Король Манса Муса I - самый богатый человек в истории (10 фото). Манса муса

Манса Муса, или Канку Муса (Канку, или Конго, было именем его матери), был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Несмотря на это, в западносуданской устной традиции о нем меньше песен и преданий, чем о Сундиате, хотя последний и не был известен в Европе.

В арабских хрониках манса Муса и время его правления, особенно его хаджж в Мекку, освещены довольно хорошо. Наиболее надежные и чаще всего цитируемые хронисты - это Ибн Фадлаллах ал-Омари, Ибн Баттута и Ибн Халдун.

Наиболее важные сведения о правлении мансы Мусы мы находим у его современников. Тем не менее время его правления датируется по-разному. Его начало чаще всего относят к 1312 г., но об окончании у историков различные представления. По мнению большей их части, период власти мансы Мусы продолжался до 1337 г., но некоторые указывают 1332 г.

Время мансы Мусы обоснованно считается временем расцвета малийской империи. Важнейшей причиной распространения славы мансы Мусы за пределы Черной Африки, вплоть до Европы, был хаджж, который он совершил в Мекку в 1324 г. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру, и, прежде всего, арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна. Несомненно, что черный царь, проделавший путешествие из далекой страны внутренней Африки через Сахару, произвел впечатление на народы и государей, через земли которых он шел. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек!

Другая хроника, «Тарих ас-Судан», называет число на 20 тысяч меньше. Устная традиция повествует о 777 сотнях мужчин и 400 сотнях женщин. Поскольку царь знал, что путешествие с подобной свитой обойдется дорого, он взял с собой соответствующую дорожную казну: говорят, он вез тонны золота, частью в виде золотых посохов, частью золотым песком.

Хотя более или менее точные сведения о путешествии мансы Мусы можно получить из арабских хроник, устная традиция сохранила удивительные подробности об этом историческом событии.

Традиция, между прочим, упоминает по именам многих знаменитых людей из ближайшего окружения мансы Муссы. О снабжении каравана и расписании его передвижения имеются необычайно точные сведения.

Авангард под предводительством гриота Силмана Бана состоял, по преданиям, из 500 рабов, в личное снаряжение каждого из которых входил наряду с прочим золотой посох. С начала путешествия расстояние между этим авангардом и основной частью путешественников сильно растянулось: авангард уже входил в Томбукту, а царь еще пребывал в своем дворце. Дело было не в медлительности мансы Мусы, а в том, что некоторые из его советников убеждали его покинуть столицу в субботу, которая приходилась бы на двенадцатый день месяца, а такая суббота наступила лишь после девятимесячного ожидания. И другой день недели памятен в связи с путешествием мансы: в каждом городе, куда он прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть.

Собираясь в путь, манса Муса взимал со своего народа как деньги, так и съестные припасы. Но в пути он питался не только тем, что увез из родной страны. Хронисты рассказывают, что даже в центре Сахары царь лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе. Но не трапезы царя были наибольшей роскошью во время его путешествия: больше фантазии проявляла в использовании своего положения жена мансы Ниериба Конде. Ее расточительные капризы упоминаются как в хрониках, так и в устной традиции.

Едучи долго по песчаной пустыне, Ниериба Конде в один прекрасный вечер заявила мужу, что страдает ужасным зудом и ей во что бы то ни стало надо выкупаться, причем предпочтительно в проточной воде. Несколько обескураженный неуместной просьбой царь вышел из своего шатра и пошел совещаться с фама - начальником группы. Мигом было разбужено 8700 человек царской прислуги, и они принялись копать бассейн для царственной супруги!

Согласно хронике, на следующее утро первые лучи солнца могли уже играть в воде этого бассейна, выкопанного среди песчаной пустыни. К общему восторгу, в нем были даже такие же водовороты, как в Нигере, о котором так мечтала царица. Водовороты возникали, когда в водоем лили воду из бурдюков.

Фама, выполнивший эту строительную задачу, сиял довольный и возносил славу Аллаху и царице. Возможно сильно преувеличивая, Махмуд Кати сообщает в «Тарих ал-Фатташ», что царица въехала в бассейн на спине мула и вместе с нею туда с восторженными криками бросились купаться 500 девушек ее свиты.

Устная традиция рассказывает об этом эпизоде несколько иначе, хотя и в ничуть не более достоверной форме: супруга мансы Мусы выкупалась не в бассейне, выкопанном людьми, а в озере, которое появилось по воле Аллаха в ответ на молитвы царя!

Манса Муса пересек Сахару, пройдя через соляные копи Таоденни, то есть через Валату, Туат и Тегаззу. Важнейшим местом остановки в пути был Каир, и именно оттуда распространились по всему миру рассказы о богатстве мансы Мусы. Как сообщает ал-Омари, даже через 12 лет после хаджжа в Каире хорошо помнили его щедрость.

«Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность!»

Манса Муса отличался воистину царским достоинством, хотя не умел ни читать, ни писать по-арабски и на советы всегда ходил с переводчиком. При каирском дворце мансу Мусу засыпали вопросами. Он успел рассказать египтянам и о плавании своего предшественника, и о границах своей земли, которые он несколько преувеличивал: он сказал, будто земля его столь огромна, что нужен целый год, чтобы пересечь ее. Он говорил также о ее золотых и медных приисках и о соседних народах. Когда один из придворных назвал его по ошибке царем Текрура, он несколько рассердился, сказав: «Текрур - это лишь часть моих владений».

И каирскому султану манса Муса сумел продемонстрировать свое достоинство: он отказался совершить челобитие. «Почему я должен делать так?» - рассердился он, но тут же проявил находчивость, с тем чтобы сохранить свой престиж и вместе с тем исполнить требования этикета. Оказавшись перед султаном, он коснулся лбом пола, но при этом воскликнул, что кланяется Аллаху, сотворившему его, и владыке мира.

Каирские купцы бесстыдно спекулировали на доброжелательности мансы Мусы и его свиты, их прямой неосведомленности: за товары, которые хотели приобрести малийцы, купцы заламывали непомерные цены, а те безропотно платили. Малийское золото, которое шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Ухудшились и отношения малийцев с каирцами, поскольку манса Муса в конце концов понял, что его и его спутников водят за нос.

Царская щедрость к добру не привела: деньги Мусы и деньги, накопленные поколениями его предшественников, кончились, и ему пришлось брать в долг у одного каирского купца. Тот, впрочем, ничего не имел против: доверие к черному царю в Каире было велико. Всего своего состояния манса Муса в Каире, однако, не растратил. И поныне в Мали живы предания о том, как манса Хадж Муса, то есть царь-паломник Муса, позже, в Мекке, покупал дома и земли для черных пилигримов.

Как по устным преданиям, так и по арабским хроникам, у мансы Мусы была репутация правоверного мусульманина. Но наряду с этим легенды из Диомы и Хаманы рассказывают, что по возвращении из Мекки он вез с собой 1444 фетиша, а это значит, что он не полностью отказался от анимизма. Ниань, правда, подчеркивает, что «фетишами» могли быть и те священные книги, которые он во множестве приобрел в Каире и Мекке. Во всяком случае, есть основания верить, что, хотя манса Муса и был законопослушным мусульманином, большая часть малийского народа сумела сохранить своих анимистических богов. Рассказывается, что сын мансы Мусы в конце концов отказался от веры отца и вернулся к старым богам своего народа.

Согласно рассказу ал-Омари, манса Муса, у которого было войско из 100 тысяч пехоты и 10 тысяч всадников, ни на каком этапе не пытался начать священную войну против живущих на юге «неверных». Он, видимо, пришел к выводу, что мирное сосуществование с племенем дьялонке, стерегущим золотые россыпи, наилучшим образом обеспечивает непрерывность золотого потока.

И с племенами, живущими в зоне лесов тропических дождей, манса Муса вел выгодную торговлю, привозя оттуда в числе прочего орехи кола и пальмовое масло. Некоторые соседние страны, и прежде всего государство народа моси, занимавшее земли в излучине Нигера, могли бы, по всей вероятности, и дать должный отпор в случае, если бы манса Муса начал войну за веру.

Хотя манса Муса и придерживался веротерпимости, он видел в исламе важный фактор подъема уровня культуры народа. Арабские хронисты так превозносят стойкость мансы Мусы в вопросах веры, что историки считают это основанием полагать, что при нем учение Корана было обязательным в столице.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 г. Обратный путь шел через Гадамес и Агадес. Царя, который, экономя носильщиков, путешествовал на спине верблюда, сопровождали учителя ислама, ученые и знатоки шариата. Человеком, который проводил в этом обществе многие часы, был уроженец Гранады, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели.

Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также мадугу - королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане - «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», от которого, правда, мало что уцелело, потому что войны, особенно в XVI в., погубили эти здания. Но несомненно, что ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожженным кирпичом.

Когда манса Муса еще только возвращался из Мекки, он получил известие, что его младший военачальник Сагаманджа завоевал город Гао - центр народа сонгай. Услышав это, царь изменил маршрут, чтобы ознакомиться со своими новыми владениями и укрепить там свое положение. В Гао в то время правила династия За, или Дья.

Чтобы заручиться верностью нового вассала, манса Муса забрал с собой двух сыновей дья Ассибоя - Али Колена и Сулеймана Нари.

Отправляясь в Мекку, манса Муса назначил регентом своего сына - мансу Магана. Согласно данным ал-Омари, манса Муса намеревался по возвращении домой отказаться от короны в пользу сына и вновь уехать в Мекку, чтобы жить поближе к святым местам ислама, но этот замысел остался неосуществленным, поскольку, согласно тому же ал-Омари, манса Муса умер прежде, чем успел отречься от престола.

