Происхождение кельтов. Древние кельты

Кельты - один из самых известных и загадочных древних народов. Было время, когда сфера их военной активности охватывала большую часть Европы, но уже к началу новой эры независимость сохранила лишь крохотная часть этого народа на самом северо-западе континента. В период максимального могущества древних кельтов их речь звучала от Испании и Бретани на западе до Малой Азии на востоке, от Британии на севере до Италии на юге. Кельтская культура относится к базовым основаниям ряда культур современной Западной и Центральной Европы. Некоторые из кельтских народов существуют и сегодня. Своеобразное искусство кельтов до сих пор поражает и профессиональных искусствоведов, и широкий круг ценителей, а религия, воплотившая их тонкое и сложное мировосприятие, остается загадкой. Уже после того как единая кельтская цивилизация ушла с исторической сцены, ее наследие в разных формах не раз переживало возрождение.

Кельтами звали этих людей , римляне именовали их галлами (петухами), а как величали они себя сами, да и было ли у них единое имя - неизвестно. У древних греческих и латинских (римских) авторов о кельтах, пожалуй, написано больше, чем о других народах Европы, что вполне соответствует значению этих северных соседей в жизни античной цивилизации.

Карта. Кельты в Европе в I тысячелетии до н.э.

Выход кельтов на историческую арену

Первые известия о древних кельтах в письменных источниках встречаются около 500 г. до н. э. Там говорится о том, что этот народ имели несколько городов и были воинственными соседями лигуров - племени, жившего около греческой колонии Массалия (ныне французский город Марсель).

В труде «отца истории» Геродота, законченном не позднее 431 или 425 г. до н. э., сообщалось, что кельты населяли верховья Дуная (причем, по мнению греков, исток этой реки находится в Пиренейских горах), упомянуто их соседство с кинетами, самым западным народом Европы.

Около 400 г. до н. э. племена этого народа вторглись в Северную Италию и заняли ее, подчинив живших здесь этрусков, лигурийцев, умбров. Около 396 г. до н. э. кельтыинсубры основали город Медиолан (ныне итальянский Милан). В 387 г. до н. э. кельтский народ во главе с Бренном разгромили римское войско при Алии, а затем . Правда, городской кремль (Капитолий) так и не смогли захватить. С этим походом связано происхождение римской поговорки «Гуси Рим спасли ». По преданию, кельты ночью двинулись на штурм Капитолия. Римская стража спала. Но захватчиков заметили гуси из храма богини Весты. Они подняли шум и разбудили стражу. Нападение отбили, и Рим был спасен от захвата.

В те годы кельтские набеги доходили до юга Италии, пока им не положил предел Рим, стремившийся к гегемонии в Италии и опиравшийся на реформированную армию. Встретив такой отпор, некоторые группы в 358 г. до н. э. переселились в Иллирию (северо-запад Балканского полуострова), где их движение натолкнулось на встречный натиск македонцев. И уже в 335 г. до н. э. кельтские послы вступили в переговоры с Александром Македонским. Вероятно, заключенный договор о разделе сфер влияния позво-лил македонцам и грекам отправиться в 334 г. до н. э. на завоевание Персии, не опасаясь за свой тыл, а кельтам дал возможность утвердиться на Среднем Дунае.

С 299 г. до н. э. возобновилась военная активность кельтов в Италии, им удалось разбить римлян у Клузия, присоединить ряд племен, недовольных Римом. Однако уже через четыре года, в 295 г. до н. э., взяли реванш римляне, объединившие и подчинившие значительную часть Италии. В 283 г. до н. э. они оккупировали земли кельтов-сенонов, отрезав прочим их соплеменникам выход к Адриатическому морю. В 280 г. до н. э. нанесли североитальянским кельтам с союзниками сокрушительное поражение на Вадимонском озере.

Тогда же усилилась военная экспансия кельтов на юго-востоке Европы. Возможно, именно отток сил в этом направлении ослабил их натиск в Италии. К 298 г. до н. э. относятся сведения об их проникновении на территорию современной Болгарии, правда неудачном. В 281 г. до н. э. многочисленные кельтские отряды наводнили ряд областей Балканского полуострова, а 20 ом тысячное войско кельтов-галатов нанял Никомед I, царь Вифинии (на территории современной Турции), для войны в Малой Азии. Огромная армия кельтов под предводительством Бренна в 279 г. до н. э. , разграбив кроме прочего особо почитаемое греками святилище в Дельфах. И хотя варваров удалось вытеснить из Греции и Македонии, они остались господствующей силой в более северных областях Балкан, основав там несколько царств. В 278 г. до н. э. Никомед I вновь пригласил галатов в Малую Азию, где они укрепились, учредив в 270 г. до н. э. в районе современной Анкары федерацию под управлением 12 вождей. Федерация просуществовала недолго: после поражений 240-230 гг. до н. э. она утратила самостоятельность. Эти же или какие-то другие галаты во второй половине III или в начале II в. до н. э. фигурируют среди племен, угрожавших Ольвии на северном берегу Черного моря.

В 232 г. до н. э. опять вспыхнул конфликт и кельтами в Италии, а в 225 г. до н. э. местные галлы и призванные ими из-за Альп сородичи были жестоко разбиты. На месте битвы римляне построили мемориальный храм, где и много лет спустя благодарили богов за победу. Это поражение стало началом заката военного могущества кельтов. Карфагенский полководец Ганнибал, двигавшийся в 218 г. до н. э. из Африки через Испанию, юг Франции и Альпы на Рим, рассчитывал на союз с кельтами в Италии, но последние, ослабленные предшествующими поражениями, не смогли помочь ему в той мере, как тот рассчитывал. В 212 г. до н. э. восстания местного населения положили конец кельтскому господству и на Балканах.

Закончив войны с Карфагеном, на кельтский народ. В 196 г. до н. э. разгромили инсубров, в 192 г. до н. э. - бойев, а их центр Бононию (современная Болонья) разрушили. Остатки бойев ушли на север и обосновались на территории нынешней Чехии (от них произошло название одной из областей Чехии - Богемии). К 190 г. до н. э. все земли к югу от Альп захватили римляне, позднее (82 г. до н. э.) учредив здесь провинцию Цизальпинская Галлия. В 181 г. до н. э. недалеко от современной Венеции римские коло-нисты основали Аквилею, ставшую опорным пунктом для расширения римского влияния в Подунавье. В ходе еще одной войны к 146 г. до н. э. римляне отняли у карфагенян владения в Иберии (нынешняя Испания), а к 133 г. до н. э. окончательно подчинили жившие там кельто-иберийские племена, взяв их последний оплот - Нумацию. В 121 г. до н. э. под предлогом защиты Массалии от набегов соседей Рим оккупировал юг современной Франции, покорив местных кельтов и лигуров, а в 118г. до н. э. там была создана провинция Нарбонская Галлия.

В конце II в. до н. э. римские историки писали о натиске на кельтов со стороны их северо-восточных соседей - германцев. Незадолго перед 113г. до н. э. бойи отразили нападение германского племени кимвров. Но те продвинулись на юг, объединились с тевтонами (которые, вероятно, были кельтами), разгромили ряд кельтских племен и римских армий, однако в 101 г. до н. э. кимвров практически полностью уничтожил римский полководец Марий. Позднее другие германские племена все же вытеснили бойев из Чехии в придунайские области.

К 85 г. до н. э. римляне сломили сопротивление живших в устье Савы скордисков, последний оплот кельтов на севере Балкан. Около 60 г. до н. э. даками под предводительством Буребисты были почти уничтожены тевриски и бойи, что, вероятно, является частью событий, связанных с экспансией фракийских племен,сокрушившей кельтское господство на территории к востоку и северу от Среднего Дуная.

Незадолго до 59 г. до н. э., воспользовавшись междоусобицами в Галлии, свевы и некоторые другие германские племена во главе с Ариовистом захватили часть территории секванов, одного из сильнейших кельтских племен. Это послужило поводом для вмешательства римлян. В 58 г. до н. э. Юлий Цезарь, тогда проконсул Иллирии, Цизальпинской и Нарбонской Галлии, разгромил объединение Ариовиста, а вскоре в основном взял под контроль и остальную, «косматую», Галлию. В ответ восстали древние кельты (54 г. до н. э.), но в 52 г. до н. э. пала Алезия, база самого активного вождя восставших - Верцингеторикса, а к 51 г. до н. э. Цезарь подавил сопротивление кельтов окончательно.

В ходе ряда кампаний с 35 по 9 г. до н. э. римляне утвердились в правобережье Среднего Дуная, покорив кельтские и другие местные племена. Позднее здесь возникла провинция Паннония. В 25 г. до н. э. Галатия в Малой Азии подчинялась Риму, утратив остатки самостоятельности, но потомки кельтов продолжали жить на этих землях, сохраняя свой язык на протяжении еще нескольких столетий. В 16 г. до н. э. частью Римского государства стало «царство Норик», объединявшее их владения в Верхнем Подунавье, в 16 г. н. э. здесь образовались римские провинции Норик и Рэция.

