Типы социальной динамики рассматриваются в современном обществознании. Развитие общества

Общество динамично, и социология достаточно давно изучает процессы его изменения. В настоящее время сформулированы четыре основные теории, описывающие происходящие изменения. Это ризомообразный тип социальной динамики, цикл, линия, спираль.

Социум: все циклично

Подобное представление сложилось еще с первобытных времен. Во многом это было обусловлено внешними факторами, сильно влияющими на сознание человека: времена года сменяли друг друга, Солнце закатывалось и снова всходило. Аналогичные процессы были замечены и в социуме. Преимущественно законы, известные с давних пор, направлены на поддержание стабильного состояния общества. Именно по этой причине образ жизни человека, принадлежащего к древним сообществам, так слабо менялся с течением веков. И в настоящее время циклический тип социальной динамики привлекает внимание многих исследователей.

По прямой: вперед, только вперед

Линейный тип социальной динамики базируется на идеях, впервые озвученных в период Средних веков. Люди начали понимать, что прошлое существенно отличается от будущего, а события, которые произошли раньше, вероятно, никогда уже не будут повторены. Классический пример - момент сотворения мира, случившийся однажды и ставший точкой отсчета. Также есть будущее, которое однажды наступит, хотя и не ясно, в какой момент это случится. В представлении средневековых европейцев такой завершающий пункт - Страшный суд.

Этот пример типа социальной динамики хорошо отражает направленность к цели. В представлении жителей эпохи Средневековья завершающей точкой должно было стать божье царство на нашей планете. При этом прежде доминировавшая идея круга резко переформатировалась в четкую прямую. История получила смысл и цель, стала проще для восприятия отдельного человека.

По спирали: вперед, но не совсем

Спиралевидный тип социальной динамики впервые был сформулирован в кругу немецких философов, автором этой идеи выступил Гегель (1770-1831 гг.). Отличительная особенность теории - одновременно наличие специфических признаков как линии, так и окружности. Сложно отрицать, что история с годами повторяется, но имеет определенные отличия на очередном витке - качество меняется, многие аспекты совершенствуются.

Для спирали характерно наличие цели, что делает систему близкой линейной. Для этого типа социальной динамики кратко цель можно сформулировать как создание совершенного, безупречного государства. Философы считали, что идея существования социума заключается в организации максимально разумного общества, где будет править безупречная справедливость. Сообщество мечты - этакое царствие свободы.

Ризомообразная система

Этот тип социальной динамики впервые озвучен постмодернистами. Наименование его пошло от биологического специфического термина «ризома», под которым принято понимать корневую систему многолетнего растения. Отличительная особенность биологического строения - отсутствие стержневого корня. Для ризомы свойственно обилие сплетенных побегов. Их направления совершенно невозможно предсказать, есть отмирающие ветви, появляющиеся вновь.

Когда говорят о ризоме как типе социальной динамики, тем самым отражают хаотичность нашего сообщества. Процессы, протекающие в социуме, с точки зрения постмодернизма совершенно бессмысленны. Эта идея нашла отражение в основных постулатах подхода.

Специфические особенности

Чтобы разобраться, в какой момент истории какой тип социальной динамики имел место, необходимо ориентироваться в направленности соцразвития, характере протекающих внутри сообщества процессов. Развитие - это изменение качеств, подчиняющееся определенным законам, имеющее конкретное направление. Говорят о прогрессе, регрессе. Первое предполагает движение вперед, второе - противоположное направление. При прогрессе социум совершенствуется, снизу движется вверх, усложняется. Регресс, соответственно, включает в себя упрощение, последовательное ухудшение системы.

В семнадцатом столетии впервые была озвучена мысль о совершенствовании социума. При этом внимание обращали не только на типы социальной динамики (обществознание для современных школьников - предмет, дающий полноценное понимание вопроса), но и на свободу социума, отдельных личностей, а также возможность развивать разум. Философы той эпохи особенно фокусировались на производительной силе. Все перечисленные критерии считались показателями прогресса. Одновременно были и теории регресса, доказывающие, что техническое совершенствование стимулирует духовный упадок. Наиболее яркий приверженец этой идеи - Жан-Жак Руссо, в работах которого рефреном звучит мысль о разращении индивидуума цивилизацией.

Изменения: какие?

Исторические процессы, типы социальной динамики позволяют говорить о двух характерных группах изменений:

  • эволюция;
  • революция.

Под эволюцией принято понимать постепенные совершенствования, отражаемые количественными показателями. Это не синоним реформ, которые не влияют на основы нынешней структуры. Эволюция противоположна революции (как и реформа, но в других аспектах). Основной признак этого типа социальной динамики - постепенность.

