Михайловский замок: мистика здания. История

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.


Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.


Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Как добраться до замка-музея и когда его посещать

  • Местоположение музея.
  • Недельный режим работы.
  • Стоимость посещения для различных категорий граждан.
  • Выставки и экспозиции помимо основной программы.

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. В 2017 году цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

Михайловский (Инженерный) замок был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года по повелению российского императора Павла I. Замок расположен в Санкт-Петербурге, по адресу: ул. Садовая, дом номер 2.

Михайловский замок первоначально являлся императорским дворцом. Название "Михайловский" этот дворец получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых. Необычным является то, что дворец был назван именно замком, на западный манер. Это объясняется тем, что 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена. С этого времени он все свои дворцы именовал замками.

"Инженерным" замок был назван после того, как в 1823 году в нём расположилось Главное (Николаевское) инженерное училище.

Замок известен ещё и как место трагической гибели своего основателя - Императора Павла I, злодейски убитого кучкой фаворитов его покойной матери - Екатерины II.

По устоявшемуся мнению, Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Одна из легенд гласит, что задумав строить новую резиденцию, Павел объявил, что одному часовому, стоявшему ночью нас страже в Летнем саду, было видение: прекрасный юноша, окружённый сиянием, явился перед ним и сказал: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила". Сменившись с поста, часовой рассказал о видении начальнику, а потом об этом рассказали императору, и тот принял решение о строительстве нового дворца.

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. С севера и востока Михайловский замок отгораживают от остального города реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада были прорыты два канала: Церковный и Вознесенский (в начале XIX века они были засыпаны). Внутрь замка, по замыслу его хозяина, попасть можно было только через мосты, которые охранялись часовыми.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды). Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), на которой повелением Павла I был установлен памятник Петру I. Далее дорога вела к Трёхчастному мосту через Воскресенский канал (сейчас он частично восстановлен). Через Трёхчастный мост можно было попасть в сам Михайловский замок.

Павел задумал создание своей будущей резиденции ещё в 1784 году, и первые эскизы принадлежали ему самому. За 12 лет будущий император изучил множество архитектурных образцов, которые видел во время своего заграничного путешествия в 1781-1782 годах. К началу строительства у Павла было подготовлено 13 различных вариантов его будущей резиденции.

Едва став императором, Павел I приступил к осуществлению своей мечты, и уже в первый месяц правления, 28 ноября 1796 года, издал указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома". Под "Летним домом" подразумевался Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, созданный по проекту архитектора Растрелли. Именно в этом Летнем дворце, 20 сентября 1754 года, родился сам Павел.

По одной из легенд, Павлу I было предсказано, что он умрёт на том же самом месте, где он родился. Правда это, или вымысел более поздних времён, сейчас доподлинно установить невозможно.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову. Руководил строительством другой архитектор - Винченцо Бренна. Некоторое время ошибочно считалось, что и проект принадлежит Бренна. Но Бренна лишь переработал предоставленный ему для осуществления проект, и добавил художественную отделку интерьеров.

В осуществлении проекта участвовали многие знаменитые архитекторы того времени: Фёдор Свиньин, Карл Росси, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги. Вместе с Бренна над Михайловским замком работали и менее известные архитекторы: Е. Соколов, И. Гирш, Г. Пильников, и А.-Ф.-Г. Виолье. Сам Бренна получил за эту службу чин статского советника.

Для того, чтобы дворец был построен как можно быстрее, к нему переправлялись строительные материалы от других построек. Из Царского Села были привезены декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры. Для этого разобрали несколько павильонов. Строительные материалы брались из построек Академии художеств и дворца в Пелле (ныне не существует). Со стройки Исаакиевского собора привезли мрамор и фриз с надписью, который был помещён над главными воротами. Наборный паркет для внутренней отделки взят из Таврического дворца.

Дворец строили и днём, и ночью, при свете факелов и фонарей. Работали одновременно около 6 тысяч человек. Такая спешка объяснялась тем, что Павел требовал, чтобы основные работы были закончены в этот же год.

Михайловский замок считается единственным в России сооружением в стиле романтического классицизма. Его облик нехарактерен для Санкт-Петербурга XVIII века, но он считается наиболее выразительным символом павловской эпохи. По этому величественному сооружению можно судить о вкусах его главного создателя и владельца - императора Павла I.

По одной из легенд, статский советник Данилевский так восхищался только что построенным Михайловским замком, что выпросил у императора Павла разрешение называться "Михайловский-Данилевский". Именно эту фамилию носил его сын, знаменитый историк Александр Иванович Михайловский-Данилевский.