Следуя за волнами кельтских переселенцев, римляне пришли и в Британию. Юлий Цезарь побывал там в 55 и 54 гг. до н. э. К 43 г. н. э., при императоре Калигуле, римляне, подавив упорное сопротивление кельтов, захватили Южную Британию, а к 80 г., в правление Агриколы, оформилась граница римских владений на этих островах.

Таким образом, в I в. кельты оставались свободными лишь на территории Ирландии.

3 017

Кельтами зовутся племена индоевропейского происхождения в древности и на рубеже эр занимавшие обширные площади в Западной и Центральной Европе. Это был очень воинственный народ, который в 390 году до н.э. даже захватил и разграбил Рим. Но междоусобные войны ослабили воинственный народ. В итоге германцы и римляне вытеснили кельтов с их земель. Эти племена так и остались окруженными многочисленными тайнами, интригами, а стало быть, и мифами. Давайте же попытаемся понять, кем же на самом деле они являлись.

Кельты жили на территории современных Британии и Ирландии

Трудно сказать что-либо определенное о происхождении кельтов. Некоторые историки полагают, что они населяли Британию еще 3200 лет назад, а другие полагают, что и задолго до этого. Но ясно одно — миграция кельтов началась примерно в 400 году до н.э. из Центральной Европы. Племена стали распространяться во всех направлениях, но на юг им пришлось столкнуться с сильными римлянами. Оказалось, что воинственным, но разрозненным кельтам противостояла единая унифицированная империя. Племена же постоянно воевали друг с другом, не думая об объединении против общего врага. В итоге некоторые из племен оказались полностью уничтоженными, другие подчинились римлянам, переняв их культуру, а третьи вообще ушли в отдаленные уголки того мира — в Ирландию, Шотландию и Уэльс. Там до сих пор существуют общины современных кельтов, которые даже стремятся сохранить свою культуру. А в своих путешествиях кельты добрались даже до Греции и Египта.

Кельты сражались обнаженными

При упоминании кельтов всегда найдется тот, кто упомянет их традиции сражаться обнаженными с золотой повязкой на шее, шейной гривной. Этот миф о кельтах является одним из самых популярных. Но стоит только задуматься о таком утверждении, как тут же становится понятной его нелепость. А появилось это лже-утверждение благодаря римлянам. Сегодня практически вся информация, которой мы владеем об этих древних племенах, получена из записей историков Рима. Нет никаких сомнений, что они преувеличили свои подвиги, а врага описывали абсолютно примитивными дикарями. В данном случае история творилась победителями, стоило ли ждать от нее честности по отношению к поверженным? Но есть и другая сторона этой истории. Кельты жили в период истории, именуемый Железным веком. Тогда вместо бронзы как раз начали использовать железо. Оно шло на изготовление брони, оружия и инструментов. Кельты имели возможность вооружаться мечами, топорами, молотами, создавать металлические доспехи, кольчуги, клепать кожу. Учитывая существование доспехов, глупо было бы предполагать, что воины отказывались от них и воевали голыми.

Друиды были древними волшебниками

Для того времени кельтские друиды являлись действительно могущественными персонажами. Они не просто носили белые одежды и делали человеческие жертвоприношения, но делали действительно невероятные вещи. Друиды выступали советчиками для вождей племен и даже королей. С их помощью рождались законы, подобно тому, как сегодня английский парламент «предлагает» королеве подписать акты. Друиды часто выступали в качестве судей, следя за соблюдением введенных ими же правил. Для кельтов друиды являлись олицетворением мудрости. Недаром полагалось учиться 20 лет, чтобы заслужить такое звание. Друиды обладали знаниями в области астрономии, они хранили народные предания и культивировали натурфилософию. Кельтские мудрейшины сообщали жителям деревень, когда им стоит начинать посевные работы. Друиды даже верили в то, что они умеют предсказывать будущее.

Кельтские традиции умерли вместе с ними

Благодаря кельтским друидам появилась и сохранилась одна интересная традиция, которую мы знаем и сегодня. Дело в том, что в те времена дуб считался священным деревом. Друиды считали, что боги жили во всем, что нас окружает, в том числе и в скалах, воде, растениях. Не менее святой вещью, чем дуб, являлась омела, которая на нем как раз и росла. Верования в силу этих растений сохранились и сегодня. Неслучайно в англоязычном мире есть традиция на Рождество целоваться под омелой.

Кельтские женщины были угрюмыми

Исходя из предположения о том, что кельты были дикарями (спасибо римлянам!), логично и женщин их считать угрюмыми и забитыми. Но это — миф. На самом деле кельтские женщины могли быть весьма могущественными и влиятельными, владеть собственными земельными и даже разводиться по своему желанию. Для тех времен такие свободы кажутся невероятными. Римские женщины были по сути ограничены в правах, а вот у кельтов женщины могли делать карьеру, поднимаясь по социальной лестнице. Высокий статус мог, как наследоваться, так и приобретаться за счет заслуг. У кельтов за предводителем в бой шли землевладельцы. Если же таковым оказывалась женщина, то в бой шла и она. Фактически у кельтов женщины-воины даже обучали мальчиков и девочек военному искусству. Женщины могли даже стать друидами, создавая законы общества. Эти нормы охраняли каждого в племени кельтов, в том числе стариков, больных и немощных, детей. Считалось, что последние еще невинные, поэтому их и следует оберегать. А вот в римском обществе часто детей бросали, оставляя умирать голодными на помойках. Так что кельты были вовсе не дикарями, как нас убеждают римляне.

Кельты не строили дорог

Трудно спорить с тем фактом, что именно благодаря римским инженерам появилась сеть дорог, окутавшая всю Европу. На самом деле с этим согласиться нельзя. Ведь задолго до римлян кельтами была построена целая сеть деревянных дорог, соединивших соседние племена. Эти пути сообщения позволяли кельтам заниматься торговлей друг с другом. Просто деревянные дороги оказались недолговечными, от этого материала практически ничего не осталось — он сгнил. Но сегодня в болотах Франции, Англии и Ирландии еще встречаются некоторые деревянные доски, части дороги. Исходя из того факта, что римляне так и не смогли покорить Ирландию, можно смело считать, что старые доски были созданы кельтами, как часть дорожного полотна. В той же Ирландии существует Тропа Корлеа, на которой присутствует немало частей старой дороги. Местами ее даже реконструировали, чтобы можно было увидеть, по какому пути в свое время перемещались кельтские племена.

У кельтов были странные, но однообразные шлемы

Исходя из того, что у кельтов была металлическая броня, логично предположить существование и соответствующих ей шлемов. Они часто были необычными — кельты не стеснялись экспериментировать с дизайном. Один такой предмет экипировки была найден в румынском селе Чумешти, куда эти племена также забрались. Тут археологи нашли старое кладбище, относящееся к железному веку. Среди 34 могил нашлась и та, которая принадлежала кельтскому вождю. Его похоронили вместе со многочисленными предметами, среди которых были бронзовые топоры и богатые доспехи. Считалось, что они должны были помочь умершему в загробном мире. Но выделялся среди всего облачения необычный шлем. На нем неизвестный мастер выковал большую хищную птицу, раскинувшую свои бронзовые крылья. Необычным выглядит конструкция этого украшения — крылья птицы оказались подвешенными на петлях, таким образом при ходьбе обладателя шлема существо словно бы летело. Историки считают, что порхающий шлем в бою все же был довольно непрактичным и вождь носил его лишь в особых случаях. Зато шлем стал одним из самых известных и копируемых шедевров кельтского искусства. Даже у Астериска с Обеликсом есть нечто подобное.

Кельты думали только о том, с кем бы подраться

Этот народ прославился не только своими путешествиями, но и любовью к сражениям. Однако кельты бились хоть и на чьей угодно стороне, но вовсе не за бесплатно. Этих воинов брал в наемники даже царь Птолемей II, представитель славной египетской династии. И европейские племена оказались настолько классными солдатами, что царь испугался, что они могут захватить его страну. Птолемей поэтому приказал высадить кельтов на необитаемый остров в Ниле. Встречались с кельтами и греки. В те времена племена как раз расширяли свои территории. Те события известны в истории, как Галльское нашествие на Балканы. Ее кульминацией стала Дельфийская битва, которая закончилась поражением незваных гостей. Дело в том, что снова разрозненным кельтам противостояли обученные объединенные армии. Так в 270 году до н.э. кельтов изгнали из Дельфов.

