Вопросы из области физики. Самому во все вмешаться. Вы внимательно послушайте, о чем идет речь

Тепловые явления. Способы изменения внутренней энергии"

Подготовка к зачету

Форма урока : повторительно-обобщающий урок

Цели урока:

Образовательная : проверить знание учащихся понятиями внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость. Знание видов теплообмена и умение их распознавать, оценить умения учащихся проводить само - и взаимоконтроль, работать в группе.

Наиболее подходящим является район вокруг острова Крк и район Задар. Корнати уже меньше, пусто, несколько портов и пристаней для яхт. Адриатическая хартия в Сукошани имеет смысл в уставном контракте, требующем этого сертификата, другие не упоминают об этом. К сожалению, хорваты видели нас как шанс заработать много денег, тренируя и выдавая такие свидетельства, и он начинает говорить об этом все громче и громче. Это необходимо учитывать, рано или поздно это потребуется повсеместно. К сожалению, польские моряки, которые отрезали чаты на канале 16, и это предосудительно, потому что этот канал служит только для того, чтобы вызвать опасность.

Воспитательная: воспитывать общую культуру при созданий презентаций и ответе учащихся на поставленные вопросы, создавать условия для реальной самооценки при работе с тестами, развивать навыки коллективного труда, приучать детей к аккуратности, взаимопомощи , ответственности.

Если нам нужно использовать его для вызова, сразу после звонков звонящего, мы переходим на другой, согласованный канал. Большая часть моей информации и советов имеет универсальный характер для плавания по Адриатике. Но вторая часть путеводителя будет посвящена центральному Адриатическому морю и чуть дальше на юг, от острова Муртер до Дубровника включительно.

Фрагмент побережья - южная Далмация. Именно на этом пути у нас есть прекрасные памятники в Шибенике, Трогире, Сплите и, наконец, в Дубровнике - сегодня город и прежде важное коммерческое морское государство на Адриатике - Республика Дубровницкая. Если мы идем дальше на юг, Муртер, Трогир и Сплит, далее в километры. Но это повышает привлекательность круиза. Поверхность заключается в том, что у нас есть все больше шоссе по этому маршруту. Если мы выберем его, мы едем из Братиславы через Братиславу, Вена и Загреб, мы едем главным образом по автомагистралям.

Развивающая: продолжить развитие монологической речи с использованием физических терминов; продолжать учиться анализировать условие задачи, анализировать ответ одноклассников, доказывать свою точку зрения.

Используемые технологии и оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, презентации;

Колба с водой, марганец, стакан из бумаги, свеча для нагревания, два термометра, лампа накаливания.

За Загребом большая часть также идет к Карловой. На побережье появляются новые участки строящейся автомагистрали. Однако мы немного подождем для их использования. Итак, первым пунктом является выбор начальной точки круиза. Кто не любит Австрию, и они не любят нас на границе. Мы можем въехать в Хорватию через Венгрию. Из Цешин, затем мы идем в Комарно, озеро Балатон, а на новые большие участки автострады мы идем на границу и в Загреб. В Загребе мы входим на шоссе в Карловац. Мы должны планировать дату и маршрут задолго до планирования мазурского круиза.

План урока

Организационный этап Постановка цели урока Проверка знаний учащихся Подведения итогов и формулирования выводов Определения и разъяснения домашнего задания

Ход урока

Учитель

Здравствуйте! Кто отсутствует?

Сегодня на уроке повторения и систематизации знаний мы ещё раз вспомним понятия внутренней энергии, количество теплоты, удельную теплоемкость. Беседа, краткие сообщения ребят, работа в группах поможет нам систематизировать знания по теме «Внутренняя энергия». Наш урок я хочу начать со стихотворения:

Лучше заключить сделку в декабре, тогда у нас есть скидка 5%. Когда дело доходит до выбора даты круиза, у тех, у кого есть дети школьного возраста, нет большого выбора, потому что это должен быть июль или август. Этот термин имеет два недостатка: во-первых, в этот период цены на 100% выше, чем после сезона, во-вторых, в этот период больше приходится рассчитывать на ветер, а в-третьих - потрясающую толпу в причалах и портах. Цены доступные, ветер благоприятный, а температура выше, чем в июле в Балтийском море.

Если мы примем правильные решения, нет ничего другого, кроме как коснуться яхты. Выбор яхты, чартер Размер лодки определяет размер «команды», с которой мы собираемся плыть. Нас не соблазняют низкие цены десятилетних и старых яхт. Они настолько оснащены, что их состояние обычно хорошее, но годы эксплуатации в условиях чартера выполняют свою работу. Мы никогда не знаем, что-то плохое в сложных условиях. Яхты не старше 4-5 лет. Обратите внимание, что выбранная нами яхта имеет, кроме ролика, также ролик для грота.

Вы внимательно послушайте, о чем идет речь.

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса.

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясение.

Трудно было ему жить.

И решил он, чтоб не бояться

Лучше просто все узнать.