Революция - такой тип соцсовершенствования, когда изменения глубокие, качественные. Развитие претерпевает резкий прыжок вверх. Нередко понятием характеризуют социум как единое сообщество, но могут применять и к конкретным элементам. Из истории известна, к примеру, аграрная, культурная, научная революция. Первая принадлежит к социуму как единому объекту, два вторых термина описывают соцэлементы.

Модели изменений

Философы, социологи сформулировали несколько моделей, отражающих особенности указанных выше четырех типов социальной динамики. При моделировании уделяют внимание революционным изменениям, прогрессированию социума, его элементов, аспектов. Автор модели формулирует свое мнение относительно того, имеет ли цель история, при положительном решении также сообщает свой взгляд на то, что является конечным объектом стремления.

Одна из довольно известных и популярных моделей - формационная. Авторы основали ее на изречениях Карла Маркса. Постулаты, выведенные при моделировании, устанавливают, что индивидуумы находятся между собой в производственных отношениях, формирующих сложную экономическую систему. В сочетании с современным представлением о типе социальной динамики можно вывести, почему образ индивидуумов, социума в целом именно таков, каким мы его наблюдаем. Экономический базис - это фундамент подобного взгляда, на нем основывают правовые постулаты, идеи, теоретические аспекты, моральные теории марксизма.

Формации общества, экономики

Как следует из марксизма, общественная история подчинена условиям экономики, материального положения. На основании конкретных условий можно разграничить пять базовых формаций:

  • первобытная община;
  • рабовладельчество;
  • феодальная структура;
  • капиталистический социум;
  • коммунизм.

Прогресс наблюдается при последовательном переходе между указанными формациями. Основная цель такого социума - достичь состояния равноправия, отсутствия классов.

Как это происходит?

Марксизм декларирует, что формации могут меняться только при наличии остро выраженных процессов борьбы угнетенных с угнетающими. Это означает, что рабы должны восстать против своих владельцев, крестьяне - против феодалов, рабочие - против капиталистов. Для ликвидации феодализма социуму потребовалась революция, в результате аналогичного события должен прийти к власти, как следует из теоретических положений, коммунизм. Марксисты твердо убеждены, что рабочий класс в силах полностью искоренить буржуазное сообщество, для чего достаточно лишь поднять мощную революционную волну.

Противоположность формации - цивилизация. Термин этот имеет много значений, но ключевых три:

  • временной этап развития социума;
  • локальный тип социума, культуры;
  • этап культурного прогресса, противоположный дикости, варварам.

Когда говорят о стадиях, локальном моделировании, имеют в виду два первых значения термина.

Позиции Тоффлера

Рожденный в 1928 г., этот социолог стал исключительно важным мыслителем - на сформулированных им постулатах базируются многие теории современной социологии. Особенно интересны его выкладки, связанные с аграрной революцией. Как следует из высказанных предположений, именно она создала нашу цивилизацию со всеми ее атрибутами и традициями, характерными особенностями. А вот индустриальная базируется на экономике с применением машин и автоматов. Ее основной двигатель - массовая культура.

Тоффлер рассматривал и модернизацию - таким термином он охарактеризовал смену культуры на индустриальную. Впрочем, нужно быть внимательным: в работах других социологов это слово иногда применяют для обозначения перехода к постиндустриальному сообществу. А вот по Тоффлеру постиндустриальное - это та третья волна, которая еще только захватывает наш мир в настоящее время. У некоторых мыслителей, социологов она называется информационной. Удивительного в терминологии ничего нет, ведь во многом наша цивилизация создана именно компьютерным прогрессом, доступом к высокоточным электронным машинам, массовым коммуникациями. Биологические технологии, возможности генной инженерии - все это меняет социальную культуру.

Современность: быть на гребне волны

Еще не так давно основной движущей силой была мускульная. Хоть машинный труд постепенно входил в жизнь социума, первое время его влияние было достаточно незначительным. В наше время основная деятельность человека - умственная занятость и решение задач информатизации. В условиях такого социального совершенствования наиболее значимой ценностью стала информация. Под ее влиянием меняются воспитательные, образовательные системы, сам характер труда.

Информация применительно к экономике может быть смело названа самым активно развивающимся сектором. Она доминирует над политикой, темпы развития давно превысили свойственные духовным процессам. Не последнюю роль в этом играет возможность коммуникации людей вне зависимости от географического положения. Основной инструмент, безусловно, представлен Всемирной паутиной.

