Мёртвые субмарины. бухта незаметная, кольский полуостров. Утилизация атомных подводных лодок. Как умирают наследницы холодной войны

Слово «субмарина» вызывает в воображении нечто захватывающее и таинственное. С тех пор как человечество изобрело подводные лодки, они служили и опорой и бичом военно-морского флота каждой страны, страшно стать ее целью, и внутри оказаться тоже жутковато…так думает большинство обывателей. Но так же, как в случае с другой пришедшей в негодность военной техникой (вспомним кладбища танков или самолетов), окончательной смерти субмарине приходится ожидать довольно долго. В этой статье мы рассмотрим 10 заброшенных баз, где ожидают утилизации списанные подводные лодки.

10. Курильские острова, Советский Союз

В 1982 New York Times сообщила о том, что СССР якобы построил удаленную секретную базу субмарин где-то в северной части острова Симушир. Всего в 400 километрах от побережья Японии, и новость эта впервые была опубликована именно в японской газете, но никаких фактов о ней изложено не было.

Но как выяснилось позднее, рассказать было о чём…

Остров Симушир является одним в цепи островов, образованных вулканическими процессами, с уникальным природным образованием – открытой кальдерой – в центре его. Когда смотришь на это место, на ум сразу приходит логово суперзлодея или тайная база подводных лодок… вот и ее создатели так подумали.

В конце 1970-х советские военные взорвали судоходный канал в бухту Броутона. В течение следующего десятилетия или около того вокруг базы был построен город, ставший домом приблизительно для 3000 человек. Три дока, из которых сохранился только один, использовались для отдыха субмарин между рейсами. Одной из миссий подлодок была закладка взрывчатки вдоль берегов Японии на случай войны. Предположительно на острове была также установлена радиолокационная станция с обширным радиусом охвата.

Ходили слухи о суперсекретной базе, а сейчас это ржавые развалины. Причудливые, странные ржавые руины. На огромных знаках написано название и дата основания этого места, карты и фрески до сих пор украшают стены, и ржавый остов давно поврежденной субмарины все еще плавает в кальдере.

9. Списанные подводные лодки в Девенпорте, Англия


Не все подводные кладбища находятся вдали от цивилизации, на необитаемых островах, похожих на логово суперзлодеев. В 2002 году Британии понадобилось место, где можно было бы хранить выведенные в резерв атомные подводные лодки, большинство из которых были созданы во времена холодной войны и ныне уже устарели. Они были отбуксированы на базу Девенпорт – в двух шагах от почти четверти миллионов населения Англии, и эти люди отнюдь не были довольны таким соседством.

В октябре 2014 еще одна субмарина, некогда находившаяся на службе у Ее Величества – «Неугомонный» - присоединилась к другим «собратьям», которые ржавеют в доках, при этом их ядерные двигатели остаются неповрежденными. И хотя большинство военных чиновников утверждают, что место, где они содержатся, абсолютно безопасно, все еще стоит вопрос о хранении радиоактивных отходов, которые неизбежно появятся при демонтаже подводных лодок, если таковой когда-нибудь будет, хотя пока о нем речь и не идет. Военные даже не называют место, где они будут сбрасывать отходы, оставив жителей Девенпорта в беспокойстве.

Сейчас на импровизированном кладбище находится 12 субмарин. Самая старая – «Завоеватель» прибыла сюда в 1990. В течение ближайших восьми лет планируется добавить к уже имеющимся еще 8 подлодок, и это совсем не то, чего хотелось бы местным жителям. Эти 12 субмарин означают приблизительно 25 тонн радиоактивных отходов. И хотя заходила речь о другом месте их хранения, но жителям Девенпорта, по всей видимости, еще долго придется ждать.

Кладбище подводных лодок – это странное зрелище. Некогда они были на передней линии обороны, они были смертоносными, опасными, они защищали нацию. Это была другая эпоха, а теперь люди просто хотят, чтобы их не было.

8. Одинокая разрушенная субмарина у берегов Кони-Айленда


Технически Кони-Айленд-Крик (Нью-Йорк) является кладбищем подводных лодок. Там всего одно судно, но история о том, как она туда попала, просто невероятна.

Вокруг ржавой громадины, возвышающейся над водой, ходит немало рассказов и легенд, навеянных Жюлем Верном…

В 1956 году у берегов Нью-Йорка затонул океанский лайнер «Андреа Дориа». В то время это был один из самых больших круизных лайнеров, совершавших рейсы между Европой и Америкой на протяжении трех лет. Во время крушения он унес с собой жизни 46 человек, а также множество ценностей. Согласно морскому праву, все, что находится на борту затонувшего судна, принадлежит тому, кто сможет это достать. На борту «Андреа Дориа» находилось целое состояние, и Джерри Бианко, конструктор брошенной у берегов Нью-Йорка лодки, хотел получить его.

