Общее значение существительного примеры. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи (на примере одной части речи по указанию учителя)

Слова выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.

Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.

Грамматика состоит из двух частей : морфологии и синтаксиса.

Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.

Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.

Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым , стол и стул , то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.

Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать , давайте почитаем ! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать .

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.

Парадигма бывает:

универсальная – все формы (полная);

неполная – отсутствуют какие-либо формы;

частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.

Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.

И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый бежал из тюрьмы.

Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Общее значение существительного и его грамматические признаки

Существительное - это часть речи, объединяющая слова с предметным значением, выраженным в грамматических категориях падежа и числа и в формах определенного грамматического рода.

В существительному объединяются общим значением предметности семантически различные слова: названия конкретных предметов (лодка, лес, золото), существ (девушка, медведь, синица), явлений природы (молния, дождь), обобщенных свойств и признаков (доброта, смелость, голубой) состояний (отдых, дремота) и т. д. В отличие от прилагательных, наречий, глаголов, существительные называют признаки и действия или состояния самостоятельно, независимо от тех предметов и явлений, которым эти признаки или процессы свойственны, кто является их носителями.

Загальнокатегориальне значение предметности в существительному получает выражение в грамматических категориях и в словообразовательных средствах. Основные грамматические признаки существительного - это наличие категорий рода, падежа и числа. Каждый существительное относится к одному из трех грамматических родов - мужского, женского или среднего. Не имеют грамматического рода только существительные множественного формы (ворота, отруби, дрожжи и др.).

Существительные изменяются по падежам (кроме некоторых слов иноязычного происхождения, некоторых аббревиатур и фамилий) и характеризуются грамматическим значением числа (одни имеют сопоставимые формы числа, другие выступают только в единственном или во множественном числе).

Категории рода, числа и падежа существительных отличаются от прилагательных, местоименных и частично числивникових: в существительному они являются определяющими, а в других именных частях речи повторяют грамматические значения объяснительной существительного, следовательно, является синтаксически обусловленными значениями, например: соленая вода, соленой воды, соленой воде, соленой водой; мой друг, моего друга, моему другу, моим другом.

В существительному значение числа достаточно часто выражается вспомогательным средством (ударением), а значение рода воспринимается в процессе сопоставления флексий всего парадигматического ряда (сравните: ткач и печь, день и соль) и учета семантической отнесенности к полу в названиях существ (сравните: отец и яблоко Николай и Марина) и еще ряду признаков.

В прилагательных, в части местоимений и числительных все три грамматические значения (рода, числа и падежа) выражаются флексией.

Существительное как название предмета выступает в типичной для него синтаксической функции подлежащего (в начальной форме - именительного падежа) или приложения (в косвенных падежах). Например: Небо сегодня синело по-весеннему (О. Гончар) Шиповник трудно отдает плоды. Она людей хватает за рукав (Л. Костенко).

Существительное может также выполнять вторичные функции: определение (согласованного - приложения и несогласованного), обстоятельства, именной части составного сказуемого, например: Сынок Омелько-небольшое хлоп "я - стоял у матери и смотрел, что она делала (Елена Петровна) Гибкий ветерок дышал ему навстречу пресной свежестью больших вод, тонким прянистим духом далеких степей (О. Гончар) В чужом краю не ищите, не спрашивайте того, что нет и на небе, а не только на чужом поле (Т. Шевченко) Поэзия - это всегда неповторимость, какой бессмертный прикосновение к душе (Л. Костенко).

часть речи

Имя существительное

Что значит

морфологические признаки

Спрягаемые слова. Изменяются по падежам и числам. Имеют род. Начальная форма: именительный падеж единственного числа, а для тех, что используются только во множественном числе, - именительный множественного числа. По лексическими и морфологическими признаками делятся на собственные и общие, конкретные и абстрактные, названия существ и неодушевленные, сборные и единичные

синтаксические признаки

Основная: подлежащее (именительный падеж или родовой, когда сочетается с количественным числительным или другим словом с количественным значением -в сложенном подлежащем), приложение (в косвенных падежах). Неосновная: обстоятельство (чаще существительное с предлогом, особенно в падеже), несогласованное определение, приложения, именная часть составного сказуемого

Под предметностью объединяются различные лексические значения, но все они воспринимаются как названия предмета. Это могут быть названия:

Конкретных предметов (кровать, метла, очки, сани)

Существ (человек, учитель, врач, пчела, аист, гусь, кошка)

Растений (рожь, акация, ель, калина)

Явлений природы (вьюга, метель, молния, дождь, снег); -действия или состояния (рисование, переписка, варки, сообщение)

Абстрактных понятий (доброта, успех, достоинство, любовь, щедрость).

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение

Основной семантический признак имени существительного предметность. Но предметность не всегда сводится к кон­кретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, тер­пение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не вос­принимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первона­чальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем су­ществительным как частью речи.

В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.

Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутрен­ним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.

Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это умение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков час­ти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени суще­ствительного в речевой конструкции, передающей мысль говоря­щего.

Третья ступень связана с постоянными свойствами существи­тельного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотатив­но. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей ни­каких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический харак­тер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще бо­лее сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мы­та (С. Михалков).

Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Измене­ние по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти -- предлоги с падежными формами.

Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и осо­бенно включение падежной формы в предложение, хотя бы не­большое: Чего у нас нет? У нас нет воды.

Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо форми­рование понятия «имя существительное как часть речи» продол­жается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существи­тельных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускоре­ние, зависимость и пр. Склонение существительных во множест­венном числе вводится лишь в усложненных программах.

Тема «Род имен существительных»

К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как ро­довая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.

Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с по­нятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с темп детьми, для которых рус­ский язык-родной, или с ранними билингвами.

Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими призна­ками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род су­ществительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

а) образование пар имен существительных мужского и женско­го рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, ко­гда пары не получаются: шофер, космонавт;

б)составление словосочетаний типа согласования «существи­тельное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

г) составление предложений и небольших текстов на антони­мической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена су­ществительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

е) исследовательское задание: проследить, для каких частей ре­чи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме на­речия.

Тема «Число имен существительных»

Вотличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи раз­ных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.



Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, ос­торожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не­возможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.

Практические упражнения в образовании форм множественно­го числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропе­девтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоре­тического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множествен­ного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации су­ществительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемы­ми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

б) образование единственного числа от формы множественно­го числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисун­ки, падежи и пр.;

в) составление словосочетаний в единственном и во множест­венном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие пред­ложения: Мальчики ловили рыбу в речке Мальчик ловил...;

г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания вы­званным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;

д) исследовательские задания: подбор слов к именам существи­тельным, которые не имеют единственною числа - только множе­ственное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV клас­са, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

Тема «Склонение имен существительных»

Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскры­ваются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоре­тическую основу для проверки правописания безударных падеж­ных окончаний.

Склонение имен существительных можно было бы дать уча­щимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделе­нием падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

Уже в начальных классах склонение рассматривается как изме­нение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражаю­щих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого па­дежа).

Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».

К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, ОТ предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на ос­нове языковой интуиции - безошибочны.

На основе анализа текста строится таблица падежей:

Имена существительные склоняются и вне текста: таким обра­зом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.

Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.

Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети на­зывают окончания разных падежей. В записи окончания выделя­ются или обозначаются условным значком - .

На этом этапе начинается орфографическая работа: безудар­ные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонемати­ческий способ: слабая позиция фонем проверяется сильной пози­цией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть прове­рены безударные окончания существительных того же типа книга. груша, рубашка.

В теме «Склонение имен существительных» главная труд­ность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окон­чаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.

Таблица родовых окончаний имен существительных школь­никам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -мы, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).

Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обуче­ния и по готовности учащихся: исследовательский или догматиче­ский.

В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окон­чания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.

Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ocновами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.

Достоинство исследовательского варианта в том, что склоне­ние существительных сразу предстает перед учащимися как сис­тема.

Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетруд­но заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения.

После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяс­нения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясня­ются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания и - это одно окончание: [акно], . С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: роди­тельный падеж: чего или кого нет, чего мы не ви­дим, чего не знаем? - Нет стены: мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...

Роль предлогов в образовании падежных форм может быть ис­следована школьниками методом лингвистического эксперимен­та: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. По­чему?- Без книги. Без тебя...

Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лec вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.

Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный па­деж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).

Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.

Углубление темы «Склонение имен существительных» возмож­но через введение осложняющих систему вариантов: несклоняе­мых имен существительных типа кофе, пальто; склонения сущест­вительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.

Теоретическая работа:

обобщение всех грамматических изменений имен существи­тельных;

Соотнесение формального и семантического в системе формо­изменений существительных;

связи форм склонения и синтаксических связей в словосочета­нии и предложении.

Важнейшие виды упражнений учащихся

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.


Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (патриот, космонавт, дежурный, олимпиада, молодёжь, спорт, знамя, планетарий, Москва, Владивосток, белизна, ходьба, радость).
Примечание. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить кто зто? что это?, например: кто это? - ученик, что зто? - книга.
По значению имена существительные делятся на собственные (Лев, Толстой, Ленинград, Болгария, Каштанка, «Аврора») и нарицательные (учебник, комбайн, комсомолец, колхоз), одушевлённые (ученик, Петя, Таня, Наташа, агроном, лось, щука) и неодушевлённые (дом, город, деревня, газета, журнал, Волга, Байкал).
Имена существительные относятся к мужскому (инженер, юннат), женскому (окрестность, публицистика) или среднему роду (поколение, отечество).
Примечание. Имена существительные по родам не изменяются.
. Имена существительные изменяются по падежам (хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе; дисциплина, дисциплины, дисциплине, дисциплиной, о дисциплине) и по числам (единственное число: отряд, земля; множественное число: отряды, земли).
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого, например:
  1. Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - подлежащее книга выражено существительным; 2) Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - дополнение в книге выражено существительным с предлогом; 3) Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого хранилище выражена существительным;
  1. Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) -
несогласованное определение от земли выражено существительным с предлогом; 5) Над седой равниной моря ветер ту- чи собирает (М. Горький) - обстоятельство места над равниной выражено существительным с предлогом; б) Не забудет народ- победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) -
приложение победитель выражено именем существительным.
Существительные в именительном падеже могут выступать в роли обращения: Спасибо; Родина, за счастье с тобою быть в пути твоём! (А. Твардовский) - обращение Родина выражено именем существительным.

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:

  1. § 39. Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  2. §39.Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  3. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
  4. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
  5. 6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  6. 112. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  7. 9. Имя существительное как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции имени существительного.