Единственное, что вам нужно заказывать отдельно и платить - это понтонный двигатель и спинакер. Эти данные приводятся в информации на веб-сайте и находят эти страницы через поисковые системы, простые. Вопреки некоторым мнениям, все фрахтователи имеют хороший уровень обслуживания и надежности, все они предлагают правильный уровень обслуживания во время круиза, если что-то сходит с ума. Проблема в том, что что-то ломается, и это происходит не по нашей собственной вине, а просто из-за естественного износа.

Они пытаются «войти» под залог, а затем вам нужно получить достаточную проблему. Когда дело доходит до цен, они довольно сбалансированы, потому что все смотрят, что нет конкуренции в ценах, и не дай Бог, затухание. Все компании также используют скидки. И так на вторую неделю чартера скидка составляет 5%, а на третью неделю - то же самое. Если мы подпишем контракт в предыдущем году, то и 5%. Сумма скидок не может превышать 15%.

Самому во все вмешаться

Людям правду рассказать.

Запишите число, классная работа.

Вопрос классу: что называется внутренней энергией ?

Приступаем к самостоятельной работе.

Задание 1.

Учитель.

На столе физические тела. Выбрать нужные и показать, когда совершённая работа увеличивает или уменьшает внутреннюю энергию тел?

Мы можем сделать чартер прямо в Хорватии, все через Интернет, но и несколько компаний в Польше выступают посредниками в заключении контрактов. Это не влияет на цену, которую мы платим. В общем, когда яхта сдаётся, на службе двигателя нет людей, бозун делает это, просто запустив двигатель и конец. Мы получаем небольшой запас, но может случиться, что по разным причинам мы будем плавать в течение очень долгого времени, а затем у нас нет этого масла. Мы можем купить, но нам нужно знать, что. Во-вторых, заставьте себя показать, как выпустить двигатель.

(монета; гвоздь, деревяшка и молоток)

Ученик.

Увеличивается внутренняя энергия гвоздя и молотка, а энергия человека уменьшается.

Учитель

Опыт: закипание воды в бумажном стакане. Почему бумажный стаканчик не горит?

Ученик

У воды большая теплоёмкость, поэтому тепло от пламени не дает увеличить температуру бумаги до воспламенения. Вода закипает в стаканчике.

Мы не будем входить в марину на парусах. В современных дизельных двигателях вентиляция очень проста, насколько мы знаем, как это сделать. Вам не нужны какие-либо ключи или сложные операции, например, в автомобилях, ищите небольшой лоскут на отдельных цилиндрах. Если это не помогло, мы повторяем операцию. Если двигатель зажегся, мы сразу же вернем флип в предыдущее положение.

Поскольку другие решения не могут быть исключены, лучше показать их. Потому что в древние времена именно Нептун и Эол решили, где в конечном итоге будет найден корабль. Тем не менее, мы всегда делаем круизный план. Ну, он все еще дома, в зимние вечера, сидит над картой и намечает наш маршрут. Мы учитываем две вещи: во-первых, то, что мы хотим посетить, а во-вторых, реальный размер ежедневной поездки. Можно планировать прыжок в 50 миль, но тогда мы должны отправиться в парус очень рано и ожидать позднего вечера.

Учитель

Учащийся подготовил презентацию на тему «Теплопроводность ». Как объяснить теплопроводность с точки зрения строения вещества? Есть ли ещё примеры проявления теплопроводности?

Опыт: в колбу налить воды и добавить кристаллики марганца. Поставить на огонь. Марганец смешивается с водой и под действием тепла видно движение окрашенных слоев жидкости.

Кроме того, мы должны ездить как можно больше, включая двигатель. Есть одно исключение, если мы хотим включить Дубровник и начать где-то около Муртера. Затем, чтобы поплавать там и вернуться во времени, у нас будет более 50-мильный прыжок с Корчулы. Если мы не будем стоять на якоре в каком-то заливе. Кроме того, он хрупкий в этом разделе с безопасными отсеками. Если вы это сделаете, следите за якорь-часами! В прыжке мы должны учитывать время, необходимое для посещения нового места. Тогда, для этого дня, мы должны планировать более короткий маршрут.

Учитель

Что за явление вы наблюдаете? Как объяснить это явление? Приведите пример этого явления в природе.

Учащийся подготовил презентацию на тему «Конвекция».

Опыт: два термометра лежат на столе, один термометр закрыт бумагой. Включить лампу накаливания и направить на оба термометра.

Учитель.

Затем вам нужно создать резерв для бурь, в Дубровник, для которого мы должны провести весь день. Это также день отдыха для экипажа, который не привык к интенсивной навигации. Вы узнаете, как планировать, какие продукты покупать и как делать хорошие блюда из них. И, наконец, есть рецепты на полке, т.е. специальные блюда на яхте.

Мы слишком много платим за круиз, заходим слишком далеко, и, наконец, мы слишком коротки, чтобы тратить время на покупки. Это не всегда то, что мы хотим есть. Равномерно распределите еду по мешкам экипажа. Таможенные службы стран, живущих с туризмом, не очень любят, как мы привозим нашу собственную еду. Что делать в круизе Адриатики считается теплым морем, но это касается температуры воды и воздуха и не учитывает изменения погоды. Даже в теплый день, если вы принесете немного, особенно с севера или с гор, вы должны нарисовать теплую одежду.

