Как определить готов ли ребенок к школе? Как понять, готов ли ребенок к школе

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
Может ли ребенок рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

----
Психологами установлено, что психическая и эмоциональная готовность ребёнка к школе приходится: для девочки на 7-8 лет; для мальчика на 8-9 лет. Конечно, мало кто, учитывая этот немаловажный момент, отдаёт своего сына в школу в 8-9 лет. Априери принято отдавать ребёнка в школу в возрасте 6-7 лет и не позже, - лучше даже раньше, но это заблуждение, нет - лучше позже. По этой причине мальчики значительно отстают от девочек в обучении и дисциплине. По этой причине не допустимо сравнивать успеваемость мальчика с успеваемостью девочки. По этой причине мальчику нужно больше внимания, поддержки и понимания со стороны родителей и учителей. Иначе у ребёнка напрочь пропадёт желание учиться и познавать новое.

С социальной готовностью сложнее тем детям, что не играли с мамой в дворовой песочнице, собирая в игру всех детишек вокруг себя; не посещали садик или посещали его, но только подготовительную выпускную группу, - т. к. социализации дети учатся с ранних лет (с момента, как ребёнок сделал свои первые самостоятельные шаги), песочница во дворе и садик с ясельной или младшей группы являются замечательной школой социализации перед школой.

До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише - умеет ли он читать и считать... На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие...

Психофизиологическая готовность к школе - это отнюдь не умение читать и считать.
Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить
по итогам особых игровых тестов.

1. Есть ли у него желание учиться?

Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки»...

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?

Как это узнать? Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь?

Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).

Как это узнать? Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много - 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа - наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.

Как это узнать? Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра - «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…

Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них - пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы - время, градусник - ? (температура)», «глаз - зрение, ухо - ? (слух)».

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Большинство ребятишек к возрасту 6-7 лет - это неудержимые фантазеры и "сказочники".
Однако в историях, которые выдумывает или пересказывает ваш малыш,
должна прослеживаться логика. Только в этом случае можно с уверенностью
заключить, что ребенок "дорос" до серьезного образовательного процесса.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Как это узнать? Здесь все предельно просто - дайте малышу интересную раскраску и следите за его действиями. По тому, как ловко и уверенно ребенок владеет карандашом, ручкой и ножницами можно судить, насколько развита его моторика. Попробуйте оценить по пятибалльной шкале, насколько успешно он способен перерисовывать узоры, ровно вырезать их по контуру, повторять «на глаз» нарисованные вами простые элементы (кружок, завиток, схематичный домик и т.п.). В данном случае оценка (пусть и субъективная) должна быть никак не ниже тройки...

Итак, если у ребенка все вышеперечисленные навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Но если таких навыков нет - отложите букварь еще на год и займитесь с малышом развивающими играми.

Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

  • 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
  • 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
  • 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “ Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов .” Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. - М.: ООО «Росмэн-Издат». - 2001 г.

Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи. Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были развиты и такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика.

Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребенок

1. Назови свое полное имя и фамилию.

2. Сколько тебе лет?

3. Назови дату своего рождения.

4. Назови имя и отчество твоей мамы.

5. Где и кем она работает?

6. Назови имя и отчество твоего папы.

7. Где и кем он работает?

8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?

9. Назови свой домашний адрес.

10. В каком городе ты живешь?

11. Как называется страна, в которой ты живешь?

12. Нравится ли тебе заниматься? Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Внимание

Школьное обучение предъявляет высокие требования к вниманию ребенка. Он не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течении всего урока, а это много! Малыш также не должен отвлекаться на посторонние дела - а иногда так хочется поговорить с соседом или порисовать новым фломастером!

Хорошее внимание - важнейшее условие успешного школьного обучения. В этом разделе приводятся 10 тестов, с помощью которых вы сможете оценить, как развито внимание у вашего ребенка. Многие из этих тестов связаны с выполнением заданий на время, поэтому вам понадобятся часы с секундной стрелкой. Помните, что при тестировании в школе часто используются тесты на внимание.

