Географические идеи древнего мира. Шпаргалка: История развития географии

Зачатки географических знаний появились еще у первобытных людей, само существование которых зависело от способности ориентироваться в пространстве и отыскивать естественные убежища, источники воды, места для охоты, камни для орудий и т.д. Первобытный человек отличался острой наблюдательностью и даже умением делать рисунки местности на шкурах, бересте, дереве - прообразы географических карт. Примитивная карта как способ передачи географической информации возникла, по-видимому, задолго до возникновения письменности. Уже на самых ранних стадиях своей хозяйственной деятельности первобытный человек вступил в сложные взаимодействия с окружающей природной средой.

Исследования археологов в последние годы показали, что уже в конце палеолита (древнего каменного века) человек уничтожил основную часть крупных млекопитающих в пределах умеренного пояса северного полушария, вызвав тем самым своеобразный “первый экологический кризис” в истории нашей планеты, и вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию.

Первые письменные документы оставили нам земледельческие народы Древнего Востока: Египта, Двуречья (Ассирия и Вавилон), Северной Индии и Китая (IV-II тысячелетия до н.э.). У этих народов возникли зачатки научных знаний в области математики, астрономии, механики, которые использовались затем для решения проблем географического характера. Так, в Египте в эпоху Древнего царства (до 2500 г. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). В целях определения сроков различных сельскохозяйственных работ стали проводиться регулярные астрономические наблюдения. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели солнечный календарь.. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения солнечных затмений и научились предсказывать их. Из Двуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года - на 12 месяцев, суток - на 24 часа, окружности - на 360 градусов; там же было введено понятие “лунная неделя”. Из Индии ведет начало современная числовая нумерация.

Представления народов Древнего Востока о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, в теоретическом плане сохраняли мифологический характер. Еще в III тысячелетии до н.э. шумеры создали мифы о сотворении мира, потопе и рае, которые оказались чрезвычайно живучими и отразились во многих религиях. Астрономические наблюдения в то время не привели к правильным взглядам на строение Вселенной. А вот вера в прямое воздействие небесных светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии (особенно популярной она была в Вавилонии).

Представления о Земле основывались на непосредственном восприятии окружающего мира. Так, древним египтянам Земля представлялась в виде плоского вытянутого прямоугольника, окруженного со всех сторон горами. Согласно вавилонскому мифу, бог Мардук создал Землю среди первично сплошного океана. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священных книгах индийских браминов - “Ведах”: Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия.

Среди географических идей древнего мира, унаследованных современной географией, особое значение имеют взгляды ученых античности. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н.э. по 146 г. н.э.

В Древней Греции около 500 г. до н.э. была впервые высказана идея о шарообразности Земли (Парменид). Аристотель (IV в. до н.э.) привел первые достоверные доказательства в пользу этой идеи: круглую форму земной тени при лунных затмениях и изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг. Около 165 г. до н.э. греческий ученый Кратес из Маллы изготовил первую модель земного шара - глобус. Аристарх Самосский (III в. до н.э.) впервые приближенно определил расстояние от Земли до Солнца. Он первым начал учить, что Земля движется вокруг Солнца и вокруг своей оси (гелиоцентрическая модель космоса).

Представление о географической (климатической) зональности, основанное непосредственно на идее шарообразности Земли, также берет свое начало в античной географии (Эвдокс из Книды, 400-347 гг. до н.э.). Посидоний (на границе II-I вв. до н.э.) выделил 9 географических поясов (мы в настоящее время выделяем 13 поясов). Идея изменений земной поверхности также относится к старейшим достижениям античной мысли (Гераклит, 530-470 гг. до н.э.), а между тем борьба за нее закончилась только через два с половиной тысячелетия, в начале XIX в. н.э.

В Древней Греции зародились основные направления географической науки. Уже к VI в. до н.э. нужды мореплавания и торговли (греки основали в то время ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей) вызвали необходимость в описаниях суши и морских берегов. На рубеже VI в. до н.э. Гекатей из Милета составил описание Ойкумены - всех стран, известных в то время древним грекам. “Землеописание” Гекатея стало началом страноведческого направления в географии. В эпоху “классической Греции” виднейшим представителем страноведения был историк Геродот из Галикарнаса (485-423 гг. до н.э.). Его страноведение было тесно связано с историей и имело справочно-описательный характер. Геродот путешествовал по Египту, Вавилонии, Сирии, Малой Азии, западному побережью Черного моря; дал описание городов и стран в труде “История в девяти книгах”. Такие путешествия не приводили к открытию новых земель, но способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке.

Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу - Ликей - в Афинах. Практически все, что было известно о географических явлениях к тому времени, обобщено в “Метеорологике” Аристотеля. Этот труд представляет собой начала общего землеведения, которые были выделены Аристотелем из нерасчлененной географической науки.

К эпохе эллинизма (330-146 гг. до н.э.) относится возникновение нового географического направления, которое получило впоследствии название математической географии. Одним из первых представителей этого направления был Эратосфен из Кирены (276-194 гг. до н.э.). Он впервые довольно точно определил размеры окружности земного шара путем измерения дуги меридиана (ошибка измерения составила не более 10%). Эратосфену принадлежит большой труд, который он назвал “Географические записки”, впервые употребив термин “география”. В книге дается описание Ойкумены, а также рассматриваются вопросы математической и физической географии (общего землеведения). Таким образом, Эратосфен объединил все три направления под единым наименованием “география”, и его считают истинным “отцом” географической науки.