Работающий на Бруклинской военной верфи, Бианко решил, что сокровища «Андреа Дориа» - стоящие инвестиции, и имеет смысл построить подводную лодку, которая сможет опуститься на 70 метров и поднять со дна все, что возможно. После четырех лет напряженной работы Бианко и двое его сыновей построили 12-метровую подлодку «Quester 1». Её покрасили в ярко-желтого цвета из-за того, что так была самая дешевая краска.

Бутылка шампанского разбита о борт, и субмарина спускается на воду. Но крановщик не стал придерживаться инструкций Бианко по спуску и удалил из плана пару казавшихся ему несущественными пунктов. Среди таких пунктов было требование спустить судно на воду не полностью, а только на один бок. Оператор грузового крана поступил с точностью до наоборот, в итоге лодка частично затонула.

Инвесторы отказались от проекта, и субмарина так и осталась в воде. Она все еще там, и это любимое место синих крабов и морских птиц.

7. Балаклава, Крым, СССР, Украина Россия


Некогда известная как «объект 825 ГТС», база подводных лодок, находящаяся в городе Балаклаве, была совершенно секретным объектом. Проделанный в скале подземный канал ведет к сухому доку, оборудованному для ремонта и хранения вооружения. Строительство объекта началось в 1957 году.

Планы относительно отказа от использования базы начали появляться еще в 1991 году, и в 1996 году база была закрыта. Хотя точной даты, когда она перестала функционировать, нет. К тому моменту это был очень крупный объект, способный противостоять прямому ядерному удару. Кроме того, в экстренной ситуации здесь могло быть организовано бомбоубежище, где могли найти приют 3000 человек.

Теперь гости этого небольшого городка могут посетить бывший военный объект и увидеть всю его холодную и ужасающую мощь. В основном он остался неизменным, с его длинными, холодными коридорами, бетонными стенами и дверьми, которые проектировались так, чтобы выдержать ядерный удар. Холодные, толстые, тяжелые и до сих пор непроницаемые, даже после десятилетий забвения.

База имела и еще одно назначение. Здесь проводилась сверхсекретная российская программа по обучению дельфинов для военных миссий, например закладка взрывчатых веществ и маячков на вражеские корабли и подводные лодки.

6. Хара, Эстония


Старая советская база подводных лодок в деревне Хара была заброшена не так давно, но выглядит так, словно здесь никого нет уже на протяжении нескольких поколений.

Построенная между 1956 и 1958 годами, базы была когда-то ключевым объектом советских военных операций в Эстонии и продолжала оставаться таковой на протяжении почти четырех тысячелетий. Если сама база выглядит немного нетрадиционно, так это потому, что построена она из камня, взятого из стен близлежащих деревень. Остатки старого маяка до сих пор возвышаются над водой, напоминая о том, что некогда здесь была шумная военная база.

То немногое, что осталось металлического, проржавело напрочь. Все это выглядит весьма прискорбно. Уличные художники используют поверхности для своих упражнений в граффити. И сейчас кажется невозможным, что еще живы люди, которые видели эту базу во всей ее мощи.

Страны Балтии никогда не принимали советскую власть. В 1989 году 2 миллиона человек объединились в мирном протесте, который привлек внимание всего мира. Спустя три года база была покинута, и сейчас это темное напоминание о темных временах.

5. Субмарины Первой мировой войны на острове Мей


Во времена Первой Мировой войны, невероятно постыдного явления в истории человечества, случилось событие, которое сразу же засекретили, и обществу оно стало известно только по окончании военных действий, когда в живых не осталось ни одного участника. Событие получило название «битва у острова Мей», хотя на самом деле как таковой битвы не было, да и вражеских войск тоже не наблюдалось. В действительности значительные потери имели место во время учений ВМС Великобритании.

В учениях участвовали субмарины класса К. Они были недоработанными, неэффективными и крайне опасными. Существовала поговорка, что те, кто шел служить на эти подлодки, вступали в клуб самоубийц. Всего было построено 18 лодок такого типа, они никогда не использовались в реальных боевых условиях, 6 из них погибли в несчастных случаях.

Корабли и подводные лодки королевского флота направлялись в Скапа-Флоу в Шотландии, когда произошла трагедия. Все началось со столкновения двух ведущих субмарин. После чего в аварию оказались вовлечены и другие лодки, а также флагманский корабль. В итоге две субмарины затонули, весь экипаж К4 погиб, как и команда К17, из 59 членов которой удалось спасти только восьми.

Долгое время никто не рассказывал о том, что произошло. В конце концов, в соседней деревне появилась маленькая мемориальная доска, но произошло это только тогда, когда историки начали изучать это кладбище злополучных субмарин класса К.

4. Остров Сазани, Албания


Сазани – это небольшой остров, принадлежащий Албании. В свое время здесь была советская база подводных лодок, укомплектованная небольшим количеством субмарин. В 1961 году Албания отказалась от участия в Варшавском договоре, и советская база оказалась захвачена вместе со всеми субмаринами.

