История золотой орды. §25. Распад Золотой Орды и его последствия

УРОК № 6

Золотая Орда периода расцвета

Культура Золотой Орды

Золотоордынскую культуру создавали представители многих стран и народов. Узбек и Джанибек, стремились привлечь ко двору крупных ученых, поэтов, богословов. По словам татарского историка XIX века Шигабуддина Марджани, вокруг Берке "собралось большое число достойных людей и великих ученых, и он участвовал вместе с ними в меджлисах , проводил с ними часы досуга и брал себе на вооружение их мудрые суждения".

Меджлис - собрание единомышленников, на котором интересующие вопросы обсуждались в непринужденной обстановке, за чашкой чая.

Путь к культурным достижениям других народов открывали и широкие торговые связи. И потому золотоордынская культура была сплавом традиций разных культур. В ней есть черты искусства Китая и Средней Азии. На достижениях многих стран, в том числе мусульманского Востока, Волжской Булгарии и Руси, было основано искусство градостроительства.

НАХОДКИ ИЗ САРАЙ-БАТУ

Со временем Золотой Орде получило развитие просвещение. В Сарае, Крыму, вдругих городах были открыты медресе и училища. Здесь постигали ислам, богословские дисциплины, поэтическое искусство.

Грамотными были не только знатные, но и многие черные люди, как в Золотой Орде называли простой народ. Писали на арабском алфавите. При письме пользовались металлическими перьями и бумагой.

Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюрском, арабском и персидском языках. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке. Этот язык очень близок в современному татарскому языку.

Самые известные литературные поизведения золотоордынской эпохи были написаны в XIV веке. Это поэма Котба "Хосров и Ширин", прозаическое сочинение Махмуда Болгари "Нахджель-фарадис" ("Пути, открытые в рай") и поэма Сайфа Сараи "Гюлистан бит тюрке" ("Тюрский Гулистан").

ТАТАРСКИЙ ПОЭТ XIV ВЕКА САИФ САРАИ.

Худ.Н.Фахрутдинов

Культура Золотой Орды ярко проявилась в различные областях жизни. Но период ее расцвета был недолгим, заняв лишь первую половину XIV столетия.

Урок 16. Золотая Орда в XIII-XIV веках.
Предмет: российская история.

Дата: 04.03.2012 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цель – познакомиться с территорией, населением, хозяйством, системой управления, религией, культурой Золотой Орды; охарактеризовать взаимоотношения Орды и русских княжеств; рассмотреть внешнеполитические и внешнеэкономические связи Золотой Орды.
План



  1. Орда и русские княжества.

Оборудование: Дан. §15.


Ход урока
Вспомни

  • Какие народы жили к востоку от русских земель до монгольского нашествия?

  • Что вам известно об исламской религии, об исламском мире в Средние века?

  1. Территория, население, хозяйство Орды.

Созданная в результате завоевательных походов Батыя, Золотая Орда (Улус Джучи) заняла господствующее положение в Восточной Европе. Многие современные народы, города России своим образованием обязаны этой великой державе. Столицей нового государства стал город Сарай-Бату (в переводе – дворец Бату) в низовьях Волги. Вскоре по соседству на реке Ахтубе был построен другой крупный город – Новый Сарай. В начале XIV века сюда была перенесена столица державы.

Новое государство не было монгольским по составу населения. Монгольской по происхождению была лишь правящая династия – ветвь Чингисидов и верхушка военно-государственной знати. Основу населения новой страны составили многочисленные тюркские народности – кипчаки (половцы), булгары и многие другие.

Монголы со временем оказались растворены в этой массе и восприняли тюркский язык и мусульманскую веру. В свою очередь, тюркское население с течением столетий приняло собирательное название «татары».

Основу хозяйства Орды составляло кочевое скотоводство. Это было традиционное занятие не только монголов, но и других народов, вошедших в состав державы Батыя. Разводили в основном лошадей, овец, в меньшей степени – верблюдов. Весьма высок был уровень развития ремесла (особенно производства оружия, упряжи для коней, украшений и т. п.). Народы Поволжья занимались земледелием и рыболовством, обеспечивая ханскую ставку зерном и рыбой. Сибирские народы, входившие в состав Орды, занимались преимущественно охотой, снабжая ордынскую знать пушниной. Подвластные народы Средней Азии добывали золото и создавали великолепные изделия из него, ткали ковры, разводили лучшие породы лошадей для хана и его свиты. Пастбища и земледельческие угодья принадлежали ордынским землевладельцам – бекам. Население (простые общинники) обязано было поставлять своим хозяевам лошадей, овец, молоко, сыр, а также нести различные повинности за право пользования землёй и водой. Кроме этого, население Орды платило налоги государству, а в случае военной опасности несло военную службу.

