Молодежное движение битников. Движение битников – история и влияние на современность. Типичный внешний вид битника

Контркультура

Контркультура - в широком смысле - тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру . Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Возникновение контркультуры на самом деле -- явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах:собственно, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 50-х - 70-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку.

Битники

3.1. Состояние Мира на момент зарождения контркультуры

Война была хорошо реализуемой ещё до того как США присоединились к конфликту. Поскольку США подготовились бороться, Рузвельт имел представление того, на что должен походить послевоенный мир. 6 января 1941 г. он выступил перед членами конгресса с речью, вошедшей в американскую историю как речь о "четырех свободах": свобода слова и высказываний, свобода каждого человека поклоняться Богу тем способом, который он сам избирает, свобода от нужды, свобода от страха («что в переводе на понятный всем язык означает такое основательное сокращение вооружений во всем мире, чтобы ни одно государство не было способно совершить акт физической агрессии против кого-либо из своих соседей»).

Как контрапункт к тем идеалистическим военным целям, большинство американцев сражалось за концепцию той доброй жизни, которую они помнили дома.Военный корекспондент Джон Херси однажды спросил молодого моряка за что же он бореться.После мимолетного раздумья солдат вздохнул и сказал: «Господи, что бы я отдал за кусок черничного пирога!».

Америка решает испробовать своё новое оружие-атомную бомбу.

Первая бомба, урановое оружие, названное «Little Boy», была сброшена на Хиросиму 1945 года 6 августа (убив 70.000 человек мнгновенно и ранив 70.000).Три дня позже 2 плутонивые бомбы «Fat Man» упали на Нагасаки (убив 40.000 и ранив 60.000).

Семена Холодной Войны, доктрина Трумана, основание НАТО в 1949, увеличение власти правительства, попытки продвигать социальную реформу, дискриминация «цветных»(магазины «только для белых» и т.д.),дискриминация латино-американцев, борьба женщин за равноправие полов....так выглядел Мир на тот момент времени.

В таких условия произошло зачатие битничесва, «разбитого поколения», отвергающего традиционную мораль и общепринятые социальные ценности пуританского и консервативного общества.

3.2. Зачатие Бита

Джон Чиарди в своей знаменитой статье: «Эпитафия разбитым», объясняя массовый успех битников, писал, что «у молодёжи есть все основания для того, чтобы бунтовать против нашего американского самодовольства. Каждый день вставать в половине седьмого, в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой, и смотреть купленный в рассрочку телевизор, -- такой образ жизни вряд ли может прельстить молодого человека».Таким людям противела жизнь человека-автомата живущего и ненавидящего по расписанию.

Битники героизировали спонтанность, Дзэн, марихуану, пейот, джин и кофе, дикие путешествия на машинах; жизнь низов, безжалостную честность в превращении частных чувств в общественное..

"Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему...они-узники потогонной системы, произвдства,потребления, работы, производства, потребления, передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев скитаются по свету с рюзаками за спиной, уходят в горы молиться, смешат детей и радуют стариков, молодых девчонок делают счастливыми, а старых - ещё счастливие, все они - Безумцы Дзэна, ходят и слагают стихи, возникающие в их головах просто так, безо всякой причины; тем, что они добры, совершая странные поступки, они заставляют всех, все живые существа видеть вечную свободу..." - Джек Керуак.

Битничество оформилось как довольно агрессивно настроенная идеологическая группировка, увлекающаяся дзэн-буддизмом, практикующая искусство медитации, эксперементирующая с психоделиками, неистово творившая и (что наиболее важно) думающая. Если к этому прибавить протест (активный протест) против американской внешней политики, американского "общественного мнения" и "общественной морали", а также против святая святых - американского образа жизни, то можно понять, почему битничество-это протест интеллектуалов.

3.3. Название

"beat", в оригинальном уличном использовании: «исчерпанный», «на дне мира», «ищущий», «бессонный», «наивный», «проницательный», «отвергнутый обществом», «сам по себе», «остроумный», «проворный».

Джек Керуак употребил фразу «Beat Generation» в 1948, обобщая свой социальный круг, чтобы характеризовать андерграунд, нонконформистскую молодёжь, собирающуюся тогда в Нью-Йорке; название родилось в беседе с романистом Джоном Клеллоном Холмсом (издал ранний роман о битниках, названный “Go”, в 1952, наряду с манифестом в ”New York Times Magazine”: “This is the beat generation”). Прилагательное «beat» было введено в группу Гербертом Ханком, хотя Керуак расширил значение термина. Другие определения, обсуждаемые Холмсом и Керуаком были «найденые» и «furtive» (скрытый, тайный; неизбежный).