К 1990-ым все подводные лодки устарели, но тем не менее албанские власти не решили заменять их. База пришла в упадок и оказалась практически заброшенной. Сейчас строятся планы по открытию острова как туристического объекта, однако действенных подвижек пока не заметно. На данный момент здесь царит запустение, резко контрастирующее с красотой природы.

В дополнение ко всему, база представляет собой лабиринт подземных тоннелей, где разрабатывалось биологическое и химическое оружие. Сейчас это небольшой форпост, который в основном используется для мониторинга контрабандной деятельности между Албанией и Италией.

Совсем недавно база обрела что-то вроде второй жизни – в качестве тренировочного лагеря для королевского военно-морского флота. В 2013 году морские пехотинцы США проводили на этом пережитке холодной войны учения со сценариями, где были вовлечены пираты и террористические организации.

3. Старая база на атолле Джонстон


Джонстон является одной из самых отдаленных военных баз в мире. Атолл в середине Тихого океана был открыт совершенно случайно, когда американский капитан сел на мель на острове. В 1926 году атолл был приютом для птиц, а в 1930 его местоположение является уже крайне важным для военной службы. Для увеличения полезной площади использовались экскаваторы. Были добавлены еще несколько островов, и вскоре база стала одной из важнейших станций дозаправки, технического обслуживания и ремонта самолетов и подводных лодок.

В период расцвета, здесь жили и работали 1300 человек, и в 1940-х станция стала самым известным объектом, где испытывалось ядерное оружие. Сейчас еще остается немало проблем, связанных с этим местом, включая загрязнение после ядерных испытаний и прочих военных действий. Завод по уничтожению химического оружия на атолле был ответственен за утечку «Агента Оранж» в окружающую среду. А испытания вооружения, которые продолжались в 1950-х и 1960-х годах, привели к постоянным выбросам нефтепродуктов.

В настоящее время объект находится под контролем американских военно-воздушных сил, но как только контракт истечет, это место станет заповедником.

2. Остров Вис, Хорватия


Сегодня Вис привлекает туристов со всего мира, и вполне понятно, почему – это очень красивое место. Он довольно уединен, но заселили его еще в 397 г. до н. э.

Стратегически важным, решающим местом для военной базы остров стал намного позже. Первый из современных военных тоннелей был вырыт в окрестностях Виса в 1944, когда он стал крайне важным местом в борьбе за независимость от так называемого «мягкого» диктатора маршала Тито.

Заброшенный только в 1989 году, остров был окутан завесой секретности на протяжении всей своей работы в качестве военной базы. Заброшенный подводный док – один из самых значимых объектов, оставшихся после демилитаризации, скрывшийся глубоко внутри горы. После окончания Второй мировой войны это была одна из самых больших и важных военных баз Югославии, и именно в это время была построена основная ее часть.

Огромная сеть подземных тоннелей была способна обеспечить полноценную военную поддержку во времена холодной войны. До сих пор еще ощущается военное присутствие на этом красивом, невероятно живописном острове, а его окрестности делают его еще более нереальным.

Теперь 3600 местных жителей сосуществуют с пустыми казармами, заброшенными тоннелями и покинутыми сухими доками. И они сделали туризм средством существования.

1. Sub Marine Explorer


Всего несколько первых (мы имеем в виду 1870-е гг и раньше) подводных лодок пережили разрушительное воздействие времени, и среди них – недавно обнаруженная - Sub Marine Explorer. Место ее погребения невероятно красиво, но история трагична.

Построенная немецким изобретателем, Sub Marine Explorer была одним из первых подводных судов, причем отнюдь не военным. Судно, покоящееся в водах Тихого океана, недалеко от берегов Панамы, было построено в 1865 и принадлежало не воинской части, а частной компании, которая использовало его для поиска жемчуга.

Sub Marine Explorer, оснащенный люками для сбора устриц с морского дна, должен был сделать работу намного легче и, соответственно, прибыльнее. Внутри было достаточно места для шести мужчин, освещаться лодка должна была свечами. Сжатый воздух закачивался в судно, когда оно должно было всплывать. Однако разработчики не учли такое явление, как декомпрессия, что в итоге привело к бедствию.

Было проведено несколько пробных погружений, прежде чем судно начало в полной мере работать. Но вскоре погружения стали более глубокими и более длительными. Изобретатель Юлиус Кроль умер первым. Болезнь развивалась довольно долго, так что врачи не связали ее с погружающейся на дно лодкой. А команда опускалась снова и снова, собирая жемчуг стоимостью в тысячи долларов, и конечном итоге всех поразил тот же таинственный недуг.

Сегодня находка старой одинокой субмарины открыла с другой стороны историю подводных путешествий.

Материал подготовила Лидия Свеженцева - сайт

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Если Вы что-то искали и не нашли, то у Вас есть шанс найти это прямо сейчас. Чуть ниже есть ссылка на то, что Вы недавно искали. Буду рад если окажусь Вам два раза полезным.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?