Золотая Орда была населена различными народами – земледельцами, скотоводами, охотниками.


  • Какие народы жили на территории Золотой Орды?

  • Какие религии исповедовали в странах – соседях Золотой Орды?

  • Перечислите крупные золотоордынские города.

  1. Система управления, религия и культура Золотой Орды.

Улус Джучи формально являлся частью великой Монгольской империи, созданной Чингисханом и управлявшейся из Каракорума его преемниками. Но фактически это было самостоятельное государство. Лишь в случае смерти великого хана ордынские ханы приезжали в Каракорум на выборы нового. Тем не менее, Золотая Орда строилась на законах Чингисхана. Во главе государства стоял хан – монарх из династии Чингисидов. В Орде был свой курултай – высший совет, состоявший из ближайших родственников хана, а также военачальников (темников, тысячников) и наместников отдельных частей страны. Существовал единый аппарат управления Ордой. Центральные ведомства носили название диванов. Ими руководили секретари. Главными диванами были те, что ведали вопросами сбора налогов, содержания армии, связей с другими странами. Властью на местах обладали особые чиновники – баскаки. Их главными функциями был полный сбор с подвластной местности налогов (как деньгами, так и продуктами) и поддержание порядка среди населения. Для этого в их распоряжение выделялись большие военные отряды. Армия делилась на тумены, тысячи, которые возглавляли военачальники – мурзы (темники).


  • Опишите площадь перед караван-сараем (с. 136).

  • Продолжите рассказ.

Общественный строй Золотой Орды XIV-XV веков


  1. Опишите схему. Используйте в качестве примера задание на с. 63.

  2. Сравните общественное устройство Орды и Руси (см. с. 63):

  • найдите общее и различное в положении общественных слоёв;

  • сделайте выводы на основе проведённого сравнения.

Религиозные верования в Золотой Орде первоначально были самыми разнообразными. Монголы и многие другие кочевые народы, оставаясь язычниками, поклонялись духам предков, земли, воды, неба. В то же время в Орде проживало много мусульман, христиан, иудеев. Законы Орды отличались веротерпимостью и не запрещали каждому народу иметь свою веру.

По мере укрепления государства перед ханами встала задача определения одной из мировых религий как официальной. Выбор пал на ислам – самую распространённую религию в Средней Азии и Поволжье. Первым из ханов ислам принял брат Батыя – Берке. Однако государственной религией ислам стал в первой половине XIV века при хане Узбеке (1312-1342). При нём и его наследниках Золотая Орда достигла наивысшего расцвета.

Это проявилось в значительном и быстром росте городов (их число превысило 110). Некоторые из них продолжают существовать и сегодня – Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень, Судак. Но многие, особенно поволжские, погребены под землёй. В том числе и крупнейший город Европы – столица Орды Новый Сарай. На основании археологических раскопок мы можем представить себе вид этих городов.

Государственный строй Золотой Орды XIV века

Хан Улуса Джучи (Золотой Орды)

Мурзы-темники


Визири


Курултай

ны


Ханский род Джучидов

Баскаки отдельных улусов Золотой Орды

Полусамостоятельные правители

Вспомогательные отряды


  • Опишите схему.

  • Сравните форму правления Орды и Древнерусского государства (см. с. 67), Орды и Новгородской земли (см. с. 110).

Семь сотен лет назад, проплывая с купеческим караваном по Волге (где-нибудь между современными Саратовом и Волгоградом), мы причалили бы к пристани одного из ордынских городов, чтобы полюбоваться им. В центре, на холме, располагается златоверхий дворец правителя – ханского наместника. Он украшен мраморными колоннами, гранитными камнями, мозаикой. Здесь же сверкает купол мечети, высятся стройные минареты, покрытые изречениями из Корана. Невдалеке виднеется караван-сарай (крытый рынок, торговый склад и гостиница для купцов), а также общественные бани, мусульманские школы.

