Кто правил японией. Императоры Японии: от первого императора Дзимму до наших дней

Японский императорский дом – старейшая непрерывная династия современного мира.

Ее долговечность и постоянство определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Во-вторых, с древнейших времен император не обладает реальной политической властью. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора.

Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма , император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны –Реставрация Мэйдзи , когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.

Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й.

Династия японских императоров не имеет фамилии или названия (как “династия Романовых” или “династия Мин”). Поэтому члены императорской семьи не носят фамилий , одни лишь личные имена.


Императорская печать Японии - символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи . Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует .

Девизы правления

Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго ), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихито правит под девизом “Хэйсэй” (“Мир и спокойствие”). Систему девизов по китайскому образцу “внедрил” в середине VII века император Котоку . По девизам правления ведется традиционный японский календарь .

В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.

Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.

Посмертные имена

После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина ), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.

Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.

Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.

Император Японии

Перечень императоров

Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.

Имя императора
(название правления)
Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990)
Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989
Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926
Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912
Комэй 1847 1866
Нинко 1817 1846
Кокаку 1780 1817
Гомомодзоно 1771 1779
Госакурамати 1763 1770
Момодзоно 1747 1762
Сакурамати 1735 1747
Накамикадо 1710 1735
Хигасияма 1687 1709
Рэйгэн 1663 1687
Госай 1656 1663
Гокомё 1643 1654
Императрица Мэйсё 1630 1643
Гомидзуно-о 1611 1629
Гоёдзэй 1586 1611
Огимати 1557 (1560) 1586
Гонара 1526 (1536) 1557
Гокасивабара 1500 (1521) 1526
Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500
Гоханадзоно 1429? (1429) 1464
Сёко 1412 (1414) 1428
Гокомацу 1392 1412
Гокамэяма 1383 1392
Тёкэй 1368 1383
Гомураками 1339 1368
Годайго 1318 1339
Ханадзоно 1308 1318
Гонидзё 1301 1308
Гофусими 1298 1301
Фусими (1288) 1298
Гоуда 1274 1287
Камэяма 1259 1274
Гофукакуса 1246 1259
Госага 1242 1246
Сидзё 1232 1242
Гохорикава 1221 1232
Тюкё 1221 1221
Дзюнтоку 1210 1221
Цутимикадо 1198 1210
Готоба 1183 (1184) 1198
Антоку 1180 1183
Такакура 1168 1180
Рокудзё 1165 1168
Нидзё 1158 1165
Госиракава 1155 1158
Коноэ 1141 1155
Сутоку 1123 1141
Тоба 1107 1123
Хорикава 1086 1107
Сиракава 1072 1086
Гасандзё 1068 1072
Горэйдзи 1045 1068
Госудзаку 1036 1045
Гоитидзё 1016 1036
Сандзё 1011 1016
Итидзё 986 1011
Кадзан 984 986
Эн-ю 969 984
Рэйдзи 967 969
Мураками 946 967
Судзаку 930 946
Дайго 897 930
Уда 887 897
Коко 884 887
Ёсэй 876 (877) 884
Сэйва 858 876
Монтоку 850 858
Ниммё 833 850
Дзюнна 823 833
Сага 809 823
Хэйдзэй 806 809
Камму 781 806
Конин 770 781
Императрица Сётоку 764 770
Дзюннин 758 764
Императрица Кокэн 749 758
Сёму 724 749
Императрица Гэнсё 715 724
Императрица Гэммей 707 715
Момму 697 707
Императрица Дзито (690) 697
Тэмму (673) 686
Кобун 671 672
Тэндзи (662) 671
Императрица Саймэй (655) 661
Котоку 645 654
Императрица Когёку (642) 645
Дзёмэй (629) 641
Императрица Суйко 592 628
Сусюн 587 592
Ёмэй 585 587
Бидацу (572) 585
Киммэй 539 571
Сэнка 535 539
Анкан 531 535
Кэйтай (507) 531
Бурэцу 498 506
Нинкэн (488) 498
Кэндзо (485) 487
Сэйнэй (480) 484
Юряку 456 479
Анко 453 456
Ингё (412) 453
Нандзэй (406) 410
Ритю (400) 405
Нинтоку (313) 399
Одзин (270) 310
Регент Дзингу Кого 201 269
Тюай (192) 210
Сэйму (130) 190
Кэйко (71) 130
Суйнин 29 г. до н.э. 70
Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э.
Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э.
Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э.
Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э.
Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э.
Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э.
Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э.
Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э.
Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э.
Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.