Кельты отрубали своим врагам головы

Этот факт является чуть ли не самым известным о кельтах, он все же правдивый. Действительно, племена вели самую настоящую охоту за головами. Именно эта часть тела поверженного противника считалась для кельтов самым вожделенным трофеем. Тому причиной — религия, утверждавшая о существовании духов у всего сущего. Так и человеческая голова представлялась местом, где живут души побежденных врагов. Тот воин, у которого была такая коллекция, окружался почетом. Да и головы врагов вокруг придавали кельтам уверенности в себе, чувство значимости. Было принято украшать отрубленными головами врагов и седла, и двери домов. Это было нечто обладания коллекцией элитных дорогих автомашин в современном мире. Сегодня люди хвастают новой стильной машиной, а тогда хвалились появившейся в коллекции головой могущественного враждебного вождя.

Кельты были бедным народом

Чтобы развенчать этот миф, немного стоит окунуться в историю. До поры до времени кельты и римляне мирно сосуществовали друг рядом с другом. Но тут на сцене появился Юлий Цезарь. Его политическая карьера не складывалась, к тому же на нем висели обременительные долги. Казалось очевидным, что небольшая победоносная война против примитивных варваров, кельтов, может исправить ситуацию. Галльские войны часто считают самым главным военным проявлением гения Юлия Цезаря. Благодаря той кампании граница империи стала быстро расширяться. Вместе с этим Цезарь один за другим побеждал кельтские племена и захватывал их территории. Эта победа изменила судьбу той области, известной в древнем мире, как Галлия, с проживавшими на ней кельтскими племенами. Сам Цезарь приобрел славу и влияние. Вот только почему же именно он напал на Галлию? Сам римлянин писал, что пытался отбросить обратно угрожавшие Риму племена варваров. Но историки видят причины несколько в ином. Одним из таких захватнических племен были гельветы, жившие неподалеку от Альп. Цезарь пообещал им защиту при переселении в Галлию. Но затем Рим передумал, и варвары решили действовать самостоятельно. Цезарь заявил, что необходимо защитить проживавших в Галлии кельтов. В итоге римляне истребили более четверти миллиона «захватчиков», в процессе защиты территорий были уничтожены и почти все кельты. Сама же Галлия стала частью могущественной империи. А к богатству это имеет самое прямое отношение. Цезарю нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами и приобрести влияние для карьеры. Мало того, что Галлия принесла ему славу полководца, это территория была очень богата залежами золота. Было известно, что у кельтов есть золотые монеты и украшения, но считалось, что они были получены в ходе торговли. Но Цезарь не поверил в это. Оказалось, что на территории Галлии располагалось более четырехсот золотодобывающих рудников. Это свидетельствовало о невероятном богатстве кельтов, что и стало причиной такого интереса к ним Цезаря. Интересно, что Рим начал чеканить свои золотые монеты как раз после завоевания Галлии.

Кельты были малообразованными

И снова стоит понимать, что римляне всячески стремились выставить своих соперников в максимально дурном свете. На самом деле этот народ вовсе не был таким простоватым, каким его представляют. Более того, кельты владели кое-чем, чего не было даже у римлян — точным календарем. Да, существовал Юлианский календарь, но кельты владели собственным календарем из Колиньи. Его нашли именно в этом французском городе еще в 1897 году, что и дало имя открытию. Мало того, что у него необычный вид, так календарь оказался выполнен из таинственных металлических пластин с многочисленными отметинами: дырочки, номера, линии, набор греческих и римских букв. За сто лет ученые смогли лишь понять, что имеют дело с календарем, но принцип его работы оставался загадкой. Только в 1989 году изобретение кельтов удалось расшифровать. Оказалось, что находка представляла собой солнечно-лунный календарь, который на основании циклов появления небесных светил рассчитывал время года. Для того состояния цивилизации календарь был весьма точным, являясь передовым изобретением. С помощью него кельты могли предсказать, где будет на небе находиться солнце в будущие месяцы. Эта находка наглядно доказала, что кельты обладали развитым научным и математическим мышлением. Любопытно было бы сравнить изобретение «варваров» с тем календарем, которым пользовались римляне. Он также считался довольно точным для своего времени, имея погрешность с реальным солнечным календарем всего в 11,5 минут в год. Но за столетия эта погрешность быстро накапливается. В итоге в наше время римляне праздновали бы начало весны тогда, когда у нас на дворе стоял бы август. А вот кельтский календарь даже сегодня правильно смог бы предсказывать время года. Так что римлянам было чему поучиться у «необразованных» варваров.

Норманисты считают, что кельты относятся к германским племенам. Разберем, как возник термин «кельты». Ни римляне, ни греки об этом не указывают. Впервые о них упоминают римляне и называют кельтов «сельтами». В более поздние времена, при Юлии Цезаре, сельтов характеризовали как «свирепый народ, страшный своими топорами-секирами», которых было трудно победить. Они были суровым и воинственным племенем. От римских авторов прозвище этого малоизвестного народа (жившего к северо-западу от греков) перешло к грекам и стало произноситься ими по-своему, согласно фонетическим особенностям языка – кельтои (по Страбону - кельтаи).

Когда греческий язык стал научным, классическим, это слово и вошло в историю. Так произошла замена латинского «сельты» греческим «кельты». По понятиям древних авторов, сельты являются потомками кимров или киммерийцев (некоторые называли их кимбры), но это особенности фонетики разных языков.

До появления римлян как завоевателей Европы считалось, что сельты являются многочисленным народом Европы, которую они всю заселяли, начиная с севера Германии и до «Геркулесовых столбов» или Гибралтара. Когда же Рим овладел всей Европой, захватив земли до Рейна, то эта территория была разделена на три главные области: Сельтика, Галлия и Белжика, каждая из которых подразделялась на провинции, округа и другие мелкие образования.

Со времени войны Юлия Цезаря с сельтами-галлами-белгами в истории появляется масса разноимённых народов и племён, оканчивающихся на «чи»: лемовичи, ляховичи, норичи, иллиричи и др., а затем и на «и», «ы»: беловаки, венеды, рутени, белги. Затем лемовичи превратились в ляхи, норичи в норики, и т.д. Сначала все они считались сельтами. Когда же началось разделение на области, их стали считать то сельтами, то галлами, а тех, кто успел бежать за Рейн в Германию - германцами. Так известно, что ляховичи одно время жили к юго-западу от реки Секвани (Сены), лютичи на востоке от них по этой же реке (их главный город Лютеция, теперь Париж).

Под натиском римских легионов ляхи ушли к истокам реки Дуная и поселились по его притоку Ляху, который так был назван ими и соседями по их именному прозвищу. Истоки реки Дуная находились в Германии. Ляховичи стали ляхами и к тому же германцами.

Лютичи ушли в низовья Дуная, позже мы их находим рядом с тиверцами у Чёрного моря.

До третьего или второго веков до н.э. рутены, лемовичи, кадурцы, гебалы жили к северу от Пиренеев по реке Гарумне и её притокам. Они и до сих пор там живут. Это русины, лемки (Лемковская Русь), хабалы и кадурцы, будучи на пути гуннов, были захвачены ими и, видимо, растворились в них. В теперешней Венгрии сохранилось два села Хабалы и Какадуры. В Ленинградской области в Кингисеппском (Ямском) районе есть Хабаловское озеро и река Хабаловка. Это всё, что осталось от этих племён.

По реке Лигер (теперь Лаура) жили боии, а южнее, на восток от Гарумны (теперь река Гарона) жили «волки тектосаги». Это было в III – II вв. до н.э. Эти народы жили и в других местах. Так боии стали богемцами, а «волки тектосаги» – моравами, поселившимися по реке Мораве. Все эти народы, называвшиеся кельтами или сельтами, живя на юге теперешней Франции (по древнему - Сельтии), оказались по языку близки нам. Их языки вошли в славянскую языковую группу. Не надо забывать свидетельства древних авторов, что сельты были европейскими потомками кимров или киммерийцев, земли которых сегодня занимает Русский Народ. Они вошли в его состав как самый древний и основной этнический элемент. Нужно помнить и указание автора Велесовой книги, что кимры есть наши отцы. Ф.М.Аппендини указывал, что кельты и геты говорили на славянском языке.

Что кельты есть славяне, подтверждают указания некоторых летописей, где сказано, что Скиф клянётся высочайшими богами и мечом, в частности Замолком – богом ветра. Прозвание кельтов кельтичами существовало в немецких летописях в VII в. и относилось к сорбам или сорабам лужицким и сорбам в городе Сораве.

Окончание «чи» существует единственно в славянских наречиях (русичи, бодричи, лютичи и т.д.).

Кельтов римляне называли кельто-скифы, а скифы были предками славян. Об этом говорят даже немецкие летописи. Следовательно, это ещё раз подтверждает, что скорее всего кельты были славянами. (* Прим. Историк Георгий Сидоров счиает кельтов гибридами местных европейских народов и переселившихся с Востока славян). «Замолк» - славянское слово, обозначающее доброе отношение божества, когда перестало свирепо дуть.