Это краткое сообщение ал-Омари возбудило среди ученых много споров, так как находилось в противоречии с другими сведениями о кончине мансы Мусы. Обычно говорится, что царь вернулся из хаджжа в 1325 г. и, следовательно, он, согласно ал-Омари, умер в то же время. Но Ибн Халдун со своей стороны утверждает, что манса Муса хотел установить контакт с султаном Феса в Марокко, Абу-л-Хасаном, чтобы поздравить его с победой в битве при Тлемсене, а так как битва произошла лишь в 1337 г., значит, манса Муса в это время был жив.

Но, отправив посланцев в Фес, манса Муса, видимо, скоро умер, ибо посланцы Абу-л-Хасана, которые отправились в Мали с ответным визитом, встретились уже не с Мусой, а с мансой Сулейманом.

Между этими визитами, однако, прошло по меньшей мере пять лет, так как мансе Мусе наследовал его сын Маган, и только после четырех лет его правления царем стал брат Мусы - манса Сулейман, который и дал аудиенцию посланцам марокканского султана. Таким образом, упоминание ал-Омари о смерти мансы Мусы сразу после хаджжа недостоверно, и знаменитый царь Мали умер только в 1337 г.

Средневековый король Манса Муса I из династии Кейта признан самым богатым человеком в истории, «богаче, чем это возможно описать», - резюмирует Times. В переводе на реалии 2012 года эксперты оценивали его состояние в $400 млрд, что поставило его на первое место в списке самых богатых людей мира. Мы попытались узнать, как же все-таки жил и чем прославился африканец, обскакавший европейцев Ротшильдов и американца Рокфеллера.

Солнечный король.

Муса Кейта I стал правителем западно-африканской империи Мали в 1312 году. При коронации ему дали имя «Манса», что означает «король». В ту эпоху средневековая Европа переживала мрачный период голода, эпидемий и бесчисленных гражданских войн и междоусобных распрей. В африканских же королевствах светило солнце и дела шли хорошо.

Правитель золотых земель.
Владения Мансы Мусы охватывали обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина-Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада. Земли изобиловали драгоценными природными ресурсами, в частности, золотом. Что было на руку любившему красивую жизнь королю.

Незабываемое путешествие.
Остальному миру африканский правитель стал известен после совершенного им в 1324 году паломничества в Мекку. Путешествие длиной в 6500 км было отнюдь не эконом-класса. Паломничество как акт аскетизма? Как бы не так! «Караваны его простираются так далеко, как может видеть глаз», - делился наблюдением современник.

Сопровождали короля, по разным источникам, от 60 до 80 тыс человек свиты. К обеду в самом сердце бесплодной пустыни в шатер паломника вносились корзины со свежими фруктами и подносы с рыбой и морепродуктами на льду.

Золотой дождь
Во время остановки в Каире Манса Муса раздал беднякам так много золота, что это обрушило экономику страны на добрых десять лет: обильный приток золота обесценил его и способствовал невероятному росту цен.

Памятник рукотворный
Манса Муса любил не только золото, но и ислам. По одной из легенд король распорядился возводить новую мечеть каждую пятницу на том месте, где разобьют привал.
Попал в историю(и в географию)
Нашумевшее путешествие поместило африканского правителя не только в анналы истории, но и в географию. В буквальном смысле. Его изображением была украшена одна из самых авторитетных карт Европы средних веков. На рисунке король, конечно же, держит в руках золотую монету. Очень большую золотую монету.

Что осталось
После двадцатипятилетнего правления Манса Муса умер в 1337 году. Место на троне занял его сын Маган I, и все пошло не так. Сыну было далеко до отца не только по части шика, но и как политическому руководителю. После недолгого, хотя и запоминающегося, расцвета, империя Мали двигалась к закату.

Окончательный крах наступил в 15 веке после появления у португальцев треугольного паруса и их прибытия в устье Гамбии. Смекалистые европейцы начали вывозить из Африки золото и рабов, и от былого великолепия континента остались лишь легенды.

Африканский верховный правитель Муса Кейта I считается самым богатым человеком всех времен и народов — богаче, чем можно описать.

В 14 веке он правил империей Мали с богатейшими природными ресурсами, среди которых первое место занимало золото.

Муса Кейта I пришел к власти в 1312 году. При коронации ему присвоили титул мансы, то есть верховного правителя. В те далекие времена большая часть Европы голодала и погрязла в пучине гражданских войн, однако многие африканские царства были на вершине своего могущества.

За время правления манса Муса значительно увеличил границы своей империи. Он присоединил город Тимбукту и восстановил власть над Гао. Его владения простирались на более чем 3 тысячи километров.

На этих просторах сейчас полностью или частично находятся Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад.