Интересные факты можно найти и о цвете стен замка. Существует предание, по которому на одном из дворцовых балов фаворитка Павла I, Анна Лопухина, обронила перчатку. Павел I, как галантный кавалер, первым наклонился и поднял эту перчатку, но вместо того, чтобы вернуть её владелице, заинтересовался её необычным, жёлто-оранжевым цветом, и отослал перчатку архитектору Бренне, для составления по её образцу колора для стен замка. Легенда эта подтверждается тем, что когда Русский Музей в XX веке занимался реставрацией дворца, под штукатуркой фасада обнаружился первоначальный цвет - розовато-жёлто-оранжевый. Вероятнее всего, изначально стены были именно такого цвета, а в кирпично-красный цвет замок был выкрашен позднее, уже после смерти Павла I.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста. Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Площадь Коннетабля, расположенная перед замком, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует.

Памятник Петру I на площади Коннетабля был установлен в 1800 году. Надпись на памятнике гласила: "Прадеду правнук". Памятник был отлит в 1745-1747 годах по модели, изготовленной скульптором Б.К. Расстрелли ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал принадлежит архитектору Ф.И. Волкову. На нём, с обоих сторон, укреплены два барельефа: "Полтавская баталия" и "Бой при Гангуте". Барельефы изготовлены скульпторами И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским и И.Е. Моисеевым под руководством М.И. Козловского.

Вернёмся к самому замку. Южный фасад выделяет поднятый на цокольный этаж портик из четырёх сдвоенных ионических колонн красного мрамора, с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком. Здесь расположен барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", работы скульптора П. Стаджи. Вдоль фасада идёт так же библейская цитата: "Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней" (настоящая цитата: "Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней").

Западный и восточный фасады замка по проекту Баженова являются подчинёнными, они не так богато украшены. На западном фасаде, обращённом в сторону Садовой улицы, выступает дворцовая церковь, увенчанная типично петербургским шпилем.

Северный фасад был задуман как парковый. Он обращён к Летнему саду. В центре фасада расположена широкая лестница, украшенная скульптурами Геркулеса и Флоры. Она ведёт на лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордена, поддерживающей террасу. Фасад так же украшает богато декорированный аттик.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную. Парадную лестницу украшали колонны из серого сибирского мрамора. По этой лестнице можно было попасть в проходной аванзал, который украшали исторические полотна В.К. Шебуева и Г.И. Угрюмова. Через проходной зал можно было попасть в тронный зал, стены которого были обтянуты зелёным бархатом. Далее располагалась галерея Лаокоон с историческими гобеленами и мраморными статуями. За этим залом следовала гостиная, потом большая мраморная зала, в которой должны были дежурить кавалеры Мальтийского ордена.

Покои императрицы располагались на втором этаже, и здесь же располагалась Рафаэлевская галерея, которую украшали ковры, представляющие собой копии картин Рафаэля Санти.

Императорские покои находились так же на втором этаже, по левую руку от церкви, а по правую были покои великого князя Константина Павловича. Далее шли Воскресенский (Белый) зал, и вслед за ним - анфилада парадных апартаментов.

На первом этаже должны были разместиться: наследник престола Александр Павлович с супругой, великий князь Николай Павлович, а так же приближённые - обер-шталмейстер И.И. Кутайсов, и обер-гофмаршал А.Л. Нарышкин.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года. Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года. По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров. В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Однако, не успевший просохнуть после строительства замок не был готов к тому, чтобы в нём можно было жить без ущерба для здоровья. По свидетельствам очевидцев, внутри помещений стоял густой туман, который не мог рассеять свет тысяч восковых свечей. Историк Август Коцебу писал так: "Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко".

Несмотря на сырую и холодную атмосферу, Павел I всё-таки предпочёл остаться в Михайловском замке. Он планировал проводить здесь же торжественные церемонии мальтийских рыцарей и собрания, но единственным парадным приёмом, успевшим состояться перед убийством Павла I, стала аудиенция датского министра графа Левендаля. Приём состоялся 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

Павлу I удалось прожить в своём новом замке всего 40 дней. Незадолго до убийства, 10 марта 1801 года, в Михайловском замке, в Общем Столовом зале состоялся концерт, на котором выступала мадам Шевалье. Ей удалось покорить императора тем, что она пела в платье точно такого же цвета, как стены Михайловского замка. Через день, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года (старый стиль) император Павел был убит в собственной спальне. После его смерти царская семья вернулась в Зимний дворец, и никто из Романовых жить здесь более не пожелал.

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В очерках, посвящённых 200-летию Петербурга, изданных в 1901 году, В.М. Суходрев пишет о том, что за несколько месяцев до смерти Павла I в Петербурге появилась юродивая (по некоторым версиям, это была святая Ксения Петербургская), которая предрекла ему, что он проживёт столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами замка. В библейской фразе на фасаде - 47 символов. Павлу I на момент убийства шёл 47-й год. Историк В.Я. Курбатов повторил то же самое в своём исследовании, изданном в 1913 году.

