Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной. Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и

Тема-восхваление (гимн) русского языка
.Основная мысль (идея) -р.яз - спасение для отчаявшегося человека и народ,его носитель - велик.
Авторская позиция выражена очень чётко и недвусмысленно.Язык для него спасение и Тургенев верит,"Что такой язык дан великому народу"
У Тургенева есть целый цикл Стихотворений в прозе.Они читаются легко и напевно.В них есть определённая рифмическая организация.Если стихотворение записать построчно,то в каждой строке будет 8 или 9 (попеременно) ударных слогов.Это и создаёт эффект речетатива (мелодичного проговаривания)Кроме того,в произведении есть стилистические фигуры и художественные средства
Свободный язык - это язык без оков и запретов,в котором на все явления и понятия имеются слова,и даже не одно слово.Это отличная метафора.
Эпитеты:тягостных (раздумий) -Мы знаем,что Тургенев писал стихотворения в прозе,находясь во Франции в семье П.Виардо (как он сам сказал "греясь на краешке чужого гнезда") .Писал незадолго до смерти.Конечно,вспоминал родину.ушедших друзей.И думы его были ТЯГОСТНЫМИ.
ВЕЛИКИЙ.МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ русский язык -эпитеты говорят сами за себя.Это слова,ставшие крылатыми.Это гимн родному языку..
ВЕЛИКОМУ - народу - Тургенев верил в великое предназначение русского народа.
Думаю.что это ГИМН.Молитва предполагает некое уничижение.Здесь я его не вижу Напротив,есть бравурные ноты (великий,верить,великий,могучий,правдивый и свободный!) Есть восклицания.оптимистическая вера..Подумай сама.Ошибки не будет Надо просто обосновать другую точку зрения.

Тема-восхваление (гимн) русского языка
.Основная мысль (идея) -р.яз - спасение для отчаявшегося человека и народ,его носитель - велик.
Авторская позиция выражена очень чётко и недвусмысленно.Язык для него спасение и Тургенев верит,"Что такой язык дан великому народу"
У Тургенева есть целый цикл Стихотворений в прозе.Они читаются легко и напевно.В них есть определённая рифмическая организация.Если стихотворение записать построчно,то в каждой строке будет 8 или 9 (попеременно) ударных слогов.Это и создаёт эффект речетатива (мелодичного проговаривания)Кроме того,в произведении есть стилистические фигуры и художественные средства
Свободный язык - это язык без оков и запретов,в котором на все явления и понятия имеются слова,и даже не одно слово.Это отличная метафора.
Эпитеты:тягостных (раздумий) -Мы знаем,что Тургенев писал стихотворения в прозе,находясь во Франции в семье П.Виардо (как он сам сказал "греясь на краешке чужого гнезда") .Писал незадолго до смерти.Конечно,вспоминал родину.ушедших друзей.И думы его были ТЯГОСТНЫМИ.
ВЕЛИКИЙ.МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ русский язык -эпитеты говорят сами за себя.Это слова,ставшие крылатыми.Это гимн родному языку..
ВЕЛИКОМУ - народу - Тургенев верил в великое предназначение русского народа.
Думаю.что это ГИМН.Молитва предполагает некое уничижение.Здесь я его не вижу Напротив,есть бравурные ноты (великий,верить,великий,могучий,правдивый и свободный!) Есть восклицания.оптимистическая вера..Подумай сама.Ошибки не будет Надо просто обосновать другую точку зрения.

– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего,что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

29. Используя различные вербальные и невербальные средства общения, продемонстрируйте умение говорить на языке аудитории:

1) постарайтесь убедить своих ровесников посмотреть новый остросюжетный фильм;

2) произнесите агитационную речь в пользу одного из предполагаемых кандидатов на должность мэра города перед своими сокурсниками;

3) проведите агитационную беседу на ту же тему, представив, что перед вами аудитория, состоящая из пенсионеров.

30. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
1. Вступление. Задачи: – Пробудить интерес к теме предстоящего разговора. – Установить контакт с аудиторией. – Подготовить слушателей к восприятию выступления. – Обосновать постановку вопроса. Основное условие – максимальная лаконичность. 2. Главная часть. Задачи: – Последовательно разъяснить выдвинутые положения. – Доказать их правильность. – Подвести слушателей к необходимым выводам. 3. Заключение. Задачи: – Суммировать сказанное. – Повысить интерес к предмету речи. – Подчеркнуть значение сказанного. – Поставить задачи. – Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи). – Обращение; – изложение цели выступления, обзор главных разделов темы; – прием сопереживания; – изложение парадоксальной ситуации; – апелляция к интересам аудитории; – прием соучастия; – апелляция к событиям; – апелляция к географическим или погодным условиям; – апелляция к речи предыдущего оратора; – апелляция к авторитетам или известным источникам; – апелляция к личности оратора; – юмористическое замечание; – вопросы к аудитории.

