Не с разными частями речи презентация. Презентация по русскому языку на тему "правописание не с разными частями речи". Домашнее задание: "Кто больше"

Презентация " Не с разными частями речи " предназначена для повторения метериала.

1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор

2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила правописания не с разными частями речи.

3) Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка.

Презентацию можно использовать также и при подготовке к ЕГЭ по русскомй языку в 11 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тринадцатое декабря Классная работа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Тринадцатое декабря Классная работа Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Работа не простая, а сложная. Придётся не мало потрудиться. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

НЕ с числительны- ми с существительными с прилагательны-ми с местоимения-ми с причастиями с деепричастия-ми с глаголами с наречиями на –О, -Е

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, – Е. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО Слово не употребляется без НЕ: небылица ненастный Есть или подразумевается противопоставление: не плохо, а хорошо не друг, а враг Есть синоним без НЕ: небольшой (маленький) невысоко (низко) 2. Присутствуют слова, усиливающие отрицание (далеко не…; вовсе не…; нисколько не…; отнюдь не…; ничуть не…): вовсе не умный ничуть не ласково Эти же правила действуют при написании НЕ с краткими прилагательными: речка неглубока; он не печален, а весел

Перестройте предложения таким образом, чтобы НЕ писалось раздельно Любой дом без книг кажется невесёлым. Человек смотрел на меня недружелюбно.

Давно это было. Никто (не)вспомнит сейчас, почему частица НЕ была такой (не)сговорчивой и (не)послушной. Глагол и Деепричастие она отвергала, (не)справедливо поступала с ними. «(Не)хочу! (Не)буду! (Не)пишите нас вместе!»- кричала НЕ. Она, громко (не)годуя, смиряла свою гордость тогда, когда Глагол и Деепричастие теряли свой смысл и (не)могли употребляться без неё. 1. Переведите нашу сказку на научный язык. 2.Выпишите глаголы и деепричастия с НЕ. 3. Какие слова с НЕ вы не выписали? Почему?

Не вспомнит, не хочу, не буду, не пишите, негодуя, не могли.

НЕ с причастиями СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО Слово не употребляется без НЕ: негодующий ненавидевший Употреблено в краткой форме: задача не решена меры не приняты У полного причастия нет зависимого слова, нет противопоставления: нерешённая задача нерасколотый орех Есть противопоставление: не решённая, а начатая задача Есть зависимое слово (причастный оборот): не прочитанная мною книга В качестве зависимых слов выступают слова далеко не…; вовсе не…; нисколько не…; отнюдь не…; ничуть не: ничем не оправданный поступок

1. Надо расстаться с не оправданой уверенностью, что всё произойдёт само собой. 2. Человек нежелающий мыслить закрывает себе вход в будущее. 3. Этот путь не закрыт никому. 4. Неослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учёбе. Найдите предложения с ошибками.

1. Надо расстаться с неоправданной уверенностью, что всё произойдёт само собой. 2. Человек, не желающий мыслить, закрывает себе вход в будущее.

НЕ с местоимениями. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО С отрицательными и неопределёнными местоимениями без предлога: ***** ***** С отрицательными местоимениями, которые употребляются с предлогом: ***** ***** С другими местоимениями: не он не каждый не сам

НЕ с местоимениями. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО С отрицательными и неопределёнными местоимениями без предлога: некого нечему С отрицательными местоимениями, которые употребляются с предлогом: не для кого не к чему С другими местоимениями: не он не каждый не сам

с именами числительными пишется раздельно: не два не трое не седьмой

1. Посмотреть, есть ли зависимое слово. 2. Установить, есть ли предлог. 3. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. 4. Поставить вопрос к слову. 5. Определить падеж. 6. Проверить, есть ли противопоставление. 7. Подобрать родственные слова. 8. Убедиться в отсутствии слов далеко, вовсе, ничуть. 9. Определить часть речи. Какие из перечисленных приёмов надо использовать при написании НЕ с разными частями речи?

1. Надо определить часть речи. 2. Вспомнить правило слитного и раздельного написания НЕ с данной частью речи. Как действовать, чтобы не ошибиться при написании НЕ со словами.