Термин «битник» был выдуман Хербом Каном в «Хрониках Сан-Франциско» 2 апреля 1958, вероятно как игра на имени российского спутника «Спутник».Определение слова «битник» по Кану, предлагало, что битники были "далеки от мейнстрима общества" и "возможно прокоммунисты".

Это, возможно, было намерением Кана изобразить «Бит поколение» как анти-американцев. Возражая против термина Кана, Аллен Гинсберг написал в "Нью-Йорк Таймс" для порицания "грязного слова битник," комментируя, ", Если битники и не освещенные Бит поэты наводняют эту страну, они будут созданы не Керуаком, а индустрией массовых коммуникаций, которые продолжают промывать людям мозги."

Новый термин Кана прикипел и стал популярным ярлыком, связанным с новым стереотипом мужчин с козлиными бородками и беретами, играющих на бонго, в то время как женщины, в чёрных ласинах, танцуют.

3.4. История

Движение битников прошло несколько этапов: первичного зарождения (40-е годы), развития (конец 40-х - начало 50-х), становления(конец 50-х), расцвета(на рубеже 50-х - 60-х), а также так называемого «пост-существования» (60-е годы).

Битники поначалу были литературной группой - это была компания молодых писателей и поэтов, не приемлющих эстетических установок «официального» искусства. Первые писатели «Beat Generation» встретились в Нью-Йорке: Джек Керуак, Аллен Гинсберг, Уильям С. Берроуз, (в 1948) и позже (в 1950) Грегори Корсо.

Центральные фигуры (за исключением Берроуза) собрались вместе в Сан-Франциско в середине 1950-ых, где они встретились и стали друзьями с писателями, связанными с Ренессансом Сан-Франциско, такими как: Кеннет Рекскорт, Гэри Снайдер, Лоренс Ферлингетти, Майкл Маккльюр, Филип Валлен, Гарольд Норс, Лью Велч, и Кирби Дойл. Там они встретили много других поэтов, которые мигрировали в Сан-Франциско, потому что город имел репутацию нового центра креативности.

В 1953 году начинающий поэт Лоуренс Ферлингетти начал издавать небольшой журнальчик под названием "City Lights"("Огни большого города", аллюзия на знаменитый фильм Чаплина), а через два года на Коламбус, центральной улице Сан-Франциско при издательстве был открыт одноименный книжный магазин, где и стали продаваться первые книги битников, самые знаменитые из которых - сборник прозаических фрагментов, эссе, новелл и медитаций Джека Керуака «В дороге» (1957) и поэма Аллена Гинзберга «Вопль» (1955).

3.5. Наркотики

Классические члены Бит Покления-- как сказал Аллен Гинсберг, "круг вольнодумцев" -- использовали множество различных наркотиков.

В дополнение к алкоголю, обычному в американской жизни, они также интересовались марихуаной, бензедрином и, в некоторых случаях, опиатами, типа морфия. В течении времени, многие из них начали использовать психоделические наркотики, типа мескалина, яге (также известный как Ayahuasca), и ЛСД.

Большую часть этого использования можно справедливо назвать «экспериментальной», часто они были вообще незнакомы с эффектами этих наркотиков, также присутствовали интеллектуальные аспекты их интереса к наркотикам и простое преследование гедонистического опьянения.

3.6. Гомосексуализм

Помимо прочих качеств, резко выделявших битников среди городской буржуазии и даже среди, казалось бы, близкой им творческой и университетской интеллигенции, была их открытая сексуальность, причём не столько гетеросексуальность, сколько гомосексуальность, на что в США в те годы было наложено фактически табу.Гомосексуализм был вне закона, во всяком случае, несмотря на многие реформы в западном обществе, его рассматривали не только как грех, но и как преступление.

3.7. Музыка

Джаз и блюз для битников быстро стал главным культурным сопровождением - один из идеологов битничества Джон Артур Мэйнард говорил о джазе в таких терминах, как "новый завет" и "откровение". Речь чаще всего шла о бопе, который появился незадолго до самих битников и пробивал себе дорогу на сцену через целые ушаты критических помоев, которые лились на него со всех сторон: один из критиков, Уинторп Сарджент, например, писал, что-де если негра с детства воспитывать на хорошей музыке типа Бетховена, то он бросит свои варварские дудки и начнет слушать академические произведения. Так вот, боп сделал исполнителя почти священной фигурой и подарил битникам такие понятия, как одиночество в толпе и спонтанность.