Большая часть кельтских городов и урочищ у Нитара носят славянские названия. Например: Чепяна, Руда, Тула, озеро Плессо, гора Шар, Брянск, Бриславль.

Теснейшая связь между славянами, венетами, кельтами, прослеживающаяся во все времена - с III тыс. до н. э. до средневековья, отсутствие между ними четкой этнической и географической границы отражены в работах А. Г. Кузьмина и А. Л. Никитина.

Знаменитое открытие археологом В.В.Хвойко Трипольской культуры в 20-ти верстах от Киева на правом побережье Днепра полностью подтверждает родственность сельтов киммерийцам, ибо эти сельты были фактически переселившимися на запад киммерийцами. Эти новые для них места назывались греческим словом Германия – «заграничная земля». Это важнейшее открытие В.В.Хвойко, меняющее всю начальную историю Европы и доказывающее, что у русского народа была иная начальная история, отличная от той, которую нам придумали. Открытие было конечно отвергнуто норманистами и по настоящее время не признано.

Славяне распространялись по различным евразийским направлениям. Об этом свидетельствуют и последние открытия. Так известный британский историк Ховард Рид доказал, что персонаж рыцарских легенд король Артур, хозяин знаменитого Круглого стола, был славяно-русский князь (Сармат). Он во II в. н.э. вместе со своей дружиной входил в состав войска императора Марка Аврелия, переправился с континента на Британские острова. До этого он был предводителем одного из южнорусских славянских племён, прославившегося своими высокими и белокурыми всадниками, наводившими ужас на степняков.

Кавалеристы Артура в качестве 8000-го “варварского” вспомогательного отряда были взяты на императорскую службу, участвовали во многих сражениях, а после покорения Британии остались на её территории. Основными доказательствами Хорварда Рида являются: ранее не публиковавшиеся фрагменты поэмы Гальфрида Монмутского о короле Артуре, а также сравнительный анализ символики из древних захоронений на территории России и на рисунках знамён, под которыми сражались воины легендарного Артура – русского князя.

Археологами прослежен путь этих переселенцев-киммерийцев или сельтов, по открытым древним поселениям или сёлам, который идёт прямо на запад, в сторону Германии. Всё это синхронизируется хронологически по вещам, остаткам жилого слоя этих поселений. Иностранные учёные утверждают, что трипольскую культуру оставили киммерийцы, а наши норманисты говорят, что эта культура не может принадлежать Русскому Народу.

Позднее были открыты новые памятники этой культуры в селе Усатово, в деревне Владимировка и многих других местах. Изучение остатков жилого слоя указывало, что между этой и более поздними культурами существует непрерывная связь вплоть до времени полян. Эта последовательно прогрессирующая культура с добавлением большого количества новых фаз развития.

Теперь мы знаем, что с Балканского полуострова на реку Истер, а затем и дальше пришли скифы. Их движение шло веками и отметилось в жилых слоях и их стратиграфии, подтверждается документально. С течением времени скифы слились с киммерийцами, присоединились к ним и потомки суроматов. Проходящие мимо кривичи, северяне и другие народы также оставили свои следы. Всё это – наше начало, наша начальная история. Это начальная история русского юга.

На Древневалдайской возвышенности, откуда берут начало большинство рек Европейской России, была новая, но такая же древняя Фатьяновская культура. Начинается она к югу от реки Сухоны, идёт по реке Шексне на реку Мологу, охватывает район городов Ярославля, Костромы, спускается на Тверь и Суздаль, охватывает Москву, прости-рается к реке Угре и теряется в Приднестровье. Обе культуры развивались приблизительно во времена неолита и бронзового века. А сколько культур ещё не открыто?

По свидетельству языковеда, специалиста по древним языкам (сумерийский, ассирийский, кельтский, куманский (печенеги), цыганский и древние диалекты немецкого языка) профессора Колумбийского университета Джона Д.Принса – народность кельты или сельты по языку принадлежит славянской группе, близкой по религии и обычаям.

Для подтверждения межэтнических связей и контактов племён эпохи неолита и бронзы особенно показательны находки на наших землях очагов арийской и приуральской культуры, именуемой Андроновской (II тыс. до н.э.). Их обнаруживают на обширных пространствах вплоть до Правобережья Днепра, где они располагались в окружении славянских поселений.

Помимо сходства языка и религиозных культов ариев и славян, веками наработана общая знаковая система символов и магических начертаний до письменного периода, вошедших в орнамент утвари и других видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

На рубеже II–I тыс. до н.э. в среднем Поднепровье существовала Чернолесская культура, безусловно, определяемая как праславянская, вокруг ядра, которой сложился сильный союз славянских племён на землях от Днепра до Буга. Племена этого союза известны в истории под названием сколоты, употреблявшимся уже Геродотом, который сообщает о глубоких реках этой земли, по которым плавают большие корабли, и о больших селениях–городах.

На Валдайской возвышенности по рекам, берущим здесь своё начало, находились племена белорусци, гелони, нервы, роксоланы, яциги, людоци и др. Римляне называли их сарматами, а греки скифами, суроматами - всё это русские племена.

Племя лютичей пришло на Балтийское побережье в самом начале нашей эры со стороны реки Секваны (р. Сена в теперешней Франции) из местности, где находится современный Париж, и с её берегов. Здесь у них был город Лютеция. В глубокой древности это племя входило в состав 12-ти племенной федерации государства Расена, или как их прозвали римляне - Этрурия с центром в городе Луца (Лука) на реке Аузер (Озер). Отсюда их выбили латиняне и захватили город Расен. Этрурии ушли в Галлийскую Транспадиду, на короткое время осели у города Милин, а затем ушли с кимрогаллами к реке Секване. На русскую территорию они, видимо, пришли в VII или в начале VIII вв. н.э. со стороны Балтийского моря, где жили несколько их племён. Часть их осталась на месте, а другая ушла на восток, в Русские земли. На русской территории они жили в углу северо–западного побережья Чёрного моря и были известны как уличи. Отсюда во время великих князей Игоря и Святослава они переселились в район Карпатских гор. Другая их часть осела в центральной и северной Руси.

Около 400г. до н.э. кельты двинулись на восток из рейнских и верхнедунайских областей. Они несколькими волнами продвинулись вниз вдоль Дуная и его притоков.

Около 380–350гг. до н.э. кельты заселили район озера Балатон. Построили поселения Виндобока (современная Вена), Сингидунум (Белград) и др. В начале III в. до н.э. один из потоков кельтов направился на Балканский полуостров.

В 279г. до н.э. под руководством Бренна они прошли через земли Иллирии, опустошили Македонию, вторглись во Фракию и Грецию и достигли Дельфа, где потерпели поражение от греков.

Другая группа кельтов (галлов) около 270г. до н.э. поселилась в Анатолии, в районе современной Анкары, где образовала государство Галатию. Из Греции воины Бренна отступили на север и обосновались в Подунавье, в междуречье Савы и Моравы. Здесь возникло государство кельтского племени скордисков с главным городом Сингидуном.

В первой половине III в. до н.э. часть кельтов осела в Трансильвании, Олтени и Буковине, а другая на нижнем Дунае. Кельты легко смешивались с местным населением и всюду распространяли Латенскую культуру.

Во II в. до н.э. ещё одна группа кельтов перешла Карпаты и осела в Силезии и верхнем течении Вислы, прейдя в соприкосновение со славянами.

Название Латенской культуры происходит от поселения Латен у Невшательского озера в Швейцарии.

В V–I вв. до н.э. кельты внесли большой вклад в развитие металлургии и металлообработки. Кельтская металлургия стала основой развития всей последующей центрально-европейской металлургии. У кельтов было развито кузнечное дело. Они создали железный плуг, косы, пилы, клещи, напильник, свёрла со спиралеобразной нарезкой, ножницы, усовершенствовали топоры. Изобрели дверные замки и ключи. У них было развито и стеклоделие. Кельты изобрели токарный станок, в земледелии применяли удобрение и известкование почв.

Наиболее сильное воздействие кельтов на развитие племён Подклешевой культуры приходится на II в. до н.э. В результате создалась новая культура – Пшеворская. Названа она по останкам, найденным близ города Пшеворска на юго-востоке Польши. Культура распространилась и охватила области среднего течения Одера и верхнее течение Вислы. Пшеворская культура существовала до первой половины V в. н.э. Под влиянием кельтов в пшеворской среде получило распространение оружие новых типов: двухлезвенные мечи, наконечники копий с волнистым краем, полусферические умбры щитов.

Исследования последних десятилетий показали, что славянское кузнечное ремесло I тыс. н.э. по своим особенностям и технологической культуре наиболее близко к металлообрабатывающему производству кельтов и провинций Римской Империи.

