Проблемы реконструкции исторической среды города. Принципы и приемы практического решения реконструкции. Реконструкция застройки исторического центра города. Экологическая реконструкция жилых районов за рубежом

Реконструкция исторического центра

Б.В.Бодэ, начальник Проектной территориальной мастерской ЦАО

Реализация Генерального плана Москвы в историческом центре включает в себя более детальную проектную разработку как на территориальном, так и на отраслевых уровнях. В этом направлении в 1999-2001 годы выполнены или находятся в стадии выполнения следующие градостроительные разработки:

Градостроительный план развития территории ЦАО (утвержден Правительством Москвы);

Градостроительные планы развития территории районов ЦАО (по пяти районам выполнены, шестой - в стадии выполнения);

Проекты планировок жилых, общественных и производственных территорий, градостроительные обоснования размещения отдельных объектов (в стадии поэтапных разработок);

Сводная схема зон охраны памятников истории и культуры с установлением объединенных охранных зон и границ заповедных территорий (выполнена);

Градостроительная инвентаризация ценных панорам и видов исторической части города (выполнена);

Историко-градостроительные регламенты (выполняются поэтапно по районам ЦАО) в качестве специализированных разработок для составления детального общего градостроительного регламента в целом по центральной исторической части Москвы;

Программы развития по отдельным направлениям и отраслям хозяйства Центрального округа (по реставрации памятников истории и культуры, жилищному строительству, реорганизации производственных территорий, развитию территорий природного комплекса, гаражному строительству, развитию комплекса учреждений социальной сферы и потребительского рынка и другим направлениям).

Градостроительный план развития территории ЦАО входит в принятую на законодательном уровне единую систему документации о градостроительном планировании и является основой для разработки последующих стадий проектирования. Предполагается системное построение материалов - от анализов к рекомендациям - с учетом реализации задач предыдущей стадии проектирования и делегированием соответствующих заданий для последующих стадий:

Общие требования и задачи развития ЦАО, вытекающие из материалов Генерального плана города;

Анализ существующего положения, выявление проблем и диспропорций;

Определение градостроительной стратегии, направленной на сбалансированное развитие округа и ликвидацию выявленных негативных процессов;

Постановка первоочередных тактических задач по реализации принятой стратегической политики;

Определение требований и контрольных показателей для последующих стадий проектирования (проектов планировок, проектов застроек).

Общие требования и задачи развития центра отражены в статье 15 Закона Москвы «О Генеральном плане Москвы», предусматривающей преемственность градостроительного развития, сохранение историко-культурного наследия, оздоровление окружающей среды, формирование архитектурно-выраженной зоны общественных пространств, объединенных пешеходными системами, интенсивное использование подземного пространства, повышение комфорта жилых территорий, реконструкцию жилого фонда с ликвидацией ветхого жилья, новое жилищное строительство, реорганизацию производственных территорий, сохранение и развитие системы озеленения, природных ландшафтов, развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, отказ от применения типовых проектов.

Анализ существующего положения представлен в виде историко-градостроительной оценки территории и ряда пофакторных анализов по основным отраслевым направлениям. Историко-градостроительная оценка выявляет общий историко-культурный ресурс центральной зоны Москвы, памятники архитектуры и истории, сохранившиеся ценные элементы планировки и застройки, действующую систему зон охраны, рекомендуемые режимы допустимого реконструктивного вмешательства в историко-градостроительную типологию застройки (морфотипы). Выполнены пофакторные анализы по общественным, жилым, рекреационным, производственным территориям, а также по основным элементам инфраструктуры и экологической обстановке с выявлением как общеградостроительных, так и отраслевых проблем.

Нерешенность значительной части проблем (транспорт, экология и прочее) связана с невозможностью радикальной трансформации исторически сложившейся ценной планировочной структуры города, необходимостью сохранения исторической застройки, памятников истории и культуры. Центр в силу его полифункциональности, большой плотности и высокой градостроительной активности постоянно генерирует соответствующие градостроительные проблемы. Интегрированная оценка по результатам пофакторных анализов выявила как негативные, так и позитивные процессы развития округа.

Негативные процессы:

Диспропорции функционального баланса, неразвитость общественных функций в периферийной части центра, падение доли жилья в пределах Садового кольца, низкие показатели обеспечения рекреационными территориями, высокая насыщенность производственными объектами;

Возрастание степени транспортного дискомфорта, отставание в развитии транспортной инфраструктуры (91% транспортных узлов и 40% пересадочных станций метрополитена работают в режиме исчерпанной пропускной способности, обеспеченность гаражами и автостоянками - 15% от нормативной потребности);

Неблагоприятная экологическая ситуация, высокий уровень загрязнения воздушного бассейна, активное шумовое воздействие, высокий уровень загрязнения почв, водных бассейнов Яузы и Москвы-реки;

Отставание в ремонте жилого фонда (требуется реконструкция около 3 млн. м2 домов с деревянными перекрытиями), неудовлетворительный характер заселения (очередники - 9% населения, коммунальные квартиры - до 12% жилого фонда);

Недостаточная обеспеченность населения объектами социальной сферы;

Медленные темпы реконструкции инженерных коммуникаций (изношенность подземных сетей достигает 30-40%).

Действию негативных процессов противостоят экономические, правовые и административные механизмы градостроительного управления и регулирования. Позитивные процессы: повышение качества строительства, применение новых строительных технологий и материалов, повышение эффективности использования земли, устойчивая тенденция самореформирования производственных предприятий, саморегулирование в сфере потребительского рынка, повышение темпов строительства и реконструкции. Имеющиеся градостроительные ресурсы территории, высокая коммерческая стоимость земли, хорошая транспортная доступность, богатые ландшафтные качества, высочайший ресурс использования историко-культурного наследия, памятников истории и культуры для развития туризма - все это в совокупности создает предпосылки для устойчивого градостроительного преобразования территории центра.