Маклюэн: теории середины прошлого столетия

Канадский философ (род. в 1911 г.) считал, что организация человеческого сообщества определяется коммуникационными технологиями, методами и видами. Например, когда речь шла о племенном устройстве, практиковалась устная коммуникация, ограничивающая локальность, наличие сильных традиций, авторитет и веру в него. Со временем появился алфавит, что позволило перейти к культуре зрения. Еще большее развитие это получило, когда человечество изобрело машины для печати текста. Стала возможной массовость, применение подходов стандартизации, людям теперь доступно использование различных механизмов.

Наша эпоха - это, как говорил Маклюэн, электронная цивилизация. Уходят в прошлое присутствовавшие ранее меж людьми границы. Пространство, время больше не представляют серьезной сложности, отдельные особи могут быть намного ближе друг к другу. Книги уступают место аудио, визуальной продукции, культуре, выработанной компьютерами и довольно сходной с племенным устройством социума. Как считал Маклюэн, наше будущее - этакая в которой больше нет разделения на нации, страны, словом, никаких границ.

Социология по Данилевскому

Существенный вклад в философию и науки, рассматривающие процессы в обществе, внес живший в девятнадцатом столетии русский деятель Данилевский. Он говорил о десяти типах развития культуры, истории, выделяя их по державам и нациям:

  • Египет.
  • Китай.
  • Вавилон, Ассирия, Финикия.
  • Индия.
  • Иран.
  • Греция.
  • Аравия.
  • Европа.
  • Еврейский тип цивилизации.

Всякий из них он сравнивал с биологическими организмами, которые вынуждены сражаться со средой обитания и конкурентами. Жизнедеятельность цивилизации - последовательность классических этапов: создание, развитие, старение, умирание.

Данилевский и Шпенглер

Немец Освальд Шпенглер, родившийся в конце девятнадцатого столетия и творивший в первой трети двадцатого, высказывал идеи, во многом близкие теории российского философа. Он не считал, что реально возможна общечеловеческая культура, а историю оценивал как постоянную борьбу между разными цивилизациями, у каждой из которых есть около тысячелетия на весь жизненный цикл. Расцвет всегда приводит к кризису и разрушению, а творчество сменяется бездушностью. В какой-то момент культура может похвастаться богатством, но оно сменяется формальностью.

Зрелости, как считал Шпенглер, удалось достигнуть культурам Египта, Индии, Вавилона, Китая, греков и римлян, Византии, Западной Европы и майя. Шпенглеровские идеи активно развивал в двадцатом столетии англичанин Тойнби, деливший цивилизацию на пять культурных типов: Запад, Православие, Ислам, Индуизм, Дальний Восток. Всякий из перечисленных типов был, по его мнению, жизненным порывом, обусловленным историческими кризисами. Как только энергетический порыв исчерпывает себя, наблюдается гибель цивилизации. Кризисную ситуацию по Тойнби можно преодолеть, попытавшись уйти от локальных ценностей к более высокому мировому уровню. Мыслитель полагал, что мировые ценности наиболее полно выражаются через религию.

— динамичная система. Поэтому важнейший вопрос социального познания связан с определением характера и направленности изменений в обществе. В обществознании предложены четыре основных типа социальной динамики: (1) циклический, (2) линейный, (3) спиралеобразный, (4) ризомообразный (рис. 1.3, соответственно а , б , в , г).

Рис. 1.3. Типы социальной динамики

Циклическое представление о развитии общества — наиболее древнее. Для первобытного человека время замкнуто в круг вечно повторяющихся циклов — времен года, восходов Солнца, фаз Луны. Все повторяется и в социальной жизни: законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности, и образ жизни древнего человека на протяжении веков почти не изменялся.

Теории о линейном характере развития общества впервые появляются в Средневековье. Именно тогда возникают представления о прошлом, которое больше не повторится (сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный Суд). Развитие приобретает направленность и получает цель (установление царства божьего на земле) — круг распрямляется в прямую линию. Появляются идеи о цели истории, она приобретает смысл.

Спиралеобразная модель развития предложена немецким философом Георгом Гегелем (1770-1831). Спираль объединяет свойства линии и круга. В истории все повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет цель. В качестве цели разные исследователи предлагали: построение идеального государства, достижение социальной справедливости, организацию общества на разумных началах, учреждение «царства свободы» и т.д.

Ризомообразная концепция развития общества предложена философией постмодернизма. В ботанике ризомой (от фр. rhizome — корневище) называют корневище многолетних растений, в котором отсутствует стержневой корень. Ризома состоит из побегов, переплетенных между собой, растущих в непредсказуемых направлениях, постоянно отмирающих и вырастающих вновь. В применении к обществу ризома символизирует полную хаотичность и бессмысленность социальных процессов.