Во все стороны от центральной части расходятся улицы. Вдоль них тянутся выложенные камнем каналы для водоснабжения домов и вывода нечистот. За глинобитной стеной укрыты от посторонних глаз кварталы знати, купцов, богатых ремесленников. Здесь, в кирпичных домах из 3-4 комнат, топятся печи, варится плов, готовится кумыс. В ожидании угощения гость любуется покрывающими стены изразцами (керамическими плитками) с изображением разноцветных лилий, тюльпанов, звёзд, стихотворными надписями.

Поразительно, но у города нет крепостной стены! Сразу за окраинами начинаются сады и усадьбы знати, здесь же возведены грандиозные мавзолеи (крытые захоронения беков, темников, мурз).

Государственный строй и культура Золотой Орды испытывали влияние многих цивилизаций, но в начале XIV века определяющими стали ценности исламского мира.
Родословная ханов Золотой Орды до середины XIV века


  1. Орда и русские княжества.

После опустошительных походов Батыя бо льшая часть русских земель в течение 240 лет находилась в государственной зависимости от Золотой Орды. При этом эти земли не входили в территорию Орды, но являлись полусамостоятельным «русским улусом» монгольской империи. Независимость русских князей была ограничена системой раздачи ярлыков на земли, контролем баскаческих отрядов, выплатой ежегодной дани, дополнительных поборов, военной службой в ханском войске. В качестве верховного правителя хан вмешивался в княжеские распри.

При этом процесс дробления крупных княжеств всячески поощрялся Ордой – так проще было управлять русскими землями. Ханы Золотой Орды, стремясь укрепить свою власть на Руси, стравливали князей, предоставляя им ярлыки на великое княжение. А тех, в ком они видели малейшую угрозу для себя, вызывали в Орду и убивали. Любой князь, приезжая в Сарай, должен был опасаться наговоров со стороны ханских советников, яда, подсыпанного в пищу недоброжелателем. До принятия ислама князей-христиан заставляли исполнять языческие обряды (проходить между огней, пить «священный» для степняков и «нечистый» для христиан кумыс).
«Русский улус» в Монгольской державе

Патриарх Константинопольский1


Хан Золотой Орды

Православная церковь на Руси

Государственные образования на Руси


Митрополит Владимирский и всея Руси

Великий князь владимирский – правитель «русского улуса»

Великий князь рязанский

Небольшие княжества

Господин Великий Новгород (вечевая республика)

Псковская земля (вечевая республика)

Князь суздальский

Князь тверской

Князь московский

Князь нижегородский


  • Что в системе управления Ордынского государства объединяло все земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси?

В течение десятилетий жители Руси многое восприняли от Золотой Орды. Изменился характер княжеской власти. Если раньше с князем часто на равных спорили бояре и городские веча, защищая свои вольности, то теперь князь представлял на Руси власть хана – «великого царя», как его называли на Руси. «Царская власть», подкреплённая долгое время непобедимой монгольской армией, как это ни странно, усилила значение княжеской власти на Руси. В ходе карательных набегов ордынцев гибло вольное боярство, не успевали набрать силу торгово-ремесленные города.

Одновременно ширился диалог двух культур. По волжскому торговому пути, дорогами, по которым ползли обозы с русской данью, шёл активный обмен товарами. В Орде жило много русских гостей, заложников, пленников. На Русь же, после принятия в Орде ислама, стали переезжать убеждённые сторонники язычества из числа ордынской знати. Благодаря этому в русском и татарском (тюркском) языках, в архитектуре, искусстве, быту двух стран заметно взаимное влияние.

В то же время утрата независимости русскими землями, гибель многих соотечественников, регулярные переписи и уплата дани воспринимались в народе как позор и «поругание». Уже через несколько лет после «Батыева нашествия» начали вспыхивать восстания против ордынской зависимости (в народе её называли «игом», то есть гнётом). Восстания против баскаков вспыхивали в самых разных городах страны: Новгороде и Ростове, Суздале и Ярославле, в Галиции и на Волыни. Однако Бату и его преемники быстро и жестоко реагировали на проявления непокорности. В восставшие города и княжества посылалась армия, которая выжигала и опустошала не только те города и сёла, которые отказывались подчиняться хану, но и соседние с ними. Возвращаясь в Орду, они захватывали сотни пленников, имущество людей.