Вы никогда не задумывались, что происходит с машинами и другими аналогичными объектами, вышедшими из эксплуатации? На сегодняшний день некоторые из этих объектов перерабатываются, а многие из них накапливаются на так называемых вещевых кладбищах в ожидании полного разложения под действием времени. Места естественного разложения таких объектов могут быть необычными туристическими достопримечательностями, а также идеальными пейзажами для удивительных фотографий.

1. Кладбище самолётов, США

309 Группа по Техническому Обслуживанию и Регенерации Аэрокосмического Оборудования (AMARG), которую часто называют «Boneyard», находится недалеко от базы военно-воздушных сил Дэвис Монтан (Davis Monthan) в Тусоне, штат Аризона. Для тех, кто не видел её никогда в жизни, очень сложно сформировать представление о её размерах.



Количество самолетов хранящихся там, а также точность, c которой они припаркованы, действительно впечатляет. Другим важным фактом является то, что все они могут быть возвращены к службе, если в этом возникнет необходимость.



Вход на это кладбище строго охраняется и воспрещён всем, у кого нет соответствующего разрешения. Единственной возможностью попасть на это кладбище, будучи посторонним лицом, не имеющим пропуск, является автобусная экскурсия, которая проводится близлежащим Аэрокосмическим Музеем Пимы. Автобусные туры проводятся с понедельника по пятницу. Музей и Кладбище Самолётов являются очень популярными достопримечательностями в пустыне Аризоны.

2. Кладбище кораблей, Мавритания



Город Нуадибу (Nouadhibou) является вторым по величине городом в Мавритании и служит коммерческим центром страны. Он известен тем, что на его территории расположено одно из крупнейших корабельных кладбищ в мире. Здесь повсюду можно увидеть сотни ржавых судов в воде и на пляжах.



Одним из наиболее часто упоминаемых объяснений этой ситуации, является то, что офицеры мавританского порта брали взятки, и позволяли оставлять вышедшие из эксплуатации корабли в гавани и вокруг залива. Это явление началось в 80-х годах после национализации рыбной промышленности Мавритании, много нерентабельных судов было просто брошено там.



Город Нуадибу является одним из беднейших мест в мире. Люди живут прямо на этих призрачных пляжах, внутри огромных ржавых торговых барж.

3. Кладбище поездов, Боливия



Одной из основных туристических достопримечательностей юго-западной Боливии является антикварное кладбище поездов. Оно расположено в 3 км от Уюни (Uyuni) и связано с ним старыми железнодорожными путями. В прошлом город был центром распределения поездов, перевозящих полезные ископаемые, на их пути к портам Тихого океана.



Линии поездов были построены британскими инженерами, которые прибыли сюда в конце 19-го века и образовали в Уюни крупные общины. Железнодорожное строительство началось в 1888 году и закончилось в 1892 году.



В основном, этими поездами пользовались горнодобывающие компании. В 1940-х годах, здешняя горнодобывающая промышленность рухнула, отчасти из-за истощения ресурсов. Многие поезда были брошены, сформировав, таким образом, кладбище поездов. На данный момент в Уюни ведутся переговоры о превращении кладбища в музей.

4. Кладбище самолётов на авиабазе "Воздвиженка", Россия



Усеянная, по меньшей мере, 18-тью выпотрошенными сверхзвуковыми ракетоносцами-бомбардировщиками Ту-22М, оставшимися от 444-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка, авиабаза «Воздвиженка» напоминает пост апокалиптический пейзаж. Войдя в это пустынное место, расположенное вблизи Уссурийска в Приморском крае на Дальнем Востоке России, в 95 км к северу от Владивостока и в 65 км от китайской границы, вы чувствуете, как будто вы шагнули в прошлое.



444-ый полк был расформирован в 2009 году, некоторые самолеты были переданы на военно-воздушную базу «Белая», другие же были демонтированы (с них были сняты двигатели, оборудование, а также вырезаны отверстия в фюзеляже).



В настоящее время, каркасы самолётов ожидают окончательной переработки на металл, на базе комендантского аэродрома «Хурба» и на территории 322-ого авиационного ремонтного завода.

5. Кладбище якорей, Португалия



Среди дюн португальского острова Тавира (Tavira), можно найти впечатляющее кладбище якорей, называемое «Cemitério дас Âncoras». Оно было построено в память славной традиции ловли тунца большими сетями, фиксированными этими якорями (техника рыбалки изобретенная ещё финикийцами).



Тавира когда-то была местом посвященным ловле тунца. Граждане создали это кладбище якорей, в память тех рыбаков, которые были вынуждены бросить свое любимое дело, когда большая рыба покинула это побережье.

6. Кладбище советских танков, Афганистан



На окраине Кабула, в Афганистане находится массивное кладбище советской боевой техники, оставшейся тут с 1970-х и 1980-х годов.