31. Даны афоризмы. Произнесите речь по поводу одного из них: либо подтверждение, либо опровержение утверждаемой в нем мысли. Опишите ситуацию, в которой вы могли бы выступить с такой речью. Охарактеризуйте подробно аудиторию и укажите задачу речи. Проиллюстрируйте свой тезис: а) примером из жизни; б) ссылкой на авторитет; в) образным аргументом.

1. Кто сеет ветер, пожнет бурю (Библ.).

2. Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко).

3. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

4. Достойный человек – не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

5. Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд).

6. Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Эйнштейн).

7. Общаясь, люди создают друг друга (Д.С. Лихачев).

8. В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф. Бэкон).

9. Искусство слова состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать всем (М.М. Пришвин).

10. Жена Цезаря должна быть выше подозрений (Юлий Цезарь).

32. Рассмотрите предлагаемые ситуации. Как вы думаете, какому из ораторов в каждом случае удастся достичь поставленной цели, а какому нет? Почему?

1. Продуктовая машина, подъезжая к магазину, регулярно задевает за деревья, растущие в палисаднике, и ломает их. Жители дома недовольны этим и намерены побеседовать с водителем машины.

А. Ах ты, бессовестный, как тебе не стыдно! Мы сажаем, растим, ухаживаем, а тебе трудно дерево объехать! Вам бы, шоферюгам, все только крушить и ломать, а сами сделать вы ничего не можете! Если еще раз замечу, что ты дерево ломаешь, твоему начальству буду жаловаться!

Б. Эх, парень, смотрю я на тебя и думаю: машину ты водишь отлично, это с первого взгляда видно. А ветки деревьев почему-то задеваешь каждый раз. Да я тебя не виню: смотри, как низко ветки висят, тут и не захочешь, а заденешь. А объезжать будешь, еще с дороги улетишь. Но ведь ты же машину всю этими ветками поцарапал! Так вот глянет на тебя другой человек и подумает: «Какой водитель неопытный, машина вся поцарапанная у него. Чайник, а не водитель!». Может, тебе лучше к магазину с другой стороны подъезжать? Там деревья над дорогой не свисают. И сам машину побережешь, и я тебе спасибо скажу: деревья ломать не будешь. А что колдобина там имеется, так я скажу ребятишкам, сегодня же закопают.

2. Мальчишки регулярно разжигают костры в парке. Поскольку кругом много сухих листьев, костры часто приводят к пожарам, и уничтожается много кустов и деревьев.

Б. Привет, ребята! Хорошо проводите время? Что готовите на ужин? Я в детстве тоже любил костры разводить – и до сих пор люблю. Но, знаете, ведь в парке это опасно. Знаю, что вы не причините вреда, но другие ребята не так осторожны. Они придут сюда, увидят, что вы костры разводите, разведут сами и не погасят перед уходом. Огонь распространится по сухим листьям и сожжет деревья. Если не соблюдать осторожность, все деревья погибнут, и вас могут посадить в тюрьму за разведение костров. Я не хочу вас поучать и командовать, но пожалуйста, отгребите прямо сейчас листья от костра засыпьте их землей, а перед уходом насыпьте в костер побольше земли. Сделаете так? А в следующий раз, когда захотите поиграть, может быть, лучше разведете костер на песке за холмом? Там это совсем безопасно. Спасибо, ребята. Желаю хорошо провести время.

(По Д. Карнеги)

33. Определите, какие непозволительные приемы применяют против собеседников ораторы в следующих примерах. Проанализируйте приемы, с помощью которых собеседникам удается нейтрализовать действие этих софизмов.

– Верите ли вы в Бога?

– Признаюсь, верю и вовсе не каюсь в такой невежественной слабости, – последовал мой ответ.

– И в душу человека? – спросил он со сдержанной усмешкой.

– Да, и в душу, и, как это ни удивительно, даже в бессмертный дух.

– Стало быть, по-вашему, Гексли – шарлатан и глупец?

– Это почему же? – осведомилась я у пенсне.

– Гексли, - сказала я, - как натуралиста, физиолога и ученого не только признаю, но и преклоняюсь перед его знаниями, уважая в нем один из величайших авторитетов нашего времени, во всем, касающемся чисто физических наук, но как о философе имею о нем весьма невысокое мнение.

(Е.П. Блаватская).

II. – Образованность, говорите вы! – подхватил Пигасов. – Вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность!

– Образованность я защищать не стану, - продолжал Рудин, - она не нуждается в моей защите. Вы ее не любите… у всякого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте вам только напомнить старинную поговорку: «Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват». Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и т.д. потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

– Это все слова! – пробормотал Пигасов.

– Может быть. Но позвольте вам заметить, что говоря: «Это все слова!» - мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов.

– Чего-с? – спросил Пигасов и прищурил глаза.

– Вы поняли, что я хотел сказать вам, - возразил Рудин. – Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?

(И.С. Тургенев. «Рудин»)

Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Николай Михайлович Карамзин - русский историк, писатель и поэт

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Константин Георгиевич Паустовский - писатель

Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, драматург, прозаик

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Николай Васильевич Гоголь – прозаик, драматург, поэт, критик, публицист

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

***

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн – писатель

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.