Остальной мир смог приблизительно оценить размер его огромного состояния в 1324 году, когда он отправился на паломничество в Мекку, проехав около 6 тысяч километров. Хадж был далеко не дешевым мероприятием.

Его караван простирался за горизонт. Летописцы описывают десятки тысяч солдат, гражданских лиц и рабов, а также множество верблюдов и лошадей, перевозящих огромное количество золотых слитков.

Во время остановки в Каире он потратил столько золота и пожертвовал так много денег беднякам, что вызвал огромную инфляцию! Городу потребовались годы, чтобы полностью восстановиться от валютного кризиса.

Благодаря этому экстравагантному путешествию манса Муса оказался на карте.

В 1375 году его изобразили на Каталонском атласе — одной из самых важных мировых карт средневековой Европы.

При этом материальные богатства не были единственной заботой короля. Будучи истинным мусульманином, он проявил особый интерес к городу Тимбукту, урбанизировав его путем строительства школ, мечетей и крупного университета.

Он также построил легендарную Джингереберскую соборную мечеть в Тимбукту, изображенную ниже, которая сохранилась до сих пор.

Манса Муса умер в 1337 году, его царствование продолжалось 25 лет. Богатое наследие мансы сохранялось в течение нескольких поколений. Но и по сей день остались мавзолеи, библиотеки и мечети — безмолвные свидетели золотого века в истории Мали.

03.08.2017, 12:00

Кто был самым богатым человеком в мире за последнюю тысячу лет? Задайте этот вопрос себе, своим знакомым и родственникам. Скорее всего, ответ будет неправильным. Рокфеллер, Ротшильд, Гейтс, Баффетт, Цукерберг, Абрамович - все эти люди, безусловно, чего-то за жизнь заработали. Но сложно назвать их богатыми в сравнении с действительно очень-очень богатым человеком, который жил семь столетий назад в Африке. Почти все золото мира было в определенном смысле его золотом. Звали его Муса I.


АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ


Товар первой необходимости


Точно определить размер состояния Мусы I невозможно. В переводе на современные деньги оно, наверное, эквивалентно какому-то количеству триллионов долларов США, только при его жизни не было еще никаких долларов, никаких США, да и вообще европейцы еще не открыли Америку. Цивилизованный мир был по большому счету окрестностями Средиземного моря. И где-то в дальнем углу этого цивилизованного мира сидел на троне темнокожий человек в золотой короне с золотым скипетром в одной руке и золотым самородком в другой. Так изобразили Мусу I авторы «Каталонского атласа» 1375 года, лучшей карты мира XIV века.

Это изображение мансы Мусы, не претендующее на портретное сходство,- единственное, дошедшее до нашего времени.

«Манса» - это царь, султан, правитель. Имя Муса указывает, что человек исповедовал ислам. Правил он империей Мали, территория которой была намного больше, чем у современного государства с тем же названием.

Слагаемые финансового успеха мансы Мусы I просты. Он оказался в нужном месте в нужное время и контролировал товар, в котором остро нуждался весь окружающий его мир. Муса родился в 1280 году, пришел к власти в 1312-м и правил до смерти в 1337-м.

Через его империю пролегали важнейшие торговые маршруты. С севера на юг везли соль, с юга на север - золото. Добыча золота велась и на территории самой империи.

Арабский географ Ибн аль-Факих писал, что золото в этих краях «растет в песке, как морковка, и его собирают на рассвете».

Существовало правило, по которому все крупные золотые самородки являются собственностью султана, его подданным дозволено владеть лишь золотым песком. Кроме того, взимались пошлины с торговцев. С каждого осла с грузом соли при въезде в страну полагалось платить 1 золотой динар, при выезде - 2 динара. За ввоз меди брали 5 динаров с осла, за предметы роскоши - 10 динаров. Соль облагалась пошлиной при вывозе из-за того, что ее вывозили с целью обмена на золото.

Через пустыню Сахара золото попадало в Марокко и Египет, а оттуда - на другую сторону Средиземного моря, в Европу. Время правления мансы Мусы на удивление удачно совпало с одним из самых благополучных периодов в истории средневековой Европы, периодом мощного экономического роста.


Вскоре после появления Мусы на свет европейские купцы получили в свое распоряжение передовую технологию - стрелку компаса. Сильно улучшилось и качество географических карт. Благодаря этому торговые суда из Венеции в Александрию (Египет) стали ходить не с мая по сентябрь, а круглый год. Число рейсов удвоилось, товарооборот между Европой и Африкой, соответственно, тоже.

С конца XIII века в Европе после долгого перерыва начали чеканить золотую монету. Флорентийский флорин и венецианский дукат вскоре стали главными валютами, использовавшимися в крупных торговых операциях.

Вслед за итальянскими республиками золотые монеты стали чеканить другие государства. Крупный бизнес Европы дружно перешел с серебра на золото.