Тут находятся частично разобранные и исписанные граффити танки, оставленные советскими войсками.



В Афганистане очень мало перерабатывающих заводов, поэтому это кладбище танков, скорее всего, так и останется в нетронутом виде.

7. Кладбище подводных лодок, Россия



Территория вокруг бухты «Незаметная», расположенная недалеко от города Гаджиево, в Мурманской области на Кольском полуострове, является кладбищем, где находится много старых русских подводных лодок. После того, как эти подводные лодки отслужили свой срок, их перевезли в эту зону ограниченного доступа в 1970-х годах.



По словам местных жителей, некоторые из этих подводных лодок использовались в боевых учениях в качестве цели и часто потоплялись. Другие же были просто оставлены в бухте.

8. Корабельное кладбище в городе Муйнак, Узбекистан



Муйнак это город в северном Каракалпакстане, на западе Узбекистана. Из-за того, что начиная с 1980 года, численность населения начала стремительно снижаться в связи с осушением Аральского моря, на данный момент тут проживает всего несколько тысяч жителей.



Некогда оживлённый город с цветущим рыболовным хозяйством, являвшийся единственным портовым городом Узбекистана, с десятками тысяч жителей, сегодня Муйнак это всего лишь тень былой славы, находящийся в десятках километров от быстро отступающей береговой линии Аральского моря.



Основной причиной, по которой путешественники посещают Муйнак - это кладбище кораблей, коллекция ржавых каркасов, которые когда-то были частью рыболовного флота города. Кладбище кораблей в Муйнаке это образ, который прекрасно иллюстрирует катастрофу - некогда гордые суда находятся на мели в песчаной пустыне.



К сожалению, кораблей осталось не много, так как компании по переработке металлолома быстро с ними расправились, прежде чем власти, отвечающие за туризм, успели это запретить. Окончательным ударом для уже и так бедствующего местного населения, явился тот факт, что деньги, полученные от переработки, пошли не людям, которые владели лодками, а была разделены между компаниями по переработке металлолома и правительственными чиновниками.

9. Кладбище такси, Китай



Тысячи вышедших из строя такси были оставлены на участке, находящимся в центре города Чунцин (Chongqing), Китай. Пробки на дорогах и загрязнения окружающей среды резко выросли в китайских городах, вследствие экономического роста в стране. Благодаря экономическому росту выросло и количество потребителей, способных позволить себе автомобили, а это означает, что многим людям больше не придется полагаться на такси или общественный транспорт.

10. Кладбище телефонных будок, Великобритания



Это кладбище телефонных будок находится между городами Рипон (Ripon) и Тирск (Thirsk), недалеко от деревни Карлтон Миньйот (Carlton Miniott), Великобритания. Там находятся сотни заброшенных телефонных будок.



Выведенные из эксплуатации старые красные будки систематически заменяются новыми современными кабинами, и отправляются на хранение в это место, находящееся рядом с английской деревушкой.

Атомные подводные лодки давно будоражат умы многих людей. Эти боевые корабли неизменно представляются грозными инструментами геополитического влияния, бесшумно скользящими в мрачных океанских глубинах по своим совершенно секретным делам.

Но когда срок службы такой подлодки заканчивается, она превращается в плавучий источник радиоактивной опасности, поскольку на борту находится трудноизвлекаемое отработанное ядерное топливо. Военно-морским силам, имеющим на вооружении атомные субмарины, приходится прилагать огромные усилия для утилизации стареющего наследия холодной войны.

Пять стран имеют на вооружении атомные подводные лодки (далее АПЛ). Считается, что срок службы АПЛ составляет около 25 лет. В советское время военно-морские силы получили более 200 подлодок. После распада советского блока большинство из них было выведено из состава ВМФ. Перед российскими военными встала задача их утилизации.

Чтобы понять уровень этой проблемы следует перечислить этапы утилизации АПЛ:

1) Необходимо дренировать (удалить воду, высушить) теплоноситель и выгрузить ядерное топливо из реактора

2) Осуществить вырезку, в условиях стационарного дока, реакторного отсека (срок хранения демонтированного реакторного блока составляет от 70 до 100 лет)

3) Выполнить демонтаж оборудования подлодки

4) Произвести герметизацию отсеков и покрыть антикоррозийным материалом

5) отбуксировать демонтированные части и оборудование до места долговременного хранения



Один из этапов утилизации.

Этот процесс является не только дорогостоящим, но и требует много времени. Так, в США выгрузка ядерного топлива осуществляется около года. В России же существующие хранилища ядерного топлива переполнены и большое количество АПЛ уже много лет ожидают своей очереди на утилизацию. Большая часть субмарин утилизируются в РФ на заводах "Нерпа", "Звезда" и "Звездочка", ПО "Маяк". Доставляют АПЛ на верфи этих заводов либо буксировкой, либо на плавучем доке.