Что можно сказать о показаниях термометров? Какое явление объясняет этот опыт? Что называется излучением? Какие лучи создают это излучение?

Учащийся подготовил презентацию на тему «Излучение».

Учитель

Теперь проведем физический диктант.

Охлаждение воздуха в помещение вентилятором

У кого есть банкоматная карта, возьмите ее и не купите в евро или Куне. Выбор кун из банкомата на месте стоит дешевле, чем двойная комиссия. Все, что требуется, - это немного денег в первые дни, а затем в каком-то городе в банкомате. Не забудьте застраховать себя от несчастного случая и болезни. Действительно, межгосударственное соглашение о взаимной медицинской помощи между нашими странами, к сожалению, включает только помощь во время аварии. Мы должны дорого заплатить за пребывание в больнице.

Две недели - это около 30 злотых, более 60 лет необходимо добавить 50%, а после превышения 70 лет ставка увеличивается на 100%. Это не так сильно по сравнению с тем, что мы можем потерять. Подготовка к отъезду. Прошли месяцы ожидания, и мы уже в марине, мы взяли на себя яхту, распаковали бамбук. Не торопитесь с потоком. Только профессиональные, хорошо подготовленные экипажи могут себе это позволить. Не считая того, что вы едите после еды, вам предстоит еще много мероприятий. Мы отправляемся в Адриатику в рекреационных целях с семьей или друзьями.

Приготовление пищи в микроволновой печи

Загорание на пляже

Передача энергии от Солнца к Земле

Нагревание металлической ложки, опущенной в чашку с горячей водой

Таяние кусочка льда, зажатого в ладони

Нагревание воздуха в помещение с помощью батареи центрального отопления

Поджаривание на сковороде яичницы

Это приводит к определенному дефициту квалифицированных рук для работы на борту. При переходе от порта к порту, мой опыт показывает, что, кроме шкипера, хорошо, если у нас есть кто-то из экипажа с патентом моряка яхты, но этого достаточно, чтобы иметь эффективного и умного одноклассника. Две эффективные пары рук уже полны счастья. Поэтому, всегда и особенно, поскольку у нас есть нехватка квалифицированной команды, нам нужно провести несколько часов на сухом растворе в марине. И поэтому мы тренируемся, бросаем, качаем паруса.

Он должен идти очень гладко. Этот эффективный экипаж будет необходим для рифа в пещере в более сложных условиях. Несмотря на устройство для рифования, кто-то, к сожалению, должен пойти на мачту, и мы знаем, как сложно это бывает. Мы должны научить этого человека одеваться и использовать брекеты и все, чтобы надеть ремни жизни. Затем мы обсудим швартовку и отъезд с набережной с разделением постоянных обязанностей. В причалах Хорватии он припаркован на корму, еще раз удобнее, два, что мы должны подключиться к раздаче, заправить воду и стоять с луком, может быть, нам не хватает кабеля или шланга.

Обогрев человека у камина

Утюгом гладить белье

Поменяйтесь листочками и проверьте работы своих одноклассников.

А теперь разделитесь на группы. Вопросы задаёте соседней группе, если они не отвечают, вы даете ответ. Или ход переходит другой группе.

1. Если кусок алюминиевой проволоки быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление. (Над проволокой совершается работа, поэтому внутренняя энергия её увеличивается, она нагревается).

Иногда это будет хороший пример, а иногда и демонстрация того, как это не делать. Оба наблюдения будут очень информативными для нас. Дамы, мы учим привязке вышибалов, и мой опыт показывает, что с ним все хорошо. На стороне воды находятся постоянные причалы, ведущие к причалу и со стороны воды, закрепленной на бетонных блоках на дне. Сервис всегда приходит к нам и дает нам кабель со связью, связанной с ним. Мы берем его босиком и идем к клюву, в это время мы даем две суровые половинки, чтобы приземлиться, служба переводит их через столбики и дает нам конец колоде.

2. Молоток нагревается, и когда им бьют, например, по наковальне, и когда он лежит на солнце в жаркий летний день. Назовите способы изменения внутренней энергии молотка в обоих случаях. (В первом случае внутренняя энергия увеличивается за счет совершения работы, во втором – за счёт теплопередачи)

3. Два одинаковых латунных шарика упали с одной и той же высоты. Первый упал в глину, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Который из шариков больше изменил свою внутреннюю энергию? (Первый шарик изменил больше свою энергию. У первого механическая энергия перешла во внутреннюю, у второго внутренняя не изменилась).

Мы пришвартованы в гонке. Во время вылета достаточно дать им обратно и вытащить их на борт. Таким образом, мы также должны практиковать, чтобы не попасть в марину. Если мы не уверены в маневрировании двигателя, давайте достигнем лука. Малина переполнена, путаница спермы, водный пояс между причалами узкий, так что нередко видно, как яхта чистится на чужом причале. Хорваты понимают, но лучше не давать таких выступлений. Для гражданских лиц, которые, несомненно, будут на яхте, это совершенно новые проблемы, и шкипер, иногда единственный профессионал, имеет свои собственные действия, особенно при входе и выходе из портов.