Ареал Пшеворской культуры от правобережья Одера на западе до верховьев Буга на востоке. Западные соседи – немцы. Поселения не укреплённые. Застройки кучевые, бессистемные, которые были распространены в славянском мире и в последующие времена на Руси. Иногда строились рядно, вдоль берегов рек. Постройки были наземные, столбовые или полуземляночные. У этой культуры существовала двупольная система земледелия. Славяне сеяли рожь. Германцы переняли у них возделывание ржи.

Пшеворская культура в польской научной литературе стала именоваться «венедской».

Венеды – крупнейшее племя европейской Сарматии. По Птолемею (вторая половина П в. н.э.), располагается в регионе Вислы. С юга Сарматию ограничивали Карпаты и северный берег Понта (Чёрного моря). С севера–Венедский залив Сарматского океана (Балтийского моря).

В последней трети Ш в. до н.э. у кельтов сложилась Зарубинецкая культура 2,3–1,7 тысяч лет назад (по селу Зарубинецы в излучине Днепра). Она охватывает Припятское Полесье, среднее Приднепровье и смежные земли верхнего Поднепровья.

П.Н.Третьяков обращает внимание на присутствие в Зарубинецких древностях местных скифских и милоградских компонентов. Он рассматривает формирование Зарубинецкой культуры как синтез местных днепровских и пришлых западных элементов. Для этой культуры характерны полуземляночные строения, опускавшиеся в грунт до 1 метра. В среднем Поднепровье строились наземные жилища с опущенным в грунт до 30–50 сантиметров полом. Стены были каркасно-плетневые и обмазывались глиной. Все жилища имели квадратную или прямоугольную форму. Отопление проводилось открытыми очагами. Большинство поселений состояло из 7–12 жилищ, известны и крупные - до 80 жилых построек. Могильники бескурганные, существовала кремация. Найдены глиняная посуда, железные ножи, серпы, косы, зубила, долота, свёрла, иглы с ушком, наконечники дротиков, стрел. Основным занятием жителей было земледелие, развито было и скотоводство. В южных районах среднего Поднепровья кузнецы умели выделывать сталь, это умение пришло к ним от скифов.

Зарубинецкая культура в верхнеднепровском регионе закончилась в конце I начале II вв. н.э. Часть населения вблизи среднего Поднепровья в начале III в. вошла в состав Киевской культуры. Большинство исследователей рассматривают Зарубинецкую культуру как раннеславянскую. Впервые это высказал В.В.Хвойко в начале ХХ в.

В конце II в. в среднечерноморском бассейне по раскопкам могильников открыта Черняховская культура славян 1,8–1,5 тысячи лет назад (по селу Черняхово на Киевщине). В III–IV вв. она распространилась от нижнего Дуная на западе до северного Донца на восток. У племён этой культуры была развита металлообработка, гончарное производство и другие ремёсла. Селения располагались в 1, 2 или 3 ряда вдоль береговой линии. Жилища строились в виде полуземлянок с площадью 10–25 кв.м. Известны крупные жилища 40–50 кв.м. Наземные черняховские жилища имели большие размеры – 30–40 кв.м. Стены были каркасно-столбовые. В южной части ареала обитания строили каменные жилища с толщиной стен от 3,5 до 50 см. Жилища были окружены валом и рвом. Основа хозяйства – земледелие и животноводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, горох, лён, коноплю. Хлеб убирали серпами. Кузнецы владели технологией обработки железа и стали. Изготовляли и плуги с железными наконечниками. Найден календарь с помеченными ведическими праздниками, связанными с земледельческими ритуалами. Год был расчленён на 12 месяцев по 30 дней в каждом.

История сарматов начинается с I–VIII в. до н.э. Сарматы были союзниками Митридата, воевавшего с Римом. Они разрушили Ольвию. Хронологического разрыва между Сарматской и Черняховской культурами не обнаружено. Основная часть сарматского населения принадлежит к Черняховской культуре.

На Волыни с конца II в. н.э. проживали племена Вельбарской культуры. Её население включало славян, западных балтов, готов и гото-гепидов.

Антами, известными по историческим сочинениям VI–VII вв., называлась группа славян, которая сформировалась в условиях славяно-иранского симбиоза в основном в Подольско-Днепровском регионе Черняховской культуры.

Раннесредневековая Пеньковская культура (V–VII вв.), сложившаяся на базе остатков Черняховской культуры, отождествляется с антами и распространяется, по Прокопию Кесарийскому, с северного берега Дуная до Азовского моря. Известно, что в IV в. анты отразили нападение готов, но через некоторое время готский король Венитарий разгромил антов и казнил их князя Божа с 70-ю старшинами.

Черняховская культура прекратила существование после нашествия гуннов.

Все перечисленные культуры созданы нашими предками, суперэтносом от которого произошли все народы Европы и значительной части народов Азии.

В настоящее время в мировой культуре трудно проследить наследие какого-то одного народа. Да и вообще термины народа и народности прослеживается весьма относительно, с поправкой на наше возможное незнание и прежде всего с допущением того, что имеющиеся у нас данные достоверные. Таким образом, можно лишь говорить о том, каким в нашем представлении является деление населения Земного шара на отдельные этнические группы, какова их роль в историческом процессе и, как следствие, в формировании современных цивилизаций. Древние народы представляют очень интересный объект для изучения, ведь многие из них были разбросаны по огромной площади и привнесли значительный вклад в историю целого ряда современных стран. Их религия, культура, традиции передавались через века, менялись и не раз переплетались, придавая своеобразные оттенки и привкусы устоям соседних племен.

Одним из самых распространенных народов были кельты. Следы их существования обнаружены по всей Европе, побережью Средиземного моря, западных частых Азии — ориентировочно от 1/13 о 1/10 частей суши. А всё потому, что они вели в основном кочевой образ жизни, постоянно завоёвывали и разведывали новые территории. Всё это было бы невозможно без четкой иерархии в обществе, которая позволила одним управлять, другим подчиняться. В отличие от соседней Римской империи, где социальная пирамида держалась на преданной царю армии, у кельтов основную роль играла религия и мифология. Их хранили и воплощали в жизнь друиды, иными словами жрецы. Чтобы понять это, необходимо сперва разобрать, кто такие кельты и какова их история.

ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКИХ ПЛЕМЁН.

В первой половине последнего тысячелетия до н. э. из массы безыменных первобытных народов на территории севернее от Альп первыми выделились кельтские племена, начальные страницы писаной истории которых были отмечены кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, что привело в смятение остальную Европу. Образованный южный, в частности греческий и римский мир, которому мы обязаны первыми сведениями по древнейшей истории Европы, до той поры о кельтах ничего не знал. А между тем на северо-запад от Альп в сложном процессе рождалась общность этого удивительного народа, который первым из варваров, как их любил называть южный мир, стал классическим представителем «варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной цивилизации на территории севернее от Альп.

К этому времени, т. е. примерно к концу VI-V вв. до н. э. в кельтской среде уже произошли важные экономические и общественные перемены, общественное расслоение, вызванное в первую очередь местными условиями и предпосылками. Возникли многочисленные центры власти местной племенной знати, о которых южный мир узнавал тогда, когда для него было экономически выгодно поставлять им свои изделия, помогая таким образом повышать жизненный уровень и блеск господствующего слоя. И вдруг хорошо вооруженные группы кельтов дерзко и отважно напали на важнейшие центры образованного юга, вторглись в Северную Италию, заняли даже Рим и проникли далеко к самой Сицилии; в то же время другая волна направилась в Карпатскую котловину, на Балканы и даже в Малую Азию. Южный мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия европейской истории стал важным военным и политическим фактором.

Поэтому уже в IV в. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Кроме того, они не всегда поддерживали враждебные отношения с соседями. Были и отдельные поселения, которые постепенно смешались с другими этническими группами — скифами, например, проживающими на территории современной России. Так что присутствие кельтской крови у наших предков несомненно. И все-таки этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. Народ этот был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований, говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло в более позднее время.
Греческий мир называл их «Keltoi», кельты. По всей вероятности это название распространилось именно в кульминационный период расцвета центров власти господствующего слоя, если не ранее, то, во всяком случае, не позже VI в., и, не исключено, что первоначально это было название одного из племен, а возможно и лишь господствующего рода, которое затем было присвоено всему народу. Было бы, однако ошибкой предполагать, что существовал какой-то пракельтский язык, как первоначальный, послуживший основой всех позднейших диалектов. Существовал ряд различных диалектов, как существовало в древнее время сплетение культур и культурных групп, которые позже послужили объединяющей основой кельтской культуры и единого стиля.

