Производство мебели из гнутой фанеры. Каркасы и детали кресел из гнутоклееной фанеры

И не только в нем. - новое слово вообще в деревообработке (архитектуре, дизайне, строительстве и прочих направлениях).

В последнее время обозначилась ярко выраженная тенденция на округлые формы, как художественно более привлекательные. К тому же, всё больше внимания уделяется безопасности. Поэтому сглаживание острых углов у мебели в детской комнате и в целом в дизайне жилого интерьера - очень актуально.

Наконец, производство изделий из радиусных деталей дешевле, поскольку в отличие от прямолинейных они не требуют наличия множества отдельных частей и фурнитуры. В то время как из нескольких панелей гнутоклееного МДФ путем состыковки можно создать любой радиусный предмет.

Технологии

Как вы понимаете, цельный кусок дерева загнуть достаточно проблематично. Этому процессу поддаются только некоторые породы древесины, да и заготовка при этом должна быть не очень толстой. С изобретением безопилочного метода промышленного производства шпона (тонких листов из бревна или бруса), а затем и клееной фанеры из нескольких листов шпона, был сделан большой шаг в сторону получения радиусных деталей.

Всё дело в том, что принцип изготовления гнутоклееных деталей основан как раз на взаимном смещении отдельных листов проклеенного, но ещё не отвердевшего МДФ толщиной 16-20 мм. В результате получается унифицированный элемент с радиусом загиба от 400 до 600 мм, который в последствии используется в создании гнутых конструкций любого типа. К слову, цифры взяты не «с потолка», а определены на основе анализа современных тенденций в дизайне, а также путем перебирания различных вариантов комбинирования радиусных деталей.

Создают гнутоклееные заготовки с помощью обычных, а также облицовочных прессов горячим или холодным способом, на которые, в зависимости от выбранной технологии, устанавливаются специальные пресс-формы (деревянные или металлические). В процессе изготовления радиусных элементов важно учитывать, в каком качестве они затем будут использоваться. Если только в декоративных конструкциях (без нагрузки), то внимание стоит уделить лишь физико-механическим свойствам клея. Поскольку через 10 дней радиус может увеличиться в среднем до 4%. Если предполагается задействовать гнутую деталь в несущей конструкции, то помимо клеевого связующего слоя изгиб детали фиксируется специальными закладными элементами для жесткости.

За те несколько лет, что различные деревообрабатывающие производства занимаются изготовлением гнутоклееной продукции, технологии удалось на порядок усовершенствовать. Сегодня уже научились прессовать профильные панели высотой до 2,4 м различных конфигураций: однорадиусные от 34 до 5000 мм, многорадиусные, одно- и двухплоскостные толщиной от 5 до 44 мм. В списке наиболее востребованных радиусов теперь: 96, 260, 300, 450, 600,1000 мм, «волна» и др.

Полученные детали по желанию заказчика кашируют белой финиш бумагой с наружной или внутренней стороны под дальнейшее окрашивание или окутывание пленками ПВХ. Однако в большинстве случаев все панели продаются неопиленными, с неровными краями. Последующая за склеиванием механическая обработка и отделка деталей производится по традиционным технологиям с использованием обычного оборудования.

Оборудование

И так, для изменения формы деревянной заготовки и её окончательной подготовки перед сборкой используется ряд установок. Загиб, как уже говорилось выше, осуществляется с помощью специальных прессов, а финишная обработка - на 5-осевом деревообрабатывающем центре. Выбор этого оборудования очень широкий, поэтому мы посчитали, что ориентироваться в данном случае следует на технику, которую используют в своих производствах ведущие мебельные компании. Например, всемирно известная IKEA.

Шведско-голландская фирма, как выяснилось, работает на болгарских станках. Для изготовления радиусных изделий её специалисты задействуют генератор высокой частоты ВЧГ-40 совместно с гидравлическим холодным прессом VP-C 11/15 .

Первый аппарат предназначен для нагрева клеевого слоя при работе с многослойными заготовками. Установка отличается высокой производительностью за счет равномерного прогрева всех слоев (даже, если толщина изделия превышает 30 мм). Генератор имеет плавную регулировку мощности в зависимости от цикла производства. Для достижения оптимальных значений весь процесс контролируется амперметром и термостатом.