Такие походы надолго запоминались жителям Руси, но восстания продолжались. В результате уже к концу XIII века ханы перестали направлять на Русь отряды баскаков, а сбор ежегодной дани стали передоверять самим русским князьям. Контроль над князьями осуществляли теперь приезжавшие время от времени ханские послы.

За столетия господства Золотой Орды над Русью жители обеих стран переняли друг у друга многие обычаи, достижения. В результате народных восстаний государственная зависимость Руси от Орды постепенно ослабла.


  1. Орда в системе международных отношений.

В появлении сильной и устойчивой державы в Восточной Европе были заинтересованы многие как на Западе, так и на Востоке. Само её существование обеспечивало стабильность торговли между Европой и Азией. Она контролировала теперь важнейшую часть торгового пути из Европы в Среднюю Азию и Китай. Итальянские купцы Генуэзской торговой республики были частыми гостями в портовых городах Азовского и Чёрного морей. Через волжский торговый путь Орда обеспечивала связь русских земель со Средней Азией и Закавказьем. Торговлю контролировали, конечно, ордынские купцы.

Монгольская держава была в тот период одной из самых мощных и процветающих стран мира. С ней не могли не считаться другие, даже самые сильные страны и народы. Восприняв немало культурных традиций и обычаев подвластных народов, Золотая Орда также оказала большое влияние на соседние и подвластные ей страны. Особое значение имело в судьбе Орды принятие ислама. Это заметно повысило престиж Орды на Ближнем Востоке, привело к ещё большему укреплению торговых связей с мусульманским миром. Между тем, Папа Римский неоднократно направлял посольства к золотоордынскому хану, русские князья добились создания на территории Орды православной епископии (церковной области).

Золотая Орда в XIII-XIV веках была крупнейшим государством на границах Европы и Азии. После принятия ислама эта страна стала одним из центров развития исламской цивилизации. Долгие годы Золотая Орда обеспечивала связь между государствами, культурами различных цивилизаций Востока и Запада.


  1. Вопросы и задания для самоконтроля.

  1. Выделите главные особенности хозяйства и состава населения Золотой Орды.

  2. Опишите систему управления Ордой.

  3. Представьте, что вы житель Золотой Орды XIV века (на выбор: русский ремесленник, взятый в рабство и работающий при ханском дворе; мулла (мусульманский священнослужитель), обучающий детей знатных ордынских вельмож; свободный скотовод-общинник, пригнавший скот на продажу в столичный караван-сарай). Опишите свой день.

  4. Объясните, какое влияние оказывали друг на друга Орда и подвластные ей русские княжества.

  5. Чем определялась роль Золотой Орды в межгосударственных отношениях?

  6. Какую роль, на ваш взгляд, сыграла Золотая Орда в истории народов нашей страны?

Описание Золотой Орды и её столицы Сарай-Бату в 40-50-е годы XIII века из книги католического монаха-францисканца Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны»
«Они [правители Орды] поделили между собой Скифию [степь], которая тянется от Дуная до восхода солнца. Всякий начальник знает границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более тёплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные…

Важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им доставляется просо и мука. Бедные добывают себе это в обмен на баранов и кожи. Рабы наполняют себе желудок грязной водой и этим довольствуются.

Об одеянии и платье их знайте, что из Китая и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шёлковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из Руссии, из великой Булгарии… и других лежащих к северу и полных лесов стран, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, в которые они одеваются зимой – делают шубы. Они устраивают также шаровары из кож, из войлока делают плащи и шапки против дождя.

Из кишок лошадей они делают прекрасные колбасы, лучше, чем из свинины, и едят их свежими. Остальное мясо сохраняют на зиму. Летом они заботятся только о кумысе. Кумыс стоит всегда внизу у дома, пред входом в дверь, и возле него стоит гитарист со своею маленькой гитарой. И когда господин начинает пить, то один из слуг возглашает громким голосом «Га!» И гитарист ударяет о гитару, а когда они устраивают большой праздник, то все хлопают в ладоши и также пляшут под звуки гитары.