3.8. Литература

Битники тяготели к бессюжетности, свободному стиху, метафорическому языку, шокирующей лексике, импрессионистичности и натуралистичности описаний. Бит был построен на заимствованных ритмах, долгих витиеватых фразах без перерыва на вдох.

Биты следовали собственным лихорадочным призывам. Керуак написал ставшие знаменитыми слова в романе В Дороге: «Единственные люди для меня -- безумцы, безумные жить, безумные говорить, безумные быть спасенными... которые хотят иметь всё сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят, как сказочные римские свечи, взрывающиеся пауками среди звезд.». Сам роман был написан за три недели в безостановочной кофеново-бензедриновом угаре на 147-метровом рулоне бумаги без единого знака препинания.

«Первая мысль -- самая лучшая,» -- таково было правило Гинзберга.

Берроуз активно пользуется «методом нарезок» (cut-up method), о котором писатель узнаёт от своего друга, поэта и художника, Брайона Гайсина. Данная техника письма впервые предлагается дадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько трансформирует её. Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую -- личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста. В заключение цитата самого Берроуза:

«Человек читает газету, и его взгляд скользит по колонке в разумной аристотелевской манере -- мысль за мыслью, фраза за фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам, а также осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка.»

«Поэзия двадцатого века,подобно всем искусствам и наукам,перенесла центр тяжести на исследование-экспериментирование с тем самым материалом,из которого она состоит.Поскольку любой человек глубоко внутри себя понимает, что все его видения и все его истины в конечном счёте лишены содержания...следующим шагом должно стать исследование...движущей силы видений, то, что лежит в истоке истины, а значит-сами слова...а значит, использовать радикальное средство - полное устранение содержания.» - Аллен Гинзберг, «Индийские Дневиники».

«Нет такой причины, из-за которой любая строка должна начинаться от левого поля страницы.Глупая привычка: будто все мысли в мозгу выстраиваются в шеренги, как призванные в армию новобранцы.Начнём новую мысль на краю и органически проследим за её развитием, как с неё слетает вся шелуха, выявляя её форму, когда одна ассоциация связана с другой, с прыжками-пробелами, указывающими на связи и разрывы между веще-мыслями, ломаный синтаксис, чтобы указать на колебания и провалы в мыслях -ГРАФИЧЕСКИ показывая движение ума...Это проще, чем деспотичная форма сонета, ведь человек никогда не думает посредством диалектически застывших форм катрена или сиснтетических форм сонета: но наше мышление работает, используя блоки ощущений и образов.» - Аллен Гинзберг, «Индийские Дневники».

3.9. Буддизм - религия Бита

Буддизм, древняя и в высшей степени философическая азиатская традиция, был религией Бита. Он начал влиять на жизни главных нью-йоркских Бит авторов в середине 1950-ых, когда Джек Керуак и Аллен Гинсберг начали интересоваться им. Керуак и Гинсберг начали свои поиски, читая книги в библиотеках, но когда они мигрировали к Калифорнии, начали воплощать буддизм в жизнь (главным образом Дзэн), вдохновленные Гэри Снайдером (битник, больше всех связанный с буддизмом) и Кеннетом Рекскортом.

Буддизм изменит жизнь любого, кто начинает понимать его, и все работы, которые Кероуак написал после середины пятидесятых, особенно «Бродяги Дхармы» и «Биг Сур», могут интерпретироваться как буддийские притчи. Работы Гинсберга - подвергались не меньшему влиянию Буддистской мысли.

3.10. Наследие

Гинзберг характеризовал некоторые из существенных эффектов творческого Бит-движения в следующих сроках:

· Духовное освобождение, сексуальная "революция" или "освобождение", то есть, гей-освобождение, несколько катализируя женское освобождение, освобождение чёрных, активность Серой Пантеры.

· Освобождение слова от цензуры.

· Демистификация и/или декриминализация гашиша и других наркотиков.

· Эволюция ритма и блюза в рок-н-ролл как высокую художественную форму, как свидетельствуется Битлз, Бобом Диланом, и другими популярными музыкантами вдохновленными в поздние пятидесятые и шестидесятые поэтами и писателями Бита.

· Распространение экологического сознания, подчеркнутого вначале Гэри Снайдером и Майклом Маккльюр, понятие "Свежей Планеты."

· Оппозиция военной-индустриальной машинизированной цивилизации, как подчеркнуто в работах Берроуза, Ханка, Гинсберга и Keруака.

· Внимание к тому, что Кероуак назвал (после Спенглера) "второй религиозностью" развивающейся в пределах передовой цивилизации.