После того, как генератор высокой частоты прогревает заготовку до нужной степени, в дело вступает пресс для гнутоклееных изделий. В условиях высокой температуры он меняет форму детали под действием давления. Для выполнения этой задачи есть разные способы. VP-C 11/15 осуществляет обжим наиболее распространенным - пневмокамерами с одновременным использованием специальных прессов. К слову, выбор «Икеи» в пользу данной модели обусловлен целым спектром её преимуществ перед аналогами. Во-первых, точность работы установки с усилием в 100 тонн регулируется манометром с таймером. Во-вторых, пресс производит мало шума. В-третьих, машина надежна, имеет длительный срок службы и соответствует нормам безопасности СЕ.

Спустя 20-40 суток после проведения работ по формованию (а именно по истечении этого времени наступает полная стабилизация радиусной детали) гнутоклееное изделие подвергают финишной обработке. Эту работу проводят на пятиосевом деревообрабатывающем центре. Наиболее подходящий вариант - установка SPIN - одна из последних разработок итальянского производителя высокотехнологичного оборудования PADE.

По словам итальянских специалистов, всего за 224 секунды с её помощью решается целая серия задач за минимальное время. Это профилирование абсолютно идентичных радиусных деталей любой сложности, запиловка в угол торцов, сверление отверстий под шкант, опиловка в размер по ширине, изготовление паза под филенку или стекло и пр. Итого, за один цикл можно получить от 2 до 4 полностью законченных гнутоклееных деталей , готовых к сборке в готовое изделие.

В целом, данный обрабатывающий центр позволяет получать продукцию с очень высокой точностью. Поэтому SPIN идеально подходит не только для крупносерийного производства, но и для мелкосерийного выпуска эксклюзивных элементов мебели.

Мы предлагаем вам информацию о способе изготовления гнуто-клееных изделий и различных элементов интерьера и архитектуры из ламелей, шпона и гибкой фанеры.

Эти материалы можно использовать, когда необходимо выполнить очень сложную фигуру или её элемент, если они имеют несколько различных изгибов и закруглений, например как у стула или кресла, или слишком маленькие радиусы, а также при невозможности работы с парогенератором.

Это второй и наиболее распространённый способ производства гнутых изделий или деталей. При использовании данной технологии подбирается нужный материал, из него нарезаются ламели, заготовки заданной ширины и длины толщиной 2-10 мм. При этом можно «поиграть» с рисунком, например собрав так называемый сэндвич или пачку из разных пород древесины, либо заложив в середину сэндвича более технологичные породы (ель, сосна, липа, осина), а верхние слои сделав из ореха, дуба или венге. В общем, всё зависит от конечной цели и фантазии.

Таким способом легко сделать не только радиусные детали, но и замкнутые контуры: круг, овал, либо сложную фигуру – это и «юбки» для круглых и овальных столов, и ножки для самих столов и стульев. При сооружении беседок, навесов и террас применение гнуто-клееных конструкций и узлов позволит, например, выйти за рамки привычной архитектуры и отпустить воображение в свободный полёт, наполняя пространство свободными и плавными формами. А если прибавить к этому немного фантазии, то можно создать полный интерьер квартиры, дома или его какую-то неповторимую деталь, на которой будет сконцентрирован весь акцент жилища. Можно изготовить очень удобное кресло, в котором комфортно провести вечер за шахматной доской или у телевизора, кофейный столик, комод. При изготовлении поручня для винтовой лестницы, целиком или его отдельных элементов, создается шаблон, который будет представлять собой цилиндр или его секцию. На нём выстраивается контур в виде витка спирали или её сегмента и по нему прокладываются слои сэндвича. Таким образом получается заготовка, которая будет в точности повторять необходимые витки.

Обычно сэндвич набирают по шаблону, который должен точно повторять будущую деталь. Если контур достаточно сложный, а ширина изделия очень маленькая, то заготовку правильнее зафиксировать на большой плоскости (поле) с помощью гибкого шаблона, предварительно создав путь (контур) будущей детали. Поле представляет собой какую-либо плоскость со множеством отверстий, в которые вставляют столбики, повторяющие контур детали, к этим столбикам с помощью прищепок набирают сэндвич из ламелей. Если деталь имеет помимо радиусного искривления ещё и спиральное смещение, тогда надо делать объёмный шаблон, чтобы сразу создавать заготовку со смещением. По виду такой шаблон напоминает бочку, в которой сделаны отверстия, а в них вставлены пеньки, повторяющие витки спирали.