Говорили о том, что призрак убитого Павла I не смог покинуть место смерти, и этот призрак время от времени видели солдаты столичного гарнизона, когда перевозили армейское имущество в отданный под военное училище замок. Прохожие якобы видели время от времени в окнах замка светящуюся фигуру. Так или иначе, но царская семья уже не вернулась в Михайловский замок, и на ближайшие два десятилетия после гибели своего владельца, замок пришёл в запустение. Александр I пустил на переплавку серебряные врата из дворцовой церкви, чтобы изготовить роскошный сервиз - свадебный подарок своей сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов. По приказу Николая I из дворца забирали мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

Поскольку снести замок ни у кого не поднялась рука, в 1820 году архитектор Карл Росси, по приказу императора Александра I, перепланировал территорию вокруг замка. Были убраны подъёмные мосты, засыпаны каналы. Замок заняло Главное инженерное училище (позднее - Военный инженерно-технический университет). Таким образом, с 1823 года замок стал официально называться Инженерным. В 1829-1835 годах была произведена капитальная перепланировка интерьеров замка под нужды инженерного училища. Работы производились под руководством архитектора А.Я. Андреева. В больших залах замка соорудили перегородки, золочёную лепка забелили, сбили или покрыли толстым слоем штукатурки.

В 1871 году Большая замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения, а для Инженерного училища, по проекту К.А. Ухтомского, была обустроена Малая церковь в бывшей Парадной зале. И ещё раз, в 1893-1894 годах замок перестраивался архитектором Н.Л. Шевяковым. Тогда же в галерею Лаокоон встроили лестницу.

Инженерное училище прославлено многими известными именами своих учеников. С 1822 по 1826 год, по настоянию отца, в этом училище учился и закончил его Димитрий Брянчанинов (будущий святитель Православной церви Игнатий Брянчанинов). Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский. Это училище закончили физиолог И.М. Сеченов, писатель Д.В. Григорович, герой Севастополя Э.И. Тотлебен, физик П.Н. Яблочков, композитор и учёный Ц.А. Кюи, и многие другие известные люди России.

После переворота 1917 года Инженерный замок заняли различные советские учреждения, но инженерное училище продолжало работать. Те залы, которые ещё не успели перепланировать, были перегорожены вдоль и поперёк, сохранившиеся плафоны и росписи грубо закрашены.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Михайловском замке находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

После войны замок продолжали занимать различные советские учреждения. Только в 1991 году честь помещений, примерно треть, были подарены Государственному Русскому музею, а с 1995 года музею передан весь замок. Начались реставрационные работы, которые были закончены к 300-летию города. Большая часть интерьеров восстановлена в том виде, в котором они существовали изначально, при Павле I. Отреставрировали и надпись на фасаде, место которой до этого времени было закрыто листовым железом, чтобы не было видно отверстий от снятых букв. Восстановлены статуи со стороны Летнего сада, реконструированы сохранившиеся под землёй фрагменты Воскресенского канала и Трёхчастного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка.

Очень символично то, что во дворе замка установлен памятник императору Павлу I, работы скульптора В.Э. Горевого и архитектор В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Чтобы попасть в замок, удобней всего выйти на станции метро "Гостиный двор" и пройтись по Садовой улице в сторону Марсова поля и Летнего сада, двигаясь по четной стороне улицы.
Адрес: Садовая ул., 2
Телефон: 595-42-48
Часы работы: 10:00-18:00, понедельник 10:00-17:00
Выходной день: вторник


Михайловский замок со стороны Садовой улицы.

Михайловский замок со стороны пересечения Замковой и Садовой улиц.

Южный (главный) фасад (со стороны площади Коннетабля). Главный въезд Михайловского замка. Перед ним - короткая Замковая улица, соединяющая Садовую и набережную Реки Фонтанки.

Памятник Петру I. Установлен Павлом I в 1800 году с надписью: "Прадеду правнук".

Бронзовый барельеф на боковой поверхности постамента "Бой при Гангуте", созданный молодыми скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребеневым и И.Е. Моисеевым при руководстве М.И. Козловского.

Бронзовый барельеф на боковой поверхности постамента "Полтавская баталия", созданный молодыми скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребеневым и И.Е. Моисеевым при руководстве М.И. Козловского..

Памятник Петру I на площади Коннетабля.

Памятник Петру I на площади Коннетабля.

Главный вход в Михайловский замок.

Фронтон над главным входом. Барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", скульптор П. Стаджи.

Барельеф справа от главного входа.

Барельеф слева от главного входа.

Барельеф-вензель Павла I.

Трёхчастный (Тройной) мост перед главным входом.

Трёхчастный (Тройной) мост - мост оригинальной конструкции через ныне частично засыпанный Воскресенский канал в Санкт-Петербурге, соединял Михайловский замок с горнверком и с Замковой улицей.

Трёхчастный (Тройной) мост. Это - однопролётное арочное строение. Он сложен из гранита, подобно старейшим каменным мостам Санкт-Петербурга. Длина моста около 22 м, ширина в узкой части около 9,2 м, в широкой - около 30,5 м

Трёхчастный (Тройной) мост.