Итоги античной географии были подведены уже в эпоху Римской империи двумя выдающимися учеными-греками - Страбоном (около 64 г. до н.э.) и Клавдием Птолемеем (90-168 гг. н.э.). Труды этих ученых отражают два разных взгляда на содержание, задачи и значение географии. Страбон представлял страноведческое направление. Он ограничивал задачи географии только описанием Ойкумены, предоставляя выяснение фигуры Земли и ее измерение математикам, а объяснение причин наблюдаемых на Земле явлений - философам. Его знаменитая “География” (в 17 книгах) - описательное сочинение, ценный источник по истории и физической географии античного мира, полностью до нас дошедший - сайт. К.Птолемей был последним и самым выдающимся представителем античной математической географии. Основную задачу географии он видел в создании карт. Составленное Птолемеем “Руководство по географии” - это перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их широты и долготы, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций. Птолемеем во II в. н.э. была составлена наиболее совершенная карта древнего мира, которая неоднократно издавалась в средние века.

Человечество начало овладевать географическими знаниями с глубокой древности, очевидно еще до возникновения рабовладельческого строя, так как без них невозможно ведение даже самого примитивного хозяйства.

При этом хотя у разных племен и народов географические представления и не были одинаковыми, все же в них можно видеть и некоторые важные общие черты. Племена и народы глубокой древности в центре мира мыслили место своего обитания, свою страну (точнее - местность обитания). Их конкретные географические знания отличались территориальной ограниченностью. Довольно хорошо зная территорию своего расселения и условия, в которых происходила борьба за существование, первобытные народы очень мало знали о местностях, расположенных за этими пределами.

Наблюдения над природой у первобытных народов сводились к установлению отдельных фактов, без выявления общего характера местностей. Поэтому в нашем, современном понимании они мало географичны. Происходящие в природе процессы воспринимались как действия богов и демонов. Вместе с тем древние люди еще до возникновения рабовладения уже имели запас знаний о камнях, растениях, животных, ветрах, морских течениях и т. д. Потребности хозяйственной жизни, товарообмен между отдельными племенами, завоевания и собирания дани - все это, как и многое другое, приводило к необходимости накопления конкретных знаний географического характера.

Известно, что еще бродячие охотники рисовали грубые, но довольно точные картосхемы. Составлять карты и совершать далекие плавания, руководствуясь звездами, умели древние викинги и полинезийцы, хорошо изучившие морские течения, пассатные ветры и очертания берегов. Известны нарисованные на коже карты, распространенные у индейцев Лабрадора, береговые карты эскимосов и т. д. Таким образом, география, как и любая другая наука, возникла в результате практических потребностей, и возникла из частностей.

Изучая историю географии, нельзя пройти мимо периода ее развития внутри древнего общества, так как уже в то время были выдвинуты принципы, которые легли в основу современной географии.

Заметный скачок в развитии географии произошел в рабовладельческую эпоху потому, что именно при рабовладельческом строе произошло резкое размежевание между физическим и умственным трудом, возникло профессиональное и четко определилось территориальное разделение труда.

В самых древних рабовладельческих государствах можно видеть значительное развитие географии. В Египте, например, пользовались картами не менее чем за 1300 лет до нашей эры. Умели чертить карты и древние жители рабовладельческой Мексики задолго до появления на американском континенте первых европейцев. В древнем Китае география наряду с историей может быть названа одной из наиболее ранних отраслей знания. Она развивалась там в силу практических потребностей, связанных прежде всего с развитием ирригации. Древнейшее земледелие в долинах некоторых китайских рек, где позже сформировались феодальные государства, было бы невозможно, если бы население этих долин не обладало некоторой суммой географических знаний. Наконец, что для нас в данной работе особенно важно отметить, в рабовладельческую эпоху возникают первые космогонические учения, хотя и развивавшиеся в системе натурфилософских представлений, но тем не менее содержавшие в себе зародыши и географической науки как особой области человеческих знаний. С этого времени начинается теоретическое осмысливание географических явлений.

В ряде стран рабовладельческого мира (в Египте, Вавилоне, Индии, Китае и т. д.) все чаще предпринимаются попытки научного осознания окружающего человеческое общество мира. Делаются попытки создать научные представления о Земле и ее поверхности, причем многие философы исходили из гипотез о существовании материальной первоосновы, хотя и понимаемой весьма наивно (если к этим гипотезам относиться с точки зрения современной науки).

Первые теоретические представления географического характера развивались внутри космогонических, нередко материалистических в своей основе гипотез, содержавшихся в учениях философов рабовладельческого общества. Начавшаяся с самой глубокой древности борьба между материализмом и идеализмом отражалась на состоянии знаний о Земле, на состоянии географических представлений.

Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии

Географическое знание является одной из первых форм отражения человеком

окружающей среды. Поэтому его истоки восходят к далеким временам.

Возвращаясь к географическому знанию, нужно указать, что элементарные

географические представления имеются у всех народов, независимо от уровня

развития. Эти представления выражаются в местных географических терминах.

Например, в терминах "бор", "болото", "лес", "луг" на любом языке отражаются и выражаются представления о различных местоположениях и местопроизрастаниях, а также о различной хозяйственной ценности угодий, то есть, по существу, довольно глубокие знания о географических различиях местностей. Однако систематические географические знания сложились лишь в натурфилософских системах древних греков.

Впервые систематические географические знания сложились в натурфилософии древних греков, т. е. в философском, умозрительном по своему существу, истолковании природы в ее целостности, что было характерно для философских школ Древней Греции - милетской, пифагорейской и др. Что же касается средневековья, то оно не прибавило существенно нового в географических представлениях, и поэтому характеристику географии древнего мира и средних веков мы рассматриваем в рамках одной главы. В древнем мире удалось накопить так мало истинного знания, что один человек еще мог охватить весь его объем. Хотя подобие специализации по географии, истории, математике и т. д. и было, все знание достаточно полно контролировалось здравым смыслом, логикой и натурфилософией. Области знания еще не задавались вопросом об объектах и предметах исследования. В лучшем случае предпринимались попытки определения целей и задач, а также и адреса (Птолемей, Страбон). Тем не менее уже в трудах древнегреческих ученых были заложены истоки многих современных направлений географии.