Для склеивания сэндвича чаще всего используют ПВА дисперсии, но можно применить и сополимерные и ПУ дисперсии, эпоксидные смолы или контактный клей. Работая над репликами или делая что-то просто под старину, можно также взять и натуральные клеи – костный, мездровый, казеиновый.

Каждый слой промазывается клеем, после чего вся конструкция собирается на прищепки или струбцины и оставляется до полного отверждения (полимеризации) клея. После снятия прижимов – струбцин, прищепок – такая конструкция не будет «играть» и можно продолжить ее дальнейшую обработку и декорирование. В качестве декоративно–защитного слоя применяются не только ЛКМ, но и масла, и твёрдые воски.

В итоге можно получить не только существенную экономию материалов, что актуально при работе с ценными породами, но и снижение затрат и времени на дальнейшую обработку. А это ведёт к повышению производительности и рентабельности производства, меньше изнашивается оборудование и инструмент.

Если необходимо изготовить деталь большей длины, чем исходные ламели, можно их срастить на мини-шип или на гладкую фугу. Это никак не повлияет на итоговую прочность конструкции, зато появится возможность получить более полное использование материала. А в случае создания архитектурных конструкций есть гарантия выигрыша в прочности при меньших габаритах, а также возможность изготовления сложных геометрических конструкций практически любых необходимых размеров, что тоже даёт большой простор для творческой мысли.

При производстве гнуто-клееных изделий также за основу можно брать довольно новый, но уже завоевавший популярность материал – гибкую фанеру . Она изготавливается из тропических пород древесины, в основном это сейба (хлопковое дерево), керуинг и парика с малой плотностью 310 – 680 кг/м3.

Из гибкой фанеры, также как из ламелей и шпона, изготавливаются предметы мебели, интерьера, архитектурные элементы или целые изделия и конструкции: балки, колонны и поверхности сложной конфигурации.

Для ненагруженных изделий и деталей можно использовать однослойные конструкции, там же, где будет большая нагрузка, особенно динамическая (кресла, арочные пролёты и радиусные опоры), количество слоёв увеличивается до нужных параметров прочности.

Работать с таким материалом достаточно просто, так как он легко поддаётся сгибанию, а чтобы он сохранил заданную форму, достаточно одну из поверхностей пропитать ПВА или эпоксидной смолой.

Если на нужную деталь есть пресс-форма, то процесс производства из гибкой фанеры очень прост. Можно обойтись шаблонами или даже контурами, если изделие единичное и не очень сложной формы.

Но тут существуют и свои «подводные камни» – это декорирование. Ведь материал имеет малую плотность, а значит гигроскопичен. Конечно, если есть намерение облицовывать шпоном лицевую поверхность или покрывать её эмалью, то никаких сложностей не возникает. А вот в случае с использованием прозрачных ЛКМ, во-первых, процесс сгибания надо осуществлять очень аккуратно, даже если это делается по шаблону, а уж тем более по лекалу (контуру), и, во-вторых, необходимо сначала поэкспериментировать с минимальными радиусами и пропиткой. Как показывает опыт, если производить изделие из гибкой фанеры без пресс-формы и под лак, то в качестве клея лучше применять эпоксидные смолы, подобрав их пробным путём под каждое конкретное изделие. Это позволит задекорировать поверхность ЛКМ без шпаклёвок, либо с минимальным их использованием. И обязательно нужно правильно подобрать сам материал, хорошо если фанера под лак будет изготовлена из керуинга.

Конечно, более качественную поверхность, которую менее затратно декорировать прозрачными или тонированными ЛКМ, можно произвести при использовании пресс-форм. Но необходимо учитывать тот факт, что изготовление самой пресс-формы достаточно трудоёмкий процесс.

Итак, если совместить умение и старание, можно изготовить интересные, красивые, необычные предметы мебели, интерьера и архитектуры.