Но для чеканки монет нужен был металл. В Европе золото добывали только в Венгрии, и добытого бурно растущей экономике катастрофически не хватало. Не только на монеты. Золото шло еще на украшения, отделку интерьеров богатых домов, дворцов и церквей. Где его было взять?

Где-где - в Африке, конечно. По разным оценкам, от половины до трех четвертей потребности Европы в золоте удовлетворял в то время африканский континент. Точнее, манса Муса I.

Выезд в люди


Караваны верблюдов, груженных мешками с золотом, совершали тяжелые двухнедельные переходы через Сахару. Моряки, ловко управляясь с высокотехнологичными сверхсовременными компасами, вели корабли с золотом к европейским берегам. С итальянских монетных дворов вывозили запечатанные кожаные мешки, набитые свежеотчеканенными дукатами и флоринами.

А манса Муса I сидел на троне во дворце в столице своей империи городе Ниани, население которой составляло около 100 тыс. человек.

Рядом с султаном повсюду было золото.

Например, рабы из охраны носили удивительное оружие: позолоченные мечи в золотых ножнах, колчаны и копья из золота и серебра, палицы с боевой частью из хрусталя.

Сокровищница султана была переполнена золотом, в том числе в ней хранился уникальный самородок весом около 900 кг.

Жители империи относились к своему правителю как к божеству - думали, что от него зависят жизнь и смерть, здоровье и болезнь. А золотые самородки нужно отдавать мансе потому, что они обладают магическими свойствами, которых нет в золотом песке, и только манса может справиться с этой магией. Перед мансой полагалось падать ниц и посыпать себе голову пылью - это касалось и простолюдинов, и самых высокопоставленных придворных. В присутствии мансы нельзя было чихать. Если чихал сам манса, все вокруг колотили себя по груди руками. Никому, даже женам, не дозволялось видеть, как он ест.

Манса ни к кому не обращался лично, за исключением самого высокопоставленного придворного, дели. В исторической литературе советского времени суть этой должности обозначают словом «переводчик», хотя правильнее было бы назвать дели пресс-секретарем. Так или иначе, манса говорил только с дели, а тот громогласно повторял все слова султана. Кроме того, дели исполнял обязанности придворного поэта.

Но остальной мир ничего не знал ни о величии, ни о богатстве мансы Мусы I. Ситуацию изменило историческое событие. Муса решил исполнить пятую заповедь правоверного мусульманина - совершить хадж. Он отправился в путь в 724 году хиджры (1324 год по христианскому летоисчислению). Путешествие продлилось два года.

Группа сопровождающих насчитывала, по разным оценкам, до 60 тыс. человек, в том числе 12 тыс. юных невольниц, 500 человек личной стражи, а также 500 слуг и служанок главной жены Инаре Кунате. 80 верблюдов везли золотой песок, каждый верблюд - примерно 130 кг, то есть в общей сложности порядка 10 тонн.

На каждой остановке манса Муса кормил весь свой эскорт лучшей едой, раздавал милостыню местным жителям. Главной же остановкой на пути в Мекку стал Египет. Муса I и его сопровождающие встали станом у пирамид и пробыли там три дня. В Каире местные купцы, пользуясь тем, что гости из африканского захолустья не знают цен, продавали им товары впятеро дороже обычного. Но свита Мусы все равно легко тратила деньги, покупая невольниц из Турции и Эфиопии, ткани, одежду. Сам он, проезжая по городу, раздавал золотой песок первым встречным.

Манса и его люди потратили в столице Египта такое количество золота, что обвалили обменный курс золотого динара к серебряному дирхему - по разным источникам, на 10–25%.

Повелитель империи Мали преподнес в подарок мамлюкскому султану Египта аль-Хасану ан-Насиру 50 тыс. динаров, то есть золотые монеты общим весом 212,5 кг. Щедрый дар несли 500 рабов. Но встреча двух султанов оказалась для Мусы самым неприятным переживанием за время хаджа, если не за всю жизнь.

Согласно протоколу, он должен был пасть ниц перед правителем Египта. Для мансы Мусы, привыкшего, что все падают ниц перед ним, это было оскорбительно и неприемлемо. Из неловкой ситуации удалось найти выход, позволивший знатному гостю сохранить достоинство. При встрече с египетским султаном манса Муса I преклонил колени - но как-бы не перед ним, а перед Аллахом.

В знак ответной благодарности правитель Египта уступил мансе Мусе свой дворец. В Каире Муса пробыл три месяца, после чего продолжил паломничество.

О пребывании Мусы I в Мекке и Медине исторических отчетов не осталось. Но известно, что на обратном пути у него уже было мало золота, так что пришлось занимать деньги у каирских купцов под высокие проценты. За каждые 300 динаров, взятые в долг, Муса должен был отдать 700 динаров. По свидетельству аль-Калкашанди, знаменитого египетского математика, по возвращении на родину Муса I расплатился с долгами.