Император Хирохито (裕仁 яп. ; 1901-1989) - 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет - а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория "мандата Неба", по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути - ее копировала), в Японии доктрину "небесного Мандата" не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии - откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства - его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена - строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато - изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто ("путь богов") отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот - в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов - Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль "обычных", сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: "Власть - императору!". Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась "реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи", то есть "просвещенное управление" - девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция - политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время "император", в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления "Сёва"), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как "военного преступника", и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что "форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа". После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина "военные преступления" мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора "символом государства и единства народа", но не предусмотрела для него никаких обязанностей - кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся "символом государства", вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой "в миру" являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых - главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к "новой" аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито - родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления "Хэйсэй") во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более "открытой", более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения - короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как "современный" европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к "рациональной", "дешевой" и "открытой" монархии. Японское общество тоже постепенно меняется - и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей - в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

Император Японии представляет собой главу государства и символ единства всей японской нации. В соответствии с сохранившимися древними источниками все японские императоры связаны кровными узами, так как являются потомками одной династии напрямую связанной с богиней солнца Аматэрасу. Титул императора Японии — Тэнно, имеет Китайские корни и дословно переводится как «небесный хозяин». Дзимму — это первый император Японии, который начал свое правление в 660 году н.э. В наше время царствующим императором является Акихито занявший свою должность 7 января 1989 года.

Императорская власть

Власть тэнно в Японии уже долгое время довольно ограничена и незначительна. В наше время её границы закреплены в конституции. Заниматься делами государственной важности император может только при таком условии, что правительство даст на это свое согласие. Глава правительства также выбирается не императором, а парламентом, который представляет главе государства кандидатуру на пост председателя, и правитель должен дать свое согласие на назначение. Верховный судья назначается по такому же принципу. Тэнну по совместительству является верховным жрецом в чьи обязанности входит проведение различных ритуалов и церемоний в основном для увеличения урожая. Также он должен проводить приемы с иностранными гостями и награждать людей. С согласия императора, премьер-министр может замещать его при выполнении некоторых своих функций. Стоит выделить такую особенность, что в Японии день рождения, правящего тэнну стоит на одном уровне с другими национальными рпаздниками.

Девизы японских императоров

Периоды правления Японских императоров принято разделять в соответствии с девизами, которые они устанавливают в момент начала их правления. Например, император Японии сейчас несет бразды правления под девизом «Хэйсэй», что переводится на русский как «Мир и спокойствие». Такая традиция зародилась в Японии под влиянием Китайской культуры, а первым императором «внедрившим» её стал император Котоку.

Во время правления одного императора могло существовать несколько девизов, сменяющих друг друга в результате происходящих в государстве бед. Если на страну обрушивалось какое-либо несчастье, то народ считал, что богам не пришелся по вкусу действующий девиз. Тэнну также мог сменить девиз правления в честь важного или счастливого события, произошедшего в его жизни. Например, за 21 год правления Годайго тэнну в стране сменилось восемь девизов.

В период Мэйдзи был установлен закон, по которому император, в период своего правления мог давать только один девиз, что в дальнейшем позволяло избежать проблем с традиционным японским летоисчислением.

Посмертные имена императоров

Тэнно также, как и все члены их семьи не имели фамилий, а их пожизненные имена находятся под строжайшим запретом и не могут озвучиваться в СМИ на японском. В момент смерти императора, ему присваивалось посмертное имя, которое должно было в какой-то степени отражать основные достижения за время правления.