Трёхчастный мост.

Памятная доска на гранитной тумбе моста.

Фрагмент частично восстановленного Воскресенского канала перед южным фасадом Михайловского замка.

Боковая часть Тройного моста и фрагмент южного (главного) фасада замка.

В полотно центрального моста вмонтирована трапециевидная гранитная плита с вензелем императора Павла I и надписью "Государственный Русский музей".

Колоннада главного входа.

Колоннада главного входа.

Внутренний двор замка. Над помещением Зала Антиков возвышается шпиль церкви Михайловского замка.

Перед зданием, в котором находится Тронная Марии Федоровны расположен памятник императору Павлу I.

Внутренняя стена замка.

Внутренний двор замка.

Фонарь на стене замка.

Памятник Императору Павлу I (скульптор В.Э. Горевой, арх. В.И. Наливайко).

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I. В верхней части - шпиль Михайловской церкви.

Скульптура в нише внутренней стены замка.

Внутренний вход в замок.

Парадного ворота замка изнутри.

Парадные ворота замка. Вид из замка на площадь Коннетабля.

Восточный фасад замка. Прямо перед нами на фотографии (стриженный газон) - засыпанная часть Воскресенского канала. Справа на фотографии виден фрагмент моста через него.

Восточный фасад замка и бывший мост, который стал теперь частью тротуара набережной реки Фонтанки.

Фрагмент ограды замка.

Северо-восточный угол замка. Обратите внимание: северный фасад замка перекрашен в первоначальный цвет - светло оранжево-жёлтый. Восточный фасад окрашен в красный цвет. Фото 2012 года.

Северный фасад. Второй вход в Михайловский замок.

Северный фасад. Перед ним - река Мойка

Северный фасад. Вид с Садовой улицы

Западный фасад. Улица Садовая, церковь св. Михаила и шпиль над ней.

Церковь св. Михаила в западной части замка.

Церковь св. Михаила Архангела. Вид со стороны Садовой улицы.

Церковь св. Михаила Архангела.

Вид на Михайловский замок со стороны набережной реки Фонтанки. Фото 2013 года.

Михайловский замок с набережной р. Фонтанки. Фото 2013 года.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2013

Михайловский замок: мистика здания

Как обычно рассказывают:

Михайловский замок, прежде всего, известен как обиталище призрака Павла I. Однако история строительства и символика здания также окутаны мистикой.

Это касается и названия здания. В Петербурге немало объектов, связанных с личным именем «Михаил». В них подчас легко запутаться: Михайловский дворец не имеет отношения к Новомихайловскому, а оба они - к Михайловскому замку. При этом, если первые два названы по именам владельцев, то Михайловский замок строился вовсе не для Михаила, а для императора Павла I. Почему же резиденция государя получила такое имя? Легенда объясняет происхождение так:

«Однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел архангел, на что Павел будто бы ответил: „Воля его будет исполнена“. В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нём церкви во имя архистратига» . Иногда легенда расширяется следующим образом:

«Накануне явления архангела часовому Павел заметил у дверей своего кабинета неизвестного старика в монашеской рясе. У него было красивое лицо, изборождённое морщинами, длинная седая борода и приветливый взгляд. В то время императрица готовилась стать матерью десятого ребёнка. Старик преградил дорогу императору: „Супруга твоя, - заговорил он, - родит тебе сына, которого ты, государь, наречёшь Михаилом. Этим же именем святого архангела ты назовёшь дворец, который построишь на месте своего рождения.“ Таинственный гость исчез. Через несколько дней императрица действительно родила сына, которому по желанию Павла „при молитве дано было имя Михаил“. Вот почему в некоторых вариантах легенды о видении, явившемся солдату на посту у Летнего дворца, в ответ на рассказ часового, Павел отвечает: „Да, я знаю. И это уже мною исполнено“. »

На самом деле:

Странное название Михайловского замка появляется в эпоху правления Павла I, о чём единодушно сообщают мемуаристы. Наиболее авторитетным из них является фрейлина В.Н. Головина.

Варвара Николаевна Головина (1766–1819) почти всю жизнь провела при дворе, оставив весьма достоверные воспоминания о правлении Екатерины Великой, Павла Первого и Александра Благословенного. Всех вышеперечисленных она хорошо знала лично. В начале царствования Павла графиня оказалась в немилости, тем не менее, находилась в Петербурге и лично могла засвидетельствовать появление слухов о названии замка.

Мемуаристка связывает распространение легенды о солдате, которому явился архангел Михаил, с придворными интриганами, стремившимися «направить воображения государя в нужное русло». Впрочем, зачем это было нужно «некоторым приближённым лицам», В.Н. Головина не сообщает. По мнению мемуаристки, под влиянием этих слухов государь и начал строительство замка на месте старого дворца Елизаветы Петровны, а также дал обет назвать своего будущего сына Михаилом. Таким образом, достоверный источник полностью подтверждает легенду, хотя к вероятности появления архангела относится крайне скептически и никакого старца не упоминает.