Каирские рыночные торговцы заработали на Мунсе Мусе дважды, безбожно завышая цены и одалживая деньги под большой процент

Фото: Universal Images Group / Universal History Archive / DIOMEDIA

Часть золота, взятого в дорогу, манса Муса потратил на то, чтобы уговорить на переезд в империю Мали ученых, учителей, художников, архитекторов и других талантливых деятелей культуры - из всех стран, по которым пролегал его маршрут.

Доходы и расходы жителей Каира в XIV веке.


Рис.: РКВ

Водонос

Получает полтора золотых динара (30 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:

Говядину. 1 кг - 5 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.


Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.

Сахар. 540 г - 3 дирхама.
Сладости. 450 г - 2 дирхама.

Итого: 30 дирхамов.


Рис.: РКВ

Муэдзин

Получает два золотых динара (40 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:

Баранину. 5,4 кг - 12 дирхамов.
Говядину 1,4 кг - 7 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 1,2 л - 2 дирхама.
Сахар. 540 г - 3 дирхама.
Сладости. 900 г - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Писчую бумагу. 1 лист - 5 дирхамов.


Рис.: РКВ

Неквалифицированный рабочий

Получает два с половиной золотых динара (50 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лепешки (450 г каждая). 100 лепешек - 2 дирхама.
Баранину. 9 кг - 20 дирхамов.
Говядину. 2 кг - 10 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 1,2 л - 2 дирхама.
Сахар. 540 г - 3 дирхама.

Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.


Рис.: РКВ

Привратник (командует всеми слугами в богатом доме)

Получает три золотых динара (60 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лепешки (450 г каждая). 50 лепешек - 1 дирхам.

Баранину. 6,75 кг - 15 дирхамов.
Говядину. 4 кг - 20 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.


Сладости. 1,8 кг - 8 дирхамов.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.


Рис.: РКВ

Начинающий преподаватель в медресе

Получает 10 золотых динаров (200 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Говядину. 4 кг - 1 динар.
Баранину. 9 кг - 1 динар.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.

Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный орех. 5 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.


Рис.: РКВ

Чиновник невысокого ранга на государственной службе

Получает 30 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Служанку - 25 динаров.
Говядину. 4 кг - 1 динар.
Баранину. 9 кг - 1 динар.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.

Гвоздику. 4 г - 1 динар.


Рис.: РКВ

Судья

Получает 50 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Говядину. 20 кг - 5 динаров.

Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный цвет. 4 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Писчую бумагу. 25 листов - 5 динаров.
Итого: 20 динаров.

Остаток: 30 динаров. Откладывая по 30 динаров в месяц, через два месяца судья может купить себе новый дом, соответствующий его уровню жизни, за 60 динаров.


Рис.: РКВ

Врач с хорошей частной практикой

Получает 90 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Книгу - 50 динаров.
Говядину. 40 кг - 10 динаров.
Баранину. 45 кг - 5 динаров.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 18,6 кг - 0,2 дирхама.


Мед. 1,8 кг - 2 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.

Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный цвет. 4 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Итого: 70 динаров.

Остаток: 20 динаров. Откладывая по 20 динаров в месяц, через 10 месяцев судья может купить себе новый дом, соответствующий его уровню жизни, за 200 динаров.


Рис.: РКВ

Визирь

Получает 400 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лошадь - 100 динаров.
2 книги - 100 динаров.
4 служанки - 100 динаров.
Баранину. 180 кг - 20 динаров.
Говядину. 80 кг - 20 динаров.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 18,6 кг - 0,2 дирхама.
Ячмень. 14,4 кг - 0,4 дирхама.
Фасоль. 12,4 кг - 0,4 дирхама.
Мед. 1,8 кг - 2 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 0,9 кг - 5 дирхамов.
Черный перец. 100 г - 1 дирхам.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Сладости. 4,5 кг - 1 динар.
Писчую бумагу. 25 листов - 5 динаров.
Красное сандаловое дерево. 30 кг - 25 динаров.
Белое сандаловое дерево. 90 кг - 25 динаров.
Оплатить строительные работы в доме (двое рабочих) - 5 дирхамов.


Рис.: РКВ

Военачальник, командующий войском из 100 человек

Получает около 1000 золотых динаров в месяц, включая обеспечение продовольствием и одеждой за счет казны.

За 1000 динаров можно приобрести скромный постоялый двор. Откладывая по 1000 динаров ежемесячно, через полгода можно приобрести дом внука султана за 6000 динаров, за 10 месяцев можно накопить деньги на дворец на 2 га земли.

*1 золотой динар = 20 серебряных дирхамов.

В мечетях звучало объявление Мусы I: 1000 динаров получит любой потомок пророка Мухаммеда, пожелавший переселиться в Мали с семьей. Нашлось четверо желающих.