Когда я увидел двор Бату, я оробел, потому что, собственно, дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окружённым народами на расстоянии 3 или 4 лье. …Все они знают, с какого бока двора должны они размещаться, когда они снимают свои дома [с повозок]. …На следующий день нас отвели ко двору, и Бату приказал раскинуть большую палатку, так как дом его не мог вместить столько мужчин и столько женщин, сколько их собралось.

…Нас провели до середины палатки… сам же он [Бату] сидел на длинном троне, широком как ложе, и целиком позолоченном; на трон этот поднимались по трём ступеням; рядом с Бату сидела одна госпожа. Мужчины же сидели там и сям направо и налево от госпожи… Скамьи же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояли при входе в палатку».


  • Какие особенности в хозяйстве, одежде, еде указывают на сохранение большинством населения Орды кочевого образа жизни?

Описание столицы Золотой Орды Нового Сарая в 30-40-е годы XIV века. Из сочинений мусульманских авторов Эломари, Ибн-Арабшаха и Ибн-Батута
«Этот красивейший город, достигающий чрезвычайной величины… расположен на ровной земле.

Город этот стоит без всяких стен. Место пребывания царя там – большой дворец, на вершине которого находится золотое новолуние, весом в два кынтаря египетских. Дворец окружают стены, башни, дома, в которых живут эмиры его [хана]. В этом дворце их зимнее помещение.

Сарай сделался средоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нём набралась добрая и здоровая доля учёных и знаменитостей, словесников и искусников…

Здесь 13 мечетей для соборной службы… рынки, бани и заведения благочестия.

…Красивые улицы, переполненные людьми. Здесь живут ясы, кипчаки, черкесы, русские, византийцы. И каждый народ живёт в своём участке [квартале] отдельно, там и базары их».


  • Сравните описание столицы Золотой Орды в XIII и XIV веках. Чем можно объяснить произошедшие в ней изменения?

  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §15 «Золотая Орда в XIII-XIV веках» (сс. 134-143); ответить на вопросы с. 142.

Вопрос к I пункту 1. Когда образовалась Золотая Орда? Когда она стала независимым государством?

Какие народы входили в состав Золотой Орды? Как называли основную часть жителей этого государства?

Золотая Орда – русское название, сами жители звали её Улусом Джучи. Улусами (или великими государствами) изначально были составные части империи Чингисхана. Будущая Золотая Орда образована ещё до завоевания Древнерусского государства для старшего сына Чингисхана по имени Джучи и также его потомков. Фактически независимым государство стало при Бату-хане (Батые), а формальную независимость получил его младший брат Менгу-Тимур, вступив на престол в 1266 году.

Население Золотой Орды называлось татарами, но на самом деле включало тюркские (кипчаки, волжские булгары, хорезмийцы, башкиры и др.), славянские, финно-угорские (мордва, черемисы, вотяки и др.) и северокавказские (ясы, аланы, черкасы и др.) народы.

Вопрос к I пункту 2. Кто в это время был великим князем московским?

На московском престоле в то время находился Василий I Дмитриевич.

Вопрос к параграфу №1. Как вы думаете, почему распалась держава Тамерлана?

Держава Тимура распалась по тем же причинам, что и Древнерусское государства и многие другие средневековые державы. Великий завоеватель раздал земли своим сыновьям и внукам. При этом многие из этих земель до завоевания были самостоятельными, потому экономически не зависели от центра и могли снова отделиться. Несмотря на то, что Тимур оставил престол лишь одному из потомков, у остальных были ресурсы для борьбы за наследство или его часть.

Вопрос к параграфу №2. Какие народы входили в состав Казанского, Астраханского и Сибирского ханств?

Жители всех этих ханств назывались татарами. Но в Казанском жили волжские булгары (оно образовалось фактически на территории их древнего каганата), черемисы (удмурты) и морийцы, в Сибирском – башкиры и др. народы, в Астраханском – кипчаки (половцы).

Вопрос к параграфу №3. Охарактеризуйте занятия населения государств – наследников Золотой Орды. Какие религии исповедовали жители этих государств?

В Астраханском и Казанском ханствах было много кочевых скотоводов. Но за счёт торгового пути по Волге процветали также торговцы и ремесленники. В Сибирском ханстве правившие татары продолжали заниматься кочевым скотоводством, а подвластные (платившие им дань) в основном финно-угорские народы продолжали заниматься охотой и собирательством – они находились во многом на первобытной стадии развития.