Вариант истории, в котором указание свыше передаёт старец вместо архангела, отражён в записках А.Т. Болотова. Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) - блестящий энциклопедист-самоучка с широчайшими интересами: от проблем психологии и сельского хозяйства до вопросов политики и истории. В 1797 г. он находился в Богородицке близ Тулы, следовательно, легенду он передаёт из третьих рук. А.Т. Болотов передаёт всю историю как некий слух, ходивший по городу и сомневается в её достоверности. Мемуарист отмечает, что причиной появления слуха явилось странное название заложенного замка и настойчивое указание именовать его именно Михайловским, появившееся «не только в указе, но и в газетах» . При этом А.Т. Болотов предполагает, что у государя были некие «особливые причины» назвать замок Михайловским, а сама легенда явилась лишь «выдуманною басенкою, или, по крайней мере, какою-нибудь политическою стратагемою».

Таким образом, приведённая легенда является одной самых достоверных и старинных во всём петербургском мистическом тексте. Единственное, что не заслуживает доверия в распространённом ныне фольклоре, - упоминание о том, что старик явился накануне рождения сына Павла Михаила. Между закладкой замка и рождением сына прошло около года, и все мемуаристы сходятся в том, что замок получил название непосредственно после закладки. Кроме того, оба заслуживающих доверия мемуариста сообщают, что указание свыше было передано государю через солдата, никаких слухов о явлении самому императору не было.

Попытки интерпретации

Итак, рассказ о мистическом приказе относительно названия замка стал активно бытовать сразу после закладки замка. Вопрос о том, являлись ли в действительности солдату старец или сам архангел Михаил ставить бессмысленно, ответа на него не будет. С другой стороны, очень быстрое распространение однозначной интерпретации появления названия говорит либо о реальном сообщении караульного солдата (что, как Вы понимаете, не означает, что он действительно видел святого), либо об активно пропагандируемой выдумке. Оба наших мемуариста склоняются к последнему варианту. Но кому было выгодно распространение подобной истории? На наш взгляд - только самому Павлу I.

Михайловский замок строился «стахановскими темпами», туда сносились материалы и сгонялись рабочие со всех прочих строек города, государь въехал во дворец, когда ещё не просохли стены. Сложно поверить, что такая поспешность явилась следствием свидетельства некого солдата. Очевидно, Павел имел более серьёзные основания для того, чтобы стремиться к переселению в новую резиденцию. История об указании свыше оказывалась в таком случае хорошим объяснением для общественности, т. к. скорейшее выполнение приказа высших сил безусловно должно было одобряться религиозно настроенными широкими слоями населения. Каковы же могли быть истинные мотивы Павла при постройке новой резиденции?

Небесный Иерусалим государя

Павел не вёл дневников, не писал мемуаров и не был склонен подробно разъяснять смысл своих действий. Поэтому общий замысел императора можно представить лишь по косвенным данным. Что же необычного мы видим в архитектуре Михайловского замка? Наиболее авторитетный ныне исследователь символики замка Л.В. Хайкина обращает внимание на следующие элементы:

Надпись на фронтоне «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней» . Надпись представляет собой видоизменённую цитату из 29 псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию.

Названия ворот «Воскресенские», «Зачатейские», «Рождественские», «Воскресенские» . Эти названия хорошо гармонировали бы с архитектурной номенклатурой церкви или монастыря, но не дворца.

План дворца: квадрат с вписанным в него восьмиугольником . Квадрат упоминается в Апокалипсисе как форма Небесного Иерусалима, восьмиугольник - символ «Восьмого дня творения» - воскресения Иисуса Христа и начала Вечности.

Расположение царских мест в дворцовой церкви архангела Михаила . Они находились на балконах в апсиде, в непосредственной близости от алтаря.

Совокупность указанных элементов можно рассматривать как доказательство стремления Павла I воплотить в Михайловском замке идею жилища царя-первосвященника. Если мы вспомним обстоятельства коронации государя: парадный въезд в Москву был приурочен к Вербному воскресенью, торжественная церемония венчания - к Пасхе, во время церемонии государь облачился в далматик, подобие одежды Христа - закладка дворца-храма по возвращении в Петербург оказывается лишь элементом в этой последовательности событий.

Михайловский замок вполне оправдано имеет репутацию самого мистического здания в городе. У государя был детальный план относительно его символического значения и этот план представляется весьма загадочным. Вероятно, он имел отношение к образу дома царя-первосвященника, посредника между Богом и людьми, каким и воспринимал себя Павел. Являлся солдату старец или ангел, действительно ли солдат сообщил о видении или это была чья-то интрига, мы вряд ли сможем выяснить. Но одно несомненно - слух повлиял на государя, уверив его в необходимости строительства новой резиденции, которую он и без того планировал. Слух также объяснил поспешность возведения замка и его странное название широким слоям населения - возможно, распространению легенды способствовал сам государь.