Память

Успехи вашего малыша в школе во многом зависят от его памяти.

Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать малышу стихотворение несколько раз, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что запомнилось, потому что было интересно. Ребенок не ставит перед собой задачу: мне надо запомнить это стихотворение.

С поступлением в школу приходит время произвольной памяти. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, да еще столько, сколько нужно.

С помощью приведенных ниже тестов Вы сможете оценить память своего малыша. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать, и для этого у вас есть время! Чтобы улучшить память вашего ребенка позанимайтесь с ним по рабочей тетради "Развиваем память".

Мышление

Как устроена машина времени? - спрашивает Алеша (5 лет, 8 мес.).

Не знаю. Еще никто ее не придумал, - отвечает ему взрослый.

Я вырасту, потом придумаю... О, я знаю! Надо взять часы и положить в мотор. И получится машина времени.

Как мы радуемся, когда слышим забавные и в то же время умные рассуждения наших детей. Ребенок познает мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

При школьном тестировании очень часто используются именно тесты на мышление. Ребенок может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичное упражнение.

Математика

К моменту поступления в школу у малыша должны быть сформированы элементарные математические представления. Дети должны иметь навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка; сравнивать числа первого десятка между собой; сравнивать предметы по высоте, ширине и длине; различать формы предметов; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Тонкая моторика и координация движения рук

Готова ли рука вашего ребенка к письму? Это можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений руки ребенка. В этом вам помогут тесты данного раздела.

Тонкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Тонкую моторику у детей можно и нужно развивать. Этому способствуют занятия с мозаикой, лепка, рисование.

Лучше всего позаниматься с ним сначала по рабочей тетради "Готовим руку к письму", а затем, когда задания в этой тетради будут выполнены, перейти к рабочей тетради "Учимся писать".

Чтение

Требования к знаниям детей, поступающих в школу, постоянно растут. Сегодня важно, чтобы ребенок имел начальные навыки чтения. Так, он должен уметь определять место звука в слове, находить слова с определенными звуками, делить слова на слоги и предложения на слова.

Хорошо, если ребенок умеет записывать простые слова, читать небольшие тексты и понимать их содержание.

От сформированности навыка чтения значительно зависит и последующая успеваемость по другим предметам, так как в школе очень скоро дети переходят к работе с учебниками, которые они должны уметь читать и понимать прочитанное.

Развитие речи

К 6-7 годам речь ребенка должна быть связанной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать звуки и правильно произносить все звуки родного языка, причем не только изолированно, но и в связной речи.

Развитие устной речи - основное условие успешного овладения письмом и чтением. Речевые тесты данного раздела позволят вам оценить развитие речи у вашего ребенка.

Если речь малыша окажется недостаточно развитой, с небольшим словарным запасом, то вы можете ее улучшить, занимаясь с ребенком дополнительно. Больше разговаривайте с ребенком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читает. Предложите вашему малышу составить рассказы по картинкам.

Если ваш ребенок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух (например, слова "гора - кора" или "бочка - точка" воспринимаются им как одинаковые), то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Воображение

Многие родители считают, что залогом успеха в обучении является умение читать, писать и считать, но часто этого оказывается недостаточно.

Большую роль в усвоении школьных знаний играет воображение. Слушая объяснения учителя, ребенок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением.

Попробуйте оценить, как развито воображение вашего ребенка. При оценке вам придется ориентироваться в большой степени на собственное представление о развитии воображения, потому что объективные критерии в данном случае составить чрезвычайно трудно. Предложите вашему малышу составить рассказы по картинкам; обсуждайте с ним разнообразные "фантастические" ситуации и т.п.

Окружающий мир

К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени.

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы.

В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.

Уважаемые родители! В книге собраны простые тесты, с помощью которых вы сможете определить уровень сформированности представлений ребенка об окружающем мире, его математических способностей, внимания, памяти и мышления. Тесты учитывают возрастные особенности ребенка. Интересные задания и забавные картинки обязательно понравятся малышу.