Основные положения градостроительного развития центральной части Москвы ориентированы на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека, его экологической безопасности и комфорта с приоритетом сохранения ценной исторической среды, памятников истории и культуры. Стратегия градостроительного развития исключает возможность решения проблем путем значительных морфологических преобразований, в связи с чем направлена на ликвидацию источников их возникновения или поиск компромиссов.

Основные положения градостроительного развития ЦАО включают следующие позиции:

Функциональная разгрузка центра за счет перераспределения нагрузок и дополнительного функционального насыщения срединной части города и его периферийных направлений;

Ориентация на функциональную сбалансированность развития центра, направленная на повышение градостроительного комфорта населения, уменьшение доли офисно-административного фонда, производственных территорий с 10,1 до 5,6%, увеличение доли общественных территорий с 20 до 25%, жилых - с 28 до 30%, рекреационных - с 9 до 10%, значительное сокращение территорий железнодорожных хозяйств;

Повышение историко-архитектурного потенциала, сохранение характерной образности и своеобразия, повышение темпов, улучшение качества реставрационных и реконструктивных работ, формирование принципиально нового подхода к использованию историко-культурного наследия в сфере туризма;

Совершенствование планировочной и архитектурно-пространственной организации территории: дополнительная пробивка магистралей на Краснопресненском проспекте, Звенигородском шоссе, Краснопресненской и Шелепихинской набережных; формирование новых узлов и площадей (Спартаковская площадь, узел на примыкании Долгоруковской улицы к Садовому кольцу и прочее);

структурное деление кварталов, реабилитация местной уличной сети, обеспечение завершенности основных узлов, магистралей и площадей;

Регенерация исторической застройки, восстановление масштаба и пространственного строя улиц, прежде всего в заповедных территориях (Замоскворечье, Остоженка-Пречистенка, Арбат, Большая и Малая Никитская, Петровка-Неглинка-Трубная, Сретенка, Мясницкая-Маросейка, Покровка, Воронцово поле, Варварка-Солянка и так далее), а также за пределами Садового кольца (районы улиц Воронцовской, Мещанских, Троицкой, Большой и Малой Алексеевских, Зацепы, улицы Щипок, Стремянного, Нововаганьковского и Дровяных переулков);

Формирование гармонически уравновешенной системы пространственной ориентации, архитектурных акцентов и доминант, подчеркивающей особенности ландшафта и планировки города, размещение новых высотных акцентов в периферийной его части (площади Савеловского вокзала, Рижской, Спартаковской, Рогожской застав, площадей Гагарина и 1905 года, комплекса Московского Сити, будущего городского центра на Звенигородском шоссе);

Развитие общественных территорий и пространств в системе центра, сокращение существующего фонда и ограничение нового строительства зданий административно-делового назначения в пределах Садового кольца, перенос активных деловых функций на периферию ЦАО;

Развитие жилых территорий, увеличение жилого фонда (с 15,5 до 18,5 млн. м2 на перспективу), выполнение программы реконструкции и капитального ремонта (3 млн. м2), модернизация жилых зданий периода индустриального строительства (2,1 млн. м2), новое жилищное строительство (около 3,5 млн. м2), в том числе за счет освоения производственных территорий, площадок жилищного строительства в смежных округах (до 1 млн. м2 для расселения очередников и жителей коммунальных квартир);

Сохранение и развитие элементов природного комплекса (691 объект), увеличение озелененных территорий (с 621 до 670 га), сохранение и поддержание ценного дворового озеленения (625 га);

Существенное уменьшение доли производственных территорий (с 10,1 до 5,6%) - ликвидация, вывод и перебазирование более 300 крупных и средних объектов с освобождением от производственных функций около 300 га территории, реформирование 40 производственных объектов, модернизация предприятий на сохраняемых производственных площадках с обеспечением экологической безопасности;

Развитие социальной инфраструктуры, рост учреждений культуры в 2,3, потребительского рынка - в 1,5, гостиничного фонда - в 2,5 раза, обеспечение населения жилых кварталов и микрорайонов учреждениями обслуживания гарантированного уровня - школами и детскими учреждениями (с 462,7 тыс. до 1,2 млн. м2), поликлиниками (с 200 до 260 тыс. м2) и др.;

Развитие туризма и туристического обслуживания, выделение туристско-рекреационных зон («Золотое кольцо Москвы» с включением кремлевского ансамбля и Китай-города и прочих);

Ликвидация кризисного отставания в развитии транспортной инфраструктуры, ускоренная и приоритетная реализация программы транспортного строительства, ликвидация существующих и ограничение строительства новых транспортноемких объектов: строительство кольцевой городской магистрали, транспортных развязок, перехватывающих автостоянок, подземных пешеходных переходов, развитие скоростного внеуличного транспорта, строительство линий метрополитена, новых станций на действующих линиях, новых входов на действующих станциях, мини-метро и СТС «Шереметьево-Сити», организация пассажирского движения по Малому кольцу МЖД и др.;

Развитие инженерной инфраструктуры в соответствии с принятой отраслевой программой;

Оптимизация сложившейся экологической обстановки: снижение объемов выбросов в атмосферу на 40%, осуществление шумозащитных мероприятий, снижение площади зон шумового дискомфорта в 2 раза, увеличение уровня озелененности дворовых территорий до 25-35%, вывод экологоопасных предприятий (РТИ «Каучук», АО «Тиум», автокомбината 32, ТЭЦ-7), уменьшение территорий с высоким уровнем загрязнения почв, строительство очистных сооружений.

Утверждаемой частью работы градостроительного плана являются технико-экономические показатели развития округа, градостроительные регламенты и первоочередные мероприятия по реализации проекта. В схемах функционального, строительного и ландшафтного зонирования закреплены основные характеристики проектного решения.