В результате программы по утилизации АПЛ возникли могильники атомных подлодок. Их можно найти на севере тихоокеанского побережья США, за Полярным кругом, а также неподалеку от базы российского Тихоокеанского флота во Владивостоке. Кладбища субмарин отличаются друг от друга. Самые грязные и небезопасные из них, расположенные на побережье Карского моря в северной Сибири, фактически представляют собой свалки ядерных отходов - реакторы, демонтированные с подводных лодок, и элементы отработанного топлива усеивают морское дно на трехсотметровой глубине. По всей видимости, вплоть до начала 1990-х советские моряки избавлялись в этом месте от атомных и дизель-электрических субмарин, просто затапливая их в море.



Утилизированная АПЛ К-159, Кольский полуостров. Затонула в ночь на 30 августа 2003 года.

Как считают в международном экологическом объединении "Беллона" со штаб-квартирой в норвежском Осло, советский флот превратил Карское море в "аквариум, полный радиоактивного мусора". На морском дне покоятся около 17 000 контейнеров с радиоактивными отходами, 16 ядерных реакторов и пять атомных подлодок, затопленных целиком - у одной из них оба реактора до сих пор под завязку заполнены топливом.

Официальные кладбища подводных лодок - другое дело. Их можно даже найти на Google Maps. Если рассмотреть в высоком разрешении спутниковые фотографии самого большого хранилища ядерных отходов США в Хэнфорде, штат Вашингтон, хранилища в губе Сайда на Кольском полуострове или корабельных верфей вокруг Владивостока, можно заметить ряды стальных контейнеров-тубусов, каждый около 12 метров в длину. В Хэнфорде контейнеры в ожидании захоронения уложены в длинных земляных траншеях. В доках губы Сайды они хранятся ровными рядами, а в Японском море - пришвартованы к пирсу на базе подводных лодок Павловск неподалеку от Владивостока.



Хранилище в губе Сайда на Кольском полуострове. На заднем плане - трехотсечные блоки.

Эти контейнеры, известные как трехотсечные блоки - все, что осталось от сотен атомных субмарин. Они представляют собой освобожденные от топлива и герметично запаянные блоки реакторов, которые создаются в процессе списания подлодок. Это кропотливый процесс. Сначала списанную подлодку буксируют в специальный док, где из реакторного отсека сливают все жидкости, обнажая отработанные топливные сборки. Затем каждую из сборок по отдельности извлекают из реактора, помещают в контейнеры для отработанного топлива и по железной дороге направляют для утилизации на завод долгосрочного хранения и переработки использованного топлива. В США это предприятие под названием Naval Reactors Facility, расположенное на территории Национальной лаборатории Айдахо, а в России – производственное объединение "Маяк" в Челябинской области.



Реактор АПЛ.



Извлечение реактора из реакторного отсека АПЛ проекта 705 "Альфа".



Бухта Незаметная находится в Заполярье на Кольском полуострове, является частью губы Оленья, внутри погранзоны. Доступ туда возможен только тем, кто имеет местную прописку или пропуска. От близлежащих городов Гаджиево и Снежногорска имеются тропы по пересеченной местности. Ранее, еще до войны, там располагался дом отдыха, используемый в основном как дача командующего. В настоящее время от него остались одни стены. Имелся деревянный пирс. Выше на сопке просматриваются фундаменты других зданий, назначение которых не установлено. В послевоенное время на берегу был построен склад химического имущества, брошенный примерно в конце 80-х. От деревянного пирса к складу сохранилась железная двурельсовая дорога для вагонеток. Внутри него осталось большое количество банок с пластинами химической регенерации воздуха..

Примерно в конце 70-х годов бухта Незаметная стала использоваться как кладбище кораблей. Судоремонтные заводы в те времена с большим трудом справлялись с ремонтом текущих и аварийных заказов, поэтому задачи разделки старых подводных лодок им, как правило, даже не ставились. И решалась проблема утилизации довольно просто: если не расстрел в качестве мишени на учениях, то буксировка в отдаленную бухту, где корпус лодки вскоре сам ложился на грунт. По рассказам ветеранов, в 80-х годах некоторые лодки и корабли там были еще на плаву. Потом все же ВМФ решило их разобрать на металл, ибо ржавчина от корпусов и остатки ГСМ засоряли акваторию. Некоторые корпуса были лебедкой вытащены на берег. Сама лебедка тоже сохранилась в 100 метрах от берега, выше по тропе.