Если Вы занимаетесь изготовлением мебели из фанеры, или только планируете, рано или поздно встает вопрос о том, как из плоской фанеры сделать «гнутый» элемент Вашего изделия. Об этом будет эта статья. Я расскажу и покажу, точнее - попытаюсь систематизировать способы и секреты изготовления радиусных гнутых объемных деталей из плоской фанеры.

Начнем с простого.

Первый способ изготовления гнутой фанерной детали – просто вырезать из листа «гнутую» деталь. Или несколько. И расположить их в нужно порядке. Как, например, тут:

Как видим, все детали кресла являются плоскими, но кресло в целом не имеет ни одной плоскости. Подробнее о этом проекте можно почитать

Или вот так:

Тут имеет плавные формы, но все так же состоит из абсолютно плоских деталей.

Дальнейшее развитие этого же способа – состыковать вырезанные определенным образом плоские детали для получения криволинейных объемных форм. Таким образом сконструирован вот этот фанерный стул:


Но не нужно относить к такому способу изготовления криволинейных фанерных поверхностей как к очень простому и примитивному. Дальнейшее развитие способа – склейка фанерных деталей в один сплошной массив и вырезание из него необходимой формы.

Вот пример.

Из вот такой склейки плоских фанерных деталей

По этой ссылке есть подробные чертежи и описание изготовления такого фанерного кресла.

Вот такой, казалось бы, простой способ.

Второй способ получения гнутой фанеры. Собственно, в этом предложении вся суть способа. Тут не придумываются какие то действия над плоской фанерой. Суть способа – склейка шпона в фанерную деталь определенной формы и «гнутости».

Идея хорошо показана в этом видео – Описание процесса получения гнуто-клееных деталей из фанеры

Тут очень важно сделать качественную матрицу, по которой будет склеиваться шпон в фанеру.

Для упрощения процесса изготовления матрицы придуман вот такой девайс.

Примеры применения этого способа:

А)Фанерный стул

Основная деталь этого стула получена в результате склейки шпона в фанеру вот в такой матрице

Подробнее

б) Фанерное кресло

Все детали этого кресла получены путем склейки шпона в фанеру на специальных матрицах

Подробнее

в) Все детали и этого кресла

сделаны не из листовой фанеры, а из фанеры, полученной самостоятельно склеиванием шпона в матрицах.

Подробнее об этом фанерном кресле -

Можно еще долго перечислять примеры применения этого способа. Перейдем к следующему способу.

Третий способ получения гнутых фанерных поверхностей – сквозные пропилы в фанере, которые придают ей гибкость и в то же время не лишают необходимого уровня прочности.

Сиденье и спинка вот этого фанерного кресла сделаны из обычной ламинированной листовой фанеры.

Благодаря «рисунку» сквозных пропилов фанерные детали приобрели гибкость и в точности повторяют контур направляющих, по которым изогнуты.

Подробнее об это фанерном кресле -

Или вот еще пример – опять же фанерное кресло качалка.

Благодаря вот таким пропилам в фанере, основная фанерная деталь кресла качалки приобрела гибкость. И кроме того еще и пружинящую «мягкость».

Подробнее о кресле качалке

Четвертый способ получения гнутых фанерных деталей – не сквозные пропилы.

Суть способа хорошо показана на этом видео

Определенное количество параллельных несквозных пропилов на одной из сторон фанерного листа позволит этот лист согнуть по определённому радиусу. Применяется не только к фанере, а и к дереву, МДФ и ДСП.

Пример использования данного способа на практике

Фанерное кресло.

Сделано с помощью станка с ЧПУ из листовой фанеры. Подробнее можно глянуть . Есть хорошее видео иллюстрирующее процесс изготовления фанерного кресла.

Еще один пример – детская лошадка качалка .

В отличии от кресла, в данном случае, для усиления конструкции, пазы залиты клеем.

на описание процесса изготовления

Вот основные известные мне способы сгибания фанеры. Нумерация способов условная.
На моем сайте все проекты использующие «гнутую фанеру» помечены соответствующим тегом - – можно с легкостью просмотреть и отобрать для себя пару идей сгибания фанеры.
Если кто знает еще способы – пишите, добавлю!