1.Удивительное дерево берёза! 2. (Не)один художник рисовал берёзовые рощи. 3.Скромное (не)броское дерево но (не) пройдёшь мимо не заметив его. 4.Кто (не)знает берёзового сока! 5.В (не)большой надрез на коре вставишь соломинку, подождёшь (не)долго и пьёшь (не)напьёшься из кружечки. 6.(Не)торопливо делаешь глотки. 7. Сверху поглядывают (не)пуганые грачи (не)успевшие закончить гнездо. 8.Но (не)забудь замазать ранку глиной или смолой. 9.Нужно беречь доброго друга человека.

1 вариант неброское небольшой недолго неторопливо непуганые 2 вариант не один не пройдёшь не заметив не знает не напьёшься не успевшие закончить не забудь

Скромное 1 , неброское дерево 2 , но не пройдёшь мимо 3 ,не заметив его 4 .

Стр. 105, упражнение 220 Выпишите слова, в которых НЕ является частью корня небрежно нелепо негодующе

Слова лепый, лепо, лепота существовали в русском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. Вспомните, как царь,герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!» В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка рассматривается сейчас как часть корня.

Домашнее задание: 1 группа Составьте небольшое связное высказывание, основной мыслью которого была бы пословица «Там счастье не диво, где трудятся нелениво». По возможности используйте слова с НЕ. 2 группа Из текстов художественной литературы выпишите 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с разными частями речи.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Работу выполнила Макарова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ средней школы № 530.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е. Раздельно: 1.Если есть противопоставление с союзом а. 2.Если есть слова усиливающие отрицание (отнюдь не, вовсе не, далеко не) или отрицательное местоимение, или наречия в роли зависимого слова. 3.Относительные и притяжательные прилагательные, наречия не на –о, -е всегда пишутся раздельно. Слитно: 1.Если нет противопоставления с союзом а и слов, усиливающих отрицание

Написание НЕ с глаголами и деепричастиями. Раздельно: 1.Глаголы и деепричастия пишутся с не раздельно. Слитно: 1.Если без не не употребляются.

Написание НЕ с недо. Раздельно: 1.Не доставать (в значении «не дотягиваться»). 2.Другие глаголы в значении «прерванное действие. Слитно: 1.Недоставать (в значении «быть в малом коллективе, быть нужным»). 2.Другие глаголы в значении «ниже нормы».

Написание НЕ с причастиями. Раздельно: 1.В полных причастиях не пишется раздельно, если есть зависимое слово или противопоставление с союзом а. 2.В кратких причастиях. Слитно: 1.Если нет зависимых слов или противопоставления с союзом а.

Написание НЕ с местоимениями. Раздельно: 1.Личные местоимения всегда пишутся раздельно с не. 2.Отрицательные местоимения пишутся раздельно, если между не и местоимением стоит предлог. Слитно: 1.Отрицательные местоимения пишутся слитно, если между не и местоимением не стоит предлог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Презентация "Не с разными частями речи"

Данная презентация предназначена для урока - обобщения правила "Не с разными частями речи" в 7, 9, 10 классах. Презентацию можно использовать присмешанном обучении в качестве учебного материала для са...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Учебный предмет: русский язык Возраст учеников: 15 - 16 лет Продолжительность: 1 учебная неделя Цель: систематизировать теоретические сведения по правописанию НЕ с разными частями речи, уметь находить данную орфограмму в художественном тексте

3 слайд

Описание слайда:

Данная проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Виды групп: Аналитики (изучают все правила о правописании НЕ с разными частями речи и составляют опорную таблицу) Исследователи (подбирают материал из художественной литературы на слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи, составляют карточки, тесты) Экспериментаторы (подбирают материал из произведений художественной литературы на правописание НЕ с разными частями речи и проводят с ним небольшой эксперимент)

4 слайд

Описание слайда:

Учащиеся 10 класса Николенко Юлия Грицынина Вера Колесников Константин Попенко Елизавета Шевченко Юлия Малиёв Александр Колотовская Елена Резников Руслан Грызлов Денис Руководитель проекта: Чеботко Надежда Ивановна

5 слайд

Описание слайда:

Предварительный этап Формирование групп, представление проблемной ситуации, выбор темы проекта, подбор литературы по теме, составление плана работы группы. Основной этап Определение целей и задач группы, обсуждение, оценка, корректирование плана работы группы, оформление результатов деятельности, систематизация материала. Завершение проекта Группы представляют результаты работы в виде таблицы, карточек, тестов, защищают проекты, оценивают работу другой группы, формулируют общий вывод.

