Традиционные японские домики: проекты. Японские дома: технология, стиль и интерьер Как устроен традиционный дом в Японии

Во все времена существовала мода на жилища, построенные в необычном стиле. Но японские домики сильно отличаются от вариантов подражания голландской, итальянской или французской архитектуре. Западные проекты всегда направлены на воплощение практичности и всех современных удобств. Японские же дома - это визитная карточка, продолжение традиций семьи и мировоззрений древней культуры.

Планируем проект

Даже далекий от восточной культуры человек, единожды взглянув на японское жилище, подтвердит, что это очень красиво и необычно. Почему бы не построить себе такой дом? При планировании нужно лишь учесть несколько нюансов.

Постройка должна иметь классические элементы и черты, характерные для японской архитектуры. Придомовое пространство обязательно оформляют в соответствии с требованиями восточной традиции и стиля. Ландшафт и окружающая растительность являются как бы продолжением жилища.

Также проекты японских домов предполагают наличие особых стен, крыши и пола. Конечно, самому сложно будет соблюсти все архитектурные каноны Страны восходящего солнца, особенно если поверхностно знаком с ее культурой. Поэтому, возможно, имеет смысл обратиться к специалистам, которые помогут разработать правильный проект.

На самом деле настоящие японские дома сложно воссоздать из-за огромного количества нюансов и деталей. Поэтому при постройке жилища стоит копировать не сами элементы, а стиль оформления. Да и скорее всего, придется что-то переделать на западный лад под свои нужды.

Особенности планировки

Вдоль дорожек и у входа в дом можно посадить декоративные деревья, кустарники необычной формы, сосну Тунберга. Также ландшафт прекрасно украсит причудливый сад камней и небольшой прудик с водопадом.

По периметру территории устанавливается высокая ограда с воротами, которая чаще всего изготовлена из тонких стальных трубок и плотно закрыта кустарниками. Бюджетные варианты восточных домов просто обносятся большой каменной стеной.

Планировка настоящего японского домика - это целое искусство, которое познается годами. И в некоторых случаях имеет смысл скопировать только отдельные элементы восточного жилища.

Восток, как говорится, дело тонкое. Западная цивилизация переживает увлечение Японией, ее культурой, сверхновыми технологиями и стремящимся к гармонии с природой духом. В интерьере очень популярен японский стиль, возможно как раз потому, что традиционный японский дом так непохож на наши привычные жилища.
Например, мы все знаем, что любое здание начинается с прочного фундамента, затем строятся стены и, наконец, крыша. В японском доме такого нет. Он не имеет каменного основания, будто стремится в небеса, в сферу духовного, и не отягощает себя чрезмерностью материального имущества. Его основа – деревянные колонны и крыша.