Стремление знать свое пространственное окружение для человека изначально.

Поэтому не случайно то, что первым из этих направлений сформировалось страноведение: описание примечательных особенностей природы, богатств, ремесел, народов и их обычаев, размеров и расстояний. В древнегреческой письменной литературе первыми страноведческими документами явились периплы - описания берегов, периэгезы -описания суши, периоды - объезды земли. С обобщением всех известных в Милете1 подобных сочинений выступил Гекатей (ок. 546 - 480 до н. э.) в произведении "Периоды". Кроме ранее выделенных древними авторами Европы и Азии, Гекатей стал выделять и Ливию (Африку), т. е. уже в столь отдаленные времена производилось естественное расчленение земной поверхности. Историк географии Дж. О. Томсон писал, что в работе Гекатея проявляется "известный научный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы ее назвать общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно".

Наиболее древним сочинением по страноведению, из сохранившихся практически в полном объеме, является "История в девяти книгах" Геродота (490-424 гг. до н. э.). Геродот побывал во многих местах известного тогда мира и сделал описания городов и стран. Несмотря на негеографическое название, его сочинение является наиболее полным описанием географического характера, в котором, наряду с обычными страноведческими сведениями, содержится много этнографического материала. Кроме 1/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии того, Геродот проявил интерес к исторической географии: так, он, в частности, реконструировал берега дельты Нила, исходя из географического положения древних портовых городов, находившихся в его время вдали от моря.

Итогом географических знаний античности является сочинение Страбона (63/64 г. до н. э. - 23/24 г. н. э.)" География в 17 книгах". Несмотря на то, что в этом сочинении имеется изложение всех существовавших в то время направлений географии, точнее, истоков формирующихся направлений, его с полным основанием можно отнести к типу страноведческих произведений, хотя бы потому, что 83 % его объема отводится региональной характеристике стран и мест по природному, этническому или политическому принципу. При этом Страбон призывает к естественному делению территорий "по суставам, а не по целой кости". Так, Страбон предлагает деление Азии на две части по горной системе Тавр, которая разделяет бореальную Азию и средиземноморскую. В географических различиях между отдельными частями известного ему мира ученый видел большую роль широты места. Он писал, что, разделив обитаемый мир по кругам, параллельным экватору, ученые "могли бы показать изменения животных, растений и климатов, потому что одни из них принадлежат холодному, другие - жаркому".

Страбон дает полное страноведческое описание известной тогда обитаемой части Земли, хотя и исходит из множественности обитаемых миров на планете. В систему такого описания, как и в наши времена, входили природа, люди и хозяйство. Так что триединство подобного рода в страноведческих описаниях было заложено на заре географического знания.

Один из исследователей жизни и деятельности Страбона писал о нем:

"Малоазийский грек, живший на рубеже нашей эры, написал на склоне лет сочинение, которое, он надеялся, с пользой прочтут заинтересованные лица.

Современники не заметили этого произведения. Слава пришла через тысячу с лишним лет... В античные времена наиболее знаменитых деятелей нередко именовали по их "профессиям". Произносили: Поэт - и все понимали, что имеется в виду Гомер.

Говорили: Оратор - и было ясно, что речь идет о Цицероне.

Византийцы высоко оценили Страбона. Настолько, что могли не называть его имени имени ученого, за которым закрепилось авторитетное прозвище: ГЕОГРАФ".

Вторым направлением географии, которое зародилось в античное время, было землеведческое. В его рамках развивались идеи о фигуре Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, разъяснялись причины многих природных явлений.

Основоположником этого направления стал Фалес из Милета (ок. 625 - ок. 547 гг. до н.э.), который является родоначальником всей античной философии и науки. Его идеи дошли до нас в упоминаниях других древних авторов. Известно, что основой всего земного бытия, всех природных явлений он считал воду в ее разных формах, а Землю представлял как остров, плавающий в огромном Мировом океане. Если исходить из того, что вода в виде осадков, стока и акваторий является важным географическим фактором, и на земном шаре большая часть поверхности занята Мировым океаном, то можно удивляться прозорливости древнего ученого. Поиски начала бытия, первоосновы, в последующем привели к формированию идей о сферах Земли.

Представители другой древнегреческой философской школы - пифагорейской, на острове Самос (вторая половина VI - V вв. до н. э.), ввели учение о центральном огне, который дает жизнь всему космосу и удерживает его от разрушения. Один из 2/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии пифагорейцев, Парменид, выдвинул идею о шарообразности Земли, не приводя никаких доказательств, что вообще было характерно для древнегреческих мыслителей до Аристотеля.

На основе этого предположения Парменида Эвдокс Книдский (около 408 г. - ок. 355 г.

до н.э.) обосновал идею о климатических поясах. При этом он учел возрастающий наклон падения солнечных лучей на земную поверхность по мере возрастания широты ("климат" в переводе с греческого означает "наклон"). Именно Эвдокс представил доказательства шарообразности Земли: изменение высоты звезд над горизонтом при движении на север, форма тени Земли при лунных затмениях. Он также ввел понятие "горизонт" для измерения высоты небесных светил.

Эвдокс впервые установил тепловые пояса Земли, определив их примерное соотношение: жаркого - 8 частей, умеренных - по 5 частей и холодных - по 6 частей на каждом полушарии. Полагают также, что он сделал попытку измерения окружности Земли, получив значительно завышенный результат - от 63000 до 70400 км, в зависимости от принятой единицы длины. Имеется также предположение о том, что Эвдокс впервые применил гномон для определения широтного положения географических объектов.

С обобщением всего древнегреческого землеведения выступил Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). У него вполне оформилась идея о геосферах: "Из четырех тел, то есть огня, воздуха, воды и земли, огонь занимает верхнее положение, а земля нижнее, два других тела соотносятся подобным образом, а именно, воздух ближе всех других к огню, а вода к земле". Ему также принадлежит мысль о едином Океане.