Примерно в конце 90-х разделкой корпусов занялись частные лица. К тому времени там находились следующие плавсредства. 2 корпуса пл типа «К» проекта 41 (довоенной XIV-бис серии), перестроенные в УТС. 2 корпуса пл проекта 629 и 629а. Один из корпусов сохранялся в хорошем состоянии, второй был в заводских условиях частично разделан, и, вероятно, использовался как блокшив. У него было срезано ограждение рубки и часть надстройки, половина 1-го отсека, а на его месте установлена герметизирующая носовая переборка. 3 корпуса МПК проекта 1124 и 2 корпуса БТЩ проекта 1265, секции плавпирса и конструкции ракетопогрузочного крана, который был доставлен в Гаджиево, но потом по каким-то конструктивным недостаткам не удовлетворивший требованиям и потому брошенный на кладбище кораблей. У самого основания бухты лежит на правом борту корпус большого охотника 122-бис проекта, какие-либо опознавательные признаки отсутствуют. На одном из МПК в погребах оставили две учебно-действующие ракеты. Бдительные местные жители, посетившие брошенные корабли, донесли в компетентные органы, что якобы там остался боезапас. И хотя эти ракеты не представляли никакой опасности, морякам все же пришлось на ялике грести в Незаметную, вручную снимать ракеты и транспортировать их обратно к себе в часть. Потом эти ракеты долго лежали у забора недалеко от пирсов в губе Оленья.

Согласно информации местных экологов, в р-не бухты Незаметной затоплены следующие плавсредства: МПК-141 (673 т.), МПК-152 (673 т.), БТ-454 (390 т.), РТ-829 (88 т.), БУК-520 (48 т.), плакшкоуты - 7 шт. (366 т.).

В первую очередь был разделан один из МПК и один БТЩ. Корпус БТЩ был деревянный и скреплялся медными гвоздями. Для ускорения их извлечения корпус решили просто поджечь. Он выгорел по действующую ватерлинию и расплавил все гвозди. Наиболее интенсивно разделывались корпуса МПК, поскольку они были из алюминиевого сплава. После облегчения всего корпуса из них откачивали воду, снимали бронзовые винты, поднимали и вытаскивали на берег.

Наибольший интерес для обследования представляют лодки. Корпуса двух из них в относительно хорошем состоянии. Из лодок типа «К», служивших на Северном флоте, наиболее известна «К-21». После своей службы она была переоборудована в «УТС-5» и долгое время простояла в Екатерининской гавани в Полярном. Потом ее вновь переоборудовали под музей и поставили на вечной стоянке в Североморске.

Известно, что на судоразделочной базе на Зеленом мысу в Мурманске в конце 80-х разделывался корпус «К-51».

Теоретически, в Незаметной могут находиться корпуса: «УТС-7» (быв. «К-53», исключена из состава ВМФ в 1960 году), «УТС-31» (быв. «К-52», исключена в 1978 году) и «УТС-58» (быв. «К-55», исключена в 1979 году). По словам ветеранов, «К-52» в качестве УТС стояла у пирса в губе Оленья и там даже был создан музей, рассказывающий о боевом пути лодки. Поэтому практически без сомнений, один из корпусов принадлежит «К-52», поскольку нет смысла буксировать списанную лодку еще куда-либо, если в 2-х километрах уже есть кладбище кораблей. Также известно, что «К-55» в качестве УТС служила в Гремихе. Наиболее вероятно, по дате исключения из состава ВМФ, именно они были оставлены в Незаметной. На ограждении рубки одной из них угадываются остатки номера. Среди них нижняя часть либо цифры «3», либо «5». За ней еще одна цифра, но виден только нижний округлый край. Т.е. в данном случае это может быть «3», «5» и «8». Как известно из фотографий, на борту УТС могли писать не номер УТС, а первоначальный номер лодки в период службы. Следовательно, возможны следующие варианты комбинации двузначных цифр: «53», «55» и «58». Если допустить, что исключенная в 1960 году «К-53» не попала в Незаметную, то оставшиеся два номера принадлежат одной лодке: «УТС-58» (быв. «К-55»). Соответственно вторая лодка в Незаметной - «УТС-31» (быв. «К-52»). Для полной достоверности картины остается узнать, где в качестве УТС стояла «К-53» и какова ее последующая судьба.

С корпусами ракетных лодок разобраться оказалось значительно проще. На Северном флоте закончили свою службу 4 субмарины этого проекта: «К-102», (быв. «Б-121», зав. 805, модернизирована по проекту 605), «БС-107» (быв. «К-125», «К-107», «Б-107», зав. 806, модернизирована по проекту 629р), «Б-118» (быв. «Б-149», «К-118», зав. 810, модернизирована по проекту 601 и как «РЗС-439» служила в Гремихе) и «БС-110» (быв. «К-110», «Б-110», зав. 814).

Из этого списка выпадают две лодки. «Б-118» после списания и вырезки ракетных отсеков была брошена в полузатопленном состоянии в акватории завода «СРЗ-35». В конце 2006 года была поднята и отбуксирована на разделку на ФГУП СРЗ «Нерпа» в бухту Кут. «БС-107» закончила свою службу в губе Ура и там же в конце 90-х затонула возле пирса на достаточно большой глубине. Что там лежит именно «БС-107» подтверждается многократными водолазными осмотрами, в том числе с видеозаписью.

Оставшиеся две лодки без всяких сомнений - «БС-110» и «К-102». Подтверждают и ветераны, служившие на «БС-110» в губе Оленьей, что после списания их лодка была брошена в бухте Незаметной.

