеры движения осудили аморальное поведение и злоупотребления католических священников и призвали своих последователей восстановить принципы церкви времен Иисуса.

Изменению религиозного сознания в Западной Европе способствовали многие причины. В XVI в. происходит подъем экономики и торговли, растут города. Это способствовало стремлению к самостоятельности государств, которые находились в зависимости от папской власти. Правители разбросанных по всей Европе княжеств не хотели отдавать в Рим свои богатства и переводить денежные средства.

Общество подошло к новому пониманию человека как индивида, свободного в своих действиях и суждениях. Гуманизм возвысил личность как высшее создание Бога, а распространение грамотности способствовало тому, что все больше людей получали глубокие знания о вероучении христианства и понимали, что идеалы и принципы их религии расходятся с реальностью.

Католическая церковь, по мнению многих, отошла от своего учения о равенстве людей. Более того, религиозная практика эпохи способствовала разочарованию общества в церкви. Ни для кого не было секретом, что духовенство погрязло в делах, не отвечающих элементарным нравственным нормам. Религиозная деятельность становилась все более формальной. Широко практиковалась продажа индульгенций – документов об отпущении грехов. Церковные должности открыто продавались, значительно упал авторитет многих монастырей и священнослужителей.

Задолго до начала Реформации (еще в XIV-XV вв.) с призывами вернуться к истинным христианским принципам выступили английский теолог Джон Уиклиф (1320-1384 гг.) и ректор Пражского университета в Чехии Ян Гус (1369-1415 гг.).

Джон Уиклиф осуждал поборы со стороны католического духовенства и выступил против института монашества. Он считал, что церковь не должна отпускать грехи и выдавать индульгенции. Также он утверждал, что верующие должны получить право самостоятельно читать и толковать Библию. Святой престол осудил взгляды Уиклифа и принял решение о сожжении его книг.

Подобные идеи высказывал и Ян Гус, осуждавший светскую власть папства и продажу церковных должностей. Он призывал переустроить церковь по образцу общин ранних христиан и значительно изменить таинства и другие ритуалы. За свои идеи Гуса объявили еретиком и отлучили от церкви, затем он был заживо сожжен на костре.

Несмотря на то, что Католическая церковь осудила Уиклифа и Гуса, их идеи распространились и получили поддержку по всей Европе. Центрами антикатолического движения стали Германия и Швейцария.

Проповедь Мартина Лютера. Реформация. Самым одиозным проявлением формализации религиозного культа и стремления церкви к обогащению была, по мнению многих верующих, торговля индульгенциями. Начало Реформации положило выступление немецкого монаха Мартина Лютера (1483-1546 гг.) против продажи индульгенций. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на дверях собора в городе Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, ставшие первым манифестом нового движения. В 32-м тезисе Лютер писал: «Тот, кто верит, что индульгенции обеспечивают его спасение, будет навеки осужден вместе со своими учителями». Также он заявлял, что Папа Римский не имеет права отпускать грехи, поскольку ему не дана такая власть. Действия священников он назвал нарушением евангельских заветов. Католическая церковь обвинила мятежного монаха в ереси, однако он отказался предстать перед судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви.

В ходе дальнейшей разработки своего учения Лютер отверг посредничество духовенства в деле спасения души, отказавшись признавать папскую власть и все исходившие от нее решения. Отвергнув Священное предание, Лютер призвал христиан вернуться к традициям ранней церкви и опираться только на авторитет Священного писания, то есть Библии.

В средние века Католическая церковь разрешала читать и комментировать Библию только священникам, причем ее текст издавался исключительно на латинском языке. Также на латыни совершались богослужения. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий получил возможность познакомиться с ее текстом и давать ее интерпретацию.

Идеи Лютера получили широкую популярность по всей Германии. На его сторону встали главы многих немецких княжеств. В 1526 г. в городке Шпеере собрался рейхстаг, объединявший монархов всей Германии, разделенной тогда на большие и маленькие государства. Рейхстаг принял постановление о праве каждого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако в 1529 г. второй Шпееровский рейхстаг, большинство участников которого были католиками, отменил это постановление. В ответ 5 князей и 14 императорских городов, поддерживавших учение Лютера, составили так называемую «Протестацию» – протест против решения, принятого большинством рейхстага. С этим событием и связано происхождение термина «протестантизм», которым обозначают все направления христианства, ведущие начало своей истории с Реформации.