Первоочередные градостроительные мероприятия на 2001-2005 годы включают весь комплекс территориальных и отраслевых направлений. Они разработаны на основе:

Пофакторных анализов и комплексной оценки существующего положения (выявлены наиболее острые диспропорции и негативные процессы, требующие незамедлительного решения);

Плана градостроительного развития округа на перспективу (выбраны мероприятия, дающие наибольший градостроительный эффект);

Материалов проекта размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства на пять лет (постановление Правительства Москвы № 700 от 27.07.99 г. и другие директивные документы).

Градостроительный план развития ЦАО является заданием на разработку следующих стадий - градостроительных планов развития районов. В связи с этим в составе градплана округа выделены ведущие показатели с разбивкой их по районам в качестве контрольных исходных данных при проектировании градпланов районов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/

Лето - прекрасная пора для отдыха и путешествий по историческим местам с богатым архитектурным наследием. Учитывая то, насколько сложно снять хостел в СПБ в разгар туристического сезона, многие туристы делают это заранее, воспользовавшись услугами соответствующих компаний.

Город Санкт-Петербург богат уникальными архитектурными ансамблями, посмотреть на которые и отправляются туристы.

Объемно-пространственная структура исторического города представляет собой единство составляющих - природного ландшафта, планировочной схемы, системы главных объемных и вертикальных доминант, архитектурных качеств основных зданий и комплексов, а также массовой рядовой застройки. Совокупность этих составляющих определяет как внешний, так и внутренний вид поселения. Внутренняя организация комплекса городских ансамблей имеет особенно важное значение в силу того, что большинство населения воспринимает город путем повседневного общения с его архитектурной средой, в результате накапливая впечатления и создавая в своей памяти соответствующий образ.

Искусство реконструкции памятников градостроительства и архитектуры, прежде всего, должно быть искусством гармоничного развития ансамбля, комплекса, города, опираясь на объективные закономерности взаимодействия искусства архитектуры с пространством и временем - основными сферами бытия.

По утверждению М.Г. Бархина: «Ансамбль не просто группа зданий... Обязательный участник архитектурного ансамбля - пространство, организованный этими зданиями, организован по определенной задумке, в соответствии с определенной идеей».

Примеры реконструкции исторических городов, таких как СПБ, показывают, что для настоящего сохранения их архитектурной индивидуальности необходима градостроительная консервация в отдельных его частях, прежде всего пространственных отношений. В некоторых случаях необходима градостроительная реставрация.

Удачным примером максимально точного определения границ расчисток старого города с одновременным раскрытием настоящих историко-художественных ценностей от поздних наслоений является реконструкция средневекового ядра Тбилиси.

Другой аспект этой проблемы заключается в том, что в пространствах города реализуются все архитектурно-художественные связи зданий при сопоставлении их масштаба, пропорциональной построения, силуэта, пластики, колорита. В историко-архитектурном наследии эти взаимосвязи представляют собой не меньшую ценность, чем сами пространства и архитектурные памятники города.

Между тем, для возбуждения этих связей не обязательно разрушение исторических зданий. Эти взаимоотношения могут быть деформированы неоправданным вмешательством чуждых пространств исторического города новых объемов с их гипертрофированными размерами, другим масштабом, отсутствием пластики и цвета. Примером может быть здание книгохранилища Харьковской научной библиотеки им. Короленко, примитивный громоздкий силуэт которого исказил изысканный исторический ансамбль центра города.

Историческое пространство города, в пределах которого локализованы наиболее ценные архитектурные ансамбли и комплексы - важнейшая его архитектурно-художественная ценность. Сохранение его целостности - одна из первых задач при реконструкции города.

Современный подход к реконструкции исторических городов заключается в рассмотрении памятников архитектуры в городе как целостной системы, которая вступает в активное взаимодействие с его современной структурной. Доминирующие и эмоционально выразительные исторические элементы не могут выполнять лишь роль музейных экспонатов. Они должны быть активными градостроительными компонентами, формирующими среду, а иногда и подчинять композиционно современные архитектурные компоненты.

В методологии предпроектных исследований для этого предлагается:

Изучение композиции исторического города с анализом и оценкой его «исторических наслоений»;

Изучение и классификация планировочной структуры города и ее элементов во времени с фиксацией наиболее существенных этапов ее исторической трансформации;

Анализ ландшафтных узлов, влияющих на историческое формирование городской структуры, элементов силуэта города, раскрытие основных архитектурных ансамблей.

Историко-культурное направление теории архитектуры становится очень актуальным, так как затрагивает как философские грани теории, так и научно обоснованную реконструкцию исторических городов.

При реконструкции центров исторических городов на передний план выдвигается проблема органического сочетания в их структуре исторической и новой архитектуры. Ведь в пределах центра исторического города, как правило, сохраняется его древнее ядро с наиболее ценными архитектурными памятниками. При большой концентрации памятников они не могут оцениваться как отдельные здания или локальный ансамбль. Обычно в центрах исторических городов сохранились крупные градостроительные элементы: площади, улицы и целые районы, которые включают, наряду с уникальными памятниками архитектуры, рядовую застройку, что является полноценной исторической средой.

Метод бесконфликтной реконструкции исторического квартала

.
,

Мы продолжаем знакомить с опытом проектирования в историческом центре, накопленным самарской архитектурной школой за uоды деятельности. Сегодня мы публикуем проект архитектурного бюро «ОСТОЖЕНКА» «Методика бесконфликтной реконструкции исторического городского квартала».

Текст: Евгения Репина

В 2009 году под эгидой Московского общества охраны наследия (MAPS) и влиятельного европейского движения за сохранение наследия SAVE Europe’s Heritage по инициативе архитектора Виталия Стадникова была издана книга «Самара: Наследие под угрозой». В предисловии к этой книге Вячеслав Глазычев, видный российский ученый и общественный деятель, написал: «…постсоветская Самара по части наглого (так и хочется сказать «конкретного») истребления своего многослойного исторического субстрата превзошла прочие миллионные города России». Он также назвал эту книгу «призывом к власти губернской и городской: одумайтесь, господа!».


