Линия энкеля. Линия маннергейма краткое описание

Линия Маннергейма (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Линия Маннергейма - это целый комплекс оборонительных сооружений, созданных в период с 1920 по 1930 гг. на финской части Карельского перешейка. Именно в этих местах шли ожесточенные бои в период страшной Советско-Финской или «Зимней» войны. В Финляндии «линией Маннергейма» называли лишь главную линию обороны. Названа она была так в честь генерал-лейтенанта русской армии, главнокомандующего маршала финской армии, а позже и президента Финляндии - Карла Густава Маннергейма.

Укрепление стратегически важного района Карельского перешейка началось в 1918 г., то есть сразу после обретения независимости Финляндии, а продолжалось вплоть до Советско-Финской войны 1939-1940 годов. Первоначальная линия обороны носила название «линия Энкеля» и пересекала весь Карельский перешеек от Ладоги до Финского залива.

Несмотря на то, что к 1924 здесь появился мощный укрепленный район, в 1927 г. стало понятно, что необходимо усовершенствовать оборонительные сооружения, что и делали на протяжении 1931-1932 гг. Новые объекты обладали огромной огневой мощью, но и стоили недешево, за что получили прозвище «милионники».

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон - со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь. Об этом говорил и непосредственный строитель линии и участник конфликта Карл Густав Маннергейм. Однако сохранившиеся сегодня укрепления представляют большой исторический интерес.

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон - со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь.

Для посещения оборонительной линии лучше заказать экскурсию, в ходе которой, кроме рассказа и обзора сооружений, можно увидеть вооружение и снаряжение обеих воевавших сторон, а также узнать интересные подробности о «Зимней» войне. А то и попробовать полевой обед или чай у костра.

Линия Маннергейма

Координаты

Наиболее удобный для посещения участок линии Маннергейма - это укрепленный район Суммакюля, возле деревни Каменка. Расстояние от Санкт-Петербурга до нее чуть больше ста километров по трассе Е18, далее съезд на Кирилловское, далее следовать в сторону трассы А125, а на перекрестке с А125 повернуть налево. Оборонные сооружения расположены совсем рядом с шоссе.

Финские укрепления на Валааме формально не относятся к оборонительным сооружениям, известным как «Линия Энкеля» или «Линия Маннергейма». Но фактически они тесно связаны и строились одновременно с ними, играя важную роль в системе финской обороны: крупнокалиберные орудия, установленные на островах Валаамского архипелага, препятствовали возможности продвижения советских кораблей по Ладоге и высадки десанта в тылу и на фланге линий обороны на Карельском перешейке. Именно поэтому на Валааме уже в 1918 году (сразу по окончании гражданской войны в Финляндии) появились военные, а с 1919 года началось строительство Валаамского укрепрайона, прежде всего позиций береговой артиллерии и связанной с ними инфраструктуры.

Предлагаем вашему вниманию материалы, собранные Игорем Сазеевым и Яной Гайдуковой для читателей сайта , посвященные истории создания и значению линии Маннергейма.

Линия Маннергейма

Линией Маннергейма принято называть финские военные сооружения, построенные в 20-е – 30-е годы XX века у юго-восточных границ Финляндии на Карельском перешейке, между Финским заливом и Ладогой.

Оскар Пауль (Оскар Карлович) Энкель

Линия Энкеля (1918-1931)

Еще в 1918 году по приказу Карла Густава Эмиля Маннергейма, генерал-лейтенанта русской армии, впоследствии фельдмаршала и маршала Финляндии, военные инженеры разработали первый план линии обороны Карельского перешейка. В действительности же в 1919-1924 гг. укрепления строились по другому плану, поэтому сооружения этого периода правильнее называть линией Энкеля .

Оскар Пауль (Оскар Карлович) Энкель долгое время служил в русской армии, участвовал в Русско-японской войне, окончил Академию Генерального штаба, во время Первой Мировой войны полковник Энкель был представителем Генштаба России в Италии и Сербии, затем служил в штабе союзников в Константинополе. Вернувшись в Финляндию, в 1919 г. он возглавил Генеральный штаб финской армии в звании генерал-майора. Именно под его руководством началось строительство укреплений на Карельском перешейке.

Всего за это время было сооружено 168 бетонных фортификационных сооружений. После отставки Энкеля в сентябре 1924 г. строительство прекратилось и возобновилось лишь в 30-е годы.