Татары исповедовали ислам, но первобытные народы, подвластные Сибирскому ханству, сохраняли свои языческие верования и шаманизм.

Вопрос к параграфу №4. Как складывались взаимоотношения новых государств с Русью?

Отношения складывались по-разному, они различались как с разными государствами, так и с одним государством в разные периоды. Так Казанское ханство пыталось подчинить Москву, но добившись от последней дани не стало требовать большего и перешло к мирной торговле. Крымское ханство вначале было союзником Москвы против Большой Орды, но после уничтожения последней начало набеги также и на русские земли.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Используя Интернет и дополнительную литературу, составьте в тетради хронологическую таблицу, показывающую основные этапы развития отношений Московского княжества с Казанским и Крымским ханствами до середины XVI в.

Отношения с Казанским ханством:

1439 год – первый поход казанских татар на Москву, начало попыток подчинить её;

1445 год – чтобы выкупиться из плена Василий II кроме самого выкупа дал казанцам дань, в русские города прибыли их чиновники – началась торговля между государствами, однако от неё больше богатела Казань, а Москва оставалась в подчинённом положении;

1467 год – поход московских войск на Казань (неудачная попытка посадить на престол ранее бежавшего из Казани царевича Касима): начало наступательных походов Москвы;

1487 год – московские войска взяли Казань и посадили на престол Мухаммед-Амина, который дружил с Москвой;

1505 год – видимо, не без ведома Мухаммеда-Амина началось избиение русских купцов в Казани, результатом стала череда войн против Москвы;

1552 год – взятие Казани русские войсками и уничтожение ханства.

Отношения с Крымским ханством:

1480 год – союз Крыма и Москвы, начало ему положил союз против Великого княжества Литовского и Большой Орды, который вначале помешал Литве напасть на Москву одновременно с Большой Ордой, а потом заставил хана Ахмата уйти от реки Угры, благодаря чему стояние на ней закончилось победой московских войск;

Рубеж XV-XVI веков – с ослаблением Большой Орды Крымское ханство больше не нуждалось в Московском государстве как в союзнике и стало совершать на него частые набеги, которые заходили глубь российских земель (в 1571 году хан Девлет Герей даже сжёг Москву).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Выясните, потомки каких народов, населявших территории образовавшихся после распада Золотой Орды государств, проживают в настоящее время в Российской Федерации.

До сих пор не растворились среди других народов башкиры, мордва, марийцы (черемисы), вотяки (удмурты) и некоторые другие народы. Отдельным народом считаются татары.

Феномен Золотой Орды до сих пор вызывает серьезные споры среди историков: одни считают ее мощным средневековым государством, по мнению других она была частью русских земель, а для третьих ее вообще не существовало.

В русских источниках термин «Золотая Орда» появляется только в 1556 году в «Казанской истории», хотя у тюркских народов это словосочетание встречается гораздо раньше.

Однако историк Г. В. Вернадский утверждает, что в русских летописях термином «Золотая Орда» первоначально назывался шатер хана Гуюка. Об этом же писал арабский путешественник Ибн-Баттута, отмечая, что шатры ордынских ханов были покрыты пластинами из позолоченного серебра.

Но есть еще одна версия, по которой термин «золотая» является синонимом словам «центральная» или «серединная».

Именно такое положение занимала Золотая Орда после распада Монгольского государства. Что касается слова «орда», то в персидских источниках оно означало передвижной лагерь или ставку, позднее его употребляли по отношению к целому государству. В Древней Руси ордой обычно называли войско.

Границы

Золотая Орда – осколок некогда могущественной империи Чингисхана. Великий хан к 1224 году разделил свои огромные владения между сыновьями: один из самых крупных улусов с центром в Нижнем Поволжье достался старшему сыну – Джучи.

Границы улуса Джучи, позднее Золотой Орды, окончательно сформировались после Западного похода (1236-1242), в котором участвовал его сын Бату (в русских источниках Батый). На востоке Золотая Орда включала Аральское озеро, на Западе – Крымский полуостров, на юге она соседствовала с Ираном, а на севере упиралась в Уральские горы.