Подлинные причины такой конструкции очевидны и согласуются с природными условиями: жарким летом и обилием зимних дождей, возможными землетрясениями. Океан смягчает климат Японии, поэтому нет необходимости удерживать тепло зимой. Крыша служит защитой от палящего солнца, а простота сооружения позволяет легко восстановить его после землетрясения. Кое-где сохранилось еще искусство построения зданий без гвоздей, при помощи вырезания в дереве пазов, идеально подогнанных друг к другу. Стены японского жилища – всего лишь перегородки между несущими колоннами. Как правило, одна из стен постоянная, другие представляют собой передвижные панели, выполняющие роль дверей, окон и стен. Никаких привычных стеклянных окон в рамах нет!
Вместо внешних стен вы увидите сёдзи – панели из тонких реек дерева или бамбука, скрепленные подобно решетке. Просветы в панели закрывались листом рисовой бумаги, иногда обшивались деревом. Почти карточный домик! Тонкие стенки закреплены в пазах и отодвигаются в сторону, подобно дверцам в шкафах-купе. В жару сёдзи можно убрать вообще, обеспечив доступ воздуха в спасительной тени крыши.
Внутренние стены являют собой деревянные рамки, оклеенные с обеих сторон толстой бумагой. Они и создают комнаты, а при надобности снимаются вовсе. Также помещения отделяются занавесями или ширмами. Такая легкость позволяет обитателям дома изменять планировку по своим потребностям.
Как же супруги уединяются, наверно спросите вы? На самом деле, в жилище даже нет общего ложа для мужа и жены. Соединение тел и душ священно, поэтому происходит в специальном строении в глубине японского сада, в самом укромном и живописном месте.
Пол традиционного жилища – деревянным настил, поднятый над землей на высоте не менее полуметра. Дерево уравновешивает перепад температур, настил дает небольшую вентиляцию, к тому же деревянная конструкция в землетрясение безопаснее, нежели каменные нагромождения.
Европейцу непривычно находиться в «бумажном» доме. Это не тот дом, который «крепость». Для японца защита от внешнего мира не так важна, как гармония в душе и единство с духовной составляющей природы. Что делать, если природа все равно сильней? Придется вложить много труда, чтобы чинить каменное строение после каждого землетрясения. Не лучше ли быть легким, как перышко, и уметь пригнуться к земле во время буйства стихий, которые вырывают дубы с корнями? Вероятно, японцы понимают непостоянство материальных ценностей и их способность разрушаться, поэтому их жилье и быт довольно аскетичны.

Традиционный японский дом выглядит очень необычно с точки зрения европейца. Причём, как снаружи, так и изнутри. Здесь всё очень строго и, в то же время, изысканно и ярко. Дерево и бумага - основные материалы, применяемые при традиционном строительстве в Японии. Полы застелены татами, вместо дверей между помещениями дома раздвижные перегородки - фусума. Интерьер японского дома предполагает декоративные украшения вроде настенных панно, традиционных для Японии цветных фонариков и живописных цветочных композиций, расставленных в нишах и на столиках.

Только в собственном жилище можно чувствовать себя в относительной безопасности, отдохнуть от давления окружающего мира и побыть с семьёй наедине. Что же представляет из себя традиционный японский дом?

В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца - зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии.

В основании дом имел прямоугольник и был одноэтажным (сейчас традиционные дома всё-таки делают уже двухэтажными). Всю конструкцию приподнимали на сваях (на 60-70 см), что предохраняло её от сырости и плесени, а также от небольших толчков землетрясений. Главными героями в конструкции являются опорные столбы, которые врывали в землю или ставили на каменные "подушки". Вторую скрипку в сооружении японского дома играет крыша - она значительно больше крыш, сооружаемых на Западе, и призвана защитить дом от палящих солнечных лучей и сильных дождей или снега.

Стены, обращённые к улице, зафиксированы и неподвижны, в то время как стены, выходящие во внутренний дворик, делались раздвижными. Внешние раздвижные стены - амадо - делались из твёрдых деревянных пластинок и в тёплое время года снимались насовсем. Существовали (и существуют) ещё одни перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, - сёдзи .

Первоначально веранда (энгава ) делалась для того, чтобы охранник (а впоследствии и все жители дома), обходя территорию, не нарушил покой дома и не повредил красоте сада, который является неотъемлемой частью японского дома. Когда снимаются или раздвигаются сёдзи и амадо, то интерьер дома образует единое целое с окружающей его природой. Рама и решётка сёзди делаются из дерева, а верхняя часть с наружной стороны оклеивается рисовой бумагой, пропускающей свет. Деление на комнаты происходит с помощью внутренних раздвижных стен - фусума , чья верхняя часть с двух сторон оклеивалась непрозрачной рисовой бумагой, чью поверхность нередко украшал рисунок. Из практичных соображений в нижней части рам бумага закрепляется бамбуковыми планками.

При входе в дом обязательно снимают обувь, которую можно оставить на специальном камне у входа. По деревянному полу веранды или комнат сейчас разрешается ходить в тапочках, но при входе на территорию, выстланную татами, нужно снять и тапочки.