Кроме напоминания о важности сохранения исторической памяти, Глазычев подчеркнул и более прагматические аспекты: «сокращение исторической многослойности города снижает капитализацию среды». Во всем мире жить в историческом центре престижно, цены на недвижимость в центре всегда растут, ведение там бизнеса наиболее привлекательно. Города, в которых присутствует исторический центр, гарантированно привлекают туристов.


Значительная часть этого издания посвящена защите исторической части города – квартальной застройке 19-го века, которая так поразила Маркуса Бини, председателя SAVE Europe’sHeritage. Вот как он описывает самарские кварталы, побывав в городе в 2008 году: «Приезжая в Самару, испытываешь глубокое волнение, открывая для себя большой город, о котором на Западе мало кто слышал. Город богат не только пышными зданиями музеев и театров, но и живописной рядовой архитектурой с потрясающей деревянной застройкой. Но сегодня и улицам исторического центра, и зеленым пригородам угрожает настоящее цунами уничтожения, такое же разрушительное, как массовые бомбардировки европейских городов во время Второй мировой войны. (…)


Первый осмотр города убеждает в том,что самая большая опасность нависла над традиционной деревянной архитектурой Самары. Ажурный орнамент окон, дверей, карнизов фронтонов особенно богат в сравнении с образцами западноевропейского деревянного зодчества. Трагедия состоит в том, что почти все такие дома полностью заброшены… Жизненно важно продемонстрировать, что эти характерные для Самары дома могут стать привлекательным современным и удобным жильем. (…)

Показательным примером таких зданий может послужить Сан-Франциско. Около 48 000 деревянных домов было построено там за 65 лет, прошедших от Золотой Лихорадки 1849 года до землетрясения 1906 года. Тысячи подобных домов были спасены от сноса в 1960-е благодаря активности местных жителей. Их покрасили в традиционные цвета и новые цветовые гаммы, предложенные художниками. Теперь они являются одной из ведущих туристических достопримечательностей города».

Публикация «Самара: Наследие под угрозой» была замечена в мировом сообществе, а одним из результатов ее появления стало сохранение фабрики-кухни, памятника советского авангарда.


Следующим шагом Виталия Стадникова в деле сохранения самарской исторической среды стала разработка в союзе с архитекторами именитого московского бюро «Остоженка» инновационной методики бесконфликтной реконструкции исторического городского квартала (авторы проекта: Александр Скокан, Андрей Гнездилов, Виталий Стадников, Михаил Скороход).


Самарская сетка регулярных кварталов возникла по екатерининскому указу в 18-м веке. Городской квартал делился на отдельные участки (парцеллы, межи). Эта структура идеально соответствовала росту и уплотнению застройки, вызванных развитием рыночных отношений и ростом населения, однако изменения 1917-го нарушили естественное развитие города.


По мнению авторов проекта после отмены частной собственности «фактически перестает существовать планировочная сетка домовладений, начинается распад внутриквартальной структуры и жилой среды. Происходит не только стихийное замещение частных пространств общественными, но и размывание границ личной ответственности каждого отдельного горожанина». Очевидно, что стихийная застройка исторических кварталов с нарушением естественных кодов среды ведет к вымиранию исторического центра.


Основная идея проекта – поддержание благополучного состояния городской среды возможно силами самих горожан в союзе с инвесторами при сохранении естественной парцелляции кварталов -- того, что мы называем «самарскими двориками», и узаконивании прав частной собственности, позволяющей реализовывать интересы домовладельцев с опорой на соседское право.

Именно эти принципы положены в основу устойчивого развития исторических центров городов во всем мире. Оно же существовало в России в дореволюционное время. Соблюдение этих правил плюс регламентация плотности застройки приведет к сохранению органичного масштаба застройки и естественному обновлению среды. Это и есть метод бесконфликтной реконструкции.


Очевидно, что любая городская территория – зона потенциального конфликта: жителей, инвесторов и власти, когда каждая из сторон решает собственные задачи. Особенно эта ситуация обостряется в зоне существующей застройки, требующей реконструкции и тем более обладающей исторической ценностью. Существуют устойчивые стереотипы в отношении инвестирования в подобные территории: требуются серьезные капиталовложения, необходимо вырабатывать сложные решения без опоры на очевидные алгоритмы, при инвестировании невозможно получить быструю прибыль, не отработаны сами механизмы получения такой прибыли, возникают противоречия при применении существующих нормативов, жители считаются деклассированным элементом, серьезно обременяющим застройщика.


Поэтому застройщику, привыкшему получать сверхприбыли, гораздо проще отселить жителей, а на месте снесенной исторической среды возвести небоскребы и типовые секционные дома, благодаря чьей-то, видимо, шутке, названные элитным жильем.


Однако, исследование, выполненное в «Остоженке», демонстрирует, что застройка исторических кварталов по принципам микрорайона неэффективна с точки зрения получения квадратных метров: мировой опыт показывает, что более плотная застройка средней этажности позволяет получить 40 000 м2 на га против 25 000 м2 при высотной застройке.


Кроме того типовая застройка высотными домами создает массу проблем – дегуманизированную среду, лишенную зелени, пространства для естественного существования детей, перенасыщенную неорганизованными автостоянками, обремененную хозяйственными конфликтами, лишенную признаков городской жизни. В сущности, это маргинальный, устаревший тип среды.



«Брандмауэрное межевание», т.е. независимое существование домовладения внутри противопожарных стен позволяет решать все эти проблемы благодаря четко определенным зонам ответственности, небольшому масштабу, сохранению исторических кодов, независимому развитию каждой территории.


Наш опыт общения с жителями исторических кварталов показывает, что есть люди, готовые небольшими средствами и собственными силами заниматься реконструкцией среды и поддерживать памятники и просто ценную на их взгляд среду в должном состоянии. Более того, такая самодеятельная активность заражает соседей, начинается цепная реакция обновления среды.