4. Почему пальцу не горячо? (При нагревании верхнего конца закрытой пальцем пробирки с воздухом внутри

можно не бояться обжечь палец, т. к. теплопроводность газов очень низкая)

Почему оконные стекла начинают замерзать снизу раньше и в большей мере, чем сверху? (Потому что теплый воздух поднимается вверх и не дает промерзать окну). Когда парусным судам удобнее входить в гавань: днем или ночью? (Днем, т. к. дневной бриз создает холодный воздух по низу с моря перемещается к берегу). Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает? (Потому что постоянно получает от Солнца излучение) Змеи в полной темноте способны обнаружить теплокровную жертву. Почему? (Они отлично воспринимают тепловое излучение, но не глазами, а кожей). Леонардо да Винчи придумал окружить огонь цилиндрическим экраном, но сначала не стеклянным, а металлическим. Только спустя 300 лет появилась стеклянная колба для лампы. Зачем? (Ускорить процесс горения, стекло усиливает приток воздуха к пламени и увеличивает тягу) Человек не чувствует прохлады на воздухе при температуре 20 градусов Цельсия, но в воде мерзнет при температуре 25 градусов Цельсия. Почему? (Вода обладает большой теплоёмкостью)

Учитель

Та группа, которая набрала больше всех баллов, получает «5»,

Остальные по «4» или «3».

Итак, мы подвели итоги по теме «Внутренняя энергия». Спасибо всем за работу на уроке.

Домашнее задание.

Задачи 868;903;930 (Л). Подготовка к зачету.

Крупное парусное судио, наверное, поражает непосвященного обилием мачт и снастей. Быть моряком на таком судне, тем более управлять вет-роходом классических пропорций крайне непросто. Путь к не самым большим командным высотам в парусном деле измеряется тысячами миль ученичества и годами службы. Даже способность понимать смысл происходящего на палубе и мачтах, когда экипаж готовится к повороту или встрече со шквалом, умение воспринимать многозвенные парусные команды, следуюніие одна за другой, не приходят сами собой. Для этого нужны учеба, наставления специалистов и главное - практика, практика, практика...

Молодой человек, впервые вступающий на палубу «Седова», «Крузенштерна», более новых парусников (а для него прежде всего и написана эта книга), вправе рассчитывать на помощь и подсказку со стороны. Учеба по программе, рассказы преподавателей и опека судовых знатоков парусного хозяйства практиканту, без сомнений, обеспечены. Однако, на наш взгляд, не лишней будет небольшая подсказка, облеченная в форму тоненькой книжки в книжке. При ее помощи встреча курсанта с миром большого паруса может произойти чуть раньше, чем он вместе с сокурсниками прибудет иа судно.

Быть может, эта «книжка в книжке» окажется полезной не только курсантам, овладевающим азами морской науки, но и поклонникам книг маринистов прошлого времени. Ведь одно дело бездумно читать текст, другое вслушиваться в музыку почти забытых ныне слов, отчетливо представляя происходящее.

Ветер - парус - скорость. Для парусного судна ветер - все: и движение, и скорость, и свобода маневра. В какой мере он полезен ему, зависит от курса корабля относительно ветра. Если ветер дует почтистрого с кормы, то говорят, что судно идет на фордевинд (или «по ветру»). Если курс не фордевинд, но воздушный поток приходит с кормовых углов, то судно идет курсом в бакштаг. При ветре с борта (в секторе примерно ±10° от оси траверза) судно идет в галфвинд (или «в полветра»). Если ветер скорее встречный, чем попутный, но паруса способны еще работать, курс - бейдевинд. При бесполезном и даже вредном для парусника встречном ветре («противном» ветре) судно оказывается в положении левентик.

Если ветер дует со стороны правого борта, то принято говорить, что судно следует правым галсом, если со стороны левого, то - левым галсом. На правом галсе правый борт считается наветренным, а левый - подветренным. На левом галсе, естественно, наветренным оказывается левый борт, подветренным - правый.

Соотнося направление ветра и курс судна (примеряя ветер к судну), следует помнить, по крайней мере, о двух обстоятельствах. Прежде всего, имеющее ход судно, его паруса, взаимодействуют с эффективным относительным, так называемым вымпельным ветром - по направлению его вытягивается вымпел, парящий высоко над палубой, с ним имеют дело паруса, по нему, а не по истинному ветру обычно определяется курс. На полном курсе (полный бакштаг и особенно фордевинд) вымпельный ветер заметно слабее истинного, поскольку здесь судно как бы убегает от надвигающихся на него воздушных масс. На остром курсе (бейдевинд) вымпельный ветер сильнее истинного: скорость судна н ветра суммируются. Достаточно выполнить такое суммирование геометрически на бумаге, чтобы убедиться в том, что курс судна по отношению к вымпельному ветру оказывается более острым, чем по отношению к истинному, и это тем заметнее, чем больше скорость самого судна. Второе обстоятельство таково: сила давления ветра на паруса практически пропорциональна квадрату скорости эффективного ветра. Поэтому не удивительно, что нагрузка на рангоут на острых и полных курсах различна: при одной и той же погоде чем острее курс, тем сильнее гудит такелаж, тем сильнее напряжены корабельные снасти.