Введение......9

Глава 1. Окружающий мир........11

Тест на определение уровня знаний ребёнка о себе....11

Обработка результатов......13

Тест на определение уровня знаний ребёнка о неживой природе.......16

Обработка результатов.........20

Тест на определение уровня знаний ребёнка о живой природе.......23

Обработка результатов......24

Тест на определение уровня знаний ребёнка о мире предметов.........26

Обработка результатов........30

Глава 2. Математические представления........33

Тест на определение уровня представлений ребёнка о количестве и счёте.....33

Обработка результатов.......34

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации в пространстве......36

Обработка результатов........38

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации во времени.....40

Обработка результатов.........43

Тест на определение уровня представлений ребёнка о форме и цвете.......45

Обработка результатов.......49

Результаты теста.......50

Тест на определение уровня представлений ребёнка о цифрах и числах......52

Обработка результатов......53

Тест на определение у ребёнка уровня навыков сложения и вычитания.....56

Обработка результатов.......59

Глава 3. Устная речь.......62

Тест на определение уровня развития у ребёнка фонематического слуха и произношения....62

Обработка результатов........64

Тест на определение уровня развития у ребёнка словарного запаса.........67

Обработка результатов........69

Тест на определение уровня развития у ребёнка грамматического строя речи.........72

Обработка результатов..........75

Глава 4. Грамота........78

Тест на определение уровня знаний ребёнка о звуках и буквах.........78

Обработка результатов........79

Тест на определение уровня знаний ребёнка о слогах и словах........81

Обработка результатов..........83

Тест на определение уровня знаний ребёнка о предложениях и текстах.....86

Обработка результатов............87

Глава 5. Интеллект...........90

Тест на определение уровня развития внимания у ребёнка...........90

Обработка результатов..........92

Тест на определение уровня развития памяти у ребёнка......96

Обработка результатов........................................99

Тест на определение уровня развития логического мышления у ребёнка.....104

Обработка результатов...........106

Результаты теста...............107

Глава 6. Учебная мотивация............110

Тест на определение учебной мотивации у ребёнка........110

Обработка результатов............111

Результаты теста................112

Глава 7. Мелкая моторика..................114

Тест на определение уровня развития у ребёнка мелкой моторики............114

Обработка результатов................116

Правильные ответы и примечания..........................120

Глава 1. Окружающий мир...................120

Тест на определение уровня знаний ребёнка о неживой природе.......120

Тест на определение уровня знаний ребёнка о живой природе..........120

Тест на определение уровня знаний ребёнка о мире предметов..........121

Глава 2. Математические представления..............122

Тест на определение уровня представлений ребёнка о количестве и счете...........122

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации в пространстве......122

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации во времени.............122

Тест на определение уровня представлений ребёнка о форме и цвете..............................123

Тест на определение уровня представлений ребёнка о цифрах и числах...........................123

Тест на определение у ребёнка уровня навыков сложения и вычитания..................124

Глава 3. Устная речь...................124

Тест на определение уровня развития у ребёнка фонематического слуха и произношения.......124

Тест на определение уровня развития у ребёнка словарного запаса...........124

Тест на определение уровня развития у ребёнка грамматического строя речи.......125

Глава 4. Грамота.....................................................125

Тест на определение уровня знаний ребёнка о звуках и буквах........125

Тест на определение уровня знаний ребёнка о слогах и словах...........126

Тест на определение уровня знаний ребёнка о предложениях и текстах......126

Глава 5. Интеллект..............................126

Тест на определение уровня развития внимания у ребёнка............126

Тест на определение уровня развития логического мышления у ребёнка...............126

- Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 08

Статья посвящена процессу формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлены разработанная автором модель в совокупности её элементов и соответствующие экспериментальные данные.

Подготовка детей к успешному обучению в школе – приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и в то же время с усложнением учебных требований, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и информационной насыщенностью. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В образовательной практике наблюдаются попытки форсированной подготовки ребёнка к школе, «притирки» содержания обучения детей дошкольного возраста к содержанию начального школьного обучения .