По мнению этих активных горожан, юридическая амнистия, сделав людей собственниками земли и избавив их от унизительных и непродуктивных попыток узаконить столь естественные в таком типе жилья перепланировки, позволят этой среде развиваться в ключе устойчивого развития.


Таким образом в результате предложенного метода реконструкции выигрывают все стороны потенциального конфликта, в результате чего город сохраняет свой статус, облик, качество городской жизни. Инвесторы получают способ создавать более плотную городскую среду, туристы имеют мотив для визитов, горожане получают разнообразную, комфортную среду с развитой городской инфраструктурой, с яркими признаками городского центра.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Реконструкция исторического квартала крупного города

Введение

Реставрационная деятельность призвана сохранять существующие исторические ценности. Это относится не только к памятникам, обнаруженным при археологических раскопках, но и к зданиям, прошедшим много этапов переделок и перестроек за весь период своего существования. Нет и не может быть никаких единых рецептов по реставрации памятников, но существует строгая система: подбора материалов, исследования памятников в натуре, обоснования принятых проектных решений и контроля в процессе восстановительных работ. Знание основ научной методики реставрации памятников архитектуры сегодня является обязательным для всех соприкасающихся с созидательной деятельностью. Без этих знаний не может быть успешно решен комплекс вопросов охраны природы, исторических ценностей, создания условий для преемственности развития культуры, эстетического и патриотического воспитания.

На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ как реставрация, реновация и ревитализация. В последние годы к ним добавилось воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу, называемое реституцией. Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью -- восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация.

1.Реновация, реставрация и ревитализация. (понятия)

реставрация реновация город

Ревитализамция (от лат. re -- возобновляемое действие, vita -- жизнь, как «возвращение к жизни») -- термин, который используется в научно-практической деятельности для обозначения процессов воссоздания, оживления и восстановления городского пространства.

Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых форм, с учетом их современных функций.

В процессе ревитализации используется комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды.

Большой популярностью в современном мире пользуется ревитализация существующих промышленных комплексов, находящихся в черте города, что связано с противоречиями между потребностями общества и сложившейся структурой городской среды. В таких случаях ревитализация рассматривается как реконструкция промышленной архитектуры с изменением её функций. Например, переоборудование промышленных зданий под жилищное помещение -- лофт (от англ.loft -- чердак). Степень изменения городской среды в процессе ревитализации зависит от степени ценности историко-культурных объектов.

Задачей по ревитализации является социализация пространства, разработка элементов инфраструктуры упорядочивающих туризм и научную деятельность, развитие промышленности, забота об экологии и как следствие -- привлечение инвестиций. Наибольшее внимание уделяется развитию туристической инфраструктуры.

Реставрация -- процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьезные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII--XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации--восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации--сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Как самостоятельная дисциплина научная реставрация памятников искусства зарождается в середине XIX века внутри модели христианского мировоззрения, в котором «время оценивается как направленный процесс, имеющий начало и конец, прошлое и будущее. Отсюда вытекает возможность безвозвратной утраты тех ценностей, которые формируют основы культуры, а значит и требования к их безусловному сохранению».

Реновации архитектурных объектов это восстановление утраченных исторических деталей и изделий основывается на исторических чертежах, фотографиях и рисунках.

Первой и основной задачей при реставрации памятников архитектуры является усиление оснований и фундаментов: перекладка существующих и подведение новых фундаментов, устройство обойм для усиления кладки фундаментов и уменьшения давления от здания на грунт основания, устройство рядом с уже существующими разнообразных по конструкции свайных фундаментов и усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями. Также первоочередными работами при реставрации памятников архитектуры являются работы по устройству гидроизоляции стен.

Отдельный раздел технологии проведения реставрационных работ посвящен консервации и реставрации поверхности кирпичной кладки, которая находится под влиянием агрессивных внешних факторов и может разрушаться. Может происходить крошение и откалывание кирпича, выпадение его отдельных кусков, появление трещин, высолов на внешней поверхности кирпича. Как правило, под воздействием внешних факторов разрушаются отдельные кирпичи: деструктируются грани, поверхность покрывается трещинами и углублениями. В подобных случаях возможно два варианта восстановления лицевой поверхности кирпичной кладки: замена разрушенных участков или дополнение утраченных участков специальными растворами. Рациональность того или иного метода определяется в каждом конкретном случае: если кирпич разрушен меньше чем наполовину вглубь, целесообразно дополнять места утрат раствором, если больше половины -- заменять разрушенные участки новой кладкой. Если кирпич выветрился, а раствор в швах сохранился и выступает наружу, утраченные места также заполняют специальным раствором. Дополнение кирпичной кладки выполняется новым кирпичом, который по своим свойствам близок к первоначальному. Раствор кладки также должен приближаться по своему составу к первоначальному.

Немало проблем при реставрации памятников связано с утратой основаниями и фундаментами полностью или частично своих несущих способностей. Подобные проблемы возникали и при проведении ремонтных работ в минувших веках. Сегодня, чаще всего стены подвалов зданий дополняют новой кирпичной кладкой, в наружных стенах подвалов устраивается вентиляция для улучшения влажностно - теплового режима, также старые фундаменты зданий усиляют вдавливаемыми сваями большой длины, обеспечивая тем самым совместную работу и старых фундаментов, и свай. Дефектные участки кирпичной кладки стен подвала и наземных этажей заменяют новой кладкой, трещины в кладке инвестируют раствором. В каждом конкретном случае после детального обследования состояния всех элементов и конструкций зданий разрабатывается ряд ремонтно-реставрационных мероприятий.