Аристотель систематизировал взгляды своих предшественников относительно тепловых поясов, происхождении и господствующих направлениях ветров. Он много рассуждал о причинах землетрясений, писал об изменениях климата и границ суши и моря во времени. При этом, в отличие от предшественников, Аристотель предпочитал рассуждения, опирающиеся на факты, Примечательно, например, следующее: "Не менее смехотворно, если кто-нибудь, утверждая, как Эмпедокл, что море - это пот земли, полагает, что изрек нечто мудрое. Такое выражение может, пожалуй, удовлетворить нас в поэзии..., но мы не можем довольствоваться им в познании природы".

Основываясь на фактах, он развил идею Эвдокса о шарообразности земли. Что касается обитаемых миров, Ойкумены и Антиподов, то Аристотель полагал их протянувшимися вокруг Земли поясами, которые прерываются водными пространствами.

Он стоял на точке зрения необитаемости жаркого пояса.

В трудах Аристотеля, особенно в работе "Метеорологика", можно найти и другие вопросы, относящиеся к компетенции общего землеведения. Поэтому вполне обоснованно его можно считать основоположником землеведческого направления географии. Последующие за ним греческие и римские ученые, а также ученые эпохи Возрождения в области общего землеведения преимущественно занимались комментариями Аристотеля, соглашались или спорили с ним. Отношение к Аристотелю долгое время характеризовало научное направление ученого, занимающегося естественными науками.

В истории географической науки карта всегда занимала значительное, исключительно важное место, ибо представляла собой жестко фиксированную форму географического знания. Создание первой карты в масштабе по традиции приписывается ученику Фалеса 3/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии Анаксимандру (около 610 г. - после 547 г. до н. э.), автору первого философского сочинения на греческом языке "О природе", создателю геоцентрической модели космоса. Карта Анаксимандра была выдержана по сторонам горизонта, но она не дошла до нас. Историческая молва (недокументированное сведение) гласит о том, что бронзовую копию с этой карты милет-цы отправили в Спарту в виде обоснования просьбы о помощи в борьбе с персами, но спартанцы нашли Персию весьма далекой, чтобы о ней беспокоиться.

Вообще же картоподобные рисунки характерны для всех народов на любом уровне цивилизации. Так, пиктографические "карты" шумеров дошли до наших дней с третьего тысячелетия до нашей эры.

Но все эти и другие картоподобные творения не имели научной основы. Карта, чтобы быть правильным отображением реальности, должна опираться на математические построения. Поэтому подлинным основоположником математико-картографического направления географии следует считать Эратосфена Киренского (около 276 - 194 гг. до н.э.), заложившего основы математической географии. В своей работе "Географические записки", известной нам только по изложению Страбона, он впервые вводит термин "география" взамен прежних периплов, периэгезов и периодов. Он же впервые указал возможность достижения Индии западным путем от Пиренейского полуострова. Однако наиболее важно то, что Эратосфен сделал очень близкое к современному (по полученным результатам) измерение длины дуги меридиана.

При этом он исходил из того, что в день летнего солнцестояния в Сиене не бывает тени - Солнце отражается в глубоком колодце. В этот день он измерил высоту Солнца над горизонтом и тень от длинной колонны во дворе Александрийского музея (в египетском городе Александрия). Определив таким образом, что дуга между этими городами составляет 1/50 часть меридиана (круг тогда делили на 60 частей), он умножил расстояние между городами на 50 и получил 252 тыс. стадий или 39690 км, что отличается всего на 319 км от современных измерений. Узнав длину меридиана, Эратосфен дал количественную оценку размеров Ойкумены и необитаемых частей Земли. Он же впервые применил термины "широта" и "долгота", так как эти понятия связаны с длиной и шириной Ойкумены и других частей земной поверхности. При построении карты он использовал 7 параллелей и перпендикулярные им меридианы.

Значительный вклад в формирование математико-географического направления внес Гиппарх (190-126 гг. до н.э.), заменивший Эратосфена на должности главного хранителя Александрийского музея. Он применил заимствованное от ассирийцев деление круга на 360 градусов, что позволило ему предложить построение карт по сеткам параллелей и меридианов. Гиппарх также разработал стереографическую и ортографическую картографические проекции, изобрел астролябию (для измерения широты места), при помощи которой стало возможным измерять высоту Полярной звезды. Кроме того, он показал возможность измерения долготы путем фиксирования местного времени при начале затмения Луны. Однако этот способ не был использован ни им самим, ни другими учеными на протяжении тысячелетия.

Следует отметить новое измерение окружности Земли Посидонием (135-51 гг. до н. э.), которое дало 28400 км. При этом расстояние между Пиренейским полуостровом и Индией получилось не более 11 тыс. км, что сыграло положительную роль во время Великих географических открытий. Посидоний одним из первых выступил с идеей 4/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии обитаемости экваториальной полосы, оспаривая тем самым мнение Аристотеля.

Вершиной картографической мысли античного периода является работа Клавдия Птолемея (около 90-168 гг.) "Руководство по географии в 8 книгах". Птолемей подошел к географии с астрономических позиций, предприняв наиболее грандиозную попытку нанести известный ему мир на карту. Он изобрел коническую и псевдоконическую проекции; в семи книгах дал материал для построения карт, описав 6000 географических мест. Для 400 мест из них были определены широты. Координаты других пунктов были измерены днями пути, что и привело к неизбежным искажениям. В одной книге Птолемей дает определение задач географии и ее подразделение. Под географией он подразумевал линейное изображение земель для лучшего их обозрения.

Качественную характеристику отдельных частей земной поверхности он назвал хорографией, а искусство создания карт-топографией.