После 1530 г. гонения на протестантов со стороны Католической церкви усилились. Лишь в 1555 г. император Карл V (католик) подписал с князьями-протестантами мирное соглашение, в котором был провозглашен принцип «чья страна, того и религия». Исходя из него, правитель отныне мог свободно выбирать вероисповедание, которого должны были придерживаться и его подданные. В результате Германия раскололась на два лагеря – католический и протестантский. Сторонниками лютеранства стали преимущественно княжества на севере страны, католицизм доминировал на юге.

Дальнейшее развитие Реформации. Реформация очень скоро вышла за границы Германии. Выступления за преобразование церкви начались в Швейцарии, Франции, Польше, скандинавских странах. Крупнейшими центрами Реформации в Швейцарии стали города Женева и Цюрих. Здесь с проповедями за радикальное преобразование устройства церкви выступали теологи Жан Кальвин (1509-1564 гг.) и Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.). В Англии инициаторами Реформации стали правящие верхи, желавшие избавиться от власти Папы.

Протестантизм с самого своего зарождения разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий. В Германии складывается лютеранство, в Швейцарии – кальвинизм, в Англии – англиканство. Эти течения называют «ранним, или первичным протестантизмом». В последующем возникло большое число новых течений и сект, довольно сильно отличающихся между собой. Некоторые из них, включая баптизм, методизм, адвентизм, стали довольно влиятельными и обрели миллионы последователей. Эти течения называют «поздним протестантизмом».

Особенности вероучения протестантизма. Несмотря на все их многообразие, для протестантских течений характерны следующие общие принципы вероучения.

Единственным источником вероучения признается только Библия (Священное писание). Авторитет Священного предания (решений Вселенских соборов, документов пап и иных патриархов церкви) отвергается. Каждый верующий не только имеет право, но и обязан самостоятельно читать Библию и понимать ее содержание. Библия может переводиться на местные языки.

Согласно учению протестантизма, спасение достигается одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Все другие способы добиться спасения (обряды, посты, богоугодные дела и т.д.) считаются несущественными.

Отвергается посредничество церкви в отношениях между человеком и Богом. Исходя из этого признается, что для спасения не нужны церковная иерархия и священники. Таким образом, в протестантизме нет деления на мирян и духовенство.

Большинство протестантов признают лишь два таинства: крещение и причащение. Другие таинства считаются простыми обрядами. В реформированных церквях нет поклонения святым, почитания икон, скульптурных изображений. Протестантизм отвергает католическое учение о чистилище, целибат (безбрачие) духовенства и институт монашества.

Основные направления протестантизма. Протестантизм представляет собой широкое религиозное движение, вызвавшее к жизни множество направлений и течений. Процесс образования новых христианских церквей, начавшийся в XVI в., продолжается и в наши дни. Каждое из течений сформировало самостоятельные организационные структуры, у них имеются довольно существенные отличия в понимании вероучения. Рассмотрим более подробно самые крупные протестантские направления.

Лютеранство. Исторически именно к лютеранству был применен термин «протестанты». Евангелическая (Лютеранская) церковь образовалась в процессе Реформации под влиянием идей Мартина Лютера. Основы вероучения изложены в книге «Аугсбургское вероисповедание». В этом труде нашли свое воплощение основные принципы протестантизма: оправдание личной верой в искупительную жертву Иисуса Христа, достижение спасения без посредничества церкви, источник вероучения – только Библия, упразднение монашества и поклонения святым и их мощам и т.д. Лютеранская церковь признает все три Вселенских Символа веры (Апостольский, Никео-Константинопольский, Афанасьевский).

В лютеранском вероучении и в культовой практике сохранилось немало элементов, унаследованных от католицизма. Последователи Лютера признают два таинства: крещение и причащение, причем крещению, как у католиков и православных, подвергаются младенцы. Пять других традиционных для католицизма и православия таинства рассматриваются как простые обряды: конфирмация, брак, соборование, рукоположение (посвящение в духовный сан) и исповедь отнесены к священнодействиям. В лютеранской церкви существует духовенство, функции которого заключаются в организации религиозной жизни, проповеди Священного писания, совершении таинств. Епископы и другие священнослужители отличаются особым одеянием. Наиболее широко это вероучение распространено в Германии, США, Австрии, Венгрии, скандинавских странах.