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания. Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад). Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, а регресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

  • первобытнообщинный строй,
  • рабовладельческое общество,
  • феодализм,
  • капитализм,
  • коммунизм.

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Традиционная цивилизация

Индустриальная цивилизация

Цикличность развития, стабильность

Линейность развития, прогресс

Медленный теми развития

Высокий теми развития

Эволюционность, постепенность развития

Революционность, скачкообразность развития

Гармония с природой

Покорение природы

Традиционность

Инновационность

Приоритет общинной собственности над частной

Приоритет частной собственности над общинной

Низкая социальная мобильность

Высокая социальная мобильность

Контроль государства над обществом

Развитое гражданское общество

Высокая роль коллектива

Высокая роль личности

Канадский философ Херберт Маршалл Маклюэн (1911- 1980) полагал, что социальная организация зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на «культуре устной коммуникации», задающей локальность, традиционность, веру в авторитет. Второй тип цивилизации — «культура зрения» — порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Она санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наступающая «электронная цивилизация» упраздняет барьеры для общения: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Книжная культура сменяется аудиовизуальной компьютерной культурой, близкой к племенной культуре прошлого. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ.

Локально-цивилизационная модель предполагает, что нет единой всемирной истории, а есть локальные циклы развития замкнутых цивилизаций, которые рождаются, расцветают, приходят в упадок и умирают.

Таблица 2. Характеристики традиционной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций

Фаза

Традиционная

Индустриальная

Постиндустриальная

Принцип, управляющий развитием

Традиционализм

Экономический рост

Центральное место знаний

Главный сектор производства

Заготовка сырья

Обработка

Главный контингент рабочей силы

Крестьянин, занятый освоением природной среды

Рабочий, занятый переработкой материалов

Служащий, работающий с информацией

Управленческая группа,соединяющая ресурсы

Хозяин, владелец

Предприниматель, профессиональный руководитель

Исследователь, специалист, ведущий администратор

Основная производственная единица

Предприятие, завод, фабрика

Исследовательский институт, сервисный офис

Высший уровень потребностей

Основные бытовые потребности

Социальные потребности

Самореализация, потребность в знаниях

Перспектива времени

Направленность в прошлое

Адаптация к настоящему времени

Направленность в будущее. прогнозы, сценарии

Члены социальной коммуникации

Человек — природа

Человек — машина

Человек — человек

Движущая сила

Природные ресурсы, физическая сила

Созданная энергия

Информация, обработка знаний

Стратегический ресурс

Продукты питания Сырье

Реальный капитал, «свод правил», ноу-хау

Образование, умственный капитал

Технология

Ручной труд

Механизированная технология

Умственная технология

Метод, управляющий решениями

Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт

Эмпиризм, испытательное исследование

Модель, теоретическая база принятия решений, анализ систем и т.п.

Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и другие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития — рождение, взросление, дряхление и смерть.

Данилевский во многом предвосхитил идеи немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), который также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет); любая эпоха расцвета рано или поздно заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. В мировой истории восемь культур достигли зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, ара- бо-византийская, греко-римская, западноевропейская и культура майя.

Идеи Шпенглера в дальнейшем развиваются в «теории цивилизаций» английского историка Арнольда Тойнби (1889- 1975). У Тойнби цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждет надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Выразителем мировых ценностей Тойнби считан религию.

— это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

Есть еще одна ветвь обществознания , изучающая исторический процесс, — философия истории . Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики , факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.
Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.
Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики . Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса , которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура . Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.
В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.
Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.
Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества: глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)
Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.
Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

Следует признать, что реформа и революция лечат уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и ранняя профилактика. К такого рода профилактике относятся ИННОВАЦИИ и процессы МОДЕРНИЗАЦИИ . Согласитесь, не так радикально и чувствительно для общества.

Процесс модернизации может быть проиллюстрирован примеров постепенного перехода от феодализма к капитализму в Англии в результате промышленной революции. Внедрение парового двигателя, замена ручного труда машинным производством происходило без контроля и вмешательства государства, очень медленно и постепенно, не ломая радикально привычный образ жизни. Общество успевало адаптироваться к плавным изменениям капитализма.

Понятие «социальная динамика»

Понятие социальной динамики относится к теории прогресса и является объектом исследований многих социологов. В целом, авторы подчеркивают, что прогресс и его процессы свойственны только человеческим обществам, поскольку их действия и поведения отличаются целесообразностью и рациональностью.