· Возвращение к высокому оцениванию индивидуальности вопреки государственному единообразию.

· Уважение к земле и местным народам и существам, как объявлено Керуаком в его лозунге «В Дороге»: "Земля - индийская штука."

Кинематограф.

Кажущаяся хаотичная спонтанность Роберта Олтмана многим обязана Биту, равно как и черно-белые медитации Джима Джармуша и ловкий неаффектированный фильм Ричарда Линклэйтера «Лодырь». А каждое дорожное кино, от ярких и наглядных (Тельма и Луиза, Что-то Дикое) до инертных (Калифорния), рабски следуют пикареску «В Дороге».

«Берроуз -- один из кирпичей моего письма,» -- говорит сценарист и режиссер Гас Ван Сент. -- «Когда я располосовал три законченных сценария и совместил их у себя в компьютере, чтобы сделать My Own Private Idaho , -- это именно то, что сделал бы он. Это какая-то магия: это как кидать главы в урну, а затем наобум вытаскивать их одну за другой. Этот метод позволяет вселенной диктовать тебе, а не твоему собственному думающему разуму.»

Литература.

В литературе, как это ни странно, последователей Бита найти сложно. Музей Уитни определяет, например, Пола Битти как «молодого поэта, сформировавшегося под влиянием бит-культуры.» Сам же Битти заявляет: «Движение на меня не влияло.» Поэт Спарроу так же осторожен. «Я трудился, чтобы бунтовать,» -- говорит он. -- «Меня интересуют ясность и четкость, а не их бредящий стиль. Но все эти редакторы говорят мне, что я слишком битов. Может, они и правы; тогда я, наверное, битник третьего поколения. Это ужасная доля.» Современным поэтам, утверждает Рон Колм(ООНевыносимый)) , нужно «очистить чрезмерно слюнявое психическое пространство Битников, чуть-чуть прикончить папочку» -- как это сделали сами Битники, махнув литературный модернизм на джаз.

Бит имел большое влияние на Рок-н-ролл, включая главные его фигуры, такие как Битлз, Боб Дилан и Джим Моррисон. Имидж мятежной рок-звезды во многом аналогичен образу Бита. Вот - несколько примеров их причастности к Рок-н-роллу и другим формам поп-культуры:

· Одна из причин по которой «the Beatles» использовали в названии букву "a" («жуки»-«beetles») это то, что Джон Леннон был поклонником Керуака.

· Боб Дилан признает, что очень многим обязан Керуаку и Гинзбергу, как в своем галлюцинаторном языке, так и в нежелании повторять дубли при записи.

· Джим Моррисон называет Керуака самым важным вдохновителем.Также он учился поэзии у Ферренгетти.(Клавишник Рэй Манзарек говорит, что «The Doоrs» никогда не сформировались бы, если бы не Керуак.

· Гинзберг был другом, а Кэссиди членом «Merry Pranksters» (литературная коммуна) Кена Кизи, которая также включала членов рок-группы «the Grateful Dead».

3.10. Наследие

· Гинзберг работал с панк-группой «The Clash». Берроуз работал с группами «Sonic Youth»(«Битники повлияли на нас очень сильно в смысле радости манипулирования языком,» -- говорит гитарист Соник Ют Ли Ранальдо. -- «А также в использовании нашей собственной жизни в качестве предмета изображения и в нашем лишенном иллюзий взгляде на современную жизнь.»), «R.E.M.», Куртом Кобейном(Курт Кобейн выпустил компакт-диск с Уильямом Берроузом, перед которым также преклонялись панки (Патти Смит ставила его «наверх, рядом с Папой Римским»)) , «Ministry», и другими.

· Боно из «U2» говорит о Берроузе как о главном вдохновителе, Берроуз мимолётно появился одном из «U2» видео.

· Термин хэви-метал впервые появляется в романе Берроуза «Экспресс „Сверхновая“» 1964 года.

3.11. Пост-существование и Выводы

Битники взяли слишком высокий "аккорд", их протестующие голоса были так громки, так надрывны, что в конце концов сорвались на фальцет. Они смогли предложить своему поколению только один способ борьбы с обществом, из которого они сами себя выгнали, - уход от него, уход в себя, в "другие сферы", в дзен-буддизм, в"радостную преступность"(Дж.Керуак), в вызывающе-нарочитую гомосексуальность и наркотики (У.Берроуз, провозгласивший, что "лучший Выход это Вход")...