Фиксация памятника играет очень большую роль в процессе подготовки его к реставрации. Она направлена на решение нескольких очень важных задач. Прежде всего, фиксация призвана дать по возможности исчерпывающее представление о памятнике в том его состоянии, которое он имеет в момент проведения исследования. Реставрация всегда вносит в памятник те или иные изменения, и его исторически сложившийся, ставший привычным облик оказывается утраченным безвозвратно. Только данные фиксации позволят впоследствии судить о том, что представляло из себя сооружение прежде, а соответственно и о том, что в ходе реставрации удалено или дополнено. Останется возможность судить и о степени технической сохранности конструкций в определенный момент, что важно будет в дальнейшем при решении вопросов сохранения памятника. Наряду с этим материалы фиксации, в основном обмерной, необходимы в ходе разработки проекта реставрации как исходная подоснова для реставрационных чертежей, а также для определения физических размеров памятника при расчетах объемов и стоимости необходимых работ по исследованию и реставрации]. Фиксация памятника, в частности следов переделок, проведенных раскрытий, позволяет также представить документальные основания для проекта реставрации, без которых невозможны его научная апробация и утверждение. Наконец, следует подчеркнуть, что сам процесс фиксации никоим образом не представляет собой узкотехническую процедуру, а становится неотъемлемой и важной частью изучения памятника. На этой стадии выявляются многие его особенности, дающие основания для предварительных выводов и позволяющие целенаправленно вести дальнейшее исследование: различия в архитектурно-конструктивном решении разных его частей, в строительной технике и материалах, несовпадения уровней и т.п. Производится своего рода инвентаризация сохранившихся декоративных элементов. Колористика и пластика всегда являлись важнейшими средствами средового проектирования. Особую значимость эти средства получают в условиях реконструкции исторических районов города, архитектурных комплексов, сформировавшихся в течении длительного времени, районов.

Методологической основой работы стал системно-структурный подход, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи различные стороны объекта исследования. В работе использовался анализ и обобщение результатов научных исследований и результатов проектной деятельности; метод семантического дифференциала при определении приоритетных направлений вмешательства в архитектурно-природную среду; натурные обследования городской среды, преимущественно ее колористических и пластических особенностей; теоретическое моделирование и экспериментальное цветопластическое проектирование архитектурно-природной среды трех городов Северо-Запада России.

2. Политика реновации в Западной Европе

Восстановление разрушенных европейских городов происходило в определенной хронологической последовательности. Прежде всего нужно было возродить пути и средства сообщения; восстановить электростанции, водопровод, канализацию и связь; наладить производство продуктов первой необходимости и дать возвращавшемуся населению хоть сколько-нибудь удовлетворительный кров и работу. В особенно пострадавших городах одним из первоочередных мероприятий была разборка руин, занявшая рабочие руки на многие месяцы, а в некоторых случаях и на целые годы (Так, например, в Штутгарте за пределы города было вывезено около 5 млн. м3 щебня. Но если к этому присоединить утилизированные на месте обломки зданий, а также несгоревшие руины деревянных фахверковых домов, то эту цифру нужно будет удвоить. Фактически разборка завалов в некоторых немецких городах затянулась до 1947-1949 гг). Но по мере того как укреплялось городское хозяйство, стало разворачиваться архитектурное и планировочное проектирование. Жилищное строительство преодолело стадию времянок и постепенно перешло к малоэтажной, а затем и многоэтажной застройке, которая начала заполнять освобожденные от щебня пепелища в соответствии с проектами планировки городов. Одновременно с жилыми кварталами восстанавливались разрушенные заводы и, наконец, примерно через пять - семь лет после окончания войны архитекторы подошли к возведению капитальных общественных зданий.

Историческая справка

Исторические кварталы Воронежа определяют уникальность нашего города. Здесь находится большое количество памятников архитектуры, да и сама планировка улиц представляет историческую ценность. Но, к сожалению, многие здания в этих районах нуждаются в ремонте и реставрации.

Гарденинский историко-культурный комплекс

Квартал в границах улиц: 20-лет ВЛКСМ, Большая Манежная, Летчика Замкина и Фабричный переулок, - настоящий архитектурный заповедник, комплекс с богатой историей, истоки которой восходят ко временам кипучей деятельности Петра Великого.

Тогда наряду с кораблестроением и особенно после завершения этого периода важную роль в изменении внешнего облика Воронежа сыграло суконное производство, получившее в наших краях широкое распространение.

Непосредственное отношение к той эпохе имеет целый комплекс жилых и производственных зданий купцов-фабрикантов Гардениных, построенный во второй четверти XVIII века, и частично сохранившийся в современной планировочной структуре города. Сейчас, в пределах одного квартала, недалеко друг от друга, расположены: "дом Гарденина", Тихвино-Онуфриевская церковь и два здания бывших суконных цехов.

Когда Петр I строил в Воронеже флот, население города сильно увеличилось (прибывали матросы, корабельные мастера) и часть посадских людей и купцов тогда переселили к северу от города. Примерно через 10 лет строительство было перенесено в Тавров и численность жителей сократилась. Тогда выселенные из города купцы приобрели у государства суконную фабрику, поделили ее и основали мануфактуры. Потап Гарденин развернул строительство у Беломестной слободы (на «белом» месте селились освобожденные от налогов несшие воинскую службу казаки).

Придельный алтарь назван в честь преподобного отца Онуфрия Великого. В 1735 году рядом с домом на деньги П. Гарденина, было начато строительство каменной церкви, получившей название Тихвино-Онуфриевской (Фабричный переулок, 8). Храм достроили лишь в 1746 году. Первоначально он был двухэтажным с деревянным приделом наверху. По разным причинам она неоднократно перестраивалась и лишь колокольня сохранила чистоту стиля барокко. Церковь живописно расположилась в центре усадьбы Гардениных, на обрыве, и хорошо видна со стороны реки.

Тихвино-Онуфриевская церковь о второй половине XVIII века служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. В 1735 году была заложена церковь, освященная в 1741 г. С трех сторон церкви было отмежевано более чем по 20 аршин под кладбище, где хоронили только членов семьи Гардениных и местных священников. После 1772 года это была единственная в городе приходская церковь, возле которой разрешалось хоронить мирян.