Татами представляют собой маты из прессованной рисовой соломы, обшитые травяными циновками и скреплённые по краям специальной плотной тканью (чаще всего чёрной). Татами всегда делаются прямоугольной формы, что делает их удобной единицей для измерения площади помещения. Размер татами различается в различных районах Японии, в частности, в Токио стандартом татами является следующий: 1,76х0,88 м.

В традиционном японском доме согласно принципу ваби очень мало мебели, при этом важно не спутать аскетичный сам по себе дом буси и действительно традиционный японский дом. В лучших домах в гостиной находились встроенная доска для письма, полочки для демонстрации книг, а также токонома (ниша) - эстетический центр всего дома, где мог висеть свиток (гакемоно ) с изречениями или рисунком, стоять букет цветов или ценный предмет искусства. Свитки могут меняться в зависимости от времени года или же по желанию хозяев. Во время праздников в токонома помещают соответствующие атрибуты и украшения, правда, в последнее время чаще всего в нише ставят телевизор…


Предметы повседневного обихода (в том числе и спальные принадлежности) убираются во встроенные шкафы, а сидят, отдыхают и спят японцы на полу. В эпоху Эдо особой популярностью стали пользоваться сундуки на колёсиках, куда складывали различные ценности и прочее имущество. Колёсики служили гарантией быстрой эвакуации всего необходимого из горящего дома, который, кстати говоря, при своём разрушении не мог нанести кому бы то ни было особо тяжкого ущерба в силу своего относительно малого веса.

Одна и та же комната могла использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет - достаточно лишь расстелить футон или внести столик для письма. Помимо этих столов с ящичками, где можно было хранить всё необходимое, популярностью пользовались так называемые сервировочные столики, которые покрывались лаком. Причем вся мебель в традиционных домах была исключительно лёгкой, дабы не оставлять следов на мягких татами.

Отдельно стоит упомянуть материалы, используемые для постройки и оформления такого дома:
- дерево для сёдзи и фусума не лакируется, а свой блеск и золотистый или коричневый цвет приобретает от времени и соприкосновения с людскими руками, что замечательно соответствует принципу саби .
- камень не шлифуется до блеска, а металлические изделия как правило покрыты патиной, которую никто не собирается счищать, т.к. японцев привлекают следы времени, оставленные на тех или иных вещах, именно в этом они видят особое очарование.

Таким образом обустраивались дома самураев всех уровней, разумеется, с поправкой на ранг и положение в обществе - по мере уменьшения дохода и престижа самурая дома становились меньше, а убранство и декор - проще.

Дома простолюдинов значительно отличались от жилищ воинов: у торговцев и ремесленников в передней части дома располагалась лавка, позади которой находились жилые помещения для семьи и работников. Большая часть подобных домов представляла собой простые и лишённые украшений постройки, внутреннее обустройство которых было чрезвычайно скромным.

В конце Реставрации Мейдзи большинство семей сидели и спали прямо на деревянном полу, подстелив для мягкости мешки, набитые соломой. Позднее горожане стали подражать богатым самураям и использовать для этих целей татами. Также во многих городах были запрещены многоэтажные постройки, но некоторые тем не менее умудрялись обходить этот запрет.

В частности, в Канадзаве властями регулировалась высота крыши фасада у домов ремесленников и торговцев, она не должна была превышать полутора этажей. Действительно, у многих крыша фасада находилась на этой высоте, но затем постепенно поднималась и образовывала полноценный второй этаж.

Небогатые ремесленники и поденщики с большинстве своём жили в нагайях ("длинных домах"), которые были рассчитаны на несколько семей. Передняя дверь каждого отсека выходила на узенькую кухню с земляным полом. В ней размещалась глиняная печь, место для дров, а в стены были вколочены деревянные колышки для горшков и кувшинов. Человек или целая семья жили и иногда даже работали в единственной комнате размерами три на три метра.