В числе тех, кого Муса пригласил к себе в империю, был поэт и архитектор из Андалусии Абу Исхак ас-Сахели, также совершивший хадж. По его проекту в городе Тимбукту была построена мечеть Джингеребер, она сохранилась до нашего времени. Поговаривали, что за возведение этой мечети манса Муса заплатил 40 тыс. динаров. Впрочем, по утверждению историка Ибн Хальдуна, сумма была более скромной - 12 тыс. динаров.

Университет Санкоре в Тимбукту, состоящий из трех медресе, стал одним из главных центров знания исламского мира. Библиотека университета была крупнейшим книжным собранием африканского континента со времен Александрийской библиотеки, в ней хранилось, по разным оценкам, от 400 тыс. до 700 тыс. книг.

Щедрый и справедливый


Знаменитый путешественник Ибн Баттута побывал в Мали в 1352 году, через 15 лет после смерти мансы Мусы. Вот отчет Ибн Баттуты: «Значение слова “манса” - султан, а Сулайман - его имя. Он - скупой царь. Когда я вернулся к себе в дом, в знак гостеприимства мне прислали подарок. Я думал, что это почетные одежды и деньги. И вдруг оказалось, что это три круглые лепешки, кусок говядины, зажаренной на масле гарти, и тыква, в которой было кислое молоко. Когда я увидел все это, я рассмеялся и долго удивлялся скудости их ума и их неумеренному прославлению таких жалких вещей». Позднее, впрочем, скупой манса выделил Ибн Баттуте дом и содержание, а при отъезде из страны подарил 100 золотых динаров.

Прославленный путешественник Ибн Баттута побывал в Мали не при щедром Мансе Мусе I, а в правление его более прижимистого преемника

Еще один отрывок из путевых заметок Ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»: «Суданцы испытывали нелюбовь к мансе Сулайману из-за его скупости. До него был манса Мага, а до мансы Маги - манса Муса. Последний был благородным и великодушным, любил белых и был добр к ним. Именно он был тем, кто подарил Абу Исхаку ас-Сахили в один день четыре тысячи мискалей золота (золотых динаров.-“Ъ” ). Один из достойных доверия людей сообщил мне, что в один день он подарил Мудрику ибн Факкусу три тысячи мискалей золота. Дело в том, что его дед Сарик Джата принял ислам по побуждению этого Мудрика».

Мудрик рассказал путешественнику такую историю из жизни щедрого султана. Еще в детстве Муса получил от некоего Ибн Шайх ал-Лабана подарок ценой семь мискалей с третью. Много лет спустя, узнав своего благодетеля, манса спросил у приближенных, как следовало бы отблагодарить за такую доброту. Приближенные посоветовали ответить суммой в десятикратном размере, то есть подарить 70 мискалей. Султан подарил Ибн Шайх ал-Лабану 700 мискалей, одежду, рабов и рабынь и его сделал своим придворным.

Поучительна история, случившаяся во время легендарного хаджа и также пересказанная Ибн Баттутой. Манса Муса пожаловал одному из своих кади (судей) ал-Дуккали 4000 динаров на расходы. Будучи в городе Мема, кади заявил, что деньги у него украли. Муса пригрозил эмиру Мемы смертной казнью, если тот не найдет вора. Среди жителей города вора не обнаружилось. Эмир допросил слуг ал-Дуккали. Одна из невольниц сообщила, что никто денег у него не крал - ал-Дуккали сам взял их и закопал. Деньги были найдены в указанном рабыней месте. Разгневанный Муса отправил лживого судью в ссылку в местность, населенную людоедами. Кади пробыл там четыре года, но остался жив. У него была светлая кожа, и, с точки зрения чернокожих людоедов, он был недозрелым и непригодным для употребления в пищу. А потом манса Муса простил расхитителя и вернул из ссылки.

Кое-что не забыто


Вскоре после смерти мансы Мусы I закончился и период благоденствия в Европе. В 1337 году началась 100-летняя война. А в 1347-м на Европу обрушилась эпидемия чумы, уничтожившая за три года 40% населения континента. В свою очередь империя Мали ослабла из-за внутренних конфликтов и стала разваливаться. Португальские купцы-мореплаватели нашли водный маршрут доставки африканского золота в Европу, в обход земель, которыми когда-то правил Муса I. А после того, как европейские мореплаватели открыли Америку и в Старый Свет хлынуло золото Нового Света, Африка потеряла роль главного поставщика драгоценного металла в Европу.

Золотой век Мали остался в далеком прошлом. В современной Мали по-прежнему добывают золото, но она входит в группу 30 беднейших стран мира. ВВП на душу населения за год примерно равен российскому показателю за месяц. Ниани, в которой жил самый богатый человек тысячелетия, сейчас просто маленькая деревушка в Гвинее.