Формирование готовности к школе имеет выраженную когнитивную направленность. Недостаточно уделяется внимания личностной, психофизиологической готовности, упускается из виду эмоциональная и социальная готовность.

Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова считают, что готовность к школьному обучению определяется уровнем физического, психического и социального развития ребёнка.

А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина и др. утверждают, что от того, насколько физически развит, здоров и закалён ребёнок, зависит его успех в школе . К сожалению, физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается изолированно от вопросов их готовности к обучению в школе.

Исследования показали, что группа «незрелых» к обучению в школе детей составляет 32%. В процессе обучения прослеживаются две тенденции: часть детей, не справляясь с учебной нагрузкой, формирует ряды отстающих и второгодников, а другая часть выполняет все требования школы, но ценой собственного здоровья.

Н.В. Зайцева доказала, что правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия для нормальной деятельности нервной системы .

Американский исследователь Г. Доман показывает взаимосвязь интеллектуальных и физических способностей человека . Он утверждает, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в подвижности человека и деятельности рук. По убеждению автора, каждому ребёнку от рождения присущ высокий умственный потенциал, включающий в себя физическое функционирование и начинающийся именно с него.

Л.А. Венгер и А.Л. Венгер отмечают, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Однако в научной литературе чаще уделяется внимание психологи ческой готовности детей к школе, за частую она рассматривается независимо от физиологического развития ребёнка и представляет совокупность отдельных психологических качеств и свойств.

Известно, что лишь незначительная часть учащихся, оканчивающих школу, является здоровой. У выпускников отмечается целый ряд нарушений: замедление физического и психического развития, увеличение числа лиц с дисгармоничным развитием. Неудивительно, что среди первоклассников 50% имеют различные психосоматические заболевания. В интеллектуальном развитии от среднего уровня отстают 13% школьников, затруднения в учебе испытывают 25% детей, которые не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы .

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) призвано не столько дать определённую сумму знаний и умений, сколько обеспечить готовность ребёнка к школе, которая связана со всеми гранями его личности – умственными, нравственными, физическими и др. Перед дошкольными учреждениями всегда ставилась зада ча подготовки детей к обучению в школе, и они имеют уникальную возможность для решения этой задачи, но не всегда и не везде ей уделяется должное внимание. Поэтому педагоги ДОУ и учителя начальных классов должны организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы он без болезненно смог принять новый статус школьника.

Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы позволил определить необходимость комплексного подхода к формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и включение в этот процесс психологической, физической, социальной и интеллектуальной компоненты. Для этого необходимо разработать и внедрить соответствующую модель и создать педагогические условия для её реализации.

Опытноэкспериментальной базой исследования выступили ДОУ № 80, 95, 105, 108 г. Мурманска. В эксперименте участвовали 103 ребёнка старшего дошкольного возраста.

Можно выделить следующие эле менты разработанной нами модели: педагогическая цель, задачи, педагогические условия, участники педагогического процесса, компоненты готовности, принципы, средства, методы организации деятельности, где системообразующим фактором выступают ДОУ, семья и школа. Взаимосвязь и взаимообусловленность данных социальных институтов дав но доказана (см. схему ниже).

Педагогическая цель – формирование готовности дошкольников к обучению в школе. Задачи нашего исследования: повышение уровня этой готовности и укрепление здоровья дошкольников. Для решения поставленных задач традиционные занятия по физическому воспитанию были дополнены инновационными компонентами: элементами коррегирующей гимнастики для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, элементами хатха-йоги, релаксацией, пальчиковой и ритмической гимнастикой, степа-эробикой, контрастным закаливанием воз духом, гимнастикой для глаз, упражнениями для профилактики плоскостопия, комплексом «Школа мяча».

Необходимым элементом модели являются педагогические условия: диагностика и оценка готовности дошкольников; реализация по этим данным индивидуально-дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; признание занятий по физическому воспитанию значимой частью комплексного процесса формирования готовности; организация взаимодействия всех служб ДОУ с родителями; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.