Без труда определяются принадлежность корпусов. Наиболее целый корпус принадлежит проекту 629, т.е без литеры «а». Как известно, не прошла модернизацию по проекту 629а только «БС-110». По очертаниям второго корпуса заметно, что его ограждение ракетных шахт несколько отличается от серийных лодок. А «К-102» была модернизирована по проекту 605 именно с заменой ракетного комплекса на более габаритный. Вероятно, «К-102» вместе с «К-118» на «СРЗ-35» подверглись вырезке ракетных шахт, после чего были брошены в разных местах. На это указывает часть ограждения рубки лодки 629 проекта, лежавшая длительное время на территории СРЗ.

Курганов И.С.

Офицер ВМФ

Находится в Заполярье на Кольском полуострове, является частью губы Оленья, внутри погранзоны. Доступ туда возможен только тем, кто имеет местную прописку или пропуска. От близлежащих городов Гаджиево и Снежногорска имеются тропы по пересеченной местности. Ранее, еще до войны, там располагался дом отдыха, используемый в основном как дача командующего. В настоящее время от него остались одни стены. Имелся деревянный пирс. Выше на сопке просматриваются фундаменты других зданий, назначение которых не установлено. В послевоенное время на берегу был построен склад химического имущества, брошенный примерно в конце 80-х. От деревянного пирса к складу сохранилась железная двурельсовая дорога для вагонеток. Внутри него осталось большое количество банок с пластинами химической регенерации воздуха..


Примерно в конце 70-х годов бухта Незаметная стала использоваться как кладбище кораблей. Судоремонтные заводы в те времена с большим трудом справлялись с ремонтом текущих и аварийных заказов, поэтому задачи разделки старых подводных лодок им, как правило, даже не ставились. И решалась проблема утилизации довольно просто: если не расстрел в качестве мишени на учениях, то буксировка в отдаленную бухту, где корпус лодки вскоре сам ложился на грунт. По рассказам ветеранов, в 80-х годах некоторые лодки и корабли там были еще на плаву. Потом все же ВМФ решило их разобрать на металл, ибо ржавчина от корпусов и остатки ГСМ засоряли акваторию. Некоторые корпуса были лебедкой вытащены на берег. Сама лебедка тоже сохранилась в 100 метрах от берега, выше по тропе. Примерно в конце 90-х разделкой корпусов занялись частные лица. К тому времени там находились следующие плавсредства. 2 корпуса пл типа «К» проекта 41 (довоенной XIV-бис серии), перестроенные в УТС. 2 корпуса пл проекта 629 и 629а. Один из корпусов сохранялся в хорошем состоянии, второй был в заводских условиях частично разделан, и, вероятно, использовался как блокшив. У него было срезано ограждение рубки и часть надстройки, половина 1-го отсека, а на его месте установлена герметизирующая носовая переборка. 3 корпуса МПК проекта 1124 и 2 корпуса БТЩ проекта 1265, секции плавпирса и конструкции ракетопогрузочного крана, который был доставлен в Гаджиево, но потом по каким-то конструктивным недостаткам не удовлетворивший требованиям и потому брошенный на кладбище кораблей. У самого основания бухты лежит на правом борту корпус большого охотника 122-бис проекта, какие-либо опознавательные признаки отсутствуют. На одном из МПК в погребах оставили две учебно-действующие ракеты. Бдительные местные жители, посетившие брошенные корабли, донесли в компетентные органы, что якобы там остался боезапас. И хотя эти ракеты не представляли никакой опасности, морякам все же пришлось на ялике грести в Незаметную, вручную снимать ракеты и транспортировать их обратно к себе в часть. Потом эти ракеты долго лежали у забора недалеко от пирсов в губе Оленья.



Согласно информации местных экологов, в р-не бухты Незаметной затоплены следующие плавсредства: МПК-141 (673 т.), МПК-152 (673 т.), БТ-454 (390 т.), РТ-829 (88 т.), БУК-520 (48 т.), плакшкоуты - 7 шт. (366 т.).
В первую очередь был разделан один из МПК и один БТЩ. Корпус БТЩ был деревянный и скреплялся медными гвоздями. Для ускорения их извлечения корпус решили просто поджечь. Он выгорел по действующую ватерлинию и расплавил все гвозди. Наиболее интенсивно разделывались корпуса МПК, поскольку они были из алюминиевого сплава. После облегчения всего корпуса из них откачивали воду, снимали бронзовые винты, поднимали и вытаскивали на берег.



Наибольший интерес для обследования представляют лодки. Корпуса двух из них в относительно хорошем состоянии. Из лодок типа «К», служивших на Северном флоте, наиболее известна «К-21». После своей службы она была переоборудована в «УТС-5» и долгое время простояла в Екатерининской гавани в Полярном. Потом ее вновь переоборудовали под музей и поставили на вечной стоянке в Североморске.