Согнуть фанеру можно по-разному, при желании современные станки могут обеспечивать получение любой формы, от небольшого изгиба, до существенных переломов с показателями меньше девяноста градусов. При этом в особую группу выделяются радиусные изделия, которые нашли широкое применение в самых разных отраслях. Гнутоклееная фанера производство, которой сегодня широкого налажено во многих сферах промышленности остается бесспорным лидером в мебельном и отделочном направлении. Радиусные изделия нашли свое применение на технических и декоративных участках мебельной отрасли, так же они широко используются в оформлении дизайнов интерьера.

Что же такое радиусные изделия из гнутоклееной фанеры? В первую очередь, это мягкость форм и высокая практическая составляющая, позволяющая одновременно получать привлекательный вид, прочность, надежность и безопасность. Не всякому материалу удается сочетать в себе сразу столько полезных качеств. Гнутоклееная фанера производство радиусных изделий можно назвать относительно простым процессом. Поскольку в отличие от сложных с технологической точки зрения вариантов изготовления деталей, имеющих большое количество деформаций, радиусные детали имеют только одно направление воздействия. Переводя с технического языка на человеческий, отметим, что радиусные изделия имеют заданное искривление в форме сферы, а точнее ее части. Чтобы получить такую деталь достаточно иметь под рукой матрицу нужной формы.

И поскольку гнутоклееная фанера производство имеет столь упрощенную форму, налаживают его как в самостоятельном варианте, так и в составе производственных линий. Однако не стоит думать, что при своей относительной простоте радиусные изделия не относятся к сложным производствам, ведь все подготовительные циклы здесь остаются такими же, как и при изготовлении элементов с разновекторной структурой.

Гнутоклееная фанера производство радиусных элементов для мебели.

Как мы уже говорили, радиусные изделия из фанеры в мебельной отрасли имеют два направления, в первом случае мы имеем дело с технической составляющей, а во втором с декоративной. Когда речь идет о технических деталях, то подразумеваются элементы, скрытые от глаз. К таким невидимым деталям относятся спинки и сиденья стульев, которые имея радиусную форму, отлично обеспечивают заданный коэффициент жесткости и удобства пользователя.

Что же касается декоративной нагрузки, то здесь гнутоклееная фанера производство показывает во всей красе, причем это абсолютно непереносный смысл. Долгое время корпусная мебель была однотипной, с ровными линиями и минимальным количеством декоративных элементов. Кому-то нравилась такая строгая геометрия, а кто-то постоянно искал возможность разрушить это скучное пространство. Благодаря гнутым фанерным элементам, стало возможным изготавливать закругленные фасады, которые избавили мебель от строгих линий, и полностью исключили углы. Мебель сразу преобразилась до неузнаваемости, поскольку ее линии стали более плавными за счет исчезновения строгих, ограниченных границ.

После этого гнутоклееная фанера производство значительно расширила и стала осваивать новые направления в декоре. Так появились изящные подлокотники на креслах, изысканные стулья, а также закругленные углы дверных арок, украшения в виде округлых выступов и покатых впадин на стенах. Но при всем при этом нельзя говорит об изобретении чего-то совершенно нового, ведь все это когда-то уже было, и разработчики просто вспомнили опыт своих предков и придали им новое видение.

Большинство людей, услышав слово «стул», представляют себе изделие из натуральной древесины – большое, массивное, крепкое. И это не удивительно: данная мебель отличается долговечностью, надежностью, всем тем, что ценно для потребителя. Но времена меняются, многие покупатели приходят к выводу, что использование природного сырья для изготовления мебели нецелесообразно.

Натуральный материал стоит дорого, при производстве остается немало отходов, конечный товар имеет довольно ощутимый вес. Стулья из фанеры не имеют таких недостатков, поэтому пользуются огромным спросом.