Название «Keltoi» стало известно остальному миру раньше других. Римляне, однако, называли кельтский народ «галлами» (Galli) и от этого слова позже произошли названия Цисальпинская Галлия (Gallia Cisalpina) в северной части современной Италии, Нарбонская Галлия (Gallia Narbonensis) в южной Франции и Трансальпийская Галлия (Gallia Transalpina) в центре современной Франции, хорошо известная по «Галльской войне», которую в последнем столетии до нашей эры вел римский военачальник Г. Ю. Цезарь. Позже, опять-таки в те времена, когда старые центры гальштаттской культуры уже давно пришли в упадок, появляется название Galatae, галаты. В Малой Азии утверждают, что их язык был родственен языку треверов, то есть кельтов, живших в области нынешнего Трира. Но все эти названия представляют собою более или менее синонимы. Диодор Сицилийский, объездивший большую часть Европы, и Цезарь, долгое время воевавший в Галлии, говорят, что названия Galli и Galatae относятся к тому же народу, который называется Keltoi, по латыни Celtae; Диодор считает название «кельты» более правильным. Подобное толкование мы находим и у историков и географов более позднего времени. Только в Британии, как кажется, это название не было столь обычным.

Начиная с V в до н. э., название «кельты» быстро распространялось по тогдашней Европе. Но то, что было до V в., долго оставалось загадкой. С конца XVIII в. под влиянием романтизма возрастает интерес к прошлому кельтов, проявлявшийся уже ранее в Западной Европе и на Британских островах, где жило много потомков этого народа. Этот интерес превратился в настоящую кельтоманию, в результате чего, часто без какого-либо критического подхода, собирались подлинные и мнимые свидетельства о славном прошлом кельтов. Еще с XVII в. существовало мнение, что кельты на западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических сооружений, возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих монолитов) и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных каменных аллей или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются астрономическими обсерваториями и местами культа. Романтики считали кельтов древнейшим народом, отождествляли их с потомками библейских персонажей и часто на основе произвольных этимологических сравнений приходили к выводу, что кельты были расселены почти по всей Европе.

Представления о высоком уровне развития кельтов подкреплялись также литературными фальсификатами. Самыми известными из них являются эпические произведения шотландского поэта Д. Макферсона, относящиеся к 1760—1763 гг., которые автор выдавал за перевод с кельтского творений Оссиана, кельтского барда, жившего в III веке. Отголоски пустого этимологизирования удержались очень долго, по существу до нашего времени, и в течение всего этого процесса самые разнообразные археологические находки без разбора приписывались кельтам. Еще в конце прошлого века наблюдались панкельтские тенденции как противовес воинствующему германизму или английскому империализму и до того же времени считались подлинными бретонские народные песни, повествующие о сопротивлении друидов христианству или о борьбе с франками; в действительности же это были произведения Эрсарта де ла Виллемарке, изданные в 1839 г. Это лишь один из известных нам фактов фальсификации, на самом же деле сегодняшняя история кельтов сильно искажена, поскольку единственным способом копирования книг была перепись, где никак нельзя исключать «авторских поправок» и самобытных мнений. Придворная перепись контролировалась, а вот весь остальной поток информации представляет собой хоть и сомнительную, но никак не проверяемую информацию.

На западе, следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми разнообразными источниками и памятниками: сообщения древних писателей, рассказывающих о жизни кельтов и их воинственности; литературные памятники галльско — римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных сооружениях; этимологическая связь в названиях рек, местностей и возвышенностей; кельтские монеты, находки которых быстро множились; предметы кельтского искусства и материальные памятники в природе; и, наконец, случайные антропологические исследования. Всё это понемногу приоткрывает историю кельтов, правивших Европой многие века подряд и давшей ростки в современную культуру.

ДРУИДЫ.

Наиболее достоверно об иерархии кельтского общества пишет Юлий Цезарь в своей «Галльской войне». Он выделяет в обществе галлов три основных сословия — druides, equites и plebs, выполняющих три функции — жреца, воина и домохозяина. Другими словами это друиды, всадники и народ. Иногда всадники под именем «филе» (filed) исполняли ещё и обязанности судей.

Жреческое сословие друидов представляло собой замкнутую аристократическую корпорацию, которая ведала не только делами религии, но и пользовалась большим политическим влиянием, гораздо большим, чем слой всадников. Этот институт был общекельтским, известным на британских островах и в Галлии, и, очевидно, имел в течение определенного периода влияние и в Средней Европе; только в Испании и в северной Италии о нем нет ни письменных упоминаний, ни археологических данных. Мнение Цезаря, что этот институт возник первоначально на британских островах, является лишь его личным предположением. Древние источники (Цезарь, Плиний) приписывают друидам очень обширную сферу деятельности, но в настоящее время трудно проверить, насколько это соответствовало действительности.

Какова была сущность их учения, философских и религиозных представлений, нам известно лишь отчасти. Они верили в бессмертие души, смерть, по их представлениям, означала не конец, а лишь середину долгой жизни. Под их покровительством находились священные дубовые рощи, и само название их возникло якобы от слова «дуб» («дрис»). Жертвы (например, белые быки) не приносились без ветви этого дерева, так как все, растущее на дереве, они считали даром небес, а производимые в связи с этим действия — указаниями богов. Большим почетом пользовались также лунные эмблемы, так как галлы исчисляли время не по дням, а по ночам, и приносили священные жертвы ночью при свете луны. Кроме совершения жертвоприношений, иногда якобы и человеческих, друиды предсказывали будущее; они оказывали давление путем неблагоприятных предсказаний и определяли, какое время более подходит для решения важных вопросов — это позволяло им удерживаться на верхушке иерархической пирамиды. Кельты явно воспринимали сверхъестественное как основную, базовую сторону их жизни, а потусторонний мир как превалирующий.

Друидам также поручалось воспитание мальчиков, из которых и выбирались достойные для пополнения их собственных рядов. Обучение длилось около двадцати лет и заключалось в изучении наизусть тайн вековой мудрости и знаний друидов. Письмом они не пользовались и оставили ничтожно малое количество письменных памятников: все обучение велось устно.
В более поздний период друиды уже не были ни столь замкнутой кастой, ни чисто жреческой корпорацией. В начале римской оккупации друидизм был еще в полном расцвете, позже настал его упадок. Друиды боролись с романизацией, участвовали в восстаниях, и потому римская власть была особо заинтересована в ликвидации этого института. Особенно долго этот институт удержался в Ирландии. Преемниками друидов там были «filed», основатели постоянных средневековых школ.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ.

Как уже было сказано, религия занимала одно из ведущих мест в общественной жизни кельтов. Доходя подчас до мистицизма, она прочно держала сознание всех верующих и делала их гибким материалом в руках правящих слоёв. Религия дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос.
Основные положения о боге можно найти в триадах ирландских бардов. В них постулируются основные положения мировоззрения кельтов относительно многих вопросов. Есть триады о человеке и его будничности, существах вообще и, конечно, о боге. Итак, что же понимали под этим словом кельты?

·Существуют три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы, т. е. точка равновесия всех противоположностей.

·Символом этого равновесия были так называемые качающиеся камни, которые при огромном весе могли быть сдвинуты простым прикосновением рук.

· Три вещи проистекают из трех первичных единств: всякая Жизнь, всякое Благо, всякое Могущество.

· Бог необходимо троичен: Он составляет бoльшую часть Жизни, бoльшую часть Знания, бoльшую часть Могущества, и не может в нем быть больше этой бoльшей части каждой вещи.

· Три Божьих величия: совершенная Жизнь, совершенное Знание, совершенное Могущество.

· Три вещи обязательно возобладают: высшее Могущество, высший Разум, высшая Любовь Бога.

· Три гарантии того, что Бог делает и совершит: Его бесконечное Могущество, Его бесконечная Мудрость, Его бесконечная Любовь, так как нет ничего, что не могло быть свершено, стать истинным и не быть волнимым этими тремя атрибутами.

· Три вещи, которыми Бог не может не быть: тем, в чем должно заключаться совершенное Благо; тем, что должно желать совершенное Благо; и что должно выполнить совершенное Благо.

· Три вещи, которые Бог не может не совершить: самое полезное, самое необходимое, самое прекрасное для каждой вещи.

· Три главные цели деятельности Божества, как творца всякой вещи: уменьшить зло, усилить добро, сделать явным всякое различие таким образом, чтобы дать возможность узнать то, что должно быть и чего быть не длжно.

· Три Божьих необходимости: быть бесконечным в самом себе, быть конечным по отношению к конечному, быть в согласии со всяким видом.