К "Руководству..." Птолемея было приложено 27 карт (в последующих изданиях до 64, но авторство Птолемея оспаривается). Это была первая серия карт, которая получила затем нарицательное имя "птолемей".

Идея изменений земной поверхности также принадлежит к старейшим достижениям человеческой мысли (Гераклит, 530 - 470 годы до н.э.). Во времена Пифагора и Аристотеля (VI - IV вв. до н.э.) появляются первые представления о динамике природы земной поверхности, высказываются суждения о непостоянстве положения и конфигурации береговой линии моря, изменении рельефа и т. д. Учение Аристотеля получает широкое распространение и дальнейшее развитие в работах Ксенофана (VI -V вв. до н. э.), Фукидида (V в. до н. э.), Омара Аалема (X в.), Бируни (XI в.), Ибн Сины (XI в.) и др. В их трудах можно найти попытки истолковать события далекого прошлого как в мифологии, так и в области исследования строения и развития Земли методом сравнительного изучения, при котором события современности служат аналогами древних.

Прообразом современного экологического направления в географии является географический детерминизм ученых древнего мира. Так, мысли о природной детерминации (обусловленности) происхождения и бытия человека, вероятно, проистекают из материализма Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который писал о влиянии окружающей среды, особенно климата, на весь органический мир, включая и человека.

Наибольшее развитие это направление получило в работе "О воздухах, водах и местностях" Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), названной не без основания трактатом по медицинской экологии13, поскольку здесь рассматривается влияние природных условий на человеческий организм.

Гиппократ, восприняв идею Геродота о трех поясах Земли, - холодном, умеренном и жарком, - приспособил ее к объяснению темпераментов, обычаев и общественного бытия народов. Так, Гиппократ пишет о том, что в холодной Скифии люди "угнетаются" холодом и поэтому прозябают в дикости, обладают вспыльчивым характером. В жарком же Египте у людей более цветущий вид, здесь более развиты искусства, но люди ввиду изнеженности благоприятным климатом слабовольны.

Оптимальные условия с сезонными перепадами, которые будят ум и возбуждают к действию, имеются в средней полосе, а именно в областях обитания греков. Кроме таких 5/6 Древняя Греция: истоки основных направлений современной географии "глобальных" обобщений, у Гиппократа имеются ценные медико-экологические наблюдения и рассуждения о влиянии погоды, свойств вод на здоровье и состояние духа человека.

О взаимодействии хозяйственной деятельности человека и природы оригинально рассуждал Платон (423 - 348 гг. до н.э.). Он отмечал, что под влиянием скотоводства плодородные земли Аттики с лесами превратились в голый остов суши, по которой вода, не задерживаясь, стекает по оголенной земле.

Развивая мысли своего учителя и своих предшественников в этом направлении, Аристотель разработал некоторое подобие концепции о различной пригодности земель для жизни в зависимости от природных условий. Но и он не избежал "традиционных" для той эпохи стереотипов: писал о свободолюбии и храбрости народов холодных стран Севера и Запада, о мудрости народов жаркого Востока и о сочетании всех этих качеств в греках.

Таким образом, частью умозрительно, частью эмпирически и математически обоснованно, древние натурфилософы и географы заложили основы главных современных направлений естественнонаучной ветви географии: страноведения, общего землеведения, картографии и экологического направления. Однако их системы взглядов, тесно связанные с историей и народоведением, имели гуманитарный характер, и поэтому в их трудах можно находить мысли, относящиеся и к обществоведческой ветви географии. В целом же две важнейшие концепции географии - единство природы, людей и хозяйства; изменение ситуации от места к месту - были верно уловлены древними учеными.

ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ

1 Географические представления первобытных народов.

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.).

3 Географические представления минойцев и финикийцев.

Географические представления первобытных народов. География возникла в глубокой древности в связи с насущными жизненными потребностями людей – с охотой, собирательством, бортничеством, скотоводством и земледелием. Для ведения хозяйства – даже примитивного – было необходимо достаточно глубокое знание местных условия – образа диких зверей и съедобных растений, хода рыбы в реках и озерах, сезонности и продуктивности пастбищ, плодородия почв. География началась с познания древними людьми окружающего мира и особенностей местности. Однако окружающий человека мир всегда был несравнимо больше его самого (110).

Первые элементарные географические представления появились вместе с трудом, т.е. на самой первоначальной стадии развития человечества (126,279). Среди первых и самых важных вопросов, которые задавал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей природы. «Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, может быть, в каких-то других местах трава еще зеленее» (110, с. 15).

О характере географических представлений эпохи первобытнообщинного строя можно судить лишь косвенно, поскольку письменные памятники для этой эпохи отсутствуют. Косвенные же суждения основываются главным образом на изучении культуры отсталых племен и народностей, которые вплоть до столкновения с европейцами оставались на стадии первобытнообщинного строя. Огромный вклад в изучение культуры примитивных людей внесли Н. Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.), Л. Леви-Брюль (1857-1939 гг.), Д. Кук (1728-1779 гг.) и М.Мид (81,211,212,263,301,420,433).

Известно, что первобытный человек черпал свои знания о природе из своего непосредственного опыта, ограниченного площадью местообитания. Однако, по мнению ученых, знания эти отличались удивительной доскональностью. Европейских путешественников поражала способность «дикарей» всех континентов внимательно наблюдать и тонко чувствовать природу (211,212). Круг фактических знаний первобытного человека всегда определялся характером его производственной деятельности и непосредственным природным окружением (126,279).

Например, в языке эскимосов Северной Америки, жизнь которых тесно связана с морем, имеется до 20 различных слов, обозначающих разные типы и состояния льда. У земледельческих племен наиболее богата терминология, относящаяся к различным сельскохозяйственным культурам, фазам их развития и т.д. Охотники и собиратели особенно хорошо знают дикорастущие растения и животных. С высоко развитой наблюдательностью тесно связаны навыки отлично ориентирования в пространстве. Вместе с тем у некоторых африканских народностей восприятие цвета ограничивается лишь красным и голубым, в их языке имеется только два слова для обозначения этих противоположных участков спектра видимого света. В результате этого они не воспринимают такие промежуточные цвета, как оранжевый, желтый или зеленый (110, с.19).