Система с присвоением «храмового» имени в Японии начала действовать в 7 веке и была также заимствована в Китае. Изначально императорам давались слишком длинные посмертные имена на японском языке, но позднее было решено писать их на китайском и в более укороченном варианте. В результате этого все императоры, умершие ранее были переименованы на новый лад задним числом.

В период Мэйдзи приняли такое решение, по которому посмертные имена для императоров стали подбирать основываясь на девизе, установленном в период его правления.

Удивительно, но император Японии фактически не является главой государства. Его статус – представительство Страны восходящего солнца на встречах, в поездках за рубеж, на государственных праздниках и в других церемониях. Возникает резонный вопрос: «Кто же управляет Японией?» Ответ прост. Согласно Конституции, все бразды правления страной находятся в руках премьер-министра. Именно он принимает все важные для государства решения и подписывает различные международные соглашения. Но всегда ли было так?

История возникновения и развития титула

Как и многое в японских культуре и традициях, титул императора был заимствован из соседнего Китая. В даосской религии существовал термин «Тяньхуан». Так называли Полярную звезду, которая считалась «Хозяином неба». Но в качестве титула данный термин не использовался китайскими императорами.

В Древней Японии сначала правителей называли терминами «Сумэра микото» или «Субэроги», что переводилось как «Правящий хозяин». Вторым значением слова «микото» было «божество».

Современный титул императора, произносимый японцами как «Тенно»(天皇), то есть «Хозяин неба», впервые стал использоваться в стране восходящего солнца принцем-регентом Сётоку. Это стало основным термином для обращения к правителям государства. Но также использовались и другие слова, целью которых было подчеркнуть и усилить божественную природу императоров в глазах подданных. К таким терминам относились: акицу-миками (в переводе означает «воплощение божества») и арахито-гами (то есть «человек-Бог») и многие другие древние японские слова («его правящее высочество», «первейший», «великий хозяин»). Впервые они получили свое применение как обращения к императорам в конце VII века.

Также в качестве титула правителей использовался термин «хи-но-мико». Что в переводе означает «Сын Солнца». Он сохранился со времен синтоистской религии, то есть еще до появления в Японии даосизма, буддизма и христианства. Считается, что первый император Страны восходящего солнца был праправнуком Аматэрасу, одной из верховных божеств синто. Согласно религиозным положениям синтоизма, она озаряет небеса. То есть это богиня Солнца, имеющая огромное уважение и почтение у верующих, а ныне тождественная Будде. По статистическим данным Министерства культуры и науки Японии синтоизм до сих пор является ведущей по популярности религией среди населения Страны восходящего солнца.

Кроме того, часто использовались титулы, применяемые к императорам Китая («хозяин Поднебесной», «южноликий», «сын Неба», «хозяин мириада колесниц»), а также термины из буддизма («святой хозяин», «золотое колесо», «господин десяти добродетелей»), поскольку исторически императоры всячески помогали внедрению и развитию данного религиозного направления в Японии.

Такое многообразие слов-обращений обязано возникновению традиции запрета произношения вслух титулов и имен императоров. Что напрямую связано с верованиями о возможности сглаза правителя злыми духами и тому подобным, взятыми из японской мифологии. Подобные страхи привели к тому, что зачастую императоров называли словами-ассоциациями с местами расположения их резиденций: «дворец» (по-японски «синги»), «врата» («микадо»), «покои» («ути») и другие.

Интересен тот факт, что имена монархов при жизни в Стране восходящего солнца до сих пор находятся под запретом и не фигурируют ни в одном из официальных документов на японском языке. А после смерти им присваиваются двойные имена, одно из них – это «Тенно», то есть титул, а второе указывает на заслуги покойного (например, «Император Просвещённого правления» или «Император Божественный воин»). Во всех остальных странах мира японских правителей называют их именами, полученными при рождении, добавляя обращения «Его величество» и «Его величество Император».

Значения перечисленных титулов подчеркивают и помогают понять всю фундаментальность и «божественность» происхождения императоров Японии. Усиливался императорский статус первосвященника, а благодаря проведению ритуалов и праздников, они отождествлялись с Богом. Таким образом, и их методы правления, и все принятые решения совершались от Божественного имени и должны были приниматься и выполняться беспрекословно.