Очень удобная религия. Как иначе можно управлять варварами? Никак! Человечаская сила может вызвать сопротивление, мудрость - непонимане, любовь вообще не годится для управления древними народами. А вот Бог, носитель бесконечного могущества, разума и любви (в лице друидов), являясь к тому же невидемым объектом бесприкословного поклонения на протяжении многих поколений, для этой цели очень подходит. Ведь верить может каждый. Любое благо - от Бога, как же не поклоняться хотя бы за это? Однако нельзя требовать сверхъествственного - на самое полезное, необходимое и прекрасное Он не способен. Но Бог может помочъ достичъ этого - потём уменьшения зла, усиления добра и прозрения - но опять-таки не у всех, а лишь у друидов. Сложность формулировок к тому же оставляла за друидами возможность словесных прений для доказательства правоты и поддержания веры.

Другие триады так же тесно связаны с Богом, что говорит о глубоком проникновении религии в другие сферы жизни. Ниже приведена часть триад «О существах вообще».

· Три вещи Бог дал всякому существу: полноту его собственной природы, полное выявление (отличительно) его Индивидуальности и самобытность его Авен (Эго). В этом заключается действительное и полное определение личности каждого существа.

· Три круга бытия: круг пустоты (Cylch y Ceugant), где кроме Бога нет ничего ни живого, ни мертвого, и никто, кроме Бога, не может его пройти; круг перевоплощения (Абред), где всякое одухотворенное существо рождено смертью, и человек проходит его; круг блаженства (Гвинфид), где всякое одухотворенное существо рождено жизнью и человек пройдет его в небе.

· Три необходимые фазы всякого существования по отношению к жизни: начало в Аннвфн (Annwfn — бездна), перевоплощения в Абреде и Полнота в небе или круге Гвинфид; без этих трех фаз нет жизни — кроме как у Бога.

Вот ещё один важный момент учения: Бог даёт жизнь, наделяет тело душой (индивидуальностью, самобытностью) и после смерти тела берет все обратно. Об этом же пишет Цезарь в «Галльской войне». Друиды доказывают, что души не погибают и после смерти они переходят из одного тела в другое — они думают, что этот взгляд пробуждает в людях смелость, заставляя их презирать страх смерти. Это было просто необходимо для кочевых воинственных племен.

· Три силы бытия: не иметь возможности быть другим, не быть обязательно другим, и не иметь возможности быть лучшим по немыслимости этого. В этом заключается совершенство всякой вещи.
В этом месте видно, как с помощью религии пытались усмерить животрепещащую тему классового неравенства. Да, фраза туманная, но основная мысль мне кажется следующей: будь тем, кем уже являешься и не помышляй о лучшем — и будешь совершенен. В своей посредственности? Неважно, исходная формулировка слух не режет, даже наоборот. А тем временем ещё один кирпичек заложен в сознание.

После жизни человек попадает на круг перевоплощения, соответственно есть триады о нахождении человека на круге Абред.

Вот некоторые из них:

·Три вещи с каждым днем усиливаются вследствие возрастающего к ним стремления: Знание, Любовь, Справедливость.

· Три вещи постоянно уменьшаются: Мрак, Заблуждение, Смерть.

И, наконец, две триады о нахождении человека на круге Гвинфид.

· Три главные преимущества круга Гвинфид: Отсутствие зла, отсутствие нужды, отсутствие смерти.

· Три полноты счастья в Гвинфиде: участие во всяком качестве с особым совершенством; обладание всякой гениальностью с гениальностью исключительной; охватывает все существа чувство любви, обладая вместе с тем любовью единичной — любовью к Богу. И в этом заключается полнота неба Гвинфид.

Так вот зачем эти два круга: там каждый обретет всё то, что не получил от жизни. Будучи совершенным, человек отдаёт душу в круг Абред. Там к нему сами собой приходят в полной мере знание, любовь и справедливость. Интересно было бы знать мнение авторов оригинала по первому пункту: знание чего? Уж не ужели того, что двух остальных пунктов не было? А в круге Гвинфид исчезают зло, нужда и смерть. Раз исчезают, значит, они были. Всё, о чем прямо говорится в триадах, так это о том, что была смерть — иначе на эти два круга не попасть. Но выходит, что было и зло, и нужда. Такое чувство, что Абред и Гвинфид - оправдание религии, почему же надо верить. Как было показано, триады «О Боге» указывают лишь на Его существование, и что все ему обязаны своим настоящим и будущим. Так вот, круг Гвинфинд наделяет человека особым совершенством, исключительной гениальностью и любовью к Богу - за столь щедрый дар. Реальность уравновешивается вымыслом, дополняется обрядами, традициями, мифами и плотно занимает сознание кельтов.

Практически каждое сословие обширно практиковало большое количество всевозможных обрядов, причем эти обряды явно выходили за рамки чисто практических земледельческих или иных действий. Это скорее было нечто более общее, и, вероятно, кельты воспринимали это не иначе как поддержание миропорядка. Именно это — тот ключевой пункт, который принципиально выделяет кельтское сакральное мировоззрение из других сходных концепций, придает ему такое общественное значение и определяет многие характерные особенности кельтской мифологии. В целом можно сказать, что эта особенность мировосприятия кельтов проявлялась не только в магии и обрядовых действиях.

Кельты остро ощущали связь цивилизации с природой практически во всех сферах своей деятельности. Так, в частности, ирландский эпос описывает теснейшую взаимосвязь королевской власти и общего миропорядка, а также большое количество знамений, прямо связанных с этим. Правление незаконного короля вызывает тотальный неурожай, камень Фаль — одно из сокровищ племен богини Дану — вскрикивает под истинным королем и т. д. Король имел наибольшее количество разнообразных «гейсов» — сакральных запретов, и нарушение их именно королем считалось наиболее тяжким.

Одна из ключевых ирландских саг «Разрушение дома Да Дерга» дает подробное описание трагического исхода нарушения всех гейсов королем Конайре. Также в сагах часто встречается столь характерный для индийской мифологии мотив огромной силы Правды. Это также в первую очередь касалось именно короля, он был связан этим как никто другой, и в сагах неоднократно встречаются описания несчастий, обрушивающихся на страну в случае нарушения королем этого принципа. С этим напрямую перекликается и другая ирландская традиция — ужасные последствия сатиры друида, а позже — поэта, следующей за любым несправедливым решением какого-либо вождя, а прежде всего опять же короля. Также можно отметить два важнейших обряда, с которых начиналось правление короля. Tarbfeis. Праздник быка, заключался в том, что специально отведенный человек вкушал крови и мяса ритуального быка, погружался в пророческий сон и в нем видел будущего короля. Другой ритуал — обряд лошади - протекал по схожей схеме.

В некоторых областях кельтского мира иногда встречается особый культ отрезанных голов. По древним представлениям голова символизировала всего человека, и, вероятно, на основе этих представлений возник жестокий культ голов; воин привозил домой на шее своего коня отрезанную голову побежденного врага, как военный трофей, и прибивал ее к стене своего дома. Головы знатных лиц даже бальзамировались, а потом показывались гостям, как осязаемое доказательство храбрости хозяина.

Огромное значение имел культ пяти священных древ мира, напрямую соотносившимися со своими культурными аналогами — центральными столбами Bruiden (пяти пиршественных зал), а также и с другими мотивами (пятью частями Ирландии, пятью волнами завоеваний и др.). Залы Bruiden — самое явное обрядовое воплощение идеи миропорядка, с мировым древом в центре и горизонтальной проекцией вокруг него. Наибольшее число королевских гейсов было связано именно с Bruiden.

Центральный праздник кельтов — Самайн- заключался в ежегодном ритуальном разрушении и возрождении миропорядка в образе Bruiden.
Этот список можно продолжать, но несомненно одно — кельты воспринимали окружающий их мир как нечто цельное (без разделения на природу и культуру), гармоничное и уравновешенное. И именно поэтому огромное внимание уделялось ненарушению этого равновесия, поддержанию этого миропорядка. И именно такое гармоническое и уравновешенное существование воспринималось кельтами как единственный путь, не ведущий человека к катастрофе.

В старые кельтские верования в значительной степени проникали римские представления, для старых кельтских богов находились соответствующие им боги в римском пантеоне, их имена отождествлялись и смешивались. Под влиянием римской среды и в кельтском мире появляется также храмовая архитектура более четкого типа. С того времени, как начало сказываться непосредственное римское влияние, начиная с рубежа старой и новой эр, а затем и в эпоху Римской империи, воздвигаются многоугольные или круглые храмы, обычно с внешней галереей. Они воздвигались в стороне от поселений, что говорит о старых религиозных представлениях, о священных местах на вершинах холмов, у истоков рек или на перекрестках. Центром этих святилищ являлось небольшое помещение часто овальное, диаметром лишь 5-10 м; вокруг этого центрального помещения шла терраса, с внешней стороны открытая или с колоннадой. Эти святилища были местами культа кельтских божеств, в их устройстве перемежаются кельтские и римские элементы. Некоторые исследования, например в Трире, дают возможность предполагать, что в более старое время такие постройки воздвигались из дерева, но уже в I веке появляются каменные постройки на известковом растворе, как многоугольные, которые часто считаются более древним типом, так и круглые.