Постскриптум

Разумно предположить: а не придаём ли мы слишком большое значение символике? Возможно, Павла она не интересовала вовсе, а все выделенные нами особенности архитектуры замка - случайность, равно как и название «Михайловский»? Ведь во всех императорских резиденциях были церкви - кому-то в конце концов нужно было посвятить и церковь в новом дворце. Почему бы не архангелу Михаилу? Нельзя ли отсюда вывести относительно случайное название резиденции? Или, может быть, название ворот и прочие аллегории - просто замысел архитектора, а Павел символикой и вовсе не интересовался?

Подобная версия весьма сомнительна в свете того, что в библиотеке Павла I находилась масса книг по вопросам христианской экзегезы, а император блестяще разбирался в символике службы и особенностях христианской иконографии. Таким образом, государь, в отличие от нас, отлично понимал, что именно представлено в символике его замка и сложно поверить, что не он был инициатором использования этой символики.

Горькая ирония, пожалуй, заключается в том, что в некоторых случаях аллегории были реинтерпретированы потомками в совершенно ином, нежели задумывалось, свете. Так, широко известна легенда о том, что императору было предсказано: сколько букв в надписи «Дому Твоему подобаетъ Святыня Господня в долготу дней » на фасаде его замка, столько лет он и проживёт. Государь действительно погиб на 47 м году жизни. Никаких данных о существовании подобного предсказания до гибели Павла у нас нет. Так что, весьма вероятно, оно появилось задним числом. Однако, совпадение букв и лет правления, и правда, очевидно- не слишком ли заигрался государь с опасной мистикой, от чего и пострадал?

Из книги Рыцарь в ржавых доспехах автора Фишер Роберт

Глава 5. Замок Знания Рыцарь, Ребекка и Белка снова пустились в путь по тропе Истины к Замку Знания. Они сделали только две остановки: одну, чтобы перекусить, а другую, чтобы рыцарь сбрил свою косматую бороду и остриг отросшие волосы краем заостренной краги. После этого

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Мастер сновидений. Словарь-сонник. автора Смирнов Терентий Леонидович

ЗДАНИЯ (постройки, нежилые строения) (видеть) см. доп. учреждения, пространства, жильё.738. АМБАР - полный - к достатку; пустой, ветхий - к безденежью.739. АПТЕКА - к недомоганию.740. АТЕЛЬЕ - жизненные перемены.741. АЭРОПОРТ - мечты, желания, нереализованные планы.742. БАССЕЙН -

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Спиральный замок Современные посетители Гластонбери сразу же обращают внимание на необычную форму холма Тор. Если «лабиринтная теория» верна, то в древние времена он представлял собой гораздо более впечатляющее зрелище, остров, спиралями поднимающийся из тумана над

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Приворотный заговор на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом читая особый заговор, а ключ потом выбросите. Заговор такой: Как этот замок без ключа Никто не откроет, Так нас с тобой никто не разлучит.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 30 автора Степанова Наталья Ивановна

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, Рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Том 1 автора Пайк Альберт

8 Intendant of the Building Надзиратель за Постройкой (Хранитель Здания) В этом градусе вы усвоили тот огромной важности урок, что никто не имеет морального права продвинуться вверх по лестнице градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава, если не усвоил в теории и на практике

Из книги Сокровище альбигойцев автора Магр Морис

Замок Брамвак Сразу за часовней Сент-Авантен открывается вид на долину Ларбуст; каждый полдень тень от пика Агюд стремительно наползает на долину и, выдохнувшись, останавливается, упершись острым концом в замок Брамвак. Точнее, в его руины. Ветер, дующий со стороны Уэйля,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 14 автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божьей милостью. Старому колдуну, еретику, Старой колдунье, еретице, Злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, Как ты воротишь красно Солнышко и Луну, Так же отвороти, отверни От меня, Божьей рабы (имя): Шутки, творки,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Заклинание на замок Купите новый замок, закройте его на ключ, при этом говоря заклинание, ключ выбросите.Как этот замок без ключа никто не откроет, так нас с тобой никто не разлучит. Аминь.

Из книги Учения и наставления моей бабушки Евдокии автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор на замок Перешагиваю нечистый дух с Божией милостью. Старому колдуну, еретику, старой колдунье, еретице, злобной шутнице, сопернице. Князь Спиридон-солнцеворот, как ты воротишь красно Солнышко и Луну, так же отвороти, отверни от меня, Божией рабы (имя): шутки, творки,

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Как ставят замок на уста Для того чтобы ваш враг перестал на вас клеветать, нужно дотронуться рукой до своих губ, а затем до земли и сказать: Земля-мать молчит, ничего не говорит, Так бы и (такой-то) обо мне (имя) молчал, Языком бы не вертел, рта бы не открывал. Ключ, замок,

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Из книги Алмазные дни с Ошо. Новая алмазная сутра автора Шуньо Прем