После проведенных императором Мэйдзи комплексных мер по внесению политических, экономических и ряда других изменений в законодательство, государственный строй и многие сферы жизни японцев было принято решение о том, что с 1868 года для официальных отношений с другими странами будут использоваться 2 термина для обозначения японского императора – «Тенно» и «Котей». Но с 1936 года остался лишь один официальный титул «Тенно» для применения в международных документах на японском языке, имеющий во всех западных странах значение «Император».

Легенды об императорах Японии

Существует древняя синтоистская легенда о происхождении японских императоров. Она гласит о том, что одно из верховных божеств Аматэрасу отправила на Землю своего внука Ниниги. Он должен был стать правителем островов Японии, которые ранее были созданы родителями богини-солнца. Перед дальним путешествием Аматэрасу вручила внуку три волшебных предмета: ожерелье из драгоценных камней, зеркало из бронзы и меч. Они были необходимы Ниниги, чтобы облегчить себе путь с неба.

Сойдя на остров Кюсю, принц привел с собой многих из почитаемых до сих пор богов, а также предков некоторых из древнейших японских родов. Впоследствии многие из этих кланов свято чтили и поклонялись каждый своему богу-родоначальнику.

Богиня Аматэрасу

Уже на Земле Ниниги женился и родил детей. Первым императором Японии на Земле стал Дзимму. Это внук Ниниги, которому последний передал свои регалии. У японцев принято считать, что Дзимму правил, начиная с 660 г. до н.э. Но в официальных документах правление императора впервые было отмечено лишь в начале V века н.э., что еще больше усиливает в глазах японцев «божественность» монарха.

Император Дзимму

Принц Ниниги считается богом прорастания и урожая риса, являющегося важным продуктом питания японцев на протяжении тысячелетий, о чем свидетельствовал ежегодно проводимый во дворце императоров праздник первого риса и ритуалы поклонения внуку Аматэрасу.

На сегодняшний день три регалии, врученных богиней Солнца Ниниги, считаются символами японских императоров. Но никто из японских подданных никогда не видел эти предметы, так как они постоянно хранились у жрецов. Да и император мог лично лицезреть их лишь в момент проведения процедуры восхождения на трон.

Однако, в июле 1945 года, когда над Японией возникла угроза капитуляции, и император понимал, что страна не сможет противостоять влиянию Америки, был отдан приказ жрецам уберечь регалии ценою жизни. Сегодня никому точно не известно, где хранятся символы императорской власти. Но некоторые историки предполагают, что драгоценное ожерелье из яшмы хранится в императорском дворце в нынешней столице Японии, меч спрятан где-то в Нагое, а бронзовое зеркало – в главной синтоистской святыне Японии храме Исэ-Дзингу, посвященном богине Аматэрасу.

А по одной из неофициальных версий все три оригинальных регалии были утеряны во время легендарного сражения кланов Минамото и Тайра, а впоследствии заменены копиями.

Краткий обзор истории императорской власти

Страна претерпевала множество неожиданных изменений в правящих кругах – вначале государством руководили императоры, затем регенты, впоследствии пришедший на смену тоталитарный режим сёгуната, а после вновь возобновилась власть монархов. Судьба не всегда была благосклонна к японским императорам. Одним из переломных моментов также стал и 1945 год, период после поражения Японии во Второй мировой войне.

Так, в том же году синтоизм перестает быть государственной религией. В 1946 году правящий император Хирохито отказался от своего божественного происхождения. В 1947 году принята новая Конституция Японии, согласно которой император объявлен символом государства и единства нации, теперь он может участвовать в различных церемониях (вручать различные награды, принимать послов), но все свои действия обязан согласовывать с Кабинетом министров. Также монарх лишен всех функций по управлению государством и не имеет права вмешиваться в руководство страной премьер-министром. Кроме того, императорское имущество может переходить по наследству только с согласия Парламента.

В том же 1947 году был подписан новый закон, согласно которому монарх остается правителем до конца своих дней. Наследник же избирается из его родственников по мужской линии.

Всего история Японии насчитывает 125 императоров.