Аэродинамическая реакция - сила, прикладываемая ветром к некоему парусу как к крылу,- зависит также от угла атаки, угла установки паруса по отношению к вымпельному ветру. Принято считать, что она складывается из двух составляющих: лобового сопротивления и подъемной силы (ориентированных соответственно вдоль направления и поперек эффективного воздушного потока). Разворачивая парус по отиоше-

Основные узлы рангоута, такелажа и парусов корабля полного парусного вооружения:

I - бом-утлегарь; 2 - утлегарь; 3 - бушприт; 4 - мартин-гик: 5 - ватерштаг; 6 - бом-утлегарь-штаг; 7 - мартин-штаг; 8 - мартин-бакштаги; 9 - фор-трюм-штаг; 10 - бом-брам-штаг; II - бом-кливер-леер: 12 - бом-кливер: 13 - кливер-леер; 14 - кливер: 15 - мидель- . кливер-леер; 16 - мидель-кливер; 17 - фор-стень-штаг; 18 - фор-стень-стаксель; 19 - фока-штаг; 20 - фок-мачта; 21 - фок: 22 - нижний фор-марсель; 23 - фор-стеньга; 24 - верхний фор-марсель; 25 - фор-брамсель; 26 - фор-брам-стеньга; 27 - фор-бом-брам-стеньга;

28 - фор-бом-брамсель;

29 - фор-трюм-стеньга;

30 - фор-трюмсель;

32 - флагшток с клотиком; 33 - фока-ванты; 34 - фор-стень-фор-дуны: 35 - грота-штаг; 36 - грот-стень-стаксель: 37 - грот-брам стаксель; 38 - грот-брам-штаг: 39 - грот-бом-брам-стаксель; 40 - грот"бом"брам-штаг; 41 - грот-трюм-штаг; 42 - брасы всех реев фок-мачты; 43 - грота-ванты; 44 - грот-стень-фордуны; 45 - грот-мачта; 46 - грот;

47 - грот-трисель;

48 - нижний грот-марсель; 49 - грот-стеньга; 50 - верхний грот-марсель; 51 - грот-брамсель; 52 - грот-брам-стеньга;

53 - грот-бом"брам-стеньга; 54 - грот-бом-брамсель; 55 - грот-трюмсель; 56 - грот-трюм-стеньга; 57 - брасы всех реев грота;

58 - бизань-ванты;

59 - крюйс-стень-фордуны; 60 - бизань;

61 - бизань-мачта;

62 - контра-бизань (при отсутствии бизани на бегин-рее просто бизьнь на трехмачто"юм судне); 63 - нижний крюйс-марсель: 64 - крюйс-стеньга: 65 - верхний крюйс-марсель,

66 - крюйс-брамсель:

67 - крюйс-брам-стеньга; 68 - кркйс-бом-брам-стеньга-

69 - крюйс-бом-брамсель; 70 - крюйс-трюмсель; 71 - крюйс-трюм-стеньга

НИЮ К судну, обе этн составляющие силы в принципе можно заставить работать на создание полезной тяги. Но они способны дать вклад и в поперечную силу, кренящую судно, вынуждающую его идти с углом дрейфа «под ветер» от генерального курса, выдерживаемого по компасу рулевым. При движении на фордевинд парус ставится поперек диаметрали судна, подъемная сила равна нулю, полезная тяга своим появлением полностью обязана аэродинамической силе лобового сопротивления. При движении судна в бейдевинд тяга обеспечивается лнщь подъемной силой, сила же лобового сопротивления здесь только вредит делу. Складывая аэродинамические реакции парусов, получаем суммарные: полезную тягу и полную поперечную силу.

гидродинамическая реакция - сила, передаваемая водой корпусу судиа, так же как своеобразному крьиіу,- зависит от скорости его движения и угла дрейфа. Она, в свою очередь, характеризуется гидродинамическими силами лобового сопротивления и подъемной, дающими вклад в соответствующие продольную силу сопротивления движению судна и поперечную гидродинамическую силу. В установившемся движении парусник должен стремиться к взаимной ксмпенсации сил: суммарной полезной тяги и силы сопротивления движению судна, а также поперечных аэро- и гидродинамической сил. Так как точки приложения реакции разнесены по высоте, появляются кренящий и дифферентующий моменты, не очень опасные для остойчивого судна. Действует и момент рыскания, с которым отчасти можно бороться, перекладывая руль. Если центр парусности и центр бокового сопротивления (центр тяжести диаметралн судна) лежат приблизительно на одной вертикали, то момент рыскания минимален, в галфвинд и бейдевинд такое судно само может двигаться устойчиво. По разным причинам баланс этих же сил неустойчив иа полном бакштаге и особенно при ходе на фордевинд. Такие ситуации требуют от рулевого уже значительной сноровки.