Многие древние народы эмпирически подошли к выработке сложных географических понятий, напоминающих современные научные представления о ландшафтах и урочищах, что нашло отражение в их языке, в местных географических названиях (126,322).

Из психологии известно, воспринимая окружающие предметы, человек обособляет их пространстве и только затем устанавливает между ними пространственные связи и отношения (110,126,366,408,423). Отсюда вытекает и особый способ передачи этих отношений – географическая карта.

Карта в своем элементарном виде, т.е. картографический рисунок, появляется у первобытного человека задолго до изобретения письма. Правда, до нас не дошло ни одного картографического изображения тех времен. Однако некоторые петрографы, возможно, содержат в себе элементы топографического рисунка. Еще А. Гумбольдт (1769-1859 гг.) видел в петроглифах Южной Америки зачатки географической карты. Если это так, то начало картографии восходит к позднему палеолиту. Палеолит – это древний каменный век (первый период каменного века), время существования человека, который пользовался примитивными каменными, деревянными и костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше 2 миллионов лет назад) примерно до X тыс. до н.э. Таким образом, карта как метод фиксации данных хронологически предшествует письменному описанию географической реальности.

Самая же древняя из сохранившихся карт была создана в Шумере (Междуречье) примерно 2 500 лет до н.э. Она представляет собой рисунок небольшого участка местности, выполненный на глиняной табличке (110,126,279).

Элементы географических знаний занимали первое место в общей сумме представлений первобытного человека об окружающем мире. Вместе с тем на этом первом этапе развития Homo Sapiens мышление человека имело конкретный характер. Древний человек способен был дать собственные названия (имена) каждому местному предмету, но в его языке отсутствовали слова, обозначающие общие понятия, такие, как «река», «гора», «растение», «животное» и др. Острая наблюдательность и относительно обширные знания отдельных конкретных фактов сочетались у него с неразвитостью абстрактного мышления (110,126).

2 Развитие географических идей и представлений в странах Древнего Востока (IV-I тыс. до н.э.) Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тыс. до н.э. у земледельческих народов Египта, Междуречья, Северной Индии и Китая. Оседлое земледельческое хозяйство давало больше возможностей для применения рабского труда и развития металлургии, чем скотоводческое. Образованию развитых рабовладельческих государств в этих странах способствовали их благоприятные географические условия: положение вдоль больших рек – источников орошения и водных путейречные цивилизации », И.И.Мечников (1845-1916 гг.)), относительно надежные естественные рубежи – горы, пустыни и т.д. Эти государства возникли независимо друг от друга. Лишь со временем взаимное влияние их культур в той или иной степени стало проявляться достаточно отчетливо.

Древнейшие народы Востока оставили нам первые письменные документы. Любопытно, что самые ранние, дошедшие до нас литературные произведения были посвящены описанию путешествий. Повести и сказки о путешествиях в дальние страны – один из древнейших жанров мировой литературы.



Тема путешествий всецело преобладает в древнейшем эпосе. Например, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (IV тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который добрался через пустыни и горы до океана и перебрался через него (26,61,110,126).

Источники этого рода (сказки, песни, эпос и т.д.), наряду с археологическими данными, позволяют составить предположение о пространственно-географическом кругозоре народов Древнего Востока и их представлениях о Земле.

Древние египтяне , например, уже в III тысячелетии до н.э. вели оживленную торговлю с Сирией, Эфиопией, странами бассейна Средиземного моря. Возможно, они также имели торговые отношения с далекой Индией.

Кругозор народов Междуречья в III-II тысячелетиях до н.э. распространялся на севере до Армении и Закавказья, а на юге – до современного Омана (85,110,126).

Пространственный кругозор древних китайцев вплоть до второй половины II в. до н.э. ограничивался главным образом восточной частью нынешней территории Китая. Дстоверные сведения о странах Центральной и Средней Азии древние китайцы получили лишь после путешествия Чжан Цяня (138-126 гг. до н.э.). Это путешествие положило начало торговым связям Китая со странами Средней Азии, а через них и с Восточным Средиземноморьем, куда несколько позже был проложен «великий шелковый путь», просуществовавший вплоть до 23 г. до н.э.. В Древнем Китае уделялось много внимания географическим исследованиям, в т.ч. поискам пути в Европу. Китайские путешественники сделали не меньше, «открывая» Европу, чем европейцы, прокладывая путь на «Дальний Восток». Но китайский свод знаний остался в стороне от потока западной мысли (110,126,158,279).

К рабовладельческой эпохе относится возникновение зачатков научных знаний в области математики, астрономии и механики. В Египте в эпоху Древнего Царства (около II тыс. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). Аналогичные работы велись в Междуречье. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели в повседневный обиход солнечный календарь . Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения затмений и научились предсказывать их (126).

«Египет – колыбель науки». Египет называют колыбелью науки, т. к. здесь еще в глубокой древности возникли методы наблюдения, измерения и научного обобщения. Египетские жрецы обладали прочными практическими знаниями в области математики (алгебра), астрономии и геометрии, необходимыми для управления обществом. Они совершенствовали способы измерения земельных наделов и определения границ полей, постоянно уничтожаемых во время половодий на Ниле. Они научились определять линию местного меридиана (направление север-юг), чтобы точно ориентировать воздвигаемые монументы и общественные сооружения. Они также изобрели письменность и нашли способ получения папируса – материала для письма – из растения, обильно произраставшего в заболоченной дельте Нила (110).