Жители подобных помещений страдали от духоты летом, а зимой мёрзли, пытаясь согреться теплом очага, на котором готовилась пища. Естественно, что в таких жилищах не было водопровода и всем жителям приходилось пользоваться общим колодцем и уборной, расположенной во дворе.

Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных.

Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев.

В Японии в принципе не было каменной архитектуры (только стены и цоколи зданий возводились из камня) и дворец отличался от халупы бедняка "всего лишь" площадью и числом помещений, а также качеством и богатством отделки. И японский традиционный дом продолжает жить и сегодня - в сельской местности подобная застройка значительно преобладает, но в мегаполисах подобное расточительство недопустимо и миллионы японцев вынуждены ютиться в домиках, занимающих такую площадь, какую русский бы человек отвёл разве что под гараж.

Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») - это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka, 農家) и городские дома (матия; machiya, 町屋). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka, 漁家).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri, 合掌造り), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии - Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма).

В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии - «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими - из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также - в первую очередь - защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma, 切妻), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune, 寄せ棟) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya ,入母屋).

На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma, 土間), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado, 竈), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori, 囲炉裏), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.

Хотя существует множество различных способов размещений комнат в пределах дома, одним из наиболее популярных был способ ёмадори (yomadori, 四間取り), согласно которому в «белом» доме выделялись четыре комнаты. Отдельными друг от друга они были только по названию, поскольку жителям нужно было пройти через ту или иную комнату, чтобы добраться до другой. Две из них использовались для повседневной жизни семьи, включая комнату, в которой находился ирори. Иногда для освещения использовалась маленькая масляная лампа, но из-за стоимости топлива, очаг чаще всего являлся единственным способом освещения в доме в тёмное время суток.

Во время приёма пищи вся семья собиралась в комнате с очагом, причём каждый член семьи имел своё собственное место, соответствующее его социальному статусу в пределах семьи. На той стороне, которая дальше всех находилась от домы, сидел глава семьи. С другой стороны сидела хозяйка и все женщины семьи, третья сторона предназначалась для членов семьи мужского пола и гостей, а четвёртую занимала груда дров.

Другие комнаты служили спальнями и комнатой для гостей. В комнате для приёма гостей в нише токонома , как правило, размещался свиток с изречениями или живописью или же ставилась икебана . Такие ниши ещё можно встретить в современных японских домах, особенно тех, в которых есть комнаты, выдержанные в традиционном японском стиле.

Туалет и ванна часто сооружались в виде отдельных ото всего дома структур или же в виде части основной структуры дома, но находящихся под карнизом крыши.

Матия являлись традиционными городскими домами в Японии и типичными для исторической столицы Киото. Матия появились ещё в эпоху Хэйан и продолжали развиваться вплоть до эпохи Эдо и даже в перид Мэйдзи.

В матия обитали городские торговцы и мастера, которые вместе составляли класс, называемый тёнин (chōnin; «горожане»). Слово «матия» может писаться двумя способами: 町家или町屋. Здесь «мати» (町) означает «город», а «я» - «дом» (家) или «магазин» (屋). В любом случае и то, и другое написание является верным.

Матия отличались от своих сельских собратьев. Основной дом (омоя; omoya, 母屋) располагался перед складскими помещениями (кура; kura, 倉) или стоял отдельно (засики; zashiki, 座敷).

Дома, как правило, была вытянута и проходила от передней части дома к складу, находящемуся на задворках, и к ней прилегали три-четыре комнаты. В комнате, которая ближе всех находилась к улице, использовалась для ведения дел или под магазин и называлась мисэ (mise, 店). Средняя комната использовалась для развлечения гостей, а в последней комнате, которая ближе всех находилась к саду во внутреннем дворе и в которой находилась токонома, жили хозяева. В отличие от нока, в матия часто была отдельная комната, где спала семья. Второй этаж дома использовался для хранения вещей, которыми семья пользовалась более регулярно, чем те, которые хранились на задворках на складе.