Постановка парусов и техника... «без опасности». Парус работает как движитель лишь тогда, когда он хорошо растянут и подставляет всю свою площадь ветру. Для этого нужно растянуть его по высоте и ширине, или, как выражаются моряки, «поставить парус». Заметим, что прямые паруса, исходно привязанные к рею,- ставят и убирают, а косые - трисели, стаксели, кливера и т. п.- поднимают н спускают.

Прямой парус своей верхней шкаториной привязывается к рею ревантами. Верхние боковые углы его особенно надежно привязываются специальным тросом - нок-бензелем - к ноку рея. Отсюда они получили название нок-бензельных. Нижние углы прямого паруса называют шкотовыми углами. При лавировке у нижних прямых парусов (фок и оба грота) фактически они попеременно бывают шкотовыми и галсовымн. Для уборки паруса существуют снасти бегучего такелажа - гитовы и гордени, из которых первые подтягивают нижние, шкотовые углы паруса к ноку, а вторые - нижнюю шкаторину паруса к самому рею. Они именуются: иок- и бык-гордеии. Если имеется по три горденя с каждой стороны рея, то нх называют наружный, средний и внутренний гордени. С помощью гитовов и горденей парус можно убрать, подтянуть к рею, а затем закрепить его сезнями.

Для того чтобы растянуть парус, на подвижном рее (верхний марса-рей, верхний брам-рей, бом-брам-рей) добавляется еще одна снасть - марса-фал. брам-фал. бом-брам-фал.

Чтобы освободить закрепленные на реях паруса, играется аврал, но не телекиношный «парусный аврал», а настоящий; марсовых посылают на мачты по команде; «Пошел наверх прямые паруса отдавать!» Матросы и курсанты, расписанные по мачтам и реям, поднимаются по наветренным вантам, расходятся по реям, отдают сезни, и по команде командира мачты вываливают парус с рея. Оставив паруса висящими на гитовах и горденях, все марсовые одновременно онускаются на палубу и расходятся по своим снастям. Собственно постановка парусов производится уже с палубы.

Для постановки прямого паруса, убранного к рею на гитовах и горденях, достаточно отдать гитовы и гордени, а затем растянуть нижние, шкотовые, углы шкотами к нокам расположенного ниже рея. В тех случаях, когда ставится парус с подвижным реем (прикрепленным своей серединой на ползуне к стеньге бейфутом), поступают иначе: сначала парус, висящий под реем, растягивается шкотами и крепится у нижерасположенного рея, затем фалом поднимается сам рей. При этом парус постепенно растягивается до полного своего раскрытия.

Для организованной постановки одного или нескольких парусов с мостика вначале подается предварительная команда, например: «На фалы и шкоты верхних марселей!» Затем, когда матросы займут свои места по снастям, подается следующая команда: «Верхние марсели ставить!» Командиры мачт, подчиняясь распоряжению с мостика, отдают приказания расписанным по своей мачте: «Гитовы и гордени травить, шкоты выбирать и крепить!» После этого подается команда: «Пошел марса-фал!» Марса-рей поднимается до заданной отметки, свидетельствующей, что парус поставлен хорошо. За этим следуют команды: «Стоп марса-фал!», «Концы и снасти убрать и уложить, подвахтенным вниз!» Так или примерно так осуществляют постановку каждого прямого паруса или всех парусов одновременно.

Косые паруса, такие, как трисели, стаксели, кливера и т. п., поднимаются фалами и растягиваются шкотами. Для спуска косых парусов существует снасть - нирал, с помощью которой осаживают парус к палубе.

Палуба, мачты, реи парусного судна всегда были и будут зоной повышенной опасности, но беды можно и нужно избежать, если беспрекословно выполнять простые правила. Вот основные из их числа.

К работам на мачтах следует допускать только юношей, уже достигших 18-летнего возраста. Курсанты морских училищ и школ профтехобразования, проходящие плавательную практику на учебных парусных судах, допускаются к работам на мачтах лишь под руководством судовых специалистов, независимо от возраста практикантов.

При выполнении верхолазных работ на мачтах требуется четко соблюдать правила техники безопасности, уставные требования и годами выработанные нормы хорошей морской практики. Каждого матроса или курсанта нужно снабдить специальным страховочным поясом, чем-то напоминающим обычные пояса пожарных. Поднявшись на мачту, необходимо сразу пристегнуть себя карабином к надежным деталям рангоута и стоячего такелажа.

Одежда моряка-парусника играет особую роль для безопасности работы на реях и вантах. Она должна быть легкой, а в зимнее время теплой, но не стесняющей движений. Обувь не должна скользить по выбленкам и пертам. Летом лучше всего на вахту надевать крепкие ботинки, а зимой - сапоги. Обувь без каблуков при работе наверху не допускается. Подъем на мачту в спортивной обуви с тонкой и гибкой подошвой или босиком способствует появлению сильных болей в голеностопном суставе, вызывает повышенную утомляемость. Категорически запрещается работать на мачтах в спортивной обуви, так как ноги в такой обуви легко соскальзывают, что может стать причиной несчастного случая. Категорически запрещено применять и обычные парусиновые рукавицы, так как из них выскальзывают руки. Лучше всего при работе на мачтах вообще не пользоваться ни рукавицами, ни однопалыми варежками, ни старыми изношенными, ие по руке перчатками. В зимнее время допускается использовать сухие, плотно облегающие кисть руки пятипалые перчатки. Небезопасна работа на мачтах любителей модных длинных волос, не упрятанных надежно под головной убор, вблизи блоков и подвижных снастей.