Михайловский замок Место, где был убит Павел I и где до сих пор бродит его неприкаянный призрак. Появляется он, как правило, около полуночи и тихо бродит по лестницам и залам. Сотрудники замка видели его неоднократно, но поскольку вреда он никому не причиняет, особо не

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Глава 5 США – замок 1 июня 1981 года, Нью-Йорк.Ошо уезжал из Индии вместе с двадцатью саньясинами. Желая попрощаться с Мастером, ученики образовали своего рода «коридор» через весь ашрам – от порога его комнаты до самой машины. Они стояли в тишине, сложив руки в намасте. Ошо

Из книги автора

Замок героя Когда туман рассеялся, вы увидели очаг на земляном полу, в котором потрескивает огонь. Дым от него поднимается вверх и выходит наружу – через отверстие в крытой соломой крыше. Вокруг очага расположены грубо сколоченные столы и стулья. Пол прикрыт свежей

Следует отметить, что строительство Михайловского замка литературные источники связывают с еще одной мистической историей, якобы приключившейся с императором Павлом незадолго до рождения его десятого сына Михаила.

Вот как описывается эта история: «В начале января 1798 года, когда императрица Мария Федоровна готовилась стать матерью десятого младенца, императору Павлу представлялась в его тогдашней резиденции - Зимнем дворце депутация петербургских старообрядцев, благодаривших царя за оказываемую им поддержку, купец Малахов преподнес императору древнюю икону в драгоценной кованой ризе.

Эта икона сподобилась быть поставлена в кабинете царя, и пред нею затеплена была лампадка.

Опечаленный состоянием супруги, Павел в сумерках вошел в кабинет и сел в кресло, глубоко задумавшись.

Тихий шорох побудил его обернуться. У дверей стоял старик в монашеской рясе с красивым, изборожденным морщинами лицом.

Как он попал в кабинет государя - Павел никогда не спрашивал.

- Что скажешь, сударь? - обратился император к незнакомцу.

- Супруга твоя, - ответил вошедший, - одарит тебя сыном Михаилом.

Этим же именем святого ты наречешь дворец, который строишь на месте своего рождения .

(Здесь следует пояснить, что Михайловский дворец был построен на месте, где раньше располагался тогда еще деревянный Летний дворец, в котором и родился будущий российский император Павел Первый.)

Помни мои слова: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней».

Засим, таинственный гость исчез за дверью, как показалось государю.

Именно в то время, когда грохот пушек с бастиона Петропавловской крепости возвестил подданным о приращении царской семьи, любимец государя, граф Кутайсов, доложил, что дежурный по внутренней страже дворца офицер желает сообщить государю нечто важное по секрету.

Поначалу Павел встревожился: при всяком внезапном к нему обращении он ощущал какое-то неприятное чувство. Но нашел в себе силы и произнес: «Пошли его сюда!»

- Честь имею донести вашему императорскому величеству, - отрапортовал вошедший офицер, - что на посту произошел необыкновенный казус с часовым…

- Какой казус, сударь?

- Часовой, вероятно в припадке горячки, доложил о каком-то бывшем ему видении…

Какой-то старец в монашеской рясе в самый момент разрешения от бремени ея императорского величества, подойдя к часовому, сказал: «Напомните государю, чтобы новорожденный назван был Михаилом, а вновь строящийся дворец - Михайловским».

- Прислать сюда часового! - крикнул государь.

Дрожа от страха, часовой слово в слово повторил то, что дежурный офицер передал императору.

К удивлению солдата и офицера, государь произнес:

- Знаю, знаю… это уже исполнено!

Часовому государь приказал выдать щедрую награду, а офицер пожалован был орденом Святой Анны.

На другой день император затребовал к себе архитектора Бренно, ответственного за постройку нового здания дворца.

- На главном фронтоне, обращенном к Итальянской улице, - приказал государь, - сделайте надпись, эту самую, - и он подал Бренно клочок бумаги, на котором его величества рукой было начертано: «Дому твоему подобает святыня Господня въ долготу дней» .

Историк, сообщивший об этом событии, отмечает, что число букв вышеприведенной надписи (в транскрипции того времени - 47), доныне сохранившейся на фронтоне Михайловского дворца, равно числу лет, прожитых императором Павлом (1754-1801). (см. «Великая книга пророков», М., 2007 , стр.445-446)

Информацию о надписи, выполненной бронзовыми буквами по фризу дворца, сообщает писатель Август Коцебу, в 1801 году посетивший Михайловский дворец.

Но это не все мистические странности, связанные с жизнью императора Павла.

Каменный гость и Медный всадник.

Современники утверждают, что сам Павел безоговорочно верил в свои пророческие сны и был участником еще нескольких мистических историй и оставили об этом несколько литературных свидетельств.

В журнале П.И. Бартенева «Русский архив» за 1869 год, были опубликованы записки баронессы Оберкирх, о мистическом видении еще не вступившим на престол Великим князем Павлом, своего прадеда Петра Первого. Вот как излагается рассказ об этом видении:

«Десятого июня 1782 года за ужином зашел разговор о чудесных явлениях.