Преимущества

Для производства стульев применяется специальная фанера. Покупатели могут быть уверенными, что данная мебель послужит долгое время, будет прочной и стойкой к негативному влиянию разных факторов окружающей среды. Стулья из фанеры (будь то обычный предмет для сидения, трансформер или качалка) имеют положительные стороны. Они:

  • независимо от небольшого веса исходного материала обладают высокой прочностью, надежностью и устойчивостью;
  • производятся в самых разных исполнениях: от обычного на вид предмета интерьера до уникального дизайнерского творения с кривыми и резными линиями, гнутой спинкой и сиденьем;
  • отличаются формой и размерами, позволяя покупателю найти наиболее удобный вариант с учетом особенностей площади помещения;
  • имеют небольшую стоимость, что существенно увеличивает круг покупателей;
  • подразумевают реставрацию и ремонт, если в ходе использования изделие потеряло свой привлекательный вид;
  • просты в использовании, уходе и допускают покрытие поверхности лаком, морилкой;
  • мобильны: их можно передвигать, переносить из комнаты в комнату, перевозить на другие объекты установки, убирать при ненадобности в угол.


Выбирая стулья из фанеры, важно не попасть на уловку нечестного продавца.

Для производства стульев применяется фанера первого или второго сорта. Она преимущественно гнутоклееная, отвечает существующим ГОСТам и СанПИНам, не вредит здоровью человека, экологически безопасна и дозволена для использования в мебельной индустрии.


Стили

Качественная мебельная фанера гарантирует получение разных по внешнему виду предметов интерьера. При этом не так важно, из какой разновидности материала выполнялось стильное изделие (гнутой, резной, слоистой). При умелой работе с любым видом материала можно получить красивые конструкции, прекрасно вписывающиеся в самые разные стили интерьера. Фанерные стулья актуальны в интерьере стилей классического и современного направления.


Например, кантри и эко одобряют все натуральное: напольное и настенное покрытие, текстиль, предметы интерьера. Стулья из фанеры традиционных форм и расцветок прекрасно впишутся в обстановку данной стилистики. Их можно вписать в классику, даже если стиль предпочитает природное сырье с имитацией древесины.



Если для создания стульев была использована шпонированная фанера высшего сорта, оформленная разными декоративными деталями, стулья из фанеры имеют право украшать интерьер направлений винтаж и барокко.




Чтобы удачно вписать изделия в другие интерьерные композиции, нужно обыграть цвет посредством покраски, лакировки, оклейки специальной пленкой. При покупке важно выбирать изделия, оформленные в нужных расцветках, имеющие подходящую форму, украшения и фактуру. Для любого специалиста дизайнерского дела не составит труда работа с мебелью из фанеры. Такие изделия можно гармонично вписать в любой стиль, имея чувство вкуса и особое видение стиля.


Как выбрать?

Мнение о том, что простой стул не играет особой роли в интерьере, не является важной составной мебельной композиции, ошибочно. Данная мебель – один из ключевых элементов обстановки интерьера. Чаще стулья продаются в комплекте со столом, который без них смотрится сиротливо. Эти предметы интерьера связаны друг с другом: занимаясь поиском новых стульев, нужно выбирать модели, которые подходят к уже имеющемуся столу.


Для разных функциональных зон производятся разные стулья. Например, для кухни ключевыми критериями выбора являются долговечность и простота в уходе. Если оборудована барная стойка, понадобятся барные аксессуары. Внешне они должны напоминать табуреты на удлиненных ножках. Чаще такие стулья делают без спинок, хотя иногда встречаются модели с опорой для спины.

Несмотря на мнения скептиков, считающих, что фанера не годится для спинок, любой мебельный мастер подтвердит, что из данного материала можно делать все, что подвластно фантазии дизайнера.



Независимо от того, что в гостиной чаще устанавливают мягкую мебель, данные аксессуары – не редкость. Они крайне необходимы, когда в доме собираются гости: так отдых комфортен для всех и нет необходимости ютиться на полу или диване при нехватке места. Однако покупка должна учитывать сочетание изделий с общим видом комнаты. Нужно, чтобы все предметы мебели и детали внутреннего наполнения гармонично смотрелись с общей обстановкой гостиной.


Особое внимание стоит уделить выбору моделей для детей. Стульчик для ребенка должен быть красивым, полезным, удобным и безвредным. Не секрет, что дети проводят достаточно много времени, сидя за уроками или компьютером.


Детский стул должен быть особенным, с ортопедической спинкой и правильным распределением нагрузки на позвоночник.

Современные стулья для детских комнат отличаются позитивными и оригинальными расцветками, поэтому каждый родитель может порадовать любимое чадо стулом с изображением любимого мультипликационного героя или сказочного персонажа.