Знаменитые императоры Японии

Вот список некоторых из знаменитых японских правителей:

  1. Дзимму – праправнук Аматэрасу, первый император Японии, содействовал миграции японских племен и созданию их союза, предположительно основал японское государство;
  2. Суйдзэй – первый из «восьми незарегистрированных императоров», о которых ничего не известно, кроме их имен и генеалогии, и не сложено ни одной легенды;
  3. Судзин – расширил владения Ямато и наладил дипломатические отношения с правителями южнокорейских территорий;
  4. Одзин – активно налаживал внешнеэкономические и политические отношения с Кореей.
  5. Нинтоку – под его личным контролем и руководством было создано первое в Японии инженерное сооружение – защитные валы на равнине Кавати;
  6. Суйко – в период его правления буддизм был признан в стране официально;
  7. Тэндзи – был поэтом;
  8. Камму – перенес столицу из Нары в Киото, что стало началом периода Хэйан;
  9. Ёдзэй – поэт жанра вака, известен также тем, что на троне пробыл лишь 8 лет, после чего был свергнут братом из-за психического расстройства, жестокости и самодурства;
  10. Сутоку – развязал смуту Хогэн;
  11. Мэйдзи – изменил название города Эдо на Токио и сделал его столицей страны. Также известен своими реформами, которые восстановили абсолютную власть монархии.
  12. Хирохито – многие страны считают, что он несет ответственность за начало Второй мировой войны. Отказался от своего божественного происхождения для того, чтобы уберечь Японию от полной оккупации американцами.

Император Японии. Современность

Сегодня главой государства является Его величество Акихито. Он знаменит тем фактом, что нарушил многовековые традиции бракосочетания, согласно которым японские императоры женились на девушках из самых знатных семей. Настоящая императрица, которую зовут Митико Сёда, не имеет аристократического происхождения, а приходится дочерью главе крупной мукомольной компании. Но Совет императорского двора согласился с выбором Акихито, и свадьба состоялась 10 апреля 1959 года.

Наследным принцем объявлен Нарухито, старший сын действующего императора Японии.

На сегодняшний день, несмотря на очень малые полномочия императора, народ относится к своему «Тенно» с уважением и благоговением. Одним из доказательств этому можно считать то, что день рождения императора является национальным праздником и с 1989 года отмечается в Японии 23 декабря. Именно в этот день и еще 2 января ежегодно открываются ворота Императорского дворца в Токио, который в остальное время закрыт для посетителей. В свой день рождения император с женой появляется на балконе, где несколько минут приветствует собравшуюся огромную толпу подданных.

Истории монархии в Японии более 2-х тысяч лет. В данной статье рассказывается об истории появления титула императора Японии, легендах, связанных с правящим домом, о современных функциях главы государства.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место. Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Что вы скажете Императору Японии, если увидите его вживую? (шучу) Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка. Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы!

Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю записаться на наш .

Им должен стать кронпринц Нарухито

Церемонию вступления на престол Страны восходящего солнца нового императора японское правительство планирует провести 1 января 2019 г., сообщают СМИ. Источники сообщают, что законопроект, предусматривающий подобную возможность, планируется представить в мае 2017 г. Проблема состоит в том, что японская конституция не предусматривает возможности отречения монарха от трона. О своем намерении отречься от престола император Японии Акихито дал понять в августе прошлого года (а слухи об этом появились еще раньше). Ожидается, что новым японским монархом станет старший сын нынешнего 83-летнего императора 56-летний наследный принц Нарухито.

Разговоры о том, что император Акихито может покинуть Хризантемовый трон, появились в масс-медиа еще в середине июля прошлого года. Спустя некоторое время, в августе, Его Императорское Величество обратился к нации с видеообращением, в котором намекнул, что хотел бы отречься от престола. Дело в том, что законы не позволяют монарху делать политических заявлений – и именно поэтому Акихито не мог без обиняков озвучить свое намерение оставить трон.