География линии Энкеля

Главная полоса обороны (линия Энкеля) проходила через Ключевое–Ермилово–Солдатское–оз.Глубокое–оз.Раковое–Вуокса (современные названия). Вторая, тыловая оборонительная позиция защищала подходы к Выборгу (Соколинское–Черкасово–Озерное–Вещево).

Красным отмечена линия Энкеля, розовым - линия Маннергейма, зелёным - советско-финская граница

Линия Маннергейма (1930-е гг.)

Маннергейм же в 20-е годы не занимал значимых постов в армии и государстве и значительную часть этого периода провел за пределами Финляндии. Только в 1931 г. он стал Председателем Комитета обороны Финляндии, но до 1938 г. это был больше декоративный орган (упомянем, что штаб Комитета в составе разведывательного и оперативного отделов был организован лишь в 1938 г.). По инициативе К.Г.Э.Маннергейма с 1932 года строительство и модернизация линии Энкеля продолжились, однако до 1938 г. государство выделяло на это весьма скудные средства.

Маннергейм о линии Энкеля
(1931 г.)

Вот что пишет Маннергейм об осмотре линии Энкеля в 1931 году в своих мемуарах: «Карельский перешеек - замок Финляндии, наши Фермопилы: он представляет собой тесный проход между Финским заливом и Ладожским озером, шириной всего лишь 70 километров в самом узком месте. Местность для обороны весьма пригодна, ибо озера и болота разделяют перешеек на относительно легко защищаемые узкие участки. Мореный грунт позволяет строить полевые укрепления, но менее пригоден для строительства долговременных укреплений, ибо отсутствует скальная основа. Слабохолмистая местность, к сожалению, оказалась легкопроходимой для танков. […] Осмотренные мной несколько десятков пулеметных гнезд и артиллерийских позиций, которые были выстроены в начале 20-х годов в качестве основы оборонительной линии, по своей конструкции были непригодными, да и расположены они были неудачно.

Поскольку они не поддерживались в порядке, большая часть оборудования пришла в негодность, так же, как и незначительные заграждения из колючей проволоки. Оборонительные устройства, естественно, не представляли собой какой-либо единой системы. По возвращении в Хельсинки я рассказал о результатах своих наблюдений министру обороны Оксала. Мне удалось убедить его в том, что для укрепления перешейка необходимо что-то делать».

Модернизация линии Маннергейма в 1930-х годах

В 1932 году финны приступили к постройке пулеметных дотов улучшенного типа, а в 1936 году частично модернизировали и доты 1920-х годов. Самые мощные укрепления строились на наиболее опасном участке дороги Ленинград – Выборг на линии наступления.

Лишь в 1938–1939 гг., почувствовав неизбежность скорой войны, финское правительство резко увеличило ассигнования на строительство линии обороны. В этот период на линии Маннергейма были построены ДОТы (долговременные огневые точки) так называемого второго поколения из мощного армированного бетона. Было построено 7 ДОТов - «миллионников» (их так назвали, поскольку строительство каждого из них обошлось казне более чем в миллион финских марок). В отличие от остальных дотов, построенных на Карельском перешейке, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения.

Комплекс сооружений от Финского залива до Ладожского озера представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была линией Маннергейма. Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Кроме того, были построены 136 километров противотанковых препятствий, натянуты 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы. Работы по сооружению оборонительных укреплений к началу зимы 1938-39 года завершены не были.

Мифологизация линии Маннергейма во время Зимней войны 1939-1940 гг.

Тем не менее, советские войска во время Зимней войны 1939-1940 гг. более двух месяцев не могли прорвать линию Маннергейма, несмотря на солидный перевес в живой силе и подавляющее преимущество в боевой технике, и несли огромные потери. Именно тогда в СССР появились преувеличенные описания ее неприступности. Нужно ведь было как-то объяснить неудачи Красной армии. Мощь укреплений линии Маннергейма была преувеличена и подверглась даже некоторой мифологизации, хотя куда большую роль сыграл так называемый человеческий фактор, иными словами - дух советских и финских воинов.

Советский партийный и государственный деятель Анастас Микоян , член Политбюро ЦК КПСС в 1935–1966 годах, писал: «Сталин - умный, способный человек - в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу».

О мощи финской оборонительной линии писали и западные газеты, ну а финские информационные службы не пытались развенчать этот миф, заботясь о боевом духе собственного народа.