В снаряжение моряка-парусника, работающего на мачте, должен входить только боцманский нож со свайкой на специальном шкерте, прикрепленном к поясу матроса. В случае необходимости разрешается подъем иа мачту с другим такелажным инструментом, который следует снабдить специальной лямкой (надеваемой через плечо). Весь поднимаемый на мачту инструмент боцман учитывает поштучно. Он же собирает его по счету по окончании работ, чтобы оставленный кем-нибудь по рассеянности на мачте инструмент во время качки не упал вниз и не ранил человека на палубе.

Каждого моряка, прибывающего на судно, ждет особый инструктаж по вопросам парусной техники безопасности, ему вручается «Памятка для работы на мачтах», которую ои обязан понять и запомнить до мелочей, а самое главное - выполнять ее. В парусном флоте ценятся смелые и крепкие ребята. Но на вантах и реях синоним смелости - дисциплина и разумная морская осмотрительность.

Когда корабль послушен моряку. Управляя парусным судном, моряк принимает в расчет многое: направление и силу ветра, интенсивность и характер волнения, судоходную обстановку в зоне видимости и за ее пределами, наличие течения, глубину места, извилистость фарватера, особенности ходкости судна, его поворотливость и остойчивость, характер загрузки и всхожесть на волну, высоту надводного борта и осадку, инерционность судна в части поступательного движения. Моряк обязан предвидеть возможные изменения направления ветра, всегда неожиданный приход шквала, появление тумана, возможные и невозможные последствия низвержения с небес тропического ливня или снегопада. Мы сможем, однако, здесь остановиться лишь на главном из всего перечисленного, на том, что непосредственно относится к системе судно - паруса - ветер. При этом с минимально возможной полнотой будут рассмотрены основные стандартные маневры и те ситуации, когда экипажу вроде бы и делать ничего не нужно.

При следовании судна прямым курсом многое зависит от его позиции относительно ветра. Морякам часто желают «попутных ветров», но всегда ли они хороши? Отнюдь нет. На фордевинде кормовые паруса отнимают ветер у передних, а само судио, мы уже знаем, неустойчиво на курсе. Попутная волна к тому же часто делает судно предельно валким, и оно легко входит в режим интенсивной качки с борта на борт, что грозит брочингом - катастрофически быстрым разворотом судна бортом, лагом к волне. Авторулевой, способный уверенно работать в таких условиях, еще ие создан, надежда в подобных ситуациях - только на опытного рулевого. Бакштаг обеспечивает судну более равномерную загрузку парусов, незначительный дрейф и наивысшую скорость. В галфвинд парусное судно идет почти так же быстро, как и в бакштаг, с умеренным, каким-то даже комфортным, креном. В бейдевинд крен значительнее и постоянная забота рулевою - не «потерять» ветер при бросках судна «на ветер». Этот курс самый невыгодный для скорости движения и дрейфа, но идя именно им, в лавировку (зигзагом) парусник может если не следовать против ветра, то хотя бы подниматься на ветер, правда, возможности крупных судов скромны: грузовая гафельная шхуна не может идти круче к ветру, чем 4-5 румбов (один румб- 11,25°), лучшие клипера ходили до 5"/2 румбов, грузовые суда типа винджам-меров способны идти только до 6 румбов (67,5°!) к ветру. На всех относительно пшшых курсах рулевой правит по компасу. На курсе бейдевинд он следит только за парусами, держа их на грани заполаскивания, выведение среднего курса по компасу за вахту для прокладки на карте - уже забота штурмана.

Моряку-паруснику полагается внимательно следить за ветром. Если он становится более попутным, то говорят, что ветер отходит. Если ветер меняется так, что курс становится более острым.- ветер заходит. При быстром заходе вахтенная смена может не успеть принять необходимые меры, и судио выйдет из ветра и станет опасно неуправляемы.м. По этой причине «отходящий» ветер более терпим. Реагируя на изменение ветра или преследуя иные цeJШ, можно заставить судно идти более полным курсом - спуститься или увалиться под ветер. Изменяя направление движения судна так, чтобы курс стал более острым,- приводятся к ветру или поднимаются к ветру. Неустойчивое на прямом курсе судно называют рыскливым, этот термин используют и в несколько другом значении: так, есгш судно покатилось под ветер, то говорят, что оно увалилось, если бросилось носом к ветру, то оно рыскнуло. Излишняя увальчивость и, тем более, непомерная рыскливость делают плавание беспокойным и утомительным. Настроить судно можно, убирая или добавляя какие-то паруса (меняя положение центра парусности по длине судна), либо просто работая с имеющимися парусами, добирая или потравливая их шкоты, особенно те, что размещены в оконечностях судна. Как-то изменить положение центра бокового сопротивления можно, иначе разместив грузы, например перенеся какие-то самые тяжелые из них с кормы в нос или наоборот.