Диагностика включает в себя об следование всех компонентов комплексного понятия подготовки детей к школе. Общая готовность подразумевает физическую и психологическую готовность, специальная – социальную и интеллектуальную. Нами разработан диагностический инструментарий для выявления уровня каждого компонента готовности, индивидуальные и групповые диагностические карты. Такой подход позволяет определить исходный уровень готовности каждого ребёнка, определить отстающий компонент, внести коррективы в педагогический процесс, дать индивидуальные рекомендации, задания и тем самым повысить общий уровень готовности.

Для решения проблемы преемственности детского сада и школы организуется работа по трём направлениям: информационнопросветительская деятельность (совместные педагогические советы по проблемам готовности, семинарыпрактикумы по обсуждению программ подготовки детей к школе); методическая деятельность (ознакомление с методами и формами учебновоспитательной работы в детском саду и школе через взаимопосещение педагогами уроков и занятий с их дальнейшим обсуждением, совместные педагогические советы по обмену передовым опытом; практическая деятельность (предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в процессе совместных занятий, курирование воспитателями своих бывших воспитанников в процессе их обучения в 1м классе).

Для улучшения сотрудничества с семьёй разработаны темы родительских собраний, «круглых столов», направленных на повышение знаний родителей о различных причинах заболеваний опорнодвигательного аппарата, влияния двигательной активности на здоровье ребёнка и его готовность к обучению в школе. Оформлен «Уголок для родителей», где обсуждаются проблемы подготовки. Организованы совместные выставки семейных рисунков «Моя Родина», проводятся консультации «Беречь здоровье смолоду», «Правила для родителей», «Почему ребёнку бывает трудно учиться», «Цвет и характер».

Разработана тематика домашних заданий, например: подобрать и оформить фотографии любимого мес та в городе; изготовить новогоднюю игрушку или украшение; рассказать о воине в семье. Старшие дошкольники участвуют в пробеге ко Дню города, украшают ёлку в музыкальном зале, посещают кукольный театр, школу, краеведческий музей. Эти мероприятия воспитывают в детях уверенность в себе, чувства гражданственности, патриотизма, интерес и уважение к людям, умение анализировать свои поступки, развивают познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Эффективность данной модели про верена в ходе эксперимента.

Результаты диагностики свидетельствуют о хорошем уровне работы по подготовке к обучению в школе во всех группах. Однако полученные на ми данные распределения детей по уровням готовности в экспериментальных группах доказывают, что проводившаяся с ними работа была более эффективной: 13% детей обнаружили высокий уровень готовности к обучению в школе, 80% готовы к обучению,7% условно готовы, 49% детей улучшили уровень готовности. В контрольной группе детей с высокой готовностью нет, 70% готовы к обучению, 26% условно готовы, 4% не готовы, 15% детей улучшили уровень готовности, 30% детей находятся в группе риска.

Следует отметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе в экспериментальных группах увеличилось на 12%, а в контрольной группе по этому уровню изменения не произошли. В экспериментальных группах количество детей, готовых к обучению в школе, увеличилось на 38%, в то время как в контрольной – на 28%.

Эти результаты подтверждают эффективность разработанной нами модели и системы педагогических условий по формированию готовности детей к обучению в школе.

Литература

1. Алиева, Т. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности / Т. Алиева, А. Арушанова, Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 97–104.

2. Богина, Т. Сохранение и укрепление здоровья ребенка: преемственность воспитания и образования в дошкольном учреждении и начальной школе / Т. Богина, М. Рунова // До школьное воспитание. – 1999. – № 6. – С. 58–61.

3. / А.Л. Венгер, Л.А. Венгер. – М. : Знание, 1994.

4. Доман, Г. Как развить интеллект ребёнка / Г. Доман; пер. с англ. – М. : Аквариум, 1998.

5. Зайцева, Н.В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях: автореф. … доктора пед. наук / Н.В. Зайцева. – М., 2004.

6. Кенеман, А.В. Физическая подготовка детей 5–6 лет к занятиям в школе / А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина. – М. : Просвещение, 1980.

7. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пос. для практикующих психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – (Подготовка детей к школе).

8. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пос. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М. : МозаикаСинтез, 2000.

Психологическая готовность к занятиям в школе - это уровень развития ребенка, необходимый для изучения школьной программы. Готовность к обучению в школе – это итог развития в дошкольном возрасте.

Готовность к обучению в школе включает в себя следующие элементы: мотивация к обучению, развитие воли, умение контролировать своё поведение, интеллектуальное развитие, умение понимать смысл сказанного.

Мотивация к обучению складывается при желании познавать и умении трудиться. Ребёнок стремится познавать мир с рождения. Если ребёнок развивается нормально, то стремление к познанию повышается. Для развития мотивации к обучению родители должны постоянно удовлетворять познавательную потребность: отвечать на вопросы «почемучки», читать им художественные и развивающие книги, играть в развивающие игры, хвалить ребёнка за его успехи, подбадривать в его начинаниях.

На этапе интеллектуального развития формируется способность к решению задач. Начинается это развития с решения задач на связи между предметами (например, расставить предметы по местам). Затем эти действия ребёнок учится производить в уме, то есть уже не с реальными предметами, а с их мысленными образами. Задачи непрерывно усложняются в рисовании, игре, конструировании, при выполнении заданий ребёнок не просто выполняет выученные действия, а меняет свои действия и получает новые результаты, учится планировать свои действия.

При поступлении в школу ребёнок должен знать:

Свое ФИО;
-Свою дату рождения и возраст;
-ФИО родителей, их профессии;
-Домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира;
-Главные достопримечательности своего края;
-Название своей страны и её столицы;
-Дни недели, месяца, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени -года;
-Названия домашних и диких животных и их детенышей, их повадки;
-Растения и знать, где они растут;
-Части человеческого тела;
-Названия профессий;
-Русские народные сказки;
-Великих русских писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев), их основные детские произведения;

Различать живое и неживое, рода (мужской и женский), число (единственное и множественное), времена суток; обувь, одежду, и головные уборы; рыб, птиц, насекомых, зверей; овощи, ягоды, грибы, фрукты; водный, воздушный и наземный транспорт; мебель, посуду и т.д.; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;
-Ориентироваться в пространстве и на бумаге, различать право-лево, верх-низ;
-Выучить и рассказать наизусть небольшое стихотворение;
-Полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ;
-Составить рассказ по предъявленной картинке;
-Запомнить и перечислить по памяти шесть-десять слов, предметов, картинок;
-Разделять слова на слоги притопами или хлопками;
-Различать согласные и гласные звуки;
-Определять последовательность и количество звуков в словах такого типа:»дом»,»мак», «дубы», «суп», «зубы»,»сани», «осы»;
-Правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
-Проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки; рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм; аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов;
-Пользоваться ножницами (разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру);
-Делать аппликации из разноцветной бумаги;
-Лепить из пластилина и глины;
-Считать от единицы до десяти и обратно, выполнять арифметические операции в этих пределах;
-Соотносить цифру с количеством предметов;
-Внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут;
-Сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут;
-Выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры;

Первое, что нужно делать – развивать речь. Ребёнок должен уметь давать не односложный, а полный ответ на вопрос (На вопрос: «Сколько тебе лет?» лучше отвечать: «Мне шесть лет», чем односложно: «Шесть»). Нужно дойти до такого уровня, чтобы ребёнок мог составлять предложения по два-три слова и связывать их в рассказ из трёх-пяти предложений.

Научите ребёнка определять, сколько слов входит в предложение, называть слова по порядку (первое, второе, третье слово). Ему нужно научиться выделять из слов звуки, соотносить звуки и буквы (это крайне важно для обучения чтению и письму).

Следующим шагом будет умение пересказывать прочитанный рассказ, сказку, вести диалог. Покажите ребёнку картинку и попросите его рассказать, что он на ней видит, кто на ней, что происходит – так он научится составлять рассказ по картинке. Читайте ему рассказы сказки (если уже умеет, то пусть лучше сам читает) и просите пересказать своими словами, задавайте вопросы по содержанию.