Вот что писал о линии Маннергейма сам маршал Маннергейм: «…Русские ещё во время войны пустили в ход миф о «линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн… Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но ее образовывали только редкие долговременные пулеметные гнезда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у нее отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «линией Маннергейма». Ее прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений ».

Начало Зимней войны. Красная линия - государственная граница СССР и Финляндии, темная линия - главная линия финской обороны на Карельском перешейке (линия Маннергейма).

Солидарен с маршалом и российский историк А.В.Исаев: «В действительности «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейской фортификации. Подавляющее большинство долговременных сооружений финнов были одноэтажными, частично заглубленными в землю железобетонными постройками в виде бункера, разделенного на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями». Он пишет также о том, что противотанковые надолбы рассчитывались на противодействие устаревшим танкам, вооружение даже ДОТов-«миллионников» не позволяло эффективно бороться с советскими средними танками типа Т-24, а количество долговременных огневых сооружений (ДОС, пулеметных или артиллерийских) на 1 км линии было очень маленьким: 214 ДОС на 140 км (1,5 ДОС на 1 км), из них только 8 артиллерийских. Для сравнения: на расположенной неподалеку «линии Сталина» Карельского укрепрайона эта плотность составляла 2,5, причем 10% ДОС были артиллерийскими, вооруженными дивизионными пушками калибра 76,2 мм. Эти пушки могли поразить любой танк того времени. На линии Мажино плотность ДОС составляла 14 на 1 км, а на немецкой линии Зигфрида - 32!

Как отмечает финский историк О.Маннинен, у финнов хватило ресурсов на постройку только 101 бетонного бункера (из низкокачественного бетона) , причём бетона на них ушло меньше, чем на здание Хельсинкского оперного театра; остальные укрепления линии Маннергейма были дерево-земляные (для сравнения: линия Мажино имела 5800 бетонных укреплений, включая многоэтажные бункеры).

Тем не менее, на линии Маннергейма происходили гораздо более кровопролитные сражения, чем на упомянутых выше оборонительных линиях. Здесь сыграли роль и просчеты советского командования, особенно в декабре 1939 г., и стойкость и мужество солдат и офицеров с обеих сторон.

Мемориальная доска в память всем жертвам Зимней войны в районе Суммакюля. Здесь, у дороги на Выборг, в декабре 1939 года происходили особенно ожесточенные бои. Селение Сумма в результате боев было полностью уничтожено. Фото Витольда Муратова.

После того как в марте 1940 г. Советский Союз всё-таки выиграл эту войну и получил Карельский перешеек, специальные команды саперов демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских ДОТов - осколки бетона и бронеколпаков - в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвященных советско-финской войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной армии. Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы.

Линия Маннергейма после распада СССР

Остатки укреплений линии Маннергейма после Великой Отечественной войны были частично демонтированы, частично взорваны. Но и сейчас на Карельском перешейке можно встретить поросшие мхом остатки ДОТов, надолбов, траншей, а с 90–х годов на местах кровопролитных сражений Зимней войны на Карельском перешейке стали появляться кресты и памятные знаки. В наше время мы узнаём все больше правды об этой войне, которую участвовавший в ней поэт-фронтовик Александр Твардовский назвал «незнаменитой».

Источники:

  1. Маннергейм К.Г. Мемуары.
  2. Линия Маннергейма - Википедия.
  3. Наталья Митина. Линия Маннергейма: еще один исторический миф?
  4. Алексей Исаев. Главные мифы о Второй Мировой.

P.S. Название «линия Маннергейма» пишется с маленькой буквы без кавычек.

В начале ноября в составе экипажа тестовой Toyota Venza я отправился в Санкт-Петербург.
В планах было посмотреть грандиозный Гранд-Макет, а также ознакомиться со знаменитым комплексом фортификационных укреплений - Линией Маннергейма.

Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.

Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась "ближней Финляндией" - городом Терийоки.
Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой - очень престижное направление.

Пока мы едем - расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа - в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.

Фото с сайта glebychevo.narod.ru

Первая остановка - дот Sk6. От него мало что осталось, т.к он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.

ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

Sk6 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки нового железобетонного полукапонира, рассчитанного на два станковых пулемета с перекрещивающимися секторами огня. Бункер был оснащен вентиляционной системой и прожектором. В советских разведданных числится под №36.

24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.