«Мне нравится слышать, как имя Керуака упоминается как символ путешествий, как символ проживания жизни, как она есть,» -- говорит художник Джек Пирсон, чьи фотографии и бриколажи полны образов дорожных странствий и печальных мотелей. -- «Как и Керуак, я думаю, что мое искусство на стене -- просто почтовая открытка от жизни, которая и есть реальное искусство.» Однако, проясняет Пирсон, «при этом мне вовсе не хочется садиться и читать его книги».

Битники одержали триумф не сколько как литература, сколько как зажигательная метафора... чего-то.

Бит интерпретируется настолько легко потому, что находится внутри: он --состояние сознания. Он не вызывает в памяти никаких физических объектов, а наша культура воспринимает все визуально (мы поверим, что по-настоящему узнали Битников, как только кино Копполы выйдет на экраны).

Сами битники, фактически, часто стремились к тому, чтобы быть в центре внимания. То, что Берроуз появлялся в рекламных роликах фирмы Найки, что Гинзберг продал свои архивы (включая обрезки бороды и пару старых теннисных тапочек) Университету Стэнфорд приблизительно за 1 миллион долларов, или то, что Керуак толокся на литературных конференциях, жадный до признания, не должно удивлять нас. «Вероятно, все, что останется... это сыпь испаряющихся анекдотов, да несколько серьезных работ, что были все-таки произведены на свет,» -- писал Джон Клеллон Холмс. -- «Мы заплатили за дерзость окрестить себя "поколением".»

Неформалы. Целая группа молодёжных движений в СССР 80-90-х годов. В целом они не отличались большим разнообразием. Тем не менее они сформировали свой язык самовыражения, уличные стили, моду, искусство, коммуникации, и самодостаточный меломанский рынок.

Моды

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.

Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х

Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".

Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобиллы

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике

Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

Байкеры

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства

Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год

Битники

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.

Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х

Фанаты

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд

Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Любера

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".

Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Любера. Любера и подольские в ЦПКО им.Горького, 1988 год

Человеческое общество всегда разделялось на слои, классы, группы по определенным признакам. В наше время границы подобных классификаций, безусловно, стали менее заметны, чем раньше, а некоторые и вовсе исчезли.
Однако социальные группы, выделяющиеся среди общей массы своими чертами, будь то идеи, убеждения, политические взгляды, внешний вид, вкусы и предпочтения, всегда были есть и будут существовать. Субкультур достаточно много, но мы решили поговорить о трех самых популярных и значимых, на наш взгляд, и начнем с одной из наиболее ярких и примечательных, давшей толчок многим субкультурам современности – бит-поколении, или же битниках.

Бит-культура зародилась в послевоенные годы (1950), когда в Калифорнийском университете встретились четыре молодых писателя: Аллен Гинсберг, Джек Керуак, Нил Кессиди и Уильям Берроуз. Бесцельно слонявшиеся со скучающим видом по улицам, они пытались выйти за рамки традиционной литературы, отвергая общепринятые нормы искусства и американской политики и жизни в целом. Позже к ним начали присоединятся другие молодые творческие люди и просто молодежь среднего класса схожих нонконформистских взглядов.

«Мы битники, приятель. Битник – значит блаженный, это значит, что у тебя бьется сердце, это что-нибудь, да значит. Это изобрел я.»
Джек Керуак.

Бит-поколение (beat-generation) обязано свои названием Джеку Керуаку – можно сказать, основоположнику и идейному лидеру битников. Тогда слово «beat» уже значило на разговорном языке «потрепанный жизнью», «усталый», однако, придумав неологизм «beatitude» (от слов beat и attitude, «усталое отношение к жизни»), Керуак окончательно закрепил название целого поколения: бит-поколение. Слово «бит» также обладало и другим значением: так назывался музыкальный ритм в джазе. А что могло сопутствовать их литературному бунту, как не бибоп-джаз, символ бунта музыкального? Тогда музыкальными кумирами битников стали родоначальники бибопа – легендарные Майлз Девис, Диззи Гиллеспи, а иконой – Чарли Паркер, чей стиль жизни был не чужд битникам. Именно из бибоп-джаза в творчество битников перекочевал такой прием, как спонтанность, ставший одним из основных литературных приемов Керуака. Джек призывал писать спонтанно, безыскусно и свободно, предложив даже не использовать знаки препинания, а пробелы использовать лишь для подчеркивания интонации, для выдоха или же вдоха перед новой мыслью.

В творчестве битников считалось вполне нормальным так называемое «психоделическое озарение», наркотики имели место быть в их жизни, но не являлись основополагающим источником вдохновения. В то время среди людей искусства еще не произошел наркотический бум, но жизни любимых битниками Майлза Девиса и Чарли Паркера оборвались именно благодаря наркотикам.