6 слайд

Описание слайда:

Мы считаем, что участие в исследовательской (проектной) деятельности способствует сплочению коллектива группы, установлению прочных межличностных связей. Участие в исследовательской деятельности развивает креативные способности, вызывает подъем творческой инициативы, способствует повышению мотивации учения.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Правописание НЕ с разными частями речи. Часть речи. Раздельно. Слитно. 1.Имя существительное. Есть противопоставление с союзом «а» (не правда, а ложь). Если НЕ является словом-отрицанием (не гений) 1 . Не употребляется без НЕ (невольник). 2.Можно заменить синонимом без НЕ (неправда = ложь). 2. Полные прилагательные. Краткие прилагательные. Наречия на –О,-Е. 1 Есть противопоставление с союзом «а»(не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо). 2. Впереди есть слова: Вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… (вовсе не правдивый рассказ). 1.Не употребляется без НЕ (ненастный, ненастно). 2.Можно заменить синонимом без НЕ (неправдивый = лживый, неправдив = лжив, неправдиво = лживо).

9 слайд

Описание слайда:

Часть речи. Раздельно. Слитно. 3.Полные причастия. Краткие причастия. 1.Есть противопоставление с союзом «а» (не решённый, а списанный пример) 2.У причастий есть зависимое слово (не решённый мной). Всегда раздельно: Рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены. 1.не употребляется без НЕ (недоумевающий). 2.Нет зависимого слова (нерешённый пример). 3. нет противопоставления с союзом «а». 4.Глагол. Деепричастие. 1.С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё (не было, не мог). 2. Не до… (действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу). С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая. 1.слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ (ненавидеть, негодовать) 2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок). Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая. 5. Отрицательные и неопределённые местоимения При наличии предлога (не с кем, не у кого) При отсутствии предлога (некем, некого)

10 слайд

Описание слайда:

Часть речи. Раздельно. Слитно. 6.В остальных случаях Не пишется раздельно: С числительными(не восемь книг); С местоимениями, кроме отрицательных и неопределённых (не этот), но философский термин не-я пишется через дефис; Со словами категории состояния (не надо, не нужно); Со сравнительной степенью (не старше, не глубже);с притяж., относит. (не лисий хвост, не серебряный браслет) Со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому); В вопросительных предложениях (Не правда ли?).

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Тест 1. НЕ пишется слитно во всех словосочетаниях ряда. а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка. б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение. в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание. г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны. д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно. 2. НЕ пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда. а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик. б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога. в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный. г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено. д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.

13 слайд

Слайд 2

Пиши НЕ слитно, если

Без НЕ слово не употребляется; Можно заменить синонимом без НЕ; Неопределённые местоимения, отриц. мест. без предлога и наречия Неряха, неволить, неряшливый; Неправда, неплохо, неоткрытое Некто, некого, нечем, негде, некуда, неоткуда,

Слайд 3

Прилагательные и причастия на -МЫЙ(даже если есть ЗС, кроме слов в Тв. Падеже; Производные предлоги несмотря на, невзирая на; Наречия меры и степени очень, весьма, крайне, чрезвычайно, почти, слишком, совершенно + наречие, прилагательное, причастие. Невидимые в телескоп звёзды (но: не видимые глазом звёзды); Несмотря на усталость, мы двинулись в путь; Очень неинтересный, весьма неинтересно, совершенно непродуманный.