Мемориальная плита около ДОТа:

Через дорогу от sk6 находится ДОТ sk5, который я ошибочно принял за отброшенную взрывом плиту.
Sk5 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки бокового железобетонного капонира с амбразурой для станкового пулемета, амбразурой для ручного пулемета, бронеколпаком и прожектором. В советских разведданных числится под №31.

19 декабря 1939 года прорвавшиеся в тыл советские танки расстреляли амбразуру ДОТа, уничтожив пулемет. 24 декабря (по другим данным - 29 декабря) в результате мощного артобстрела полностью разрушена старая часть бункера. Бронеколпак, получивший механические повреждения, разбит 22-23 января (по другим данным - 16 декабря)пятью прямыми попаданиями 152-мм снарядов. Тогда же была разрушена фронтальная стена и часть бокового крыла. Бункер удалось расчистить от обломков, сохранив боеспособность. 9 февраля 1940 года ДОТ выдержал 8-часовой обстрел прямой наводкой, но на следующий день снаряды пробили крышу, и гарнизон был вынужден оставить его.

Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон:

Можно увидеть сохранившуюся амбразуру:

Остаток металлического ящика тех лет (кто-нибудь знает что них хранилось?):

За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили.
В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.

ДОТ Sk10 относится к ДОТам "Миллионникам", названным так из-за высоких затрат на строительство - более 1 миллиона финских марок.
Схематически ДОТ выглядит так:

Sk10 - Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом, их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера - "Кюмппи" - "Червонец". В советских разведданных числится под №40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.

Вход в западный каземат выглядит вот так:

Колодец в центральном каземате бункера, именно в нем перемещался лафет:

Пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):

Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено

Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев:

Маркировка на гильзе - 39 год:

Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.

Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

Первый ряд надолб обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).

Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно (во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.

Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов - высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим (и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты (или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.

Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.

Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 - один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.

В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.

Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):

Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.

К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.

Координаты точек:
Бункер Sk5 - 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 - 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов - 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 - 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 - 60.512214, 29.009698

Пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.

26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советской стороной была полностью возложена на Финляндию. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. В составе СССР оказалось 11 % территории Финляндии (со вторым по величине городом Выборгом). 430 тысяч финских жителей были принудительно переселены Финляндией из прифронтовых районов вглубь страны. Начало военных действий привело к тому, что в декабре 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций.

ПРОИЗВОДСТВО : Ленинградская студия кинохроники

Фильм перешёл в разряд "Общественное достояние ".

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссеры монтажа : , Н. Комаревцев, В. Соловцов
Операторы : Н. Блажков, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель , С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан) , С. Школьников (в титрах не указан)
Начальники съёмочных групп : А. Кузнецов, М. Нагинский
Консультант : Герой Советского Союза комбриг А.Ф. Хренов
Текст : Б. Агапов
Текст песни : А. Готович
Музыка песни и музыкальное оформление : Дмитрий Астраданцев
Звукооператоры : И. Волк, Д. Овсяников

СПРАВКА


1. В 1936 году начали частичную модернизацию дотов, построенных в 1924 году (линия Оскара Энкеля) . В 1937-м построили первый дот - «миллионник» (он стоил 1 млн. финских марок). Инициатором работ стал барон Маннергейм , вернувшийся в большую политику. На линии Энкеля было построено 7 «миллионников».
Новые доты отвечали требованиям современной войны, строились из высококачественного бетона, имели амбразуры флангового огня и мощную защиту из стальных плит, установленных под наклоном. Снаряд при попадании в такой дот ударял в щит и отлетал, разрываясь в стороне. В отличие от остальных дотов Карельского перешейка, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения. Остальные доты на Карельском перешейке были пулеметными и не способными противостоять танкам.Сплошной бетонированной линии обороны на Карельском перешейке финнам построить так и не удалось. Было создано 22 узла сопротивления, прикрывающих основные дороги. Советская пропаганда рассказывала про 343 неприступных бетонных крепости на линии Маннергейма. Но исследования историков-краеведов, показали, что на Карельском перешейке их было около 180.

2. Сталин требует от правительства Финляндии отодвинуть границу на Карельском перешейке от Ленинграда и отдать в аренду полуостров Ханко для размещения советской военно-морской базы. Договориться с Финляндией не удается. 30 ноября 1939 года части Ленинградского военного округа перешли финскую границу на Карельском перешейке. Бойцам Красной Армии внушали, что они идут помочь финским рабочим расплатиться с белогвардейцами.