Для небольшого экзамена по японскому дому нужно всего лишь правильно ответить на несложные вопросы:)

Берите нужный предмет и ставьте в комнату!

В основе индивидуального жилого строительства в Японии лежат принципы минимализма (почти аскетизма), близости к природе. Они неизменны на протяжении многих веков, в отличие от технологии возведения домов. В традиционные решения вносят коррективы современные технологии и условия жизни.

Традиционный японский дом

Традиционный японский дом (минка) на территории нынешней Японии представлен лишь несколькими музеями. Однако эти постройки, хоть и ушли в прошлое фактически, являются неотъемлемой частью архитектуры и культуры этой страны.

Экскурс в историю японских домов

Традиционные дома – это простые одно- или двухэтажные каркасные постройки из древесины, бумаги, соломы, глины, бамбука. Чем выше был статус жителя страны, тем дороже использовали материалы, тем ярче был украшен фасад. Именно элементы богатых домов и храмов делают японский стиль в архитектуре узнаваемым.

Технология каркасного строительства издавна применялась в сейсмоопасной Японии. Возведенные по ней здания отличались повышенной устойчивостью, давали шанс на выживание при обрушении, их можно было быстро восстановить.

На архитектурные особенности японского каркасника повлияли и климатические условия страны. На большинстве островов Японского архипелага зима довольно мягкая. Наряду с идеей о близости к природе, это определило конструкцию стен.

В традиционных японских домиках была лишь одна глухая стена, где пространство между опорами заполняли травой, замазывали глиной. Остальные представляли собой раздвижные или съемные панели из легкого деревянного каркаса, обтянутого рисовой бумагой. От их снятия не страдал каркас, не нарушалась целостность строения. При этом дом хорошо освещался солнцем, стиралась граница между ним и природой.

Конструктивные особенности домов

Японские каркасники, которые строили десятилетия и века назад, сильно отличались от современных домов. Для них были характерны следующие черты:

  • Каркас дома – система опор и балок, соединенных без гвоздей. Вместо них использовали сложную технологию врубки брусьев, бревен.
  • Центр строения – устойчивый к подземным толчкам столб.
  • Крыша двух- или четырехскатная. Выступает за наружные стены на расстояние до одного метра. Это защищает фасад от воздействия осадков и солнечного света.
  • Поднятый на полметра от земли уровень пола . Это делали для того, чтобы обеспечить вентиляцию нижнего яруса строения, сохранить тепло в холодное время года. Для японцев, спящих на матрасе вместо обычной кровати, это важно.

Традиционные японские дома намного опередили свое время. Базовые идеи их строительства положены в основу современных каркасных технологий. Одна из них закономерно носит название “японская”.

Интерьер традиционного дома

В традиционных домах Японии не было четкого разделения на комнаты. Максимально свободное, открытое пространство можно было трансформировать по своему желанию с помощью легких ширм фусума. Так, большую комнату, где днем принимали гостей, вечером с помощью ширм разделяли на спальню и рабочий кабинет.

При такой мобильности речь о габаритной, тяжелой мебели не шла. Вместо шкафов для хранения одежды и предметов быта использовали:

  • ниши, замаскированные все теми же ширмами;
  • корзины;
  • сундуки;
  • плетеные короба;
  • низкие шкафы с ящиками.

Спальным местом служил матрас футон , а полы застилали жесткими соломенными матами – татами.

Столовая, кухня, хозяйственные помещения оборудовали в непосредственной близости от большой глиняной печи.

Отделочными материалами служили: плотная белая бумага, деревянные доски, штукатурка. Полумрак комнат слегка разбавлял светильник в бумажном абажуре, который называется окиандон.