Слайд 4

Пиши НЕ раздельно

С глаголами и деепричастиями; Если есть противопоставление с союзом А; Причастия с зависимыми словами; Краткие причастия; Прилагательные и наречия в сравн. степени; Не видел, не видя, не думал, не думая; Не правда, а ложь; не написанное, а только начатое письмо; Не написанное мной, не засеянное отцом; Не покрашена, не сдвинута; Не лучше, не выше;

Слайд 5

Отрицательные местоимения с предлогом; При наличии слов далеко, вовсе, отнюдь, ничуть + НЕ; Наречия не на О –Е Некоторые краткие прилагат. Не с кем, не у кого, ни у кого, нис кем; Вовсе не интересный, далеко не правда, ничуть не высоко; Не всерьёз, не шутя; Не рад, не должен, не готов,

Слайд 6

1.(Не) раз я вспоминал случай, когда (не)чаянно сказанное слово сделало нас (не)приятелями. 2.Доселе (не)виданное и (не)слыханное нами представало в его (не)придуманных историях страной (не)земных чудес. 3.Даша училась (не)плохо, но математику (не)долюбливала: у неё (не)хватало терпения выстраивать цепочки бесконечных примеров. 4.По (не)зависящим от него причинам брат (не)сколько лет (не)был в родных местах, поэтому с (не)прикрытым азартом искал в (не)узнаваемом облике города прежние черты.

Слайд 7

1.Мысль, что она улетит в тыл к немцам, так ничего и (не)узнав о муже, оставалась по – прежнему (не)привычной и (не)переносимой. 2.Да, он (не)профессиональный литератор, но его (не)даром считают талантливым сочинителем забавных историй. 3.Ещё (не)переплетённый, напечатанный на старенькой машинке роман достался мне (не)даром: выложив Аннушке кругленькую сумму, я стала владелицей целого мира, (не)понятного никому, кроме меня. 4.Совершенно (не)подготовленная встреча могла разорвать (не)прочную нить наметившегося мира.

Слайд 8

В каком предложении все слова с НЕ пишутся слитно?

1.Свидетель (не)договаривал главного, останавливаясь на абсолютно (не)важных подробностях, (не)волнующих следователя. 2.(Не)решённые вовремя проблемы со здоровьем, на которые всегда (не)достаёт времени, впоследствии принесут (не)мало хлопот. 3.(Не)заменимый на предприятии работник принял совсем (не)ожиданное решение, которое расценили как (не)лепую шутку. 4.Ни с чем (не)сравнимая красота открылась взору путешественников, которые подошли к вершине ещё (не)хоженными тропами.

Слайд 9

В каком предложении все слова с НЕ пишутся раздельно?

1.В ещё (не)раскрытые окна заглядывает (не)большая птичка и (не)торопливо прохаживается по карнизу. 2.(Не)глубокие, но болезненные ссадины причиняли беспокойство, поэтому (не)хотелось думать о (не)законченном строительстве. 3.Сын (не)по – детски посмотрел на отца и,(не)дав ему договорить, выбежал в ещё (не)освещённый дворик. 4.Приезжие были (не)притязательны: их ничуть (не)волновало то, что территория ещё (не)благоустроена, фасады (не)покрашены.

Слайд 10

Слитно или раздельно?

1. (не)правда; 2. (не)годовать; 3. (не)замёрзший пруд; 4. (не) должен идти; 5. вовсе (не)интересная 6. (не)видимая цель; 7. ещё (не) созревшие; 8. почти (не)приспособленные; 9.(не)досягаемый для спортсмена; 10.(не)выдуманные нами истории; 11. совершенно (не)знакомый; 12.(не)ясные от тумана; 13.(не)отремонтирован; 14.(не)озарённая лучами; 15.дорога (не)проторена; 16.отнюдь (не) единственное решение; 17. (не)стерпимая для ребёнка; 18.актёр (не)подражаем в роли; 19.(не)убранная рожь; 20.(не)видимый из окна. Слитно 1;2;3;6;8;9;11;12;17;18;19;20 Раздельно 4;5;7;10;13;14;15;16;

Слайд 1

Правописание частицы не с разными частями речи
7 класс

Слайд 2

1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка. 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька. 3. Грубый, невоспитанный человек. 4. Необразованный, малосведущий человек. 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то. 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства. 7. Раб, обычно из пленников. 8. Отсутствие свободы, рабство. 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте. 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо. 11. Военный противник, враг.
Словарная работа

Слайд 3

1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица) 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка) 3. Грубый, невоспитанный человек (невежа) 4. Необразованный, малосведущий человек (невежда) 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение) 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды) 7. Раб, обычно из пленников (невольник) 8. Отсутствие свободы, рабство. (неволя) 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа) 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо(неумеха) 11. Военный противник, враг (неприятель)
Проверяем!