Интересный факт, что сленг, каким мы его знаем сейчас, зародился именно в бит-культуре. К примеру, вездесущее американское «cool» и позже ставший рок-н-рольным штамп «live fast die young» (живи быстро умри молодым) появились именно тогда. Внешне битников было легко узнать по черным водолазкам, бороде, длинным волосам, черным очкам, сандалиям, а на карикатурах их нередко изображали с бонго (африканскими барабанами).

«Библией» битничества по праву считают роман Джека Керуака «В дороге», вобравший в себя все идеи бит-поколения, свободу, отрицание традиционных ценностей. Роман был написан за три недели и правда «в дороге»: Керуак бродяжничал, после того как его комиссовали с флота из-за подозрения на шизоидное расстройство личности, что среди битников тогда было нормой. Изначально Джек хотел, чтобы его книга издавалась рулоном, чтобы, разворачивая каждый фрагмент, читатель ощущал то же движение, что и он во время своих скитаний. Из-за того, что массу эмоций, мыслей и чувств, которая обрушивается на писателя, ему сложно адаптировать для читателя (а возможно, Керуак просто не видел в этом смысла), произведения Керуака очень не просто читать, ни в переводе, ни в оригинале. Однако вклад в литературу, внесенный битниками бесценен.

«Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят.»
«В дороге», Джек Керуак.

Битники были довольно воинственно настроены против американской «системы», вдохновляясь марксизмом и русским анархизмом. По дороге, вымощенной наркотиками, алкоголем, нетрадиционной сексуальной ориентацией, бунтом во всех возможных проявлениях, они пришли в небытие, возможно, осознав, что лучший способ избежать системы, которой они противостояли, – замкнуться в себе.

Давно хотел написать большой пост о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР. В кинофильмах советских лет практически никак не представлены субкультурые движения, хотя на самом деле это был большой пласт молодежной культуры. Исключения составляют лишь фильмы периода перестройки, некоторые из которых (к примеру, "Меня зовут Арлекино" или "Авария, дочь мента") практически полностью посвящены жизни таких субкультур.

Итак, в данном посте — большой и интересный рассказ о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР.

01. Стиляги. В отличие от остальных субкультур, пришедших из Западных стран, стиляги относятся скорее к уникальному, эксклюзивно советскому явлению. Ко всему прочему, их можно назвать одной из наиболее ранних советских субкультур. Стиляги стали появляться в 1950-е годы преимущественно в крупных городах, и своим внешним видом и поведением старались копировать американский образ жизни — одевались в яркую и модную одежду, слушали блюз и джаз, старались вести светский образ жизни и протестовали против "норм советской морали" и внешнего вида.

Что интересно, слово "стиляги" не является самоназванием адептов этой субкультуры — это слово появилось в советской прессе как критическое по отношению к "молодым людям, ведущим развязный образ жизни". Стиляг изображали как недалеких, тщеславных и глуповатых молодых людей, озабоченных лишь только своим внешним видом, что в общем-то было далеко от истины — чаще всего "стиляги" были выходцами из интеллигентных семей с высоким культурным уровнем. "Бомбили" стиляг не только в прессе, но даже в больших литературных произведениях, в том числе и в детских — в повести Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе" несколько глав посвящены борьбе со стилягами, названных в повести "ветрогонами".

02. Хиппи. Изначально движение хиппи возникло в 1960-е годы в США, а его расцвет пришелся на 1960-70-е годы. Хиппи пропагандировали "максимальную свободу" человека, пацифизм, жизнь в "общинах", а также увлекались восточной философией, особенно индийской и китайской.

В СССР культура хиппи пришла с некоторым опозданием, ближе к началу 1970-х годов и имела свои отличительные особенности — она была полуподпольной, имела свой сленг ("вписка", "герла", "пипл", "сейшн", "олдовый", "флэт") и протестовала против классического образа "советского человека" с его весьма определенным внешним видом и постоянным согласием с "линией партии".

Советская милиция и КГБ боролись с хиппи, иногда арестовывая их за "мелкое хулиганство", к которому могли отнести в том числе и просто "несоответствующий внешний вид". Многих хиппи принудительно исключали из институтов и отправляли в армию, а также могли отправить на "принудительное лечение" в психбольницы. Субкультура хиппи успешно пережила СССР и существует до сегодняшних дней.

03. Битники. Часто эту субкультуру относят к ответвлению стиляг либо хиппи, но были у битников и свои отличительные особенности. Эту субкультуру объединяла любовь к музыке The Beatles, а затем и к многочисленным её подражателям (в том числе и в СССР), называемых "бит-квартетами". Битники носили длинные волосы с челками ("под Маккартни и Леннона"), брюки-клеш, пиджаки с отрезанными воротниками и отглаженными лацканами, и часто играли в самодеятельных группах, возникавших при ВУЗах или НИИ.