Последний раз в Японии монарх отрекался от трона два века назад, когда в 1817 году император Кокаку (Томохито) передал свою должность и монаршие регалии сыну, императору Нинко, а сам, приняв титул «Дайдзё тэнно» (уступившего трон императора), отошёл от государственных дел и занялся исследованиями дворцового церемониала.

Согласно легенде, императоры Японии являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу. Но по конституции 1947 года император является символом государства и единства японской нации, но при этом практически лишен права вмешиваться в государственное управление. Тем не менее, в японском обществе монарх пользуется огромным уважением.

Также ныне действующие законы не регулируют уход монарха с трона. Премьер-министр Абэ заявил, что правительство обсуждает, что можно сделать в создающихся условиях, учитывая возраст императора (23 декабря ему исполнилось 83 года) и нелегкое бремя его обязанностей. Надо заметить, что император имеет проблемы со здоровьем (известно, что ему делали операцию по коронарному шунтированию, а также лечили от рака простаты). О том, что его здоровье слабеет, сам монарх заявил в своем августовском обращении к японцам: «Я переживаю, что мне может стать сложно выполнять мои обязанности в качестве символа нации».

Проведенное в декабре 2016 г. исследование общественного мнения Jiji Press, показало, что 61 процент опрошенных поддерживают принятие постоянного закона, который позволял бы как императору Акихито, так и другим императорам в будущем отрекаться от трона, при этом 21,6% респондентов высказались за то, чтобыбыл принят специальный закон, касающийся только нынешнего монарха.

Император Акихито унаследовал трон после смерти своего отца Хирохито в 1989 году.

Известно, что императору Акихито наследует его сын, 56-летний наследный принц Нарухито. Но Нарухито имеет только дочь, а Хризантемовый трон наследовать могут только мужчины. Так что следующим в очереди на престол находится его младший брат принц Акисино.

Нарухито учился в Оксфорда и имеет ученую степень магистра исторических наук. Наследный принц играет на альте, любит бегать трусцой, любит пешеходный туризм, а также занимается альпинизмом. Также Нарухито интересуется проблемами водных запасов Земли и их сохранения.

В 1993 году было объявлено о помолвке наследного принца и Масако Овада, работавшей дипломатом в японском МИД. В июне того же года состоялась их свадьба. В 2001 году у четы родилась дочь Айко, принцесса Тоси.

8 августа к нации обратился император Японии Акихито . Он опасается, что не сможет в будущем исполнять обязанности в качестве символа государства. Впрочем, слово «отречение» в речи монарха не прозвучало. Однако Акихито дал понять, что готов к такому развитию событий.

«Я переживаю, что мне может стать сложно выполнять мои обязанности в качестве „символа государства“ всем своим существом, как я делал это до сих пор», — отметил Акихито.

О том, что известно об императоре Ахикито, рассказывает АиФ.ru.

Фото: Commons.wikimedia.org

Биография

Акихито, принц Цугуномия, родился 23 декабря 1933 года в 06:39 по стандартному японскому времени в Токио.

Акихито — старший сын и пятый ребёнок Императора Хирохито и императрицы Кодзюн . Он учился в школе для детей знати (кадзоку) университета Гакусюин с 1940 по 1952 год. Наряду с традиционным японским наставником императорской семьи С. Коидзуми у принца была также американская воспитательница — Элизабет Грей Вининг, известный автор детских книг , которая помогала принцу в изучении английского языка и западной культуры.

В 1952 году принц поступил на отделение политики, факультета политики и экономики университета Гакусюин, в ноябре этого же года он был официально объявлен наследным принцем.

Путешествия в Северную Америку и Европу

Ещё будучи студентом и наследным принцем, Акихито в 1953 году совершил шестимесячную поездку по 14 странам Северной Америки и Западной Европы. Центральной частью этой поездки стал его визит в Лондон как представителя императора Хирохито на коронации королевы Елизаветы II .

Молодой Акихито со своим отцом императором Сёва. 1950 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Брак с Митико Сёде

Университет был успешно окончен в марте 1956 года, а в апреле 1959 года наследный принц женился на Митико Сёде, старшей дочери Хидэсабуро Сёды, президента крупной мукомольной компании. Тем самым были нарушены многовековые традиции, предписывающие членам императорской семьи выбирать себе жён из девушек исключительно аристократического происхождения.