Междуречье. Народы Месопотамии также внесли свою лепту в накопление географических знаний. Самые первые в мире математики, жившие в государстве шумеров, владели всеми основными правилами алгебры уже 3 000 лет тому назад, хотя алгебраические символы, которыми мы пользуемся теперь, не были известны вплоть до XVI столетия. Но и без них шумеры понимали и использовали многие алгебраические зависимости. Они также могли извлечь квадратный корень из любого числа.

Из Междуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года на 12 месяцев, суток на 24 часа, окружности на 360 градусов. В этой стране была принята лунная неделя .

В первых рабовладельческих государствах древнего Востока создавались и примитивные карты, служившие самым разным целям. Одна из самых древних карт относится приблизительно к 2 500 г. до н.э. Она представляет собой очень схематическое изображение на глиняной табличке северной части Междуречья с рекой Евфрат и двумя горными цепями. На более поздней вавилонской карте (около V века до. н.э.) изображена вся Земля в виде диска, окруженного океаном, с центром в Вавилоне (85,110,112,215).

Именно в странах древнего Востока появились первые идеи о божественном провидении . Согласно религиозным представлениям древних шумеров, мир управляется богами, похожими на людей, но наделенными, в отличие от них, сверхчеловеческими возможностями и бессмертием. Каждому из богов подчинялись определенные силы и явления окружающего человека мира природы – течение рек, морские приливы и отливы, ветровые потоки, урожайность нив, изобилие дичи. Боги состязались друг с другом, а их отношение к людям отличалось деспотизмом, а часто и мстительностью.

В древних культурах всего мира многие явления природы объяснялись ссылкой на существование единого божества, чьи действия всегда оказывались неподсудными. Это божество нужно было чаще ублаготворять жертвоприношениями для того, чтобы оно более благосклонно относилось к человеческим существам.

Представления древних народов о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, сохраняли свой мифологический характер. Так, еще в III тыс. до н.э. древние шумеры создали мифы о сотворении мира , о потопе и рае, которые оказались очень живучими и нашли свое отражение в главной книге всех христиан – «Библии».

Вера в прямое воздействие светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии . Особенно популярной эта «наука» была в Вавилоне. Представления о Земле у всех древних народов основывались на непосредственном восприятии окружающего мира.

Наблюдения над обозримым горизонтом привели к взгляду о Земле как неподвижном, плоском диске, находившемся в центре мира. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священной книге браминов – «Ведах»: «Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия» (126).

3 Географические представления минойцев и финикийцев. К числу наиболее развитых народов III-II тыс. до н.э. относились минойцы и финикийцы. К II тысячелетию до н.э. посредническая торговля между Западным и Восточным Средиземноморьем находилась в руках минойцев , которые на острове Крит основали мощную морскую державу. Имеются свидетельства о том, что торговые связи минойцев простирались от Британских островов до Канарских островов, Сенегала и Индии. Однако с середины II тыс. до н.э. господство на морских путях Средиземного моря переходит к финикийцам.

Финикийцы , родина которых располагалась на территории современного Ливана, принадлежали к числу первых мореплавателей и первооткрывателей новых земель. В своих плаваниях они проникали далеко за пределы известных земель. Однако, занятые лишь торговлей, они почти ничего не сообщали о посещенных ими странах и народах.

В одной из горных долин современного Бейрута в те далекие времена было обнаружено рудное тело, в котором удачно сочетались медь и олово. Финикийцы разрабатывали его, изготовляли бронзу и торговали ее. Вообще же в рудных месторождениях Средиземноморского бассейна при обилии меди олова явно недоставало. Поэтому финикийцы совершали регулярные морские походы к островам Силли у берегов Великобритании, где добывали олово. Они также торговали древесиной кедра, обильно произраставшего в горных лесах Ливана. Один из древнейших письменных документов, составленный за 3 000 лет до н.э., представляет собой опись кедровых бревен, погруженных в финикийском порту Библе на сорок кораблей, которые должны были доставить этот груз в Египет.

Финикийцы заложили множество торговых портов по всему побережью Средиземного моря, в том числе и Карфаген . Им же принадлежит создание первого фонетического алфавита. Он целиком состоял из согласных звуков, подобно современному семитскому алфавиту. Несколько позже греки дополнили этот алфавит краткими гласными звуками. Финикийский язык лег в основу абсолютного большинства всех известных сегодня европейских алфавитов. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, а в 322 г. до н.э. покорена Александром Македонским . В 146 году до н.э. Карфаген был разрушен (11,110,126).

Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в.

Этот этап характеризуется первоначальным накоплением гeoгpaфических знаний. В общих чертах (на доступном уровне) на этом этапе была изучена почти вся поверхность Земли, т. е. к концу этапа у человечества сформировался глобальный географический кругозор, зародились многие важные для географии идеи и представления, унаследованные и развитые другими поколениями ученых.

Географические представления возникли в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических (бытийных) знаний определялся характером деятельности человека и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось у них с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), рождение и смерть человека, что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т. е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Уже в глубокой древности признавалась шарообразность Земли (Парменид, VI - V вв. до н. э., Аристотель, IV в. до н. э., Эратосфен, 111 ­ 11 вв. до н. э.). На этой основе возникло представление географической зональности (Эвдокс, IV в. до н. э., Посидоний,вв. до н. э., Страбон, I в. до н. э. и др.). Философская мысль подошла к идее изменений земной поверхности (Гераклит, VI - V вв. до н. э.). Зародились общая география и географическое страноведение, картография и гидрология.

К числу наиболее важных философско-географических достижений эпохи античной культуры можно отнести:

Формирование пространственного (геопространственного) подхода, который играл большую роль (в методологии географии) на всех остальных этапах формирования географических наук. Его методологическая сущность, конечно с учетом временных особенностей разных эпох, сохранилась и дошла до наших дней.