3. С 17 по 25 декабря 1939 года на высоте 65,5 метров произошло самое кровопролитное сражение начального этапа советско-финской войны. 20-я тяжелая танковая бригада пыталась взять дот на линии Маннергейма. На многих участках фронта части Красной Армии не смогли даже подойти к линии долговременных сооружений. Из 200 финских дотов в зоне боевого контакта находилось всего 55. На восточном участке фронта, в районе Тайполе, советские войска быстро уничтожили все бетонные сооружения, но прорвать оборону не смогли. Она держалась исключительно на деревоземляных укреплениях и окопах. 25 декабря Сталин приказал штурм прекратить и готовиться к решающему сражению.

4. Финны разгромили 5 дивизий (причем полностью уничтожили 3) и танковую бригаду Красной Армии севернее Ладоги. 11 февраля 1940 года Красная Армия начала наступление на Карельском перешейке . Войска атаковали по всему фронту. Прорывали линию Маннергейма специальные штурмовые группы, состоящие из танков, пехоты и саперов. Советские саперы шли на прорыв, обкладывали взрывчаткой амбразуры, подрывали их вместе с собой. После прорыва линии Маннергейма на главном направлении советские войска развивали наступление на Выборг.

Использована информация открытых источников.

Цитаты

[...]русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»…Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «Линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений.

Карл Густав Маннергейм. Мемуары. Изд-во «ВАГРИУС».1999.,

[...]Слабые стороны финских долговременных сооружений таковы: неполноценное качество бетона у построек первого срока, перенасыщение бетона гибкой арматурой, отсутствие у построек первого срока жёсткого армирования.
Сильные же качества ДОТов заключались в большом количестве огневых амбразур, простреливавших ближние и непосредственные подступы и фланкировавшие подступы к соседним железобетонным точкам, а также в тактически правильном расположении сооружений на местности, в тщательной их маскировке, в насыщенном заполнении промежутков.[...]

Генерал-майор инженерных войск А. Хренов (Бои в Финляндии, Воениздат НКО СССР, 1941),

Сталин - умный, способный человек, в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу.

Анастас Микоян,

[...]Правда, детальной характеристики всей линии Маннергейма нигде не проводилось. Некоторые сотрудники нашей разведки, как это явствовало из присланных в ЛВО материалов, считали даже эту линию не чем иным, как пропагандой. Как выяснилось впоследствии на практике, это был грубый просчет… Перед началом действий я еще раз запросил разведку в Москве (относительно финских укреплений – Авт.), но опять получил сведения, которые позднее не подтвердились, так как занизили реальную мощь линии Маннергейма. К сожалению, это создало многие трудности. Красной Армии пришлось буквально упереться в нее, чтобы понять, что она собой представляет.

Мерецков К. А. (На службе народу. Страницы воспоминаний. М., 1969),

[...]А теперь позволю себе как свидетелю и участнику многих событий восстановить историческую правду о разведке и о ее мнимых грехах в советско-финской войне… Хорошо помню, что все мы, работники оперативного отдела (накануне и во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. В. Новобранец работал в оперативном отделе Штаба ЛВО – Авт.), пользовались так называемым “черным альбомом”, в котором содержались все исчерпывающие данные по финским укреплениям на Карельском перешейке (“линия Маннергейма”). В альбоме были фотоснимки и характеристики каждого ДОТа: толщина стенок, наката, вооружение и т.д. Позднее, уже работая в Разведупре, я опять-таки видел этот “черный альбом”. Он был и в штабах действующих войск на Карельском перешейке. Как же смели руководители правительства утверждать, что таких данных не было? Виновно в неудачных начальных действиях войск само правительство, и в первую очередь нарком обороны Ворошилов и лично Сталин, а не разведка[...]

В.А. Новобранец. Накануне войны. Журнал «Знамя», 1990, № 6.,

[...]Линия Маннергейма - это последняя оборонительная линия в истории человечества, которая сыграла хоть какую-то роль. Вторая мировая война показала, что дело решают не доты и не дзоты, а танки, бомбардировочная авиация, штурмовики и механизация.
Линия Маннергейма - фантом. Для финнов это памятник их героического сопротивления Красной Армии, которое привело к тому, что Финляндия осталась независимой. Для советских командиров - это оправдание перед Сталиным за такие огромные потери. Это линия нашей памяти о незаметной, но кровопролитной советско-финской войне.[...]