В годы гражданской войны (кон. 1919 - нач. 1920) на территории Тихвино-Онуфриевской церкви размещался концлагерь. Но в том же 1920-м году церковь все-таки снова стала действующей.

До 1932 года, когда храм отдали под производственные нужды, разобрав при этом двухъярусную колокольню.

Нашла вот такие сведения: «В 1927 году в Воронеже была образована артель «Универтруд». Организатором производства был бывший хозяин одного из стекольных заводов Подмосковного Клина, который впоследствии был репрессирован. Артель просуществовала до 1941 г. После войны работа возобновилась и Руководством Совнархоза принято решение о выделении производства стеклянных елочных украшений в отдельное предприятие - "Воронежская артель 4-ая пятилетка", которая в 1960 году была реорганизована в фабрику "Игрушки". Главное производство фабрики - цех по выпуску стеклянных елочных украшений размещался в помещении церкви в Фабричном переулке». До начала 1980-х годов в церкви находилась фабрика "Игрушка".

Проект восстановления церкви был выполнен в 1978 году и предусматривал строительство колокольни на сохранившемся первом ярусе. Над трапезной к середине 1980-х годов появилась кровля, восстановленный купол увенчал кованый крест. А в октябре 1990 года Тихвино-Онуфриевская церковь с прилегающим участком и постройками была возвращена епархии.

Благодаря купцу Потапу Никитичу Гарденину (1689-1746), крупному фабриканту по производству сукна, в Фабричном переулке сложился целый комплекс построек. Это жилые дома, суконные мануфактуры, одна из которых известна под названием "Ноева ковчега" - с конца 1880-х под его крышей собирались члены кружков, партий разных течений и направлений (ул. 20-летия ВЛКСМ, 37), а другая - как музей "Арсенал" . К началу XX века в одной из фабрик расположились военные казармы, вторая стала жилым домом, а гарденинский особняк отошел городскому ведомству.

К табличке на доме №10 хочется добавить: "...а с приходом к власти капиталистов здание совсем развалилось".

Бросается в глаза табличка об исторической ценности здания, виднеющаяся сквозь густые заросли. Это - дом №12 усадьбы Гарденина (основной жилой дом).

Строительство дома Потапа Гарденина (Фабричный переулок, 12) было начато, вероятно, в конце 20-х - начале 30-х гг. XVIII в. Первоначально здание представляло собой скромное по размерам двухэтажное, прямоугольное в плане строение. После перестройки примерно в 1762 году дом приобрел привычный для нас облик: П-образный в плане, с двумя ризалитами, фронтоны которых имеют красивый выгиб в центральной части, что характерно для стиля барокко, в котором в целом выдержана архитектура дома. Из числа жилых зданий Воронежа дом купца-фабриканта - старейший.

Следующий памятник Гарденинского комплекса - это сильно вытянутое с севера на юг здание (Фабричный переулок, 10) между Тихвино-Онуфриевской церковью и домом П. Гарденина. Изучение архивов позволяет сделать вывод, что это здание может поспорить с домом №12 за звание «старейшего жилого» в Воронеже. На плане города (около 1750 г.) он показан как жилой дом сына П. Гарденина. В это время дом - небольшое Г-образное сооружение. В начале XIX в. участком, обособившимся от мануфактуры, владеет семья дворянина Т.С. Бородина, а с 1837 г. - купец, городской голова И.М. Нижегородцев. Он сдавал дом под постой кантонистов. В этот период здание приобретает нынешние размеры и форму плана: разрастается в длину, а крыло, обращенное к церкви, разбирается. С 1858 г. дом занимала арестантская полурота, отсюда и название - “Полуротка”. В конце XIX - начале XX в. здесь размещалось арестантское исправительное отделение гражданского ведомства. В части здания, выходящей на переулок, была освящена в 1897 г. домовая церковь во имя св. Митрофана. В облике дома сочетаются элементы барокко и доминирующие черты классицизма, заметны следы нескольких перестроек. В настоящее время здание расселено и продолжает стремительно разрушаться.

Вход в подъезд не заперт, можно войти внутрь и оглядеться.

Еще одно уцелевшее здание Гарденинского комплекса - двухэтажный цех суконной мануфактуры, известный как "Арсенал" (ул. Степана Разина, 43). Точная дата постройки не установлена, но возводилось оно примерно в одно время с церковью, с 1735 по 1746 гг. Однако от храма здание "Арсенала" отличается простотой и строгостью форм, что больше соответствует стилистике петровской архитектуры. В XIX в. потомки П. Гарденина продали здание городу, и в нем расположился склад военного снаряжения - "Арсенал", а к фасаду был пристроен мощный портик со знаменитым барельефом. Это здание - единственный в городе хорошо сохранившийся памятник промышленной архитектуры XVII в.

В целом архитектура зданий всего комплекса отличалась лаконичностью объемов, простотой типичной для своего времени. Все сооржения имеют общие детали: фасады ритмично расчленяются раскрепованными по углам пилястрами и завершаются массивными многоярусными карнизами.

Сейчас Гарденинский историко-архитектурный комплекс является по существу единственным сохранившимся фрагментом дорегулярной планировки и застройки города

Последний раз реставрировался в конце 40-х. Выглядит так, будто развалится немедленно. Но в окружении осенних деревьев разруха предстает милой запущенностью и навевает приятную грусть. Впрочем, скорее всего, жильцы этой достопримечательности придерживаются другого мнения и предпочли бы менее знаменитую, но более современную постройку лучшего города.