Становление натурфилософии на базе целостного мышления того времени, в котором объединялись многие стороны истории, математики, естествознания, этнографии и других направлений. Географические идеи формировались в единстве указанных воззрений и не составляли самостоятельного направления. «Я считаю, - писал Страбон, - что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же, как и всякая другая наука, входит в круг занятий философии».



В географии формируется описательно-страноведческое направление, которое способствовало накоплению географических фактов о различных регионах (пространствах) Ойкумены и образованию единой (описательной) географии (хорографии) . Первыми страноведческими описаниями стали периплы (описание берегов), периэгезы (описания суши) и периоды (объезды земли). С обобщениями подобных сочинений выступили Гекатей, Страбон, Птоломей и др. Это было страноведческое направление географии тесно связанное с историей. Дж. О. Томпсон называл ее общей географий.

Происходит зарождение естественнонаучного или общеземлеведческого направления (линия Аристотеля), связанного с попыткой объяснения описываемых природных явлений. Здесь просматриваются основы теоретического осмысления через систему понятийного аппарата: о фигуре и сферах Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, климате и климатических поясах, геоцентрической модели космоса, географии, хорографии и др. Эти идеи формировались не только в трудах Аристотеля, но и Фалеса, Эвдокса, Гераклита, Фунидида и др.

Появляется математико-географическое направление, которое заложило основы математической географии, геодезии и картографии . Трудами Эвдокса, Анаксимандра, Эратосфена, Гиппарха, Птолемея вводятся такие понятия как топография, широта и долгота, картографическая проекция, длина меридиана и др.

Прослеживаются экологические мотивы в географии, связанные с мыслями о природной детерминации (обусловленности) бытия человека (Демокрит), роли климата в жизни людей, формировании их характера, традиций и обычаев (Гекатей, Гиппократ). Эти мысли, видимо, оказали влияние на Ш. Монтексье, когда он формулировал понятия географического детерминизма.



В раннем средневековье распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкие технологии кораблестроения, религиозная замкнутость стран, суеверия и мифы препятствовали далеким путешествиям. Сухопутные путешествия в основном к «священным местам» совершались паломниками или миссионерами. Образовательный процесс начинался с латинской патристики, т. е. совокупности теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). В истории географии она была временем сохранения элементов античных знаний на общем фоне их упадка и первых попыток интерпритации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций. Примером могут быть труды Козьмы Индикоплова, написанные в VI веке. Это нашло отражение на раннесредневековых «колесных картах», что ассоциировалось с плоской формой нашей планеты. Их центром, осью мироздания был признан Иерусалим, местоположение «Гроба Господня».

В среднем средневековье происходит расширение пространственного кругозора на Севере Европы и Северной Атлантике (плавания ирландских мореходов и скандинавских викингов) и знакомство европейцев с арабоязычной наукой. Это было время схоластики (религиозной философии с предпосылками рационализма), временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении Ойкумены, началом его систематизации и выявлением некоторых причинно-следственных связей в трудах Ибн Батуты, Ибн Сины и др. Арабы ассимилировали достижения культуры и науки коренных народов, создали крупные научные центры в Багдаде, Кордове и Палермо, в которых на арабский язык переводились произведения греческих, римских и иных мыслителей. Из Индии они почерпнули десятичную систему счета, у китайцев – компас, усовершенствовали систему орошаемого земледелия, строили новые каналы, производили шелк. География арабов была прежде всего наукой о путях, связывающих отдельные территории и о самих территориях. Однако арабская география в теоретических положениях не продвинулась дальше античных географов. Ее заслуга заключается в расширении пространственного кругозора (двигателем была торговля) и в сохранении для потомков идей античности. Карты арабских географов до XV века оставались без градусной сетки.

Завершается это время становлением раннего гуманизма, что стало апогеем средневековой географии с ее представлением о единой в мире Ойкумены и преддверием ВГО, которые коренным образом изменили средневековую парадигму. Этому предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и публикаций страноведческих описаний о странах Востока богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий. Центром географической мысли становится Венеция, которая, по словам К. Риттера, стала «высшей школой географических и исторических наук». В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. Составлялись сборники путешствий и локаций. Появляются и первые учебные заведения, называемые добровольными «академиями».

ВГО раздвинули границы географического мира. Это был необычайно трудный, требующий огромного личного героизма и энергии, процесс познания мира в пространстве Земли, которого не знала ни одна наука, кроме географии. Эпоха ВГО, по словам Ф. Энгельса, была эпохой титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Зарождающийся капитализм требовал достоверных данных о сухопутных и морских путях, о природных условиях известных и вновь открытых территориях. В европейских странах начался процесс накопления знаний о географическом пространстве, вытеснивших иконографичность представлений о мире. В современном мире наиболее значимыми становятся «горизонтальные», десакрализованные взаимоотношения между культурами и странами .

Основными достижениями географии в средние века можно назвать:

Развитие картографии, формирование современной карты мира, издательство карт, которое стало возможным благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. В XVI веке центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А. Ортелия и Г. Меркатора. Первый оставил о себе память изданием собрания карт под названием «Театрум», включавших 70 наименований. Второй разработал математические основы картографии. М. Бехайм изготовил первый дошедший до нас глобус. К сожалению, большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий.

Освещением в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х. Колумба, А. Веспуччи, Пигаффеты и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений. В 1507 г. лотарингский географ М. Вольдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый Свет Америкой.

Появлением первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гриччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города.

Развитием идей математической географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географии. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во Вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировали знания по астрономии, физике и географии.

Возникают представления о залегании слоев земной коры (Леонардо да Винчи), об общем строении Земли (Р. Декарт, г. Лейбниц), процессах горообразования (Н. Стенон). В конце этапа появляются первые труды, обобщающие накопленные географически е знания, имеющие в известной степени теоретический характер (работа Б. Варениуса и др.).