Современный японский дом

Современные японские дома в секторе индивидуального жилья также возводят по каркасным технологиям. Однако на их внешний вид влияют модные тенденции и использование новейших фасадных материалов.

Каркасное строительство по-японски

Современный дом японца почти всегда выглядит как европейский. Но узнать его можно по лаконичной, гладкой поверхности наружных стен; обилию пропускающего свет стекла; четким геометрическим формам .

Характерную идею близости к природе воплощают в виде террас и балконов со стеклянным парапетом.

В строительстве современных каркасных домов в Японии можно выделить следующие особенности:

  • Фундамент – монолитная “утепленная шведская плита”, которая в общем виде представляет собой “пирог” из утеплителя и слоя бетона на нем.
  • Пол, как и в традиционном доме, поднят над уровнем земли. Только теперь это делают, монтируя на фундаментной плите бетонные “ребра” высотой 50 см.
  • Наружные стены утепляют напыляемым пенополиуретаном.
  • Централизованное отопление на самых теплых островах, как и в традиционных строениях, отсутствует. Его заменяют инфракрасные панели, электро- и газовые нагреватели.

Красивый дом в японском стиле сегодня – это уникальное хитросплетение традиций и результатов научно-технического прогресса.

Эволюция интерьера – что изменилось

В последние 30-40 лет образ жизни японцев изменился. Изменился и интерьер жилых домов. Он стал более европейским. В связи с этим:

  • Сократилась площадь помещений для хозяйственных нужд.
  • Комнаты стали личным пространством с четко определенным функциональным назначением.
  • Появилась высокая мебель на ножках.
  • Комнаты разделились на “западные” (в центре дома) и “японскую” (в глубине строения), где интерьер выдерживают строго в традиционном стиле.
  • Татами заменяют современным напольным покрытиям, так как они не выдерживают нагрузки от мебели на ножках.
  • Темная древесина в интерьере уступает место светлой, а штукатурка – обоям с аналогичной фактурой.
  • принцип минимализма , экологичности и близости к природе.

    Построить жилой дом или оформить его комнаты в классическом японском стиле можно, если вы родились в Японии и вам не чужда культура этой страны. В противном случае стилизуйте максимально открытое пространство с помощью акцентных деталей – от декора до мебели.

    Видео: традиционный японский домик

Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka) , что дословно переводится дом людей.

Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).

Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.

Рис. 1.

Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В "белой" части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.

Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.

Рис. 2. Печь камадо в японском доме

Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.

Дом самурая

Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома опорные столбы, дом прямоугольный в плане, а сам он приподнят на сваях на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.


Рис. 4. Резиденция самураев

Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи .

Матия (Machiya ) - городские японские дома

Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).

Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия , то езжайте в Киото.


Рис. 8-9. Machiya в Киото

Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.

В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло "магазинное пространство" дома.

Остальная часть дома это так называемое "пространство для жизни", которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.

Рис. 10. Machiya схематическое изображение

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.


Рис. 14. Традиционный японский дом минка

Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках

Рис. 21. Энгава - традиционный японский дом
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji .

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.


Рис. 24. Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи - верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе - заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи - washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем - то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём - это раздвижная перегородка сёдзи.

Двери фусума

Фусума - это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.

Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок

Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.

Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.

Прихожая или genkan в японском доме

Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет как особое культурное значение, так и выполняет функцию "воздушного шлюза", который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного не отапливаемого входа.

Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.

Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль .



Додзё (Dojo)

Додзё это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия места, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.

На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение, с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.

Татами в японском доме

Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.

Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.

Хибати

Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати , традиционно в японском доме они использовались для обогрева.

Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.


Рис. 54. Керамический хибати

Рис. 55. Бронзовый хибати

Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле .

Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.


Ирори и котацу

Кроме хибати в японском доме были и боле эффективные способы обогрева: ирори и котацу . Ирори это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.


Рис. 65-66. Котацу (kotatsu)