Слайд 4

Проверка теоретического материала.
Раздельное написание. 1.Не мог, не торопясь, не проведено. 2. Не рад, не должен. 3. Путь не короток, а длинён. 4. Это был не лев. 5. Не от кого утаивать. 6. Вовсе не серьёзное решение. 7. Не подлежащее разделу имущество.

Слайд 5

Слитное написание.
Неряшливый вид. Неласковый взгляд. Нечем гордиться. Незаклеенный конверт. 5. Крайне неосторожный поступок. 6. Негде разместиться.

Слайд 6

Объяснительный диктант.
Задание: записать словосочетания с НЕ и устно объяснить правописание. (Не) весёлые думы, (не) умевший лгать, нести (не) суразицу, (не) замеченные другом, очень (не) вкусный пирог, возникшая (не) домолвка, (не) зная причины, (не) было намерений; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) смотря на (не) погоду.

Слайд 7

Орфографическая задача.
Задание: определить четвёртое лишнее слово и аргументировать ответ. 1. (Не)удача, (не)чего, (не)покорный, (не)знает. 2. (Не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого. 3. Никем (не)тронутый; (не)глубокий, но очень бурный; (не)по-товарищески, (не) мог погаснуть.

Слайд 8

Выписать в два столбика только номера примеров со слитным и раздельным написанием. 1 вариант 2 вариант 1. Где-то (не)близко пели. 1. Послышалось (не)громкое пение. 2. (Не) хоженые тропы. 2. Поле (не) вспахано. 3. Ни в чём (не)виновата. 3. (Не)выносимо тяжело. 4. (Не)лепый поступок. 4. Совсем (не)красивый зонт. 5. Идти (не)торопясь. 5. (Не)мог заснуть. 6. (Не)доиграл партию. 6.(Не)достаёт дна. 7. (Не)пользуясь льготами. 7. (Не)дождавшись ответа. 8. Времени всегда (не)достаёт. 8.Путь (не)близок, а далёк. 9. (Не)навистный человек. 9. Домашние (не)урядицы. 10.(Не)обладающий тактом. 10.(Не)соответствующий рангу.
Диагностическая проверка знаний

Слайд 9

Проверь себя!
1 вариант. 2 вариант.
Слитно: 2,4,8,9 Раздельно: 1,3,5,6,7,10
Слитно: 1,3,4,9 Раздельно: 2,5,6,7,8,10

Слайд 10

Объяснительный диктант.
Когда н.. входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет н…одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но (н..)кто не пройдет мимо,(н..) заметив его. Кто(н..) знает березового сока! В(н..)большой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь (н..)напьешься из наполнившейся туристской кружечки. (Н..)торопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают (н..)утомимые грачи, (н..) успевшие еще закончить гнездо. Но (н..) забудь во что бы то (н..) стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как (н..) в чем (н..) бывало режет кору. Сока возьмет (н..) много и уйдет, (н..) замазав надрез. И сок течет (н..) ему (н..) людям совсем не нужный. Так может сделать только человек,(не..)думающий (н..) о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только (н..) говорит о любви к березе, кто (н..) пишет, (н..) поет о ней! (Н..) один художник рисовал березовые рощи. Но недостаточно воспеть березу. Нужно беречь ее, чтобы (н..) плакал этот добрый друг человека. (По Ф. Борисову)

Слайд 11

Проверь себя!
Когда ни входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет ни одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но никто не пройдет мимо, не заметив его. Кто не знает березового сока! В небольшой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь не напьешься из наполнившейся туристской кружечки. Неторопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают неутомимые грачи, не успевшие еще закончить гнездо. Но не забудь во что бы то ни стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как ни в чем не бывало режет кору. Сока возьмет немного и уйдет, не замазав надрез. И сок течет ни ему ни людям совсем не нужный. Так может сделать только человек, не думающий ни о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только не говорит о любви к березе, кто не пишет, не поет о ней! Не один художник рисовал березовые рощи. Но недостаточно воспеть березу. Нужно беречь ее, чтобы не плакал этот добрый друг человека. (По Ф. Борисову)