Замечание 1

Прогресс и, соответственно, динамичное развитие общества стало возможно именно благодаря тому, что, в отличие от животного, человек обретает новый опыт, который затем транслирует другим поколениям. Вместе с тем, только у человека есть возможность накапливать богатства как материального, так и духовного характера.

Определение 1

Социальная динамика представляет собой совокупность процессов функционирования, изменения общества и его развития. Без нее общество впадает в состояние стагнации, которая дает обратный эффект, и вместе прогрессивного развития социум регрессирует. По сути, динамика – это движение, изменение состояния социального явления или социального процесса, а также в целом социальной материи.

Динамику невозможно отследить, если не контролировать изменения, которые происходят в каком-либо объекте или явлении. О том, что произошла смена состояния социальной системы, мы судим по тому, как было раньше, и чем ее настоящее состояние отличается от предыдущего. Для этого нам требуются как количественные, так и качественные измерители состояния социальной системы. Если мы говорим конкретно о социальном развитии, которое происходит в процессе социальной динамики, то оно обладает некоторыми социологическими показателями:

  • Накопление – изменения в обществе могут сменять друг друга, но их последствия, а также показатели накапливаются. Например, некоторые реформы приводят к распаду какой-либо системы, но следствием этого процесса является появление новой системы, в улучшенном, усовершенствованном варианте, что является ее качественно новым этапом в развитии;
  • Необратимость социальной динамики – результат, которого социум достигает в процессе динамических изменений, является закрепившимся и не может подвергнуться иным изменениям, если только полной заменой одного процесса на другой;
  • Многовариантность – социальная динамика предполагает большое количество вариантов и путей дальнейшего развития социума. Причем, стоит учитывать, что процесс не всегда приведет к тому результату, который человек ожидает, или который будет благоприятно сказываться на дальнейших процессах;
  • Направленность к совершенствованию – социальная динамика и социальные изменения всегда предполагают стремление общественной системы и каждого ее структурного компонента к совершенствованию. Это очень важно, ведь каждый участник социального процесса опирается на мнение о том, что процессы и явления должны усложняться, что ведет к улучшению состояний, если верно направлять их и контролировать, используя качественные и количественные показатели;
  • Закономерность – развитие и социальная динамика проявляется всегда там, где системам и структурам это действительно необходимо. Именно эта характеристика носит название «закономерность». Если же система не нуждается в изменениях в какой-либо период, то они не будут приняты, при этом не навредят ее дальнейшему развитию, но будут восприняты как один из его вариантов;
  • Результативность – развитие может протекать в отдельной группе, но социальная динамика может прослеживаться во всем социуме. Необходимо учитывать особенности социальной системы, ведь изменения могут также отвергаться. В случае принятия меняются социальные функции объекта, а также его свойства, что ведет к усилению его позиций, а касаемо трудовой организации, то это ведет к улучшению ее качественных и количественных показателей, а также к усилению в конкурентной гонке.

Классификация социальной динамики

На сегодняшний день исследователи выделили несколько типов социальной динамики, которые представляют социальное развитие с разных сторон и с помощью разного принципа интерпретации. Среди них циклический, линейный, спиралеобразный и ризомообразный типы социальной динамики.

Циклическая модель социальной динамики является наиболее древней, и возникла еще в далекие первобытные времена. Для первобытного человека все процессы и явления были замкнуты и повторяющиеся. К ним относится смена времен года (от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени и снова возврат к зиме, что впервые вызвало у первобытного человек ассоциацию с циклом). Также все повторяется и в социальной составляющей жизни человека, поэтому законы традиционного общества направлены на поддержание стабильности социальной системы.

Линейный характер социальной динамики состоит в том, что еще у средневекового человека появились представления о том, что есть прошлое, которое никогда не повторится, но при этом оно достаточно интенсивно влияет на настоящее. К тому же, от настоящего зависит еще одна категория – будущее. Поэтому благополучие процессов сейчас скажется на благоприятном развитию последующих социальных явлений.

Спиралевидная модель социальной динамики была предложена на стыке 18-19 веков философом и известным немецким исследователем Георгом Гегелем. Спирал в себе объединяет свойство круга и линии. Таким образом, некоторым явлениям свойственно повторяться, но уже в более усовершенствованном и адаптированном к современности варианте.

Ризомообразная концепция социальной динамики относится к философии постмодерна. Данный тип социальной динамики и социального развития обладает хаотичным характером проявления, потому что процессы не имеют единого начала. Это может значит и положительные, и отрицательные последствия. Любой тип социальной динамики зависит лишь от направленности социального развития, а также от его общественного характера. Он может быть как положительным, так и отрицательным, при этом не исключая также нейтральные последствия, которые не принесут никаких видимых изменений.