Особой ценностью в среде битников обладали записи "Битлз" на пластинках либо бобинах, достать такую запись считалось величайшей удачей. Как и в случае со стилягами, власть ударила по битникам "жесткой сатирой", обличая их по радио и на концертах. При этом в сатирических передачах и концертах часто использовались очень качественные оригинальные записи "Битлз", из-за чего битники валом ходили слушать такую "сатиру")

04.Панки. Панк-движение возникло в Западной Европе и США примерно в 1960-70-е годы как "контркультурное" движение, критикующее общество, власть и в целом политику, своими "политическими предтечами" панки называли анархистов начала XX века и часто носили на одежде атрибутику со значком "А" ("анархия"). Панки немного напоминали хиппи (протест против "общественной системы", нежелание служить в армии и т.д.), но при этом были более агрессивными и нигилистичными.

Характерный внешний вид панков напоминает рокерский и металлистский (косухи с заклепками, рваные джинсы с булавками, берцы), но есть у панков и свои особенности — в частности, кислотный цвет волос и прическа-ирокез.

Отличительной особенностью советских панков была музыкальная всеядность — если из "западные коллеги" слушали строго определенные группы, вроде Sex Pistols или Crass, то в СССР панки слушали буквально всю музыку, которая в СССР считалась "запретной" — от The Beatles до Metallica. Второй характерной особенностью советских панков было задирание прохожих и постоянные конфликты с милицией.

05. Металлисты. Субкультура "металлистов" появилась уже в позднем СССР, ее представители слушали определенные группы "металл"-направленности — с обилием звука тяжелых "примоченных" гитар, число гитаристов в таких группах могло доходить до 5-6 человек. Внешне металлисты напоминали панков, но выглядели более опрятно, не выстригали ирокезы (предпочитая просто длинные волосы), а также носили на одежде множество всяких металлических штук — цепей, пряжек, заклепанных напульсников, ошейников с шипами и так далее.

Отличительной особенностью металлистов было объединение по чисто музыкальным вкусам, у них не было такой "контркультурной" или "антиобщественной" направленности, как например у панков или хиппи. Отчасти именно поэтому субкультура металлистов надолго пережила СССР, и получила еще большее развитие в середине-конце 1990-х годов.

06. Рокеры. В восьмидесятые годы "рокерами" называли вовсе не поклонников рок-музыки, а мотоциклистов — тех, кого сейчас называют "байкерами". Рокеры часто походили на металлистов (носили кожаные косухи и напульсники с заклепками), но их отличительной особенностью было обязательное наличие мотоцикла — чаще всего, какой-нибудь советской "Явы", "Минска" или "Днепра".

В конце восьмидесятых годов рокеры полюбили устраивать ночные мотопробеги (от 10 до 50 мотоциклистов), против чего с переменным успехом боролось советское ГАИ. Ещё рокеры проводили много времени в гаражах, постоянно что-то усовершенствуя и улучшая в своих мотоциклах, "гаражный тюнинг" в те годы достиг невиданной популярности среди рокеров.

07. Люберы. Люберы появились в пригородах Москвы в конце семидесятых годов и противопоставляли себя панкам, металлистам и хиппи. Люберы занимались в подвальных качалках и "готовили себя к службе в армии", а также периодически устраивали потасовки с представителями всех вышеперечисленных субкультур. Основной причиной конфликта являлся, как правило, "неподходящий" внешний вид оппонента, выделяющийся из толпы. Так, панка могли побить за ирокез, металлиста за косуху, хиппи за длинные волосы и "фенечки" на руках и так далее.

Как правило, в среду люберов попадали выходцы их рабочих семей, а само название "люберы" прижилось примерно с 1986 года, когда в прессе стали появляться статьи про люберов. По некоторым сведениям, люберы управлялись советской милицией, которая с помощью люберов пыталась припугнуть хиппи, панков и металлистов, дабы не не выходили на улицу в "ненадлежащем виде". Другие субкультуры начали противостоять люберам, особенно в этом отличились металлисты — к 1987 году они уже давали организованный отпор люберам, а часто и сами собирались в группы для того, чтобы "пойти и вломить люберам".

С распадом СССР движение люберов постепенно сошло на нет, а некоторые из этого движения влились в преступные группировки.

Вот такой рассказ о советских субкультурах у меня получился.