Из книги Л. Лурье «Без Москвы» (2014),

Фильм создавался как отчёт и объяснение длительных боевых действий (3,5 месяца на 70 километров глубины полей сражений). Фактически же, как представление о преодолении высокотехнологичной обороны в суровых условиях 40-градусной зимы.
В фильме наглядно объясняются главные причины этой войны: способность создания мощной войсковой группировки на расстоянии артиллерийского выстрела от Ленинграда, участие западных милитаристских держав в создании Линии Маннергейма.
В фильме настойчиво создаётся впечатление о крайне трудной военной операции: демонстрируются карты глубоко эшелонированной обороны, сообщаются количество и подробности вражеских укреплений, говорится об ожесточённом сопротивлении, рассказывается об остроумных стратегических и тактических решениях.

Кино-театр.ру,

[...]никто не собирается оспаривать последующий финляндский период истории и действий Маннергейма, никто не собирается обелять этот период истории. Вообще все, что произошло, это еще одно доказательство, как резко изменила жизнь многих людей, Октябрьская революция, столетие которой мы через год будем отмечать. Но при этом нельзя забывать, ту достойную службу генерала Маннергейма, которую он проходил в интересах России.

Сергей Иванов (из речи на церемонии открытия в Санкт-Петербурге мемориальной доски финскому фельдмаршалу Карлу Маннергейму),

[...]Тем вот, кто сейчас там кричит, я хочу напомнить от нас: не надо быть святее папы Римского и не надо стараться быть большим патриотом и коммунистом, чем Иосиф Виссарионович Сталин, который лично защитил Маннергейма, обеспечил его избрание и сохранение за ним поста президента Финляндии и умел к поверженному, но достойному противнику, относиться с уважением[...]
И вот доска в честь Маннергейма - это еще одна попытка Российского военно-исторического общества, еще одна наша попытка преодолеть в канун столетия русской революции, преодолеть трагический раскол в нашем обществе. Именно поэтому мы устанавливаем по всей стране памятники героям Первой мировой войны, которые потом оказались по разные стороны баррикад.

В. Мединский, министр культуры РФ (из речи на церемонии установки в Санкт-Петербурге мемориальной доски),

Линия Маннергейма — это цепь военных укреплений между Ладожским озером и Финским заливом, состоящая из связанных между собой укрепленных бетонных сооружений — ДОТов, которые входили в состав опорных пунктов. Вокруг них неприступными заграждениями становились мины и ряды колючей проволоки. Всего на линии Маннергейма насчитывалось около 280 огневых точек, уходящих вширь на 135 км и вглубь на 90 км. Укрепления появились в 20-х годах XX века по инициативе финского командования для защиты от нападения русских. Руководил созданием укрепления Оскар Энкель. Постепенно сооружения укреплялись, а качество материалов — улучшалось, тем самым модернизируя линию обороны.

В ходе русско-финской войны в 1939 году атаки советских войск укрепленного района закончились поражением. В сочетании с труднопроходимыми окрестностями и сложным рельефом Карельского перешейка, мощные оборонительные сооружения стали неприступными. Линию назвали в честь командующего финскими войсками Карла Маннергейма. Прорвать оборону удалось только спустя два месяца, и это стало поворотной точкой Зимней войны. Сразу после этого оборонительная линия была подорвана саперами. На месте остались только инженерные сооружения и множество военных объектов, остатков снарядов, мин в огромной концентрации, которые и превратили этот район в музей под открытым небом.

Как добраться

Пешком:
1. На электричке до станции Лейпясуо, а оттуда по лесной тропе до грейдера. Затем повернуть налево и идти до высоты 65, 5.
От ст.Лейпясуо примерно 10 км.
2. На электричке до станции Кирилловское, затем по автодороге до танкового полигона. На полигоне идти по "Танковой директрисе" до высоты 65,5.
От Кирилловского до полигона по асфальтовой дороге - 10 км (можно поймать попутку), по "Танковой директрисе" до высоты 65,5 - 4 км.
Всего - 14 км.
3. На электричке до станции Гаврилово, далее по дороге до грейдера, затем свернуть налево и до высоты 65,5.
Примерно - 12 км.

На машине:

По "Скандинавии" до Гаврилово, затем выехать на грейдер и доехать до высоты 65,5.
От развязки с КАД до высоты 65,5 - примерно 100 км.