Согласно имеющимся источникам, первые лютеране появились в нашей стране еще в XIX в. Первые общины были созданы в Актюбинске, Петропавловске, Акмоле. Первая после сталинских репрессий община лютеран была зарегистрирована официальными органами в Казахстане в 1955 г.

Кальвинизм. Кальвинизм, как и лютеранство, является одним из ранних направлений протестантизма. Решающую роль в его формировании сыграла концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.), которую он пытался воплотить на практике в Женеве. На базе кальвинизма сложились реформатская и пресвитерианская церкви.

Кальвинизм считается одним из наиболее радикальных направлений протестантизма. Большое значение здесь играет учение о предопределении, согласно которому Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других – к погибели. Кальвин учил, что жизнь каждого человека должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной свыше.

В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Не признаются такие предметы культа, как иконы, свечи, крест. Крещение и причащение понимаются не как таинства, а лишь как символические обряды. Священнослужители (пасторы и старейшины – пресвитеры) избираются из числа членов общины.

Кальвинизм широко распространен в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Венгрии, Чехии, Германии и США.

Англиканская церковь. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от Папы и объявил главой церкви короля Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом были сохранены католические обряды и догматы. В 1571 г. парламент принял документ под названием «39 статей», ставший для английской церкви символом веры. На его основе англиканство сформировалось как самостоятельное течение протестантизма.

Как и другие протестантские направления, англиканство отвергает Священное предание, а первоисточником вероучения считается Священное писание. Главой церкви признается английский монарх.

Англиканство представляет собой своего рода компромиссное учение, сочетающее черты протестантизма и католицизма. Так, положение о спасении личной верой действует наряду с положением о спасительной роли церкви. Священники считаются посредниками между человеком и Богом, сохраняется церковная иерархия с епископским устройством. Богослужения по своей форме близки к католическим мессам.

Духовным руководителем англикан Великобритании считается архиепископ Кентерберийский, назначаемый британским монархом. Помимо Англии, самостоятельные англиканские церкви существуют в Шотландии, США, Канаде, Австралии и других странах.

Баптизм. Первые баптистские общины возникли в начале XVII в. в Англии и Голландии. Название этого учения связано с греческим словом «baptizo» – погружать в воду, крестить. Основа вероучения баптизма – Библия. Вера в Иисуса Христа и его искупительную жертву считается достаточным основанием к спасению. Верует же только тот, кого избрал Бог. Особое место в среде баптистов занимает учение о «духовном возрождении», происходящем под воздействием входящего в человека Святого Духа, что означает единение духа каждого верующего с Иисусом Христом.

Крещение и причащение в баптизме понимаются не как таинства, а как символические обряды духовного единения с Христом. Крещение рассматривается как акт духовного возрождения человека. Поэтому этот обряд имеет ряд особенностей. Крестить можно только взрослых людей (старше 16 лет), которые сознательно обращаются к вере. Перед крещением человек должен в течение года пройти испытательный срок.

Баптисты признают лишь те общехристианские праздники, которые связаны с биографией Иисуса Христа: Рождество, Крещение, Воскресение и т.д. Есть у них и собственные праздники, такие как Праздник жатвы, День единства. Значительное место в религиозной жизни занимает миссионерство: каждый верующий должен привести в общину своих родственников, друзей, коллег, соседей.

Обрядовая и культовая практика в баптизме отличается скромностью и простотой. Дом молитвы мало чем отличается от обычных светских помещений, отсутствуют также предметы культа. Собираются баптисты на молитвенные собрания два-три раза в неделю. В ходе собраний обычно звучит проповедь, читаются фрагменты из Библии, исполняются религиозные песни.

Баптизм является одним из самых распространенных направлений протестантизма в мире, в том числе и в Казахстане. В нашей стране насчитывается более 350 объединений баптистов.