Поворотом парусного судна называют только такое изменение курса, при котором происходит изменение галса. В частности, повороты выполняются в процессе лавировки, при периодической смене галсов.

Объем и трудоемкость манипуляций с парусами и рангоутом зависят от того, как судно пересекает линию ветра - носом или кормой.

Поворот оверштаг сопровождается переходом через положение ле-вентик. Соответственно время, затрачиваемое на такой поворот, складывается из периода приведения к ветру и периода спускания под ветер. Ниже перечислн.м необходимые при этом действия экипажа: при этом выделим четыре ключевых момента (для определенности будем полагать, что поворот совершает барк, исходно следовавший в умеренный ветер под всеми паруса.ми в бейдевинд левого галса):

1. Оверштаг выполняется тем успешнее, чем больше исходный запас скорости, инерции судна. Поэтому нередко до начала поворота ему позволяют приспуститься под ветер и набрать ход. Затем руль кладут на ветер (здесь влево), освобождают передние паруса, мешающие судну привестись - раздергивают фока и кливеров шкоты (оставляя фока-галс закрепленным). Переложенный руль и в не меньшей степени целенаправленно нарушенный баланс сил ветрового давления на паруса заставляют судно уверенно покатиться к ветру.

2. При повороте оверштаг критической ситуацией для судна прямого вооружения оказывается та, при которой прямые паруса начинают обстениваться, ложиться на стеньги, работать в обратную сторону, а заодно и тормозить начатый поворот. Здесь применяют такой порядок действий. Как только фока-реи пересекут линию ветра и с бака доложат «Фок на вантах!», что означает - паруса фок-мачты обстенены, отдаются грота-галс и шкот, грот убирается иа гитовы и гордени (подтягивается к рею). С пересечением линии ветра диаметральной плоскостью судна паруса грот-мачты переносятся на новый галс и бизань-гик устанавливается почти в диаметральной плоскости. Если эти действия были быстрыми и успешными, судно продолжит свое вращение (влево).

3. Как только гротовые паруса начнут забирать ветер на новом (правом) галсе, отдается фока-галс, при помощи брасов все фоковые паруса перебрасопливаются на новый галс и равняются по гротовым. Шкоты кливеров н стакселя переносят на левую сторону. Судно продолжает катиться по инерции влево. Рулевой рулем одерживает судно.

4. Когда судно приобретает уверенный передний ход, все реи брасопятся, разворачиваются на бейдевинд правого галса, рангоут правят на брасах и топенантах. Рулевой переходит к управлению судном по парусам. Поворот окончен.

Волна и порывистый ветер или неточности в действиях экипажа могут привести к неудаче. В этом случае работа начинается сначала. Но бывает так, что и опытный капитан отказывается от первоначальных намерений, предпочитает оверштагу другой вариант поворота.

Поворот через фордевинд складывается из двух операций: увалива-иия под ветер до пересечения линии ветра кормой и последующего приведения судна к ветру до желаемого курса другого галса. Здесь также можно отметить четыре ключевых момента:

1. Следуя пока что прямым курсом (по-прежнему на левом галсе), убирают иа гитовы и гордени грот. Спускают бизань, которую иначе нужно было бы потом рывком перебрасывать с борта на борт. Фоковые паруса и паруса бушприта остаются на своих местах - в бейдевинд (левого) галса.

2. Руль кладут под ветер (право руль), тянут брасы грот-мачты. Перебрасопка гротовых парусов продолжается до того момента, когда грот-марсели начинают заполаскивать, перестают тормозить вращение судна. Руль и паруса фок-мачты со своей стороны эффективно способствуют развороту судна. Брасы гротовых парусов продолжают выбирать, удерживая гротовые реи все время в положении левентик, следя таким образом за циркуляцией судна.

3. Когда судио приходит на курс бакштаг еще исходного (левого) галса, брасопят фоковые реи, ставя их прямо - на фордевинд. Кливера при этом попадают в ветровую тень и обвисают, соответствующая слабина шкотов подбирается. Руль остается переложенным на (правый) борт.

4. С приходом судна на курс фордевинд гротовые реи брасопятся на бейдевинд правого галса, затем так же поступают с фоковыми парусами. Шкоты кливеров и стакселя стягиваются слева. Если судно не отличается чрезмерной рыскливостью, то незамедлительно поднимается бизань, В противном случае бизанью начинают пользоваться только после прихода судиа на бейдевинд нового (правого) галса, после чего поворот считается законченным.

Яхтсмены и капитаны шхун, имеющие дело с косыми парусами, справедливо считают поворот оверштаг относительно простым н легким маневром, а поворот через фордевинд, сопряженный с переброской гика,- относительно сложным. При выполнении лавировки им не приходится задумываться, каким поворотом сменить галс. Экипажу крупного судна прямого вооружения каждый раз есть над чем подумать. При повороте оверштаг судно проходит сектор в ,"lt":["Hov4TSToYHc","KakTllxDYbY","zDrVCB6RMlg"],"el":["cGcH2nbbvDg"]}