Митико Сёда родилась в Токио 20 октября 1934 года. Её семья — представители высокообразованной интеллигенции. Два члена этой семьи были награждены орденом «За заслуги в области культуры» — высшей академической наградой, которой император удостаивает выдающихся учёных.

Управление императорского двора, возглавляемое премьер-министром и составленное из представителей императорской семьи, председателей палаты представителей и палаты советников парламента, Главного судьи Верховного суда и других, единодушно одобрил выбор наследного принца.

Акихито и Митико в их семейной жизни удалось достичь относительной свободы от жёсткости дворцовых традиций. Вместе с женой Акихито изменил уклад жизни в императорской семье. Несмотря на постоянную занятость официальными мероприятиями, они сами воспитывали детей, двух сыновей и дочь, не отдавая их на попечение нянек и гувернёров.

После церемонии бракосочетания. Фото: Commons.wikimedia.org

Ещё будучи наследником трона, Акихито совершил официальные визиты в 37 стран мира по приглашению их правительств. Акихито также был почётным председателем XI Тихоокеанского научного конгресса в 1966 году, Универсиады 1967 года в Токио, выставки ЭКСПО-70 в Осаке. Во время поездок императора Хирохито в Европу в 1971 году и Соединенные Штаты в 1975 году крон-принц исполнял государственные функции вместо отца.

В сентябре 1988 году из-за болезни императора Хирохито наследный принц Акихито принял на себя ряд государственных обязанностей, включая участие в церемонии открытия сессии парламента.

7 января 1989 году крон-принц стал Императором Японии, унаследовав трон после смерти отца. С этого дня в Японии начался новый период национального летосчисления (соответствующий периоду императорского правления) — Хэйсэй (яп. 平成).

В Белом доме президента Эйзенхауэра и его жены и Вашингтоне. 1960 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя два дня после вступления на трон, во время первой аудиенции, данной представителям общественности, император дал обещание неукоснительно выполнять свои обязанности. «Я ручаюсь, что буду всегда вместе со своим народом и буду поддерживать Конституцию», — заявил он.

Интересы

Император Акихито увлекается биологией и ихтиологией (раздел зоологии, занимающийся изучением рыб). Уже опубликовано 25 его научных работ по морским бычкам. В 1986 году он был избран почётным членом Лондонского общества Линнея — международного общества биологов. После поездки в США, Акихито призвал японцев разводить американского леща. Японцы последовали его совету, и в результате американский лещ начал вытеснять японских рыб в водоемах Японии. В связи с этим в 2007 году Акихито публично принес извинения японскому народу.

Кроме того, Акихито интересуется историей. Из видов спорта предпочитает теннис (с будущей женой он познакомился на корте), приносит радость ему и верховая езда.

Принцесса Такако со своим старшим братом наследным принцем Акихито в 1954 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Дети

У императорской четы трое детей: наследный принц Нарухито (23 февраля 1960 года), принц Акисино (Фумихито) (30 ноября 1965 года), принцесса Саяко (18 апреля 1969 года).

Функции императора Японии

  • подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;
  • подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;
  • пожалование наград;
  • подтверждение в соответствии с законом ратификационных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;
  • осуществление церемониала.

На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, влияние на формирование правительства, верховное главнокомандование вооруженными силами.

Император Акихито вместе с императрицей Митико. 2005 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Решение государственных вопросов

Повседневные государственные дела в Японии решает управление императорского двора, действующее при канцелярии Премьер-министра. Начальник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность которого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек.

В случае установления регентства Регент действует от имени Императора. Кроме того, Император в соответствии с законом может поручать другим лицам осуществление своих полномочий. Целый ряд внешнеполитических мероприятий Императору приходится выполнять не только единолично, но и с членами императорской семьи.

Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах. На подобных мероприятиях проводятся беседы с учеными, художниками и другими специалистами в различных сферах. Император часто посещает объекты социального обеспечения, промышленные предприятия, научные центры, художественные выставки и благотворительные мероприятия.