Адвентизм. Религиозное течение адвентистов (от лат. adventus – пришествие) выделилось из баптизма в начале 30-х гг. XIX в. в США. Основатель этой церкви Уильям Миллер, ссылаясь на пророческие книги Библии, предсказал, что второе пришествие Иисуса Христа ожидается 21 марта 1843 г. Пророчество не сбылось, и дата была перенесена на следующий год.

В конце концов, адвентисты отказались называть точную дату второго пришествия, утверждая лишь, что оно неизбежно и случится очень скоро. Последователи Миллера верят, что мир в ближайшее время будет уничтожен, после чего появится новая земля и установится тысячелетнее царство Иисуса. В отличие от других направлений христианства, адвентисты не считают душу человека бессмертной. По их представлениям, во время Страшного суда воскреснут телом и душой только праведники, то есть последователи адвентизма.

В адвентизме сложилось несколько направлений. Наибольшую известность среди них получили «Адвентисты Седьмого дня». Основоположницей этой церкви стала Елена Уайт (1827-1915 гг.), выдвинувшая ряд новых концептуальных положений. В частности, она провозгласила празднование субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу». Подобно иудеям, адвентисты считают субботу последним, седьмым днем недели и объявляют ее праздничным днем, днем Бога (отсюда и название их направления). Трудиться в субботу запрещено. Что касается «санитарной реформы», то она предполагает заботу не только о духовной, но и о телесной подготовке к близкому пришествию Христа. Поэтому верующим предписывается больше бывать на солнце и свежем воздухе, вести активный образ жизни, не употреблять мясо «нечистых животных» (свинину), а также чай, кофе, спиртные напитки и т.д. Запрещено принимать многие медикаменты.

Адвентисты признают крещение только взрослых людей, но, в отличие от баптистов, к этому обряду допускаются подростки с 12 лет. Последователи общины ведут активную миссионерскую деятельность.

По состоянию на 1 января 2013 года в Казахстане действовало 42 общины «Адвентистов Седьмого дня».

Пятидесятничество. Пятидесятничество, возникшее в США в конце XIX в., является еще одним крупным направлением протестантизма. Согласно входящей в Новый завет книге «Деяния святых апостолов», на пятидесятый день после смерти Христа на апостолов сошел Святой Дух. В результате они обрели девять даров: мудрость, знания, веру, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных языках и истолковывать их.

Пятидесятники верят в то, что верующие могут обрести возможность пророчества и «говорения на иных языках». Это достигается с помощью особой культовой практики, включающей длительные посты, изоляцию от мира, погружение в транс. Молитвенные собрания пятидесятников проходят в обстановке крайнего возбуждения и религиозной экзальтации. В состоянии экстаза верующие начинают бормотать, кричать, произносить невнятные фразы, что интерпретируется как «говорение на языках». По мнению российских религиоведов В. Ильина, А. Кармина и Н. Носовича, «"иноговорение" является результатом колоссального нервного возбуждения: это особая форма истерического припадка, проявлением которого является речевая деятельность при отсутствии контроля со стороны сознания».

В среде пятидесятников в начале ХХ в. зародилось так называемое харизматическое движение (его представителей называют также неопятидесятниками или пятидесятниками-реформистами). Для представителей этого движения характерны весьма эмоциональные проповеди. Как нисхождение даров здесь может пониматься любое, в том числе неконтролируемое проявление эмоций, например, громкий смех, слезы, крики и т.д. Что касается вероучения, то у различных направлений неопятидесятничества существуют значительные отличия.

Бурный подъем харизматического движения на Западе отмечен в 1960-е гг. Благодаря активной проповеднической деятельности, различные ответвления пятидесятничества получили распространение по всему миру, включая США, Латинскую Америку, Европу и страны СНГ.

В Казахстане они распространились в последние два десятилетия. В настоящее время во всех регионах страны действуют 189 общины пятидесятников (Евангельские христиане в духе апостолов, Союз христиан веры евангельской и др.) и 55 пресвитерианских общин.

Помимо рассмотренных выше, в мире образовалось множество других протестантских течений. Среди них можно назвать меннонитов, методистов, квакеров и т.д. Некоторые из них настолько отошли от традиционного христианства, что среди ученых и теологов высказывается сомнение, можно ли их считать христианскими течениями. Подобные оценки касаются, например, «Свидетелей Иеговы» или мормонов.