4.Реставрация исторического центра в городе Самара

Практическое значение реставрации хорошо видно на примере исторического центра в городе Самара. Главный архитектор Самары Виталий Стадников совместно с рабочей группой, в которую вошли кандидат архитектуры, профессор, зав кафедрой ИП СГАСУ С.А. Малахов, кандидат архитектуры, доцент Е. Репина и ряд других архитекторов разработали пилотный проект «бесконфликтной» реконструкции исторического центра Самары на примере 79 квартала. Это один из «типовых» самарских кварталов, обладающих всеми характеристиками, свойственными исторической части города: по периметру квартала вдоль красных линий расположены 2-3 этажные каменные и деревянные дома, построенные в конце ХIХ века. В глубине кварталов находится, в основном, ветхий фонд и самострой. Имеется 6 памятников архитектуры регионального значения. Общее число проживающих людей по предварительным данным составляет 300 человек. Квартал представляет собой прямоугольник 250Х125м, рассеченный на дворовые территории продольными и поперечными брандмауэрами. До революции каждый двор являлся независимым домовладением. После революции дворы превратились в коммунальное пространство, что обусловило их деградацию. Однако несмотря на все разрушения «самарский двор» и сегодня является носителем своеобразного градостроительного кода и образа жизни.

Предложенная методика «бесконфликтной» реконструкции основана на принципе сохранения максимального количества исторических параметров: границ участков, этажности, архитектурного языка.

Сложившийся современный метод реконструкции. Полная потеря изначальной структуры квартала, микрорайонный подход к застройке

Зоны интересов и ответственности собственников домовладений размыты, неизбежно образование спорных и хозяйственно неосвоенных территорий.

Предлагаемый метод бесконфликтной реновации:

застройка участков в восстановленных участках домовладений

Зоны интересов и ответственности домовладений четко определены самой структурой застройкиНезависимое инженерное обеспечение каждого домовладения, качественное частное благоустройство и озеленение

Отсутствие холостых проездов, независимые частые автостоянки, строгий контроль

Заключение

В результате реновации должна быть восстановлена способность исторической среды к саморазвитию, повышена привлекательность данной территории для проживания, ведения бизнеса и посещения гостями города. В ходе реновации предусматривается проведение реконструкции и ремонта памятников архитектуры, а также ценной застройки. Будут построены новые квадратные метры жилья и организовано новое общественное пространство. В целом комплексная программа по реновации исторического центра Самары предполагает возведение порядка 1,5 млн. кв.м. жилья и площадей общественного назначения. Высота вновь строящихся зданий не должна превысить 4-5 этажей.

Реставрация памятников истории - восстановление ценных в историко-мемориальном значении зданий и сооружений, даже, если они не являются памятниками архитектуры. Базируются на тех же принципах, что и реставрация памятников архитектуры.

Работы по реставрации зданий и сооружений требует особых знаний и подготовки специалистов. Особенно, если речь идет о памятниках архитектуры. Ведь в каждом частном случае решается крайне противоречивая задача. С одной стороны, необходимо максимально бережно и деликатно реставрировать или даже восстановить объект, точно попав в контекст той эпохи, когда он был создан первоначально. С другой стороны, нужно «подарить» данному объекту «вторую жизнь», инвестиционную привлекательность - и это требование любого заказчика: будь то государство или частное лицо. Реставрация осложняются общей «усталостью» фундаментов и конструкций старых зданий - работы по их замене и укреплению требуют высочайшего профессионализма. То же самое справедливо и для работ по перепланировке помещений, ремонтно-отделочных работ.

Список использованной литературы

1. Сосновский, В. А. Планировка городов. учеб. пособие для архит. и строит. спец. вузов /

2. Крашенинников А.В. жилые кварталы Учеб. пособие

3. Касьянов В.Ф. Реконструкция жилой застройки городов

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003.

5.Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Спб.: Азбука-классика, 2008. Том VIII.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обоснование выбора территории исторического комплекса "Красные казармы". Подход работы с территорией: ревитализация, потенциальный портрет обитателя, апарт-отель. Анализ теории проектирования. Исследование застройки российских городов и их реконструкция.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Историческая ретроспектива развития города Алма-Ата. Проекты развития, концепция "динамического центра". Использование в строительстве типизации и унификации конструкций. Проектирование и создание зон отдыха. Восстановление исторического названия города.

    реферат , добавлен 27.05.2015

    Санкт-Петербург - город с уникальной архитектурой. Реконструкция объектов капитального строительства, ее варианты для жилых зданий. Конструктивно-технологическая схема пристройки лоджий вместо балконов. Программа сохранения исторического центра.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Ознакомление с теоретическим обоснованием архитектурного решения. Описание конструктивного решения фестивально-выставочного комплекса. Исследование процесса ревитализации городских территорий. Анализ характеристик пожарной безопасности комплекса.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Расположение территории в структуре города и антропогенные ресурсы места. Градостроительное, функционально-планировочное, конструктивное и композиционно-художественное решение. Конструктивное решение жилого образования в условиях реконструкции квартала.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Разработка проектной модели реконструкции и устойчивого развития квартала с помощью применения панельных технологий домостроения и организации жилой среды внутри квартала. Масштабы индустриального панельного домостроения. Градостроительное решение.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2017

    Состав проекта и этапы реставрации. Проектные решения по стенам бассейна и дну пруда-накопителя. Реставрация гранитных элементов скульптурных групп фонтана и каскада "Аполлон". Реконструкция системы водоснабжения. Планировка прилегающей территории.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2014

    Биография Огюста Перре - французского архитектора, пионера и лидера в строительстве из железобетона. История французского города Гавра, необходимость его послевоенной реконструкции. Архитектурно-планировочный модуль Гавра, установленный Огюстом Перре.

    презентация , добавлен 08.12.2014

    Особенности проектирования санитарно-технического оборудования здания на примере реконструкции водоснабжения и водоотведения медицинского центра в городе Минусинске. Выбор и размещение запорно-регулирующей арматуры. Подбор приборов и инструментов.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Возвращение первоначального облика Торговому дому Горкина, восстановление его утраченных элементов. Историко-архивные изыскания. Градостроительные особенности расположения. Проектные предложения по реконструкции. Методы проведения реставрационных работ.