Владислав Маркович Иллич-Свитыч - языковед-компаративист

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова.

Михаил Васильевич Ломоносов - ученый, литератор, историк, художник

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.

Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.

Николай Васильевич Гоголь - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

Михаил Васильевич Ломоносов – литератор, историк, ученый, художник

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе,свободе расположения, обилию форм.

Николай Александрович Добролюбов - литературный критик, публицист

Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист.

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

Александр Иванович Герцен - писатель, публицист, философ, революционер

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

Александр Николаевич Радищев – писатель, философ, поэт, революционер

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.

Федор Михайлович Достоевский – писатель, мыслитель

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.

Михаил Михайлович Пришвин – писатель

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

Проспер Мериме - французский романист и новеллист

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Михаил Васильевич Ломоносов - литератор, историк, ученый, художник

Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью.

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

Максим Горький - писатель, прозаик, драматург

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.

Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми.
Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Николай Семенович Лесков – писатель

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литерату ре, а только тем, кто одержим ею.

Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.

Петр Андреевич Вяземский – поэт, литературный критик

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.

Дмитрий Андреевич Фурманов – писатель

Язык важен для патриота.

Николай Михайлович Карамзин - писатель, публицист и историк

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн – писатель

Знание русского языка,- языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы,- теперь уж не такая редкость...

Фридрих Энгельс - немецкий философ, один из основоположников марксизма

Языка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота.

Михаил Васильевич Ломоносов - литератор, историк, ученый, художник

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, драматург, прозаик

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

Алексей Николаевич Толстой – писатель, поэт, драматург, публицист

Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека.

Алексей Федорович Мерзляков – поэт, литературный критик

Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.

Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик

Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.

Гавриил Романович Державин - поэт

Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие.
Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык…
он также как бы пронизывается этим способом выражения.

Алексей Николаевич Толстой – прозаик, драматург, публицист

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анна Андреевна Ахматова – поэтесса, писатель, литературовед,
литературный критик, переводчик

Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.

Антон Павлович Чехов – писатель, драматург

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно.

Николай Алексеевич Некрасов - поэт, писатель, публицист

Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.

Алексей Степанович Хомяков - поэт, художник, публицист, богослов, философ

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Михаил Александрович Шолохов – писатель, общественный деятель

Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.

Максим Горький – писатель, прозаик, драматург

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

Александр Сергеевич Пушкин – писатель, поэт, драматург

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.

Антон Павлович Чехов – писатель, драматург

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.

Михаил Юрьевич Лермонтов – писатель, поэт, драматург

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский - педагог, писатель

Русский язык довольно богат, однако, у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вша, -вши, -вшу, -ща, -щей. На первой странице Вашего рассказа «вши» ползают в большом количестве: поработавший, говоривших, прибывшую. Вполне можно обойтись и без насекомых.

Максим Горький – писатель, драматург

Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, литератор, историк, художник

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

Лев Николаевич Толстой – писатель, мыслитель

Русский язык - это язык поэзии.
Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.

Проспер Мериме - французский литератор

С русским языком можно творить чудеса!

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Влечёт меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов и современнее и резче.

Белла Ахатовна Ахмадулина – поэтесса, писательница, переводчица

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов.
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Иван Сергеевич Тургенев - поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», куда вошло стихотворение «Русский язык», которое обычно вешают на стены в классных комнатах наших школ. И не зря - в этом стихотворении автор выражает свою любовь к Родине, а здесь и до патриотизма недалеко:) Вот это стихотворение:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Именно так пишет Тургенев о своем родном языке в июне 1882 года. Это стихотворение входит в его цикл «Стихотворений в прозе», большая часть которых затрагивает общественно-политические проблемы страны, посвящена размышлениям о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, о вечной ценности человеческих отношений, о счастье.

«Стихотворения в прозе»

В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как Собака, Дурак, Два четверостишия, Воробей, Роза, Милостыня, Лазурное царство, Два богача, Памяти Ю. П. Вревской, Последнее свидание, Порог, Щи, Враг и друг, «Как хороши, как свежи были розы…», Мы еще повоюем! и Русский язык. Ознакомится с произведением можно вот по этой ссылке .

Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.

Этот цикл отчасти продолжает Записки охотника, в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.

Выражение любви к родине в стихотворении «Русский язык»

Миниатюру же Русский язык следует выделить отдельно, поскольку здесь Тургенев пишет о такой важной части русской культуры и и русской души, как язык. Он призывает современников и потомков беречь родной язык, поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие литературные произведения.

Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Необходимо помнить, что в год создания этого стихотворения Тургенев живет за границей, следовательно, язык - это одно из того немногого, что связывало его с Родиной. Именно из-за разлуки с родиной для него так ценен русский язык.

Тургенев многое сделал для переводов, для того, чтобы иностранцы могли читать русскую литературу. Однако главное для него остается в России. Он верит в душевную силу своего народа, верит, что с помощью веры в язык русские люди сумеют преодолеть любые трудности.