Однако золотые монеты, хранящиеся в нумизматических коллекциях по всему миру, могут напомнить, что в свое время благополучие Европы зависело от одной африканской державы, которой правил манса Муса I.


Средневековый король Манса Муса I из династии Кейта считается самым богатым человеком в истории, «богаче, чем это возможно описать».

В переводе на реалии 2012 года эксперты оценивали его состояние в $400 млрд, что поставило его на первое место в списке самых богатых людей мира.Как же все-таки жил и чем прославился африканец, обскакавший европейцев Ротшильдов и американца Рокфеллера.

Солнечный король
Муса Кейта I стал правителем западно-африканской империи Мали в 1312 году. При коронации ему дали имя «Манса», что означает «король». В ту эпоху средневековая Европа переживала мрачный период голода, эпидемий и бесчисленных гражданских войн и междоусобных распрей. В африканских же королевствах светило солнце и дела шли хорошо.

Правитель золотых земель
Владения Мансы Мусы охватывали обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина­Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада. Земли изобиловали драгоценными природными ресурсами, в частности, золотом. Что было на руку любившему красивую жизнь королю.

Незабываемое путешествие
Остальному миру африканский правитель стал известен после совершенного им в 1324 году паломничества в Мекку. Путешествие длиной в 6500 км было отнюдь не эконом­класса. Паломничество как акт аскетизма? Как бы не так! «Караваны его простираются так далеко, как может видеть глаз», – делился наблюдением современник.

Сопровождали короля, по разным источникам, от 60 до 80 тыс человек свиты. К обеду в самом сердце бесплодной пустыни в шатер паломника вносились корзины со свежими фруктами и подносы с рыбой и морепродуктами на льду.


Вот что пишут в некоторых источника: В 1324 г. (724 г. хиджры) король, или император Мали, страны в Черной Африке, в верховьях Нигера, пересек Сахару и прибыл в Каир, совершая паломничество в Мекку. На языке Мали - «малинке» - mansa означает «король», Муса (трансформированное Моисей) - мусульманское имя. Он не первый правитель Мали, совершающий паломничество в Мекку; по крайней мере два, может быть три его предшественника побывали там. Но паломничество Мансы Мусы произвело сенсацию. Его сопровождала многочисленная свита. Арабские хронисты, которые, вероятно, несколько преувеличивают, говорят о 12 000 или даже 14 000 рабынь, одетых в бархат и йеменские шелка, которые несли багаж.


Представьте себе трудности, с которыми столкнулся этот кортеж при переходе через пустыню. Но главное - он привез с собой то, что составляло богатство и славу его страны: 100 вьюков (80 по другому источнику) золотого песка, причем каждый вьюк был весом в три центнера. Прибыв в Каир, он сделал султану подарок ценой в | 50 000 динаров… Чтобы не оставаться в долгу, последний отдарил его дворцом, лошадьми и верблюдами, а также предоставил эскорт для продолжения путешествия. Говорили, что он раздал так много золота, что цена на него в Каире упала… Манса Муса, выполнив свой религиозный долг, заблудился в пустыне Хиджаг, где на него напали бедуины. Но все же ему удалось вернуться в Каир.

Он так растратил свои сокровища, что, чтобы совершить обратный путь, ему пришлось взять взаймы у купцов 50 000 динаров и продать подаренный дворец. Когда в 1339 г. еврей с Мальорки А. Дульсер создал одну из первых карт, называемых «портуланами», он на ней поместил Мали и короля Мансу Мусу с отметкой о его золотом богатстве. Собрат предыдущего Абрахам Крескес в 1375 г. перекопировал карту на свой атлас. По их примеру на многочисленных картах конца средневековья помещают имя короля Мали, здесь его называют Гонго Муса (испорченное Канку Муса; Канку было именем его матери, так как в Мали того времени человека обычно называли по имени матери).

Золотой дождь
Во время остановки в Каире Манса Муса раздал беднякам так много золота, что это обрушило экономику страны на добрых десять лет: обильный приток золота обесценил его и способствовал невероятному росту цен.

Памятник рукотворный
Манса Муса любил не только золото, но и ислам. По одной из легенд король распорядился возводить новую мечеть каждую пятницу на том месте, где разобьют привал.

Попал в историю (и географию)
Нашумевшее путешествие поместило африканского правителя не только в анналы истории, но и в географию. В буквальном смысле. Его изображением была украшена одна из самых авторитетных карт Европы средних веков. На рисунке король, конечно же, держит в руках золотую монету. Очень большую золотую монету.

Что осталось
После двадцатипятилетнего правления Манса Муса умер в 1337 году. Место на троне занял его сын Маган I, и все пошло не так. Сыну было далеко до отца не только по части шика, но и как политическому руководителю. После недолгого, хотя и запоминающегося расцвета, империя Мали двигалась к закату.