Как видно, религия кельтов очень разнообразна и противоречива, поэтому ключевые моменты вызывает столько вопросов, ответами на которые могут служить лишь догадки. Примеры банальны: стоит для этого хотя бы сопоставить высокое учение, изложенное в триадах, с ужасными обрядами, совершившимися у кельтов, и в особенности с человеческими жертвоприношениями, когда жертва распиналась, убивалась стрелами, или с ночными вакханалиями, когда жрицы, совершенно нагие и выкрашеные в красный цвет, передавались всяким неистовствам с пылающими факелами в руках. Неизгладимый след, производимый всем этим действом, безраздельно овладевал людьми, заставляя повиноваться и идти по воле жрецов.

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ.

Кельты занимали средиземноморское побережье Африки, западную часть Евразии и Англию, смогли открыть Гренландию, и, не исключено, что достигли берегов Америки. Безусловно, они внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, в частности, евроазиатских культур. Отголоски традиций, эпоса и символики существуют у многих современных народов.

Во Франции названия многих племен перешли в названия городов, гор и рек. Главным оплотом кельтских традиций и кельтского наследия являются британские острова, особенно Ирландия и Шотландия. Там процесс развития ничем не нарушался и в то время, когда кельтская Галлия уже подвергалась глубокой романизации, почти в течение всего I века н. э. В особенно выгодном положении находилась Ирландия, где не удалось укрепиться ни римской, ни позже англосаксонской власти; она осталась культурным и религиозным центром кельтского мира, сохранив свой кельтский характер вплоть до нового времени. Но и Шотландия имела возможность сохранять кельтские традиции. Шотландцы, ирландские захватчики и поселенцы в северной Британии, проникали туда еще во 2 веке, а в 4 веке н. э. о них уже прямо говорят источники. Они основали шотландское государство, поглотившее коренных пиктов, каледонцев и умножившее кельтское население в Уэльсе, Корнуэлле и на острове Мэн. Старые кельтские традиции держались там очень упорно. Еще в 1249 г. там происходило торжественное возведение в должность шотландского короля. Король после церковной коронации в храме приводился в процессии к священному камню, где ему читалась вся его родословная на гэльском языке, а народ воздавал ему почести.

Кельтский дух снова ожил в Европе, когда с II века бродячие певцы распространяли во Франции и Германии старые кельтские легенды, а придворный эпос облачал старый мир древнекельтских сказаний в новое, воспевая короля Артура, Персифаля и Тристана. Во время крестовых походов в эти древнекельтские отзвуки вплетались многие восточные элементы. Когда под влиянием романтизма в XVIII веке снова возрос интерес к древнему прошлому народов, то именно кельтская среда и кельтское наследие и послужили богатейшим источником, вдохновлявшим выдающихся представителей европейской культуры: Гердера, Гете, Шатобриана, Р. Вагнера и др.

Ирландский народ — единственный народ, который наиболее полно сохранил свой кельтский характер. До настоящего времени существует и кельтское литературное творчество, в котором отражается глубокая любовь к природе, так прочно заложенная в религии. С произведениями некоторых поэтов нашего времени (Груффилд в Кардифе, Ропер Эр Марсон).

Культура германцев очень сильно изменилась под влиянием кельтов. Еще во 2 веке они переняли из много технических навыков в производстве, в изготовлении украшений (особенно фибул) и керамики. Иногда весьма трудно отличить, что является в материальной культуре германцев их собственным творчеством, а что возникло под кельтским влиянием. Производство украшений и особенно фибул во всем дунайском бассейне исходит из позднелатенских форм, в художественных ажурных и других работах постоянно используются мотивы кельтской орнаментики, богато используемой при украшении храмов и писаний. Это можно отметить и для всей Европы, особенно в эпоху возрождения, когда была очень популярна готика - при написании картин, построении зданий.

Некоторые обычаи киммерийцев, древних жителей Крыма, имеют определенное сходство с тем, что практиковалось у балтийских галлов. К числу этих обычаев он относит гадания по внутренностям человеческих жертв, а также любовь окружать свои жилища головами убитых врагов, натыканными на шесты. Интересно, что в наших народных сказках так описывается жилище Бабы- Яги. В Галлии красили волосы в красный цвет — обычай, существовавший и у наших отдаленных предков, как о том свидетельствуют многие из найденных в южной России черепов (имеются в Киевском музее). Наконец, благородные брились, сохраняя лишь длинные усы и предоставляя ношение бороды одним простолюдинам. Можно еще найти несколько кельтских слов, как gora — высокое место (русск. гора); liun, leun — одеяло, плащ (русск. лень), которые с полным основанием могут дать повод к некоторым сближениям и на почве языковедения. Пока же имеются только исторические следы, что часть кельтов около 631 г. до Р. Х. с равнин Днестра были отброшены скифами к Дунаю и Рейну.

Значение кельтов для европейской цивилизации не имеет аналогов в древнейшей истории Европы. В древнее время им принадлежит заслуга сближения «варварской» Европы с источниками развитой южной культуры и цивилизации рождающегося античного мира. Позже кельты использовали свои организаторские способности, свои технические достижения и содержание художественных произведений и создали ту экономическую и торговую базу, основные черты которой наложили свою печать на среду в целом. Они завершили в Средней Европе древнейшее развитие цивилизации.

Позже, в конце последнего столетия до нашей эры, сжимаемые Римской империей с юга и германцами с севера, они потеряли свои политические и экономические позиции, и кельтская религия, став уже достоянием истории, переросла в иную форму, по частям распределившись в культуре различных государств. Кельтское наследие сделалось богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали ее выдающиеся представители. Современный мир часто даже не сознает этого.

0 комментариев

КЕЛЬТЫ - группа народов, говорящих на кельтских языках, населявших в древности большую часть Западной Ев-ро-пы.

Ны-не к кельтам от-но-сят-ся бре-тон-цы, гэ-лы и уэльс-цы.

Ядро кельтов сформировалось в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры в бассейнах Рейна и Верхнего Дуная. Античные авторы рассматривали кельтов как общность близкородственных племён, противопоставляя их другим общностям (иберам, лигурам, германцам и др.). Наряду с термином «кельты» античные авторы употребляли название «гал-лы » (латинский - Galatae, греческий - Гαλάται).

К I веку до нашей эры название «галаты» начинает закрепляться за группой кельтов, осевших в Малой Азии, а название «кельты» - за племенами Южной и Центральной Галлии (в частности, в сочинениях Юлия Цезаря), испытавшими влияние греческой и римской цивилизаций; в противоположность этому термин «галлы» продолжает оставаться более общим. Для ряда периферийных групп кельтов античными авторами были введены также искусственные двойные названия: «кель-ти-бе-ры » (кельты Иберии - Пиренейского полуострова), «кельтолигуры» (Северо-Западная Италия), «кельтоскифы» (на Нижнем Дунае), «галлогреки» (в Малой Азии). Процесс формирования кельтов связывают с верхнерейнскими и верхнедунайскими группами ар-хео-ло-гической куль-ту-ры Галь-штат и их про-дви-же-ни-ем пре-ж-де все-го в сре-ду род-ст-вен-ных за-пад-но-галь-штат-ских пле-мён. На этой ос-но-ве фор-ми-ру-ет-ся куль-ту-ра Ла-тен, от-ра-жаю-щая кельтскую куль-ту-ру пе-рио-да т. н. ис-то-ри-че-ской (т. е. от-ра-жён-ной в гре-ко-латинских ис-точ-ни-ках) экс-пан-сии.

Согласно распространённой точке зрения, приблизительно в VII веке до нашей эры (период Гальштат С) часть кельтов проникла на Пиренейский полуостров, где образовала группу, позднее известную как кельтиберы, испытавшую сильное влияние местных племён иберов и лузитан. Заняв Северную и Центральную Испанию, они совершали военные походы в другие части Пиренейского полуострова. По-видимому, уже в VI-V веках до нашей эры кельтиберы установили торговые связи с финикийскими колониями юга Испании (Гадес, Малака) и Северной Африки (Карфаген).

Литература

  • Ка­лы­гин В. П. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь кельт­ских тео­ни­мов. М., 2006
  • Ка­лы­гин В. П., Ко­ро­лев А. А. Вве­де­ние в кельт­скую фи­ло­ло­гию. 2-е изд. М., 2006
  • Пау­элл Т. Кель­ты. М., 2004
  • Megaw J. V. S., Megaw R. Celtic art: from its beginnings to the book of Kells. L., 2001
  • Гюй­он­варх Кр.-Ж., Ле­ру Фр. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция. СПб., 2001
  • Drda P., Rybová A. Les Celtes en Bohême. P., 1995