Устройство

Суждение о монголах, исключительно как о кочевниках и скотоводах, наверное, должно уйти в прошлое. Обширные территории Золотой Орды требовали разумного управления. После окончательного обособления от Каракорума, центра Монгольской империи, Золотая Орда разделяется на два крыла – западное и восточное, и в каждом возникает своя столица – в первом Сарай, во втором Орда-Базар. Всего же, по мнению археологов, число городов в Золотой Орде доходило до 150!

После 1254 года политический и экономический центр государства полностью переходит в Сарай (располагался возле современной Астрахани), население которого в пору расцвета достигало 75 тысяч человек – по средневековым меркам довольно крупный город. Здесь налаживается чеканка монет, развивается гончарное, ювелирное, стеклодувное ремесло, а также выплавка и обработка металла. В городе были проведены канализация и водоснабжение. Сарай был многонациональным городом – здесь мирно уживались монголы, русские, татары, аланы, булгары, византийцы и другие народы.

Орда, будучи исламским государством, терпимо относилась к другим вероисповеданиям. В 1261 году в Сарае появляется епархия Русской Православной Церкви, а позднее и католическое епископство. Города Золотой Орды постепенно превращаются в крупные центры караванной торговли. Здесь можно найти все – от шелка и пряностей, до оружия и драгоценных камней. Государство активно развивает и зону своей торговли: караванные пути из ордынских городов ведут как в Европу и Русь, так в Индию и Китай.

Орда и Русь

В отечественной историографии долгое время основным понятием, характеризующим отношения Руси и Золотой Орды, было «иго». Нам рисовали страшные картины монгольской колонизации русских земель, когда дикие орды кочевников уничтожали на своем пути всех и вся, а оставшихся в живых обращали в рабство. Однако в русских летописях термина «иго» не было. Впервые он появляется у польского историка Яна Длугоша во второй половине XV века.

Более того, русские князья и монгольские ханы, по мнению исследователей, предпочитали договариваться нежели подвергать земли разорению. Л. Н. Гумилев, к слову, считал взаимоотношения Руси и Орды выгодным военно-политическим союзом, а Н. М. Карамзин отмечал важнейшую роль Орды в возвышении Московского княжества. Известно, что Александр Невский, заручившись поддержкой монголов и застраховав свои тылы, смог выдворить с северо-западной Руси шведов и немцев. А в 1269 году, когда крестоносцы осаждала стены Новгорода, монгольский отряд помог русским отбить их нападение.

Орда встала на сторону Невского в его конфликте с русской знатью, а тот в свою очередь помогал решать ей междинастические споры. Безусловно, значительная часть русских земель монголами была завоевана и обложена данью, однако масштабы разорения вероятно сильно преувеличены. Князья, желавшие сотрудничать, получали от ханов так называемые «ярлыки», становясь, по сути, ордынскими наместниками. Бремя повинности для подконтрольных князьям земель существенно снижалось.

Какой бы унизительной ни была вассальная зависимость, она все-таки сохраняла автономию русских княжеств и предотвращала кровопролитные войны. Церковь и вовсе была освобождена Ордой от выплаты дани. Первый ярлык был выдан именно духовенству – митрополиту Кириллу ханом Менгу-Темиром. История нам сохранила слова хана: «Мы жаловали, попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас».

Ярлык обеспечивал свободу вероисповедания и неприкосновенность церковного имущества. Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко в «Новой хронологии» выдвигают весьма смелую гипотезу: Русь и Орда одно и то же государство. Батыя они легко превращают в Ярослава Мудрого, Тохтамыша в Дмитрия Донского, а столицу Орды Сарай переносят в Великий Новгород. Впрочем, официальная история к такой версии настроена более чем категорично.

Войны

Без сомнения лучше всего у монголов получалось воевать. Правда, брали они большей частью не умением, а числом. Завоевать пространство от Японского моря до Дуная армиям Чингисхана и его потомков помогали покоренные народы – половцы, татары, ногайцы, булгары, китайцы и даже русские. Золотая Орда не смогла сохранить империю в прежних пределах, однако в воинственности ей не откажешь. Маневренная конница числом в сотни тысяч всадников заставляла капитулировать многих. До поры до времени удавалось поддерживать хрупкий баланс в отношениях между Русью и Ордой.