А вы помните какие-нибудь случаи из жизни советских панков, рокеров, хиппи или люберов?

Расскажите, интересно)

Иногда в разговоре между людьми можно услышать такое слово, как "битник". Возможно, кто-то не поймет его значения. На самом деле битники - это термин, который был придуман для обозначения представителей определенной культуры. Это слово происходит от названия бит-поколения, упоминание о котором появилось в 1940-х годах. Впервые термин был предложен в 1958 году, он означал определенный социальный слой молодежи XX века, который характеризовался асоциальной манерой поведения и отвержением традиционных культурных ценностей народа.

Как появился этот термин

Не секрет, что бит-поколение (beat generation) с английского языка переводится как «разбитое поколение». Впервые такое определение было упомянуто Он считается одной из главных фигур этого направления. По его теории, людей пришло на смену предыдущему, названному им «исчезнувшим». Можно подумать, что сам термин «битник» был придуман Керуаком, однако это не совсем так. Это слово появилось несколько позже, в 1958 году. Интересно, что при образовании этого слова из русского языка был позаимствован суффикс «-ник». Первая часть слова, то есть beat, на сленге джазовых музыкантов того времени имела значение «нищета» и «отчаяние». Однако сам Джек Керуак никогда не признавал этот термин и считал его не слишком подходящим.

Значение слова «битник»

Если следовать первоначальному определению термина, битники - это молодые люди с бородой, носящие сандалии, их часто можно увидеть шатающимися по городу, сидящими в кофейнях. В основном их характеризовали как тунеядцев и поклонников джазовой музыки. Этот термин чаще имел негативную окраску, имел немного оскорбительное значение и в каком-то смысле считался насмешкой. Таким образом, можно сказать, что битники - субкультура, которая появилась в середине XX века и получила широкое распространение.

По другим данным, этот термин не имел точного значения и изначально служил для обозначения многих людей, которые каким-либо образом были связаны с артистической средой Нью-Йорка. Через какое-то время, к концу 1950 годов, таким термином стали обозначать молодых людей, которые не питали особого интереса к - то есть успешной карьере, дому, машине и прочим материальным предметам.

Типичный внешний вид битника

Как уже говорилось выше, битники - это скорее образ жизни, а даже не стиль. Такой образ жизни подразумевал своеобразный тип одежды. В основном битники одевались очень причудливо, их сразу было заметно в большой массе людей. Зачастую представителей этого направления путали со студентами художественных академий, которые также были фанатами джазовой музыки.

Основным предметом одежды битника являлся черный свитер с высоким горлом или черная водолазка. Также популярны были береты, иногда битники носили белые майки, обязательно без рисунков и надписей. Часто представители этого направления носили с собой 2 барабана (бонго). Темные очки - еще один атрибут бит-направления, они должны были быть непроницаемыми. Не существовало какой-либо определенной прически, в основном они носили длинные волосы до плеч, чаще всего прямые. Самая популярная обувь среди битников - это черные сапоги из кожи в различных вариациях.

Если говорить о женской одежде, то девушки в основном ходили в черных колготках, трико и свитерах. Популярны также были капри и длинные юбки, опять же черного цвета.

Самые известные представители этого направления

Конечно же, представителей этого направления было очень много. Однако основными считаются определенные личности. Нужно отметить, что поэзия битников занимает одно из центральных мест в их культуре. Поэтому неудивительно, что люди, которые стояли у истоков бит-направления, были в основном писателями и поэтами. Итак, это 3 человека: Люсьен Карр, и Джек Керуак. Через некоторое время этот список пополнился еще одним именем - Уильям Берроуз. Может показаться, что он играет не такую важную роль, однако его значение в становлении бит-культуры велико. Как известно, битники - это не просто одежда или внешность, и направление мысли, своя культура и поэзия. Разбираемся дальше.

"Антология поэзии битников": что это такое

За долгое время своего существования битническая культура породила множество литературных произведений, как в прозе, так и в стихах. На тему этого образа жизни писало множество представителей бит-направления. Поэтому в 2004 году была выпущена книга, которая стала первым сборником поэзии битников, а также некоторые теоретические материалы о бит-направлении. "Антология битников" считается самым крупным изданием, которое выходило за все время существования этого стиля жизни на русском языке. Интересно, что многие из стихотворений, напечатанных в этой книге, были переведены на русский язык впервые.

Книга также содержит некоторые биографические очерки об известных писателях-битниках. огромное собрание уникальных материалов, можно по-настоящему окунуться в культуру битников и понять, какие мысли и идеи были актуальны для них, а также проникнуться смыслом самого направления.