Принц де Линь обратился к Павлу:

- А что Ваше высочество? Разве в России нет чудесного?

Великий князь поднял голову.

- Куракин знает, что и мне было бы что рассказать. Но есть воспоминания, которые я гоню из памяти.

Великий князь посмотрел на Куракина.

- Не правда ли Куракин, что и со мной было кое-что странное?

- Столь странное Ваше Высочество, что, право же, при всем моем к Вам доверии, я могу приписать происшедшее порыву Вашего воображения.

- Нет, это правда, сущая правда. И если Оберкирх даст слово не говорить об этом моей жене, то я расскажу вам, в чем было дело.

Мы все дали это обещание, и я его сдержала. Эти мемуары будут опубликованы лишь тогда, когда наше поколение уйдет со сцены. Передаю этот рассказ, как слышала его от Великого князя.

«Как-то поздним вечером, скорее ночью, шел по петербургским улицам, после вечера, проведенного во дворце.

Светила луна, весенняя ночь была довольно теплой.

Разговор имел шутливый характер.

Впереди меня шел слуга, затем Куракин, позади которого шел второй слуга. Куракин шел в нескольких шагах позади меня. Свет луны был ярок.

При повороте в одну из улиц я увидел в глубине подъезда высокую худую фигуру, завернутую в плащ, в военной, надвинутой на глаза шляпе. Человек будто ждал кого-то. Когда я миновал его, он вышел и пошел около меня с левой стороны. Громкие его шаги я запомнил навсегда - он шел как статуя. Я почувствовал леденящий холод в левом боку, идущий от незнакомца.

Обратившись к Куракину, я сказал:

- Судьба послала нам странного спутника.

- Какого спутника? - спросил Куракин.

- Господина, идущего слева, шаги которого слышны на всю улицу!

Куракин в изумлении заметил, что слева от меня никого нет.

- Как? Ты не видишь этого человека между мной и стеной?

- Ваше высочество! Вы идете почти вплотную к стене!

Я протянул руку и … ощутил камень стены…

И все же незнакомец был здесь, шел шаг в шаг со мной, и звук его шагов разносился по всей улице…

Я посмотрел на незнакомца и увидел его гипнотизирующий взгляд.

Я дрожал не от страха, но от холода.

Вдруг из-под плаща, закрывавшего рот таинственного спутника моего, раздался глубокий и грустный голос:

- Павел!

- Что Вам нужно? - механически ответил я.

Незнакомец остановился. Остановился и я…

- Павел! Бедный Павел! Бедный князь!

- Слышишь? - спросил я Куракина.

- Решительно ничего не слышу, ответствовал он.

Я, сделав над собой усилие, спросил незнакомца, кто он и что ему нужно?

- Кто я? Бедный Павел! Я тот, кто принимает участие в твоей судьбе и кто хочет, чтобы ты не особенно привязывался к этому миру, потому что ты долго не останешься в нем. Живи по законам справедливости, и конец твой будет спокоен. Бойся укора совести: для благородной души нет большего наказания.

Он двинулся вперед. Я следовал чуть позади. Где мы шли - я не знал. Смотрите, Куракин смеется, он думает, что это был сон!

Наконец мы пришли к большой площади, между мостом через Неву и зданием Сената .

Незнакомец подошел к одному, словно заранее отмеченному месту на площади и остановился. Остановился и я.

- Прощай, Павел! - сказал он.

- Ты еще увидишь меня здесь!

При этом его шляпа приподнялась, и глазам предстал мой прадед - Петр Великий.

Когда я пришел в себя, его уже не было.

На этом самом месте императрица возводит монумент, который скоро будет удивлением всей Европы.

Эта конная статуя, представляющая царя Петра, помещенная на скале.

Не я советовал матери избрать это место, выбранное или угаданное призраком!

И я не знаю, как описать чувство, охватившее меня, когда я впервые увидал эту статую». (Изложено по книге Н. Непомнящий «Великая книга пророков», М., стр.443-444).



Трёхчастный мост



Кленовая улица

Два павильона Кордегардий Михайловского замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I


Южный (главный) фасад

Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.

Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.

Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.

Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.

В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.

Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.

Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.


Западный фасад


Восточный фасад

В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.

8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.


Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.


Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800


Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г

Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны


Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина


М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны


Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755-1842)


Владимир Боровиковский (1757-1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)


Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны


Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны

Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" - этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.


Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы


Мария Фёдоровна во вдовьем наряде


Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе

Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке - в Гатчине , пригородной резиденции императора.

В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.


Павел I на портрете работы С. Щукина

В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название - "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.


Портрет императора Павла I — Николай Аргунов

В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.


В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I

В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.


Владимир Лукич Боровиковский

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) — фаворитка императора

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.


Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский

В 2001-2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. - одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.


Павел I - Владимир Боровиковский